alexandrov_g (alexandrov_g) wrote,
alexandrov_g
alexandrov_g

Category:

Две головы орла

Как то всем известно, двуглавый орёл в качестве герба пришёл в Россию из Византии, где он олицетворял двуединство духовной и светской власти. Во всяком случае так принято понимать фигуру орла с одним телом и двумя головами.

Орёл является символом власти от начала времён, в Риме орёл символизировал верховную власть в двух ипостасях, известных человеку - как власть верховного божества и как власть императора. Образ орла - образ Власти, власти божественной и власти земной.

В 800 году, на Рождество, франкский король Карл Великий был коронован папой Львом III как Император Август. Гербом империи Карл избрал орла, что было понятно, но орёл получился двуглавым и вышло это следующим образом - Карл объединил двух орлов, друг на друга были наложены орёл Римской Империи, смотрящий влево, и орёл державы франков, смотрящий вправо. В результате получился орёл с одним телом и двумя головами. Власть в лице Карла Великого использововала очень старый архетип, существовавший ещё со времён Вавилона, но вложила в него новый смысл и смысл очень глубокий - согласно античной легенде сакральным центром мира были Дельфы, место это было определено следующим образом - Зевс выпустил двух орлов, разлетевшихся в разные стороны, орлы, описав круг, встретились в некоей точке и место их встречи стало центром всего сущего, символом святости.

В гербе империи Карла, провозгласившей себя наследницей Рима, две орлиные головы, смотрящие в разные стороны должны были означать орлов, выпускаемых верховной властью. Если смотреть на возведение здания государства под этим углом, то получалось, что Империя это пространство, попавшее в магический круг, описанный полётом двух орлов, старого и молодого, двух империй, прежней и нынешней, поскольку идеологическим обоснованием и Римской Империи и Империи Карла Великого было христианство, то два орла символизировали ещё и оба Завета, Ветхий и Новый. Две головы, но одно тело.

Два орла, полёт, небо, нахождение и обретение друг друга, смыкание круга, единение.

Какой сильный образ. И какой красивый.

Г.А.
А как на геральдические упражнения Карла Великого отреагировала византийская пропаганда?
Понятия не имею. Насколько мне известно, двуглавый орёл в качестве государственной символики в Византии появился гораздо позже.

Г.А.
> двуглавый орёл в качестве герба пришёл в Россию из Византии, где он олицетворял двуединство духовной и светской власти.

- Однако:

"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть..."

И ещё:

"При посещении одного из кораблей Российского императорского флота царь Николай II задал вопрос одному из матросов, стоящему в парадном строю: "Что есть двуглавый орёл?" И тот не моргнув глазом ответил: "Урод, Ваше Величество!"

- Урод и есть. Причём особо примечательна корона третья: ВЫШЕ голов этой птицы-шизофреника...
Птица как шизофреничка? А что, в этом что-то есть. Цыплёнок-табака как шизофреник. Неплохо, неплохо. На мой вкус ваши ассоциации грешат однообразием. но зато красочны, этого у них не отнять. Эгрегор подсказывает? Или Ротшильд?

Г.А.
> грешат однообразием. но зато красочны

- Гм...

> Эгрегор подсказывает? Или Ротшильд?

- Кто такой Ротшильд? Не так давно один из --- кони двинул, кстати. Похоже, тот, который оставил шиксу-жену - немцам, на заклание.
А подсказывает - Бог, естественно. И - эгрегор, русский...
Прямо вот так вот и подсказывают? Наперебой? То Бог, то Эгрегор? На два голоса? То-то вы к двуглавому орлу взревновали.

Г.А.
А точку вам кто посоветовал поставить?

Г.А.
А, я догадался! Это вы для многозначительности. Но запятая была бы пооригинальнее. А некоторые ещё многоточие любят. Но у них, наверное, кроме Бога и Эгрегора и ещё советчики есть.

Г.А.
> И тот не моргнув глазом ответил: "Урод, Ваше Величество!"

Невероятно. В парадном строю стоял матрос, не посещавший политграмоту, или как там она тогда называлась? Да двуглавых орлов он за время службы не мог не видеть.
Что ж, вот Вам ещё вариант:
«- А почему орел наш державный - двухглавый, ты знаешь, солдат?
- Так точно, Ваше Величество! Как он есть урод, Ваше Величество!»
Гербом империи Карл избрал орла, что было понятно, но орёл получился двуглавым и вышло это следующим образом - Карл объединил двух орлов, друг на друга были наложены орёл Римской Империи, смотрящий влево, и орёл державы франков, смотрящий вправо
---
любопытно, любопытно. и где же Вы эту хрень вычитали? в голивудском фильме узрели? хе-хе.
Натан, мы все уже знаем, что всё, что вам не известно, вы считаете хренью. А поскольку известно вам немногое, то получается, что вокруг вас дурно пахнущая куча хрени, наваленная специально для вас Великим Ассенизатором Вселенной.

Г.А.
Натан, мы все уже знаем, что всё, что вам не известно,
---
мне-то в отличие от Вас вопрос известен. а глупости Вы пишите от того, что глупости читаете.

кстати, кто Вы по образованию?
ни в одной из областей знания Вы не специалист. ни инженер, ни врач, не юрист, ни экономист, ни филолог, ни историк. так кто же Вы? ой! неужели... журналист? хе-хе.
Натан, и что же вам известно по поводу появления двуглавого орла, как госсимволики Священной Римской Империи? Поделитесь.

Г.А.
Поделитесь.
---
делюсь:

==
BYZANCE : L'AIGLE À DEUX TÊTES EMBLÈME DE L'EMPIRE

Constantinople se veut la Nouvelle Rome et à ce titre l'emblématique de l'aigle y est bien connue, comme symbole de la puissance et de la souveraineté. À l'image des Césars et des Augustes de la Rome antique, le Basileus, l'empereur byzantin, souverain de l'Empire Romain d'Orient, porte l'aigle pour armes. Comment cet aigle impérial romain est-il devenu un aigle à deux têtes ? Une alternance de guerres et d'échanges commerciaux rythmait les relations étroites des Byzantins avec leurs voisins et ennemis, Seldjoukides puis Turcomans. L'aigle à deux têtes est très probablement arrivé à Constantinople sur les tissus ou les monnaies d'un marchand ou dans les souvenirs d'un soldat. Les lutrins des églises orthodoxes qui présentent cet emblème sont les cousins des porte-Coran seldjoukides. Par son caractère propre, l'aigle à deux têtes a dû peu à peu se développer dans l'art et l'emblématique jusqu'à infléchir le dessin de l'aigle impérial. C'est probablement le basileus Théodore II Lascaris (1254-1258) qui le premier fit de l'aigle bicéphale un emblème de l'empire. Il faut dire que les deux têtes de l'aigle symbolisaient particulièrement bien la double souveraineté temporelle et spirituelle à laquelle prétendaient les basileus. Par la suite l'emblématique de l'aigle à deux têtes sera toujours très présente dans l'église orthodoxe grecque, jusqu'à en devenir l'emblème officiel ! Les aigles à deux têtes des pays balkaniques, ainsi que celui de l'empire russe, sont directement hérités de Byzance.


(2)

A. APPARITION DE L'AIGLE À DEUX TÊTES L'ART ROMAN

On découvre quelques exemples d'aigle à deux têtes dans la sculpture romane des églises de Vouvant (Vendée), Civray (Vienne), Gensac-la-Pallue et Sainte-Colombe (Charente), Moissac (Tarn-et-Garonne), Vienne (Isère). Sans qu'il soit possible de les dater très précisément, aucune de ces églises ne semblent postérieures au XIIe siècle.Comment cette figure d'origine orientale a-t-elle pu rejoindre puis s'épanouir au coeur de l'Occident médiéval ? Suivons les explications d'Emile Mâle sur un itinéraire iconographique classique qui pourrait bien être aussi celui de l'aigle à deux têtes :

« Au temps de Saint-Bernard, c'est-à-dire en pleine époque romane, les fleurs et les animaux qui ornent les cloîtres et les églises sont la plupart du temps des copies d'originaux antiques, byzantins, orientaux, que l'artiste reproduisait sans en comprendre le sens.
L'art décoratif du Moyen-Age a commencé par l'imitation. Ces prétendus symboles ont été souvent sculptés d'après le dessin d'une étoffe persane ou d'un tapis arabe.
A mesure qu'on l'étudie mieux, l'art décoratif du XIe et du XIIe siècles apparaît de plus en plus comme un art composite qui vit d'emprunts. Les multiples éléments dont il est fait commencent à se laisser entrevoir. Les chapiteaux romans nous montrent fréquemment, par exemple, deux lions disposés symétriquement de chaque coté d'un arbre ou d'une fleur. Irons-nous avec l'abbé Auber, en chercher le sens dans les livres des théologiens du XIe siècle ? – Nous perdrions notre temps, car ces deux lions, Lenormand l'a prouvé, ont été copiés sur quelque étoffe fabriquée à Constantinople d'après de vieux modèles persans. Ce sont les deux animaux qui veillent sur le hom, l'arbre sacré de l'Iran. Les tisserands byzantins n'en savaient déjà plus le sens et n'y voyaient qu'un dessin industriel d'une disposition heureuse. Quant à nos sculpteurs du XIIe siècle, ils imitaient les figures du tapis byzantin apporté en France par les marchands de Venise, sans se douter qu'elles pussent avoir une signification quelconque. »





(3)

Or il se trouve que l'on a justement découvert lors de travaux dans la cathédrale de Périgueux, en 1895, un tissu d'origine orientale présentant des motifs d'aigle à deux têtes. Appelé “Le Suaire de Saint-Front”, il s'agit d'un morceau de soie du XI-XIIe siècle, d'origine Grand-Seldjoukide, turcomane ou provenant d'un atelier de Constantinople, voire de l'Espagne musulmane. Il s'agirait d'un morceau de chasuble d'un évêque dont les restes ont été transférés avec ceux d'autres évêques, et emmurés en 1173.
Un dernier élément renforce la thèse de l'emprunt à l'Orient. l’aigle à deux têtes semble bien représenté dans les blasons des principaux participants des croisades. Jourdain d'Amphermet, Jean de Dion, Hamelin et Geoffroy d'Antenaise, Jean de la Béreaudière, Le Meigre, Amaury de Saint-Cler, Hugues de Sade et Laurent de la Laurencie portent l’aigle à deux têtes.

B. L'AIGLE À DEUX TÊTES DANS LES SCEAUX ET LES ARMOIRIES

Les armoiries apparaissent sur les champs de bataille du XIIe siècle pour permettre aux combattants de se reconnaître au coeur de la mêlée… Les animaux furent parmi les premières figures utilisées. Les armoiries animalières constituent 60 % des armoiries vers 1180, 40 % vers 1250 et se stabilisera autour de 30 %, puis vers 25 % au cours du XIVe siècle. L'aigle – monocéphale – est l'une des grandes figures de l'héraldique. Mais « Dans les armoiries occidentales, son indice de fréquence est cependant très inférieur à celui du lion : au Moyen-Âge on compte environ un écu à l'aigle pour six écus au lion, et à l'époque moderne le rapport semble passer de un à dix. C'est surtout la rareté de l'aigle dans les armoiries roturières qui explique ces différences. L'aigle est en effet essentiellement une figure héraldique nobiliaire, symbole de puissance et d'autorité ».
« L'origine et la signification de l'aigle à deux têtes sont des sujets qui ont fait couler beaucoup d'encre. Il semble bien que ce soit avant tout un thème essentiellement graphique et que le blason l'ait emprunté, tardivement, à l'iconographie orientale ». Le plus ancien exemple français est celui du sceau apposé en 1227 par un Chevalier… de l'Ordre du Temple, Guillaume de l’Aigle, Commandeur du Temple en Normandie.
Le second cas est celui de Jocelin de Chanchevrier daté de 1229. On a pu calculer que jusqu'en 1300, dans les armoiries françaises, à peine 7 % des aigles étaient bicéphales.

Натан и это всё? Даже не зная французского, я вижу, что это перевод из англоязычной Wikipedia.

Немного.

Г.А.
Натан и это всё? Даже не зная французского, я вижу, что это перевод из англоязычной Wikipedia.
Немного
---
этот текст имеет отношение к англоязычной Wikipedia не больше, чем к русскоязычной "Программа КПСС". хе-хе.

Вот перевод с вашего, прошу прощения, французского:

http://babelfish.yahoo.com/translate_url?tt=url&trurl=http%3A%2F%2Fwww.renaissance-traditionnelle.org%2FArticles%2Faigle-deux-tetes.htm&lp=fr_en&.intl=us&fr=yfp-t-471

Да, с Википедией я вам польстил. Это какая-то псевдо-масонская галиматья для идиотов. Вы правы, "Программа КПСС" это слишком серьёзно, то, из чего вы приводите выдержки, это скорее программа ПэПэШа, Албанской Партии Труда.

Г.А.
В этом тексте ни слова ни говорится о Священной Римской Империи, и вообще он, похоже, написан специалистом по французской геральдике, слабо разбирающемся в чём-то ещё. Единственно полезная информация - это факт обнаружения ткани "то ли византийской, то ли "сельджукской", то ли испанской" с двуглавыми орлами в могиле французского епископа, перезахороненного в 1173. Также упоминается о двуглавых орлах на щитах французских крестоносцев (забывая указать хотя бы номер похода), но в самой Франции такие орлы появляются на щитах только в 1227. Simplement dit, c'est une habituelle emphase verbeuse savante française.
По смыслу же действительно горадо больше сказано в английской Википедии, но и там почему-то звучит версия о заимствовании византийцами от сельджуков (провозглашение Торгула "султаном запада и востока" в Мосуле в 1058), хотя двумя абзацами ниже говорится, что одноглавого орла на двуглавого у византийцев заменил император Исаак Комнин, правивший в 1057-59, так что ещё вопрос, кто у кого украл. Скорее всего, оба заимствовали древний ближневосточный мотив независимо. И вся эта суета никак не может быть связана с использованием двуглавого орла Шарлеманем (если таковое действительно имело место).
Пардон, не султана, а всё-таки царя: после захвата Багдада в декабре 1055 Мухаммад Тогрул-бек женился на дочери аббассидского халифа ал-Ка'има, "который присвоил ему пышные титулы Рукн ад-Дауда (Опора державы) и Малик ал-Машрик ва-л-Магриб (Царь востока и запада). Сельджукский правитель был облачён в семь почётных чёрных одеяний, опоясан двумя мечами и получил два золотых венца, символизировавших его власть над покорёнными странами."
И вся эта суета никак не может быть связана с использованием двуглавого орла Шарлеманем (если таковое действительно имело место).
----
так в этом и вся беда тов.Александрова, что изображение двуглавого орла появилось в европе столетия спусти после смерти карла великого. фраернулся в очередной раз наш исследователь.
хе-хе.
Прямо вот так вот - "столетия"? Вы эти сведения всё на том же сайте почерпнули или сами придумали?

Г.А.
Прямо вот так вот - "столетия"? Вы эти сведения всё на том же сайте почерпнули или сами придумали?
---
да хватит Вам уже кривляться. сели в лужу, так сидите спокойно, не брызгайтесь.

Натан, вы хотите, чтобы я с вами в таком же тоне разговаривал? Я могу. Я не интеллигент.

Г.А.
Натан, вы хотите, чтобы я с вами в таком же тоне разговаривал? Я могу. Я не интеллигент
---
тов. Александров, я полагаю, тема этого разговора исчерпана. переходите к очередным делам, как говаривал ваш любимый "чудесный грузин". вон москва 1955 года Вас ждёт на следующей ветке.
Тема какого разговора? Мы остановились на вашей попытке начать хамить. Если желаете, я могу вам отвечать в том же духе. Мне даже кажется, что у меня это будет получаться куда лучше, чем у вас, мягкотелого интеллигента.

Г.А.
> Если смотреть на возведение здания государства под этим углом, то получалось, что Империя это пространство, попавшее в магический круг, описанный полётом двух [...] двух империй, прежней и нынешней, поскольку идеологическим обоснованием и Римской Империи и Империи Карла Великого было христианство, то два орла символизировали ещё и [...] Две головы, но одно тело.

- Редкостный бред...
А Вы неплохо научились ботать по дерриде, однако.
- Редкостный бред...

Даже по сравнению с курицей шизофреничкой? Не могу не отметить, что, судя по многоточию, к двум голосам, советам которых вы следуете, присоединился минимум третий.

А Вы неплохо научились ботать по дерриде, однако.

Что такое "ботать" я догадываюсь, но вот что такое "деррида" нет. Это вам наверняка Эгрегор нашептал. "Дер-р-рида." Ух, здорово.

Г.А.
Ну да ладно, помогу, чем могу.

Деррида на современном "безрыбье" считается философом. Почти Галковский, ага.

"Когда мы рассматриваем, к примеру, структуру определенных алгебраических конструкций [ensembles], где берется центр? Является ли центром знание общих правил, которые, определенным образом, позволяют нам понимать взаимноотношение элементов? Или центр – это определенные элементы, которые пользуются теми или иными привилегиями внутри конструкции? У Эйнштейна, например, мы наблюдаем конец привилегии, которой пользовалось эмпирическое наблюдение. И в этой связи мы видим появление константы, константы, которая есть комбинация пространства–времени, которая не получена ни одним экспериментатором, но которая, в определенном роде, доминирует всю конструкцию; и это понятие константы – является ли оно центром? Константа Эйнштейна – не константа, не центр. Это константа есть сама концепция переменности – это, в конце концов, и есть концепция игры. Другими словами, это не концепция чего–то определенного – центра, начиная с которого наблюдатель может овладеть полем – но сама концепция игры."

Смысл процитированных мною абзацев (Вашего и Дерриды), несмотря на различие слов, - один и тот же: полное отсутствие такового. Короче говоря, - бред.

Однако,
"...влияние Дерриды на американский академический эстаблишмент невозможно переоценить. С 1972 года написано 14,000 статей, излагающих его однако мысли, и еще 500 докторских диссертаций защищено, в которых Деррида и его труды являются главным предметом. Деррида в американском академическом сообществе играет ту же роль, что Маркс в советском, без его упоминания в академии гуманитарию нельзя и чихнуть..."
М.Вербицкий, "Антикопирайт"


... должен сообщить, что восхищаюсь и поражаюсь Вашему долготерпению, ув. Александров.
В России головы орла изображают белых (дворян, начальников, чиновников) и красных.
В России всё очень сложно. В России дворяне бывают разные, начальники бывают разные и чиновники тоже бывают разные. Даже и красные отнюдь не все одинаковы.

Г.А.
Восхитило. Основной текстик - так себе, красивостей много, хотя понимаю, что иногда и без этого нельзя: высокая символика и т.п.

Много больше проникнулся комментной перепалкой с двумя представителями дем-либералистических граждан. Сами-то они - ну до чего уныло-предсказуемы! А Вы их весьма и весьма, как знаток и ценитель - снимаю шляпу, надеваю ее снова и апплодирую. На галерке - все смеются и по очкам присуждают победу владельцу дневника ;-)
Над тем, что кажется смешно"

А не соблаговолит ли галёрка, отсмеявшись и прокашлявшись, разъяснить смысл написанного хозяином журнала (ну вот хотя бы - четвёртого абзаца) тупому "представителю дем-либералистических граждан"? Ведь смысл в сочинении автора несомненно присутствует, раз галёрке так весело и она рискует раздавать оценки...
А при*баться к точке(точкам) - это, действительно, сильный ход. Мастерский, я бы сказал.
То же - и касаемо полемики вокруг происхождения символа: миф vs миф. Мощно. Карл пустил пару голубков, и, когда они встретились, Зевс сказал, что если Карл не прекратит портить воздух, он ему разворотит всю голубятню...

Так что шляпу Вы надели гм... несколько преждевременно, - Вам не кажется? Именно как "знаток и ценитель"...
Власть в лице Карла Великого использововала очень старый архетип, существовавший ещё со времён Вавилона, но вложила в него новый смысл и смысл очень глубокий

Если бы орёл был с тремя головами, то смысл был бы ещё более глубокий.
Где труп, там соберутся и орлы.
"В 800 году, на Рождество, франкский король Карл Великий ...", но двухголовость российского орла имеет иную природу. Когда обсуждалось новая символика, по ТВ показан был сюжетец. Начиная с оттиска личной печати Софьи Полиолог, до изображения герба при Николае II. На печати Софьи Полиолог изображены два орла сидящие на ветке крес на крест. Постепенно царская печать истерлась, и последние оттиски содержали расплывчатое пятно с двумя головами ...