Отчасти поводом для написания этой заметки сталa борьба за обладание "Славянской эпопеей", развернувшаяся в последние месяцы в Чехии. Но в гораздо большей степени меня побудилo сесть за клавиатуру существование однoй малоизвестнoй картины Альфонса Мухи, фигурирующeй в русскоязычных источниках под неверным названием и с ошибочной датой создания. Притом для русского зрителя эта картина особенно важна. Куда важнее, чем для чешского.
"Славянская эпопея" представляет собой двадцать картин огромного размера, изображающих историю славянских народов. Точнее, принято считать, что их двадцать. На самом деле - двадцать одна, но об этом чуть позже. Альфонс Муха создал "Эпопею" в 1912-1928 г., вернувшись из США. Не будь его поездки в Америку, не было бы и "Эпопеи". В Америке Муха нашёл мецената (промышленника Чарльза Крейна), проспонсировавшего его мега-проект. Расход материалов сам по себе представлял весьма значительные суммы, а в качестве мастерской Муха арендовал одно крыло замка Збирог в западной Чехии.
Изысканный и абсолютно космополитичный стиль, получивший в России название модерн, во Франции арт-нуво, в Германии югендштиль, а в Богемии сецессия, был словно создан для обитателей Австро-Венгрии. Муха, ярчайший представитель этого стиля, был уроженцем южной Моравии, на четверть поляком, сделавшим карьеру во Франции, где арт-нуво иногда называли "стилем Мухи". Первый оглушительный успех ему принёс плакат, нарисованный по заказу Сары Бернар. В его творческом наследии есть и многочисленные рекламы кофе и шоколада, этикетки для шампанского, декоративныe панно и т.п. В Америку Муха уезжал, уже обладая репутацией крупнейшего художника-декоратора в мире.
В таком качестве он остаётся признан в мире и сейчас. Когда французы видят "Славянскую эпопею", они удивляются. Монументальный Муха оказывается для них неожиданным .
Грандиозная эпопея возникла по двум причинам.
Первой было желание Мухи войти в историю, а это традиционно легче сделать, написав очень большую картину. И тут он превзошёл всех. Даже самая малая из картин серии занимает площадь до 20 кв. метров, а семь из них достигают невероятных 48 квадратных метров каждая. Из-за этого их иногда сравнивают с пирамидами.
Вторая причина носила политический характер. "Эпопея" представляет собой недвусмысленную пропаганду панславизма. На картинах изображены языческие празднества славян на их общей прародине, средневековые болгарские и сербские цари, оборона хорватской крепости от турок, отмена крепостного права в России, Грюнвальдская битва и монастырь на горе Афон. Любопытно, что "Эпопея" была задумана и начала осуществляться ещё в Австро-Венгрии, когда панславизм был актуален и казался перспективным, а завершена уже в Чехословакии, в совсем другой обстановке. Здесь она столкнулась с критикой со стороны националистов за оторванность от местной тематики. Хотя Ян Гус, Йиржи Подебрад и Пржемысл Отокар II представлены в серии вполне достаточно.
Ещё до начала Первой мировой войны Муха заключил договор с Прагой о передаче городу "Эпопеи" на условиях её размещения в подходящем для такого творения месте. В 1928 г. художник действительно подарил "Эпопею" Праге. Но Прага подходящего места не нашла. В 1950 г. какой-то партийный функционер из Моравии сказал, что в пустующем замке в Моравском Крумлове есть огромный Рыцарский зал, куда "Эпопея" войдёт целиком. Картины тут же были отправлены в Моравию. Однако оказались они не в Рыцарском зале, а в подвале, потому что в замке расположился танковый батальон. Наконец, гарнизон покинул замок, и в 1963 г. "Славянская эпопея" была выставлена для публичного обозрения.
Никто о ней особенно не вспоминал вплоть до этого года, когда в пражской мэрии возник план перевоза "Эпопеи" в Прагу. Жители Крумлова воспротивились.
Моравский Крумлов (не путать с Чешским Крумловом) - город небольшой и небогатый. Средств, вырученных от посетителей "Славянской эпопеи", крумловчанам хватает на отопление и поддержание в приличном состоянии Рыцарского зала, остальные помещения замка пребывают в запустении.
Кроме того, туристы, приезжающие полюбоваться эпопеей, позволяют выжить владельцам крумловских ресторанов и торговкам с местного рынка. Как сказала одна из них в интервью столичным журналистам, она благодарна Мухе за каждое яблоко и каждый банан, который ей удаётся продать. Для этих людей утрата "Эпопеи" означала бы крах.
Между Прагой и Моравским Крумловом возник спор, перешедший в судебную тяжбу. Президент Клаус поддержал моравян, заявив, что в Праге красот предостаточно, а в Крумлове есть только "Эпопея", и следует оставить её там, где она есть.
В игру довольно неожиданно вступили наследники Мухи, по мнению которых акт дарения "Эпопеи" Праге недействителен, так как Прага не исполнила условий художника. Наследники считают, что полотна принадлежат не Крумлову и не Праге, а им.
Почему-то меня не удивляет, что нового претендента на обладание картинами Джона "Муху" в действительности зовут Джон Омонд, и что живёт он в Англии. Когда-то сын Альфонса Мухи Йиржи усыновил Джона, женившись на его матери, шотландке Джеральдине. Отношения с отчимом у Джона Омонда были прескверные, и фамилию Муха он взял совсем недавно.
Политическое значение "Эпопеи" ушло в прошлое вместе с панславизмом. Художественные достоинства серии никогда не вызывали преувеличенных восторгов. С другой стороны, её значения, как национального символа, тоже никто особо не оспаривает. Все споры вокруг неё - это споры о деньгах.
Так их и воспринимает общественность - как битву за капитал.
Демонстрация протеста в Моравском Крумлове против отправки "Славянской эпопеи" в Прагу
Однако недавно ув. adja и ув. ijona_tihaja напомнили своими постами, что у Альфонса Мухи есть одна особенная работа, являющаяся продолжением "Славянской эпопеи" и стоящая особняком во всём его творчестве. Размеры её меньше, чем размеры предыдущих картин - 3 х 1,6 m.
Эта картина свидетельствует, чти космополиты умеют чувствовать чужую боль и скорбь.
Она никогда не была в Моравском Крумлове, её не включают в перечень входящих в "Эпопею" произведений (хотя сам Муха рассматривал её как двадцать первое полотно серии), вокруг неё не ведутся судебные споры. Русская Википедия присвоила картине сразу четыре названия - «Женщина в степи», «Звезда», «Сибирь», «Зима», и датировала её создание 1922 годом.
В действительности Мухa написал её одиннадцатью годами позже. Публике он показал картину один раз. C 4 по 9 июля 1933 г. она висела с табличкой "Не продаётся" на выставке-продаже в городе Градец Кралове. В каталог включена за номером 126 под своим оригинальным названием.
Собственно, название и стало причиной дипломатического скандала. Советский Сoюз нaправил Чехословакии нотy протеста, вследствие чего Муха снял картину и поместил её в частной квартире в Праге, где работа оставалась практически неизвестной до 1998 г. Потом наследники выставили её в Коуницком дворце.
Хотя сегодня картинy предпочитают называть "Звездой" или "Россией", Муха дал ей имя "Россия большевиков".
Она так плохо отреставрирована, что звезда бросается в глаза больше, чем волки.
istoriograf
August 24 2010, 07:57:19 UTC 8 years ago
bohemicus
August 24 2010, 09:23:20 UTC 8 years ago
"На небе сияет звезда, излучая концентрическое сияние — здесь сказалось увлечение Мухи эзотерикой. Зритель понимает, что хотя тело женщины будет съедено волками, душа ее сразу попадет на небо. Главное здесь для Мухи выражение русскости через категорию страдания. Это типичный комплекс Толстого, Достоевского, который Муха великолепно почувствовал." http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%B0,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%81_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0
Впрочем, уровень статей в русской Вике о чешской культуре лучше всего характеризует то, что ещё несколько месяцев назад в статье о храме св. Вита фамилия Мухи упорно повторялась в форме МУЧА. Я даже собралсля было написать по этому поводу пост под названием "Бессаме, Альфонсо Муча", но они наконец исправили ошибку.
vittal
August 24 2010, 08:06:01 UTC 8 years ago
bohemicus
August 24 2010, 09:15:34 UTC 8 years ago
govorilkin
August 24 2010, 08:20:14 UTC 8 years ago
недоработал художник
bohemicus
August 24 2010, 09:11:46 UTC 8 years ago
govorilkin
August 24 2010, 09:27:37 UTC 8 years ago
bohemicus
August 24 2010, 09:36:26 UTC 8 years ago
govorilkin
August 24 2010, 14:10:19 UTC 8 years ago
совершенно верно, а также, фи, сущая мелочь, орденами Ленина, с ежемесячной выплатой необлагаемых никакими налогами 25 рублей (при средней зарплате 250р.), и путевками в "Артек".
Ну и конечно же, таджикские девочки собиравшие хлопок, все впоследствии становились доцентами Душанбинского педагогического института, и членами республиканского комитета по зарубежным связям.
А Сталин им только мешал. Фу, какая бяка.
Зато из Чехословакии, все эти таджикские события были прекрасно видны и изображались на картинах.
bohemicus
August 24 2010, 14:38:45 UTC 8 years ago
govorilkin
August 24 2010, 14:54:05 UTC 8 years ago
Но сейчас, с исчезновением СССР, таджикские, узбекские и киргизские девочки, разумеется, получили массу вариантов развития которых не имели при этом кошмарном режиме.
bohemicus
August 24 2010, 15:42:24 UTC 8 years ago
govorilkin
August 24 2010, 16:29:03 UTC 8 years ago
да ладно вам, русские тоже не лыком шиты ;)
"у самих револьверы найдутся" (с)
"К нам иногда заходил член военно-полевого суда, офицер-петербуржец… Этот даже с известной гордостью повествовал о своих подвигах: когда выносили у него в суде смертный приговор, потирал от удовольствия свои выхоленные руки. Раз, когда приговорил к петле женщину, он прибежал ко мне, пьяный от радости.
- Наследство получили?
- Какое там! Первую. Вы понимаете, первую сегодня!.. Ночью вешать в тюрьме будут…
Помню его рассказ об интеллигенте-зеленом. Среди них попадались доктора, учителя, инженеры…
- Застукали его на слове "товарищ". Это он, милашка, мне говорит, когда пришли к нему с обыском. Товарищ, говорит, вам что тут надо? Добились, что он - организатор ихних шаек. Самый опасный тип. Правда, чтобы получить сознание, пришлось его слегка пожарить на вольном духу, как выражался когда-то мой повар. Сначала молчал: только скулы ворочаются; ну, потом, само собой сознался, когда пятки у него подрумянились на мангале... Удивительный аппарат этот самый мангал! Распорядились с ним после этого по историческому образцу, по системе английских кавалеров. Посреди станицы врыли столб; привязали его повыше; обвили вокруг черепа веревку, сквозь веревку просунули кол и - кругообразное вращение! Долго пришлось крутить. Сначала он не понимал, что с ним делают; но скоро догадался и вырваться пробовал. Не тут-то было. А толпа, - я приказал всю станицу согнать, для назидания, - смотрит и не понимает, то же самое. Однако и эти раскусили было - в бега, их в нагайки, остановили. Под конец солдаты отказались крутить; господа офицеры взялись. И вдруг слышим: кряк! - черепная коробка хряснула, и повис он, как тряпка. Зрелище поучительное»
« Само убийство представляет картину настолько дикую и страшную, что трудно о ней говорить даже людям, видавшим немало ужасов и в прошлом, и в настоящем. Несчастных раздели, оставили лишь в одном белье: убийцам, очевидно, понадобились их одежды. Били всеми родами оружия, за исключением артиллерии: били прикладами, кололи штыками, рубили шашками, стреляли в них из винтовок и револьверов. При казни присутствовали не только исполнители, но также и зрители. На глазах этой публики Н.Фомину нанесли 13 ран, из которых лишь 2 огнестрельные. Ему, еще живому, шашками пытались отрубить руки, но шашки, по-видимому, были тупые, получились глубокие раны на плечах и под мышками. Мне трудно, тяжело теперь описывать, как мучили, издевались, пытали наших товарищей.»
Министр правительства Колчака барон Будберг в своём дневнике писал:
"Приехавшие из отрядов дегенераты похваляются, что во время карательных экспедиций они отдавали большевиков на расправу китайцам, предварительно перерезав пленным сухожилия под коленями (“чтобы не убежали”); хвастаются также, что закапывали большевиков живыми, с устилом дна ямы внутренностями, выпущенными из закапываемых (“чтобы мягче было лежать”).
bohemicus
August 24 2010, 17:03:44 UTC 8 years ago
Полиграф Полиграфыч?
govorilkin
August 24 2010, 17:28:33 UTC 8 years ago
и нехватки в таких "Шариковых" у России не было
Deleted comment
govorilkin
August 24 2010, 14:27:59 UTC 8 years ago
и из чего проистекает столь странное умозаключение?
-/у крестьян отобрали землю,
какую землю? ту которую им-же и дали? Вы про период НЭПа не забыли случаем?
-/рабочих закрепостили на заводах
на каких заводах? на тех что были построены при царе, да?
Вот было при царе построено много заводов, на них работали вольные, обеспеченные рабочие. А потом пришли прокляты большевики и всех цепями к станкам приковали.
Так?
-/пенсий до 1960-х не было
КОНСТИТУЦИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР
5 декабря 1936 года
Статья 120. Граждане СССР имеют право на материальное
обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.
Это право обеспечивается широким развитием социального
страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.
-/За что боролись-то? За то, что Румыния без всякого коммунизма уже имела к 1940?
что имела? Голый афедрон?
Вы только мне про богатую Румынию в 1940м году - не рассказывайте. У меня соседка румынскую оккупацию пережила, так нарасказывала про нищих румын, которые из сельских изб последние ложки забирали.
bohemicus
August 24 2010, 15:19:52 UTC 8 years ago
Вопреки советской мифологии, крестьяне после 1861 г. имели возможность приобретать землю на льготных условиях. И приобретали. У меня сейчас нет ни времени, ни желания искать точные цифры по помещичьему, крестьянскому общинному и крестьянскому личному землевладению начала XX века. Однако несомненно, что во время коллективизации большевики отняли у крестьян и ту землю, которую по-разбойничьи захватили у помещиков после 1917 г., и ту, которой крестьянe владели задолго до революции. Обращались с крестьянaми методами, которые достаточно выразительно описал Шолохов в письме Сталину http://oboguev.livejournal.com/2245700.html
>Вот было при царе построено много заводов, на них работали вольные, обеспеченные рабочие
Уровень жизни России 1913 года был достигнут в СССР только на переломе 50-60-х лет. В начале 20-х зарплата рабочего в СССР, расчитанная по ППС, составляла 10-15% от дореволюционной. Так что русские рабочие по сравнению с советскими были не просто обеспеченными, они были богатыми.
>Вы только мне про богатую Румынию в 1940м году - не рассказывайте
О богатой Румынии никто не сказал ни слова. Это была очень бедная страна. Она и сейчас бедная. Но сталинский СССР был нищим даже по сравнению с Румынией.
govorilkin
August 24 2010, 16:08:55 UTC 8 years ago
красиво увильнули. Классика - никогда не стареет.
-/Однако несомненно, что во время коллективизации большевики отняли у крестьян землю
(зевая) зато сейчас, никаких большевиков нету, доступ к технике и посевным материалам элементарен, а вернуться к уровню 80х годов все никак не можем.
-/Обращались с крестьянaми методами, которые достаточно выразительно описал Шолохов в письме Сталину
ну и что? это все он, народ-богоносец:-/
Сначала барам красных петухов пускали и поместья дерибанили.
Потом, когда награбившее больше всего, или имевшие более умную башку, поднялись (разумеется попутно выдавливая своих односельчан и батраков, как тюбики), начали их обдирать и раскулачивать.
Нормальные сельские разборки. Когда за грушу на меже, или лишний стог сена, готовы были соседские кишки на кулак намотать. И наматывали.
-/Уровень жизни России 1913 года был достигнут в СССР только на переломе 50-60-х лет.
пруф приведите. а то слова - это только слова.
-/В начале 20-х зарплата рабочего в СССР, расчитанная по ППС, составляла 10-15% от дореволюционной.
Вы бы еще нормы блокадного Ленинграда по питанию привели.
Напомню вам, для разнообразия, окончание Гражданской войны приходится на 1922й год.
"Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Рабочие были вынуждены покидать города и уезжать в деревню. В общем, уровень промышленности сократился в 5 раз. Оборудование давно не обновлялось. Металлургия производила столько металла, сколько его выплавляли при Петре I."
-/Но сталинский СССР был нищим даже по сравнению с Румынией.
доказать можете?
У меня есть живые свидетели описывавшие вечноголодных румынских солдат забиравших все немудреное деревенское имущество подчистую.
есть и вот такие свидетельства
"В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее — 10,8 тыс. (0,3 %). "
"Административный аппарат Бессарабии, состоявший в основном из назначенных Бухерестом румын, отличался жестокостью и злоупотреблениями. Об этом свидетельствует, например, отчёт парламентской следственной подкомиссии о расследованиях, проведённых в Бельцком уезде (1920-21 гг.). Отчёт сообщает, что избиения и аресты в уезде приобрели огромные масштабы, жандармы и агенты сигуранцы практикуют пытки над заключёнными раскалённым железом, горячими яйцами и солью. Среди сборщиков налогов процветают самоуправство, злоупотребления и реквизиции. (История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней. Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. — изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Кишинёв: Elan Poligraf, 2002. — С. 190. — 360 с.)"
Бессарабия
в аграрном секторе положение стремительно ухудшалось - поголовье скота с 1916 по 1940 гг. сократилось на 30,5 %, в 1934—38 гг. площадь садов сократилась почти на 16 тысяч гектаров. Средняя зарплата квалифицированного рабочего в металлообрабатывающей и пищевой промышленности в 1938 году составляла 75 % от уровня 1928 года, а в остальных отраслях — всего 47 %. Росла безработица и эмиграция, разорялись мелкие собственники, сумма долгов бессарабских дебиторов в 1932 году составляла 3,5 миллиарда румынских леев.
bohemicus
August 24 2010, 16:58:48 UTC 8 years ago
То, что я говорю - банальность и общее место. На уровне "небо голубое, вода мокрая". От общего места невозможно увильнуть. Например, яндекс на запрос "структура + землевладение + Россия + 1913" выдаёт ссылки, по первой же из которых есть таблица "Частная земельная собственность в 47 губерниях Европейской России в 1905-1914 гг. (без Прибалтики)", а в таблице цифры на 1 января 1915 г. Дворяне, чиновники, офицеры - 39 562 469 десятин земли, крестьяне лично - 16 843 126 десятин, крестьянские товарищества - 12 483 706 десятин, и т.д. http://www.rus-sky.com/history/library/1913/1913_2.html За ней следуют таблицы с разбивкой по землевладению различных сословий, по губерниям и т.п. Непонятно только, почему я должен искать цифры, если они нужны Вам, а не мне. Делаю это первый и последний раз.
>пруф приведите. а то слова - это только слова
Это ещё большая банальность, чем предыдущий пункт. Мне уже наскучило доказывать общие места и общепризнанные факты.
>доказать можете?
Легко. В Румынии не зафиксировано массовых голодных смертей. В СССР люди умирали от голода миллионами и в начале 20-х, и в начале 30-х, и во второй половине 40-х. Голодная смерть, как образ жизни. Хуже Сомали. С Румынией советские пусть и не мечтают сравниваться.А то взялись подсчитывать "суммы долга бессарабских дебиторов" в леях и процентах. У себя мёртвецов подсчитывают с точностью до нескольких миллионов, а беспокоятся о чужих карманах.
philtrius
August 24 2010, 08:28:21 UTC 8 years ago
bohemicus
August 24 2010, 09:42:50 UTC 8 years ago
"На небе сияет звезда, излучая концентрическое сияние — здесь сказалось увлечение Мухи эзотерикой. Зритель понимает, что хотя тело женщины будет съедено волками, душа ее сразу попадет на небо. Главное здесь для Мухи выражение русскости через категорию страдания. Это типичный комплекс Толстого, Достоевского, который Муха великолепно почувствовал." http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%B0,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%81_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0
Кажется, они сами верят в то, что пишут.
Deleted comment
bohemicus
August 24 2010, 11:16:37 UTC 8 years ago
hogo_cz
August 24 2010, 09:10:52 UTC 8 years ago
bohemicus
August 24 2010, 09:26:34 UTC 8 years ago
hogo_cz
August 24 2010, 09:30:02 UTC 8 years ago
adja
August 24 2010, 09:35:23 UTC 8 years ago
bohemicus
August 24 2010, 09:50:41 UTC 8 years ago
cherniaev
August 28 2010, 17:25:41 UTC 8 years ago
gausov
August 24 2010, 10:20:11 UTC 8 years ago
bohemicus
August 24 2010, 11:09:00 UTC 8 years ago
"Картина была плохо и непрофессионально отреставрирована. На неё нанесли слишком много лака, она потемнела, стала тёмной и невыразительной. Кроме того, она плохо размещена, плохо освещена и даже неправильно описана. По всем этим причинам посетители музея, в особенности заграничные, проходят мимо картины без особого интереса, не чувствуя глубокого идейного смысла этой картины и не зная ни её судьбы, ни обстоятельств её создания".
gausov
August 24 2010, 11:12:09 UTC 8 years ago
mihail_molot
August 24 2010, 12:40:37 UTC 8 years ago
bohemicus
August 24 2010, 14:48:04 UTC 8 years ago
А вот страшной из всех его картин можно назвать одну только эту.
deversitor
August 24 2010, 17:25:26 UTC 8 years ago
Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.
Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.
Хорошо - что никого,
Хорошо - что ничего,
Так черно и так мертво,
Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.
bohemicus
August 24 2010, 17:37:24 UTC 8 years ago
К картине оно действительно подходит как нельзя лучше.
idemidov
August 24 2010, 22:58:21 UTC 8 years ago
sasavasa
August 26 2010, 08:49:13 UTC 8 years ago
Интересно, по какому поводу появился вариант названия «Сибирь».
Немедленно возникает ассоциативный ряд: Ледяной Поход, Транссибирская магистраль, эшелоны доблестных Чехословацких Легионеров от края до края...
Понятно, что эта картина никому неудобна: ни местным, помнящим, чье мясо сожрал толстый кот, ни русским, на секунду видящим настоящую запредельную бездну, ужас прошлого, который всегда с тобой.
Настоящий прикол в том, как картину "пытались отреставрировать". Моя смеялсо долго-долго. "На неё нанесли слишком много лака". Лаком пытались залить зияющий провал в ад. Отлакировать, ***!
bohemicus
August 28 2010, 07:29:57 UTC 8 years ago
alexispokrovski
August 27 2010, 04:58:43 UTC 8 years ago
А картина реально страшная. Пугает. Великий художник.
bohemicus
August 28 2010, 07:27:34 UTC 8 years ago
cherniaev
August 27 2010, 20:26:36 UTC 8 years ago
Вы смешиваете вопрос о самоидентификации "космополит"-"националист" с вопросом об арене действия.
bohemicus
August 28 2010, 07:19:15 UTC 8 years ago
Отцы-основатели Чехословакии были космополитами - получех-полусловак Масарик, женатый на американке, чех Крамарж, женатый на русской, словак Штефаник, служивший генералом во французской армии и одно время намеревавшийся навсегда поселиться на Таити. Биографичаские книги о них часто носят названия вроде "Масарик, европеец и космополит"
Ситуационно им было выгодно сыграть за независимость против империи, и сыграли они мастерски, но построенное ими государство было наименее националистическим во всей Восточной Европе. В Первой республике даже надписи на банкнотах были на шести языках. Эскизы этих денег разработал Муха.
Да и вообще, национализм вполне возможен в политике, но культуре он противопоказан. Муха ценится во всём мире как художник арт-деко, поднявший декоративно-прикладное искусство на уровень высокого искусства. Именно космополитичность его искусства делает его популярным и понятным во всём мире. Муху любят в Японии, недавно с огромным успехом прошла его выставка на Тайване.
cherniaev
August 28 2010, 14:48:23 UTC 8 years ago
Вы же прекрасно понимаете, что националист - это не означает бегать с бубном в лаптях и отрицать весь остальной мир, а скорее, наоборот, добиваться в этом мире успеха от имени своей нации и для нее. Убогая версия национализма, конечно, тоже существует, но это уже спецверсия для ряда восточно-европейцев, азиатов, африканцев.
bohemicus
August 28 2010, 15:21:44 UTC 8 years ago
Разумеется. Но Муха добился успеха, как художник арт-деко, в творчестве которого невозможно обнаружить ничего национального. Как автор "Эпопеи" он интересен немногим, хоть в Чехии, хоть и за её пределами. Знаете, как сейчас в Чехии называют "Эпопею"? "Славянская пропаганда за американские деньги".
Вообще, это интересная тема. Под впечатлением от дискуссии с Вами о венском сецессионе я подумывал, не написать ли мне пост под названием в духе "Космополитизм как высшая стадия национализма". Может быть, ещё вернусь к этой мысли
cherniaev
August 28 2010, 16:09:23 UTC 8 years ago
В отношении неинтересности Мухи как автора "Эпопеи". Как Вы знаете, тот же Токио недавно был готов на три месяца сделать выставку "Эпопеи" в Японии - если бы не конфликт вокруг собственности на полотна. И до сих пор выставки "Эпопеи" проходили с большим интересом аудитории, что в Чехии, что за границей.
Другое дело, что интеллектуальные и культурные круги в самой Чехии в определенный период времени признали "Славянскую Эпопею" "неинтересной" и тиражируют эту оценку до сих пор, невзирая на мнение рядовых потребителей культуры :-))
bohemicus
August 28 2010, 16:24:52 UTC 8 years ago
(подозрительно): А искусствоведы случайноно не моравяне? Эти могут...
>до сих пор выставки "Эпопеи" проходили с большим интересом аудитории, что в Чехии, что за границей.
На "Эпопею" смотрят примерно как на египетские пирамиды. Или как на слона в зоопарке. Она ОЧЕНЬ большая.
cherniaev
August 28 2010, 16:58:40 UTC 8 years ago
Это как раз слабый аргумент, чтобы объяснить множество посетителей выставок, где ее демонстрировали :))
На самом деле, Муха вообще своего рода "репрессированный художник" в чешской высокой культуре, в которой вынес политический вердикт о "неинтересности" и "неактуальности" его творчества, особенно той части, которая политически ангажирована.
cherniaev
August 28 2010, 16:22:10 UTC 8 years ago
И по этому критерию основатели Чехословакии вполне сознательные националисты, несмотря на их бэкграунд. Если они были космополитами, то что же их не устраивало в империи Габсбургов настолько, чтобы развернуть против нее борьбу, рискуя жизнями?
В конце концов, Чехословакия - это именно национальное государство чехов и словаков, и никого иного. Другое дело, что Чехословакия была проектом высокого качества, поэтому там ввели демократию и старались не ущемлять индивидуальные права лиц иного этнического происхождения. Но при этом никаких коллективных прав немцев, венгров и пр. на политическом уровне не признавалось, даже те же русины Закарпатья подвергались сильному давлению в сторону их "чехизации".
Для основателей Чехословакии включенность в международный контекст была как раз сильной стороной их национализма - достаточно вспомнить хотя бы о том, как им помогли контакты в США и во Франции в Первую Мировую, или о том, как Масарик опроверг "Краледворскую рукопись" и де-факто демонтировал в Чехии восточно-европейскую романтическую модель национализма, чреватую множеством проблем (с которыми и столкнулись другие нации региона).
bohemicus
August 28 2010, 16:37:27 UTC 8 years ago
Ну вот Вы сами всё и сказали о Масарике. Националисты были его непримиримыми оппонентами.
Похоже, мы спорим не о мировоззренческой ориентации обсуждаемых персонажей, а о терминах. Просто я называю космополитизмом и национализмом не совсем то, что Вы.
cherniaev
August 28 2010, 16:53:14 UTC 8 years ago
Масарик, Крамарж, Бенеш - безусловные националисты. Просто их концепции, идеи, стиль очень сильно отличались от общего уровня Восточной Европы и соответствовали скорее ее западной части. Образно говоря, порвав с романтической копией немецкой модели национализма, чешские националисты совершили прыжок вверх от условной Румынии до условной Бельгии.
bohemicus
August 28 2010, 17:02:12 UTC 8 years ago
cherniaev
August 28 2010, 17:07:34 UTC 8 years ago
Восприятие националистов как каких-то радикальных дискриминаторов, расистов, погромщиков и вообще "нехороших людей" - это именно советская "интеллектуальная" традиция.
bohemicus
August 28 2010, 17:41:30 UTC 8 years ago
Брокгауз характеризует национализм как <<отвлеченный принцип, утверждающий "национальное" — как безусловную противоположность "универсального", и "свое родное" — как безусловную противоположность "чужеземного">> http://gatchina3000.ru/big/070/70834_brockhaus-efron.htm , а это совсем не то же самое, что признание легитимным дление мира на национальные государства. В конце концов, признание этого деления - что-то вроде признания закона всемирного тяготения, констатация реальности.
cherniaev
August 28 2010, 17:56:58 UTC 8 years ago
Когда-то, не так давно, мир делился не на национальные государства. Да и вопрос о том, следует ли из признания существования наций легитимность национальных государств, далеко не очевиден, особенно для территорий бывшей Австрийской империи
bohemicus
August 29 2010, 06:33:06 UTC 8 years ago
И всё, что Вы назвали национализмом, обычно называется патриотизмом. Это не только советская традиция. Подобным образом термины употребляются и в Чехии. Да и Гибсон назвал известный фильм о борьбе за независимость "Патриот", а не "Националист".
Я вполне допускаю, что в современных теориях приняты иные дефиниции. Но широкого распространения они пока явно не получили.
К тому же у жителей республик РФ слово "национализм" прочно ассоциируется с национализмом титульных наций в этих республиках. Кода два назад один уфимец сказал мне: "Был в командировке в Казани. У них национализма меньше". Само собой подразумевалось, что речь идёт о татарском и башкирском национализме соответственно.
bohemicus
September 6 2010, 13:22:09 UTC 8 years ago
Опечатка. Конечно же, имеется в виду арт-нуво.
cherniaev
August 27 2010, 20:27:36 UTC 8 years ago
Эмиссар Вудро Вильсона в России в 1917 году, занимался финансированием партии эсеров, был в тесных отношениях с Тихоном Белавиным, будущим патриархом.
Непростой персонаж
bohemicus
August 28 2010, 07:56:03 UTC 8 years ago
Сын Масарика Ян в своё время работал на фабрике Крейна. Дочь Масарика Алиса работала в центре, основанном младшей сестрой Крейна Френсис.
Френсис, мать троих детей, развелась с мужем и вышла замуж за Яна Масарика. Их брак просуществовал пять лет
Старший сын Крейна Ричард был американским послом в Чехословакии. Он за свои деньги купил и перепродал правительству США дворец на Малой Стране, в котором до сего дня располагается посольство Соединённых Штатов.
Младший сын Крейна Джон был секретарём Масарика.
Дочь Крейна Джозефину Альфонс Муха изобразил на чехословацкой банкноте достоинством в сто крон под именем Славия.
Согласно некоторым источникам, Крейн финансировал и Сунь Ятсена.
Существуют и сведения о близких контактах Крейна с Керенским и Троцким. А также с иерусалимским муфтием Амином аль-Хусайни, объявившим джихад британцам и евреям. Но об последнем говорится как-то неопределённо и неохотно.
cherniaev
August 28 2010, 14:51:06 UTC 8 years ago
Вопрос в том, зачем все это было нужно самому Крейну
ijona_tihaja
September 5 2010, 22:37:40 UTC 8 years ago
bojkot
September 15 2010, 07:41:54 UTC 8 years ago
tara_sugata
December 22 2011, 08:58:33 UTC 7 years ago
trezvylev
November 1 2014, 19:18:09 UTC 4 years ago