bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Pohodáři и 神風.

 Мой ответ на реплику ув. [info]falcao  о том, что в России для достижения уровня жизни Чехии понадобилось бы переутруждаться по меньшей мере на уровне Японии, сводится к трём тезисам.

  1. Специфика организации труда японцев обусловлена не столько экономической необходимостью, сколько их общим отношением к жизни. Это особенность японской культуры.

  2. Уровень жизни чехов выше, чем уровень жизни русских, но существенно ниже, чем уровень жизни японцев. Однако в Чехии это никого не беспокоит, поскольку здесь куда уютнее, чем в Японии. Это особенность чешской культуры.

  3. Уровень жизни Чехии в России вполне достижим без японского напряжения. К сожалению, я не уверен, что в России достижим чешский уровень уюта. Это особенность нашей культуры.
 

  Есть в Японии одна корпорация, от упоминания названия которой я воздержусь, не желая ни делать ей рекламу, ни бросить на неё тень. Скажу лишь, что фирма эта была основана в 1919 году в Нагойe, а ныне у неё 8 заводов (из них 4 в Японии и по одному в США, Великобритании, Сингапуре и Китае) и 6200 сотрудников, из которых 900 работают в Европе. Продукция фирмы - металлообрабатывающее оборудование, станки с ЧПУ, лазерные станки и т.п. Одно из её представительств находится в Праге. Трудится там человек 10-12. Некоторые - японцы, другие - чехи. Трое или четверо из них - инженеры, остальные - менеджеры и дистрибьюторы. Они занимаются сбытом продукции и работой с клиентами в Восточной Европе. B фирме года два-три проработал и один мой близкий друг (чех). Он отвечал за контакты с Венгрией, Румынией и некоторыми балканскими странaми.

  Десяток сотрудников пражского филиала ежемесячно обеспечивает фирме оборот в четыре миллиона €. У каждого из них есть совочек и метёлка, и в среднем раз в неделю отрудник должен произвести уборку помещения в соответствии с вывешенным в офисе графиком. Нанять уборщицу фирма категорически отказывается. Японский шеф считает, что при обороте в четыре миллиона платить кому-то дополнительные четыреста евро совершенно излишне. Менеджеры могут ещё немножко шить убраться и сами.

  Разумеется, менеджерским подметанием японские принципы организации труда не ограничиваются. В Европе работа в подобном бизнесе автоматически предполагает очень большую степень свободы. Например, занимая аналогичную позицию в чешской или шотландской фирме, мой друг мог позволить себе во время двухнедельной аргентинской командировки на три дня отлучиться в Уругвай. Его начальству просто не было до этого дела. Работая у японцев, он должен был предпринять многоходовую интригу, чтобы выкроить из румынской командировки несколько часов на посещение замка Дракулы. Японский шеф названивал ему каждые полтора-два часа и контролировал, где в данный момент находится и чем занимается его сотрудник. Неудивительно, что при первой же возможности мой друг сбежал к итальянцам. Хотя платили японцы лучше.

  Вот такие детали и объясняют, почему вплоть до наступления эры политической корректности европейцы считали дальневосточные культуры варварскими. Во всех этих странах восходящего солнца и утренней свежести недостаточно делать дело. Там непременно нужно ещё совершать какое-нибудь бессмысленное сверхусилие. Азиаты перенапрягаются не потому что это единственный способ достичь благополучия, а потому что по их представлениям напряжённость и мучения являются ценностью сами по себе.

 Восток не хуже Запада осознаёт всё несовершенство человека, но делает из этого осознания противоположные выводы. Запад подходит к человеку с максимальным возможным снисхождением. Восток презирает его и стремится наказать. В японской литературе природа традиционно изображается гармоничной и совершенной, а находящийся в ней человек - жалким и ничтожным. Он просто лишний элемент в системе, нарушитель гармонии мироздания. Чтобы заслужить похвалу Востока, человек должен пожертвовать собой. Это особенно хорошо видно по азиатской манере вести войну. "Путь самурая должен закончиться смертью."

  Но японский вариант - это вариант с изысками. Написанное кисточкой трёхстишие о падающем лепестке хризантемы, повязка с надписью 神風 на голове, последняя молитва людей, носящих имя божественного ветра, взятый с собой в кабину самолёта меч... Что ж, в японском способе самоликвидации есть по крайней мере эстетика. К тому же он требует денег.

  Китайцы попроще, и с деньгами у них похуже. Во всех войнах, что им довелось вести в ХХ веке - против японцев, против войск ООН в Корее, друг против друга - китайцы применяли тактику человеческих волн. Огромные массы пехоты без всякой артподготовки просто бежали к окопам противника, косящего их из пулемётов. Если у неприятеля заканчивались патроны или перегревались стволы, третьей или четвёртой волне удавалось добежать. Добежавшие повторяли подвиг Матросова, закрывая собой огневые точки противника. Считалось, что это победа.

 Даже поверхностное знакомство с чешским образом жизни и способом мышления позволяет сделать вывод, что они безусловно противоположны дальневосточным. Существует одно чешское понятие, которое невозможно адекватно перевести на русский - pohoda. Это и удобство, и покой, и мир, и лёгкость, и радость, и много что ещё. Выражение pohodlné boty можно перевести как "удобные ботинки". При попытке объяснить одним словом по-русски, кто такой pohodlný človek, возникают затруднения.

  Pohoda - ключевое понятие чешской жизни. Её цель и смысл в том, чтобы být v pohodě. Чешские психологи заняты вопросом, как человеку быть v pohodě при современном темпе жизни. Чешские диетологи дают советы, как похудеть и быть v pohodě. Абсолютное воплощение pohody - чешское Рождество. Чехи желают друг другу pohodlných праздников, и начинается всеобщий отдых. Не знающие этого туристы часто прокалываются. 24 декабря в полдень жизнь замирает. Иностранцы вдруг обнаруживают, что не работают даже рестораны, не говоря уже о магазинах. Городской транспорт начинает ходить по особому, сокращённому расписанию, а большая часть поездов отменяется. В ближайшие три дня все наслаждаются pohodou, ходят друг к другу гости и смотрят по ТВ транслирующиеся нон-стоп сказки. Или просто лежат на pohodlných диванах

  Ho c азиатской нирваной или чем-то подобным pohoda не имеет ничего общего. Покой буддистских монастырей  глубоко чужд богемцам. Скажем, на Востоке монаху нельзя прикасаться к женщине и золоту, а также есть мясо (на самом деле это тоже не покой, а разновидность напряжённости). Чехи, напротив, активнейшим образом прикасаются ко всему, что любят. Чтобы быть v pohodě, это необходимо.

Насколько жители благословенной Богемии могут себе позволить к чему-либо прикоснуться, лучше всего показывает статистика.

  Согласно актуальным данным, средняя зарплата в стране до вычета налогов достигает 23 000 крон при курсе 24 кроны за евро или 17 крон за доллар (здесь и далее цифры округлены). Поскольку местная статистика честна, она всегда оговаривает, что 65-70% работающих получают куда меньшие суммы.

  Однако зарплата - не единственный источник дохода (есть ещё всевозможные социальные выплаты, пенсии, детские пособия и т.д.), поэтому куда более важна и предметна другая цифра - чистый доход на члена семьи. Общенациональный показатель - 143 тысячи крон в год на человека. В семьях людей с высшим образованием - 170 тысяч. В семьях людей, занимающихся бизнесом - 162 тысячи. В семьях безработных - 78 тысяч. При этом официальная граница бедности - 112 тысяч крон в год или чуть менее девяти с половиной тысяч крон в месяц. Доходами ниже этой границы располагают около одного миллиона человек или почти 10% населения страны.

  При этом 65% чехов признают, что испытывают определённые финансовые затруднения, у 8% есть серьёзные финансовые проблемы. Около 40% не могут себе позволить съездить в отпуск. Почти столько же не располагают свободной суммой в 8500 крон (500 долларов) на случай непредвиденных расходов. Количество людей, обладающих состоянием в 17 миллионов крон и выше (т.е. долларовых миллионеров) равняется 20 тысячам.

  Как видно из приведённых цифр, жизненный уровень в Чехии отнюдь не находится на какой-то заоблачной высоте. Тем не менее, чехи живут лучше, чем можно было бы ожидать, основываясь на статистике (хотя и скромнее, чем может показаться туристам). Например, чехи хорошо едят. В последний раз они плохо питались, пожалуй, во времена Великой Депрессии. Как-то раз мы с одним чехом сравнивали нормы выдачи продуктов по карточкам в позднем СССР и в Протекторате Чехия и Моравия. Оказалось, что чехи при Гитлере ели лучше, чем советские при Горбачёве.Для достижения pohody еда значит очень много. Если не ошибаюсь, в ЖЖ о взаимосвязанности тем еды и политики неоднократно и внятно высказывался только ув. [info]krylov . Некоторые по скверной советской привычке и вовсе считают, что пища недостойна упоминаний в серьёзном блоге. Ошибка, совершенно немыслимая для чехов. Здесь и президент любит поговорить о том, что должно быть на рождественском столе.

  Напрашивается вопрос: как могут хорошо питаться (и вообще жить) обитатели страны, в которой средний доход не достигает 700 €? Ответ до обидного прост. Здесь всё дёшево, а особенно - еда. Цены вполне соответствуют покупательской способности потребителей. Сегодня утром я покупал продукты в ближайшем к дому супермаркете. Цыплята стоят 60 крон, свинина - 100, помидоры - 13, бананы - 17, персики - 20, мука - 9, моцарелла - 135, гоуда - 160 крон. Все цены - за килограмм. Цены - это вторая тема, которая почему-то игнорируется большинством ЖЖ-истов. В моей френд-ленте о ценах регулярно пишет только ув.[info]hasid . Как-то раз о них заикнулся ув. [info]sapojnik  - тут же нашлись не очень умные люди, которые принялись его высмеивать. "Сапожнику на картошку не хватает!". Думаю, ему-то как раз хватает. Но оппозиция, которая не обращает внимание на чудовишные ценовые перекосы в РФ - это вообще не оппозиция.

  Привести в РФ цены в соответствии с доходами населения вполне можно. В первую очередь, следовало бы пустить на российский рынок сети супермаркетов, работающих в Восточной Европе. Это само по себе приблизило бы уровень жизни в РФ к чешскому. Но вот pohody это, увы не создаст. Для её достижения понадобились бы изменения геологического масштаба в сознании сограждан. 
 

Tags: bohemia, cogito, russia
1
Это особенно хорошо видно по азиатской манере вести войну. "Путь самурая должен закончиться смертью.

Замечу, чо "Хакагуре" написал самурай эпохи когда не то, что войн, а хоть какой-то реальной возможности помахать мечом не было. Так сказать - "книжная доблесть". Вроде европейского куртуазного рыцарства.

К сожалению, я не уверен, что в России достижим чешский уровень уюта

Я вполне уверен, что он легко достижим в России при одном лишь условии - его большая часть населения захочет достичь. Лично я - не хочу.
Как Вам угодно. В каждой европейской стране есть асоциальные элементы. Они стихийно создают гетто, в которых нет ни малейшего уюта. Никто не мешает им жить так, как заблагорассудится. Общество-то свободное. Но иногда от них отгораживаются стенами. Чтобы они не мешали другим наслаждаться уютом.
Тут вопрос в соотношении первых и вторых. У нас, боюсь, наблюдается патологическое отклонение от нормы. Сразу кто-нибудь скажет, что никакой нормы и нет, или что норма это хаос.
Примерно это я и имел в виду, говоря о трудности достижения в РФ чешского уюта. Хотя в целом я, конечно, куда больший оптимист, чем Вы.
Поздравляю! :)
Спасибо!
Я лишь скромно замечу, что не так уж давно я не просто "заикался про картошку", а вообще регулярно публиковал свой собственный "Индекс Личной Потребительской Инфляции" (сокращенно - Индекс ЛПИ).

Например, здесь - http://sapojnik.livejournal.com/379653.html

Или здесь - http://sapojnik.livejournal.com/275582.html
Так Вы грузин или жоржик? :)
На Ваше усмотрение.
Спасибо. Это посты четырёх-пятилетней давности. В те времена у меня ещё не было своего журнала, так что не было френд-ленты, и ЖЖ я читал нерегулярно. Я имел в виду один Ваш пост этого года. У некоторых читателей он вызвал какую-то странную реакцию.
Уровень жизни в России находится вполне себе на среднеевропейском уровне. А вот качество жизни заметно ниже .(Или, как Вы называете, уюта.)))
В РФ очень большая разница между различными регионами. К сожалению, во многих регионах и уровень жизни ниже, чем в Восточной Европе.
Регионы-это да .Но скорее проблема в некоторых категориях ,которые выпадают .Но зато есть целые категории, формально малоимущие ,которые в реальности получают доход близкий или даже превышающий западноевропейский. Правоохранительные органы, врачи (не все) , всевозможные органы контроля и т .д .Скажем ,пожарный инспектор даже в небольшом российском городке вряд ли имеет меньший доход ,чем его коллега в Париже .Неофициальный ,криминальный, но реальный. А вот качество жизни намного меньше...
простите, а где Вы нашли такие цены? По моим наблюдениям, в Кауфландах-Альбертах и в Глобусе всё же несколько дороже.

Ну а темы еды - популярна, да. Во время коллективных посещений столовой коллеги заглядывают в тарелку и спрашивают, вкусно ли. Начинаю предлагать им попробовать - отказываются. Ну что с ними сделаешь.

А погодливость эту - ну видно да, любят. Ну простим им, это не самое страшное в жизни.
цыплята и свинина, по крайней мере, адекватна, мы свинтуса из биллы сегодня вообще за 80 принесли, акционного.

Во время коллективных посещений столовой коллеги заглядывают в тарелку и спрашивают, вкусно ли. Начинаю предлагать им попробовать - отказываются.

Осмелюсь предположить, не хотят смущать/не держат за своего. Так получилось, что я работаю тут уже в третьей конторе, и во всех сослуживцы с удовольствием таскают еду с тарелок друг у друга, спросив разрешения. У меня, кстати, тоже не берут, по тем же, полагаю, причинам.
Цены в Альберте сильно выше указанных. Или они указаны не за килограмм?

не хотят смущать/не держат за своего

скорее всего, так. Хотя со своих тарелок иногда предлагают, если что-то экстраординарное. Но удивительно здесь само проявление какого-то внимания к столовской еде. Представляю, что было бы, переживи они события типа блокады Ленинграда.
Это цены в Лидле. В Альберте и Глобусе действительно несколько дороже, но в Кауфланде часто бывает ещё дешевле. Скажем, на прошлой неделе там можно было купить бананы за 8 крон.
Между pohodlný človek и pohodař существует существенная разница.Первый - удобный человек, а второй просто free
Если начать рассматривать все тонкости употребления производных от слова pohoda, то это потянет на диссертацию. Скажем, когда мафия ликвидирует кого-то, кто слишком много видел, она устраняет nepohodlného svědka. Но товарищ, на которoго можно положиться в трудные времена - это kamarád do nepohody.
pohodlný člověk однозначно негативный концепт, ненадежный и равнодушный, такой studený čumáček как мораваки любят называть чехов...
Мне кажется, сказанное Вами о pohodlném человеке - это тоже моравская особенность. В Чехии термин не носит негативного оттенка. Посмотрите, какие примеры употребления этого выражения даёт гугль: http://www.google.cz/#hl=cs&xhr=t&q=pohodln%C3%BD+%C4%8Dlovek&cp=15&pf=p&sclient=psy&source=hp&aq=f&aqi=&aql=&oq=pohodln%C3%BD+%C4%8Dlovek&pbx=1&bav=on.2,or.r_gc.r_pw.&fp=1d7c05f29a8fd386&biw=1260&bih=838
и все ссылки, по которым я ходила, как раз дают негативный смысл - этакий лежебока на диванеhttp://www.livejournal.com/create.bml
Мне из предыдущих комментариев этого постинга в виде кусочков больше всего "понравилась" эмоциональная реакция на войну и азиатов. Свести весь пост к одному примеру из него, и ломать по этому поводу копья - это очень по-русски, в общем-то. Какая уж тут "похода" может быть? - если общий смысл теряется за обсуждением частностей, причём, обсуждением, переходящем в холивары...

Собственно, и вся русская интеллигенция в этом - неумении жить уютно, есть не от пуза, а вкусно, говорить о важном, не разбрасываясь по мелочам. Такое ощущение времянки - люди, которых вдруг "допустили", и они спешат - запихнуться, покричать, "пожить" спешат - видимо, "пока не началось".

Пожалуй, и правда дело отнюдь не (или не совсем в) уровне жизни. Само её, жизни, ощущение: вот эта суета и нервозность в каждом жесте, слове и съеденном куске; ожидание того, что вот сейчас всё "вдруг закончится" (нефть, например); недоверие ко всем положительным изменениям, недоверие вплоть до того, чтобы вообще напрочь игнорировать все положительные тенденции, и видеть только чернуху - вот наверное что будет изживаться долго и больно. А уровень жизни - дело такое, в общем-то, наживное. Было бы кому и для чего наживать...

Поколение "недоевших" - вот что это такое. И в политике, и в чиновничестве (нахапать), и в обыденной жизни (успеть съездить в Египет, пусть даже и сидеть перед этим год на макаронах, чтобы денег скопить - а куда успеть? зачем спешить? почему именно в этом году, а не следующем? зачем на макаронах? - не ясно). "Недоевшесть" и ощущение времянки - это поистине страшное по разрушительной силе сочетание. Вот "всё закончится", а я так и не успел отожраться...

Вылечить (да и лечит потихоньку) может лишь время и стабильность. Вот их и дай нам бог - всем.

Deleted comment

В общем-то, тут два противоположных даже в чём-то момента.

С одной стороны, у нас нет иммунитета к перманентной нестабильности - не было возможности привыкнуть к регулярным кризисам, которые каждые 10-15 лет понемногу трясут и "доят" весь мир (а не только Латинскую Америку).

С другой - наша история, и в особенности ближайшая, это сплошные "американские горки" - резкие подъёмы с ещё более резкими, практически катастрофическими обвалами. Поэтому мы каждый чих воспринимаем как знамение, как то, что "ну вот, началось!" И это ощущение "времянки" с одновременно отсутствием "привычки" к колебаниям в пределах нормы ("что, опять кризис? - ну и ладно, отложим Египет на следующий год") - оно очень долго будет изживаться. Да и то, если не будет очередного катастрофического провала. Ещё лет лет десять-двадцать стабильности, и мещанство в хорошем смысле этого слова вернётся в жизнь, спокойный прагматизм - в головы, и уверенность в себе, своих силах и своём владении своим же временем - в души.

Собственно, это не вина наша, если вдруг мой постинг вызывает именно такое ощущение - это беда. Да и то вполне изживаемая - лишь бы очередные рэволюционэры не устроили кровавой резни, или оранжевого паморока, или вообще не развалили страну. Наверное, в глубине души каждый думающий человек до усирачки просто боится всего этого, даже если при этом сам же и помогает осуществлению подобных сценариев "по мере сил" - участвуя в митингах, занимаясь критиканством, нагнетая чернуху... Быть может, это как раз из разряда "чему быть, того не миновать, так уж пусть побыстрее грянет, сил нет ждать" - по-крайней мере, для очень многих. Боязнь катастрофы, выливающаяся в кликушество...
Много очень близких мне мыслей! Приятно порадовало сказанное. У меня ровно такие же ощущения, причём "стойкие" весьма. Что люди страдают от "недоданности", куда-то спешат, делают что-то крайне непродуманное, и в итоге от этого страдают.

С последней фразой также всецело согласен.

См. также то, что я написал у Вас в журнале в "верхнем" посте.
О, да. Я писал о том, что в Азии мучения и страдания считаются ценностью сами по себе, а человек должен пожертвовать собой, чтобы заслужить похвалу. В черновом варианте поста и вовсе была фраза о том, что Азия создана для смерти, а не для жизни (в конце концов я убрал её, как слишком пафосную). И тактику человеческой волны я упомянул между делом, как самый наглядный и общепризнанный пример азиатского маразма. Понятно ведь, что пост вообще не о военной истории. Он о зарплатах, ценах и уюте.

Но что советским цены, что им уют, зачем им зарплаты? Куздра дал ссылку именно на этот фрагмент в своём журнале, и меня посетили его читатели. Понятно, что аудитория Куздры - это люди, чьи взгляды противоположны моим. Но хоть какие-то общепризнанные вещи в их картине мира могли бы присутствовать? Нет, ни в коем случае.

Кто-то стал оспаривать, что китайцы вообще применяли эту чёртову тактику. Кто-то принялся доказывать, что это правильная и победоносная тактика. При этом одни говорят, что она не ведёт к большим собственным потерям. Другие полагают, что до демографического перехода собственные потери - это вообще благо, фактор дарвиновского отбора... Сразу ЧЕТЫРЕ взаимоисключающие версии событий. И эти люди каким-то образом друг друга поддерживают. Всё что угодно, только не здравый смысл.

Это не мировоззрение, это невроз.
Ох! Эко они вас всё же раздразили! Впрочем, вполне могу понять - когда говоришь об одном, а тут цепляются к словам, и принуждают обсуждать совершенно другую тему, может и интересную по-своему, но явно не для здесь и не для сейчас - это несомненно вымораживает...

>>> Это не мировоззрение, это невроз
Жёстко. Однако приходится согласиться - по сути и сам о том же писал, может разве что в более мягкой форме. А невроз - он и лечится размеренным образом жизни, хорошим питанием, позитивным общением, и главное - временем :)
Дело, пмсм, еще и в степени субъектности, если можно так сказать. Чех, да и почти всякий европеец, вполне чувствует свое присутствие в мире, воспринимает себя субъектом. Он стремится освоить мир, обустроить свой быт так, как будто живет вечно, рассчитывая на то, что нет такой силы, способной внезапно все это его благополучие отобрать - хорошо подходит то рассуждение относительно перспектив чехов при немцах и большевиках. Еще вспоминается мемуар одного красноармейца, которого при освобождении Европы больше всего поразило житейское обустройство европейских обывателей - с погребами, висящими колбасами, подворьем, машинками зингер и т.п.
Русский же, как и многие азиаты, живет кое-как, временно, относясь к быту как делу второстепенному - потом, как-нибудь обживемся. При этом всегда живет налегке, понимая, что государство, братки или еще какие татаро-монголы запросто могут лишить его всякого имущества в любой момент. Здесь же и православие в строчку, как и всякий азиатский мистический культ, уводящий человека от материального мира.
У вас какое-то советское представление о русских. Если видеть русских в советских колхозниках, то да. Только не надо забывать, через что они прошли, результатом каких процессов явилось это убожество. В лучшем случае - это русский низ без верха.
Так, как Вы описываете, живёт не не русский в естественных условиях, а русский, обобранный и оболваненный советской властью. Кстати, даже при СССР мироощущение русских в Прибалтике было заметно иным, чем мироощущение русских в РСФСР. И достигалась эта разница не с помощью какой-то православной мистики, а с помощью законодательства. Например, вот здесь есть очень хорошие цифры и факты http://krylov.livejournal.com/2283504.html

Аутентичные русские - это совсем другие люди. Они описаны в классической русской литературе, и не только XIX века. Ещё у Булгакова в "Белой гвардии" постоянно говорится о кремовых шторах, мебели красного бархата, турецких коврах с золотыми завитушками, бронзовых лампах и т.п., как о вещах, значимых и ценных для героев.

А православие... Знаете, я очень уважаю глубоко и искренне верующих людей. Иногда я им завидую. Но таких в России всегда была горстка. Еn masse русские - абсолютно светский народ, для которых религия - третьестепенное дело. И так было всегда. В широких массах русских религиозность никогда не простиралась дальше обрядоверия.
>> И так было всегда. В широких массах русских религиозность никогда не простиралась дальше обрядоверия.

Меня всегда радовали наши славные ряженые псевдолибералы, любящие обвинять русских одновременно в религиозной поверхностности и обскурантизме.

PS: Кстати,подумалось, что определение pohodlný прекрасно подходит для Вашего ЖЖ.
Он какой-то на редкость добрый и уютный, один из немногих интеллектуальных блогов, не ввергающих меня в печаль и уныние :)))
Спасибо. Да и я сам pohodář. Живу спокойной, размерянной жизнью в тихом, уютном месте. Давно и счастливо женат. Мне не на что жаловаться, меня всё в моей жизни устраивает. Pohoda :)
Так описываем то, что видим, - советских русских. К сожалению, дореволюционные русские нам доступны только в нарративных источниках, социология дает очень немного качественного материала, разве что когда-нибудь кто толком проанализирует массивы земских описаний с точки зрения ливинг хистори. Межу тем, понятно, что и до революции была масса разных мировоззренческих моделей - аристократическая, дворянская, мещанская-разночинская. Однако основная масса населения практиковала крестьянский лебенсвельт, причем не кулацкий или старообрядческий, а маргинальный, на грани выживания, тоже прекрасно известный нам из Платонова или, раньше, Успенского, етц. При всем согласии с деградирующим характером советского режима для русских, все же мне кажется вполне общим местом признание того, что большевики лишь усугубили некоторые характерные для развития России тренды.
Кстати, известная статья про нынешнее крестьянское мировоззрение http://emsu.ru/lg/0701/sel-9.htm
Говоря же о современности, я согласен с Вами, что даже простое помещение азиата, и русского человека в т.ч., в западную институциональную среду меняет и ценности, и политическое мировоззрение, и бытовое поведение - примеров тому мы видим множество. Вопрос-то в том,откуда возьмется эта устоявшаяся институциональная среда в России.
Конечно, б-ки всегда, с самого начала и предельно цинично играли на понижение во всём - это было ноу-хау их победы. Вместо "ставки на сильного" (Столыпин), ставка на худшего, низшего, подлого. Но и то ведь, с одного наскока (1917-21 гг.) не вышло: отползли назад, дали несколько передохнуть и обмякнуть - не выпуская из-под контроля, а затем уже нанесли окончательный удар, превративший русское крестьянство в государственных рабов.
"Русский же, как и многие азиаты, живет кое-как, временно, относясь к быту как делу второстепенному - потом, как-нибудь обживемся".
Чаадаева почитайте, если не читали. Его, правда, сумасшедшим объявили, но писал он об этом парадоксе (неумении устроить быт) еще в середине 19-го века. :)
Да собственно, тема-то известная. Вот, скажем, статейка о гигиенической практике русского крестьянства начала 20 (!) века
http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=1&ved=0CBcQFjAA&url=http%3A%2F%2Frodnov.zx6.ru%2Ffr%2F3%2Fpublic%2FSanitars.doc&rct=j&q=%D0%A1%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%9D%D0%9E-%D0%93%D0%98%D0%93%D0%98%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95%20%D0%A3%D0%A1%D0%9B%D0%9E%D0%92%D0%98%D0%AF%20%D0%9A%D0%A0%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%AC%D0%AF%D0%9D%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%93%D0%9E%20%D0%91%D0%AB%D0%A2%D0%90%20%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%A6%D0%90%20XIX%20%E2%80%93%20%D0%9D%D0%90%D0%A7%D0%90%D0%9B%D0%90%20XX%20%D0%92%D0%95%D0%9A%D0%90&ei=hMQ4TpvBJMOj-gbbp4W4Ag&usg=AFQjCNH0eJv88QWTd4dUbfqZxmF1YSr0EQ&sig2=mBmsijK2HJuCcyGf23x2sQ&cad=rja
Или книжка того же Безгина по крестьянской культуре рубежа веков вообще
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Bezg/index.php
Да и то - приводившегося Булгакова вспомнить о смоленщине, "Записки врача".
Собственно, да.

Мне как-то пришлось присутствовать при беседе редакторов, выпускающих журнал об уютном жилище (!). В ходе этой беседы выяснилось, что одна из них лишь недавно отремонтировала у себя дома окно, которое было сломанным семь лет и не открывалось. Сподвигла ее на ремонт подруга, приехавшая то ли из Западной Европы, то ли из Штатов. Пять минут на звонок в ЖЭК и двадцать минут работы мастера на следующий день. Окно было сломано семь лет, человек профессионально занимается выдачей советов об устроении уютного жилища. Разве это не классика?
Забавно, когда методы ведения азиатской войны применяются в эрейфиской бизнес-практике. С тем же успехом, надо заметить.
Честно говоря, у меня смутное представление об особенностях отечественного бизнеса после 95 года, когда я уехал из страны. А в моё время в бизнесе камикадзе не применялись. Правда, применялись снайперы, но это совсем другое дело :)
Ну а как назвать методику работы с персоналом, при которой приходится постоянно менять оный? Думаю, камикадзе-стиль тут наиболее подходящее название.
как всегда, отлично. согласен полностью с Вашими выкладками. я вот сейчас в мадриде нахожусь и не представляю себе, что со мною станет, когда я вернусь в Питер.

а как с pohod'ой обстоит дело в словакии, не знаете?
Словацкие братья стараются не отставать. В Баньской Быстрице есть ресторан "Pohoda", в Шутрове можно остановиться в пансионате "Pohoda", в Тренчине проводится мультикультурный фестиваль "Pohoda", в Новом Месте городское ТВ называется "Pohoda", существует словацкая туристическая фирма "Pohoda"...
У вас есть пост про вьетнамскую общину в Чехии, там вы писали, что первая по численности община в Чехии это украинская. Вы не планируете про неё написать?
Нет, не планирую. Ув. van_dimm, живущий в Праге, собрал в одну ленту журналы всех (или почти всех) русскоязычных блогеров из Чехии. Там есть и много людей с Украины. За жизнью общины можно наблюдать практически в реал-тайм http://van-dimm.livejournal.com/friends/cz
Благодарю за наводку
Вчера наткнулся на великолепный пост о совецких "ударниках" и "стахановцах", мне кажется, что там отлично проиллюстрированы ваши мысли

http://afanarizm.livejournal.com/144447.html и далее по ссылкам
Впрочем там только про "сверхусилие" и в тоне восприятия западным путешественником трюков факира. Как описание шамана у Гмелина: "Придя в себя, шаман сразу же продолжил свое фиглярство <...> Ежеминутно он придавал сцене новый вид с такой необычайной ловкостью, что можно было только удивляться."

Если прочитать очерки вместе с "Земным воплощением демиурга" Гройса, как случайно получилось у меня, то картинка выйдет более стереоскопической.

"Характерной чертой героев литературы сталинского времени является их способность совершать подвиги, очевидно превосходящие человеческие силы, способность эта проявляется у них вследствие их отказа подходить к жизни "формалистически". Этот отказ позволяет им излечиться одной силой воли от туберкулеза, начать выращивать тропические растения в тундре без парников, одной силой взгляда парализовать врага и т. д. Стахановское движение без всякого дополнительного применения техники, только одной силой воли рабочих, повысило производительность их труда в десятки раз. Без всякого применения "формалистических методов генетики" академику Лысенко удалось превращать одни виды растений в совершенно другие" и т.д.
Цыплята стоят 60 крон, свинина - 100, помидоры - 13, бананы - 17, персики - 20, мука - 9, моцарелла - 135, гоуда - 160 крон. Все цены - за килограмм.

- cвинину можно брать и за 75 крон, а по слевам и вообще за 55, печенка свежая стоит 29 крон кило, куры - 54-56, по слевам - 40-45, ножки куриные в прошлом году стоили 23-26 крон, в этом почему-то 40-46. Помидоры по 13 - на Тржнице што ли? Так обычно от 20 до 29 стоят. Мука есть и по 6-7 крон. Хорошая говядина - 110-170 крон, ну на мой невзыскательный
Я привёл цены, по которым в день написания поста купил продукты в "Лидле". Естественно, где-то может быть дешевле или дороже, да и в одной сети цены могут колебаться.
Встретила замечательну иллюстрацию к Вашему посту.

В субботу один польский знакомец рассказал поучительную историю. Его брат работает на заводе в каком-то там заштатном польском городке. И вот завод, брошенный немцами, зачем-то решили купить китайцы. Зачем - не знаю, предполагаю просто боятся за судьбу своих долларовых резервов, вот и скупают что попало в Европе.
Первое что интересовало новых китайских хозяев: как законным способом ввести физические наказания на заводе.
Польский менеджер не понял о чём это китаец:
- Какие физические наказания?
- Бить палками.
- ??? Зачем?
Тут китаец удивился странной реакции поляка:
- Как зачем? Для обеспечения производительности труда!
Узнав, что в Польше такое невозможно, китаец расстроился.

http://cool-polar-fox.livejournal.com/9172.html?style=mine
Не так давно прочитал о том, что японец может уснуть во время рабочего собрания, главное условие сохранить веритикальное положение тела, в этом случае это будет восприниматься как результат особого усердия, что работник так много работает, что ему не удается поспать)...даже в такой жесткой системе труда, есть послабления, правда как видим они основываются на том предположении, что работник все время и всего себя отдает работе