Один из посетителей журнала обратился ко мне с просьбой "выложить, например, список книг (статей в интернете, фильмов etc.), после знакомства с которыми советский человек сможет начать мыслить по-русски". Подобные пожелания звучали здесь и раньше. Но на этот раз в формулировке чувствовалась столь искренняя вера в возможность изменения образа мыслей с помощью чужих текстов, равно как и в существование специфически русского мышления, что я решил ответить постом.
Tермин "мыслить по-русски" представляется мне не вполне правомочным. Речь нужно вести скорее о рациональном и критическом мышлении. Ratio космополитично. Хотя бы потому что позволяет увидеть всю наивность национальных мифологем (любой нации). С учётом роли Европы в создании рационализма, можно говорить о европейском мышлении. Но оно едино для всех европейских народов. Ну чем отличается, например, французское мышление от немецкого? Француз и немец могут расходиться в воззрениях на принадлежность Эльзаса и Лотарингии, но это разница интересов, а не способов мышления. Русский образ мыслей тоже не отличается от французского или немецкого (хотя русское мнение о принадлежности Кёнигсберга может быть противоположно немецкому).
А уж попытка составить список рекомендованной литературы была бы с моей стороны проявлением непростительной самонадеянности. Не сомневаюсь, что большинство посетителей этого журнала - люди более интеллигентные, образованные и начитанные, чем его автор. Я определённо не рискнул бы советовать им, что читать. Я могу лишь рассказать, что и почему читаю я сам. А главное, как я это читаю. Потому что читать можно по-разному. И то, как читать, подчас оказывается важнее того, что читать.
На свете есть всего несколько книг, знакомство с которыми представляется мне действительно важным. Но превыше всех я ценю два произведения - "Государь" Макиавелли и "О духе законов" Монтескьё. Я не единожды говорил о о них, скажу и ещё раз.
В 1864 году Морис Жоли написал "Диалог в аду между Макиавелли и Монтескьё" (Этот памфлет был впоследствии положен в основу "Протоколов сионских мудрецов"). Интересно, что из всех известных всемирной истории мыслителей Жоли избрал (и поместил в ад) именно этих двух, прославившихся своей откровенностью. Причём Макиавелли в памфлете играет роль плохого парня, а Монтескьё - хорошего. В действительности подобные категории к ним вообще неприменимы, поскольку различны были не этические нормы, а адресаты авторов.
Cамые блестящие произведения XVI - XVIII веков написаны итальянцами и французами. В те времена эти народы поочерёдно достигали мировой гегемонии. Картина мира наиболее полна, если смотреть на неё глазами гегемона.
О цивилизационной роли итальянцев времён Ренессанса ув. galkovsky однажды заметил: "Как возникла европейская аристократия? Кастильоне написал своего "Придворного", Делла Каза "Об обычаях", Бембо "Азоланские беседы". Вся Европа прочла, КАК ЖИВУТ ЛЮДИ." http://galkovsky.livejournal.com/29372.html?thread=1336764#t1336764
Как известно, Дмитрий Евгеньевич излагает подобные факты в щадящем режиме. Разумеется, "Придворный" Кастильоне («Il Corteggiano», 1528) знаменит. Однако это только верхушка айсберга. Подсчитано, что в XVI веке итальянцы написали в общей сложности около тысячи четырёхсот книг для кавалеров. И ещё около восьмисот - для дам.
Но в этих двух с лишним тысячax книг содержится то, что полубоги хотели сказать простым смертным. В отличие от них трактат Макиавелли - это речь полубога, обращённaя к другому полубогу. Принято считать, что "Государь" («Il Principe», 1513) изначально вообще не предназначался для широкой публики, а был адресован герцогу флорентийскому (говорят, тот отблагодарил автора шестью бутылками вина). То, что эта книга стала достоянием человечества - редчайшая удача.
"...люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, чем того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.
Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушать страх без ненависти..." - и так сто страниц подряд. На редкость честная книга.
Николо Макиавелли. Кенотаф полубога. Барон де Монтескьё. Портрет полубога.
Монтескьё жил в другую эпоху и обращался к более широкой аудитории. Но это тоже полубог. Живший в собственном замке аристократ (его полное имя - Шарль Луи де Секонда, барон де Ля Брэд и де Монтескьё), член ложи "Горн", человек, который мог прожить жизнь при дворе короля, но счёл, что это скучно.
Переоценить написанное им невозможно. Монтескьё был предтечей идей, которые развивали мыслители от Милтона Фридмана до Льва Гумилёва. Более того, можно сказать, что мировая гегемония сегодня принадлежит государству, построенному во многом по рецептам Монтескьё. Барон утверждал, что для малых государств оптимальная форма правления - республика, средние неизменно становятся монархиями, а большим грозит риск вырождения в деспотию. Однако он нашёл pецепт сохранения республиканского правления в большой стране: eё устройство должно быть федеративным. Тут можно вспомнить, какую нервозность у некоторых из американских публицистов до сих пор вызывает имя генерала Макартура, в котором видели потенциального цезаря. Многие из них, от Патрика Бьюкенена до Фарида Закарии, повторяют, как заклинание: "Мы не империя, мы республика". Они действительно республика. Рецепт Монтескьё работает. Aмериканцы очень внимательно читали французов.
"Происки честолюбия опасны в сенате и в знати, но они не опасны в народе, которому свойственно действовать по влечению страсти. В государствах, где народ не имеет никакого участия в управлении, он будет увлекаться каким-нибудь актером, так же как в других случаях увлекался бы государственными делами.". "О духе законов" («De l'esprit des lois»), 1748 г. Автор знал толк в шоу-бизнесе ХХ векa.
Чтение старых французов (не только Монтескьё, но и Монтеня, Лабрюйeра, Паскаля, Ларошфуко) - это редкое сочетание приятного с полезным.
В XIX веке гегемония перешла от романских народов к англосаксонским. Их литературу нужно читать совсем по-другому. Это объясняется и общим контекстом эпохи (распространением грамотности, в том числе среди социальных слоёв, с которыми нежелательно делиться информацией), и спецификой нравов и мировоззрения самих англосаксов. Скелеты в шкафу есть у всех, но у англосаксов скелетов столько, что шкафы строятся специально для их сокрытия. Поэтому, читая перевод с английского (или английский оригинал, если он доступен) всегда нужно задавать себе вопросы: а что это значит на самом деле и о чём автор умолчал?
Информация, содержащаяся в источниках (особенно современных), всегда нуждается в подобных поправках. При введении поправочных коэффициентов следует учитывать личность автора, его цели и пристрастия, контекст эпохи, господствующую в момент создания произведения идеологию, отношение автора к этой идеологии и т.д. Тогда туман начнёт понемногу рассеиваться и проступят контуры реальности.
Ув. memento_iv_mo поделился со мной ссылкой на статью в "Новой утиной правде" о дедуктивном методе Шерлока Холмса. Это образец того, как нужно читать книги англосаксов: "Главным элементом дедуктивного метода является, конечно, брат Шерлока Майкрофт Холмс. Или вернее сказать «брат» Майкрофт. Он работает в Министерстве иностранных дел, занимает там солидное положение. По некоторым вопросам, как говорит Конан-Дойл, мнение Майкрофта – это есть мнение Правительства Её Величества..." и т.д. http://upravda2.ru/article.php?id=79
На этом месте было ещё шесть или семь абзацев, в которых рассматривались книги от "Майн кампф" до "Архипелага ГУЛАГ" и от "Капитанской дочки" до "Молодых львов". Подумав, я решил их сократить. О книгах можно говорить бесконечно. Русская культура литературоцентрична. Само по себе это не хорошо и не плохо. Плохо, что в советское время литературоцентричной стала русская жизнь. Я имею в виду, что вера в печатное слово заменила многим людям и независимое мышление, и личный опыт. Этой замены следует избегать.
Моя матушка рассказывала, что в молодости встречалась с неким молодым человеком, который ей очень нравился. Но в один прекрасный день он принёс какую-то книгу и заявил, что намерен выстроить по этой книге свою жизнь. Они в тот же день расстались и больше никогда не виделись. Жизнь нельзя строить по текстам. Политику (иногда) можно. Частную жизнь - нельзя.
Вот, пожалуй, и всё, что я хотел сказать о книгах. Правда, в вопросе упоминались и фильмы, но чтобы поговорить о кино, я пересяду из кресла читателя в кресло зрителя.
vasya_soykin
August 18 2011, 16:49:08 UTC 7 years ago
bohemicus
August 20 2011, 19:39:41 UTC 7 years ago
vladimir1911
August 18 2011, 16:57:41 UTC 7 years ago
А Монтескье - понравился. Читал его как и кавалер де ШИко (А. Дюма) - на отдыхе от нечего делать. Действительно, можно сказать, что - идеология демократии берет начало в том числе и от Монтескье.
antoin
August 18 2011, 17:02:02 UTC 7 years ago
vladimir1911
August 18 2011, 18:05:54 UTC 7 years ago
bohemicus
August 18 2011, 17:05:52 UTC 7 years ago
govorilkin
August 18 2011, 19:00:22 UTC 7 years ago
gausov
August 19 2011, 11:19:51 UTC 7 years ago
govorilkin
August 19 2011, 19:24:31 UTC 7 years ago
говорил.
скучно.
количество ограниченных особ еще выше, чем в ЖЖ (в котором и так не наблюдается избыток интеллектуально одаренных).
gausov
August 19 2011, 19:26:23 UTC 7 years ago
govorilkin
August 19 2011, 19:54:37 UTC 7 years ago
Ну если вам больше ничего другого не надо, то так и быть могу помочь.
gausov
August 19 2011, 19:58:12 UTC 7 years ago
bohemicus
August 20 2011, 19:06:07 UTC 7 years ago
bohemicus
August 20 2011, 19:05:00 UTC 7 years ago
Одно дело - сверяться с текстами при разработке бизнес-плана, другое - придти с ними к девушке.
govorilkin
August 20 2011, 20:39:13 UTC 7 years ago
сколько угодно и в каких угодно количествах. Это его право как читателя. А кто-то видит подобное в брюшурках "Сторожевой башни" или какого-нибудь Белого Братства.
-/Молодой человек намеревался по какой-то книге прожить частную жизнь.
жалко что ваша мама, не указала название этой книжки. Было бы очень смешно, если бы это оказался "Государь" Макиавелли.
-/Одно дело - сверяться с текстами при разработке бизнес-плана, другое - придти с ними к девушке.
как будто вы не знаете анекдот про лесорубов у которых "с бабами - о лесе, в лесу - о бабах".
Нет у человека чувства юмора, зато есть пунктик на какой-то книжке по которой он собрался строить свою жизнь. Вот он и делится своими сверхидеями с окружающими, с девушками в том числе. А у ж на что его пробьет, на справочник "Управление для чайников" 16 века издания, или "Пикап за пол-часа" напечатанный в ближайшем подвальчике зависит исключительно от тараканов в мозгах избирающего свой "Путь" (тм).
nobody11plus
August 19 2011, 18:33:15 UTC 7 years ago
bohemicus
August 19 2011, 20:03:52 UTC 7 years ago
nobody11plus
August 19 2011, 20:34:01 UTC 7 years ago
"Государь" ИМХО не только об управлении
demol1
August 19 2011, 21:01:42 UTC 7 years ago
Re: "Государь" ИМХО не только об управлении
nobody11plus
August 19 2011, 21:14:30 UTC 7 years ago
Re: "Государь" ИМХО не только об управлении
nobody11plus
August 19 2011, 21:15:40 UTC 7 years ago
synchrophase
August 19 2011, 11:13:54 UTC 7 years ago
>А остальной народ так и будет блуждать в непонимании, даже если и прочтет всю книгу.
А остальной народ тогда читать не умел, и сама мысль о всеобщей грамотности в ту эпоху, я думаю, была все равно как мысль о полете на Луну в XIX веке. Вроде физически возможно, но похоже на сказку, да и кому вообще надо.
reich_penguin
August 18 2011, 17:13:14 UTC 7 years ago
rama_ii
August 18 2011, 17:47:28 UTC 7 years ago
dbmann
August 18 2011, 17:47:52 UTC 7 years ago
интересно, существуют ли французы и немцы, которым все равно? уточню: не потому все равно, что он живет на другом конце страны и даже названий таких не знает, а именно потому, что перерос концепцию национального государства.
bohemicus
August 19 2011, 19:04:48 UTC 7 years ago
enzel
August 18 2011, 17:50:38 UTC 7 years ago
bohemicus
August 20 2011, 18:42:27 UTC 7 years ago
enzel
August 18 2011, 17:55:41 UTC 7 years ago
kroopkin
August 18 2011, 18:52:55 UTC 7 years ago
bohemicus
August 20 2011, 18:45:34 UTC 7 years ago
stilo
August 18 2011, 20:33:38 UTC 7 years ago
Как жаль. Вы лучшего мнения о человечестве, чем оно того заслуживает. :)
bohemicus
August 20 2011, 18:54:41 UTC 7 years ago
для читателя - герцога флорентийского.
elf_ociten
August 18 2011, 22:00:38 UTC 7 years ago
Re: для читателя - герцога флорентийского.
bohemicus
August 19 2011, 18:42:23 UTC 7 years ago
zadumov
August 19 2011, 05:22:58 UTC 7 years ago
Написано же великолепно. Чудесная статья.
enzel
August 19 2011, 06:53:59 UTC 7 years ago
zadumov
August 19 2011, 07:12:38 UTC 7 years ago
enzel
August 19 2011, 12:22:09 UTC 7 years ago
zadumov
August 19 2011, 14:48:29 UTC 7 years ago
bohemicus
August 19 2011, 19:21:32 UTC 7 years ago
А меня в своё время заинтересовал как раз Майкрофт. Одинокий сыщик, живущий на съёмной квартире, противостоит всему преступному миру Лондона, вечера скрашивает игрой на скрипке... Почти что дон Кихот.
Но вдруг выясняется, что у дона Кихота есть брат - герцог, обедающий с королём Испании. И братья вместе ведут весьма деликатные дела. Узнав это, уже не удивляешься, если Санчо Панса вдруг оказывается лучшим фехтовальщиком Пиренейского полуострова :)
позвольте полюбопытствовать
restart_by
August 19 2011, 05:32:45 UTC 7 years ago
И к произведениям Гвиччардини?
Re: позвольте полюбопытствовать
bohemicus
August 19 2011, 18:48:48 UTC 7 years ago
ivanov_petrov
August 19 2011, 06:32:25 UTC 7 years ago
Комары.
bohemicus
August 20 2011, 19:10:19 UTC 7 years ago
colonel_hunter
August 19 2011, 09:34:07 UTC 7 years ago
Недаром славный Дмитрий Евгеньевич во время оно выбрал Розанова в качестве смыслообразующего стержня БТ.
enzel
August 19 2011, 12:24:18 UTC 7 years ago
Яйцо Рудолюб
December 23 2013, 02:26:47 UTC 5 years ago
bohemicus
August 20 2011, 19:11:40 UTC 7 years ago
Яйцо Рудолюб
December 23 2013, 02:41:48 UTC 5 years ago
gausov
August 19 2011, 11:26:03 UTC 7 years ago
"Государь" Макиавелли
"О духе законов" Монтескье
"Диалог в аду между Макиавелли и Монтескьё" Морис Жоли
"Придворный" Кастильоне
"Об обычаях" Делла Каза
"Азоланские беседы" Бембо
С таким багажом можно и в Европу!
enzel
August 19 2011, 12:26:08 UTC 7 years ago
bohemicus
August 19 2011, 19:24:46 UTC 7 years ago
gausov
August 19 2011, 19:27:44 UTC 7 years ago
недостаток места - это обидно
db1967
August 19 2011, 12:15:48 UTC 7 years ago
Re: недостаток места - это обидно
zadumov
August 19 2011, 14:51:18 UTC 7 years ago
Re: недостаток места - это обидно
bohemicus
August 19 2011, 19:41:17 UTC 7 years ago
Сама по себе эта книга никого не сделает мудрее. Тем не менее, её чтение небесполезно. Оно помогает правильно понять некоторые аспекты Второй мировой войны. Те, кто не читал "Его борьбы", часто думают, что это книга о том, как плохи евреи и славяне. Такие мысли в книге есть, но они там не главные. В первую очередь это книга о том, как хороши англосаксы вообще и англичане в особенности.
Например, там есть рассуждение о том, что Япония не способна к самостоятельному развитию и обязана своими успехами коммодору Перри. Если же американцы (или европейцы? не помню, кого называл автор) перестанут заниматься Японией, то она вновь закроется от мира и впадёт в средневековье. Это написал человек, некоторое время спустя вступивший в союзе с Японией в войну против Америки.
А уж его пассажи о Великобритании достойны пера Киплинга. Автор просто преклонялся перед англичанами. Это помогает объяснить некоторые из так называемых загадок Второй мировой войны - дюнкеркское чудо или полёт Гесса...
Re: недостаток места - это обидно
zadumov
October 11 2011, 22:57:40 UTC 7 years ago
Причем забавно, что я начинал её читать с совершенно советскими представлениями о приходе Гитлера к власти и оценки этого персонажа. Но сам по себе текст вполне раскрывает сущность национал-социализма. А советской оценке всегда присуща странная влекомость к нацикам. Их как бы притягивает образ людей в черных мундирах, которые знали, чего хотели.
Но я читал эту книгу достаточно давно, сейчас у меня кардинально поменялся взгляд на мир.
Сейчас я за каждой головокружительной карьерой начинаю видеть непрямое управление. )))
enzel
August 19 2011, 14:26:58 UTC 7 years ago
zadumov
August 19 2011, 14:52:58 UTC 7 years ago
enzel
August 19 2011, 14:53:44 UTC 7 years ago
bohemicus
August 20 2011, 19:25:38 UTC 7 years ago
Мне кажется, русские классики по определению более аутентичны (именно как русские), чем эмигрантская периодика. Скажем, мой отец знал наизусть "Маскарад" Лермонтова. Чем его так увлекало именно это произведение, я не знаю. Но думаю, поэзия Золотого века (да и Серебряного) передаёт мироощущение русских времён их наивысших успехов, а эмигрантские журналы отражают состояние уже надломленных и всё проигравших русских.
enzel
August 20 2011, 20:11:46 UTC 7 years ago
Классика не отражает последующего опыта разделения на русских и советских, а вот эмигрантская периодика не только отражает, но и даёт именно русский взгляд на советскую реальность, что чрезвычайно полезно для тех, кто хочет узнать более современного русского человека, чем славные деятели Золотого века.
Солнце встало над речкой Хуанхэ
demol1
August 19 2011, 16:21:12 UTC 7 years ago
Мне жаль, что свой предыдущий пост-просьбу я писал второпях - от этого вышло непонимание, а я бы его не хотел. Поэтому позвольте чуть более подробно объяснить, что я имел виду.
Используя термин "мыслить по русски", я предполагал под ним именно то, что Вы написали в этом посте и в во многих других постах - умение мыслить рационально и критически. Собственно и термин этот - Ваш, я его до знакомства с Вашими текстами не знал, да и сама мысль такого противопоставления не приходила мне в голову. Я не совсем согласен с таким противопоставлением - "по русски" vs. "по советски", но это отдельная большая тема, которую вряд ли уместно затрагивать в рамках письма с благодарностью.
Что же касается искренней веры "в возможность изменения образа мыслей с помощью чужих текстов"", то я, к сожалению или к счастью, уже давно не юноша, обдумывающий житье, решающий, делать жизнь с кого. И я прекрасно понимаю, что, кроме чтения правильных текстов, нужны еще собеседники, с которыми можно поспорить о прочитанном; умные старшие товарищи, которые, как Вы правильно пишите, подскажут, КАК НАДО читать etc. К сожалению, этот набор не входит в комплект обязательной поставки в момент рождения каждого младенца.
Я читал много, но крайне эклектично, и здесь уже мало что можно поправить текстами. Но у меня растет сын, скоро он уже сможет читать книги серьезнее саги о Гарри Поттере, и я сейчас пытаюсь сформировать для себя список литературы, которую я бы ему посоветовал обязательно прочесть. Дай Бог, чтобы он последовал моему совету.
Своим ответом на мою просьбу Вы добавили в этот список еще одну книгу, за что Вам наша искренняя признательность.
Re: Солнце встало над речкой Хуанхэ
bohemicus
August 22 2011, 11:28:36 UTC 7 years ago
В моей собственной жизни книги сыграли куда меньшую, а личный опыт - куда бОльшую роль, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому я не берусь давать никаких рекомендаций относительно того, что следует читать. Всё, что я смог - это рассказать о двух книгах, которые ценю превыше других. Рад, если этот рассказ был хоть чем-то полезен.
В ближайшее время я выложу и пост о фильмах, но там речь в ещё большей степени пойдёт о том, как их смотреть, а не о том, что именно смотреть (разумеется, это будет всего лишь моя точка зрения).
Что касается списка книг для юноши, то тут я вообще ничего не могу посоветовать, но мне подумалось, что Вам, возможно, есть смысл обратить внимание на "Письма к сыну" Честерфилда (если они по каким-либо причинам ещё не попали в зону Вашего внимания) http://lib.rus.ec/b/260033/read Вольтер считал, что эти письма - лучшее из всего, когда-либо написанного о воспитании.
Куда конь с к5пытом, туда и рак с клешней
Михаил Денисов
August 20 2011, 10:44:05 UTC 7 years ago
Я понимаю, что это далеко не то, что трактаты Макиавелли и Монтескьё, но для меня в подростковом возрасте эта книжка сыграла роль моста на правильную сторону, так сказать.
Да и до сих пор питаю к ней весьма теплые чувства
Re: Куда конь с к5пытом, туда и рак с клешней
bohemicus
August 20 2011, 19:35:20 UTC 7 years ago
Но я высказывался о "Властелине" довольно подробно. Пост был совсем на другую тему, но в конце текста несколько абзацев посвящены именно этой книге (эти абзацы выделены курсивом и озаглавлены "НЕМНОГО ПОДРОБНОСТЕЙ: РУССКИЕ В ЗАПАДНЫХ МИФАХ") http://bohemicus.livejournal.com/42362.html
eugen_savoyen
August 20 2011, 21:31:48 UTC 7 years ago
bohemicus
August 22 2011, 09:58:24 UTC 7 years ago
eugen_savoyen
August 24 2011, 13:58:57 UTC 7 years ago
Спасибо за ссылку, а то я этот "отрывок" ЖЖ Дмитрия Евгеньевича "потерял" (кстати, цитаты приводимые Д.Е. полностью совпадают с моим переводом "Государя").
loboff
August 21 2011, 20:21:34 UTC 7 years ago
Вообще, тема из благодатных. И вслед некоторым другим комментаторам пожалею о пропущенных абзацах. Быть может, ап-дейтом в виде отдельного постинга "по просьбам трудящихся"?
bohemicus
August 22 2011, 10:24:42 UTC 7 years ago
В вычеркнутых абзацах не было ничего примечательного. Книги, которые я в них упоминал, были совершенно случайны и служили лишь иллюстрацией к различным более или менее тривиальным тезисам. По стилию и по смыслу эти абзацы диссонировали с пассажами, посвящёнными "Государю" и "Духу законов" - книгам, которые я действительно ценю превыше других.
Один из этих фрагментов был таким: http://bohemicus.livejournal.com/54547.html?thread=2272787#t2272787
loboff
August 22 2011, 16:50:43 UTC 7 years ago
Насчёт книг и формирования мировоззрения - ну не знаю. Быть может, это раздражение от той пресловутой фразы из Высоцкого насчёт "видно, читал правильные книги", или как там? В своё время именно эта фраза вызвала внутренний лютый баттхерт и нежелание признавать влияние книг - просто из нежелания быть "в строю", да ещё и такого рода строю...
В кресле читателя.
memento_iv_mo
August 23 2011, 13:24:24 UTC 7 years ago
\\"Капитанской дочки" до "Молодых львов"
Береги честь смолоду.
Эта пословица была эпиграфом к "Капитанской дочке". Не помню в каком классе её проходили, наверное, где-то в пятом. Помню, как у нас возник спор по поводу того, что честно или бесчестно было переходить на сторону Советской власти (по аналогии перехода на сторону Пугачёва одним из персонажей повести).
Макиавелли я когда-то читал, но мало что запомнил (похоже, что прав ув. asterrot в том, что Макиавелли надо перечитывать и конспектировать, чтобы понять и разобраться). Немногое из того что запомнил, так это то, что "умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий -- сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может."
Ув. asterrot в своем последнем посте возвращает к этой теме - напоминает про замечательную лекцию академика Павлова "О русском уме":
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/MIND.HTM
Re: В кресле читателя.
bohemicus
August 23 2011, 15:07:59 UTC 7 years ago
Надеюсь, Астеррот скоро наконец включит комментарии в своём журнале.
kouzdra
August 23 2011, 14:06:25 UTC 7 years ago
bohemicus
August 23 2011, 14:57:03 UTC 7 years ago
kouzdra
August 23 2011, 17:57:42 UTC 7 years ago
wprilepski
August 23 2011, 14:12:16 UTC 7 years ago
bohemicus
August 23 2011, 14:53:46 UTC 7 years ago
wprilepski
August 23 2011, 15:00:58 UTC 7 years ago
heinza
August 23 2011, 19:14:02 UTC 7 years ago
Он этой книгой часто свои мысли иллюстрирует.
Если будете читать по русски, то Вам нужен перевод Павла Вязникова (прочие кошмарны).
На тему последних есть очень занимательное и смешно написанное эссе.
http://knigastore.net/document9136.html
bohemicus
August 23 2011, 19:34:33 UTC 7 years ago
uber_batou
July 14 2012, 16:02:56 UTC 7 years ago
> Жизнь нельзя строить по текстам. Политику (иногда) можно. Частную жизнь - нельзя.
Где же начинается частная жизнь аристократов!? И есть ли она у них?