alexandrov_g (alexandrov_g) wrote,
alexandrov_g
alexandrov_g

Categories:

"O, make me a mask"

Когда мы всуе поминаем тот или иной народ из тех, что достойны, по нашему мнению, упоминания, один из "народов пред Господом", то, хотим мы того или нет, но неизбежна внутренняя отсылка к некоему собирательному образу народа, к его "архетипическому лицу". Это как услышать чьё-то имя и тут же заполучить выставленный перед нашим внутренним оком неизбежный фотографический отпечаток, сделанный когда-то памятью "на автомате".

Долетело с другого конца стола произнесённое кем-то со смешком "да этот, вы его помнить должны, Филатов", и вы, не моргнув глазом, но ведя ухом, беднягу Филатова тут же "видите". Объёмно, "голо" и "граммно".

Имя, отчество. Фас, профиль. Номер. Отпечаток большого пальца. Бывает, что и запах. Или аромат.

"Каков негодяй!" - думаете вы о Филатове в случае, если ваш опыт общения с ним был нехорош.

"Каков негодяй!" - думаете вы о человеке, вспомнившем Филатова, в том случае, когда Филатов оказал вам некую услугу.

"Хо-хо" - думаете вы если Филатов вам безразличен, - "хорошо, остроумно, как он это ловко повернул, про Филатова-то, надо будет запомнить", и просите соседку передать вам "вон тот салатик".

Поскольку народы не дураки, то они возможность всплывания своих анкетных данных в чужой памяти предусмотрели и озаботились "чистотой образа". Чистотой не в смысле пятен, морщин и тяжёлого взгляда, а в смысле приятности образа, его "симпатичности".

И культура любого народа всегда была в этом смысле верной служанкой, даже и в те времена, когда никаких пистолетов не было и хвататься приходилось за рукоять меча.

Так вот, возвращаясь в личинам, надеваемым на себя народами, нельзя не заметить, что их узнаваемость "с первого взгляда" обычно задана тем или иным литературным "образом", и образом не только обаятельно притягательным, но ещё и непременно лестным с точки зрения того, кто приставляет маску к лицу. Причём "лестность" имеет крен в сторону не объективности, а самооценки.

И это у всех так.

Начнём с восточноевропейской малышни, да вот хотя бы с умалившейся до размеров Чехии "Австрии". Кто у нас Чех? Да Швейк, конечно! Шуточки, прибауточки, шпикачки. Пиво, то самое, что не только по усам течёт, но ещё и в рот умудряется попадать, ну и непременная дуля в кармане, дуля как внутренний компас, дуля то Западу, то Востоку. Но Запад Западом, Восток Востоком, компас компасом, а шпикачки шкворчат. И пиво течёт.

Поляк? Поляк это - о-о-о! Поляк - это Сенкевич. Пан Збышко Володыевский. "Земля дрожала и сотрясалась под ними."

И у взрослых ровно то же.

Русский? Былинный Илья Муромец. Утомившись любимой быстрой ездой на птице-тройке, спит на печи тридцать лет и три года, а потом, продрав глаза, выходит и спросонья, хмуро, всем, кто под руку подвернётся, даёт "того самого".

Француз всенепременно д'Артаньян. Не всегда морально чистоплотен, но уж до чего ловок, до чего пронырлив, до чего целеустремлён . "Чертовски хорош."

Англичанин это, конечно же, киплинговский Кот, Который Гуляет Сам По Себе. Тут ни убавить, ни добавить.

Американец это "Марк Твен". Янки при дворе короля Артура. "Парень не промах". Рыцарский век? Кони, латы, щиты и менестрели? Если без этого никуда, то и он обзаводится тем же самым. И как бы невзначай суёт под кольчугу шестизарядный кольт. А поскольку наш Янки человек нравов простых и здоровых, то и в оруженосцы он, в отличие от рыцарей Круглого Стола, берёт не мальчика, а девочку.

В этом стройном ряду вымышленных литературных героев зияет пробел. Копаясь в памяти, я обнаружил, что не могу найти маску Немца. На барона Мюнхгаузена Немец ни капельки не похож. Если в голову и лезут какие образы, то исключительно оперные. Дело, однако, в том, что от оперы до эстрадных подмостков один лишь шаг и я устремившуюся в этом направлении мысль поспешно тяну за поводок назад.

Г.А.
Насколько я могу судить, до 1914 года немцы, во всяком случае в России, вполне четко ассоциировались с Вертером: сентементальная и романтическая нация, "Ах, мой милый Августин!".
Тут дело в том, что образ должен льстить самому масконосителю. Так что надо бы спросить немцев, насколько они "вертерны".

Г.А.
Будь я немцем, я б "позиционировал" себя не "литературно", а "музыкально": играть надо в ту игру, где тебе мало равных.

К тому же "музыкальная" самопрезентация имеет то преимущество, что ей сложнее "противодействовать" стандартными контрпропагандистскими приемами.
То есть образ "страны Ильи Муромца" вполне можно перевести в "негативный контекст" в два хода. А вот "страна Рахманинова" - тут надо поработать.
Тут дело в том, что "позиционировать" себя нужно всем без разбору, а позиционировать себя в музыкальном смысле, причём позиционировать безошибочно, могут позволить себе только немцы и русские. Ну, может быть, ещё неможко французы (Бизе). То-есть литерурный образ универсален, а музыкальный - нет, он "для снобов".

Можно сказать, что пропаганда, построенная на "литературе" имеет куда более широкий "охват", чем пропаганда, построенная на музыке.

Г.А.
Итальянцев забыли.

Тоже нелинейный случай: В голову сразу приходит Труффальдино из Бергамо, но это заслуга исключительно Константина Райкина.
Итальянцы опознаваемы по опере, но у них нет ничего сопоставимого с Пятой и Девятой Бетховена или Щелкунчиком и Седьмой Шостаковича. Опера же по степени опознаваемости массовым сознанием это не совсем "то". Хотя, так уж и быть, могу и итальянцам бросить косточку, весь мир знает кто такой Альбинони.

Г.А.
Вивальди вполне уверенно входит в десятку самых узнаваемых композиторов.
"Не верю".

Альбинони, может, и войдёт (сомневаюсь, вообще-то), но вот Вивальди точно нет. На вопрос "кто это?" в лучшем случае неуверенно скажут "baroque music..?" Мало кто узнает композитора и ещё меньшее число скажет, что это "Времена года". А вот про Щелкунчика каждый второй радостно закричит: "Nutcracker, Nutcracker!"

"Russian, Russian!"

Г.А.
Может быть. Наверное это "моё личное" - не могу вообразить человека, который бы с трёх нот не опознал "Вивальди, Времена года, Лето, Финал."

Но вообще-то - это Ваше счастье, что среди Ваших читателей мало итальянцев, уж они бы открыли б Вам всю страшную правду о Ваших музыкальных вкусах!
Я бы им ответил, что я вовсе не о том, что итальянская музыка плоха, я о том, что она для уха Человечества трудноопознаваема. Она слишком "элитна". А так, между нами, "знатоками", говоря, "Реквием" Верди, по-моему, выше моцартовского, а уж Скарлатти... Ах, этот Скарлатти.

Adagio_a-moll_K.109 в исполнении Alexis Weissenberg это вершина вершин, сферическая музыка сфер, не нашёл, к сожалению, на Ютубе, а то бы выставил.

Г.А.
> весь мир знает кто такой Альбинони.

По той позднейшей подделке, что "Адажио"?
Да, он больше ничем не известен. Но зато КАК известен!

Г.А.
Попса. Потому и распространилась широко. Это, строго говоря, не Альбинони. Это Джадзотто.
Попса

Да какая разница. Мы ведь об опознаваемости, а не о жанрах, и уж совершенно точно не о качестве.

Это Джадзотто

Да какая разница. Для Большого Бухарца слова "Альбинони" и "Адажио" связаны между собою НАВЕЧНО.

Г.А.
Для "широты охвата" важна не столько литературность, сколько непрерывность воспроизведения образов: типа Кэрол - Диккенс - Киплинг - Моэм - Битлз - Бэкхэм.

У немцев и у нас с этим явный провал.
Это да, в отличие от немцев и русских англичане проиграли в высшей степени достойно, сумев не отдать чего-то очень важного.

Г.А.
Мне приходит на ум профессор Шульце из "Пятисот миллионов бегумы" Жюля нашего Верна
Совершенно не помню. Помню Дика Сэнда и отрубленные руки, помню, конечно, Немо, помню "Таинственный остров" и как мне было жалко дюгоня, немножко помню "Из пушки на Луну", но вот Шульце - хоть убей.

Г.А.
А старый чешский фильм "Тайна Стального города" помните? Он по этому роману.
Тоже не помню.

Из старых чешских фильмов я помню мрачную сказку, в названии которой фигурировало слово "папоротник". Она на меня, мальчишку, произвела глубочайшее впечатление.

Г.А.
Фриц. Немец-перец-колбаса.
Да!

О, да.

Г.А.
Тогда и у чехов нужно не только гоголевскую рожу Швейка вспомнить, у них Гус был.
Гус не годится, он не "обобщённо" литературный герой и вызывает он совсем другие ассоциации.

Г.А.
Верно. Но и "гоголевские типы" вещь относительная.
О, выше уже написали.

Anonymous

May 27 2010, 18:04:59 UTC 9 years ago

ну, начиная с 1941 года, примерно как-то так Образ Немца в Русской Культуре выглядит:

http://www.datacd.ru/dvd-prev/1993/5315.jpg

или так: http://www.s-cool.ru/albums/037/037-1420.jpg

PS

Anonymous

May 27 2010, 18:13:19 UTC 9 years ago

А если в литературном плане - то это герои Гофмана

Дроссельмейер и т.п.
Я о литературном, а не кинематографическом образе.

Но можно и о кино: немецкий "Сталинград" - убогая поделка. Я, между прочим, никогда не мог понять и людей, восхищающихся фильмом Das Boot, а ведь это какой-то "Бортко". Унылое говно.

Г.А.

Anonymous

May 27 2010, 18:20:08 UTC 9 years ago

не, я даже не в плане фильма, я в плане образа - оборванный чувак, в очках, в самодельных лаптях, в платке поверх каски и с хенде хох, как основной образ немца в русской культуре

ну или более ранний вариант, на танке, с губной гармошкой и автоматом на шее

а если брать "до того" - то вообще наиболее яркие образы немца в русской литературе - это Гуго Пекторалис из "Железной Воли" и Иван Карлович Швей, старший мастер на сталелитейном заводе Функ и Кº из Чеховского "Доброго Немца". ну собственно туда же например Ледовик Карлыч из шмелевского "Лета Господня".
наиболее яркие образы немца в русской литературе

"Маска" создаётся национальной, а не чужой литературой.

Г.А.

Anonymous

May 27 2010, 18:35:55 UTC 9 years ago

ну так я же говорю - герои Гауфа, Гофмана, Гриммов, Гете, Шиллера

их просто уж очень много и они все разные, не то что у французов

в 20 веке выкристаллизовался куда более целостный образ, воплощенный ближе всего Ремарком. Ну собственно и в "Сталинграде" или "Железном кресте", да и в "Лодке" образ примерно тот же самый.

Роберт Локамп, например. Или же Фердинанд Козоле. Вилли Хомайер. И т.п.

Anonymous

May 27 2010, 18:30:12 UTC 9 years ago

а, ну еще и Гауф, естественно

маленький Мук, глупый Куно, углежог Питер Мунк

а также герои Шиллера, Карл Моор и прочие

ну и производные, барон фон Гринвальнюс

просто немецких образов было слишком много в русской культуре, слишком близки были Россия и Германские княжества в 18-19 веках. Практически единое государство, с родственными династиями. До появления Германии Бисмарка.
А как насчет "Собаки, хотите жить вечно?", имхо кроет "Сталинград" как бык овцу.
Не смотрел.

Г.А.
так обломовский штольц же.

Anonymous

May 27 2010, 18:16:14 UTC 9 years ago

ну скорее его папаша. потому что Штольц - это уже наполовину русский, и это все явно подчеркивается
скорее, вы правы.
но может, именно полурусскость и подчеркивает ярую немецкость?!

Anonymous

May 27 2010, 18:25:39 UTC 9 years ago

ну как мне кажется, там Гончаров проводит очень важную мысль, которая вполне была распространена в РуссоГермании до появления конкурирующей ПруссоГермании - что поодиночке русские слишком ленивые, а немцы слишком ограниченные, а вот объединившись они как раз и дают Свержчеловека
может, я ошибаюсь, но русскость - сентиментальное бездействие и самокопание. прусскость - безэмоциональная механистичность и рациональность...
обломовым прочно вбитые штампы...

Anonymous

May 27 2010, 18:37:41 UTC 9 years ago

ну я кажется о том же написал? а в Штольце получилось счастливое соединение - усиленная творчеством и способностью к рефлексии воля к действию и трезвый расчет
нет повода не пожать согласно руки... :)

Anonymous

May 27 2010, 18:42:29 UTC 9 years ago

Авек Плезир ;)
Немцы не смотрят на русских глазами Гончарова и им самим показалась бы смешной мысль, что они могут как в зеркало смотреться в Штольца. Тем более, что они свой портрет Гончарову не заказывали и ему не позировали.

Г.А.
а как вам обломов?
Так себе.

Г.А.
ни в коей мере не хочу вас задеть. но на языке вертится "нечего на зеркало..."
виной всему литературные штампы... да-да.
Да задевайте на здоровье, но только причём тут зеркало, речь всего лишь о литературных не вкусах даже, а предпочтениях. В конце концов Толстому не нравился Шекспир, которому на это было по множеству причин наплевать, и в мире полно людей, которым, в свою очередь, не нравится Толстой. Но зато всем нравится Одри Хэпберн. И мне она тоже нравится.

Г.А.
вненациональная женственность...:)
> Русский? Былинный Илья Муромец.

Это для внутреннего потребления. Ну кто знает Муромца за границей? Там свои образы. В Америке образ русского - недотёпа, которого мочит Рэмбо.
Да ладно вам.

В Америке образ русского это пошедший в калифорнийские губернаторы капитан Иван Данко - http://www.imdb.com/title/tt0095963/.

Г.А.
Я, конечно, сгустил. ;) Русский для многих американцев - это Рахманинов, Достоевский. Очень, кстати, легко русский узнаваем в американской толпе. По широким славянским скулам, азиатским глазам и какой-то потрясающе гордой осанке. Не я один так отмечаю (подсознанием! часто даже не понимаешь сразу, как отличил!), но и многие местные мне об этом говорили.

Anonymous

May 27 2010, 18:33:04 UTC 9 years ago

не знаю - в Штатах чаще всего русских путают ... с немцами, сам сталкивался ;)

с другой стороны, среди русских ОЧЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНА типичная американская внешность. Сегодня вот только видел мужика, как две капли воды похожего на Кристофера Уокена. Впрочем, если вспомнить, что Кристофер Уокен прославился в роли Никифора Чеботаревича, то получается все еще смешнее.

А у меня дядя покойный, кстати, был вылитый Роберт де Ниро.
Я не знаю, что такое "типичная американская внешность". Реднеки? Кто-то из голливудских актёров?

Первое время жизни в США я потрясался, видя арийские внешности англо-шотландских корней. Вытянутая, как яйцо, узкая голова. Потом, попривыкнув к таким, стал уже поражаться на русских. Например, попала мне на глаза фотография старая моего класса. Ну, были у нас в классе явные азиаты: пара корейцев, один казах. А остальные вроде как русские, т.е. европеоиды. А тут смотрю - мамма мия, да азиаты-то ВСЕ! Поголовно!

Так что русский может напоминать американца только для "нетренированного" взгляда. Одни широкие скулы чего стоят.

Anonymous

May 28 2010, 20:41:02 UTC 9 years ago

"широкие скулы" у русских только на немецких плакатах времен Великой Отечественной. Издержки неправильной расовой теории.

Арийские внешности англо-шотландских кровей в Америке тоже не у каждого бывают, однако.

Вот этот - http://www.krugosvet.ru/uploads/enc/images/9/12357228838a13.jpg - не "чистый американец"? А вот этот http://actualcomment.ru/userdata/1227366424.jpg ?

То, о чем Вы говорите, скорее относится к очень породистым немцам и голландцам.

А среди русских нордическая внешность тоже исключительно распространена, явно не меньше, чем в США.
У этих (на картинках) скулы совсем другие, не славянские и не азиатские. Ни про Джонни Кэша, ни про Кеннеди нельзя сказать, что они - русские типажи.

Нордической внешности в России невозможно найти вообще. В принципе. Может, до революции и были такие, но потом всех целенаправленно выкосили, оставив только азиатоподобных орков. Правда, со мной в ФМШ учились те, кто приехал с Сахалина и с Магадана. Среди этих иногда, очень правда редко, попадались вообще байроноподобные типы. Вероятно потомки недоуничтоженных аристократов с европейской кровью. НКВД тоже иногда халявил.

№2

Anonymous

May 28 2010, 20:44:17 UTC 9 years ago

а кстати вот еще - главный американский герой 20 века

http://www.dharmabeat.com/photos/nealcovers.jpg

или вот он же, только в возрасте:

http://gratefuldeadprojects.com/images/backgrounds/grateful%20dead/neal-cassidy1.jpeg

типичный среднерусский ханыга и бич, кстати

Вообще тип Линкхорнов среди русских распространен очень сильно, и именно среди них, кстати, больше всего хулиганов и выпивох
Совсем не русская внешность. Совсем. Помести такого на российскую улицу, и все будут на него оглядываться. Русских тоже на Западе оч. легко идентифицировать. Поверьте на слово, если я Вас не убедил. Узнают с полоборота. Спросишь, как узнали, жестом показывают на скулы (те, кто поневоспитаннее).

В этом нет ничего плохого. Ну скифы мы, ну азиаты. Ну и что? На немцев и шотландцев стремиться походить не надо. Надо быть самим собой.
Вот ещё. Однажды, после 14-летней жизни на Западе, я приехал в Москву. Длинная отлучка. Вот где и когда всё становится очень заметно. Во-первых, очень мало рослых людей. Вероятно, сказался недостаток пищи, богатой протеинами (с ней у Советской власти всегда были проблемы). На Западе толпа не в пример более рослая и крепкая. Ну и, как я уже сказал, славяно-азиатская внешность. У всех. Поголовно. Через пару дней привыкаешь и этого уже не замечаешь. А по первости - настоящий шок.

Опять же, я не считаю эти отличительные черты чем-то таким, чего надо стесняться. Я и сам не Байрон. Наоборот, утверждение, что русский похож на немца или ещё там на кого из Европы - явное проявление комплексов, пресловутое низкопоклонство. Русские похожи на русских. Правда, для русского монгол - брат родной, а немец - троюродный.
живите дальше в плену своих иллюзий

кстати, ведь Вы наверное еврей?
Меня в Германии в трех разных городах принимали за американца ну очень разные люди, таксист (серб), старушка с собачкой возле Кельноского собора, хозяйка квартиры, где я остановился, парочка бизнесменов и т.п. Хотя, может быть это от того, что я учился говорить у американцев. Но немцы ссылались именно на мою внешность.
В Таиланде своих узнавал с одного взгляда. Нифига мы ни на кого не похожи. Европейцы - они совсем другие.
И местные тайцы тоже редко путали, русских сразу видно.
Хотя лично меня постоянно принимали то за итальянца, то за француза(сами французы), то за австралийца. Незнаю почему, по моему, внешность у меня типичная славянско-татарская.
Есть много людей, у которых просто не очень хорошо развита визуальная память. Эти и путают. Но более-менее наблюдательный человек, знающий, как выглядит типично русский человек, не спутает его ни с кем. И это хорошо. Уникальные мы, русские, - ни Восток, ни Запад.
Вот что интересно. Одно время плотно с чехами общался и они все говорили о том, что в России - культ Швейка, а на самом деле он в Чехии не так уж и популярен. Я не знаю, популярен ли Швейк на Западе.
а еще в России культ Карлсона, который с крыши, а в Швеции он ваще отрицательный герой.
Ну, тут сказался высокий талант наших мультипликаторов. Они из черного смогли сделать белое.
Как и Высоцкий из отрицательного, в общем, Жеглова, смог сделать конфету.
Одно слово, талант!
Вряд ли. Во всяком случае, ГДРовские немцы просто не знали, кто это такой. Помню, я был крайне удивлен.
Тем не менее, в аннотации к книге М. Химэна "Трудно быть сержантом" (Mac Hyman "No Time For Sergeants"), выпущенной Воениздатом в 1962 году, сказано: "Книга написана в манере известных всему миру "Похождений бравого солдата Швейка" Я. Гашека".

Что касается образа немца, то это мастер своего дела, особенно военного, самоотверженный и благородный. Рихтгофен и аналоги.

Гитлеровцы очень точно угадали, что "белокурая бестия" придется народу по душе. Они убрали черты "сентиментального Михеля", тоже немцам присущие, и толпа восторженно заорала песню "Хорст Вессель":
Die Fahne hoch! Die Reihen fest geschlossen!
SA marschiert mit ruhig festem Schritt...

А книги Ремарка немцы сожгли.

Anonymous

May 27 2010, 18:36:19 UTC 9 years ago

А не существует литературного образа немца с мощной харизмой
Если Вы это душа + "скафандр", то Ваша собака... ?
...тоже, бедняжка, бегает в скафандре.

Г.А.
Значит есть собачий рай и собачий ад?
"All dogs go to Heaven."

G.A.
В американском мультсериале "Family Guy" таки показан собачий ад. Дьявол возюкает пылесосом, а у собак-грешников от этого шерсть дыбом и ужас в глазах. Таковы муки собачьи. ;)
У Вас когда-то был пост в котором Вы писали что Государство создало наверняка что-то среднее между человеком и животным. В таком случае, чьей будет считаться душа такого существа?
Я в самом деле такую глупость когда-то написал? Что-то не верится.

Г.А.
Писали. На 99% - человек, а остальное - ...
Среднее это 50/50, так что 99/1 это не среднее, это куда больше похоже на 9/11.

Ну и Человек, конечно же, не Животное, в определённом смысле он нечто куда худшее. Но так как яблоко с Древа Познания сорвало не Животное, а Человек, то теперь приходится как-то с этим жить. И Государство если что и делает, то поднимает Человека на высоту, с которой виден Бог. Если Государство исчезнет, Человек упадёт на уровень, с которого Бога увидеть просто нельзя.

Г.А.
Инстинкт - свойство души или "скафандра"?
Хороший вопрос.

Думаю, что души. У Человека, в отличие от Животного, есть право Выбора. Делая же Выбор, Человек руководствуется тем, что подсказывают ему Инстинкт и Разум. Но Инстинкт это не Совесть, о, нет! Это нечто другое.

Г.А.
Разум это Разум. Это то, чем Человек "разумеет", Разум привязан к словам, которыми Человек проговаривает окружающую его реальность. Проговаривает сам себя и своё место в мире, который, в свою очередь, он тоже проговаривает. А Инстинкт это нечто такое, что лежит глубже слов, это что-то вроде передаваемого Человеку накопленного бесчисленными поколениями его предками опыта.

Г.А.

Anonymous

May 27 2010, 20:01:56 UTC 9 years ago

Да, пожалуй. Да и сами педанты немцы слишком схематичны, какая уж тут харизма?
Хотел скачать Шубарта, не скачивается какой-то набор знаков. А я хотел бы почитать...:(
О, Данке Шон!
Спасибо, скачал с рапиды.
Ганс Зельдмаер тоже этого ряда мыслитель, правда я так его и на нашёл на русском :(
Я с поиском новых книг обычно сразу на http://www.ebdb.ru/ иду, а "контрольным выстрелом" на вышеуказанный natahaus.
В плане книг инет вааще Великая Вещь - кажется, можно бесконечно рыться, открывая все новых и новых авторов! На Шубарта я, собственно, вышел через цитату из книги Мальколма Гладуэлла - упоминание о котором в свою очередь выловил из свежескачанного в более удобном для чтения постранично разрезанном "Черном Лебеде" Талеба. И все в один день! :))))))
Cпасибо большое, я тоже люблю рыться в поиске книг. Кстати, нашёл и Зедльмайра (я опечатался вчера ночью), на Вашем ресурсе - http://www.ebdb.ru/Search.aspx?p=1&s=%D0%97%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D1%80&x=20&y=8
Щас пойду на натахаус искать :)
Копаясь в памяти, я обнаружил, что не могу найти маску Немца. На барона Мюнхгаузена Немец ни капельки не похож. Если в голову и лезут какие образы, то исключительно оперные.
Siegfried
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8C_%D0%BE_%D0%9D%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%85
"Если в голову и лезут какие образы, то исключительно оперные."

Зигфрид не годится, он оперой "зашкварен". Опошлен. Тут присутствеует тонкая игра смыслов. Опера "Борис Годунов" в качестве источника "национальной идеи" тоже непригодна, визуализация идею "убивает". В данном случае литературный образ куда сильнее.

Г.А.

Что такое Интеллигент?
Чёрт знает. Я нет.

Г.А.
И к нему радистка Кэт.

Г.А.
Если Вы считаете себя обычным человеком, дайте пример необычного.
Имел в виду "простым человеком".
Затрудняюсь. По-моему, все люди - обычные. Некоторые - обычнее других. А некоторые притворяются необычными. И те, что обычнее других в эту чужую необычность верят.

Г.А.

Душа.


Может ли человек убить свою душу во время жизни, чтобы был только "скафандр" а внутри - ничего. Вообще ничего.
Ясный пень,что может. Для этого известны соответствующие практики, но они настолько антигуманны и сложны, что никто добровольно на них не согласится. Правда были некоторые, которых на это дело подбили обманом. Результаты хорошие.
Нет, не может. Он может приложить все старания, чтобы это сделать. Но до тех пор, пока цел его "скафандр", самый закоренелый грешник сохраняет возможность свою душу "спасти". Иными словами у "скафандра" имеется некий гарантийный срок службы, во время которого жива и душа, что бы человек с нею ни делал.

Г.А.
A-propos:
Что автор коммента называет "душой"?
Может ли человек сделать так чтобы душа его не попала ни в рай, ни в ад после его смерти? Что он должен сделать для этого?

Если Ваш ответ - грешить, то как?
> Что он должен сделать для этого?

Медитировать. Тогда - растворение в Нирване.
В Европиях образ русского - это не Илья Муромец, они даже не знают кто это. Во Франции и в Италии русский - это однозначно Michel Strogoff http://ru.wikipedia.org/wiki/Михаил_Строгов
Обязательно - казак и обязательно на коне.
Про немца - действительно трудно. Там все литературные персонажи полностью противоположны ходульному образу бюргера.( Фауст, Вертер, Карл фон Моор? ) и тем более - военщины. Кстати, как и персонажи немцев, созданные иностранцами, что ли, от лесковского Гуго Карловича Пекторалиса (фамилия досадно-греческая, а то был бы аватаркой германского для русских) до благородного принца Рудольфа из "Тайн Парижа" Эжена Сю. (в одноименном кино с Жаном Марэ героя даже офранцузили, сделав маркизом де Самбрей, оставив германское имя Рудольф)
Немец ассоциируется с тремя вещами - филистерство, техника и милитаризм. (отбросим нацизм - это аномалия, все-таки, болезнь) Поэтому - опера. Или этакий Бисмарк в шишаке и с усами.
Вот задачку таки задали на ночь...
Кстати действительно очень хорошо известная в Германии.
Да, еще... Есть ходульные нац. образы, созданные иностранцами, а есть - "для внутреннего пользования". Так для французов - француз - это никак не д'Артаньян, а Шарль Бовари. Русским повезло, все-таки, больше. Илья Муромец или Михаил Строгов - как ни крути, оба два - героические. Было б ужасно, если ... Чичиков или Соленый.
А вообще было бы интересно немцев спросить, что для них есть немец?
Для меня образ немца -- это герцог Karl Alexander из фильма "Jud Süss".

Кейтель, кстати, тоже довольно типовой. Мне нравится, как он из-за спины фюрера показывал кулаки офицерам, которые пытались правдиво донести информацию о положении на фронте. Очень дальновидная политика.

Romantici.
На немецкого Мюнхгаузена (фильм образца 1943 года) пожалуй, похож. )
уважаемый Г.А., можно ли просить вас снять запрет на поиск яндексом по вашим постам? очень уж удобная штука, а у вас так много текста...
Современной Германии от роду 100 лет с хвостиком, какие маски? Одни каски. Усы Бисмарка, гигантские. И несчастный Шуман в сопровождение.
А вот русским никакие маски не нужны и об такой ерунде забот не было. Святая Русь - вот имя и путь, а что там за столом о нас говорят, нам до фени всегда было - "Пошёл к чорту со своим Лютером..."
Коллега абориген назвал Герхарда Польта.
http://de.wikipedia.org/wiki/Gerhard_Polt
Тьяден из "Возвращения" Ремарка.
Для меня, естественно.
А общих образов нет. Нет. Люди (в среднем) отличаются друг от друга в 5 раз.
Так что, полемический задор.
Особенно про И.Муромца.
Немецкая душа очень романтична.
Романтична мистически, хрупко,мрачновато, с элементами садомазо.
Поэтому несомненно олицетворением будет Фауст.
Что еще хочу заметить - а может все наоборот? Душа народа создается литературой или устными традициями, переходящими из уст в уста, сказками например.
Ведь сказки учат детей как поступать в жизненных ситуациях, чего бояться, чего нет, закладывают образ действий.
Поэтому русские ведут себя как Емеля пофигист, которому все с небес свалилось.
Американцы как братец Кролик - " только не бросай меня в терновый куст!")
А немцы - повторяют жуткие и в то же время очень красивые сказки Гофмана.
Может быть все так?