Мой ответ на реплику ув. falcao о том, что в России для достижения уровня жизни Чехии понадобилось бы переутруждаться по меньшей мере на уровне Японии, сводится к трём тезисам.
1. Специфика организации труда японцев обусловлена не столько экономической необходимостью, сколько их общим отношением к жизни. Это особенность японской культуры.
2. Уровень жизни чехов выше, чем уровень жизни русских, но существенно ниже, чем уровень жизни японцев. Однако в Чехии это никого не беспокоит, поскольку здесь куда уютнее, чем в Японии. Это особенность чешской культуры.
3. Уровень жизни Чехии в России вполне достижим без японского напряжения. К сожалению, я не уверен, что в России достижим чешский уровень уюта. Это особенность нашей культуры.
Есть в Японии одна корпорация, от упоминания названия которой я воздержусь, не желая ни делать ей рекламу, ни бросить на неё тень. Скажу лишь, что фирма эта была основана в 1919 году в Нагойe, а ныне у неё 8 заводов (из них 4 в Японии и по одному в США, Великобритании, Сингапуре и Китае) и 6200 сотрудников, из которых 900 работают в Европе. Продукция фирмы - металлообрабатывающее оборудование, станки с ЧПУ, лазерные станки и т.п. Одно из её представительств находится в Праге. Трудится там человек 10-12. Некоторые - японцы, другие - чехи. Трое или четверо из них - инженеры, остальные - менеджеры и дистрибьюторы. Они занимаются сбытом продукции и работой с клиентами в Восточной Европе. B фирме года два-три проработал и один мой близкий друг (чех). Он отвечал за контакты с Венгрией, Румынией и некоторыми балканскими странaми.
Десяток сотрудников пражского филиала ежемесячно обеспечивает фирме оборот в четыре миллиона €. У каждого из них есть совочек и метёлка, и в среднем раз в неделю отрудник должен произвести уборку помещения в соответствии с вывешенным в офисе графиком. Нанять уборщицу фирма категорически отказывается. Японский шеф считает, что при обороте в четыре миллиона платить кому-то дополнительные четыреста евро совершенно излишне. Менеджеры могут ещё немножко шить убраться и сами.
Разумеется, менеджерским подметанием японские принципы организации труда не ограничиваются. В Европе работа в подобном бизнесе автоматически предполагает очень большую степень свободы. Например, занимая аналогичную позицию в чешской или шотландской фирме, мой друг мог позволить себе во время двухнедельной аргентинской командировки на три дня отлучиться в Уругвай. Его начальству просто не было до этого дела. Работая у японцев, он должен был предпринять многоходовую интригу, чтобы выкроить из румынской командировки несколько часов на посещение замка Дракулы. Японский шеф названивал ему каждые полтора-два часа и контролировал, где в данный момент находится и чем занимается его сотрудник. Неудивительно, что при первой же возможности мой друг сбежал к итальянцам. Хотя платили японцы лучше.
Вот такие детали и объясняют, почему вплоть до наступления эры политической корректности европейцы считали дальневосточные культуры варварскими. Во всех этих странах восходящего солнца и утренней свежести недостаточно делать дело. Там непременно нужно ещё совершать какое-нибудь бессмысленное сверхусилие. Азиаты перенапрягаются не потому что это единственный способ достичь благополучия, а потому что по их представлениям напряжённость и мучения являются ценностью сами по себе.
Восток не хуже Запада осознаёт всё несовершенство человека, но делает из этого осознания противоположные выводы. Запад подходит к человеку с максимальным возможным снисхождением. Восток презирает его и стремится наказать. В японской литературе природа традиционно изображается гармоничной и совершенной, а находящийся в ней человек - жалким и ничтожным. Он просто лишний элемент в системе, нарушитель гармонии мироздания. Чтобы заслужить похвалу Востока, человек должен пожертвовать собой. Это особенно хорошо видно по азиатской манере вести войну. "Путь самурая должен закончиться смертью."
Но японский вариант - это вариант с изысками. Написанное кисточкой трёхстишие о падающем лепестке хризантемы, повязка с надписью 神風 на голове, последняя молитва людей, носящих имя божественного ветра, взятый с собой в кабину самолёта меч... Что ж, в японском способе самоликвидации есть по крайней мере эстетика. К тому же он требует денег.
Китайцы попроще, и с деньгами у них похуже. Во всех войнах, что им довелось вести в ХХ веке - против японцев, против войск ООН в Корее, друг против друга - китайцы применяли тактику человеческих волн. Огромные массы пехоты без всякой артподготовки просто бежали к окопам противника, косящего их из пулемётов. Если у неприятеля заканчивались патроны или перегревались стволы, третьей или четвёртой волне удавалось добежать. Добежавшие повторяли подвиг Матросова, закрывая собой огневые точки противника. Считалось, что это победа.
Даже поверхностное знакомство с чешским образом жизни и способом мышления позволяет сделать вывод, что они безусловно противоположны дальневосточным. Существует одно чешское понятие, которое невозможно адекватно перевести на русский - pohoda. Это и удобство, и покой, и мир, и лёгкость, и радость, и много что ещё. Выражение pohodlné boty можно перевести как "удобные ботинки". При попытке объяснить одним словом по-русски, кто такой pohodlný človek, возникают затруднения.
Pohoda - ключевое понятие чешской жизни. Её цель и смысл в том, чтобы být v pohodě. Чешские психологи заняты вопросом, как человеку быть v pohodě при современном темпе жизни. Чешские диетологи дают советы, как похудеть и быть v pohodě. Абсолютное воплощение pohody - чешское Рождество. Чехи желают друг другу pohodlných праздников, и начинается всеобщий отдых. Не знающие этого туристы часто прокалываются. 24 декабря в полдень жизнь замирает. Иностранцы вдруг обнаруживают, что не работают даже рестораны, не говоря уже о магазинах. Городской транспорт начинает ходить по особому, сокращённому расписанию, а большая часть поездов отменяется. В ближайшие три дня все наслаждаются pohodou, ходят друг к другу гости и смотрят по ТВ транслирующиеся нон-стоп сказки. Или просто лежат на pohodlných диванах
Ho c азиатской нирваной или чем-то подобным pohoda не имеет ничего общего. Покой буддистских монастырей глубоко чужд богемцам. Скажем, на Востоке монаху нельзя прикасаться к женщине и золоту, а также есть мясо (на самом деле это тоже не покой, а разновидность напряжённости). Чехи, напротив, активнейшим образом прикасаются ко всему, что любят. Чтобы быть v pohodě, это необходимо.
Насколько жители благословенной Богемии могут себе позволить к чему-либо прикоснуться, лучше всего показывает статистика.
Согласно актуальным данным, средняя зарплата в стране до вычета налогов достигает 23 000 крон при курсе 24 кроны за евро или 17 крон за доллар (здесь и далее цифры округлены). Поскольку местная статистика честна, она всегда оговаривает, что 65-70% работающих получают куда меньшие суммы.
Однако зарплата - не единственный источник дохода (есть ещё всевозможные социальные выплаты, пенсии, детские пособия и т.д.), поэтому куда более важна и предметна другая цифра - чистый доход на члена семьи. Общенациональный показатель - 143 тысячи крон в год на человека. В семьях людей с высшим образованием - 170 тысяч. В семьях людей, занимающихся бизнесом - 162 тысячи. В семьях безработных - 78 тысяч. При этом официальная граница бедности - 112 тысяч крон в год или чуть менее девяти с половиной тысяч крон в месяц. Доходами ниже этой границы располагают около одного миллиона человек или почти 10% населения страны.
При этом 65% чехов признают, что испытывают определённые финансовые затруднения, у 8% есть серьёзные финансовые проблемы. Около 40% не могут себе позволить съездить в отпуск. Почти столько же не располагают свободной суммой в 8500 крон (500 долларов) на случай непредвиденных расходов. Количество людей, обладающих состоянием в 17 миллионов крон и выше (т.е. долларовых миллионеров) равняется 20 тысячам.
Как видно из приведённых цифр, жизненный уровень в Чехии отнюдь не находится на какой-то заоблачной высоте. Тем не менее, чехи живут лучше, чем можно было бы ожидать, основываясь на статистике (хотя и скромнее, чем может показаться туристам). Например, чехи хорошо едят. В последний раз они плохо питались, пожалуй, во времена Великой Депрессии. Как-то раз мы с одним чехом сравнивали нормы выдачи продуктов по карточкам в позднем СССР и в Протекторате Чехия и Моравия. Оказалось, что чехи при Гитлере ели лучше, чем советские при Горбачёве.Для достижения pohody еда значит очень много. Если не ошибаюсь, в ЖЖ о взаимосвязанности тем еды и политики неоднократно и внятно высказывался только ув. krylov . Некоторые по скверной советской привычке и вовсе считают, что пища недостойна упоминаний в серьёзном блоге. Ошибка, совершенно немыслимая для чехов. Здесь и президент любит поговорить о том, что должно быть на рождественском столе.
Напрашивается вопрос: как могут хорошо питаться (и вообще жить) обитатели страны, в которой средний доход не достигает 700 €? Ответ до обидного прост. Здесь всё дёшево, а особенно - еда. Цены вполне соответствуют покупательской способности потребителей. Сегодня утром я покупал продукты в ближайшем к дому супермаркете. Цыплята стоят 60 крон, свинина - 100, помидоры - 13, бананы - 17, персики - 20, мука - 9, моцарелла - 135, гоуда - 160 крон. Все цены - за килограмм. Цены - это вторая тема, которая почему-то игнорируется большинством ЖЖ-истов. В моей френд-ленте о ценах регулярно пишет только ув.hasid . Как-то раз о них заикнулся ув. sapojnik - тут же нашлись не очень умные люди, которые принялись его высмеивать. "Сапожнику на картошку не хватает!". Думаю, ему-то как раз хватает. Но оппозиция, которая не обращает внимание на чудовишные ценовые перекосы в РФ - это вообще не оппозиция.
Привести в РФ цены в соответствии с доходами населения вполне можно. В первую очередь, следовало бы пустить на российский рынок сети супермаркетов, работающих в Восточной Европе. Это само по себе приблизило бы уровень жизни в РФ к чешскому. Но вот pohody это, увы не создаст. Для её достижения понадобились бы изменения геологического масштаба в сознании сограждан.
kouzdra
July 31 2011, 16:31:33 UTC 7 years ago
Замечу, чо "Хакагуре" написал самурай эпохи когда не то, что войн, а хоть какой-то реальной возможности помахать мечом не было. Так сказать - "книжная доблесть". Вроде европейского куртуазного рыцарства.
К сожалению, я не уверен, что в России достижим чешский уровень уюта
Я вполне уверен, что он легко достижим в России при одном лишь условии - его большая часть населения захочет достичь. Лично я - не хочу.
bohemicus
August 1 2011, 08:07:22 UTC 7 years ago
enzel
August 1 2011, 08:54:50 UTC 7 years ago
bohemicus
August 1 2011, 14:51:12 UTC 7 years ago
antares68
July 31 2011, 16:51:33 UTC 7 years ago
bohemicus
August 1 2011, 08:07:52 UTC 7 years ago
Сапожник о ценах
sapojnik
July 31 2011, 17:25:48 UTC 7 years ago
Например, здесь - http://sapojnik.livejournal.com/379653.html
Или здесь - http://sapojnik.livejournal.com/275582.html
Re: Сапожник о ценах
enzel
July 31 2011, 17:32:08 UTC 7 years ago
Re: Сапожник о ценах
sapojnik
July 31 2011, 17:34:10 UTC 7 years ago
Re: Сапожник о ценах
bohemicus
August 1 2011, 07:55:17 UTC 7 years ago
nobody11plus
July 31 2011, 19:05:48 UTC 7 years ago
bohemicus
August 1 2011, 07:59:15 UTC 7 years ago
nobody11plus
August 1 2011, 14:40:51 UTC 7 years ago
syllogistos
July 31 2011, 19:48:00 UTC 7 years ago
Ну а темы еды - популярна, да. Во время коллективных посещений столовой коллеги заглядывают в тарелку и спрашивают, вкусно ли. Начинаю предлагать им попробовать - отказываются. Ну что с ними сделаешь.
А погодливость эту - ну видно да, любят. Ну простим им, это не самое страшное в жизни.
redtigra
July 31 2011, 22:06:25 UTC 7 years ago
Во время коллективных посещений столовой коллеги заглядывают в тарелку и спрашивают, вкусно ли. Начинаю предлагать им попробовать - отказываются.
Осмелюсь предположить, не хотят смущать/не держат за своего. Так получилось, что я работаю тут уже в третьей конторе, и во всех сослуживцы с удовольствием таскают еду с тарелок друг у друга, спросив разрешения. У меня, кстати, тоже не берут, по тем же, полагаю, причинам.
syllogistos
August 1 2011, 00:01:55 UTC 7 years ago
не хотят смущать/не держат за своего
скорее всего, так. Хотя со своих тарелок иногда предлагают, если что-то экстраординарное. Но удивительно здесь само проявление какого-то внимания к столовской еде. Представляю, что было бы, переживи они события типа блокады Ленинграда.
bohemicus
August 1 2011, 07:51:04 UTC 7 years ago
wprilepski
July 31 2011, 20:17:13 UTC 7 years ago
bohemicus
August 1 2011, 07:46:50 UTC 7 years ago
solinsky
August 1 2011, 09:15:26 UTC 7 years ago
bohemicus
August 1 2011, 14:28:03 UTC 7 years ago
solinsky
August 1 2011, 16:49:12 UTC 7 years ago
loboff
July 31 2011, 20:24:21 UTC 7 years ago
Собственно, и вся русская интеллигенция в этом - неумении жить уютно, есть не от пуза, а вкусно, говорить о важном, не разбрасываясь по мелочам. Такое ощущение времянки - люди, которых вдруг "допустили", и они спешат - запихнуться, покричать, "пожить" спешат - видимо, "пока не началось".
Пожалуй, и правда дело отнюдь не (или не совсем в) уровне жизни. Само её, жизни, ощущение: вот эта суета и нервозность в каждом жесте, слове и съеденном куске; ожидание того, что вот сейчас всё "вдруг закончится" (нефть, например); недоверие ко всем положительным изменениям, недоверие вплоть до того, чтобы вообще напрочь игнорировать все положительные тенденции, и видеть только чернуху - вот наверное что будет изживаться долго и больно. А уровень жизни - дело такое, в общем-то, наживное. Было бы кому и для чего наживать...
Поколение "недоевших" - вот что это такое. И в политике, и в чиновничестве (нахапать), и в обыденной жизни (успеть съездить в Египет, пусть даже и сидеть перед этим год на макаронах, чтобы денег скопить - а куда успеть? зачем спешить? почему именно в этом году, а не следующем? зачем на макаронах? - не ясно). "Недоевшесть" и ощущение времянки - это поистине страшное по разрушительной силе сочетание. Вот "всё закончится", а я так и не успел отожраться...
Вылечить (да и лечит потихоньку) может лишь время и стабильность. Вот их и дай нам бог - всем.
Deleted comment
loboff
August 1 2011, 07:38:49 UTC 7 years ago
С одной стороны, у нас нет иммунитета к перманентной нестабильности - не было возможности привыкнуть к регулярным кризисам, которые каждые 10-15 лет понемногу трясут и "доят" весь мир (а не только Латинскую Америку).
С другой - наша история, и в особенности ближайшая, это сплошные "американские горки" - резкие подъёмы с ещё более резкими, практически катастрофическими обвалами. Поэтому мы каждый чих воспринимаем как знамение, как то, что "ну вот, началось!" И это ощущение "времянки" с одновременно отсутствием "привычки" к колебаниям в пределах нормы ("что, опять кризис? - ну и ладно, отложим Египет на следующий год") - оно очень долго будет изживаться. Да и то, если не будет очередного катастрофического провала. Ещё лет лет десять-двадцать стабильности, и мещанство в хорошем смысле этого слова вернётся в жизнь, спокойный прагматизм - в головы, и уверенность в себе, своих силах и своём владении своим же временем - в души.
Собственно, это не вина наша, если вдруг мой постинг вызывает именно такое ощущение - это беда. Да и то вполне изживаемая - лишь бы очередные рэволюционэры не устроили кровавой резни, или оранжевого паморока, или вообще не развалили страну. Наверное, в глубине души каждый думающий человек до усирачки просто боится всего этого, даже если при этом сам же и помогает осуществлению подобных сценариев "по мере сил" - участвуя в митингах, занимаясь критиканством, нагнетая чернуху... Быть может, это как раз из разряда "чему быть, того не миновать, так уж пусть побыстрее грянет, сил нет ждать" - по-крайней мере, для очень многих. Боязнь катастрофы, выливающаяся в кликушество...
плюспицот!
falcao
August 1 2011, 01:01:16 UTC 7 years ago
С последней фразой также всецело согласен.
См. также то, что я написал у Вас в журнале в "верхнем" посте.
Re: плюспицот!
loboff
August 1 2011, 07:46:54 UTC 7 years ago
bohemicus
August 1 2011, 08:37:41 UTC 7 years ago
Но что советским цены, что им уют, зачем им зарплаты? Куздра дал ссылку именно на этот фрагмент в своём журнале, и меня посетили его читатели. Понятно, что аудитория Куздры - это люди, чьи взгляды противоположны моим. Но хоть какие-то общепризнанные вещи в их картине мира могли бы присутствовать? Нет, ни в коем случае.
Кто-то стал оспаривать, что китайцы вообще применяли эту чёртову тактику. Кто-то принялся доказывать, что это правильная и победоносная тактика. При этом одни говорят, что она не ведёт к большим собственным потерям. Другие полагают, что до демографического перехода собственные потери - это вообще благо, фактор дарвиновского отбора... Сразу ЧЕТЫРЕ взаимоисключающие версии событий. И эти люди каким-то образом друг друга поддерживают. Всё что угодно, только не здравый смысл.
Это не мировоззрение, это невроз.
loboff
August 1 2011, 09:34:11 UTC 7 years ago
>>> Это не мировоззрение, это невроз
Жёстко. Однако приходится согласиться - по сути и сам о том же писал, может разве что в более мягкой форме. А невроз - он и лечится размеренным образом жизни, хорошим питанием, позитивным общением, и главное - временем :)
al_komnin
August 1 2011, 06:59:07 UTC 7 years ago
Русский же, как и многие азиаты, живет кое-как, временно, относясь к быту как делу второстепенному - потом, как-нибудь обживемся. При этом всегда живет налегке, понимая, что государство, братки или еще какие татаро-монголы запросто могут лишить его всякого имущества в любой момент. Здесь же и православие в строчку, как и всякий азиатский мистический культ, уводящий человека от материального мира.
enzel
August 1 2011, 07:57:05 UTC 7 years ago
bohemicus
August 1 2011, 10:17:12 UTC 7 years ago
Аутентичные русские - это совсем другие люди. Они описаны в классической русской литературе, и не только XIX века. Ещё у Булгакова в "Белой гвардии" постоянно говорится о кремовых шторах, мебели красного бархата, турецких коврах с золотыми завитушками, бронзовых лампах и т.п., как о вещах, значимых и ценных для героев.
А православие... Знаете, я очень уважаю глубоко и искренне верующих людей. Иногда я им завидую. Но таких в России всегда была горстка. Еn masse русские - абсолютно светский народ, для которых религия - третьестепенное дело. И так было всегда. В широких массах русских религиозность никогда не простиралась дальше обрядоверия.
heinza
August 1 2011, 11:05:49 UTC 7 years ago
Меня всегда радовали наши славные ряженые псевдолибералы, любящие обвинять русских одновременно в религиозной поверхностности и обскурантизме.
PS: Кстати,подумалось, что определение pohodlný прекрасно подходит для Вашего ЖЖ.
Он какой-то на редкость добрый и уютный, один из немногих интеллектуальных блогов, не ввергающих меня в печаль и уныние :)))
bohemicus
August 1 2011, 14:39:14 UTC 7 years ago
al_komnin
August 1 2011, 11:18:00 UTC 7 years ago
Кстати, известная статья про нынешнее крестьянское мировоззрение http://emsu.ru/lg/0701/sel-9.htm
Говоря же о современности, я согласен с Вами, что даже простое помещение азиата, и русского человека в т.ч., в западную институциональную среду меняет и ценности, и политическое мировоззрение, и бытовое поведение - примеров тому мы видим множество. Вопрос-то в том,откуда возьмется эта устоявшаяся институциональная среда в России.
enzel
August 1 2011, 12:59:57 UTC 7 years ago
antares68
August 1 2011, 16:26:51 UTC 7 years ago
Чаадаева почитайте, если не читали. Его, правда, сумасшедшим объявили, но писал он об этом парадоксе (неумении устроить быт) еще в середине 19-го века. :)
al_komnin
August 3 2011, 03:51:57 UTC 7 years ago
http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=1&ved=0CBcQFjAA&url=http%3A%2F%2Frodnov.zx6.ru%2Ffr%2F3%2Fpublic%2FSanitars.doc&rct=j&q=%D0%A1%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%9D%D0%9E-%D0%93%D0%98%D0%93%D0%98%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95%20%D0%A3%D0%A1%D0%9B%D0%9E%D0%92%D0%98%D0%AF%20%D0%9A%D0%A0%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%AC%D0%AF%D0%9D%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E%20%D0%91%D0%AB%D0%A2%D0%90%20%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%A6%D0%90%20XIX%20%E2%80%93%20%D0%9D%D0%90%D0%A7%D0%90%D0%9B%D0%90%20XX%20%D0%92%D0%95%D0%9A%D0%90&ei=hMQ4TpvBJMOj-gbbp4W4Ag&usg=AFQjCNH0eJv88QWTd4dUbfqZxmF1YSr0EQ&sig2=mBmsijK2HJuCcyGf23x2sQ&cad=rja
Или книжка того же Безгина по крестьянской культуре рубежа веков вообще
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Bezg/index.php
Да и то - приводившегося Булгакова вспомнить о смоленщине, "Записки врача".
antares68
August 3 2011, 20:35:48 UTC 7 years ago
Мне как-то пришлось присутствовать при беседе редакторов, выпускающих журнал об уютном жилище (!). В ходе этой беседы выяснилось, что одна из них лишь недавно отремонтировала у себя дома окно, которое было сломанным семь лет и не открывалось. Сподвигла ее на ремонт подруга, приехавшая то ли из Западной Европы, то ли из Штатов. Пять минут на звонок в ЖЭК и двадцать минут работы мастера на следующий день. Окно было сломано семь лет, человек профессионально занимается выдачей советов об устроении уютного жилища. Разве это не классика?
zadumov
August 1 2011, 12:33:56 UTC 7 years ago
bohemicus
August 1 2011, 14:47:11 UTC 7 years ago
Понятия
zadumov
August 5 2011, 13:18:52 UTC 7 years ago
lucem_glorifico
August 1 2011, 16:30:33 UTC 7 years ago
а как с pohod'ой обстоит дело в словакии, не знаете?
bohemicus
August 2 2011, 06:54:16 UTC 7 years ago
arfelio
August 1 2011, 18:57:45 UTC 7 years ago
bohemicus
August 2 2011, 06:40:18 UTC 7 years ago
arfelio
August 2 2011, 07:22:07 UTC 7 years ago
"бессмысленное сверхусилие"
Михаил Денисов
August 11 2011, 09:29:32 UTC 7 years ago
http://afanarizm.livejournal.com/144447.html и далее по ссылкам
"бессмысленное сверхусилие"
Михаил Денисов
August 11 2011, 10:02:52 UTC 7 years ago
Если прочитать очерки вместе с "Земным воплощением демиурга" Гройса, как случайно получилось у меня, то картинка выйдет более стереоскопической.
"Характерной чертой героев литературы сталинского времени является их способность совершать подвиги, очевидно превосходящие человеческие силы, способность эта проявляется у них вследствие их отказа подходить к жизни "формалистически". Этот отказ позволяет им излечиться одной силой воли от туберкулеза, начать выращивать тропические растения в тундре без парников, одной силой взгляда парализовать врага и т. д. Стахановское движение без всякого дополнительного применения техники, только одной силой воли рабочих, повысило производительность их труда в десятки раз. Без всякого применения "формалистических методов генетики" академику Лысенко удалось превращать одни виды растений в совершенно другие" и т.д.
_devol_
September 11 2011, 20:59:46 UTC 7 years ago
- cвинину можно брать и за 75 крон, а по слевам и вообще за 55, печенка свежая стоит 29 крон кило, куры - 54-56, по слевам - 40-45, ножки куриные в прошлом году стоили 23-26 крон, в этом почему-то 40-46. Помидоры по 13 - на Тржнице што ли? Так обычно от 20 до 29 стоят. Мука есть и по 6-7 крон. Хорошая говядина - 110-170 крон, ну на мой невзыскательный
bohemicus
September 29 2011, 10:59:44 UTC 7 years ago
heinza
January 5 2012, 22:44:53 UTC 7 years ago
В субботу один польский знакомец рассказал поучительную историю. Его брат работает на заводе в каком-то там заштатном польском городке. И вот завод, брошенный немцами, зачем-то решили купить китайцы. Зачем - не знаю, предполагаю просто боятся за судьбу своих долларовых резервов, вот и скупают что попало в Европе.
Первое что интересовало новых китайских хозяев: как законным способом ввести физические наказания на заводе.
Польский менеджер не понял о чём это китаец:
- Какие физические наказания?
- Бить палками.
- ??? Зачем?
Тут китаец удивился странной реакции поляка:
- Как зачем? Для обеспечения производительности труда!
Узнав, что в Польше такое невозможно, китаец расстроился.
http://cool-polar-fox.livejournal.com/9172.html?style=mine
о японцах
volka_n_pustota
June 1 2014, 06:22:50 UTC 5 years ago