asterrot (asterrot) wrote,
asterrot
asterrot

Categories:

Война цивилизаций

Крах германского проекта: уроки для России

Давно хотел прокомментировать блестящие (но всякий раз доводящие некий верный, в своей основе, исходный тезис до абсурда) посты ув. ЖЖ-юзера bohemicus . И вот, последний его пост даёт отличную возможность, используя его в качестве отправной точки, перейти от опровержения достаточно расхожих заблуждений к более далеко идущим и актуальным выводам.

Некоторое время назад я уже указывал автору на явную необоснованность тезиса об отсутствии в Германии элементов римской культуры. В качестве примера указывал город Кёльн, основанный супругой Римского Императора Клавдия, сестрой Калигулы и матерью Нерона Агриппиной. Город, вплоть до средневековья, носил имя сперва Colonia Claudia Ara Agrippinensium, затем Colonia Agrippinensis. Тем не менее, автор продолжает с завидной креативностью развивать заведомо ложную концепцию:

Французы и англичане тоже ставили памятники предводителям своих далёких и диких предков, однако историческая роль этих героев была совершенно иной. Верцингеторикс в Галлии и Боадицея в Британии героически сопротивлялись, но в конце концов проиграли римлянами, и их страны подверглись романизации. И варварская честь была соблюдена, и высокая культура обретена. Арминий выиграл. Он не только истребил легионы Квинтилия Вара, но и стёр с лица земли римские города между Рейном и Эльбой, остановив проникновение латинской цивилизации в своё отечество. Германия не стала романской страной, и это определило её историческую судьбу.
http://bohemicus.livejournal.com/84212.html

Ну разумеется, никакой Арминий (Hermann der Cherusker) и никакая битва в Тевтобургском лесу (Teutoburger Wald) не могли остановить проникновения латинской цивилизации в Германию. Начать с того, что вся история с Арминием выглядит довольно сомнительной и, вполне вероятно, является позднейшей вставкой. Но допустим, что всё было так, как реконструировал Моммзен. "Битва" в Тевтобургском лесу, какой она вошла в современные учебники истории, больше напоминает предательскую резню Старков в "Игре престолов". Сам Арминий, между прочим, был римским гражданином и всадником.

Граница Римской Империи с варварами установилась по Limes Germanicus, опиравшемуся на Альпы и Рейн. Это нормальное стремление любого геополитического образования - установить свои рубежи по "естественным границам", позволяющим использовать для их обороны природные препятствия, в первую очередь, водные (одновременно являющиеся линиями коммуникаций), но ткж и горы, леса (где с этой целью обычно устраиваются засеки) и болота. Limes Germanicus - это Прирейнские города и Нидерланды, с которых началась история после упадка Западно-Римской Империи.

Именно этот регион, о котором я неоднократно в этой связи упоминал, является распространителем латинской культуры в Европе с эпохи Тёмного Средневековья. Помимо вышеупомянутого Кёльна, важнейшим городом этого региона был Майнц (Mogontiacum). Наиболее известна, в этой связи, история франков, но ею дело ни в коей мере не ограничивается.

В эпоху Ренессанса здесь возник Прирейнский Союз, позднее слившийся со своим историческим конкурентом - Любекской Ганзой. Помимо Прирейнских городов, Ганза включала в свою орбиту вольные и имперские города Нидерландов (современный Бенилюкс), Северной Германии, а ткж владения Тевтонского Ордена (членом Ганзы был как сам основанный любекскими купцами Орден, так и отдельные города, входившие в его владения) и Новгород. На всей территории Ганзы использовался единый язык, ныне именуемый "нижненемецким диалектом немецкого". Однако такая терминология - частью лукавство, а частью вчитывание в историю позднейшего и политически обусловленного положения вещей.

"Нижненемецкий диалект" делится на два: остфальский и вестфальский. На вестфальском по-прежнему говорит население Северного Рейна - Вестфалии (самой населённой и промышленно развитой земли Германии). Остфальский в Германии исчезает, вытесняясь "литературным немецким" - искусственно созданным языком, на основе ганноверского диалекта. За пределами Германии на нём говорят жители Нидерландов (нидерландский практически ничем не отличается от любекского диалекта) и фламандцы (германоязычная половина Бельгии). До нормансского завоевания на этом языке говорили ткж англичане.

Вестфальский, однако, достаточно близок к остфальскому, так что жители Северного Рейна - Вестфалии без труда понимают передачи нидерландского радио и телевидения. Люксембургский дилект, принадлежащий к "средненемецким" (переходным между "нижненемецкими" и "верхненемецкими" диалектами), понимается там уже с некоторым трудом. А вот баварский не воспринимается на слух вообще, так что в те годы, когда баварское телевидение вещало на своём диалекте, жители Вестфалии его не смотрели.

Баварский входит в одну группу с австрийским ("австро-баварские диалекты"), которая (совместно с "швабско-швейцарскими диалектами") и составляет верхненемецкие языки. Внутри себя эти диалекты делятся на сильно различающиеся диалекты, так что даже жители соседних городков, не владеющие искусственными литературными языками, с трудом понимают друг друга. Упрощая, можно провести аналогию между "нижненемецкими диалектами" и русским языком. Тогда "верхненемецкие" будут "польским" языком, а "средненемецкие", в рамках той же аналогии, "украинским".

Но возник проект единой Германии (глубокий анализ причин которого достаточно сложен и требует отдельного поста) и немцы решили - мы единый народ, с единым языком. И создали "литературный немецкий". И стали нацией.

Возвращаясь к Римской Империи, влияние её на Германию не ограничивается Лимесом. С зарейнской Германией велась торговля. Германцы активно привлекались в качестве наёмников, получали римское гражданство и возвращались в родные селения. Основу преторианцев во времена расцвета Империи составляли германцы. Позднее, на руинах Западно-Римской, возникла Франкская империя, сперва меровингская, затем каролингская. И наконец Оттон I и клюнийцы в 962м году создали Священную Римскую Империю Германской нации. Никаких "национальностей" в это эпоху, конечно, ещё не было, многоязычие было нормой, а сам Оттон говорил на остфальском, древнеславянском и латыни. Так что его в равной степени, при желании, можно записать и в "немцы", и в "итальянцы", и в "русские".

Если кто и являлся во времена Средневековья наследниками Арминия, то это баварцы и австрийцы, а ткж чехи, т. к. именно Королевство Чехия было опорой Габсбургов. Гуситы - вполне себе такие наследники злобного гопника Арминия. Но через СРИГН и эти земли вполне себе усвоили римскую культуру. Что касаемо пангерманизма, ариософии и национал-социализма, то они происходили как раз из верхненемецких земель - из Австрии и Баварии. Что не случайно. Австрийские и испанские Габсбурги веками были источником "европейской реакции". В борьбе с ними, протестантские рейнские княжества ориентировались на Францию, стремясь войти в её состав вслед за Эльзасом и Лотарингией.

Усилению Франции препятствовали Англия, Австрия и Россия, так что даже Наполеон предпочёл создать Северогерманский союз, положив начало объединению Германии Гогенцоллернами. Видным идеологом сторонников Гогенцоллернов - младогерманцев - был поэт Генрих Гейне.

Если сравнивать с историей Франции и Англии, то там были свои "арминии" и "херуски" - Бретань, Уэльс и Шотландия, бургундцы и остготы, англы и саксы, норманны и арабы и те де. А США так и вовсе были созданы после открытия Америки (чем это лучше, чем завоевание Восточной Германии папистами-Гвельфами?). И что, США - наследники Арминия или Вильгельма Завоевателя? Нет, конечно.

Истоки "габсбургской реакции" в другом. В противостоянии исламу, исламским завоеваниям. Арабам в Испании и туркам на Балканах и у стен Вены. Вполне себе латинизированная Испания стала ведущим центром реакции, с Торквемадой (кстати, марран, т. е. криптоиудей, а значит, ни фига не германец), инквизицией, Лойолой (кстати, баск и опять не германец) и иезуитами. Свою роль в развитии этой реакции в форме нацизма сыграли ткж природные условия - в более суровом климате Северной Европы (в т. ч. на севере Франции) господствовала т. н. "германская семья", с бесправием женщины и полной властью главы семейства.

Судьба Германии в 20м веке - это судьба увядающего региона. Можно сказать, что это концентрированная судьба увядающей Европы. И причины этого увядания просты - развитие технологий судостроительства и навигации вызвало тренд на перемещение экономической жизни в Тихоокеанский регион, о чём многие писали ещё на рубеже 19-20 вв. Морские перевозки были и ещё долгое время останутся наиболее дешёвыми. Там, где для них существуют географические условия (прежде всего, доступ к океану), экономика всегда будет развиваться опережающими темпами.

Аутсайдерам остаётся лишь пытаться взломать коды истории и попытаться "повернуть колесо вспять". Чем и занимались немцы и русские на протяжении всего 20го века. Никакого фатализма в истории нет и шанс, хоть и маленький, на создание нового тренда, был. Могла таки возникнуть евразийская империя, например, большой СССР, построить густую сеть железных дорог, превращающую материк логистически в аналог океана, но не срослось. Помешали заботливо взращенные англосаксами шовинизмы (а с ними и др. формы ксенофобии) - русский и германский. Окончательно определившие специфику нацизма. А теперь окончательно "представление кончилось, пора надевать шубы и идти по домам, но когда оглянулись, то не было уже ни шуб, ни домов" (В. Розанов).

И если в чём и состоит тут урок, то это в том, что русский шовинизм являлся и является главным врагом России, а т. о. и самих русских. Любому народу требуется "дом", понимаемый, как "машина для жилья". Таким "домом", "машиной" выживания, является государство-нация, или его более архаичная разновидность - империя. Нет империи - н будет и никаких русских. Так что противопоставление "русских" "России", которое я сам придумал и продвигал с 1989го года и которое сегодня получило большое хождение, хотя и имеет смысл, но по большому счёту, лишь заводит в тупик. Это второстепенный концепт, на котором не построить созидательной политической платформы.

Тень шанса, если она ещё объективно существует, могла бы заключаться в создании макроимперии, "Европы от Дублина до Владивостока", к чему и стремились андроповские реформаторы. Но для этого следует деконсолидировать русских, чтобы мы могли войти в Европу по частям, т. к. единой ордой никто нас в Европу не пустит. Но деконсолидировать лишь в этнонациональном смысле, консолидировав в имперском.

Заострить все культурные субэтнические различия, но снять их на государственно-правовом уровне (соответственно, нивелировать различия между субъектами Федерации, отменив национальные автономии). Потом сближать государственно-правовые форматы Евросоюза и РФ, что удобнее всего сделать в форме простой рецессии европейского континентального права. А общим для всей макроимперии официальным языком и вторым языком элит сделать эсперанто (сохранив, до их естественного исчезновения, национальные языки). Как вариант, некий новый искусственный язык (например, на основе реконструкции праиндоевропейского или ностратического). Так ещё можно было бы посучить ножками и ручонками. Единственный весомый довод против - двоечникам трудно будет учить новый язык.

Просвещённый русский национализм мог бы быть ещё одной альтернативой смерти (но не процветанию), но его нет, он так и не появился. Хотя были какие-то потуги, но из этих зачаточных форм так ничего и не вышло. И пора называть вещи своими именами: т. н. "русский национализм" есть русский шовинизм, "национализмом" являющийся больше по названию и отдельным словесным оборотам. Подлинный национализм - это Махатма Ганди, Голда Меир и Шарль де Голль. Невозможно представить себе этих людей в одной колонне с "зигующими школьниками".

Любое политическое движение должно, помимо общенациональных или общеимперских, опираться на более частный интерес какого-л. меньшинства или нескольких меньшинств. Т. к. только такой частный интерес (угнетённого меньшинства) может достичь требуемого накала политической страсти, вплоть до готовности отдельных людей сознательно пойти на смерть. Большинство никогда не бывает к этому готово, всегда предпочитая более конформистские жизненные стратегии.

Среди возможны меньшинств такого рода я назову ассимилированных чеченцев и евреев, сурвивалистов, феминисток, сексуальные меньшинства и некоторые русские мини-субэтносы и секты. Сюда же следовало бы попытаться подключить некоторые профессиональные группы, отдельные госучреждения (вкл. силовые структуры), научные школы (например, компаративистов), молодёжные субкультуры (например, эмо), контркультурные группы (хакеры, паркур), отраслевые и региональные ФПГ и те де. Делается это на основе исключительного интереса. Как это делать, я, хотя и в общих чертах, хорошо себе представляю. Но полностью выполнить всю работу в одиночку, разумеется, не в состоянии.

Poll #1945896 Будущее России

Вы за какое будущее для России?

За эсперантистскую макромиперию и мировую гегемонию
27(60.0%)
За просвещённый национализм и статус полуколонии
10(22.2%)
За смерть
8(17.8%)
Comments for this post were disabled by the author