bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Categories:

Дух профессоров и их понятий.

  От времён, предшествовавших Интернету, у меня осталась любовь к энциклопедиям. Даже сейчас рука нет-нет, да и тянется не к клавиатуре, а к книжной полке. Например, если меня интересует древняя и неповторимая японская архитектура, я могу обратиться к двухтомной "Популярной художественной энциклопедии", выпущенной в Москве издательством "Советская энциклопедия" в 1986 году. Она расскажет мне об эпохе Хейaн, периоде Эдо и стиле "сёин-дзокури". Ho меня ещё при первом обращении к этой книге заинтересовали не столько стили и эпохи, сколько датировка некоторых японских дворцов и храмов.  O времени их постройки энциклопедия сообщает следующее:
 

    Статья Исе: "Исе, город в Японии, на острове Хонсю. В окрестностях Исе - синтоистский храмовый комплекс Исе (III-V века, с конца VII века перестраивался каждые 20 лет по старому плану, в 1953 - арх. Тангэ Кэндзо)" (том I, стр. 274)

  Статья Камакура: "...синтоистский храм Цуругаока Хатимангу (основан в 1063, перенесён в Камакуру в 1191; современная постройка -1828, в стиле эпохи Момояма XVI века)" (том I, стр. 303)

  Статья Киото: "...комплекс императорского дворца Дайдайри (794-805, многократно горел, в 1854-1855 восстановлена императорская резиденция Дайри)" (том I, стр. 329)

  Статья Осака: "... синтоистское святилище Сумиёситайся (основано во второй половине IV века, пeриодические реконструкции до 812; 1804-1811) и храм Тэммангу (основан в Х веке, реконструкция 1901); замок Осака (основан в 1583, раконструкция 1931)"  (том II, стр. 88)

  Статья Токио: "...дворцовый комплекс построен по типу императорского дворца в Киото около 1600, перестроен в конце XIX- начале ХХ вв.; новый императорский дворец - 1960...  ...буддистский храм богини Каннон (основан в VII веке, восстановлен в 1955)" (том II, стр. 297)
                        

     Исе. Считается, что более тысячелетия японцы каждые 20 лет перестраивали этот храмовый комплекс по неизменному плану.

   Sapienti sat, но я не удивлюсь, если в комментариях кто-нибудь в очередной раз спросит, являюсь ли я поклонником Фоменко. Нет, не являюсь. Если угодно, я являюсь поклонником Гёте, написавшего:

                                                         "Вагнер

                                        Однако есть ли что милей на свете
                                        Чем уноситься в дух былых столетий
                                        И умозаключать из их работ,
                                        Как далеко шагнули мы вперёд?

                                                           Фауст

                                        О да, конечно, до самой луны!
                                        Не трогайте далёкой старины,
                                        Нам не сломить её семи печатей.
                                        А то, что духом времени зовут,
                                        Есть дух профессоров и их понятий,
                                        Который эти господа некстати
                                        За истинную древность выдают.
                                                          <...>

                                                          Вагнер

                                        Но мир! Но жизнь! Ведь человек дорос,
                                        Чтоб знать ответ на все свои загадки.

                                                           Фауст

                                        Что значит знать? Вот, друг мой, в чём вопрос.
                                        На этот счёт у нас не всё в поpядке.
                                        Немногих, проникавших в суть вещей,
                                        И раскрывавших всем души скрижали,
                                        Сжигали на кострах и распинали,
                                        Как вам известно, с самых давних дней."

  P.S. Уже хотел выложить пост, когда вдруг вспомнил фразу одного американского палеоантрополога: "Два миллиона лет эволюции человека реконструированы на основании доказательств, помещающихся в коробку от обуви". К сожалению, не могy вспомнить его имени.

Tags: falsificatum
1
История вся придуманная.Что касается Фоменко-то ,как и большинства критиков,книгу надо разорвать на 2 части и читать только первую.А вторую выкинуть не читая.))Что касается того,чего не было-тут все в порядке.А потом,как всегда,Россия-родина слонов.
Мне кажется все может рухнуть только при одном условии-если появится метод датировки предметов.Такой,который будет признан всеми.И который сможет проверить любой сомневающийся.А до этого так и будем жить.В сказке.
да, и еще тотально всех по днк оцифровать, чтоб можно было точно сказать, кто откуда. все ли из африки. или может все с равнин прикаспия. или с архангельских топей.
то же самое. сначала надо метод создать. а то получиться как сейчас-по днк овощ сложнее человека.так что подождем с оцифровкой.)))
Я думаю, ничего не рухнет. Напротив, история становится всё длиннее и пышнее. Другой вопрос, что её достоверность представлялась сомнительной некоторым культурным людям и во времена Гёте, и раньше. Сегодня круг таких людей несколько расширился. Видимо, он ещё несколько расширится. Но сама конструкция никуда не денется. Я писал об этом довольно подробно http://bohemicus.livejournal.com/29318.html
вот такой пример:мы (и все остальные)выросли на простой схеме появления человека:австралопитек-питекантроп-неандерталец-кроманьонец .А теперь выяснилось что кроманьонцы и неандертальцы жили в один период.То есть если просто сказать-мы не хрена не знаем откуда появился современный человек. схема рухнула.
эта тема мало кого волнует. а вот если найдут метод датировки-то всё будет гораздо веселее. тут уже много у кого интерес проснется.
Только при моей жизни существовали и существуют теории, что

1. Неандертальцы были прямыми предками сапиенсов;

2. Неандертальцы были тупиковой ветвью и вымерли без потомства;

3. Неандертальцы были развитой расой, но их истребили примитивные и агрессивные сапиенсы;

4. Неандертальцы сохранились как реликт (легенды о "снежных людях");

5. От неандертальцев происходят европеоиды, в то время как другие расы - потомки выходцев из Африки;

а также комбинированные варианты этих теорий.

Ничто никогда не рухнуло и не рухнет. Версии просто нанизываются oдна на другую, и это ожерелье плетётся до бесконечности.
Рухнет-это вовсе не значит что если будет доказано ,что Колизей построен,скажем, в 17 веке то тут же начнется мировая война и "мыфсеумрем".
Просто это окажет очень большое влияние на политику.Очень большое.

И насчет этих злополучных неандертальцев-Вы перечислили версии.А я Вам привел официальную версию,которая была во всех учебниках и которая рухнула.Это то же самое что В.Суворов доказывает что Гитлер напал на СССР потому что был уверен что Сталин нападет сам и хотел его опередить.Это версия.А официально все просто-Германия агрессор.
>я Вам привел официальную версию,которая была во всех учебниках и которая рухнула

Эта версия была во всех СОВЕТСКИХ учебниках. Если Вы обратитесь к западной литературе того же самого времени, то обнаружите, что там были другие версии, причём несколько одновременно.

Вообще, идея, что можно кого-то "разоблачить", и это как-то повлияет на политику - советская по своей сути. "Мы напишем в спортлото".

Например, Вы "докажете", что христианство возникло в XVII веке. На самом деле доказать это невозможно, но из интеллектуального хулиганства представим, что Вам это удалось, и весь мир с Вами согласился. Думаете, это как-то поколеблет позиции Ватикана? Ничего подобного. Это их только укрепит. Потому что крестовые походы и ужасы инквизиции будут аннулированы, а Слово Евангельское останется.
с христианством они и без моей помощи правились.уже.))в этом случае даже 17 век ничего не изменит.
"Все государства удлиняют свою историю"(с)Галковский
Имхо, японцы - молодая нация, примерно как русские или китайцы.
Моложе. И по официальной, и по любой другой версии, японская культура изобилует заимствованиями из китайской.
Моложе? Не думаю, с моей т.з. японцы - китайцы, в определённый период мигрировавшие на острова. Политика иозляционизма в ХIХ в. позволила избежать разрушающего влияния белых людей на их нацию и цивилизацию, что дало возможность японцам совершить рывок в ХХ в.
вы чтото путаете, в 19м веке изоляция как раз была разрушена. и начавшаяся европеизация как раз дала возможность совершить рывок. посмотрев на японцев решили больше так не делать. корею сейчас подтягивают легонько легонько.
Сёгунат Токугава правил Японией с 1603 по 1868 гг. и придерживался политики изоляционизма. После этого лет 10-15 готовился почва для реформ и страна начала меняться.
дада, я с вами полностью согласен. вот. за счёт того что они раньше всех в азии начали и достигли таких успехов.
в 1854м году коммандор Перри убедил японцев что с изоляционизмом пора кончать.
а допустим "В 1884 году, французский военный советник, Киль де Вилларе был приглашен, чтобы обучить японских военных искусству французского фехтования и применению штыка. В 1889, когда он выполнил свою миссию и покинул берега Японии, главные преобразования вооруженных сил были сделаны, и был написан Учебник Кендзюцу (Kenjutsu Kyohan), в котором была выделена официальная методика японского искусства фехтования. Учебник был поделен на секции, покрывающие кендзюцу, гунто-дзюцу (gunto·jutsu, сабля) и дзю-кендзюцу (штык)."

мне так нравится этот пассаж что я его цитирую везде где только могу. :)
давнооо её нашёл:
http://www.liveinternet.ru/users/reeder/post37813190/
Вообще, датировка произведений искусства Дальнего Востока (Японии и Китая) делается по другим принципам, нежели дативка европейского искусства. Например, под репродукцией какого-нибудь китайского живописного свитка написано 12 век. А из текста той же книги узнаем, что это копия 17 века, да и персонажи в одежде того же столетия. Это примерно, как если современный художник сделал копию, например с картины Караваджо и одел персонажей в костюмы начала 21 века. А под репродукцией бы подписали: Караваджо.
Это очень интересно. Датировками дальневосточной живописи я никогда специально не интересовался. Надо будет полюбопытствовать.
Думаю, реальная история Японии примерно такая же по длительности, как и история России. То есть - с начала 17 века. Конечно, что-то было и до этого, вряд ли известия европейцев 16- нач. 17 веков о Стране Восходящего Солнца - фикция.
А это как посмотреть. Например, Уильям Адамс, считающийся первым попавшим в Японию англичанином, в своих письмах рассказывает о сражениях с трёхметровыми великанами и называет Токугаву титулом, который тот, согласно общепринятой версии, получил только через три года после написания письма. Франциск Хавьер побывал в Японии ещё раньше Адамса, но ведь оэто был святой, а у святых биографий не бывает - только жития. Что можно сказать о человеке, считающемся в католической церкви самым успешным миссионером в истории после апостола Павла?
Разумеется, достоверность японской истории 17 века - вещь весьма относительная. С другой стороны, именно известия европейцев, какими бы фантастическими они не были заставляют предполагать наличие хотя бы малой толики достоверной информации о Японии. Можно, конечно, сказать что все европейские сведения об Японии 16-17 веков подделка, но я бы не стал делать столь радикальных выводов.
Я бы сказал, что это не подделка, а очень сильное преувеличение. Например, когда некто в своих мемуарах пишет, что он прошёл всю Азию, видел там миллионные города и трёхсоттысячные армии, встречался с могущественными императорами и сражался с драконами, то это не значит, что он вообще нигде не был и ничего не видел. Но "императоры" могут на поверку оказаться вождями горстки дикарей, а "города" - рыбацкими посёлками, также как под "драконом" герой подразумевал сорокасантиметровую ящерицу, у которой из любопытства оторвал хвост.

О том же Франциске Хавьере говорят, что в каком-то венецианском госпитале он вкладывал персты в раны не то прокажённых, не то больных чумой, а потом облизывал их, чтобы продемонстрировать силу своей веры. Что поделать - святой.
Согласен.
Этого, конечно, и следовало ожидать. Интересно, что бы они ответили на вопрос насчёт того, откуда взялась информация по поводу "основанности в VII веке". Боюсь, что-нибудь вроде "старики говорят" :)

Кстати, я тут буквально на днях вспоминал про один "памятник древнерусского зодчества" -- всем известную церковь Покрова на Нерли. Там ровно то же самое: она построена во второй половине XIX века, однако "положено думать", что это XII век.

Вот такая фраза очень впечатляет:

Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).

Даже не знаешь, смеяться тут или плакать? :)
Кафедральный собор в Милане (итал. Duomo di Milano) — символический монумент, который находится в административном центре региона Ломбардии и посвящен Санта Марии Нашенте.

Единственный в Европе беломраморный готический колосс строился целую вечность: первые блоки и фундамент храма заложили в 1386 г. при легендарном правителе Джан Галеаццо Висконти, а проект фасада, законченного в 1813 г., утвердил Наполеон в 1805 г.

Можно написать проще - собор построили при Наполеоне. Ну кто же вам даст правду то написать...))
Я тут сейчас стал читать какой-то текст о храме (Покрова на Нерли) -- в одном месте чуть было не "ухохоталсо".

В барабане церкви Покрова еще в середине XIX века сохранялись восемь фигур мучеников, обнаруженные академиком Ф. Г. Солнцевым в 1859 году (илл. 9).

Видимо, этот "академег" обладал поистине чудодейственной силой. Где бы он ни появился, тотчас обнаруживались всякие "древности" -- одна другой краше. Оказался случайно в Киеве -- там при нём возьми да отвались слой штукатурки, а под ним открылось "диво дивное" в виде древних росписей храма. Совсем как в сказках: "Махнула левым рукавом - вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом - поплыли по озеру белые лебеди." :)

И вот это ещё тоже "доставляет":

Исполненные в особенно высоком рельефе, соединенные со стеной только своей хвостовой частью, консоли церкви Покрова представляют собой образцы почти круглой скульптуры. Однако далеко не все из них сейчас можно отнести к 1165 году. Простое сравнение разновременных фотографий церкви позволяет обнаружить, что во многих случаях на одних и тех же местах располагаются разные консоли78. Некоторые из них появились в ходе ремонтов, имевших место в 1859–1860 годах и в 1877, когда рабочие «безобразными подделками изваяний заменяли утраченные и даже в усердии своем помещали их там, где их не было»79. В настоящий момент отдельные консоли исполнены заново из штука, другие в ходе ремонтов, вероятно, поменялись местами. Некоторые из них, очевидно, был сделаны по образцу консолей Успенского собора во Владимире (рельефы птиц, грифонов).
Я знаю и более впечатляющищ случаи. Ещё буквально в детстве (лет в 12) я увлёкся минойской цивилизацией. И очень интересовался ей последующие лет 20. Прочёл массу книг и статей по этой теме. Почти во всех в них обязательно рассказывается история открытия Эвансом дворца в Кноссе. В 10-20 процентах источников содержится и критика в адрес Эванса за использование слишком современных материалов при реконструкции дворца (фактически он просто построил здание из стали и бетона и датировал его бронзовым веком).

Но только в одной книге я встретил ироничное замечание, касающееся Тронного зала (он же - Зал с грифонами). Незадолго перед его реконструкцией в Лондоне строился железнодорожный вокзал. Был объявлен конкурс на оформление зала ожидания или чего-то в этом роде. Один из участвовавших в конкурсе художников был другом Эванса. Его проект был отвергнут, и тут Эванс пригласил его реконструировать Кносский дворец.

Юмор в том, что художник хотел расписать лондонский вокзал именно грифонами. И его проект "по воле случая" был почти идентичен тем фрескам, которые сегодня можно видеть в Тронном зале кносского дворца. Кстати, вот этот зал http://forum.azerinet.com/uploads/monthly_10_2007/post-41-1191651096_thumb.jpg

Артур Кларк, не только писатель-фантаст, но и вполне серьёзный учёный, написал книгу, в которой предлагал рациональные объяснения различных загадок и феноменов. Есть там и глава о Фестском диске. Покрутив его и так и этак, Кларк пришёл к выводу, что единственное рациональное объяснение возникновения этого минойского артефакта - АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШУТКА.

Похоже, академической шуткой была и вся минойская цивилизация. Там какую фреску не возьми - это арт-нуво в чистом виде. Если сумею вспомнить, в каком источнике я читал о лондонском вокзале, напишу он этом пост. Назову его "Академики шутят".
Грифоны с вокзала -- это очень вкусно! Я думаю, об этом действительно имеет смысл написать подробнее: многим это "откроет глаза".

А то я на днях снова в одном из журналов что-то написал, а там набежали "верующие". Я имею в виду тех, кто "свято верит" в датировки, "древности" и всё остальное. И один юзер там вообще не понял, чего это я "фестский диск" упомянул? То есть они или не в курсе, или делают вид, что "всё хорошо, прекрасная маркиза".

Там, правда, один комментатор говорил весьма дельные вещи и давал интересные ссылки. Я стал сопоставлять кое-какие "источнеги" между собой, и это было весьма "познавательно" во многих отношениях.
А вы слышали эту историю:

«В 70 км от Алма-Аты была открыта восьмитонная каменная глыба с доселе неизвестной древнетюркской рунической надписью, состоящей из 110 знаков. Глыба была перевезена в Институт языкознания Академии наук Казахстана и изучена академиком С. К. Кенесбаевым, сленами-корреспондентами АН КазССР Г. Г. Мусабаевым и А. Т. Кайдаровым. Заключение их было однозначно: открыт „древнейший“ памятник орхоно-енисейской письменности, датируемый VI—IV вв. до н. э. В действительности же оказалось, что эта надпись, скопированная из книги С. Е. Малова „Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии“, была в 1969 г. высечена сотрудниками студии „Казахфильм“ при съемках фильма „Кызжибек“»
Спасибо, чудесная история. Раньше я её не слышал.
Мне случилось прочитать про эту традицию перестраивания почти одновременно с тем, как я узнал о самих зданиях, поэтому я как-то считал это нормальным и неудивительным. А как еще могут сохраниться древние деревянные сооружения, если их не перестраивать?

церковь из топора

falcao

February 20 2011, 16:47:17 UTC 8 years ago Edited:  February 20 2011, 16:47:41 UTC

> как еще могут сохраниться древние деревянные сооружения, если их не перестраивать?

А как ещё можно сварить суп из топора, если не добавить туда немного крупы, соли и мяса? :)
С одной стороны - именно так, а с другой стороны, раз есть такая традиция, то и хорошо.
Я читал о подобных синтоистских традициях довольно давно, поэтому могу что-то перепутать в деталях. Но, насколько я помню, суть там в том, что эти храмы перестраивались каждые 20 лет не по причине их ветхости, а по каким-то религиозным соображениям. Разобрали - построили в точности такой же в ста метрах от прежнего. И так тысячу лет. Вам этот сюжет кажется правдоподобным? На мой циничный взгляд, эту историю придумали люди со своеобразным чувством юмора.

Не говоря уже о том, что не вполне ясно, откуда известно, что было именно так. Рискну предположить, что специалисты по Японии ответили бы что-нибудь в духе: "Из драгоценной книги VIII века, утраченной в ХII, но восстановленной кропотливыми усилиями в XVI. До наших дней дошла копия 1827 года".
Да, мне тоже так помнится, что не из-за ветхости, а по ритуальным соображениям.
Ну, если уж честно сказать, то да, я мог бы в это поверить. Но теперь вот сомневаюсь. Пожалуй, нужно спросить знакомых японистов, что они на самом деле об этом знают.
Прекрасное строение на фото процентов на 70 состоит из дерева.
Отделка и внутренние стены - на 100%.

Жучок, плесень.

Если не ломать и перестраивать каждые 20 лет - сами рухнут.
Да куда уж проще. Сижу, цитирую академические и классические источники - энциклопедию, "Фауста"... Что там написано, то и повторяю.
Датировка врет? Да или нет?



Датировка не врёт. Всё честно - "восстановлено в 1854 году", "реконструкция 1901 года", "сегодняшний вид придан в 1953 году".
да пусть хоть каждый год перестраивают. только пусть не придумывают что они это делают уже тысячу лет. и всё.)))
Конечно врут!

Закапывают артефакты сотнями.... письменные источники подделывают (тысячами)... профессоров гипнотизируют... и так сто лет с лишним.

Но оть простого человеку правду-то не скроешь!










История заполняет пустоты, как впрочем и любое творчество -
http://www.polit.nnov.ru/2009/03/03/symbolpoostota/
Очень интересно будет почитать о Лондонском вокзале и Минойском дворце. Напишите, пожалуйста.
Напишу, если найду источник, в котором я это читал. Сейчас я, увы, не помню даже имени художника. Этой темой я занимался давно, во времена предЖЖ-ешные. Выписок не делал. Чтобы вспомнить, где это было, мне нужно разыскать и переворошить кучу литературы.
> фразу одного американского палеоантрополога:

Это Ричард Лики (Richard Leakey), его родители (тоже Лики) нашли в своё время австралопитека Люси. Фраза, которую Вы, видимо, вспоминали, звучит в подлиннике как if someone went to the trouble of collecting together into one room all of the fossil remains so far discovered of our ancestors (and their biological relatives) who lived, say, between 5 and 1 million years ago, he would need only a couple of large trestle tables on which to spread them out. And, if that were not bad enough, a not unusually commodious shoebox would be more than sufficient to accommodate the hominid fossil finds of between 15 and 6 million years ago.
Спасибо за уточнение. Я читал это довольно давно, причём не текст самого Лири, а цитату из него, приведёную в книге какого-то другого антрополога (в чешском переводе). Насколько я помню, он приводил более короткую цитату. Точнее, только вторую часть цитаты, приведённой Вами.
Уважаемый Богемикус, было бы чрезвычайно интересно услышать ваш комментарий на очередной "Закат Европы".
Чтобы ответить подробно и аргументированно, нужно было бы писать пост. Может быть, когда-нибудь и напишу. Если в двух словах, то европейцы вполне осознанно снизили свою рождаемость до нынешнего уровня. Это снижение часто называют результатом роста жизненного уровня. На самом деле связь между двумя процессами куда сложнее. И над тем, и над другим европейцы работалим очень серьёзно.

Автор текста по ссылке совершенно игнорирует множество факторов (к примеру, переход от индустриального общества к постиндустриальному) и делает выводы, прямо противоречащие приводимым данным. Например, он пишет:

"Насилие имеет тенденцию происходить в тех обществах, где юноши от 15 до 29 лет составляют больше 30 % от общего населения. Причины - религия, национализм, марксизм, фашизм, т. е. во имя чего вершится это насилие, - несущественны. Сейчас в мире существует 67 стран с демографическим приоритетом молодежи, в 60 из них уже происходит либо массовый геноцид, либо гражданская война."

И делает вывод:

"То есть в общем для того чтобы полностью сокрушить Европу даже и войны не надо. Надо просто открыть границы. Под любым предлогом. Например “во имя свободы и мира во всем мире”. Пара сотен миллионов мусульман, негров и прочих азиатов разнесет в Европе всё."

Что касается "открыть границы", то тут как в одной дурацкой рекламе: "А ВЫ ПОПРОБУЙТЕ". В действительности страны третьего мира сокрушат не Европу, а сами себя. Их демография обрекает их на социальный, экономический и экологический апокалипсис. У Европы нет демографических проблем. Чудовищные демографические проблемы есть у Азии и Африки.
Ув. Богемик, а не могли бы вы мне ответить на несколько вопросов: 1. Как в Чехии обстоит дело с исторической нумизматикой? Как часто делаются археологические находки древних чешских монет? Когда на легендах чешских монет начали помещаться имена монархов? С какого времени указывается дата чеканки на чешских монетах? Это все к тому, что насколько мне известно, чеканка монет в Чехии не прерывалась с 10 в. В 2005 г. в России решили отметить 1000-летие Казани на основе находки на территории казанского кремля чешской монеты 995 (кажется) года выпуска.
Вы недооцениваете славянских братьев. Они утверждаюит, что монеты с именами правителей чеканились у них со II века до н.э. Имеются в виду кельтские биатеки. В вилипедии есть изображения и этих замечательных денег и памятника (!) этим деньгам, установленного перед зданием Национального банка Словакии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BA Словацкие националисты сейчас активно доказывают, что бойи были не кельтами, а древними словаками.

По поводу монетки из Казани мне рассказывали, что она существует в единственном экземпляре. В смысле: это доселе неизвестная чешская денюшка. После того, как Казань на основании эпохальной находки признали тысячелетней, в соседней Уфе поспешили найти ещё более древнюю арабскую монету (кажется, VIII века). Видимо, Уфа скоро станет 1200-летней.
Да, ссылка очень интересная. Особенно впечатлило имя правителя "Девил" на одной из монет. Но, с другой стороны, кельты находились на довольно высоком уровне развития и вполне могли чеканить подражания античным монетам. Если находки были сделаны по всем правилам археологии и надежно задокументированы, то почему я должен сомневаться в аутентичности находок, мне непонятно. Мои же вопросы маленько были про другое. Ну вот, например, всем известные пражские гроши, которых начали чеканить, если мне не изменяет память, при Пржемысле Отакаре I (допустим факт его существования). Вот на них, например, ставились имя монарха и дата чеканки, насколько часто их находят, в каком количестве (речь, разумеется, идет о монетах за весь период их чеканки, то есть с 13 в.)?
В Полтаве недавно отмечали 1100-летие города, на основе найденных парочки срубов примерно IX в. на территории бывшего детинца. Какие монеты, о чём вы? Тут даже ни о какой точной датировке речь не шла. На том же основании можно было вести отчёт возраста города от первой неолитической стоянки. Интересно, что за 25 лет до этого праздновали 800-летие города, где всё было по чесному, т.е. от первого письменного упоминания. Одна знакомая тогда сказала: "Вот празднуют 1100-летие. А я ещё помню как праздновали 800 лет. Я конечно думала, что я стара, но не настолько же!"