Будусов Виктор (wanderv) wrote,
Будусов Виктор
wanderv

Categories:

Три стратегии 2010. Перезагрузка.

Этот год был относительно неплохим на серьезные стратегии. Вышли широко известная в широких кругах Civilization 5, широко известная в узких кругах Виктория 2 и узко известная в узких кругах Elemental: War of magic.

1. Перезагрузка - Civilization V

Несомненно, после выхода 4 цивы перед Сидом Мейером стояла серьезная проблема. Что делать дальше? По сути серия мало менялась со времен самой первой цивилизации, в основном расширялась, хотя и были некоторые хождения туда-сюда (например, со стеками армий). Но в общем-то уже почти все было перепробовано. Убрать нереалистичные стеки? Возврат к истокам. Наложить штрафы? Откат к 3 циве. Еще чего-то прикрутить? 4 цива с аддонами и так уже явно выбивается из рамок популярной массовой игры своей сложностью и многоплановостью.

И великий Сид сделал выбор, какого еще не делал. Серию будет ждать революция. Потрясание основ!



Сразу сообщу, что вырезали: религии, шпионаж и строй государства.


Ох уж эти мааасквичи, слоновую кость им подавай! Ничё перебьются, пусть лучше в Нотр Дам ходят приобщаться к великой культуре!

Коренному изменению подверглась экономическая система, которая почти в неизменном виде существовала с самых истоков. В цивах 1-4 все деньги, получаемые от города, делились на 3-4 части. Большая часть обычно уходила на науку, часть в казну, часть на развлекалово населения, в 4 циве добавили затраты на шпионаж. Игрок задавал процентное распределение для всего государства разом. Вся эта не очень интуитивная система была похерена. Теперь деньги - это деньги, они напрямую идут в казну. Науку теперь производит само население, больше населения -> больше очков науки. С развлекаловом отдельная песня, об этом попозже. Кстати, вследствие увеличения доходов, выросла и роль денег, теперь они нужны на содержание зданий, дорог и много чего еще. В целом, система стала более реалистичной.

Второе изменения, сразу бросающееся в глаза - карта. Она разбита на гексы. И это, черт побери, пошло ей на пользу! Очертания стали более естественными. Кроме того гексовая карта гораздо лучше подходит для боевки.


На восточных границах обнаружены варвары! Сейчас мои легионы возьмут их в клещи.

Боевка. Кроме изменения карты, тут еще и отменили стеки, а также ввели юнитов с полноценной дальней атакой. Ограничений особых у стрелков нет, они могут спокойно расстрелять до смерти врага. В итоге игра стала напоминать варгейм, что очень даже хорошо. Еще важный момент - города стали защищенными сами по себе, независимо, есть в них юнит или нет, что очень сильно облегчает жизнь, мало того, города даже могут стрелять! Без черпака дегтя не обошлось, правда. Во-первых, серьезные проблемы с балансом, во-вторых, компьютерный интеллект игре в варгеймы явно не научили, тупит безбожно и обыграть его с меньшими силами не составит труда.

Ресурсы, как и раньше, разделены на 3 типа. Но у каждого типа теперь заметные различия. Те ресурсы, что раньше давали здоровье, теперь просто являют собой бонус (обычно к еде) при обработке этого гекса. Здоровье, кстати, исчезло как понятие.
Ресурсы роскоши теперь единоразово для каждого вида прибавляют 5 единиц счастья, лишние можно продать соперникам и только. Кстати, счастье теперь едино на всю страну, оно так же, как и раньше уменьшается от количества жителей, но теперь еще и от количества городов. Если уровень счастья в стране падает ниже нуля, то начинаются проблемы с ростом населения, если уходит глубоко в минус, то рост прекращается вовсе, вдобавок появляются штрафы на производство. Важно, что положительное счастье тоже играет свою роль - увеличивает очки старта Золотой эпохи, т.е. если у вас +10 счастья, то каждый ход будет добавлять по 10 очков.
Стратегические ресурсы теперь приобрели числовое значение. Т.е. месторождение может давать 2 единицы железа, или, скажем, 6 единиц. Каждая единица позволяет построить только один зависимый от него юнит! Если во всей стране добывается всего 3 единицы железа, значит больше 3 мечников построить не получится. Сами понимаете, это придает дополнительной остроты борьбе за ресурсы.


Вот такое оригинальное мнение у Фираксис по поводу профсоюзов. В чувстве юмора не откажешь.

К сожалению, удалены варианты государственного строя. Вместо них ввели, имхо, неравноценную замену - политики. Политики - это такие постоянные бафы на всю страну (аналог талантов из ММОРПГ). Разделены они на несколько веток, в одной, к примеру, поощряется экспанисонизм, в другой коммерция и т.д. Названия политик подобраны от балды. Например, ветка бонусов для большого количества городов почему-то называется Liberty, а олигархия, по мнению Фираксис, повышает обороноспособность. В общем, на мой взгляд, это самая слабая из новых фич и явно не может служить заменой разынм вариантам госстроя.

Кстати, зарабатываются политики с помощью роста культуры. Кроме этого, культура сохранила и свое старое значение - расширение границ. Но делает она это теперь по новому, не изредка и сразу во все стороны, а чаще и по одному гексу. Очень приятное новшеством является возможность выкупать за деньги тайлы и присоединять к границам своей страны.

Дипломатия тоже переработана. Что-то исчезло (обмен технологиями), что-то появилось (пакт кооперации или мирная дружба "против кого-то" :)). Кроме того, появились так называемые полисы. Это такие неиграбельные мини-цивилизации размером в один город. Надо сказать, они здорово оживляют ландшафт. С ними связаны свои политические игрища, с ними можно дружить и получать от этого некоторые бонусы, ну или просто тупо завоевывать :).

Вообще же, почти все направления геймплея подверглись сокращению и упрощению. Это понятно, т.к. игра подверглась коренной переработке, невиданно доселе в серии. Для расширения и усложнения игры ждем аддонов. Тем не менее, можно сказать, что новая модель Цивилизации вполне играбельна и даже более реалистична. Видны хорошие заделы на будущее. Уверен, после второго аддона игра найдет чем занять заядлого стратега :). Хотя, замечу, что и при релизе игра довольно качественна и может увлечь игрока. А ведь это в нынешнее время для серьезных стратегий редкость (достаточно вспомнить релизы от Парадоксов).


Тетя Катя, как и полагается, имба. Правда непонятно, почему забыли про нефть. Ох уж эти американцы... Вечно на что-то намекают!

Играть можно и нужно. Игра хорошая, играется по новому, довольно симпатичная, хоть местами и чересчур упрощена. Рекомендации лучших стратеговодов :).
Tags: игры
User vnst referenced to your post from читаю ленту, Civilization V saying: [...] новой версии Civilization V: Сразу сообщу, что вырезали: религии, шпионаж и строй государства. [...]
Хороший обзор - спасибо. Задумался о покупке. Был фанатом второй цивилизации.