У подобного подхода, при его определённой логичности, нет прочного методологического базиса. Спросим: если хорошее знание французского языка немногими лучше, чем полное его незнание всеми, а также чем плохое, нефункциональное знание его всеми, то лучше для кого? Мы можем легко представить себе (а если не представить, то подсмотреть в жизни, на многочисленных реальных примерах) такое положение дел: немногих хорошо учат французскому языку и прочим полезным вещам, потом эти немногие уезжают с полученными знаниями за границу и там остаются. Кому в этой ситуации лучше - кроме немногих обученных и тех стран, куда они уезжают?
Основой любого социального проекта должно быть представление об обществе - выгодоприобретателе. Идея: "Давайте соберём с неграмотных мужиков подати и оплатим подготовку небольшого числа будущих граждан зарубежных стран" тоже может быть таким представлением. Но тогда почему бы сторонникам подобного подхода не заявить о нём прямо? Не знаю, но вижу, что этого они делать не хотят. Стесняются? А чего? Все свои.
Помнится, в начале девяностых годов схожие высказывания можно было услышать. Формулировались они, приблизительно, так: "Да, власть захватили жулики и воры, неумехи и прохвосты. Но их дети отучатся в оксфордах и гарвардах, и вот они уже сделают всё классно". Этот наивный паразитизм не включал простого вопроса: выпускники оксфордов и гарвардов будут делать "классно" для кого? Для туземцев, от которых они в оксфорды и гарварды сбежали, с криками "тьфу-тьфу" и "чур меня"? Или, может быть, в оксфордах и гарвардах детей наших самодеятельных жуликов и воров обучат, как туземцев грабить профессионально, с опорой на многосотлетний колониальный опыт - грабить более эффективно и элегантно, чем это делали их родители? О, вы даже можете вспомнить примеры подобных всесторонне развитых отпрысков хозяев России, надо же. Не удивлён.
Идея "обдерём вонючих мужиков, чтобы сформировать элитный отряд, обслуживающий интересы других народов" имеет многочисленных поклонников. Но есть одна закавыка: привить "вонючим мужикам" любовь к этой идее довольно сложно, сколько их "неизбывной виной перед августейшими страстотерпцами" не курощай. Гарантии стабильности не будет. Более того, возьму на себя смелость заявить, что именно такие идеи, при их реализации, и поддерживают столь нелюбимый иными авторами эгалитаризм. Делают эгалитаризм просто таки неизбежно популярным.
Ну, не может быть стабильным общество, в подавляющем большинстве своём не являющееся выгодоприобретателем собственного устройства.
Да, я догадываюсь, что многие элитаристы, опираясь ещё на аристократическую традицию времён доминирования сельского хозяйства в экономике, полагают, что если коров можно доить беспрепятственно для социальной стабильности у людей, то почему мужиков нельзя бесконечно обирать, не рискуя социальной стабильностью у элит? Проблема такой логики в её несовместимости с идеей светского образования. Коровы не становятся приказчиками у фермеров. Соответственно, у коровы не может появиться идея: "А почему не я?" Не учите французскому вообще никого; просто грабьте всех через макроэкономические инструменты - и будет вам покорность. Люди будут просто не понимать, что что-то идёт не так. Но увы; как иные элитаристски настроенные авторы сами догадались, в условиях конкуренции с другими странами народами народ, лишённый доступа к современному образованию, будет просто вытеснен и исчезнет. Не учить вообще никого не получится. А учить "быдло" не хочется - потому, что затратно и потому, что у "вонючих мужиков" разные идеи могут появиться. Последнее обстоятельство элитаристам особенно хочется купировать. Незадача.
Без перехода к модели целеполагания "выигрывает подавляющее большинство общества" я вам, робяты, спокойной жизни без "левого" реванша не обещаю. Можете рискнуть, конечно, если считаете, что именно вам повезёт, или, что от комиссарских кожанок воняет меньше, чем от лаптей. Я бы на первое не поставил, а второе, на мой вкус, уже совсем неверно. Хотя, наверняка, насчёт запаха не все элитаристы со мной согласятся. Фишка в том, что, как показала история, эгалитаристская "волна" вполне может быть "осёдлана" группой с элитаристскими интересами и методами - сообществом единомышленников с "передовыми взглядами", рассматривающими эгалитаристскую "массу" как расходный и пластический материал. Да, я прямо намекаю. По философии самомнения и деятельности те, кого вы, господа элитаристы, более всего не любите, ваши.
Альтернатива есть, но без решения проблемы общественной субъектности таковая недосягаема.
Об этом скажу как-нибудь в другой раз.
.
Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/353309.html.
К методологии элитаризма
livejournal
October 14 2017, 09:20:45 UTC 1 year ago
freedom_of_sea
October 14 2017, 12:23:44 UTC 1 year ago
Для всех, потому что функциональное знание - источник богатства, а нефункциональное - нет.
Нефункциональное знание электричества всеми означает что все будут сидеть с лучиной, а знание электричества немногими инженерами позволит всем остальным покупать электричество за производимый ими простой продукт.
bantaputu
October 17 2017, 12:28:04 UTC 1 year ago Edited: October 17 2017, 12:28:14 UTC
Да, есть такая точка зрения. И довольно распространённая.
freedom_of_sea
October 17 2017, 19:22:04 UTC 1 year ago
Те, кто этого не сделали, сидят с лучиной
bantaputu
October 18 2017, 07:40:13 UTC 1 year ago
Такого вопроса быть не должно вообще.
Anonymous
October 14 2017, 13:47:31 UTC 1 year ago
Государство может давать кредит на дальнейшее образование, на льготных условиях, но льготы могут сопровождаться определёнными ограничениями. Например, отработать до погашения кредита в пределах РФ, или даже в пределах региона, если кредит из регионального бюджета. Если человек хочет работать за границей - пожалуйста, но тогда оставшуюся часть кредита должен погасить без льгот. Это по-моему справедливо. Или, если кто не желает вообще никаких ограничений, пусть оплатит ВУЗ из своего кармана, кредит не берёт, и будет потом свободен как птица.
bantaputu
October 17 2017, 12:29:37 UTC 1 year ago
В России, увы, это не так.
Как понять?
Anonymous
October 17 2017, 14:05:27 UTC 1 year ago
bantaputu
October 18 2017, 07:43:42 UTC 1 year ago
Чтобы возникло общество, недостаточно собрать вместе представителей одного биологического вида. Если люди не считают, что представляют собой некое единство, то будут вести себя соответственно - с другими людьми как с чем-то чуждым.
Не нужно этого.
Anonymous
October 18 2017, 12:32:23 UTC 1 year ago
Я это наблюдаю непосредственно, например когда моя дочка в школе училась, у неё в классе был полный салат из самых разных народов, и вьетнамцы, и арабы, и негры, и даже португалец один был, ну и немцы конечно, и ничего, нормальный был класс. И сам я одно время в университете работал, сотрудники тоже со всего мира были, кроме разве что папуасов, и то я думаю, если поискать, и папуас бы нашёлся. Тоже вполне успешно работали.
bantaputu
October 20 2017, 06:25:51 UTC 1 year ago
Конечно, не было. Чтобы конфликтовать, нужно иметь субъектность. Шестерёнки в машине не конфликтуют, они совместно трудятся.
________________________
До какого-то момента общность не нужна, да. Все дружно играют, а потом вместе кушают компот.
Правда, история свидетельствует, что такие периоды скорее исключения, увы.
Почему "до"?
Anonymous
October 20 2017, 07:39:56 UTC 1 year ago
bantaputu
October 20 2017, 09:54:26 UTC 1 year ago
Советские люди тоже примерно так думали.
У советских была одна ошибка.
Anonymous
October 20 2017, 10:26:22 UTC 1 year ago
bantaputu
October 20 2017, 10:32:54 UTC 1 year ago
Вас это устроило бы? Русификация всего и вся, в смысле?
Ничего такого это не значило.
Anonymous
October 20 2017, 10:46:59 UTC 1 year ago
bantaputu
October 20 2017, 10:50:58 UTC 1 year ago
То есть, вы не против. А вот большевики были против - и действовали соответственно.
Это не есть русификация.
Anonymous
October 20 2017, 11:04:57 UTC 1 year ago
bantaputu
October 23 2017, 09:55:07 UTC 1 year ago
Представление о проблеме и технике ассимиляции у вас отсутствует - либо вытеснено.
Оно просто другое.
Anonymous
October 23 2017, 10:28:52 UTC 1 year ago
bantaputu
October 23 2017, 11:03:40 UTC 1 year ago