bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Миниатюра минойская, или Бронза и ар-нуво

   В детстве мне повезло с преподавательницей истории. Когда я был в пятом классе, она обнаружила, что мой интерес к её предмету выходит далеко за рамки стандартной программы, и принесла мне вузовские учебники, пособия для учителей и кое-какую академическую литературу (так что в школе я изучал историю по более-менее вузовской программе). Вот тогда, в двенадцать лет, я не на шутку влюбился в минойскую цивилизацию.


                    Fresco Reproductions

  В последующие лет двадцать я читал о минойцах всё, что о них можно было найти. Мой интерес к минойскому Криту был столь глубок, что в юности я всерьёз обдумывал идею написания исторического романа, действие которого разворачивалось в эгейском бассейне где-то в XVI веке до нашей эры. Романы о Крите писали многие, от Дмитрия Мережковского до Кристманна Гудмундссона (исландцa, практически неизвестнoгo в России). Но я намеревался создать самое оригинальное произведение на эту тему. Достаточно сказать, что главным героем я хотел сделать Радаманта. Такая идея ещё никого не посещала, и из подобных ходов мысли состояло бы всё произведение.


                 


  Минойская эпоха - идеальное пространство для исторического романа. Все знают, как выглядел Крит в бронзовом веке, но никто не знает, что там происходило. Историки называли минойцев греками, финикийцами, этрусками, ливийцами или дравидами. Валерий Брюсов читал лекции, в которых доказывал, что минойцы - это потомки атлантов. У них обнаруживали матриархат или феодализм. Их объявляли самой светлой и жизнерадостной или, напротив, самой мрачной и одержимой культом смерти цивилизацией в истории. Неограниченный простор для фантазии автора. На фоне интерьеров в стиле ар-нуво.


                    


        В 1897 году на Крите произошло восстание греческих ирредентистов, закончившееся вмешательством Великих держав. С 1898 года остров считался независимым и был под защитой международного (англо-франко-русско-итало-австрийского) миротворческого контингента. В 1899 году на остров прибыл Артур Эванс. Как водится у англичан, Эванс был человеком разнообразных интересов. Двадцатью годами раньше он жил в Дубровнике, где сначала занимался антитурецкой пропагандой, а потом активно поддержал восстание боснийцев против Австро-Венгрии, за что и был депортирован из дунайской монархии, как английский шпион.

                          

    Появившись на Крите, Эванс сразу же получил у новых властей разрешение приступить к раскопкам. За первую неделю он раскопал четыре дворцовые комнаты, за первые два месяца - тридцать. Всего он копал двадцать девять лет и раскопал дворцовый комплекс, состоявший из двухсот шестидесяти помещений. После изгнания азиатов британский археолог открыл в паневропейском протекторате великолепную цивилизацию бронзового века, которую сам назвал европейской и современной. Разумеется, ничего более европейского и современного, чем ар-нуво, в начале ХХ века просто не существовало в природе.

                          
           

      Одна минойская фреска получила название "Парижанка", другая -"Дамы в голубом". Позже открытия Эванса на Крите повторились на Санторине, где Маринатос раскопал другой минойский город (история изобразительного искусства обогатилась "Дамой с шалью"). На минойских  фресках плавали дельфины, голубые обезьяны собирали шафран, подростки боксировали практически по правилам ХХ века, жрецы прогуливались среди лилий, а жрицы в одеяниях топлесс будили воображение эдвардианских зрителей.


              

   Под стать изобразительному искуссву минойцев был и общий образ их цивилизации, предложенный Эвансом науке и публике: могущественная, но миролюбивая талассократия, величие которой обеспечивалось её военным и торговым флотом. К концу ХХ века эта идея перестала кого-либо устраивать. В 1994 году Эберхард Цангер констатировал, что концепция Эванса преодолена, но новую так никто и не предложил. В 2000 году в "Экономистe" появилась статья, в которой говорилось, что Эванс просто приспособил свои открытия вкусу современников, изобразив минойский Крит поздневикторианской Англией, перенесённой в бронзовый век. Естественно, с эстетикой ар-нуво (http://www.economist.com/node/6980, на английском языке).

   
              

     Викторианская Англия... Вы будете смеяться, но когда тридцать лет назад я обдумывал роман о Крите, у меня была мысль сделать Радаманта министром по делам колоний в кносском правительстве. Кстати, о кносском дворце. Достаточно широко известно, что при его реконструкции Эванс использовал бетон и металлические конструкции. Гораздо меньше, - что источником вдохновения при воссоздании фресок с грифонами в Тронном зале ему послужили эскизы, предназначaвшиеся для лондонского железнодорожного вокзала. Я читал об этом довольно давно, так что сейчас уже не помню, о каком именно из лондонских вокзалов шла речь. Видимо, о вокзале Виктории, здание которого в 1898 году решили снести и заменить новым.

           

 
   Автор одного из отвеpгнутых проектов дружил с Эвансом и позволил ему воспользоваться своими эскизами. Новое здание вокзала было закончено в 1910 году. В 1911 году за свои научные заслуги Артур Эванс был возведён в рыцарское достоинство. Теперь уже невозможно определить, в какой степени его критские открытия повлияли на стиль ар-нуво, а в какой - сами были подогнаны под этот стиль (Замаровский пишет, что после обнародования Эвансом кносской фрески "Парижанка" дамы в Париже действительно стали стричься под изображённую на ней жрицу). Похоже, речь идёт о парадоксальном взаимном проникновении двух эпох.

  Словно бы в пространственно-временном континууме образовалась петля, и бронзовый век слился воедино с эпохой ар-нуво. В искусстве такие вещи иногда случаются.
Tags: britannia, cogito
7
Это Ваши проблемы.
Это не проблема! Это материал не интересен. Ведь Вы можете получше)
Этот материал интересен. Если он неинтересен Вам, то это Ваши проблемы.
Интересен, но оборван.
Возникает логичный вопрос - если Эванс фантазировал, то что было на самом деле.
Какие данные на этот счет появились за следующие сто лет?
Отчасти это помогли понять раскопки Маринатоса на Санторине. В отличие от Крита, где было просто нечего реставрировать, и пришлось всё реконструировать, опираясь на фантазию реконструкторов, на Санторине под слоем пепла действительно сохранился минойский город. Так что материальная культура и искусство минойцев известны в целом неплохо. Но об их религии по-прежнему известно не так много, а о происхождении, языке, социальном устройстве, политической истории - неизвестно ровным счётом ничего.
А письменность у них была?
У них было несколько видов письменности. Но их не удаётся дешифровать. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE
Это вряд ли "неудается". Коды шифровальных машин ВОВ удается, а вот письменность "неудается".

При современной то компьютерной технике. Это вообще смешно.

Suspended comment

А, очередной тохау! Замечательная птица! Трудолюбивая, скажу я тебе. Мы с тобой встречались, по моему, в 011 секторе. Ну,да! бедный, бедный тохау! И, кстати, да - не гугли, не найдёшь! Просто там, где все перья подняты и чернила высохли, суждено тебе быть - тохау. Поди!
Вы наивны. Это не дятел, а профессиональный платный бот. Ими комментарии в сети заполнены более чем наполовину. Выдаёт неуместная прилипчивость (им идёт доплата за "диалоги") и специфическая лексика "под кащенита".
Кстати, при умелом обращении может быть очень даже полезен, например как сейчас: выступив против поста в стиле идиота, он только усиливает противоположное мнение.
Спасибо.
А кто и за что ему платитъ?
Поразительно, действительно очень похожи стили! Спасибо за интересный пост!
И Вам спасибо.
потому и схожи, что стиль одной и "памятники" другой создавались( а да, извините, "реконструировалось"), в одно время.:)
Желаемое за действительное... Интересное наблюдение. И цивилизация интересная. Но КАКОЙ она была НА САМОМ ДЕЛЕ, мы, наверное, уже никогда не узнаем. Совсем за границей оптики...
До сих пор не определено даже то, кто её создал. Обычно говорится нечто неопределённое в духе "вроде бы неиндоевропейцы".
доиндоевропейский субстрат - вообще сугубо интересная мне тема. Если что-то еще об этом напишите - было бы здорово.
Ну,например азхеологи наблюдают такое явление.Это была дворцовая цивилизация.Очень высокий уровень культуры и управления во дворцах-а вокруг невероятная нищета и жизнь как в каменном веке.По аналогии,если сегодня города 21 века.а вокруг живут люди средневековья.
а , может, вокруг дворцов никого и не жило? только во дворцах? Или вне дворцов жил вообще другой народ, с другим языком и культурой? сейчас об этом можно только гадать.
Развитие по спирали.
Можно и так сказать.
Спасибо. Значит, не порвалась связь времён. )
И Вам спасибо.
Спасибо. У всех своя дорога к Криту)) у меня через статьи и цветные вкладки журнала "Наука и жизнь" в 70е
И Вам спасибо.
Действительно, известный параллелизм есть. На исходе минойской эпохи и в начале 20 века угасали старые утонченные цивилизации. Прекрасные дамы соревновались в модных туалетах, мудрые мужи- в тонкостях церемоний и в спорте, творцы устало изготовляли шедевры. Все было прекрасно, известно, и, наверное, скучно.
Никто, кроме нескольких сумасшедших пророков, еще не знал, что вот-вот разразится катаклизм.
И весь лоск цивилизации спадет с уцелевших, и они превратятся в зверей на фронтах первой мировой или хаосе извержения Санторина.
И весь мир будет принадлежать варварам, людям, воспитанным на крови и железе, которым будет пофигу на утонченный старый мир.
Если бы удалось передать это ощущение последних дней золотой осени- да, роман или фильм имели бы успех
Новейшие исследования перенесли дату извержения Феры с 1450 на 1628 год до н.э. (по наличию вулканического пепла в слоях льда в Гренландии). А дату гибели кносского дворца оставили прежней (по находам минойских предметов в египетских захоронениях). Т.е. никто не знает, что произошло в Кноссе, но, по-видимому, это не было напрямую связано с вулканической активностью.

Передать ощущение последних деней пытаются все, кто пишет о Крите. И это невероятно уныло и однообразно. Я-то хотел описать минойскую цивилизацию во всём её блеске, заодно вывернув наизнанку греческую мифологию о Крите. Взгляд греков на минойцев оказывался взглядом дикарей на цивилизованных людей, которых они считали богами и полубогами. И известные сюжеты излагались с точки зрения более развитых существ.

Например, Дионис, на Наксосе отбивающий Ариадну у Тесея, был у меня просто кносским плейбоем. А Тесей думал, что имеет дело с богом...

Deleted comment

Критским гламуркам до Медеи далеко: она драконами Абхазии помыкала. А греки ее Ксенией называли, а Диониса, кстати, Ксением.
Вы почти угадали. Правда, Медея у меня не фигурировала, а с дрессированными змеями должна была быть Медуза. Но это уже детали.
А принц с лилиями у Вас кто? Местный профессиональный раскрасавец или все же некто священный?
Принц - он и есть принц. А Ваш вопрос почему-то напомнил мне о вьетнамской религии каодай. Замечательный культ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B9
Чистый кайф! А мне, жертве пазолиниевского кину, померещился священный царь, избираемый на год и по истечении года приносимый в жертву.
А, "Золотая ветвь", жертвоприношение царя-жреца и всё такое. Что, Фрезера ещё кто-то читает? Я думаю, нам следует снисходительно относиться к научным идеям викторианской эпохи. В ту пору до 80% лондонских семейств употребляли опиум, и это сказывалось на их креативности.
Нет, мы, невежды, по антропологическим тусовкам дрейфовали в юные годы. Помню, речь шла про " чуждого бога" Диониса, Ксений который, да в длинном цветастом платье. Товарищи - на меня, да с хихиканьем.
Вам известно американское направление "новая антропология"?
Слыхали. Я не антрополог.
Тогда Вы знаете, что я думаю о кабинетных трактовках мифологии, совершенно не подтверждаемых полевыми исследоаниями.
Об этом писали какие-то новомодные русские фантасты
Спасибо за уточнение об извержении, не в курсе новых веяний:)))
Что касается причин гибели минойской цивилизации, то она ясна:)) - гибнут все империи и все народы исчезают. Исключений нет. Другой вопрос, что очередная цивилизация пытается выскочить из этого круговорота и поэтому считает себя вечной. Поэтому склонна придумывать мифы о гибели предшественниц- вторжение варваров для Рима, монгольское нашествие для Руси, вулкан для Крита. Хотя причина в деградации самого общества, а внешнее воздействие вторично.

А почему Вы считаете, что греки смотрели на критян как на небожителей? " Критяне-лжецы", это чуть ли не времен Гомера. Я не думаю, что нынешние дикари вроде суданцев или палестинцев смотрят на Запад как на небожителей. Завидуют-да, хотят завладеть ништяками, но, скорее, презирают и ненавидят.

Небожителями европейцы были век назад. Но это было совсем иное время, когда каре из полка английской пехоты спокойно стояло против 20 тыщ суданцев или рота русских разгоняла бухарскую армию. Но то время малоинтересно, потомучто его герои- исполнители, ограниченные, но упорные и верящие в свою миссию. Солдаты, инженеры, управленцы. О них и не писали особо.
Если описывать расцвет минойской культуры, то придется описывать торговцев оловом, кормчих, судостроителей, лейтенантов морской пехоты, которые творили империю. Плейбоев между ними не было. И картинки на стенах их не интересовали.
Но это мое личное мнение.
На него Вам, как творцу, должно бытьв принципе наплевать.:)) иначе ничего не сочинить
Мне кажется, Вы слишком серьёзно относитесь к разного рода мифологии, вроде "героизма строителей империи" или "деградации общества".

Реальное лицо викторианской Англии - это 80 тысяч проституток, в том числе детей, в одном только Лондоне, плюс опиум, употреблявшийся в 75-80% семейств, плюс интеллектуалы, предлагавшие решить проблему голода, приучив простонародье питаться насекомыми (эти считались гуманистами).

В каре против полчищ суданцев стояли подсаженные на опиум подонки общества, единственной миссией которых было добывание еды получше каши из насекомых. А их подвиги воспели накокаиненные джентльмены, которым действительно не было нужды быть плейбоями, ибо к их услугам были толпы четырнадцатилетних девочек, готовых на всё за две гинеи (английский закон устанавливал возраст согласия в 13 лет).

И эти люди построили величайшую империю в истории. Увы, таковы реалии нашей планеты.

P.S. Я бы поостерёгся называть палестинцев дикарями. Королева Иордании Рания - палестинка. И это эталон дамы из высшего света.
**** к их услугам были толпы четырнадцатилетних девочек, готовых на всё за две гинеи

Вы уверены, что две гинеи, а не два шиллинга?
Вы с духом Киплинга дружны)) плейбоев может и не было, а вот судовладельцы, епископы, держатели борделей, и прочая прочая не покидавшие крит и приближенные ко двору наверняка были...
Киплинг важен для истории тем, что зафиксировал уходящую натуру- строителей империи. Правда, лично с ними он знаком не был, поэтому реконструировал в идеальном виде. Ну, хотя бы так:)))
Я согласен, что в метрополии скапливаются всякие прихлебалы и прилипалы, а самые энергичные отправляются на периферию.
Материал очень интересный, иллюстрации великолепны, завистники злопыхают как и должно :))
Спасибо :)
Спасибо, любопытно! Без английских шпионов опять не обошлось...
И Вам спасибо. Так это же "Богемские манускрипты", журнал, описывающий реальность, как она есть. А в реале у англосаксов чуть ли не каждый интеллектуал - двойного назначения.
Интеллектуал двойного назначения

Прекрасно !!!
Спасибо.
Петля времени или стрела? Одна ловит и тянет за собой, другая убивает и даёт шанс на возрождение. Непрерывность истории как невозможность пустоты, если перефразировать - история не терпит пустоты. А человек наверное стремится заполнить исторический разрыв, и сшивает исторические лоскутки ниткой времени.

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Спасибо, поэтично :)
Поэт скорее вы, Вам спасибо, я рядышком прогуливаюсь, а Тютчев вечен.
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
благодаря советской учительнице в советской школе, Богемикус получил возможность развивать свои способности - слава советскому образованию! :))
Не совсем понял, прошу пояснить. Эванс осуществил 100% фальсификацию фресок? Т.е. таких фресок не существовало на Крите, он их нарисовал сам на стенах? Или даже не рисовал, а представил в отчетах?
Если бы я хотел сказать, что Эванс фальсифицировал фрески, я бы как минимум отметил пост тэгом falsificatum. Но я этого не говорил. Он их (вос)создал, назову это так. С какой степенью точности - вопрос отдельный.

Знаете, как выглядит дворец в Фесте, который был раскопан, но не реконструирован? Это остатки стен высотой в два-три кирпича. Примерно в таком же состоянии был и Кносс в момент его обнаружения. То, что приезжают посмотреть 900 000 туристов в год - это сооружение ХХ века из бетона. Украшенное древними фресками.

Есть такая чудесная фреска - "Сборщик шафрана". Она реконструирована в двух вариантах. В одном варианте шафран собирает человек, в другом - обезьяна. Что там было в оригинале? Понятия не имею. Может быть, человек. Может быть, обезьяна. А может быть, зайчик или крокодил.
>То, что приезжают посмотреть 900 000 туристов в год - это сооружение ХХ века из бетона. Украшенное древними фресками.

Надеюсь, оригинальные остатки стен в 2-3 кирпича не залили бетоном?! А бетонный "новодел" соорудили рядом?

Если это не так, эти "строители" заслужили расстрел или пожизненное. Как и те польские "реставраторы", которые сейчас творят новодел в Египте в Долине Царей...

>Есть такая чудесная фреска - "Сборщик шафрана". Она реконструирована в двух вариантах. В одном варианте шафран собирает человек, в другом - обезьяна. Что там было в оригинале? Понятия не имею.

ну вот я и спрашиваю: А БЫЛ ЛИ ОРИГИНАЛ ВООБЩЕ? Сохранились ли фотографии/профессиональные зарисовки исходного состояния фресок ДО "вмешательства" этого проходимца Эванса?
Оригиналы из Кносского и Фестского дворцов находятся в музее в Ираклионе.
О реставрации на Крите никто и не говорит. Во всяком случае, в профессиональной среде. Рставрировать там было нечего, там производилась реконструкция. Изображения "Собирателя шафрана" перед реконструкцией лично мне не попадались, но вот два варианта его реконструкции:

http://www.metmuseum.org/media/28800/gillieron6.jpg

http://2.bp.blogspot.com/_07ZCTLt21Co/SUkYX3vLS5I/AAAAAAAAB5s/uTi3MqTwnhg/s400/saffronCrocosyllektis.jpg

Насколько я понимаю, подлинными считаются более тёмные фрагменты (например, в области пояса изображённой фигуры), а всё остальное - работа реконструкторов.

Что касается кносского дворца, то, на мой взгляд, на любой его фотографии даже неспециалисту хорошо видно, что было раскопано, а что - достроено: http://im.novinky.cz/mynews/967/19675-gallery1-65wl2.jpg

Можно сравнить с Фестом, многое прояснится. Фестский дворец выглядит вот так: http://www.aneris.cz/images/kreta/1998/faistos2.jpg

Несколько иная ситуация в Акротири. Там город накрыло вулканическим пеплом, и он сохранился куда лучше. Примерно, как Помпеи. В случае с Акротири действительно имела место реставрация. Там было, что реставрировать.

graph

November 4 2015, 17:08:40 UTC 3 years ago Edited:  November 4 2015, 17:09:06 UTC

Ок, спасибо. С обезьяной это, конечно, мощный креатив :)
Симаргл на фресках заинтересовал.
Это грифоны - головы птичьи.
Спасибо, действительно.
Симаргл - это что-то из Толкиена? Я не очень разбираюсь в таких вещах.
Это из пантеона князя Владимира, божество (а может и не божество) в виде крылатой собаки с неясными функциями, считается, что он заимствован из иранской мифологии, там аналог называется Симург (Сенмувр), у некоторых тюркских народов тоже присутствует.
Спасибо. Вы правы, у Толкиена был Смеагол, а не Симаргл.
Прошу прощения, уже поправили - грифоны.
Но все равно, на мой взгляд, необычно для Средиземноморья.

kamelje

November 4 2015, 14:54:01 UTC 3 years ago Edited:  November 4 2015, 14:54:28 UTC

"Дамы в голубом" прекрасны! Спасибо за материал. И как я мог такую красоту пропустить?
И Вам спасибо.

Не знаю. Меня эта красота сопровождает всю мою жизнь :)
Так все фрески - фальсификация?
Если бы я хотел сказать, что Эванс фальсифицировал фрески, я бы как минимум отметил пост тэгом falsificatum. Но я этого не говорил. Он их (вос)создал, назову это так. С какой степенью точности - вопрос отдельный.

Знаете, как выглядит дворец в Фесте, который был раскопан, но не реконструирован? Это остатки стен высотой в два-три кирпича. Примерно в таком же состоянии был и дворец в Кноссе в момент его обнаружения. То, что приезжают посмотреть 900 000 туристов в год - это сооружение ХХ века из бетона. Украшенное древними фресками.

Есть такая чудесная фреска - "Сборщик шафрана". Она реконструирована в двух вариантах. В одном варианте шафран собирает человек, в другом - обезьяна. Что там было в оригинале? Понятия не имею. Может быть, человек. Может быть, обезьяна. А может быть, зайчик или крокодил.

Кстати, не все представленные в посте фрески происходят из Кносса. Есть и из Агиа-Триады, и из Акротири. Акротири раскопал Маринатос в 1967-1974 годах. В частности, оттуда происходит изображение девушки, в посте раположенное напротив "Парижанки" (это третья иллюстрация сверху). Не знаю, как Вам, а мне она чем-то неуловимо напоминает мультипликацию середины ХХ века. Может быть, серьгами. Может быть, ещё чем-то...
>> мне она чем-то неуловимо напоминает мультипликацию середины ХХ века.

Точно! С "Цветиком-семицветиком" ассоциируется.
То есть реконструкторы на 98% исходили из собственного воображения, а теперь экскурсоводы ходят и рассказывают как оно всё было на самом деле?
Я бы не рискнул утверждать это даже относительно Крита. Думаю, доля фантазии там - всё же процентов 70-80, а не 98. На Фере сохранилось больше, и там проводилась не реконструкцияа, а реставрация. Но какой-то элемент творчества, конечно, был и в этой работе.
Кносс -- новодел чуть более чем на три четверти, что хорошо понятно, если сравнить его с Фестосом, который раскапывали итальянцы в совершенно другой парадигме.
Если Эванс старался воссоздать "то, что здесь тогда было" (в меру своего представления об этом), то итальянцы попросту раскопали и законсервировали, что получилось.

Мне в Фестосе намного больше нравится. Место, располагающее к размышлениям, место, в котором твое воображение не направляют представления кого-то другого...
Да, аналогичные ощущения. Но на них работает ландшафт - Фест в уединенной горной местности, а Кносс - на окраине современного города.
Пока Вы писали свой комментарий, чуть выше образовалась ветка, в которой обсуждаются Кносс и Фест: http://bohemicus.livejournal.com/104279.html?thread=21985879#t21985879 Я многое забыл, но то, что по-русски этот город называется именно Фест, ещё помню, и помню совершенно точно :)
Я испорчен частым и длительным пребыванием на Крите :-)
ну и подумаешь, немножко реконструировал. с бюстом Нефертити та же история

а что можно почитать по теме?

и - давно экономист так вульгарно пишет? - fiercely racist, strong homosexual urge, potsherds! ну я понимаю, что главред - женщина, и если нет подписи, то кто, кроме нее :)
Я довольно давно отошёл от этой темы, мне сейчас трудно вспомнить хотя бы часть из того, что я когда-то читал.

Из отечественных авторов запомнился Молчанов, "Таинственные письмена первых европейцев" Помимо прочего, там собраны 27 вариантов дешифровки Фестского диска.

Из зарубежных, например Хайнц Гейсс (Heinz Geiss), "Древний Кносс". Не знаю, переведена ли эта вещь на русский.

Часто интересные разделы о Крите бывают в книгах, посвящённых Микенам ии Трое. Например, Антонин Бартонек, "Златообильные Микены". Это чешский микенолог и миноист, но его книга совершенно точно издавалась по-русски. Или Эберхард Цангер (Eberhard Zangger), "Новый бой за Трою". Весьма содержательная вещь, но, кажется, её у нас не переводили.

Однако всё это довольно старые публикации. За тем, что выходит сейчас, я уже не очень слежу. Знаю, что один норвежец предложил новую дешифровку Фестского диска (28-ю или 29-ю), но его работа мне не попадалась.
Есть даже версия, что Фестский диск - это поле для настольной игры.
Бетон в реконструкциях Кносского дворца если и присутствует, то только во фрагменте коллонады, остальное оригинальное, как в Фесте.
Вне всякого сомненья. Одного взгляда достаточно, чтобы убедиться - оригинал: http://affairstoday.co.uk/wp-content/uploads/2015/01/knossos_propylea.jpg
Какие аутентичные небетонные кирпичи!
офигеть
не посоветуете, что почитать по теме?
можно иностранное, если вы читали
Я довольно давно отошёл от этой темы, мне сейчас трудно вспомнить хотя бы часть из того, что я когда-то читал.

Из отечественных авторов запомнился Молчанов, "Таинственные письмена первых европейцев" Помимо прочего, там собраны 27 вариантов дешифровки Фестского диска.

Из зарубежных, например Хайнц Гейсс (Heinz Geiss), "Древний Кносс". Не знаю, переведена ли эта вещь на русский.

Часто интересные разделы о Крите бывают в книгах, посвящённых Микенам ии Трое. Например, Антонин Бартонек, "Златообильные Микены". Это чешский микенолог и миноист, но его книга совершенно точно издавалась по-русски. Или Эберхард Цангер (Eberhard Zangger), "Новый бой за Трою". Весьма содержательная вещь, но, кажется, её у нас не переводили.

Однако всё это довольно старые публикации. За тем, что выходит сейчас, я уже не очень слежу. Знаю, что один норвежец предложил новую дешифровку Фестского диска (28-ю или 29-ю), но его работа мне не попадалась.
спасибо, будем смотреть

totenarsch

November 4 2015, 16:10:28 UTC 3 years ago Edited:  November 4 2015, 16:12:45 UTC

Крайне любопытно, но возникает сразу вопрос:
А вообще был ли мальчик?
Девочки были совершенно точно. Сохранилось много их статуэток. Думаю, были и мальчики.
Да, есть много статуеток мальчиков, вот они
https://www.pinterest.com/pin/757308493572843310/
https://www.pinterest.com/pin/757308493572843237/
https://www.pinterest.com/pin/757308493572779843/
https://www.pinterest.com/pin/757308493572779907/
https://www.pinterest.com/pin/757308493572779809/
https://www.pinterest.com/pin/757308493572779794/
Эванс хотел показать, как выглядел дворец, а не остатки его фундамента. И он это сделал. Используя бетон, да - технология 20 века иного не позволяла.

Но технология 21 века позволяет - голография!
Кносс, конечно, трогать не будем (памятник Эванса), а Фестос можно. Гид приводит группу туристов на "оригинальные остатки стен в 2-3 кирпича", рассказывает про минойскую историю, потом говорит: "а теперь увидим, как это могло выглядеть тогда". И нажимает кнопку...
Вот и мне кажется, что голография/виртуальная реальность (тут можно и очки дополненной реальности использовать) - это был бы наилучший вариант современной реконструкции древних руин. Опять же можно представлять публике несколько виртуальных возможных вариантов, т.к. точно установить, как все выглядело весьма затруднительно, и всегда зависит от представлений, вкусов и предубеждений исследователей.
Интересная мысль. Правда, возникает вопрос: а стоит ли куда-то ехать, чтобы посмотреть голографию? Её можно смотреть где угодно.

Вспомнил "Тезея" Мэри Рено

Помню, помню. Когда я читал о Крите всё подряд, мне попадалась и эта вещица.

В ней и Радамант упоминается.

А вот это, честно говоря, я уже забыл.
Первая женска грудь в моей подростковой жизни - с иллюстраций к этой книге.
Очень люблю эту книгу, хотя по прошествию лет и кажется мне больше женской. Частые описания мускулистых мужских тел, смазанных маслом...
Не петля, а скорее "кротовая нора". Что, впрочем, несущественно.
Это для меня сложно. Я человек простой...
Интересно, как технически происходит "подгонка" всей этой археологии под нужды современности? Одними эскизами вокзального дизайна наверняка не обошлось.
У меня тут образовалась ветка, в которой я привожу два варианта реконструкции фрески "Собиратель шафрана": http://bohemicus.livejournal.com/104279.html?thread=21985879#t21985879 На этом примере в принципе всё становится более или менее понятно.
Спасибо.
Интересно. И очень красиво, когда бы это ни создавалось.

А еще интересно, в какой же школе в 80-м году были приличные учителя истории))
Спасибо.

В довольно скверной, честно говоря. Там чего-то стоили только преподаватели истории и литературы. Когда я вспоминаю наших математичку или физичку... Физрук по крайней мере был вечно пьян. Но эти две так родились... Нет, такое нельзя вспоминать.
Извините, офтоп, но очень поэтично у Вас прозвучало "Физичка и физрук" (отвлекаясь, конечно, от смысла комментария).
Боюсь, что теперь "Физичка и физрук" будет вертеться у меня в голове по меньшей мере до вечера как замечательное название для какой-нибудь элегической повести о трогательной любви двух неуклюжих душ.
Фрески - ладно. Действительно, фрескам с Крита не очень-то веришь (хотя на Санторини они могли и вправду сохраниться, показывают стены, с которых они были сняты, стены - раскопаны, не "восстановлены"). Но - трехэтажные дома и канализация под слоем пепла! Там действительно что-то было.
Разумеется, было. Разве я говорю, что не было?

Deleted comment

bohemicus

November 4 2015, 18:05:21 UTC 3 years ago Edited:  November 4 2015, 22:08:13 UTC

С датировкой особых проблем нет. Акротири найден под слоем вулканического пепла, и датa извержения вулкана определена достаточно надёжно. С рестaврацией того, что можно было раставрировать, тоже особых проблем нет. А вот с точностью реконструкции того, что реставрировать было невозможно, всё очень спорно.
Спасибо!
Очень интересная цивилизация и очень интересная эпоха.
И Вам спасибо.
Чтобы мы делали без Эванса? Что бы осталось от истории Крита? Какие-то две совершенно неинтересных Критских войны 3 в. до н.э. и 17 в. н.э. Другое дело прекрасная и загадочная минойская цивилизация.
Вы будете смеяться, но первым следы минойской цивилизации нашёл не Эванс, а человек, которого звали... Минос. Серьёзно. Минос Калакоиринас, греческий антиквар. В 1878 году, пока Эванс интриговал в Боснии, Калакоиринас нашёл кносский дворец и даже раскопал кусочек его западного крыла. Ему турки не дали разрешения на продолжение работ. Потом там мелькал Шлиман, тоже хотел копать, но не договорился о цене на землю. А Эванс просто купил весь участок и выкопал всё, что ему было нужно.
Большое спасибо, очень интересно. Для меня почти неизвестная культура, я увлекался историей Рима, с удовольствием Вас читаю.
И Вам спасибо.
Ар-нуво в сравнении с минойцами выглядит вычурно и затхло.
Дело вкуса. Для меня нет ничего прекраснее ар-нуво.
Честно говоря, после почтения этого текста на фоне Ваших предыдущих текстов, самой логичной кажется мысль: фальсификат.
Если бы я хотел сказать, что Эванс фальсифицировал фрески, я бы как минимум отметил пост тэгом falsificatum. Но я этого не говорил. Он их (вос)создал, назову это так. С какой степенью точности - вопрос отдельный.

Знаете, как выглядит дворец в Фесте, который был раскопан, но не реконструирован? Это остатки стен высотой в два-три кирпича. Примерно в таком же состоянии был и дворец в Кноссе в момент его обнаружения. То, что приезжают посмотреть 900 000 туристов в год - это сооружение ХХ века из бетона. Украшенное древними фресками.

Есть такая чудесная фреска - "Сборщик шафрана". Она реконструирована в двух вариантах. В одном варианте шафран собирает человек, в другом - обезьяна. Что там было в оригинале? Понятия не имею. Может быть, человек. Может быть, обезьяна. А может быть, зайчик или крокодил.

Кстати, не все представленные в посте фрески происходят из Кносса. Есть и из Агиа-Триады, и из Акротири. Акротири раскопал Маринатос в 1967-1974 годах. В частности, оттуда происходит изображение девушки, в посте раположенное напротив "Парижанки" (это третья иллюстрация сверху). Не знаю, как Вам, а мне она чем-то неуловимо напоминает мультипликацию середины ХХ века. Может быть, серьгами. Может быть, ещё чем-то...
Я отнюдь не приписываю Вам слово "фальсификат" :)

Интересно другое, были ли критические исследования того, что было найдено? Тема воссоздания китайской стены, соловецких лабиринтов (продолжать можно бесконечно) и прочих артефактов, состоящих из множества камней, по двум камешкам известна и даёт массу пищи для всяких измышлений, в том числе и об альтернативной истории. Но были ли какие-то конкретные исследования тут?

Я помню, как в 1995 году читал номер журнала Time International, посвящённый обнаружению города, который, возможно, был библейским Иерихоном. Больше всего меня поразила приведённая в номере шкала, сопоставлявшая более-менее подтверждённые библейские события с подтверждённой историей Египта тех же времён.
Стиль картинок явно основан на египетской манере.
Не думаю. Если какое-то влияние и есть, то минимальное.
Ну, изображение тела на части картинок по египетскому канону — глаз, как будто смотрим на него спереди, но лицо в профиль, торс с плечами вид спереди, ноги вид сбоку
>> Если какое-то влияние и есть (египетской цивилизации на минойскую), то минимальное.
Тысяча извинений за дилетантский вопрос: А почему по Вашему влияение минимальное? Вроде как логично,что соседствующие цивилизации должны влиять друг на друга. К тому же, ели не ошибаюсь по уважаемым Галковскому и Астерроту, в греческой и римской "культурах" достаточно заимствований от египетской. Почему бы им не быть и в минойской?
Потому что торсы фигур на минойских фресках далеко не вегда изображены спереди, потому что разными цветами на минойских фресках обозначены люди разного пола, а не разных рас, потому что у минойцев негде нет подчёркивания социального положения или сакрального значения изображённых фигур с помощью изменения их размеров относительно других фигур, потому что они в целом производят впечатление более динамичных и менее формальных, нежели египетские.

Учитывая мощь египетской цивилизации, можно было ожидать куда более сильного её воздействияна минойцев, чем мы наблюдаем. Поэтому я и говорю, что оно было минимальным.
Спасибо большое.
морские торговые цивилизации быстрее развиваются, быстрее приходят в упадок, может дело в мультикультурности?
Я не могу ответить на этот вопрос, поскольку мне ничего не известно о более быстром упадке морских торговых цивилизаций. Скорее, наоборот.
Спасибо!

Сам собой напрашивается вопрос, а были ли у Вас написанные романы? :)
И Вам спасибо.

Нет. Я вовремя понял, что время художественной литературы прошло.
А почему прошло?
Спасибо. Очень интересно. Можно сказать, что история многих стран написана так, как видели ее первые археологи, как хотели они ее видеть. И конечно делали они эту историю понятной своеюму времени.
И Вам спасибо.

Взгляд первых археологов - это песня. Помпеи были открыты в 1748 году. Там сразу же нашлись эротические фрески. Люди смутились, и сказали, что обнаружили публичный дом. Потом оказалось, что такие фрески есть почти в каждом доме. Фонтана, первым проводивший раскопки, просто закопал обратно самые смелые изображения. Тем не менее, оставшихся было столько, что тут же появились глубокомысленные теории о гневе Божьем на город греха... Ещё археологи нашли там канализацию и полы с подогревом, но не очень поняли, что это такое.
Канализация ладно, но полы с подогревом... в Италии, в теплой Италии... Черт, что же там было на самом деле?
Там была Цивилизация.
Интереснее всего даже не технические детали, а вот как люди жили. Распорядок дня. Бытовая культура. Как общались.
Зимой в Италии холодно. Снег выпадает. В современной Италии каждую зиму люди умирают от переохлаждения.
"Мне захотелось разнообразить свои ощущения и хотя бы несколько дней побыть блогером, пишущим коротко и часто." - Sic!
А после этого то, что я сейчас прочитал...
И это в пятом классе!!! Не, не так: "А что ты делал в пятом классе, Карл!?"
Спасибо Вам!!! И пожалуйста, пишите чаще: это круто (то, что Вы пишите).
Спасибо Вам за интересный рассказ. Я учитель истории, и ребята с таким интересом смотрят фото фресок и роспись ваз. И проговаривают, это было так давно, а так современно. И знаете, ваза, где изображен осминог - удивительна! Движение, линия - это превосходно. И на завиток волос "Парижанки" обращаем внимание. Еще раз, спасибо, за дополнительную информацию!
И Вам спасибо!
Даму, выглядящую как вторая из набора "парижанок", знаю лично! Древний Крит жив. Отличный пост, спасибо
И Вам спасибо!
Спасибо за пост и поясняющие комментарии! это прекрасно :)
И Вам спасибо!
У меня отец художник, а супруга его - специалист-химик по восстановлению красок и пр. реставрационных материалов. Помню мы как-то затронули тему минойского "воссоздания" фресок. Они были единодушны во мнении, что скорее всего мы имеем дело с фальсификацией.

Я не берусь утверждать, что их мнение можно отнести к экспертному, но ... Президентский Дворец в Кремле, Новодевичий монастырь и еще энное количество храмов, в восстановлении которых они приняли участие для меня лично говорит о многом.

Интересно, что Вы думаете об этом. Фрески реставрированы или написаны "под старину" ?
Смотря где. На Санторине, судя по всему, отреставрированы. На Крите - реконструированы. Sapienti sat.
Спасибо. Признаться, если бы я не читал Ваш блог, то навряд ли понял бы :)

komarovart

November 5 2015, 08:03:15 UTC 3 years ago Edited:  November 5 2015, 08:28:51 UTC

Летом были в Карнунте. Древнеримский город у Вены. Очень красиво реконструирован австрийцами. Богатые дома, рестораны, бани. Везде можно ходить без экскурсовода. Особенно впечатлили бани - бассейны с горячей водой, подпольная система отопления, фрески с рыбами. Воссоздано с любовью. Старые постройки открыты для просмотра.

Как вы думаете, фестский диск может быть подделкой?


Артур Кларк в своё время предложил элегантное решение: считать Фестский диск академической шуткой.

Что-то пдобное имело место в китайской археологии. Китайская историческая наука - это сплошной мегаломанский перегиб. Но однажды китайцы допустили, если можно так выразиться, перегиб перегиба и вплали в мегамегаломанию. Они ввели в оборот дивный артефакт - пояс с АЛЮМИНИЕВОЙ пряжкой, найденный в захоронении бронзового века (кажется, династии Шань, но могу ошибаться).

Ввести-то они его ввели, а как вывести, не знали. Наконец, Запад подал китайским друзьям руку помощи, объяснив, что есть такое понятие - "академическая шутка". Китайцы облегчённо вздохнули и сказали: "Да, точно, мы пошутили. Академически."

А римский город прелестный. Надо туда как-нибудь съездить.
Спасибо за ответ. Можно поехать в Карнунтум во время Gladiator Fest летом. Вы еще больше полюбите самых хороших людей на свете.
отлично! ждем следующих.
Спасибо.
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 16-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
Спасибо, интересно.
... "в реале у англосаксов чуть ли не каждый интеллектуал - двойного назначения".
Это точно! Активность британских археологов в конце 19- начале 20 веков служила хорошим "прикрытием" для разведывания обстановки на местах. Впрочем, как для писателей, художников и других интеллектуалов. Можно смеяться, но Гертруда Белл и Томас Эдвард Лоуренс (ставший впоследствии Лоуренсом Аравийским) тоже были археологами. Причем, настоящими.
Впрочем, это не умаляет культурно-исторического значения деятельности британских археологов, просто подчеркивает еще раз тот факт, что истинный интеллектуал всегда имеет в запасе несколько козырей и несколько масок, которые использует в случае необходимости.
Блестяще. И опять никуда не деться от англосаксонской модели интерпретации истории. Которую, постоянно подновляют интеллектуалы с двойным дном, совершая новые "находки" в Британском музее...
Спасибо.

Deleted comment

И Вам спасибо!
Ну, по крайней мере, честно сказано. Все выдумка и фантазия в стиле модерн. Красиво и только.
Нет ли у автора подобных сведений о, например, Эфесе? Не выдумка ли вся греческая цивилизация?
Может запланировано что-то об этрусках? Вся их живопись покрыта сверху чудовищной мазней. Такая же мазня и на византийских фресках.
Кстати, дама с шалью очень похожа на "Парижанку" Дайнеки.
Спасибо!

Но, извините, я нигде не говорил, что всё выдумка и фантазия. Минойская цивилизация безусловно существовала, равно как и греческая или этрусская. Однако степень сохранности минойских артефактов далеко не одинакова.

Акротири под слоем вулканического пепла сохранился очень хорошо, там было что реставрировать. Поэтому там реставрировали. Кносс, напротив, был в скверном состоянии, там реставрировать было просто нечего, поэтому была произведена реконструкция. Это значит, что кносские артефакты были на 70-80% воссозданы с помощью фантазии реконструкторов. Поэтому на них столь очевидна печать модерна.
широко известно, что при его реконструкции Эванс использовал...

...чем бы был наш мир? Если бы они не реконструировали его вдоль и поперёк!? Наверняка -- местом унылым.

Взять безмерно популярного сейчас автора -- Толкиена. Средиземье, эльфы, гномы, словом -- сказка. А что волшебник Гендальф, списан с британского стратегического разведчика, как-то ускользает от ролевиков.
Действительно же: Гендальф в огне не горит в пропастях не разбивается. Балрога контр-разведчика "сработал" в рукопашку, в тёмной Мории подворотне один на один. Владеет языками, этикетом, разными "волшебными жестами" -- с самой Королевой эльфов способен перемолвится на эльфийском "масонском". Легко может раскурить трубочку с босяком хоббитом и пуская дым опиума колечками впрячь дурачка на борьбу со "злом" -- завербовать. Способен провести инфильтрацию "Братства Кольца" бригады "Бесславных ублюдков" на территорию Мордора Рейха, с фатальными для орков немцев последствиями. Плащи, ID, пароли и явки меняет только в лёт: был Гендальф Серый, раз, и уже -- Белый. Вот такой вот он, рыцарь плаща и Гламдринга, Гендальф, агент 00G на секретной службе Её Величества Галадриэль. :)))

Что касается вашей несостоявшейся книги -- нет худа без добра: мы не получили ещё одного современного писателя, но получили блогера вашего уровня, ув Богемик. Что по современным временам, как это на оркском ... Sehr gut! :)

у меня была мысль сделать Радаманта министром по делам колоний
Но всё же я должен спросить, были ли в замысле вашего романа шпионы и конт-разведчики?
Были конечно. В эпизодах. Это второстепенная область жизни, и было бы странно, если бы в моём романе она оказалась на первом плане.

Вообще, сюжет строился вокруг похода Миноса в Сицилию. Меня всегда интересовала колониальная политика всех эпох :)
было бы странно, если бы в моём романе [шпионы] оказалась на первом плане.

Ну разумеется -- эти алкоголики, наркоманы, негодяи и сквернословы могли оказаться лишь на страницах романа какого-нибудь СорЮкина.

вокруг похода Миноса в Сицилию
Так и представляю:
Сбросить тиранию Гиерона! Задействовать эдуе-арвернский ограниченный контингент наёмных борцов за свободу. Кипрские лучники и родосские пращники должны установить Сицилийскую безполётную зону. И обязательно задействовать либурнийских пиратов -- с пиратами любая современная книга сразу попадает в бестселлеры - 100% :)

Пожалуйста, продолжайте про античность, очень ждём...

Античные историки утверждали, что Минос погиб на Сицилии. Его там живьём сварили. Меня всегда поражало, что буквально всех современных романистов так привлекают приключения Тесея, но совершенно не интересует этот потрясающий сюжет.
Минос погиб на Сицилии. Его там живьём сварили.
А кстати как!? По простому кипиточком опрыскали или применили интересное устройство, по напоминавшее "медного быка" из романа Гоголя. Оно работало так, что когда пациент ... "готовился" -- его крики преобразовывались акустикой устройства в бычий рёв.

Потрясающий сюжет.
Да сюжет интересный. Тесей, популярнее из-за романтичности -- не будем забывать 50% аудитории -- дамы, а они романтические существа. Многие дамы ведь и порно смотрят до конца ибо надеются, что в конце свадьба. :)))

Но для меня всё же самый разсюжетистый сюжет -- это великий жадина Рима -- Борис Абрамович Красс и англичане парфяне. Золото любишь?! -- спросили его парфяне -- Нам не жалко! На выпей-ка полный ковш золота, оно комнатной температуры, честное кочевое! :)
А ещё ходили слухи что пленных легионеров парфяне продали каким-то древним средне-азиатам, и те ими воевали с китайцами(!). Тестудо под градом стрел из китайских ножных луков -- тоже такой сюжет пропадает...
С подачи Эванса Кносский дворец воспринимается чем то вроде Букингемского, как будто в нем проживал правитель подобный императору. В реальности критские дворцы похожи на храмовые комплексы, в них явно проводились религиозные церемонии,жили жрецы. В настоящее время официальная версия разрушения Кносского дворца - разрушился от отсутствия ухода. Следов каких либо природных катаклизмов не обнаружено, не обнаружено и следов пожара.
http://homo-oves.livejournal.com/1887.html.
Это дворец в Малии, реконструкции не подвергался.
Теория о храмовых комплексах - такая же спекуляция, как теория о дворцах правителей. Степень сохранности минойских дворцов такова, что ясно только одно: что-то там было.

Кстати, одна дама, не то немка, не то англичанка, и вовсе разработала теорию, согласно которой минойцы сами ютились в лачугах, а дворцы строили исключительно для поклонения своим мёртвым. Имени дамы я не запомнил, но запомнил ощущение, возникшее при чтении её книги: автору необходимо сменить врача.
Для меня это не теория, а скорее личные впечатления. Никаких признаков поклонения мертвым я не заметил, а вот то, что имели место религиозные церемонии какого то земледельческого культа, по моему напрашивается. Во всяком случае, ритоны сложно использовать для чего то другого.

Deleted comment

Ваши опасения развеяны?
Все мы били в неё влюблены. Да и сейчас. Хотя былое чувство потускнело.

gondoerasoff

November 6 2015, 11:23:10 UTC 3 years ago Edited:  November 6 2015, 11:38:52 UTC

блестяще
впрочем, как всегда (регулярно вас читаю)
на самом деле - интересная культура
в детстве тоже интересовался, даже приобретал иллюстириванные фотоальбомы на "сэкономленное на школьных завтраках"
потом как то сгладилось
не так давно интерес возобновился
в какой то дискуссии онлайн из серии - "мракобесу на заметку"
всплыла тема возможных следов минойцев в северной америке
часто натыкался на обоснование трансатлантических рейсов минойцев, но как то отметалось по причине - такого не может быть потому что не может быть никогда
решил покопаться, и - правда
все довольно убедительно
т н Медная Культура с эпицентром в районе Великих Озер, древние разработки руды в райое озера Верхнее из которого было добыто чудовищное количество медной руды, количества которые вообще не нужны былы пращурам Чингачгука, масса мелких деталей из которых складывается очень убедительная картинка
само понятие Медной Культуры появилось если не ощибаюсь в 36 году, когда во время строительных работ, поворотов всяких рек и закладкой водохранилишь в полном соответствии с программой задействия безработных Нового Курса ФДР были проведены раскопки предполaгаемых археологических sites и в Теннеси были найдены остатки какого то медеплавильного комплекса и остаки храма, который заезжий британский ученый определил как "египетский"
в те годы само понятие "минойский" еще не было общепринято
если вкратце - Европейский Бронзовый Век покоится на американской меди, который минойцы добывали и регулярно вывозили в огромных количествах вплоть до катастрофы

если интересно
http://copperculture.homestead.com/
http://www.youtube.com/watch?v=YxiWwIpUfzM
и т д и т п
ps
http://www.youtube.com/watch?v=RCsl52biXHA
Спасибо.
Хорошая Мина при плохой игре?
Минос - Мина? Выражение лица (типа маска).

Deleted comment

Спасибо.
Спасибо!
И Вам спасибо.
Текст Фестского диска — это перечень посвящений основных правителей Крита, вероятнее всего, лунному божеству, скопированных изготовителем диска, или с надписей, выполненных в форме трех двусторонних секир, или с надписей на самих подобных секирах из дворцовых или пещерных святилищ. Одна из этих секир, самая большая, четырехлезвийная, возможно, использовалась и как своеобразный лунный календарь. Сам диск, — Луна в полнолуние, — своего рода переносной вариант этих посвящений и календаря. Эти посвящения делались для того, чтобы получить благословение бога Луны. Возможно, что количество посвящений каждого правителя зависело от количества у него строений (дворцов и вилл). Отсюда, и ещё одно предназначение Фестского диска — оберег в виде клубка змеи (надписи на диске ведь по спирали) для этих строений и всех живущих в них, т.к. у минойцев считалось, что змея в доме приносит Божье благословение. Фестский диск был изготовлен до крупнейшего землетрясения в 1700 г. до н.э. разрушившего ранний дворец. Так как диск, как оберег, не уберёг этот дворец от разрушения, то его позднее "наказали" — замаскировали под слоем штукатурки в главной ячейке тайника постройки.
Подробнее смотри сайт: http://phaestos-disk.at.ua
Существует около тридцати взаимоислючающих дешифровок Фестского диска. Автор каждой из них считает свою версию единственно верной. У каждого автора есть какое-то количество последователей.
благодарю Вас за записи о критской цивилизации. Читаю сильно позже написания, зато - почти сразу после посещения Кносского дворца.
И весь этот ар-нуво так отликается, так откликается :)

Пишите роман, время не вышло)))

Делать главного персонажа мужчину в романе про минойскою цивилизацию то же самое, что и сделать главного персонажа женщину в романе про греческую.