Владимир Лорченков (blackabbat) wrote,
Владимир Лорченков
blackabbat

Category:

Довлатов и Литературная матрица

недавно мне предложили написать статью о каком-нибудь писателе для проекта
"Литературная матрица" - там, где писатели о писателях. к сожалению, статья
"Владимир Лорченков" уже была занята - на нее претендовали восемнадцать
авторов, и, говорят, право писать обо мне разыграют в рулетку (а кое у кого
дело дошло до дуэли). так что пришлось остановиться на ком-то другом.

я выбрал Довлатова. блистательная статья написана, осталась мелочь - всего 1
цитата. она - из газетной колонки писателя, в которой тот рассуждает о необходимости
бойкота СССР в связи с войной в Афганистане. что-то о необходимости додавить советскую
гадину.

все газетные колонки Доалвтова собраны в книгу "Речь без повода или колонки редактора"

в связи с этим просьба к тем у кого есть книга: а) прислать мне текст в электронном
виде, если есть (обязуюсь не рассылать) б) прислать мне цитату, если у вас есть книга
в бумажном варианте в) если вы живете в Кишиневе и у вас есть книга в печатном варианте,
одолжить мне ее на 1 ночь.

ps поклонникам писателя бонус. сравните фото Довлатова на его странице в Википедии
с фото Мустафы Кемаль Паши Ататюрка.
Tags: Довлатов, Литературная матрица, Лорченков
У меня красный четырехтомник Довлатова издательства "Азбука", надо глянуть...


Жду с нетерпением статью)))
заранее спасибо. это именно газетная колонка, я очень хорошо помню,
К СПОРТУ Я АБСОЛЮТНО РАВНОДУШЕН ...

К спорту я абсолютно равнодушен . Припоминается единственное в моей жизни спортивное достижение. Случилось это на чемпионате вузов по боксу. Минут сорок пролежал я тогда в глубоком обмороке. И долго еще меня преследовал запах нашатырного спирта...
Короче, не мое это дело.
А вот начала Московской олимпиады — ждал. И следил за ходом подготовки. Оно и понятно. Все прогрессивное человечество обсуждало идею бойкота.
В результате кто-то едет, кто-то не едет. Не будет японских гимнастов. Не будет американских метателей. Не будет кого-то из ФРГ...
Вот так прогрессивное человечество реагировало на захват Афганистана. Плюс—частичное зерновое эмбарго. Да еще какой-то научный симпозиум отменили. Или перенесли. Какой-то шведский джаз (саксофон, рояль, ударные) в Москву не едет...
Короче, дали отповедь захватчикам. Рубанули сплеча. Ответили ударом на удар. Прихлопнули бандитов моральным остракизмом.
У писателя Зощенко есть такая сцена. Идет по улице милиционер с цветком. Навстречу ему преступник.
— Сейчас я тебя накажу, — говорит милиционер, — не дам цветка!..
Вот так и мы сидим, гадаем, как они там без нашего цветка?..
Да советские вожди плевать хотели на моральный остракизм!
Советские вожди догадываются, что их называют бандитами. Они привыкли. Они даже чуточку этим гордятся. Им кажется, лучше быть сильным, чем добрым. Сильного уважают и боятся. А добрый — кому он нужен, спрашивается?
Тем более, что слабость издали неотличима от доброты...
Советские начальники знали, во что им обойдется Афганистан. Уверен, что заранее подсчитали цену этой акции. И знают теперь, во что им обойдется следующая. Их устраивает такая цена.
Хапнут завтра Советы какую-нибудь Полинезию. А мы в припадке благородного негодования отменим симпозиум. Какой-нибудь биологический форум по изучению ящериц. Да что там — экспорт устриц приостановим. В общем, не дадим цветка! Пусть мучаются...
С унынием гляжу я на прогрессивное человечество. Паршивую олимпиаду бойкотировать—и то не могли как следует договориться. А если война?
ага спасибо

еще - там где об экономической блокаде.

хотя зернового эмбарго вполне достаточно
ну тогда по ссылке ройся - http://www.sergeidovlatov.com/books/marsh.html

на выхах видел в стоковом магазине одну из твоих книг всего за 10 гривен)))
это ерунда, я их вообще даром читаю
У меня есть "Колонки". Но ближайшие дни листать их некогда - занята по медицинской части. Не найдете, в воскресенье пороюсь. Я их только полистала. Скучно читать без комментариев :-(
большое спасибо, я уже нашел. выздоравливайте. один вопрос: то ваше фото (черно-белое, групповое, в Кишиневе) это Долина Роз?

а сходство с Ататюрком - удивительное. тот, впрочем, тоже по одной из весрии из армян.
Да, Долина Роз на Ботанике. Мы были в ресторане Бичул век(?).
СД больше любил когда его сравнивали с Омар Шарифом :-)
Бичул векь - он самый. там очень давно моя бабушка работала бухгалтером.

ну, Ататюрк тоже неплохо)
http://www.online812.ru/2010/09/10/010/

в журнальной версии были еще рисунки довлатова, здесь их, увы, нет.
спасибо огромное
третий том что ли собирают?
да, и я всерьез рассчитываю, что будет и четвертый - статью обо мне я никому не доверю.
я, кстати, тут фото других деятелей (один - писатель, другой - вождь, такскать, оппозиции мусульманской страны), помельче, недавно сравнивала http://annarchia.livejournal.com/208461.html
нет, ну тут разве что по аналогиям)

Довлатов-то писатель настоящий.
конечно, по аналогиям, говорю же - "помельче")

Deleted comment

спасибо уже нашел
Здравствуйте. У меня к Вам несколько странный вопрос. Точнее даже два вопроса.
Один из писателей, кажется американиских, рассказывал, как перепечатывал произведения своего любимого автора, чтобы прочувствовать и, возможно, перенять его стиль.
Не знаете ли, кто это был и кого препечатывал?
Насколько, по-вашему, действенен такой метод для "обучения стилю" ?
Добрый. Ничего страшного, спрашивайте

1) Не знаю, но могу предположить -Буковски или Миллер (Генри).

2) Как обучение стилю - да, безусловно. (но если память хорошая то можно просто много раз читать). Хотя, лучше сработает попытка написать под" - ну, к примеру, написать рассказ, как анписал бы его Буковски/мейлер/Стейнбек и т.д (пытаясь скопировать стиль). Я так и начинал учиться писать (2 текста - под Зощенко и Павича). Главное понимать что происходит и не пытаться выдать это за полноценное творчество. Это образцы, пилоты.
а кого из русскоязычных писателей, и какие их произведения вы могли бы назвать "образцами стиля"?
меня и (или) Сорокина, но в этом смысле учиться уже поздно - невозможно обпостмодернить постмодерн.

если нужен совет чисто практический - я бы не советовал впитывать какой-то конкретный стиль - скорее, стоит научиться нескольким, чтобы - по мере необходимости - легко их сменять один на другой в рамках одного текста. вы ведь не ходите 24 часа в сутки 365 дней в году в одном платье?


а вообще, мы стоим перед грандиозной задачей - слить стили в единое целое и вернуть прозу к состоянию "Иллиады" (песня, пра-проза - и чтобы эт было органично, естественно и без жеманства). в этом смысле я одну попытку сделал, но все еще впереди.
каковы, по-вашему, Довлатов и Пелевин в качестве "школы"?
Пелевин школой быть не может, потому что он использует (осознанно или нет, вопрос другой) стиль ретрансляции - невозможно пытаться скопировать. поэтому он - современный писатель.

Довлатов - образец стиля в классическом понимании слова "стиль", но он-то (стиль) как раз в его классическом понимании уже прошлое навсегда - как атака конной лавой. иными словами - можно поиграть в это, как играют в реконструкцию Бородинской битвы, к примеру, но нельзя считать это обучением военному делу.

я считаю, что современный язык требует смешения стилей как минимум, как максимум - их упраздненния.

что касается школы - как примера для подражания, - то и Довлатов и Пелевин остановивлись на самом краю. идти дальше Довлатова - скатиться в юмористику а-ля Жванецкий, идти дальше Пелевина - скатиться в публицистику. грубо говоря, это боковые ветви, дальше них - уже ничего нет и быть не может. точка дальнейшего развития (роста) русской литературы - в другом месте.

я предполагаю, что она во мне, - не потому что я такой чудесный, а потому что это действительно развитие языка, - а так это или нет, покажет только время.

но уж точно - не в ком-то из других русских авторов. если не я, то все кончилось и да поможет нам Бог.

ведь писателей сейчас в России много и даже неплохих, но эволюция это всегда изменения, а их-то как раз в русской прозе - за исключением меня, - и нет. это все копирования образцов, наращивание количества.

но эволюция это не количественные изменения ("дайте нам в 2 раза больше Толстого", "а теперь больше Чехова, детка"), а Качественные. будущее оказалось не за гориллой, а за тем прматом, который выпрямился (то есть, изменился качественно, хотя сумму каких-то общих признаков сохранил)

зы. вы должны учитывать что, при всей глубине и неординарности моих выслей (все-таки я человек умный, да и писатель очень талантливый) я не получил соответствующего образования и могу путать
термины, или не разбираться в них. это неважно. главное - следить за мыслью.

зызы. вы должны учитывать что я могу ошибаться в отношении себя, но в остальном эта картина верная (тогда корректировка такая - точка в другом месте, но она есть)
общую мысль я кажется понял.
тогда вопрос - если учиться на Вас и Сорокине уже позно, а классический стиль это лишь реконструкция былых сражений, то как обучиться военному делу, от чего и от кого отталкиваться?
не перепечатывать же илиаду?
нет, учиться можно и нужно на ком угодно - но это лишь выучка (овладение стилем). после этого придется прорываться в новом направлении..

я имею в виду - нет смысла идти в направлении стилевой полифонии, уже когда вы состоитесь как автор. потому что тема исчерпана. дух ушел куда-то в сторону пра-прозы.

илиада - конечно, с поправкой на время, - и есть следующий этап мировой литературы. как был им джойсовский Улисс.

говоря совсем просто и грубо: стилям нужно научиться, как учатся рисовать кошку и лошадь, чтобы потом уже создавать авангард (без классических навыков авангард - детский лепет).


ясно, спасибо.