Будусов Виктор (wanderv) wrote,
Будусов Виктор
wanderv

Categories:

Славяне появились в Средиземье

Вчера случилось эпохальное событие. В расширенной вселенной Средиземья появился народ с основанной на славянской культурой и языком. Немножко предыстории. В Средиземье каноном являются, конечно же, только работы Толкина, причём из-за копирайта канон разделён на две части: книги Хоббит и ВК; всё остальное, включая Сильмариллион. Как правило, коммерческому использованию подлежит только первая часть. Все продукты, использующие вселенную Средиземья, делятся на 2 категории:
1. Просто использующие персонажей и локации. Тут могут быть любые извращения, типа Гэндальфа верхом на Фродо избивающего Саурона палкой.
2. Соответствующие канону и лору. Продукт максимально  соответствует книгам, белые пятна можно аккуратно дорисовывать, согласовывая это с правообладателем. Тут тоже могут быть небольшие искажения, но только незначительные.

Вторую категорию можно с некоторой долей условности отнести к расширенной вселенной Средиземья, хотя, к сожалению, официально кодификации этого нет и продукты от разных создателей могут противоречить друг другу, несмотря на согласования с правообладателем. Самый известный пример таких продуктов - это фильмы по ВК и Хоббиту от Питера Джексона. А самый проработанный и закрасивший максимум белых пятен - ММОРПГ Lord of the Rings online. И вот вчера они опубликовали на тестовом сервере обновление, содержащее новые регионы Средиземья, а кроме того новый народ, использующий славянский язык. Никогда не догадаетесь, какой расы этот народ! :)))


Случилось чудо.

Для начала стоит отметить, что славяне крайне редкие гости в западном фэнтези. Законодателями мод в фэнтези являются англичане и американцы. Придумывают всякие миры. Обычно действующие лица принадлежат английской, германской или скандинавской культуре. Родоначальник жанра - Толкин - был кстати поразнообразнее в этом плане. Так у него за основу одного из языков эльфов был взят финский, а базой тайного языка гномов является иврит/идиш. Сейчас основными продуктами являются игры и сериалы. Там можно увидеть кого угодно, но только не славян. Китайцы (и вообще азиаты), негры уже чуть ли не в обязательном порядке. В сериальном фэнтези-флагмане "Игра престолов" кого только нет: и африканские племена, и условные греки/итальянцы, и ближневосточные деспотии, и т.д. Славян нет.

В топовых игровых вселенных славян тоже не сыскать. Азерот из Warcraft'а - нету вообще. Final Fantasy - нет в принципе. Тамриэль из серии Elder Scrolls - следы славян есть, наличествуют несколько городов с окончанием на -град, упоминаются древние герои с именами типа Рислав, однако в период действия игр от славян почти ничего не осталось, видимо по лору их ассимилировали. Справедливости ради стоит упомянуть, что в знаменитой Dungeons and Dragons - гигантской серии настольных игр, также присутствующей в книгах, играх и даже в фильмах, славяне есть, причём сразу русские. Страну русских даже можно посетить в дополнении Mask of betrayer к культовой РПГ Neverwinter nights. Ещё можно вспомнить, что в другой вселенной настольных игр Warhammer люди живут в некоем подобии СРИ и кроме немцев там и чехи есть, даже Прага своя есть :).

Но у Фэнтези №1 в базовом каноне славян не было вообще. Можно искать аналогии России в Рохане, но всё же роханцы - это такие идеализированные готы, германское племя. Ну, совковые дебилоидные вопли, что русские у Толкина - это орки, я разбирать не буду. Это бред. Орки основаны на турках :). Самым крупным разработчиком Средиземья заслуженно считаются создатели ММОРПГ Lord of the Rings online. Так как это игра подразумевает большой мир, то разработчикам пришлось зарисовывать множество белых пятен на карте. Соответственно им приходится детализированно изображать народы и страны, которые у Толкины удостоены парой слов. Так, к примеру, дунландцы сделаны на базе кельтской культуры (в основном шотландской). Истерлинги на базе узбекской :). Лоссоты - это финны. И т.д.


Кто-то явно много играл в Kingdom come deliverance :)

И вот, наконец, во вчера опубликованном апдейте, содержащем сразу 2 новых региона - Железные холмы и Серые горы, появились такие имена, как Страхек, Можек, Задох, поселение с названием Дом Гору. Да-да, это опять чехи :)). И эти носители чешской культуры .... ГНОМЫ! :D Это очень забавно, но разработчики ввели представителей нового колена гномов, отличного от длиннобородов. Назвали их Zhelruka - сокращение от "железная рука". Судя по всему это колено гномов Ironfists, но разработчики не могут напрямую использовать это название из-за идиотского копирайта. И вот так вот выкрутились :). И вот эти железноруки имеют чешские имена и используют чешские слова. Ну что ж, свершилось! А мы теперь знаем, кто в Средиземье наши :))).
Tags: игры, культура
2

_nekto

August 16 2018, 09:17:10 UTC 11 months ago Edited:  August 16 2018, 09:23:05 UTC

>славяне крайне редкие гости в западном фэнтези. Законодателями мод в фэнтези являются англичане и американцы. .... Родоначальник жанра - Толкин - был кстати поразнообразнее в этом плане. Так у него за основу одного из языков эльфов был взят финский, а базой тайного языка гномов является иврит/идиш.


Не могу не вбросить, еще не дочитав, что у Толкиена есть славяне -- это роххирим, жители Рохана.

Характерно что там оне как раз успешно свергают под руководством товарища Гендальфа прогнивший отсталый режим какого-то алкоголика-дегенерата Распутина. После чего идут в первых рядах, -- НЯП, буквально: на острие атаки, под удар основных частей, закрывать прорыв, мясом на дзот и т. п. , -- осененные рыцарем света, втруху^W в войну с клятым мордором.
Вместе с силами добра. Но на острие именно этих, а вообще вместе.

slavatrush

August 16 2018, 10:33:33 UTC 11 months ago Edited:  August 16 2018, 10:33:44 UTC

Нет, это не так
Роханцы - это кавалерия. А славяне бились пешими.

_nekto

August 16 2018, 11:48:03 UTC 11 months ago Edited:  August 16 2018, 11:55:29 UTC

Пеший конному не соперник, просто в период гегемонии кочевников (ига) большая часть престижного сословия конников состояла в восточных землях из них по социально-кастово-этническим обстоятельствам.

Особый привет вам передают польские гусары, -- особенно крылатые гусары, -- и бандиты-лисовички.
Крылатые гусары - это уже XVI-XVII век. Ренессанс, а не средневековье

_nekto

August 16 2018, 09:29:28 UTC 11 months ago Edited:  August 16 2018, 09:34:09 UTC

> Elder Scrolls - следы славян есть, наличествуют несколько городов с окончанием на -град, упоминаются древние герои с именами типа Рислав



А верно ведь! И правителя Скинграда в игре зовут, как раз, Яном.
Причём он вампир :).

Вообще инкрустация славянства в Тамриэле очень странная. Я там нашёл примерно 3 места, эдаких бывших центров славянства. Но оно осталось только в названиях. Как будто славяне там когда-то жили, а потом были ассимилированы другими культурами.
А еще два какие?

wanderv

August 16 2018, 12:24:17 UTC 11 months ago Edited:  August 16 2018, 12:32:00 UTC

1. Коловия с центром в Скинграде.
2. Центр и север Саммерсета. Там есть поселения Руссафилд (Русское поле?! :)) и Корград.
3. Силград в Морроувинде.
4. Ещё иногда попадаются славянские имена в Хай Роке, например, король Казимир.

Из чего можно выдвинуть теорию, что славянами в Тамриэле были... эльфы! :) Т.е. видимо в Меретическую и Первую эпохи эльфы как-то делились внутри себя на народности. Эльфы в основном жили на Саммерсете и пытались колонизировать Тамриэль. Группа славянских эльфов жила в центре и на севере острова. Они тоже шли колонизировать вместе с остальными эльфами. Так видимо появились небольшие области со славянскими названиями в Сиродииле (империя Айлеидов), Хай Роке (гегемония Диренни) и Морроувинде (каймеры, потом данмеры). Потом эльфийские нации сложились в единые культуры и славянский элемент был подавлен. Последним очагом была Коловия, в которой местные люди переняли от доминирующих айлеидов эту культуру. Но потом и она исчезла под натиском единой имперской культуры (которая Древний Рим :)).

PS Под эльфами имею в виду именно альтмеров, а точнее древних альдмеров.
Забавно)
Кстати, в копилочку теории про русских предков эльфов. Недавно вышло дополнение для ТЕСО - Саммерсет. Так там на острове водится местный эндемик - индрик! А индрик - это именно русская мифология. Так чта.... ;)

_nekto

August 17 2018, 18:33:30 UTC 11 months ago Edited:  August 17 2018, 18:35:58 UTC

Нерелевантно. ТЕСО -- неканоничный фанфик, да и просто бездарный.
Ну, здрасьте. Полный канон. Все игры Бетезды, даже мобильные - канон.

_nekto

August 17 2018, 20:49:49 UTC 11 months ago Edited:  August 17 2018, 21:52:28 UTC

Я не в смысле "по уставу", а без сеттинговой и художественной совместимости с ТЕС.

А также, без "души". Ну, даже тема тоталитарного угара в Морровинде не проработана, а ведь это должно было быть как раз "государство первых пятилеток^W пятисотлеток" во Вторую Эру.
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
В серии Baldur's Gate (и вообще в Forgotten Realms) Минск и хомяк Бу пришли из холодной северной страны Рашемен.
Про DnD я написал :). Да, там сразу русские есть.
Есть такое мнение, что все искатели-ненаходители "славян" и "русских" у Толкина не замечают русского слона прямо посреди повествования "Хоббита".

"Русские" - это жители Эсгарота (Озерного города - города построенного на воде далеко на северо-востоке, но всё же лежащего в границах Запада Средиземья - ничего не напоминает?), Дейла ("тоже русские", но пострадавшие не так давно от красного дракона (а можно и не зачеркивать, а посмотреть авторские иллюстрации), а также тамошние гномы (которых всё склоняют к черте оседлости, хе-хе, хотя это скорее саксонцы-силезцы-чехи рудокопы из старых немецких сказок вокруг до около Рудных гор), и, внимание, Беор и беорнинги. Есть свидетельства, что Толкин изначально таки и хотел назвать Беорна Медведом. "Днем хороший, годный (для загостившихся лордов-магов и их хоббитов-подопечных из английского мидлль-класса), но ночью может оборотиться медведем и выкинуть какой фортель." Беорнинги живут по берегам единственной действительно большой реки Запада-Европы Средиземья, текущей с Севера на Юг, по ней можно попасть в древние цивилизованные земли у теплого моря. Андуин таким образом это сплав Дуная, Днепра и Волги (но никак не Рейна или Сены).

Народы Андуина и Одинокой горы участвуют в двух основных конфликтах классической тетралогии ("Хоббит" плюс ВК), но на вторых ролях. Ведь Битва Пяти Воинств в Хоббите - это лишь отвлекающий маневр, оттянувший войска Некроманта от Дол-Гулдура, который тут же получил эльфийско-магическое вторжение Гэндальфа, Галадриэли и Элронда. А в комментариях к ВК и авторской хронологии описаны события на Севере во время Войны Кольца. Там оказывается был Второй Фронт, оттянувший на себя Дол-Гулдурскую армию орков и гоблинов Мглистых гор, посему северо-западные земли Запада остались нетронутыми. И всё там больше героические и кровавые обороны городов и Одинокой горы, а не лихие прорывы кого-то куда-то.

А эти ваши рохирримы-роханцы больше американцев напоминают. Простые нравы, прерии, лошадки, престарелый президент король-инвалид, фашистские изменники в истеблишменте и долгая раскачка в плане помощи. Да и не мог англичанин-профессор, у которого за окном Империя, а на носу "очечки" назвать американцев эльфами, да еще валинорскими.)))
Ну, я ж пишу, речь не об аналогиях, а о народах напрямую сделанных на той или иной культуре.
Здесь, мне кажется, также стоит подумать что для Толкина (да и для других авторов) тот или иной народ, заслуживающий отражения в его фантастическом мире.
Политическая нация - грубо говоря "городские", которые и влияют на ум заморских профессоров своими действиями в политике, войне и высокой культуре. Или фольклорные "деревенские", с избами и косоворотками-венгерками-вышиванками, которых так любят выискивать их соотечественники.
А то "русские" для человека, прожившего в сознательном возрасте от Николая до Брежнева - они должны быть очень разные, но точно не только и не столько степные деревенщины на конях или бородачи из лесов.
А еще среди перечисленного вами нет так модного нынче Кислева.
Аааа, точно! В Вахе же есть натуральные русские! Совсем про них забыл. Вот почему-то в настолках русских любят. А в мэйнстриме, увы, нет.
Там скорее микс из русских и поляков

цивилизация 3 вархаммер, можно поиграть за Кислев

Anonymous

August 22 2018, 15:38:45 UTC 11 months ago

В ПЛиО один из Вольных городов - Норвос весьма клюквенно выглядит - с бородатыми жрецами, дрессированными медведями, колоколами и постоянно молящимися жителями.
В ИП, вроде бы, даже не упоминается.