bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Categories:

К вопросу о секретности советских репрессий

Существует объективный факт: советские репрессивные органы старались по возможности удерживать свои действия в тайне, скрывая масштабы убийств и мучительств, пряча трупы убитых и не разглашая данные большинства процессов. Данная практика имеет ряд известных исключений. Это открытые процессы тридцатых годов - публичность которых явно была иснпирирована политическим руководством страны. Это публичные казни ряда военных преступников во время ВОВ, что, по всей видимости, было кратковременной уступкой общественному мнению, требовавшему мести. И, может быть, какие-то иные, отдельные случаи. В целом же нет сомнения в желании советской репрессивной системы скрадывать свои действия, различными способами защищаясь от разоблачения.

Данное явление интересно и требует объяснения. В некотором смысле оно имеет парадоксальный характер. Большевики открыто провозглашали своё право и необходимость террора, а их поклонники говорят об этом и сейчас. Представляется удивительным: почему большевики лишь в небольшой степени применяли такую "опцию" террора, как публичность - с целью запугивания потенциально несогласных? Почему английские судебные органы казнили пиратов, устанавливая виселицы на прибрежных холмах - в назидание потенциальным кандидатам в морские разбойники, а большевики убивали в подвалах или под шум работающих двигателей грузовиков? Это должно иметь обоснование.

Возможное предположение, что большевики опасались возмездия, кажется мне абсолютно неубедительным. Может быть, во время Гражданской войны немного и да, но долгие десятилетия впоследствии - точно нет.

Уважаемый greenorc высказал мысль, что скрытность большевицких палачей была связана с осознанием ими нелегитимности своих действий. Мне кажется, что подобный подход игнорирует саму суть большевизма, для которого легитимность есть лишь заслуживающий гомерического смеха буржуазный предрассудок.

Споря с greenorc, я выдвинул предложение, что дело в культурных особенностях. Это, очевидно, ошибка. Объяснение должно быть вполне функциональным.

Может быть, я нашёл подходящий взгляд на вещи, который можно построить "по аналогии".

Слово Хуану Антонио Льоренте, говорящему о роли тайны в работе репрессивного механизма.
__________________

Эта тайна и есть душа и суть инквизиционного трибунала, она дает жизнь, поддерживает и укрепляет его судебную власть; с ней инквизиторы осмеливаются, скрывая необходимые бумаги, пренебрегать многими судебными соглашениями Кастилии, Арагона, Каталонии, Валенсии, Майорки, Сардинии и Сицилии; с ней они возбуждают и поощряют множество скандальных споров лишь для того, чтобы после снять богатый урожай: аресты и отлучения дворцовых советников, алькальдов, председателей суда, регентов, судей, прокуроров и алькальдов королевского апелляционного и окружного судов, главных алькальдов и коррехидоров городов и районов; с ней же они обманывают (ибо истина — это часть их тайны) пап, королей, министров, советников, вице-королей, капитан-генералов и разного рода других должностных лиц, извлекая из дела бумаги, добавляя, уничтожая и исправляя процессуальные документы перед тем, как им попасть в руки папы или короля (поэтому из предосторожности их не нумеровали, как в документах архиепископа Толедо, главного нотариуса Арагона, и других), что в конце концов привело к неповиновению внутри самой инквизиции, ведь если великий инквизитор не повинуется королю и не исполняет его приказы, трибунал инквизиции, в свою очередь, поступает также и с ним, действуя по своему усмотрению в спорных случаях, а трибуналы провинций в своих внутренних делах не подчиняются центральному трибуналу. Но в одном они единодушны — все это делается в атмосфере строгой секретности, ибо без нее развалилось бы все здание.
_______________

Конец цитаты. Источник.
_______________

Максимальная секретность всех процессов это способ обеспечения бесконтрольности деятельности тайной полиции не от граждан, а от органов государственной власти. Применительно к периоду Гражданской войны и сталинскому Большому террору секретность мероприятий, инициированных высшим руководством страны, была важна постольку, поскольку репрессии в значительной степени были направлены против сотрудников органов государственной власти и военоначальников.

Инквизиция любой идеологической окраски держит свою деятельность в тайне не от народа, а от тех политических фигур, которые, увидев масштабы и принципы творимого палачами, потенциально могли бы им воспрепятствовать, хотя бы из чувства самосохранения. Эта стратегия находится в гармонии с желанием некоторых государственных деятелей использовать репрессивные органы для расправ над своими политическими конкурентами, что также, в большинстве случаев, желательно осуществлять скрытно во избежание противодействия с их стороны.

Таким образом, любовь советских убийц к покровам секретности имеет простое и полностью функциональное обоснование.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/427016.html.
2
Скрывали и от начальства, и от народа, в равной мере. Понимали, что у большинства людей есть некие моральные границы, при пересечении которых они начнут сопротивляться, тем или иным образом. В том числе и у многих советских начальников были такие границы, не все были до конца отмороженными. А масштабы террора эти границы далеко переходили. Аппарат, осуществлявший террор, был относительно невелик, и при наличии даже довольно скромного сопротивления террор бы прекратился. Стал бы невозможен.
мне кажется, такой фактор как международное общественное мнение тоже нельзя полностью сбрасывать со счетов
Вы правы, как нормальный человек, но неправы, как коммунист. Вы могли бы оценить общественное мнение о потенциальном распространении большевизма в других странах. И решить, что публичные массовые убийства дали бы нежелательный материал антикоммунистической пропаганде.

Но с точки зрения коммуниста это желательный материал. Это легко увидеть, если учитывать то, какой контингент рекрутировался революционерами. Это отнюдь не те, кто падал бы в обморок при виде казней "классовых врагов". Совсем напротив.
это так, но ведь большевиков поддерживали -- или по крайней мере были к ним дружелюбно нейтральны -- и более солидные силы, те, кто стоял за международными СМИ, определенные еврейские или проеврейские круги (для них большевизм означал конец угрозы погромов в России) -- и они были, я думаю, более щепетильны. По крайней мере бравада кровью со стороны сов. власти их бы покоробила.

Сов.власть ведь никогда полностью не порывала с миром капитала (была и торговля и Альберт Кан) -- так что...

Если перейти в конспирологическое "поле", то всё становится простым. "Западные хозяева приказали вести себя прилично", и этого достаточно.

Может быть подобные распоряжения поступали на самом деле. Это не исключено. Однако практика показывает, что распоряжения "удалённого" начальства, противоречащие интересам исполнителей, исполняются не в полной мере, не системно, либо вообще саботируются. Довольно полное единство множества разнородных людей, длительное время действовавших в большой стране говорит о наличии общего интереса, который ими руководил - а не только некоего мнения из-за рубежа.
Логично.

Но стремление все прятать было присуще советскому строю само по себе. Например, сокрытие факта расстрела семьи царя. Хотя этот факт они вполне могли бы объяснить внутри страны своим гражданам.
Советские всегда находились "в сложной ситуации". Это неотъемлемый штамп их мышления.

"Так вот убили - и ничего. А если объявим; как эту ситуацию используют наши враги?" Это мышление людей, не стоящих на "твёрдой почве" жизни, а привыкших "использовать ситуации" и ожидающих от всех других того же. Скажем, "торговка на базаре отвернулась - я использовал ситуацию". Или: "в ходе войны империя попала в сложное положение - революционеры использовали ситуацию". Большевики это "политические цыгане".

В случае, когда им нужно что-либо охранять и защищать (свою власть, например) они тратят все усилия на то, чтобы не "создать ситуацию", которой кто-то мог бы воспользоваться. В результате вся страна живёт под лозунгом, извините, "в общественной бане сожми ягодицы". Все силы тратятся на сжимание ягодиц. Времени помыться не остаётся.

Это неизбежное следствие исходного посыла Советской власти - опоры не на фундаментальные явления, позволяющие "строить жизнь", а на дерзость и удачу, друзей преступников.

Anonymous

June 16 2019, 15:35:55 UTC 1 month ago

Ну не знаю уместно ли сравнивать деятельность инквизиции с репрессиями большевиков. Всё-таки оная боролась с не выдуманными врагами, а криптоиудейским, криптомусульманским и протестантским подпольем.
согласна

К тому же беззакония инквизиции преувеличены

Anonymous

June 17 2019, 11:29:26 UTC 1 month ago

Учитывая царившие в 15-17вв. нравы, не отличавшиеся гуманностью(мягко скажем), количество вынесенных инквизицией смертных приговоров было исчезающе мало на фоне светских инстанций. К примеру, того же Дж. Бруно очень долго уговаривали отказаться от своих "научных" изысканий.

greenorc

June 16 2019, 15:37:22 UTC 1 month ago Edited:  June 16 2019, 15:42:53 UTC

Не соглашусь таки. Описываемая вами логика сохранения тайны несомненно возможна и могла иметь место в иных случаях.

Однако к советскому периоду это неприменимо. Так, если мы возьмем террор 37-38, то это четко проведенная сверху спецоперация, что хорошо видно по графику. Который представляет из себя ровную низкую полку до и после, а 37-38 это два столба, подобные "башням-близнецам".

Кроме того, вы сами упомянули о БУМАГАХ, и это самое главное. Прятать трупы имеет смысл от населения лишь. От начальства прячут бумаги, а в СССР в отношении репрессий этого и близко не было. Все честно документировалось. В этом плане советские репрессии были совершенно прозрачны для руководства.

В отношении более раннего времени можно упомянуть о знаменитых квотах на расстрел, которые спускались сверху или утверждались сверху.

Кроме того, тот же террор 37-38 не был тайной ни для кого из госсужащих, он был массовым и создавал ощущение "придти могут за каждым". Этого масштаба не скрывали, да его и нельзя было скрыть в ситуации, когда арестовывали твоих знакомых, сослуживцев и друзей.


Что касается вашего аргумента "для большевиков легитимность была буржуазным предрассудком".

Это не так, потому что большевики не мыслили понятием легитимность вообще, я подчеркивал, что для общества низкой культуры легитимность существует лишь как интуитивное понятие, слабоосознанное.
Что там большевики, я сегодня не могу донести смысл понятия до читателей! Которые мне пишут, как вы видели, "я мол вас так понял, что легитимность это право сильного" и прочее :)


Большевикам было плевать не на легитимность, которая на сознательном уровне и для современного человека не существует (в том смысле, который я имею в виду), а на буржуазную законность - "продавать свое зерно это государственное преступление" (с). Но при этом в 37-38 большевики таки проводили формальные судебные процессы.
То есть приговоры были и они были официальны, расстрелы в тот период были официальны. Это ни в коем случае не тайные ото всех репрессии. Новости об арестах видных деятелей вообще были в газетах и судебные процессы освещались.

Они тогда реально все делали вбелую.

И лишь когда дело доходило до массы трупов или до воплей допрашиваемых, срабатывала то самое подсознательное, интуитивное понятие нелегитимности действий.


Еще раз подчеркну, это мне видится крайне интересным моментом - понятие легитимности не совпадает не только с понятием формальной законности (о чем у меня и спич), но и с уверенностью в своей правоте. У меня в посте комментаторы этого не понимают ("буду стрелять в кого мне кажется правильным" - нет, не будешь). Ты можешь считать себя и дело революции охуенно правым, арестованного считаться за чмо и лично ему ногти отрывать, но при этом ты одновременно прекрасно чувствуешь, что твои действия сцуко нелегитимны. И ты будешь ныкаться в подвале как маньяк, а потом будешь прятать трупы.

Вот в чем охуенность понятия легитимности. Даже отомороженный палач, снимающий кожу с допрашиваемых, отлично чувствует нелегитимность своих действий - причем неважно, интеллектуал он или дикарь.
Террор сопровождал Советскую власть всё время её существования. Спецоперации, инициированные "сверху", были его частью. Но при таких спецоперациях сохранение тайны также инициировалось "сверху".

Не следует отделять высшее советское руководство от карательного аппарата. Представьте, что Великий инквизитор стал королём и Папой Римским в одном лице. Это и будет глава Советского государства. "Тогда от какого госаппарата скрывались репрессии?" От сотен тысяч чиновников. Которые в конце концов убили Сталина и демонтировали карательную систему - потому, что устали бояться.

Карательный аппарат предоставлял всем, кто имел возможность поинтересоваться, сфальсифицированные бумаги - точно, как у испанцев.

У советской инквизиции была главная тайна; а именно причины, по которым схватили того или иного человека. Этого никому было знать не положено. На этом держался страх; ведь не было никакой возможности выработать линию поведения, которая защищала бы от репрессий. Ничто не давало гарантии от них - в этом важное воздействие тайны. А формальные причины просто фальсифицировались.
Соответственно, я хочу вывести понятие легитимности на уровень сознательного понимания. Отделив его от понятия текущей ситуативной законности и от понятия собственной правоты.

Потому что и то и другое это просто фигня. А вот легитимность это то, за что спросят даже на том свете.
Боюсь, у вас получится лишь вариант "нравственного закона внутри нас". Который на определённых людей просто не действует, и всё.

Anonymous

June 18 2019, 08:16:16 UTC 1 month ago

Это говорю вам я,
Магдалена,
бывшая женщина-полицейский.
Как видите,
я не в крови по колена,
да и коленки такие ценятся.
Нам не разрешались
никакие «мини»,
но я не опустилась
до казённых «макси»,
и торчали колени,
как две террористские мины,
над сапогами в государственной ваксе.
И когда я высматривала в Буэнос-Айресе,
нет ли врагов государства поблизости,
нравилось мне,
что меня побаиваются
и одновременно
на коленки облизываются.
Как дылду,
меня в школе дразнили «водокачкой»,
и сделалась я от обиды
стукачкой,
и, горя желанием спасти Аргентину,
в доносах рисовала
страшную картину,
где в заговоре школьном
даже первоклашки
пишут закодированно
на промокашке.
Меня заметили.
Мне дали кличку.
Общение с полицией
вошло в привычку.
Но меня
морально унижало стукачество.
Я хотела
перехода в новое качество.
И я стала,
контролируя Рио дель Плату,
спасать Аргентину
за полицейскую зарплату.
Я мечтала попасть
в детективную эпопею.
Я была молода ещё,
хороша ещё,
и над газовой плиткой
подсушивала портупею,
чтоб она поскрипывала
более устрашающе.
Я вступила в полицию
по убеждениям,
а отчасти -
от ненависти к учреждениям,
но полиция
оказалась учреждением тоже,
и в полиции тоже -
рожа на роже.
Я была
патриотка
и каратистка,
и меня из начальства никто не тискал,
правда, насиловали глазами,
но это - везде,
как вы знаете сами.
Наши агенты
называли агентами
всех,
кого считали интеллигентами.
И кого я из мыслящих не арестовывала!
Разве что только не Аристотеля.
В квартиры,
намеченные заранее,
я вламывалась
наподобие танка,
и от счастья
правительственного задания
кобура на боку
танцевала танго.
Но заметила я
в сослуживцах доблестных,
что они
прикарманивают при обысках
магнитофоны,
а особенно видео,
и это
меня
идеологически обидело.
И я постепенно поняла не без натуги
то, что не каждому понять удастся, -
какие отвратные
у государства слуги,
какие симпатичные
враги у государства.
И однажды один
очень милый такой
«подрывной элемент»
улыбнулся,
глазами жалея меня,
как при грустном гадании:
«Эх, мучача…
А может быть, внук твой когда-нибудь
на свиданье придёт
не под чей-нибудь -
мой монумент…»
Он сказал это, может, не очень-то скромно,
но когда увели его не в тюрьму,
а швырнули в бетономешалку,
бетон выдающую
с кровью, -
почему-то поверила я ему.
Он писателем был.
Я припрятала при конфискации
тоненький том,
а когда я прочла -
заревела,
как будто пробило плотину,
ибо я поняла
не беременным в жизни
ни разу ещё животом,
что такие, как он,
и спасали мою Аргентину.
А другого писателя
в спину пихнули прикладом при мне
и поставили к стенке,
но не расстреляли, подонки,
а размазали тело его
«студебеккером»
по стене
так, что брызнули на радиатор
кровавые клочья печёнки.
Все исчезли они без суда.
Все исчезли они без следа.

Anonymous

June 18 2019, 08:16:40 UTC 1 month ago

Проклиная своё невежество
патриотической дуры,
я ушла из полиции
и поклялась навсегда
стать
учительницей литературы!
И теперь я отмаливаю грехи
в деревенской школе,
куда попросилась,
и крестьянским детишкам
читаю стихи
этих исчезнувших -
«desaparecidos».
А ночами
я корчусь
на безмужней простыне,
с дурацкими коленками,
бессмысленно ногастая,
и местный аптекарь
украдкой приходит ко мне
и поспешно ёрзает,
не снимая галстука.
Даже голая
с кожи содрать не могу
полицейской формы.
Чтобы дети мои и аптекаря
во чреве моём потонули,
я глотаю в два раза больше нормы
противозачаточные пилюли.
Некоторые мечтают
хотя бы во сне навести
полицейский порядок,
чтоб каждому крикнуть:
«Замри!»
А я каждый день
подыхаю от ненависти
к любому полицейскому
на поверхности земли.
Ненавижу,
когда поучает ребёнка отец,
не от мудрости
полысевший,
ненавижу, когда в педагогах -
и то полицейщина.
Так я вам говорю,
Магдалена,
бывшая женщина-полицейский
и, к сожалению,
бывшая женщина…
Фантазии советского поэта не очень согласуются с реальностью.

Аргентинские полицейские убивали тех, кого считали врагами, и брали их детей в свои семьи. Так что психология там была иная. "Бывших женщин" не было.

Но советское стремление увидеть врагов кающимися, искупающими вину и не размножающимися можно отметить.
Да хотя бы потому, что комми изображали себя строителями Светлого Будущего и на это работала вся Пропаганда, а тут трупы исковерканные напоказ - не срастется такой Франкенштейн!
У многих он срастался. У предков большевиков, например. "Мы пришли в Землю Обетованную и устроили здесь геноцид; какие же мы молодцы!"

Не следует измерять психику революционера мерками нормальных людей. Что вас оттолкнёт, их привлечёт.
так СССР позиционировал себя, как самое прогрессивное государство победившего пролетариата и боролся за "Мир во всем мире" чистыми руками под гимн "Интернационала"!

Утро красит нежным светом (а не кровищей) стены древнего Кремля...
Большевики не говорили о "чистых руках". Напротив, они утверждали, что революции не делают в белых перчатках.
да, большевики даже гордились классовой борьбой (т.е. уничтожением людей)

когда же комми победили в ГВ и создали СССР, "светлому и прогрессивному" образу страны, борющейся за освобождение людей труда от гнета рабовладельцев-капиталистов, заляпанные кровью спецовки чекистов абсолютно противопоказаны...
Это была вывеска для европейской интеллигенции - причём актуальная уже после ВМВ. Но советским не повезло с вывескоспособностью. То 1956 год, то 1968, то 1979...
Существует объективный факт: Карлсон летал не имея лицензии пилота и без разрешения на ночные полёты над городом.
Гипотеза ОЧЕНЬ правдоподобная. Благодарю.
Спасибо. Пожалуйста.
А был ли мальчик? У моей матери 4 сестры, родившиеся в 20-е и 30-е года. Посадили только одного из мужей (он был каким-то транспортным начальником, любил выпить). Все остальные были в порядке.
Почему из Германии такое количество фотографий из лагерей, горы трупов. А из СССР ничего похожего?
Опять претензии к шосткинскому объединению "Свема". Ну не умеют они делать фотоплёнку. И киноплёнку тоже. Ну, не судьба.
=посадили только одного из семьи, пил=

--- семечки! щепки.

А лес то валят.
Рациональное общение с демшизой принципиально невозможно.
Сектантский формат мЫшления не пропустит.
Я тут тоже думал, что извращенцы и убийцы должны, скорее, фиксировать следы своих преступлений. А нормальные люди прятать. Значит, комуняки были нормальными?
Интересно.

Существует одна еврейская страшилка про то, как евреев свозили в лагерь, а они и не знали, что убивать, и до последнего не догадывались, т.к. охранникам из заключённых (т.н. Kapos) было запрещено говорить под страхом жуткой смерти, и вот одну женщину привезли, а некий капо оказался ее близкий друг, и он ей сказал (что тут делают холокост), а она давай кричать об этом, а ей не поверили окружающие новоприбывшие, а эсэсовцы схватили женщину и болтливого капо и прямо их в печку, так-то, дескать, хранили эсэсовцы тайну своих злодеяний.

Есть в этой истории что-то от вероломного убийства тысяч вернувшихся / сдавшихся на милость офицеров в Крыму в 1920 г. или сожжения красными людей в топке парохода Синоп на одесском рейде за год-два до этого, но вдохновения рассказчикам было, где черпать. Не обязательно в своей семейной истории...
"И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?

Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.

И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров."

"И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими"