О том, как Власть включает сон, который рождает чудовищ
В продолжение ранее написанного:
С чего начинались войны? Два племени. В каждом правят клики стариков (или старух). Главная проблема - молодежь. Горячая, амбициозная. Бросает вызов старцам. Может и их в могилу свести, и таких дров наломать... И вот старцы двух племен сговариваются между собой и провоцируют войну. За женщин, за территорию, да просто за пленников для жертвоприношений, как "Войны цветов", о которых я писал в "Нечто". Это - суть войны, ее смысловая ось. Все остальные задачи война решает во вторую-третью очередь.
Главное - собрать цвет рыцарства - и отправить в Крестовые походы. Война - это инструмент брахманов по обузданию кшатриев. Война - способ повышения управляемости общества. Это важно в моменты проведения глобальных реформ.
...
Как я уже писал, сперва возникают "международная" торговля и финансы, они создают силовые крыши, в виде инициатических систем, ядром которых являются военизированные виды спорта, а кадры вербуются из числа самих же туземцев. Вокруг спортивных сообществ и регулярных "священных" состязаний возникают народы.
<...>
Главной артерией мировой финансовой сети был Великий Шёлковый Путь, позволявший эксплуатировать наиболее легкодоступные (дешёвые) ресурсы на разных концах континента, резко повышать экономическую эффективность вовлечённых в "международную" торговлю акторов и извлекать сверхприбыли торговцам, а ещё более финансистам, организаторам этой торговли. Главная трудность такой организации - обеспечение безопасности караванов.
Спортивные крыши работают только тогда, когда грабёж караванов совершается из-за мелочёвки, или по иррациональным мотивам, но не даёт грабителям сверхприбыль, которая может быть реинвестирована в грабёж. А для этого надо, чтобы купцы не были вынуждены таскать с собой большие суммы нала. Товар ничего не стоит, если не знать сопутствующих ему технологий торговли: куда его требуется доставить, в какой кондиции, и какими способами выполняются данные условия. Не будем забывать, что современной картографии ещё не существовало.
...
Социальный порядок упирается в международную системность. В механизмы снятия суверенитетов. Отказ государств сотрудничать друг с другом делает неэффективным международное разделение труда. Иностранный капитал приходит в страну, вкладывает бабки... А там его кидают, национализируют предприятия, или вводят новые налоги, пошлины, лицензирование. Хаос в межгосударственных отношениях перекидывается внутрь государств: начинается поддержка мятежников и сепаратистов, террористов и мафий. Ослабление государственной монополии на насилие ведёт к общему росту преступности. Так хаос приходит в каждый дом.
Для преодоления этих явлений требуется создание международной системы, такой, как Аугсбургская, Вестфальская, Венская, Версальская и Ялтинская. Клуб великих держав, устанавливающих правила игры (а главное, обладающих военной и экономической мощью их устанавливать). Для создания такого Клуба должен быть выполнен ряд условий. В частности, силовые потенциалы сторон должны быть взвешены и продемонстрированы миру. Число таких держав не может быть слишком большим (обычно их бывает 5, например, для Венской Системы это были Британия, Россия, Пруссия/ Германский Союз, Австро-Венгрия и Франция; для Версальской и Ялтинской - постоянные члены Совета Лиги Наций + нератифицировавшие Версальский Договор США и Совбеза ООН, соответственно). Между великими державами и аутсайдерами не должно быть переходных степеней ("ни рыба, ни мясо"), держав, способных бросить вызов Клубу. Внутри самого Клуба иерархия и сферы влияния должны быть чётко определены и зафиксированы.
Выполнение перечисленных условий, необходимых для создания Клуба великих держав, невозможно без Мировой войны. Кроме того, войны позволяют решить ряд важных второстепенных задач: уничтожить старые производства (открыв рынок для инвестирования в новые технологии), сократить численность населения (создав временный избыток ресурсной базы, для перехода к новому укладу), понизить уровень жизни масс, невротизировать массы (боль и страх заставляют массы принять любую идеологию, т. е. принять очередную страшилку, монстра, назначение которым ставит "вне закона", снимает необходимость соблюдения "правил игры") - т. о. временно значительно повышая управляемость в мир-системе.
Война возникла из спорта, с его ритуализмом, договорными поединками и матчами. Спорт вышел из магических танцев и представлял собой форму инициации в Mannerbundах. Подробнее о Mannerbundах можно прочесть здесь.
Особый интерес представляют спортивные единоборства. К сожалению, юзер Ужас Совка убрал ветку, где обсуждались "бесконтактный бой", "Система спецназ" и тренер Спаров. Воспроизвожу свои комменты к этой записи, как релевантные:
То, что они там говорят - часть трансовой техники. На это нужно менее всего обращать внимание. За исключением поиска проговорок.
В трансе самоконтроль человека, в некотором смысле, повышается. Но и манипулировать им легче. Трансовое поведение - игровое поведение. Оператор трансового состояния навязывает клиенту правила игры (не любые, а лишь ресурсные, в каком-л. отношении, для клиента!), а уже внутри них клиент раскрепощается даже больше обычного (растут творческие способности, реакция, координация движений, способность вспоминать давние события в мельчайших подробностях и т. д.).
Например, оператор может дать установку "Вы гениальный художник! Вы Леонардо да Винчи!" - и клиент включится в эту игру. Как Леонардо он творить не начнет, но качество его рисунков заметно улучшится. Или можно дать установку, что клиент - Казанова и Распутин в одном лице. Все его любят. И он сможет без стеснения подходить к девушкам, даже если раньше и подумать об этом не смел.
В обычной жизни, из роли выводят разные посторонние факторы, а оператор создает игровую ситуацию, в которой эти факторы элиминируются, лишаются значения. Если я выйду на улицу и начну строить из себя Казанову, люди начнут крутить пальцем у виска, а если назвать это дело "гипнозом", то можно раскрепоститься и реализовать нереализованные способности.
Вот выбор роли оператором - это несвобода клиента, а внутри роли степени свободы возрастают. В т. ч. и способность к группировке, или к моментальному переходу от приятной расслабухи к сгруппированному падению. Несвобода - в неспособности поддерживать равновесие (такая роль), а свобода - в способности нетравматично упасть.
Однако это не притворство, как и аналогичные проявления у истериков. Собственно, в какой-то степени, это свойственно всем: если идущий по льду не уверен в своей способности удержать равновесие и переносит приоритет на нетравматичное падение, вероятность падения, естественно, резко вырастает: при малейшей утрате равновесия, человек не восстанавливает его, а пытается удачно упасть. Старов внушил ученикам, что обладает экстраординарной способностью выводить их из равновесия (используя как техники нарушения равновесия путем имитации приема, так и техники наведения транса и чисто демонстрационные ситуации), благодаря этому включается установка на избегание травм при падении, как на льду.
А одного-двух наиболее гипнабельных клиентов Старов роняет, как хочет.
...
Лучшие умы не смогли решить задачу актуализации личности с полщелчка. Для этого нужны желание пациента и долгая нудная профессиональная работа. Конечно, можно попробовать дать начальный импульс. Сказать откровенно, как Боженька в анекдоте: "Ну, не люблю я тебя просто". Не хочу тебя, ты противный. Откровенность нынче в большом дефиците - отсюда неизбывный транс, карнавализм.
У Л. Толстого была героиня в "Анне Карениной". Забыл, как звали. Она производила в обществе фурор тем, что просто говорила, как есть. Она была средних умственных способностей, но выглядела чуть ли не гением. Просто говорила что-то типа "жаркое плохо прожарено", или "шампанское надо охладить". Вот сможет ли кто-то так сегодня? Есть ли еще титаны духа?
Игровое поведение и трансовые состояния - а если это все, что у человека есть? Вообще все. Без них - испуганный трехлетний ребенок. С трех лет учился подстраиваться под взрослые игры. Хорошо играть научился, детально, узнаваемо. И ничего, кроме игр, не знает, в принципе. Ничего, кроме трансовых состояний. В игре окружающие как-то помогают контролировать транс.
Знаменитая павловская лекция - об этом, об игре в разум, в цивилизованность, в знание, в личность. Игра сама по себе, реальность - сама. Карго-культ (как те известные жертвоприношения буддийскому святому Хо Ши Мину фальшивыми стодолларовыми купюрами). Сейчас вдруг все начали дружно называть это "постмодерном" и "виртуальностью". Придется отказываться от этих понятий, потому что критика их сама моментально стала оторванной от реальности игрой. Нет, только бан. Бан - отец вещей.
99,9% всего, что мы знаем и умеем, думаем и делаем, мы усвоили от окружающих, путем обучения и подражания. Все наши нейроннные сети либо непосредственно образованы в процессе дрессировки, либо несут на себе сильнейший ее отпечаток. Такое усвоение всегда имеет характер игры. Подробнее об игровом начале можно почитать в книгах Йохана Хейзинги и Эрика Берна. Общественные связи - это игровые связи, создающие виртуальные "пространства" и "времена".
Чем игровые хронотопы отличаются от лохотронов? Тем, что предполагается, будто правила игры соблюдают все. Однако общество представляет собой негомогенную игровую среду, в которой одни игры вложены в другие, и нарушение правил одного уровня является частью правил более высокого уровня. В частности, это характерно для инициатических иерархий закрытых (тайных) обществ, в которых идеология каждого последующего уровня является отрицанием идеологии предыдущего.
Любопытной иллюстрацией к сказанному может служить недавний отечественный фильм "Стиляги". Главный герой, по имени Мэлс (Маркс-Энегельс-Ленин-Сталин, как сразу догадывается зритель), проходит инициацию из черно-белого мира комсомола в хроматический мир стиляг, образовавшийся вокруг сынков советских номенклатурщиков. Однако, когда лидер группировки говорит Мэлсу, что никаких стиляг в Америке нет, тот остается "верен" своей стиляжьей идентичности. Инициатический процесс остановился, инициация сменилась контринициацией.
Неплохой разбор фильма, кстати, дал К. Крылов, особенно в первой части, а ткж в начале второй. К сожалению, Крылов в своем анализе так и не вышел за пределы постмодернистской схоластики, уводящей обсуждение за грань реальности. Тогда как имеет смысл сопоставить "чернобелую" комсомольскую реальность с лунными культами, францисканцами и флагеллянтами, мотивацией катехоламинового типа и варной кшатриев (соматотоников). А "цветную" инициатическую реальность - с солнечными культами, доминиканцами, мотивацией серотонинового типа и варной брахманов (церебротоников). Отсюда можно выйти на ницшевское "Рождение трагедии из духа музыки", теории Бахтина...
Есть еще один недавний отечественный фильм, с похожей моделью мира, "Обитаемый остров", по бр. Стругацким. Только вместо "стиляг" там "выродки", а вместо номенклатуры "Неизвестные Отцы". "Отцами", кстати, звали себя римские патриции и сенаторы, не говоря уже о символизме отцовства в христианстве и сталинизме. Жители "Обитаемого острова" живут в плену мифов, созданных для них элитой. В частности, они верят в то, что живут на внутренней поверхности сферы, в единственном из существующих миров.
Это очень похоже не только на египетские или средневековые суеверия, внушаемые образованными жрецами массам, но и на самую, что ни на есть современную социальную реальность. Разница в том, что "свое говно не пахнет", и современные мифы и суеверия таковыми не считаются.
Но вернемся к инициациям. Из ритуалов (магических танцев) возникли спорт и искусство. Из спорта - война, из искусства - военная пропаганда. Из военной пропаганды - патриотизм и субкультуры. Из спорта и субкультур - народы.
Относительно недавно, всего 60 с небольшим лет назад, был создан очередной социальный миф: миф о Нацизме (как явлении антихриста) и Холокосте (как восстании сатанистов против сил света). Германские нацисты хорошо отыграли свою роль. Особенно удались им факельные шествия и черно-белый (лунный) дизайн эсесовских костюмчиков.
В действительности, Третий Райх был самым заурядным государством первой половины 20го века. Идеология его, правда, имела черты консерватизма, в том смысле, что была ближе к идеям и семантике второй половины 19го века, но это и немудрено для державы, которую не пустили в Версальскую Систему.
В чем суть Версальской Системы, в чем ее революционность? Впервые международные вопросы стали решаться не внутри "европейского концерта", а представителями всех континентов. Так, членом Совета Лиги Наций стала Япония, а место, предназначенное США (не ратифицировавшим Версальский Договор), осталось вакантным. Но число великих держав не может быть слишком большим. Обычно их бывает пять. Чтобы ввести в этот клуб Японию (а в перспективе ткж и Китай), потребовалось принудительно вывести из него Германию (что и было сделано путем финансового закабаления Германии и версальских военных ограничений).
Вот тут юзерhasid задается вопросом, а был ли нацизм столь нацистским, сколь его малюют? Для ответа на этот вопрос стоило бы провести исследование, сопоставляющее военную и политическую пропаганду США, Великобритании, Германии и СССР, за 1929-1945 гг. Думаю, непредвзятый анализ воочию покажет, что иных различий, кроме сугубо стилистических, там не было.
Что же касается "военных преступлений" и "преступлений против человечности", то чем варварские бомбардировки жилых кварталов германских городов или атомные катаклизмы Хиросимы и Нагасаки лучше "газовых камер для евреев", если даже допустить, что таковые имели место быть? Впрочем, есть все основания считать, что число жертв Холокоста в разы преувеличено, способы массовых убийств не были столь изуверскими, а главное, сам процесс носил куда более стихийный характер.
Большое значение для такого анализа имеет психологическая установка. Помню, как подростки в советское время играли в такую игру: бралась газета "Правда", с ее нечеловечески казенным и скучным официозом, и все должны были воображать, что все что там написано - о сексе. Уже через полминуты все подростки давились от смеха. Сразу же выяснялось, что ничего, кроме секса, в "Правде" и нет.
Аналогичная установка работает при чтении Майн Кампф или иных нацистских текстов. Просмотрите с установкой на поиск расизма и бесчеловечности тексты Эренбурга и плакаты Кукрыниксов - и вы ужаснетесь. Просто представьте, что в альтернативной истории победил Третий Райх, а за преступления судили сталинистов. Прикиньте, как бы сейчас подавали сталинскую пропаганду и репрессии.
Однако беспристрастное сравнение, скажем, той же "Майн Кампф" с "Дневником писателя" Достоевского (за 1877й год), покажет, что "содержательная" сторона гитлеровского текста в гораздо меньшей степени способствует разжиганию антисемитизма. Суть обвинений вообще та же: евреи не имеют собственного государства и лишены опыта государственной жизни, а потому играют подрывную роль в любом национальном государстве. К этому у Гитлера прибавляется "еврейский рационализм" (в противоположность "арийской жертвенности"). Но если вдуматься, "еврейский рационализм" есть не что иное, как невдетость безгосударственного народа на патриотическую шизу.
Почему так важно трезво осознать механизмы мифотворчества? Потому, что мифы продолжают конструироваться, не прекращая ни на миг. Ужасающая загогулина заключается в том, что мы сами являемся микроэлементами социальной мифологии. Точками на плакатах будущих (американских? китайских?) кукрыниксов.
Эрефия УЖЕ обеспечила себе доказательную базу для нового Нюрнберга. Патриотическим кликушам нравится преувеличивать мощь и суверенитет поверженной в 1945м Германии, стращать ее мнимо беспрецедентными жестокостями, верить в вечность статуса "победителя над фашизмом". Поэтому так трудно сопоставить "могучий" Райх, якобы бившийся за мировое господство, и бессильную Эрефию. На самом деле, Гитлер был куда ближе к Саддаму Хуссейну, чем к Чингизхану, а Третий Райх - к Эрефии, чем к империи ситтхов.
Однако, времена меняются. Воссоединение Германии ставит крест на Ялтинской Системе. Новыми мировыми игроками, очевидно, будут Евросоюз, США, Япония, Китай и Индия. Эрефии места в Пятерке великих держав, очевидно, нет. Отсюда и ведущийся 20 лет слив, чреватый превращением в "абсолютное зло".
Какой шок будет для наших людей узнать, что Путин был "гитлером", а РФ - "третьим райхом"! Узнать про "холокост" вайнахов и вообще мусульман. Узнать тайны про страшные фильтрационные лагеря и прочий ужос-ужос.
Кажется невероятным, что такая метаморфоза происходила в истории много раз. Антифашистский аффект кажется беспрецедентным, но очень схожие эмоции возбуждались в массовом сознании по поводу "Узурпатора" (Наполеона I) в первые 10-20 лет существования Венской Системы. Тогда аналогом Совета Лиги Наций и Совбеза ООН был Священный Союз. Великобритания не вошла в него точно так же, как США не вошли в Совет Лиги Наций, но де-факто к нему примыкала.
Революционеры, карбонарии, анархисты, коммунисты, бомбисты все годы существования Венской Системы были таким же "абсолютным злом", как "ультраправые молодчики" в Ялтинской Системе. И антицентр Венской Системы - Российская Империя - так же точно упрекал тогдашнего мирового гегемона - Великобританию - в потворстве революционерам и нигилистам, как антицентр Ялтинской Системы - СССР - упрекал в потворстве фашизму и реваншизму нового гегемона - Америку.
В политике все новое - это хорошо забытое старое. Технологии власти, единожды возникнув, не исчезают никуда. Структура власти - это структура эволюции властных технологий. Это древовидная структура. Некоторые ветви этого Древа Познания, покамест, выключены. Но висящее на стене ружье непременно выстрелит. Технологии власти, коли уж они есть, рано или поздно будут растабуированы. И тогда мы, по ряду параметров, вернемся в 19й век.