bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Categories:

Скорбь космополита.

   Отчасти поводом для написания этой  заметки сталa борьба за обладание "Славянской эпопеей", развернувшаяся в последние месяцы в Чехии. Но в гораздо большей степени меня побудилo сесть за клавиатуру  существование  однoй малоизвестнoй картины Альфонса Мухи, фигурирующeй в русскоязычных источниках  под неверным названием и с ошибочной датой создания. Притом  для русского зрителя эта картина особенно важна. Куда важнее, чем для чешского.   
 

   "Славянская эпопея" представляет собой двадцать картин огромного размера, изображающих историю славянских народов. Точнее, принято считать, что их двадцать. На самом деле - двадцать одна, но об этом чуть позже. Альфонс Муха создал "Эпопею" в 1912-1928 г., вернувшись из США. Не будь его поездки в Америку, не было бы и "Эпопеи". В Америке Муха нашёл мецената (промышленника Чарльза Крейна), проспонсировавшего его мега-проект. Расход материалов сам по себе представлял весьма значительные суммы, а в качестве мастерской Муха арендовал одно крыло замка Збирог в западной Чехии.

       
                      
                                     Альфонс Муха. Заведение славянской литургии в Великой Моравии. 8,1 х 6,1 m.

    Изысканный и абсолютно космополитичный стиль, получивший в России название модерн, во Франции арт-нуво, в Германии югендштиль, а в Богемии сецессия, был словно создан для обитателей Австро-Венгрии. Муха, ярчайший представитель этого стиля,  был уроженцем южной Моравии, на четверть поляком, сделавшим карьеру во Франции, где арт-нуво иногда называли "стилем Мухи".  Первый оглушительный успех ему принёс  плакат, нарисованный по заказу Сары Бернар. В его творческом наследии есть и многочисленные рекламы кофе и шоколада, этикетки для шампанского, декоративныe панно и т.п. В Америку Муха уезжал, уже обладая репутацией крупнейшего художника-декоратора в мире.


                                                     
                    
                    

                                                      
                                                                              Альфонс Муха. Плакаты Сары Бернар

  В таком качестве он остаётся признан в мире и сейчас.  Когда французы видят "Славянскую эпопею", они   удивляются. Монументальный  Муха оказывается для них неожиданным .
 

                                         Všimněte si, že v pravém horním kvadrantu objevuje i americká vlajka. Alfons Mucha Slovanská epopej

                                                                                Альфонс Муха. Апофеоз славянства. 4,05 x 4,8 m.

 
Грандиозная эпопея возникла по двум причинам. 

  Первой было желание Мухи войти в историю, а это традиционно легче сделать, написав очень большую картину. И тут он превзошёл всех. Даже самая малая из картин серии занимает площадь до 20 кв. метров, а семь из них достигают невероятных 48 квадратных метров каждая. Из-за этого их иногда сравнивают с пирамидами.

  Вторая причина носила политический характер. "Эпопея" представляет собой недвусмысленную пропаганду панславизма. На картинах изображены языческие празднества славян на их общей прародине, средневековые болгарские и сербские цари, оборона  хорватской крепости от турок, отмена крепостного права в России, Грюнвальдская битва и монастырь на горе Афон. Любопытно, что "Эпопея" была задумана и начала осуществляться ещё в Австро-Венгрии, когда панславизм был актуален и казался перспективным, а завершена уже в Чехословакии, в совсем другой обстановке. Здесь она столкнулась с критикой со стороны националистов за оторванность от местной тематики. Хотя  Ян Гус, Йиржи Подебрад и Пржемысл Отокар II представлены в серии вполне достаточно. 

                     

                                                Альфонс Муха. Клятва молодёжи под славянской липой в 1894 г. 4,8 х 4,05 m

  Ещё до начала Первой мировой войны Муха заключил договор с Прагой о передаче городу "Эпопеи" на условиях её размещения в подходящем для такого творения месте. В 1928 г. художник действительно подарил "Эпопею" Праге. Но Прага подходящего места не нашла. В 1950 г. какой-то партийный функционер из Моравии сказал, что в пустующем замке в Моравском Крумлове есть огромный Рыцарский зал, куда "Эпопея" войдёт целиком. Картины тут же были отправлены в Моравию. Однако оказались они не в Рыцарском зале, а в подвале, потому что в замке расположился танковый батальон. Наконец, гарнизон покинул замок, и в 1963 г. "Славянская эпопея" была выставлена для публичного обозрения.

  Никто о ней особенно не вспоминал вплоть  до этого года, когда в пражской мэрии возник план перевоза "Эпопеи" в Прагу. Жители Крумлова воспротивились.

  Моравский Крумлов (не путать с Чешским Крумловом) - город небольшой и небогатый. Средств, вырученных от посетителей "Славянской эпопеи", крумловчанам хватает на отопление и поддержание в приличном состоянии Рыцарского зала, остальные помещения замка пребывают в запустении.

  Кроме того, туристы, приезжающие полюбоваться эпопеей, позволяют выжить владельцам крумловских ресторанов и торговкам с местного рынка. Как сказала одна из них в интервью столичным журналистам, она благодарна Мухе за каждое яблоко и каждый банан, который ей удаётся продать. Для этих людей утрата "Эпопеи" означала бы крах.

  Между Прагой и Моравским Крумловом возник спор, перешедший в судебную тяжбу. Президент Клаус поддержал моравян, заявив, что в Праге красот предостаточно, а в Крумлове есть только "Эпопея", и следует оставить её там, где она есть.
 
  В игру довольно неожиданно вступили наследники Мухи, по мнению которых акт дарения "Эпопеи" Праге недействителен, так как Прага не исполнила условий художника. Наследники считают, что полотна принадлежат не Крумлову и не Праге, а им.

  Почему-то меня не удивляет, что нового претендента на обладание картинами Джона "Муху" в действительности зовут Джон Омонд, и что живёт он в Англии. Когда-то сын Альфонса Мухи Йиржи усыновил Джона, женившись на его матери, шотландке Джеральдине. Отношения с отчимом у Джона Омонда были прескверные, и фамилию Муха он взял совсем недавно.

   Политическое значение "Эпопеи" ушло в прошлое вместе с панславизмом. Художественные достоинства серии никогда не вызывали преувеличенных восторгов. С другой стороны, её значения, как национального символа, тоже никто особо не оспаривает. Все споры вокруг неё - это споры о деньгах.

  Так их и воспринимает общественность - как битву за капитал.

                                          1000 lidí protestuje v Moravském Krumlově proti stěhování Epopeje do Prahy

                             Демонстрация протеста в Моравском Крумлове против отправки "Славянской эпопеи" в Прагу

  Однако недавно ув. adja  и ув. ijona_tihaja  напомнили своими постами, что  у Альфонса Мухи есть одна особенная работа, являющаяся продолжением "Славянской эпопеи" и стоящая особняком во всём его творчестве. Размеры её меньше, чем размеры предыдущих картин  - 3 х 1,6 m. 

  Эта картина свидетельствует, чти космополиты умеют чувствовать чужую боль и скорбь.

  Она никогда не была в Моравском Крумлове, её не включают в перечень входящих в "Эпопею" произведений (хотя сам Муха рассматривал её как двадцать первое полотно серии), вокруг неё не ведутся судебные споры. Русская Википедия присвоила картине сразу четыре названия - «Женщина в степи», «Звезда», «Сибирь», «Зима», и датировала её создание 1922 годом.

  В действительности Мухa написал её одиннадцатью годами позже. Публике он показал картину один  раз. C 4 по 9 июля 1933 г. она висела  с табличкой "Не продаётся"  на выставке-продаже в городе Градец Кралове. В каталог включена  за номером 126 под своим оригинальным названием.

  Собственно, название и стало причиной дипломатического скандала. Советский Сoюз нaправил Чехословакии нотy протеста, вследствие чего Муха снял картину и поместил её в частной квартире в Праге, где работа оставалась практически неизвестной до 1998 г. Потом наследники  выставили её  в Коуницком дворце. 

  Хотя сегодня картинy предпочитают называть  "Звездой" или "Россией", Муха дал ей имя "Россия большевиков".

 
Она так плохо отреставрирована, что звезда бросается в глаза больше, чем волки.

 
 
                                                                               Альфонс Муха. Россия большевиков.

Tags: bohemia, russia
1
Интересно, как всегда. Спасибо. "Россия большевиков" действительно не тянет на "триумф славянства". Товарищи обиделись.
Википедия пытается умничать по поводу этой картины:

"На небе сияет звезда, излучая концентрическое сияние — здесь сказалось увлечение Мухи эзотерикой. Зритель понимает, что хотя тело женщины будет съедено волками, душа ее сразу попадет на небо. Главное здесь для Мухи выражение русскости через категорию страдания. Это типичный комплекс Толстого, Достоевского, который Муха великолепно почувствовал." http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%B0,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%81_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0

Впрочем, уровень статей в русской Вике о чешской культуре лучше всего характеризует то, что ещё несколько месяцев назад в статье о храме св. Вита фамилия Мухи упорно повторялась в форме МУЧА. Я даже собралсля было написать по этому поводу пост под названием "Бессаме, Альфонсо Муча", но они наконец исправили ошибку.
Спасибо. Последняя картина, конечно, - сильная.
В посте ув. ijona_tihaja приведено и детальное изображение http://ijona-tihaja.livejournal.com/190290.html
странно то, что на заднем плане отсутствует окровавленный Сталин, пожирающий христианского младенца.
недоработал художник
Сталин не пожирал младенцев. Напротив, он так любил детей, что могда те выполняли пятикратную взрослую норму на сборе хлопка, он делал им драгоценный подарок - дарил фотографию членов Политбюро в таджикских халатах http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82
а какую норму хлопка дети собирали до Сталина?
До Сталина судьба детей была печальна. Сколько бы они не работали, никто не награждал их фотографиями членов Политбюро в таджикских халатах.
-/Сколько бы они не работали, никто не награждал их фотографиями членов Политбюро в таджикских халатах.

совершенно верно, а также, фи, сущая мелочь, орденами Ленина, с ежемесячной выплатой необлагаемых никакими налогами 25 рублей (при средней зарплате 250р.), и путевками в "Артек".
Ну и конечно же, таджикские девочки собиравшие хлопок, все впоследствии становились доцентами Душанбинского педагогического института, и членами республиканского комитета по зарубежным связям.
А Сталин им только мешал. Фу, какая бяка.

Зато из Чехословакии, все эти таджикские события были прекрасно видны и изображались на картинах.
Да, сейчас на свете осталось мало столь замечательных стран, как СССР. Но некоторые всё же есть. Интересно, сколько вонов получает передовик-пионер в Северной Корее и как называется северокорейский "Артек"?
ну, сейчас - это сейчас, а 80 лет назад, это 80 лет назад.
Но сейчас, с исчезновением СССР, таджикские, узбекские и киргизские девочки, разумеется, получили массу вариантов развития которых не имели при этом кошмарном режиме.
А уж какие возможности развития были при Советской власти у русских! Некоторым даже довелось близко ознакомиться с уникальной китайской культурой. (Предупрежу на всякой случай тех, кто пойдёт по ссылке, что и с текстом и с фотофрафиями стоит знакомиться только людям с очень крепкими нервами) http://oboguev.livejournal.com/609285.html
-/Некоторым даже довелось близко ознакомиться с уникальной китайской культурой.

да ладно вам, русские тоже не лыком шиты ;)
"у самих револьверы найдутся" (с)

"К нам иногда заходил член военно-полевого суда, офицер-петербуржец… Этот даже с известной гордостью повествовал о своих подвигах: когда выносили у него в суде смертный приговор, потирал от удовольствия свои выхоленные руки. Раз, когда приговорил к петле женщину, он прибежал ко мне, пьяный от радости.
- Наследство получили?
- Какое там! Первую. Вы понимаете, первую сегодня!.. Ночью вешать в тюрьме будут…
Помню его рассказ об интеллигенте-зеленом. Среди них попадались доктора, учителя, инженеры…
- Застукали его на слове "товарищ". Это он, милашка, мне говорит, когда пришли к нему с обыском. Товарищ, говорит, вам что тут надо? Добились, что он - организатор ихних шаек. Самый опасный тип. Правда, чтобы получить сознание, пришлось его слегка пожарить на вольном духу, как выражался когда-то мой повар. Сначала молчал: только скулы ворочаются; ну, потом, само собой сознался, когда пятки у него подрумянились на мангале... Удивительный аппарат этот самый мангал! Распорядились с ним после этого по историческому образцу, по системе английских кавалеров. Посреди станицы врыли столб; привязали его повыше; обвили вокруг черепа веревку, сквозь веревку просунули кол и - кругообразное вращение! Долго пришлось крутить. Сначала он не понимал, что с ним делают; но скоро догадался и вырваться пробовал. Не тут-то было. А толпа, - я приказал всю станицу согнать, для назидания, - смотрит и не понимает, то же самое. Однако и эти раскусили было - в бега, их в нагайки, остановили. Под конец солдаты отказались крутить; господа офицеры взялись. И вдруг слышим: кряк! - черепная коробка хряснула, и повис он, как тряпка. Зрелище поучительное»

« Само убийство представляет картину настолько дикую и страшную, что трудно о ней говорить даже людям, видавшим немало ужасов и в прошлом, и в настоящем. Несчастных раздели, оставили лишь в одном белье: убийцам, очевидно, понадобились их одежды. Били всеми родами оружия, за исключением артиллерии: били прикладами, кололи штыками, рубили шашками, стреляли в них из винтовок и револьверов. При казни присутствовали не только исполнители, но также и зрители. На глазах этой публики Н.Фомину нанесли 13 ран, из которых лишь 2 огнестрельные. Ему, еще живому, шашками пытались отрубить руки, но шашки, по-видимому, были тупые, получились глубокие раны на плечах и под мышками. Мне трудно, тяжело теперь описывать, как мучили, издевались, пытали наших товарищей.»

Министр правительства Колчака барон Будберг в своём дневнике писал:
"Приехавшие из отрядов дегенераты похваляются, что во время карательных экспедиций они отдавали большевиков на расправу китайцам, предварительно перерезав пленным сухожилия под коленями (“чтобы не убежали”); хвастаются также, что закапывали большевиков живыми, с устилом дна ямы внутренностями, выпущенными из закапываемых (“чтобы мягче было лежать”).
>у самих револьверы найдутся

Полиграф Полиграфыч?
угадали ;)

и нехватки в таких "Шариковых" у России не было

Deleted comment

-/Если вы считаете, что смена средневековой азиатской эксплуатации детей на коммунистическую дело правильное и хорошее, то вы странный человек.

и из чего проистекает столь странное умозаключение?

-/у крестьян отобрали землю,

какую землю? ту которую им-же и дали? Вы про период НЭПа не забыли случаем?

-/рабочих закрепостили на заводах

на каких заводах? на тех что были построены при царе, да?
Вот было при царе построено много заводов, на них работали вольные, обеспеченные рабочие. А потом пришли прокляты большевики и всех цепями к станкам приковали.
Так?

-/пенсий до 1960-х не было

КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР
5 декабря 1936 года
Статья 120. Граждане СССР имеют право на материальное
обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.
Это право обеспечивается широким развитием социального
страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.

-/За что боролись-то? За то, что Румыния без всякого коммунизма уже имела к 1940?

что имела? Голый афедрон?
Вы только мне про богатую Румынию в 1940м году - не рассказывайте. У меня соседка румынскую оккупацию пережила, так нарасказывала про нищих румын, которые из сельских изб последние ложки забирали.
>какую землю? ту которую им-же и дали?

Вопреки советской мифологии, крестьяне после 1861 г. имели возможность приобретать землю на льготных условиях. И приобретали. У меня сейчас нет ни времени, ни желания искать точные цифры по помещичьему, крестьянскому общинному и крестьянскому личному землевладению начала XX века. Однако несомненно, что во время коллективизации большевики отняли у крестьян и ту землю, которую по-разбойничьи захватили у помещиков после 1917 г., и ту, которой крестьянe владели задолго до революции. Обращались с крестьянaми методами, которые достаточно выразительно описал Шолохов в письме Сталину http://oboguev.livejournal.com/2245700.html

>Вот было при царе построено много заводов, на них работали вольные, обеспеченные рабочие

Уровень жизни России 1913 года был достигнут в СССР только на переломе 50-60-х лет. В начале 20-х зарплата рабочего в СССР, расчитанная по ППС, составляла 10-15% от дореволюционной. Так что русские рабочие по сравнению с советскими были не просто обеспеченными, они были богатыми.

>Вы только мне про богатую Румынию в 1940м году - не рассказывайте

О богатой Румынии никто не сказал ни слова. Это была очень бедная страна. Она и сейчас бедная. Но сталинский СССР был нищим даже по сравнению с Румынией.
-/У меня сейчас нет ни времени, ни желания искать точные цифры по помещичьему, крестьянскому общинному и крестьянскому личному землевладению начала XX века.

красиво увильнули. Классика - никогда не стареет.

-/Однако несомненно, что во время коллективизации большевики отняли у крестьян землю

(зевая) зато сейчас, никаких большевиков нету, доступ к технике и посевным материалам элементарен, а вернуться к уровню 80х годов все никак не можем.

-/Обращались с крестьянaми методами, которые достаточно выразительно описал Шолохов в письме Сталину

ну и что? это все он, народ-богоносец:-/
Сначала барам красных петухов пускали и поместья дерибанили.
Потом, когда награбившее больше всего, или имевшие более умную башку, поднялись (разумеется попутно выдавливая своих односельчан и батраков, как тюбики), начали их обдирать и раскулачивать.
Нормальные сельские разборки. Когда за грушу на меже, или лишний стог сена, готовы были соседские кишки на кулак намотать. И наматывали.

-/Уровень жизни России 1913 года был достигнут в СССР только на переломе 50-60-х лет.

пруф приведите. а то слова - это только слова.

-/В начале 20-х зарплата рабочего в СССР, расчитанная по ППС, составляла 10-15% от дореволюционной.

Вы бы еще нормы блокадного Ленинграда по питанию привели.
Напомню вам, для разнообразия, окончание Гражданской войны приходится на 1922й год.
"Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Рабочие были вынуждены покидать города и уезжать в деревню. В общем, уровень промышленности сократился в 5 раз. Оборудование давно не обновлялось. Металлургия производила столько металла, сколько его выплавляли при Петре I."

-/Но сталинский СССР был нищим даже по сравнению с Румынией.

доказать можете?
У меня есть живые свидетели описывавшие вечноголодных румынских солдат забиравших все немудреное деревенское имущество подчистую.
есть и вот такие свидетельства
"В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее — 10,8 тыс. (0,3 %). "
"Административный аппарат Бессарабии, состоявший в основном из назначенных Бухерестом румын, отличался жестокостью и злоупотреблениями. Об этом свидетельствует, например, отчёт парламентской следственной подкомиссии о расследованиях, проведённых в Бельцком уезде (1920-21 гг.). Отчёт сообщает, что избиения и аресты в уезде приобрели огромные масштабы, жандармы и агенты сигуранцы практикуют пытки над заключёнными раскалённым железом, горячими яйцами и солью. Среди сборщиков налогов процветают самоуправство, злоупотребления и реквизиции. (История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней. Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. — изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Кишинёв: Elan Poligraf, 2002. — С. 190. — 360 с.)"
Бессарабия
в аграрном секторе положение стремительно ухудшалось - поголовье скота с 1916 по 1940 гг. сократилось на 30,5 %, в 1934—38 гг. площадь садов сократилась почти на 16 тысяч гектаров. Средняя зарплата квалифицированного рабочего в металлообрабатывающей и пищевой промышленности в 1938 году составляла 75 % от уровня 1928 года, а в остальных отраслях — всего 47 %. Росла безработица и эмиграция, разорялись мелкие собственники, сумма долгов бессарабских дебиторов в 1932 году составляла 3,5 миллиарда румынских леев.
>красиво увильнули. Классика - никогда не стареет

То, что я говорю - банальность и общее место. На уровне "небо голубое, вода мокрая". От общего места невозможно увильнуть. Например, яндекс на запрос "структура + землевладение + Россия + 1913" выдаёт ссылки, по первой же из которых есть таблица "Частная земельная собственность в 47 губерниях Европейской России в 1905-1914 гг. (без Прибалтики)", а в таблице цифры на 1 января 1915 г. Дворяне, чиновники, офицеры - 39 562 469 десятин земли, крестьяне лично - 16 843 126 десятин, крестьянские товарищества - 12 483 706 десятин, и т.д. http://www.rus-sky.com/history/library/1913/1913_2.html За ней следуют таблицы с разбивкой по землевладению различных сословий, по губерниям и т.п. Непонятно только, почему я должен искать цифры, если они нужны Вам, а не мне. Делаю это первый и последний раз.

>пруф приведите. а то слова - это только слова

Это ещё большая банальность, чем предыдущий пункт. Мне уже наскучило доказывать общие места и общепризнанные факты.

>доказать можете?

Легко. В Румынии не зафиксировано массовых голодных смертей. В СССР люди умирали от голода миллионами и в начале 20-х, и в начале 30-х, и во второй половине 40-х. Голодная смерть, как образ жизни. Хуже Сомали. С Румынией советские пусть и не мечтают сравниваться.А то взялись подсчитывать "суммы долга бессарабских дебиторов" в леях и процентах. У себя мёртвецов подсчитывают с точностью до нескольких миллионов, а беспокоятся о чужих карманах.




Спасибо!
Интересно, как можно изменить смысл картины, поменяв её название. Я уже привёл выше цитату из Википедии, но не удержусь и воспроизведу её повторно:

"На небе сияет звезда, излучая концентрическое сияние — здесь сказалось увлечение Мухи эзотерикой. Зритель понимает, что хотя тело женщины будет съедено волками, душа ее сразу попадет на небо. Главное здесь для Мухи выражение русскости через категорию страдания. Это типичный комплекс Толстого, Достоевского, который Муха великолепно почувствовал." http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%B0,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%81_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0

Кажется, они сами верят в то, что пишут.

Deleted comment

Насколько я знаю, в русскоязычной версии такой статьи и вовсе нет. Этим Вики напоминает мне советские энциклопедии. У меня есть несколько из них - популярная художественная, БЭС, и т.п. Иногда хочу проверить что-то элементарное, вроде даты рождения мирового светила. Заглядываю - светило отсутствует, на его месте заслуженные артисты Азербайджана и народные сказители Киргизии.
Спасибо, очень интересно. Все картины Эпопеи видел раньше, но не знал, что это единая серия.
Насколько я знаю, Крейн даже их создание финансировал партиями. Из расчёта 15 тысяч долларов за три полотна или что-то в этом роде. Очень серьёзные деньги по тем временам.
Типичный буржуй;) Как в "Гиперболоиде Гарина"
Страшный получился финал у "Славянской эпопеи": Россия большевиков
Перенося датировку на 1922 г., сюжет картины пытаются как-то увязать с голодом в Поволжье. Правда, при этом называют полотно "Сибирью". Хотя женщине явно грозит не голод. Она погибает по другой причине. Слева подошли волки.
Финалом по замыслу должен быть "Апофеоз славянства", представленный выше
Жалко такие картины нигде не купить. :(
Не только не купить. Всё куда хуже. Владимир Млх, сам галерист и большой поклонник Мухи, пишет:

"Картина была плохо и непрофессионально отреставрирована. На неё нанесли слишком много лака, она потемнела, стала тёмной и невыразительной. Кроме того, она плохо размещена, плохо освещена и даже неправильно описана. По всем этим причинам посетители музея, в особенности заграничные, проходят мимо картины без особого интереса, не чувствуя глубокого идейного смысла этой картины и не зная ни её судьбы, ни обстоятельств её создания".
Тут бы появится какому-нибудь "Фонд русского культурного возрождения" и помочь. Эх...
Картина несомненно эзотерическая. Но страшная.
Муха был всем масонам масон, поэтому неудивительно, что любая его картина переполнена различной символикой, включая эзотерическую.

А вот страшной из всех его картин можно назвать одну только эту.
К последней картине хорошо подходит известное стихотворение Г. Иванова:

Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.

Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.

Хорошо - что никого,
Хорошо - что ничего,
Так черно и так мертво,

Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.
Если бы Вы случайно заглянули в мою предыдущую запись, то увидели бы, что я выложил ссылки на все сорок постов, внесённых мной в избранное (у меня есть привычка включать туда по одному посту из журнала каждого френда). Один из этих постов (ув. oldadmiral'а) представлает собой именно данное стихотворение.

К картине оно действительно подходит как нельзя лучше.
Зашёл, чтобы написать этот коммент. Да, картина как будто иллюстрирует стихотворение, особенно вторую строфу.
«Женщина в степи», «Звезда», «Сибирь», «Зима», "Россия", "Россия большевиков".
Интересно, по какому поводу появился вариант названия «Сибирь».
Немедленно возникает ассоциативный ряд: Ледяной Поход, Транссибирская магистраль, эшелоны доблестных Чехословацких Легионеров от края до края...
Понятно, что эта картина никому неудобна: ни местным, помнящим, чье мясо сожрал толстый кот, ни русским, на секунду видящим настоящую запредельную бездну, ужас прошлого, который всегда с тобой.
Настоящий прикол в том, как картину "пытались отреставрировать". Моя смеялсо долго-долго. "На неё нанесли слишком много лака". Лаком пытались залить зияющий провал в ад. Отлакировать, ***!
Не думаю, что Муха имел в виду легионеров. Но можно вспомнить и их.
Прекрасный пост - большое спасибо. Показательно жалкое большевицкое вихляние в современной википедии.

А картина реально страшная. Пугает. Великий художник.
Она неожиданна для его творчества. Человека должно было действительно потрясти произошедшее с Россией.
Если бы Муха узнал о себе, что он - "космополит", он, думаю, крайне удивился бы.

Вы смешиваете вопрос о самоидентификации "космополит"-"националист" с вопросом об арене действия.
Думаю, вся Чехия крайне удивилась бы, если бы узнала, что Муху кто-то не считает космополитом. Это общее место в любой его характеристике.

Отцы-основатели Чехословакии были космополитами - получех-полусловак Масарик, женатый на американке, чех Крамарж, женатый на русской, словак Штефаник, служивший генералом во французской армии и одно время намеревавшийся навсегда поселиться на Таити. Биографичаские книги о них часто носят названия вроде "Масарик, европеец и космополит"

Ситуационно им было выгодно сыграть за независимость против империи, и сыграли они мастерски, но построенное ими государство было наименее националистическим во всей Восточной Европе. В Первой республике даже надписи на банкнотах были на шести языках. Эскизы этих денег разработал Муха.

Да и вообще, национализм вполне возможен в политике, но культуре он противопоказан. Муха ценится во всём мире как художник арт-деко, поднявший декоративно-прикладное искусство на уровень высокого искусства. Именно космополитичность его искусства делает его популярным и понятным во всём мире. Муху любят в Японии, недавно с огромным успехом прошла его выставка на Тайване.
Муха добивался успеха, следуя космополитическим стратегиям и при том оставаясь убежденным чешско-моравским националистом, что доказывал своими поступками. Работы вроде "Славянской эпопеи" - это совершенно немыслимо для космополита.

Вы же прекрасно понимаете, что националист - это не означает бегать с бубном в лаптях и отрицать весь остальной мир, а скорее, наоборот, добиваться в этом мире успеха от имени своей нации и для нее. Убогая версия национализма, конечно, тоже существует, но это уже спецверсия для ряда восточно-европейцев, азиатов, африканцев.
>националист - это не означает бегать с бубном в лаптях и отрицать весь остальной мир, а скорее, наоборот, добиваться в этом мире успеха от имени своей нации и для нее

Разумеется. Но Муха добился успеха, как художник арт-деко, в творчестве которого невозможно обнаружить ничего национального. Как автор "Эпопеи" он интересен немногим, хоть в Чехии, хоть и за её пределами. Знаете, как сейчас в Чехии называют "Эпопею"? "Славянская пропаганда за американские деньги".

Вообще, это интересная тема. Под впечатлением от дискуссии с Вами о венском сецессионе я подумывал, не написать ли мне пост под названием в духе "Космополитизм как высшая стадия национализма". Может быть, ещё вернусь к этой мысли
Некоторые искусствоведы обнаруживают в его произведениях раннего периода вполне себе традиционные моравские народные элементы и мотивы. Да и чисто визуально преемственность раннего и позднего Мухи во многом заметна и по темам, и по стилю.

В отношении неинтересности Мухи как автора "Эпопеи". Как Вы знаете, тот же Токио недавно был готов на три месяца сделать выставку "Эпопеи" в Японии - если бы не конфликт вокруг собственности на полотна. И до сих пор выставки "Эпопеи" проходили с большим интересом аудитории, что в Чехии, что за границей.

Другое дело, что интеллектуальные и культурные круги в самой Чехии в определенный период времени признали "Славянскую Эпопею" "неинтересной" и тиражируют эту оценку до сих пор, невзирая на мнение рядовых потребителей культуры :-))
>Некоторые искусствоведы обнаруживают в его произведениях раннего периода вполне себе традиционные моравские народные элементы и мотивы.

(подозрительно): А искусствоведы случайноно не моравяне? Эти могут...

>до сих пор выставки "Эпопеи" проходили с большим интересом аудитории, что в Чехии, что за границей.

На "Эпопею" смотрят примерно как на египетские пирамиды. Или как на слона в зоопарке. Она ОЧЕНЬ большая.
> На "Эпопею" смотрят примерно как на египетские пирамиды. Или как на слона в зоопарке. Она ОЧЕНЬ большая.

Это как раз слабый аргумент, чтобы объяснить множество посетителей выставок, где ее демонстрировали :))

На самом деле, Муха вообще своего рода "репрессированный художник" в чешской высокой культуре, в которой вынес политический вердикт о "неинтересности" и "неактуальности" его творчества, особенно той части, которая политически ангажирована.
Что касается космополитизма основателей Чехословакии. Космополитизм - это определенная ориентация, выбранная более-менее сознательно, а не особенности происхождения и образования.

И по этому критерию основатели Чехословакии вполне сознательные националисты, несмотря на их бэкграунд. Если они были космополитами, то что же их не устраивало в империи Габсбургов настолько, чтобы развернуть против нее борьбу, рискуя жизнями?

В конце концов, Чехословакия - это именно национальное государство чехов и словаков, и никого иного. Другое дело, что Чехословакия была проектом высокого качества, поэтому там ввели демократию и старались не ущемлять индивидуальные права лиц иного этнического происхождения. Но при этом никаких коллективных прав немцев, венгров и пр. на политическом уровне не признавалось, даже те же русины Закарпатья подвергались сильному давлению в сторону их "чехизации".

Для основателей Чехословакии включенность в международный контекст была как раз сильной стороной их национализма - достаточно вспомнить хотя бы о том, как им помогли контакты в США и во Франции в Первую Мировую, или о том, как Масарик опроверг "Краледворскую рукопись" и де-факто демонтировал в Чехии восточно-европейскую романтическую модель национализма, чреватую множеством проблем (с которыми и столкнулись другие нации региона).
>Масарик опроверг "Краледворскую рукопись" и де-факто демонтировал в Чехии восточно-европейскую романтическую модель национализма

Ну вот Вы сами всё и сказали о Масарике. Националисты были его непримиримыми оппонентами.

Похоже, мы спорим не о мировоззренческой ориентации обсуждаемых персонажей, а о терминах. Просто я называю космополитизмом и национализмом не совсем то, что Вы.
Националист - всякий, кто признает легитимным деление мира на национальные государства и стремится к организацию такого государства в своей стране для своей нации - или к его поддержанию.

Масарик, Крамарж, Бенеш - безусловные националисты. Просто их концепции, идеи, стиль очень сильно отличались от общего уровня Восточной Европы и соответствовали скорее ее западной части. Образно говоря, порвав с романтической копией немецкой модели национализма, чешские националисты совершили прыжок вверх от условной Румынии до условной Бельгии.
Ну, при таком широком толковании они конечно националисты. Исходя из Вашей дефиниции даже я националист, причём ярый, как следует из моего следующего поста :)
А в чем широта толкования? Я читал в МГУ курс о теориях национализма и представляю, что изложенное мной понимание является преобладающим в Political Science.

Восприятие националистов как каких-то радикальных дискриминаторов, расистов, погромщиков и вообще "нехороших людей" - это именно советская "интеллектуальная" традиция.
Я сейчас заглянул в чешскую Вики и обнаружил, что она не даёт никаких ясных дефиниций национализма, зато пространно рассуждает о множестве толкований этого термина, у которого вообще нет общеупотребимого значения, и о необходимости при использовании его в дискуссии договориться о понятиях. При этом особо оговаривая, что дефинировать необходимо каждый раз отдельно применитекльно к каждой исторической эпохе и каждому народу.

Брокгауз характеризует национализм как <<отвлеченный принцип, утверждающий "национальное" — как безусловную противоположность "универсального", и "свое родное" — как безусловную противоположность "чужеземного">> http://gatchina3000.ru/big/070/70834_brockhaus-efron.htm , а это совсем не то же самое, что признание легитимным дление мира на национальные государства. В конце концов, признание этого деления - что-то вроде признания закона всемирного тяготения, констатация реальности.
Брокгауз - это довольно плохой источник для выяснения современного понимания национализма :-))

Когда-то, не так давно, мир делился не на национальные государства. Да и вопрос о том, следует ли из признания существования наций легитимность национальных государств, далеко не очевиден, особенно для территорий бывшей Австрийской империи
Из деятетелей, перечисленных Вами выше, в Чехии националистом называют только Крамаржа. Он как раз был лидером националистической оппозиции против Масарика. Самого Масарика, равно как и Бенеша, считают патриотами, но отнюдь не националистами.

И всё, что Вы назвали национализмом, обычно называется патриотизмом. Это не только советская традиция. Подобным образом термины употребляются и в Чехии. Да и Гибсон назвал известный фильм о борьбе за независимость "Патриот", а не "Националист".

Я вполне допускаю, что в современных теориях приняты иные дефиниции. Но широкого распространения они пока явно не получили.

К тому же у жителей республик РФ слово "национализм" прочно ассоциируется с национализмом титульных наций в этих республиках. Кода два назад один уфимец сказал мне: "Был в командировке в Казани. У них национализма меньше". Само собой подразумевалось, что речь идёт о татарском и башкирском национализме соответственно.
>Муха ценится во всём мире как художник арт-деко...

Опечатка. Конечно же, имеется в виду арт-нуво.
Кстати, Чарльз Крейн - это сама по себе тема для расследования.

Эмиссар Вудро Вильсона в России в 1917 году, занимался финансированием партии эсеров, был в тесных отношениях с Тихоном Белавиным, будущим патриархом.

Непростой персонаж
Крейн успел побывать послом в России ещё во времена президента Тафта.

Сын Масарика Ян в своё время работал на фабрике Крейна. Дочь Масарика Алиса работала в центре, основанном младшей сестрой Крейна Френсис.

Френсис, мать троих детей, развелась с мужем и вышла замуж за Яна Масарика. Их брак просуществовал пять лет

Старший сын Крейна Ричард был американским послом в Чехословакии. Он за свои деньги купил и перепродал правительству США дворец на Малой Стране, в котором до сего дня располагается посольство Соединённых Штатов.

Младший сын Крейна Джон был секретарём Масарика.

Дочь Крейна Джозефину Альфонс Муха изобразил на чехословацкой банкноте достоинством в сто крон под именем Славия.

Согласно некоторым источникам, Крейн финансировал и Сунь Ятсена.

Существуют и сведения о близких контактах Крейна с Керенским и Троцким. А также с иерусалимским муфтием Амином аль-Хусайни, объявившим джихад британцам и евреям. Но об последнем говорится как-то неопределённо и неохотно.
Итак, мы вышли на "осьминога высокого градуса", говоря словами Галковского

Вопрос в том, зачем все это было нужно самому Крейну
Спасибо! Было интересно.
Спасибо. Картина гениальная, безотносительно того, что я думаю о России большевиков. Муху очень люблю, но всегда воспринимала его как волшебного декоратора, а это вот - извините, мороз по коже.
Вчера только из Праги. Видела эту картину в музее Альфонса Мухи. Не знаю, как можно пройти мимо нее. Не могла смотреть на нее и не могла оторваться. Такое безмерное отчаяние и ужас. Вначале мне показалось, что женщина слепая, и что она заблудилась в степи. Лицо ее напоминает детские лица с картины Перова "Тройка". Там в комментарии к картине сказано, что женщина принимает свою неизбежную судьбу. Кстати, волки видны очень хорошо, глаза у них светятся. Эти светящиеся глаза как бы перекликаются со светом звезды. Радужный круг вызвал у меня ассоциации с мишенью, прицелом. Картина в музее называется "Звезда".
Спасибо. Для меня это просто открытие. Поразительно, что русским туристам не предлагают этого Муху. Экскурсии могли бы войти во все программы. На мой взгляд, гораздо лучше, чем смотреть на церкви из костей. Ну и небольшая ремарка. Для меня Муха - модернист более национален, чем Муха - монументалист. Монументалисты на базе реализма как раз космополиты.