bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Любимый император богемцев.

   Меня всегда удивляло, что лишь немногие ЖЖ-исты носят на юзерпиках картины Джузеппе Арчимбольдо. Трудно найти другого мастера, создавшего столь впечатляющую галерею аватарок. Tворчество Арчимбольдо заинтересовало меня ещё в детстве, когда я увидел в каком-то журнале несколько репродукций его картин. Думаю, это была самая необычная живопись, что я успел открыть до той поры. Тогда я ещё не знал, что этот художник был связан с Богемией. Впрочем, не знал я тогда и того, что однажды сам буду с нею связан.

  
  Ho eсли бы пост был об Арчимбольдо, он назывался бы "Мастер юзерпиков". Сегодня речь пойдёт о человеке, которого великий маньерист изобразил на самой знаменитой из своих картин в виде римского бога Вертумна - об императоре Рудольфе II.



                                
                              
  Джузеппе Арчимбольдо. Потрет Рудольфа II в образе римского бога Вертумна. Любители эзотерики находят на этой картине много всякого, например, обозначение горловой чакры. Я же предпочитаю по-прежнему видеть на ней то, что увидел в детстве - много вкусных вещей.   

  Рудольф был старшим сыном имперaтора Максимилиана II и императрицы, известной в Австрии как Мария Испанская, а в Испании - как Мария Австрийская. Всего в этом браке родилось шестнадцать детей, пятнадцать из них пришли на свет живыми, а десятеро дожили до взрослых лет. Арчимбольдо был придворным художником трёх поколений Габсбургов, и впервые запечатлел Рудольфа в двухлетнем возрасте на групповом семейном портрете.

                                     

    Джузеппе Арчимбольдo. Портрет Максимилиана II и Марии Испанской с детьми. Средняя верхняя фигура - двухлетний Рудольф. Говорят, его мать не была доброй женщиной. Выражение её лица на картине подтверждает сложившуюся репутацию.

  У историков нет однозначного объяснения того факта, что большинство детей Максимилиана и Марии либо вообще избегали супружества, либо вступали в брак очень поздно. Можно предположить, что наблюдение за жизнью родителей сделало их крайне осторожными в вопросах семейной жизни.

 
  Марию описывают, как фанатичную католичку. Максимилиан, напротив, был известен почти нескрываемыми симпатиями к лютеранству. Казалось бы, статус императора католической державы должен был исключать подобные взгляды. Но даже находясь на смертном одре, Максимилиан напоследок взбрыкнул и отослал прочь пришедшего к нему католического священника. Жили Мария и Максимилиан в эпоху религиозных войн. Это определённо не была дружная семья.

  Рудольф родился в 1552 году в Вене. В то время ещё царствовал его дед Фердинанд I. Отец не позволял матери воспитывать Рудольфа в духе католического фанатизма. Но дед перед самой смертью принял решение отправить его в Испанию, ко двору Филиппа II (родного брата Марии). В Мадриде Рудольф жил с одиннадцати до восемнадцати лет. В этот период сформировaлись если не его взгляды, то по крайней мере его вкус. Принц был впечатлён роскошью Эскориала и явно перенял у своего дяди любовь к нетривиальным художественным стилям (король был большим поклонником Босха).


                                     

                                    Кронпринц Рудольф в пятнадцатилетнем возрасте в Испании.

  В 1571 году Рудольф вернулся из Испании. В 1572 короновался венгерской короной. С февраля 1575 года он вместе с родителями и братьями пребывал в Праге. Семья вела сложные переговоры с чешскими сословиями. Габсбурги обещали, что религиозная свобода Богемии будет сохранена, а Рудольф выучит чешский язык. 20 сентября представители сословий объявили, что принимают его в качестве чешского короля. 22 сентября состоялась коронация.

  Месяц спустя Рудольф был избран королём римским. В октябре 1576 года Максимилиан II умер, Рудольф стал императором Священной Римской империи, и вся власть перешла в его руки.


           

  Владиславский зал Пражского Града. Здесь состоялся пир, последовавший за коронацией Рудольфа. Высота помещения - 13 м, длина - 62 м, ширина - 16 . В своё время это был самый большой зал в Европе. 

  Зарубежная историография не слишком благосклонна к императору Рудольфу II. Чаще всего историки отмечают малый интерес этого государя к политике, скромность его военных успехов и странности рудольфова характера. Всё это одни из них приписывают губительным последствиям сифилисa - подлиннoгo бичa эпохи. Другие - тому, что комбинация его генов была не самой удачной (два деда Рудольфа приходились друг другу родными братьями, а одну из его прабабушек звали Иоанна Безумная).

  Чешские авторы, напротив, подчёркивают всестороннюю образованность Рудольфа, его толерантность и гуманность, свободу от предрассудков (он строго запретил охоту на ведьм), любовь к науке и искусству, но главное - его усилия по превращению Праги в столицу мира. Чешскоязычные pаботы о Рудольфe II oбычно носят названия "Мудрец  с репутацией глупца", "Человек, изменивший историю", "Популярный Габсбург" или "Тридцать семь звёздных лет Праги".

  В этих книгах утверждается, что однозначных доказательств наличия у государя сифилиса нет, и патологические изменения, зафиксированные при вскрытии его останков в 1976 году, вполне могли быть вызваны туберкулёзом. А негативным свидетельствам современников государя и вовсе грош цена. Все они исходят либо от дипломатов неприятельских держав, непреуспевших у двора Рудольфа со своими интригами, либо от родственников императора, что ещё хуже.

  Рудольфу действительно не очень-то повезло с роднёй. Он поддерживал хорошие отношения лишь с одним братом - Эрнестом. Другой брат, Матвей, представлял проблему всей его жизни. Принц Матвей был человеком честолюбивым и энергичным. После того, как Эрнест умер молодым, только дыхание Рудольфа отделяло Матвея от короны. Точнее, сразу от нескольких корон, доставшихся Рудольфу. Матвей прекрасно это осознавал.

  Вопреки сложившимся стереотипам, в ранний период держава Габсбургов формировалась не столько вокруг Австрии, сколько вокруг Богемии. И Фердинанд I, и Максимилиан II отнюдь не случайно похоронены в храме св. Вита в Праге. Но они жили, если можно так выразиться, на два дома. Рудольф же исполнил данное чешским сословиям обещание и в 1583 г. сделал Прагу единственной резиденцией императорского  двора. Он царствовал 37 лет, и 29 из них Прага была столицей Священной Римской империи. Praga caput regni, что в то время неизбежно означало и Praga caput mundi. Если не политическая, то хотя бы культурная.

  Для богемцев это свой император.

                    
    

  Альбрехт Дюрер. Праздник венков из роз. Первоначально картина была написана для церкви св. Варфоломея в Венеции. Венецианцы до сих пор жалеют, что продали этот шедевр Рудольфу. Но император предложил за полотно сумму, перед которой было невозможно устоять (900 дукатов). В отличие от большей части рудольфинской коллекции, эта работа осталась в Праге. Для Чешской Национальной гaлереи она стала тем же, чем является Мона Лиза для Лувра.

  Рудольф II прославился в первую очередь как коллекционер, меценат и любитель жизни во всех её проявлениях. Отправляясь на охоту, он использовал вместо собак гепардов, а сидя за столом, развлекался тем, что запускал свою любимую игрушку - заводную золотую ящерку. Его придворный оформитель Джузеппе Арчимбольдо устраивал для него празднества, турниры и балы. Адриан де Врис отливал по его заказу бронзовые статуи. Ганс фон Аахен рисовал для него картины, часто набитые эротикой. Филипп де Монте писал для него музыку. Придворными астрономами императора стали Тихо Браге и Иоганн Кеплер (я уже рассказывал о том, что поделывали Звездочёты в Богемии ). В рудольфинской Праге можно было встретить кого угодно, от Джордано Бруно до Джона Ди.

  ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ЭДВАРДА КЕЛЛИ. Джон Ди, которого некоторые называют архитектором Британской империи, основателем английской разведки и мыслителем, равным Макиавелли, вместе со своим другом Эдвардом Келли, алхимиком, медиумом и одним из самых успешных шарлатанов всех времён, пребывали в Кракове. На жизнь они зарабатывали тем, что предсказывали одному местному вельможе скорое восшествие на польский трон. Узнав о переезде императорского двора в Прагу, англичане сочли Богемию более перспективной страной, чем Полония, и направились в Прагу.
  Джон Ди надоел Рудольфу довольно быстро, и уже в августе 1586 г. император выдал ему предписание покинуть город. Эдвард Келли, напротив, задержался здесь надолго. Он разрабатывал энохианский язык, на котором общался с ангелами, и всех заверял, что близок к раскрытию тайны трансмутации. Император произвёл Келли в дворянство и щедро финансировал его алхимические опыты. Келли так разбогател, что купил Фаустов дом (в действительности доктор Фауст никогда не жил в Праге, и своё имя дом получил в честь самого Келли, которого иногда ошибочно отождествляют с Фаустом).
  В апреле 1591 г. Келли убил в поединке одного придворного. На его беду, император как раз запретил дуэли. Келли был арестован и подвергнут тюремному заключению в замке Крживоклат. Англичанин попытался бежать, но побеги явно не были его сильной стороной. Он выпрыгнул из окна и сломал ногу, да так неудачно, что её пришлось ампутировать.
  Рудольф сжалился над Келли и приказал ему продолжить эксперименты с трансмутацией. Но в 1596 тот снова оказался за решёткой, на этот раз - в тюрьме для должников в замке Мост. Келли опять бежал. С предсказуемым результатом - он сломал вторую ногу. Император опять пожалел несчастного и вернул ему все его привилегии. Но дело снова шло к ампутации. Жить полным инвалидом Келли не захотел и 1 ноября 1597 г. принял яд. Впрочем, можно ли быть в чём-то уверенным, когда речь идёт о шарлатане? Некоторые уверяли, что видели Келли живым и в 1600 году.    
                  

               

                                            Джон Ди                                              Эдвард Келли

  Рудольфинская коллекция прославилась таким же разнообразием, как рудольфинский двор. В императорской кунсткамере можно было найти ювелирные изделия, античные статуи, полотна старых мастеров, египетские мумии, кости великанов, бивни единорогов, вечные двигатели - всё, что угодно. Включая предметы, происхождение которых невозможно объяснить. Hа страницах моего журнала уже появлялась Странная история "Codex gigas" - эта книга, которой по всем меркам вообще не должно быть, вписывалась в коллекцию вполне органично.

  Жены у Рудольфа не было, но это не значит, что он не любил женщин и не имел детей. Анна-Мария да Страда, дочь его придворного ювелира (а по совместительству - владельца одного из пражских публичных домов) была его постоянной любовницей. В этом союзе родилось шестеро детей. Были у Рудольфа и другие потомки. Всех их он обеспечивал, давал каждому образование и стандартный титул d'Austria. В историю вошли двое из них - старший сын Юлий Цезарь и младшая дочь Анна-Доротея (она родилась за сутки до смерти отца).

  Юлий Цезарь Австрийский был психопатом и садистом. 17 января 1608 года, находясь в замке Чешский Крумлов, он приказал своей семнадцатилетней любовнице Маркете Пильхеровой надеть шубу и лечь на стол. После чего достал меч и принялся убивать девушку. Это длилось три часа. Узнав о произошедшем, Рудольф повелел поместить Юлия Цезаря за решётку. Вскоре тот окончательно свихнулся, перестал мыться и переодеваться и несколько месяцев спустя умер от какой-то болезни. Противники императора утверждали, что он приказал убить сына. Если это правда, я не стал бы осуждать Рудольфа за такое решение.

  Анну-Доротею увезли в Испанию и отдали в монастырь босых кармелиток. Она стал аббатиссой и заслужила репутацию человека на редкость чистого и мудрого. Анну-Доротею Австрийскую почитали едва ли не наравне с Терезой Авильской, и испанские короли обращались к ней за советом. Она дожила до 72 лет.


                                     

                                                             Замок в Чешском Крумлове

  Начиная с 1600 года у императора начали периодически проявляться признаки душевной болезни. В 1606 г. эрцгерцог Матвей созвал в Вене встречу всех эрцгерцогов. Габсбурги признали его главой рода. Рудольф был вынужден назначить Матвея командующим в войне с турками. Матвей в итоге заключил с неприятелем столь невыгодный мир, что Рудольф отказался его подписать. Матвей, собрав австрийские, венгерские и моравские войска, двинулся на Прагу. Чехи сохранили Рудольфу верность. До гражданской войны дело не дошло - был заключён договор о разделе владений между братьями. Австрия, Венгрия и Моравия перешли под контроль Матвея. Рудольфу остались Богемия, Силезия и Лужица.

  За оказанную поддержку чешские сословия потребовали от Рудольфа полной свободы вероисповедания. В 1609 г. они её получили. 

           

   Указ Рудольфа II о религиозной свободе. Долгое время считалось, что в 1620 году этот документ был разрезан и сожжён Фердинандом II. Но в 1918 году чехословацкие революционеры захватили австрийские архивы и объявили о находке документа. С тех пор считается, что Фердинанд II бумагу только порезал, но не сжёг, а сжёг лишь приложенную к бумаге печать.

                                             

           Чешская почтовая марка в честь 400-летия указа Рудольфа II о свободе совести

   В 1610 кузен Леопольд, епископ Пассау, предложил Рудольфу навести в стране порядок (епископ как раз не знал, как рассчитаться с наёмным войском, навербованным для одной несостоявшейся войны). Рудольф, в то время уже постоянно впадавший в депрессии и вообще плохо соображавший, что происходит, согласился с предложенным. В январе 1611 г. войска Леопольда вошли в Богемию и повели себя, как в завоёванной стране. Это было первое военное вторжение в Чехию за сто лет.

  Они дошли до Праги и смогли взять половину города. На берегу Влтавы их остановил граф Турн, тот самый, который впоследствии организовал послужившую поводом к Тридцатилетней войне Пражскую дефенестрацию, и которого ждал на этой войне Путь кондотьера . Наёмники Леопольда рвались к сокровищам Пражского Града, не считаясь с собственными потерями. На улицах города шли отчянные рукопашные схватки. Пленных наёмников пражане линчевали. Наконец, Турн победил.

                              
                                             
                                           Матвей, брат и противник Рудольфа


  К городу уже спешил Матвей с войсками. Чешские сословия перешли на его сторону. Рудольф был вынужден отречься от богемской короны. Ею короновался Матвей. Рудольфу остались только императорский титул, Пражский Град и денежная рента. 20 января 1612 года император скончался. Он был последним Габсбургом, похороненным в храме св. Вита. Новый император, Матвей, перенёс столицу в Вену.

  Единственнaя известная мне историческая фраза никогда не покидавшего Прагу Рудольфa II звучит так:

 "Мне нет нужды никуда ездить. Всё самое красивое я вижу из окон, а остальное есть в моей коллекции".


                               

                                Ганс фон Аахен. Портрет Рудольфа II в возрасте около 55 лет

    В коллекции действительно было всё, и её разграбление началось сразу после смерти хозяина. Матвей перевёз в Вену изделия, монеты и слитки из драгоценных металлов. В общей сложности - 1231 кг золота и 3028 кг серебра. Некоторые предметы исчезли после начала Тридцатилетней войны. До битвы у Белой Горы их растаскивали протестанты, после битвы - католики. Тем не менее, довольно многое сохранялось в неприкосновенности до 1648 года, когда рудольфинскую коллекцию захватили взявшие половину Праги шведы (они заняли как раз ту часть Праги, которую не смогли взять войска Леопольда, так что Град оказался в шведских руках). Генерал Кенигсмарк объявил коллекцию собственностью королевы Кристины. Помимо прочего, в Швецию был отправлен и "Вертумн". Последние остатки коллекции были распроданы с аукциона в 1715 году. Среди ушедших за копейки экспонатов были какие-то работы Брейгеля и несколько античных артефактов. Предметы, которые никто не пожелал купить, просто выбросили на свалку.
                                      
                                       
                              

                                                 Адриан де Вpис. Портрет Рудольфа II.


Tags: bohemia, falsificatum, felix austria, manuscriptorium, pragensis civitas
(Как обычно) очень интересно, спасибо!
Рудольф 2 - добродушный чудак.
Вообще, Габсбурги от Фердинанда 3 до Иосифа 2 (апогей в 16в.) - династия чудаков с каким-то надрывом / надломом, какой-то претензией. В этом их величие и трагедия. Видимо, вселенская империя крышу сорвала.

ПС. Вы в Эскориале были? Роскошь - не то слово, что приходит на ум в Эскориале. Величие, мощь, блеск, но не роскошь, имхо.

ППС. Скажите, пожалуйста, а как в Средние века называли Чехию? На латыни, насколько Вас понял в одном из ответов, Богемия, но на (1) "варварских" языках и (2) самом чешском?
Испания Золотого века оставляла роскошь для убранства цервей, частные покои Габсбургов в Эскориале чрезвычайно скромные для людей их статуса
Вы знаете, по-моему, даже церкви 16в. не слишком роскошные.
Но насчет Эскориала согласен с Вами, это и пыталсо сказать ув. Богемикусу.
Базилика Эскориала вполне себе роскошна
Домовая церковь внутри дворца-монастыря?
Да, роскошна, согласен. Но к её убранству точно ничего не добавлялось после Филлипа 2?
>Величие, мощь, блеск, но не роскошь, имхо.

А в чём разница между блеском и роскошью? По-моему, это одно и то же. И потом, нужно учитывать, что Рудольф рос в Вене. В то время она была крайне скромным городом. Буквально уровня "во дворце в щели дует". Для него Испания как таковая была роскошной страной.

>Скажите, пожалуйста, а как в Средние века называли Чехию? На латыни, насколько Вас понял в одном из ответов, Богемия, но на (1) "варварских" языках и (2) самом чешском?

Насколько я знаю, в некоторых западных языках Чехию и сейчас называют Богемией, несмотря на все усилия чехов по популяризации своего самоназвания. А прежде она всегда была Богемией. Сами чехи сегодня склонны утверждать, что они-то называли свою страну Чехией испокон веков, но мне это утверждение представляется сомнительным.
Я вначале написал "в крайнем случае блеск", затем стёр "в крайнем случае" :))
Имхо, между блеском и роскошью есть разница. Оттенок смысла.

Испания, охотно верю, вполне могла показаться, если не роскошной, то яркой, почти сказочной страной. К тому же, по пути в Испанию он наверняка ехал через небедную даже после 65-летней войны Италию.

А в каких западных языках Чехию называют Богемией? (В английском её точно уже давно называют Check Republic.) И как называли соседи чехов: немцы, венгры, поляки, итальянцы на худой конец.
По-венгерски сейчас Csehország (чехорсаг) - страна чехов.
Спасибо!
А как раньше называлась, не знаете?
это надо поискать )))
По-французски - La Bohême, по-итальянски -La Boemia, по-немецки - Böhmen, по-испански - Bohemia. Все эти Chequia, República Checa, La République tchèque и т.д. - это поздние и искусственные конструкции, обозначающие не страну, а государство. К ним же относится и английское Czech Republic. Традиционное английское название страны - Bohemia http://en.wikipedia.org/wiki/Bohemia
Хм, по-французски точно сейчас La Republique...
А когда, по Вашим данным, на западе от страны (на восток, юг и север, насколько понимаю, говорили всё же Чехия) от Богемии перешли к Чехии?
В ХХ веке, уже после Первой мировой войны, когда на картах появилась Czechoslovakia. Старые чешские эмигранты рассказывали, что ещё в 20-30-х годах и в Европе и в Америке было почти невозможно объяснить, что они из Чехии. Но если они называли свою родину Богемией, то люди обычно примерно знали, где это.

В XIX веке один англичанин решил издать антологию чешской поэзии. Он написал слово "чешский" как "cheskian". Современная транскрипция - "czech". Т.е. не было даже правил написания этого слова, никто на Западе его не слышал и не употреблял. Я писал об этой антологии http://bohemicus.livejournal.com/47257.html
Спасибо.
Честно говоря, неожиданно. Даже не припомню похожих примеров, когда весь мир веками называет одним словом, аборигены - другим, а затем аборигены переучивают весь мир.
Да что Вы, это же стандарт. Персию стали называть Ираном, Цейлон - Шри-Ланкой, Формозу - Тайванем. Я мог бы продолжить ряд, если бы не писал этот комментарий буквально на ходу. Половину Африки так переименовали.
О, про Персию я забыл, спасибо!
Колониальные названия (особенно, почему-то островам с этим "повезло") - это всё же иное. С ними чехарда дело, как раз, обычное.
С каких пор Персия стала колониальным названием?
Вы прочли нечто, что я не писал.

Персия не колония (по крайней мере со времен Тимуридов :)). Персия - редкий пример не-колониального названия, изменившегося недавно (также в угоду самоназвания туземцев).
Колониальные названия, упомянутые ув. Богемиком (Цейлон и Формоза) - иное.
В то время Эскориал только строился, так что вряд ли в период пребывания Рудольф мог так уж удивиться непостроенному проекту.

Последний бюст чрезвычайно похож на изображения Карла V и Филиппа II
О его впечатлённости Эскориалом часто пишут чешские авторы, видимо, исходя из стереотипов "Филипп II = Эскориал = очень круто". Мне трудно судить, в какой стадии находилась реализация строительного проекта, допустим, в 1570 году. В любом случае, Рудольф был из Вены, города в то время крайне скромного, и Испания как таковая должна была казаться ему воплощённым великолепием.

Адриан де Врис отлил три бюста Рудольфа. Самый известный из них - вот этот: http://www.papilio.cz/img/a30/a30_906_v.jpg?PHPSESSID=734c978b6b1d6e70ba3c9434be50594d Я использовал в качестве иллюстрации его менее популярное творение.

У многих Габсбургов были ярко выраженные родовые черты (например, удлинённый подбородок), это придаёт их портретам сходство.
Эскориал был сдан заказчику примерно в 1585 году, а начат постройкой в 1564.

В период пребывания в Испании Рудольфа он, очевидно, мог видеть в основном строительные работы.
Собор Святого Стефана в Вене не производит, кстати, впечатления крайне скромного
Хотя утверждается, что собор св. Стефана приобрёл современнй вид к 1511 году, тут же добавляется, что во второй половине XVII века его интерьеры были переработаны в духе барокко. Трудно однозначно сказать, как он выглядел во времена Рудольфа.
Ну даже если брать весь массив древних венских церквей, видно, что это был значительный город по меркам того времени.
У чешских авторов есть любимая тема: рассказ о том, что вплоть до переноса столицы в Вену, состоявшегося при Матвее, Вена по сравнению с Прагой была ужасной дырой :)
В общем, наличие императорских гробниц именно в соборе св.Вита все-таки указывает на иерархию. Судя по тому, что мне доводилось читать, земли Богемской короны в 16 веке давали австрийским Габсбургам примерно 2/3 всех налоговых поступлений, а на Австрию и королевскую Венгрию приходилась совокупно оставшаяся треть
Арчимбольдо, Рудольф II, Джон Ди, Келли. Следующий, невольно, получается Густав Майринк. Хочется надеяться.
Рене Декарт :-)
И Гей-Люсак до кучи!
Шутка неудачна. Рене Декарт вступал в Прагу в качестве офицера баварской армии Католической Лиги в ноябре 1620 года и явно имел доступ к коллекциям императора Рудольфа
Как - то про Декарта этого не знал, увы.
Никто не может сказать определённо, участвовал ли Декарт непосредственно в битве у Белой Горы. Но в составе католической армии он точно был.
Фрэнсис Йейтс в книге «Розенкрейцерское просвещение» в главе VIII «Розенкрейцерский переполох во Франции» пишет, что «Услышав, что его патрон, герцог Баварский, выступает в Богемию, Декарт присоединяется к имперской католической армии, участвует в знаменитой битве под Прагой (у Белой Горы) и 9 ноября входит вместе с победителями в чешскую столицу».
Другие авторы пишут "возможно участвовал", "не исключено, что участвовал" или "согласно традиции, участвовал".

Третьи авторы утверждают "скорее всего, не участвовал", "с наибольшей вероятностью, не участвовал", "вопреки традиционному мнению, не участвовал".

Мне больше всего нравится формулировка "присутствовал у Белой Горы".

Дело в том, что само выражение "битва у Белой Горы" порождено более поздней историографией. Современники предпочитали говорить "стычка у Белой Горы". Бой был непродолжительным, и в нём приняла участие не вся присутствовавшая армия Католической Лиги, а лишь некоторая её часть. И нет никаких данных о том, был ли Декарт среди сражавшихся или среди наблюдавших за сражением. Каждый автор выбирает версию по своему вкусу.
Если найду о нём что-нибудь забавное - почему бы и нет? Относиться к мистике и оккультизму без иронии я не в состоянии.
Ох немало он поспособствовал тому институциональному кризису Империи, из которого потом выплыли конфликты, которые потом совокупно назвали 30-летней войной...
Видимо, да. Но чехи его любят. В январе на Граде проходила десятидневная выставка, посвящённая 400-летию со дня смерти императора - люди в мороз по часу стояли в очереди на улице, чтобы туда попасть.
Интересно, как сегодня относятся к графу Турну и другим авантюристам, поднявшим мятеж в 1618.
Примерно как в рассказе Гашека "Школа провокаторов":

"При покойном начальнике полиции Крщикове никто не заботился о том, чтобы, например, объяснить шпикам значение Белогорской битвы. А это важно: ведь за такие разговоры можно упечь в тюрьму немало людей. Начинается с разговора о Белой горе, а кончается скамьей подсудимых. Ясное дело! Филера Когоута однажды, в дни ноябрьских сборищ, послали в Бржевнов, дав ему две кроны на пиво и поручив спровоцировать кого-нибудь после собрания в Гражданском клубе на разговор о Белой горе. Агент вернулся ни с чем и доложил, что он спросил в трактире одного из гостей, показавшегося ему подозрительным, какого тот мнения о Белой горе. На это последовал ответ, что, мол, от Бржевнова до Белой горы всего три четверти часа ходьбы, а от Мотола - и того меньше."

То есть, в общем-то, никак.

Deleted comment

На мой взгляд, маньеризм - одна из самых недооценённых эпох в истории искусства. В маньеризме часто видят лишь переходный период между Ренессансом и барокко. Но если посмотреть объективно, то окажется, что среди маньеристов были люди, в шутку создававшие стили, в ХХ веке всерьёз объявлявшиеся целыми направлениями в живописи. Кто-то из маньеристов был кубистом, кто-то сюрреалистом и т.д., причём для них эксперименты оставались тем, чем и должны оставаться эксперименты - игрой.

Мне нравится вот это дивное современное подражание Арчимбольдо http://www.framebox.de/creations/3d/salad/salad.jpg
Меня в галерее на Пражском Граде потряс маньеристский портрет, на котором в зависимости от точки зрения можно видеть одного из трех императоров - Фердинанда, Максимилиана или Рудольфа
из чего у него борода на картине, не пойму) на киви не похоже) что за фрукт такой волосатый?
(пытаясь дотянуться языком до подбородка и определить на вкус): Да я и сам не пойму...
Рамбутан?
рамбутан вроде красный..
Эпоха Рудольфа II, кроме всего прочего, была золотым веком еврейской общины Праги. Главным раввином Пражским и Краковским в те годы был Лев бен Бецалель, создатель легендарного Голема.
Легенда о големе изначально не имела ни малейшего отношения ни к рудольфинской Праге, ни к Богемии вообще. Она возникла где-то в Польше, предположительно в среде галицийскох евреев, в XVIII веке. В Прагу её действие перенесли во второй половине XIX века. Я писал об этом http://bohemicus.livejournal.com/36998.html
Забавно. Но Махараль вполне исторический персонаж и без Голема.
Превосходный, интереснейший очерк. Благодарю Вас.
Спасибо.
очипятка: под Дюрером в подписи "гЕлерея".

Я не знала, что у нас этот Дюрер, это мы исправим, спасибо.
История Келли в Крживоклате душераздирающая. Когда историю слушаешь прямо в камере, на фразе "сломал вторую ногу", начинаешь невольно хихикать под темным сводом..
Спасибо, исправил.

А вообще, опечатки - наименьшая из моих проблем. Знали бы Вы, сколько богемизмов мне приходится исправлять перед выкладыванием постов. Я ведь давно уже думаю и пишу не "симпатизировать кому-то", а"симпатизировать с кем-то", не "объяснение этого факта", а "объяснение этому факту" и т.п. И сколько бы я ни редактировал свои тексты, что-нибудь да прорывается.

Сейчас вот обнаружил, что написал в этом посте "кармелитанки". А они ведь по-русски "кармелитки".
даже я себя уже ловлю на чешских спряжениях и беглых гласных, конечно, вам тяжелей. но вы очень успешно справляетесь.

(только недавно сообразила, что в одной из лошадиных заметок использовала чешское "племенитьба" - и легло как родное. не буду уж исправлять, уж больно хорошее слово).

если неприятна ловля опечаток - я могу не ловить запросто. это такой, вроде как, способ поблагодарить за интересный блог, но благодарность не должна удручать, конечно же :)
Ловите, сколько пожелаете. Если бы меня могли удручать комментарии, я бы не вёл журнал :)
Простите, я не совсем понял. Епископ предложил Рудольфу свою армию, чтобы "навести порядок в стране". А зачем они стали штурмовать Прагу? Она ведь и так была рудольфова...
порядок в понимании епископа?
Чешские сословия получили по указу о веротерпимости СЛИШКОМ МНОГО свободы. Под наведением порядка подразумеваалось восстановление власти императора и возвращение в лоно католицизма. Предложение Леопольда поддержали чешские радикальные католики (Лобковиц, Славата, Боржита и т.д.). На старости лет всегда толерантному Рудольфу вдруг вдруг предлагалось сыграть за католиков. Похоже, Рудольф к тому времени уже был неадекватен и не понимал, что сословия - его последняя опора. В Праге с войсками Леопольда сражалось сословное ополчение, по сути это были протестанты.

Хотя в действительности Леопольда в первую очередь интересовало, чем занять войско, с которым он не мог рассчитаться и для которого нигде не было подходящей войны. Он просто надеялся взять в Праге добычу.
Про мотивы Леопольда сразу было понятно. :)
А вот почему Рудольф так себя повёл - странно. Помешательство... А там не могло быть далекоидущей стратегии какой-нибудь?
Не думаю. Состояние Рудольфа в поздний период обычно описывают, как маниакально-депрессивный психоз. Это утверждение может быть пропагандой, но похоже, ситуация полностью вышла у него из под контроля. К 1610 году в свою собственную игру уже играл каждый - Матвей, Леопольд, Турн, сословия, католики, протестанты etc. А Рудольф по сути никогда не был политиком.
Спасибо.
Отличный очерк. На вашем месте я бы таки собрал ве очерки вместе и издал в виде книге - ведь даже и название есть, "Богемские манускрипты".
Спасибо.

Я никогда ничего не публиковал и имею самое общее представление об издательском бизнесе. Но никаких предложений по изданию мне никто не делал, а перспектива стать автором, издающимся за свой счёт, меня не привлекает.
Резонный подход!
Кто станет покупать бумажную книгу, если её текст общедоступен в Интернете со всеми ссылками, комментариями, критикой и т.д. ?
Характерная деталь: бежавший с Руси от преследования Православной Церкви за еретическую правку Священного Писания первопечатник Иван Фёдоров обрёл приют при дворе чернокнижника (такова была его репутация) Рудольфа II и даже пытался ему что-то продать, не то пушку, не то еще какой московитский хлам.
Строго говоря, утверждается, что Фёдоров якобы приезжал к Рудольфу, когда тот ещё не перенёс столицу в Прагу и царствовал в Вене, т.е. был молод и не обладал никакой репутацией. А вообще, о Фёдорове лучше всех когда-то написал Галковский:

"Всякое может быть :-). Я сторонник традиционной точки зрения. То есть, если вероятность где-то 50:50, выбираю общепринятую концепцию. Возьмём историю книгопечатания в России.

Якобы первопечатником в России был некий "Иван Фёдоров" он же "Иван Москвитин". Взялся непонятно откуда, в 50-х годах учредил в Москве какую-то анонимную типографию. Будто бы ученик датчанина Ганса Миссенгейма, посланного датским королём в Москву (почему сам датчанин ничего не печатал?). За 12 лет работы Фёдоров отпечатал пару книг микроскопическим тиражём. Книги дорогие, богато иллюстрированные. Возникает вопрос: зачем для этого было создавать типографию. Типография это мастерская для изготовления массового, дешёвого тиража. Фёдоров изобретает и вырезает шрифт, покупает оборудование - всё для того, чтобы издать две книжки, себестоимость которых должна быть гораздо выше рукописных изданий.

Потом Фёдоров бежит из России (где попутно отливает пушки и изобретает пулемёт ("многоствольную мортиру") :-) ). После этого занимается книгоизданием в имении гемана Ходкевича, затем во Львове и у князя Острожского, печатая "Острожскую библию".

В лучшем случае здесь речь идёт об "инкрустации" западно-русского первопечатника в историю Московской Руси. Понятно, зачем это сделано. Нужно было доказать, что первая книга на русском языке была издана именно в России, а не в Польше.

Затем в разное время на протяжении 50 лет в Москве несовсем понятно как было напечатано несколько книг. Наконец, в 1620 году вроде бы образовалась постоянно действующая типография. Напечатано там книг довольно много, только... как-то всё это ненатурально выглядит. Ненатурально всё: репертуар, тиражи, порядок распространения, атмосфера. Типография это бизнес, интернет. Вокруг кипит жизнь, делаются дела. Возникают распространители, постоянные авторы, переводчики. Затем типография стимулирует рост рынка, что неизбежно приводит к открытию новых типографий. А тут.

Потом на престол восходит Пётр. Тут бы организовать кумпанство, завалить типографию работой. Но как-то ни шатко ни валко идёт. Вдруг Пётр I открывает русскую типографию Яна Тессинга... в Амстердаме. В 1708 году в условиях войны пытается её вывезти в Россию, причём она по дороге попадает в руки шведов, которые естественно начинают печатать русским шрифтом вопли мурзилки: "режь ментов", "взрывай газопроводы" (видите, как всё сразу образовалось - появилось "русское общественное мнение", "голос русской интеллигенции"). В Амстердаме же открывается собственно русская типография поляка Копиевского. Работает нормально, выпуская за год по двадцать названий осмысленных книг. Потом русские книги печатаются в некоторых германских городах. Наконец в Амстердаме же Пётр заказывает новый гражданский шрифт и основывает первую типографию в Петербурге, где работают два брата голландца Иоганн и Вильгельм Купи, начавшие обучать русских учеников.

Но я добрый. Пулемётчика Фёдорова вышвыриваем взашей, а Московская типография 17 века... Что же, пусть живёт. Её присутствие сильно не мешает, вероятность, что там хоть что-то существовало есть. Знаком вопроса пометить надо. А выкидывать - зачем же." http://galkovsky.livejournal.com/32418.html
Действительно, ДЕГ хорошо охватил историю книгопечатания, - а я-то и позабыла этот его текст, спасибо!

Кстати, в связи с репликами выше, - сейчас типографии вроде бы уходят в прошлое, изменяется авторское право, критика, литературоведение - всё претерпевает изменения из-за Интернета.

А вот посидела я без Интернета последнюю неделю, так и старые книги очень кстати пришлись :)
Как всегда, очень интересно. Спасибо!
Огромное спасибо за пост о Рудольфе II.

И отдельное спасибо за упоминание о Филиппе де Монте. То, что удается найти из записей, невероятно красиво.

Не знаю, будет ли Вам интересно, года два с половиной назад я составила пост об одном сборнике испанских мадригалов (т.н. "салатов"), изданном в Праге в 1580 г. : http://saucejo.livejournal.com/10556.html

И да, об Ане Доротее Австрийской скажу, что практически всю свою жизнь она прожила не просто в монастыре босоногих кармелиток, а в монастыре босоногих принцесс, основанном младшей дочерью императора Карла I и младшей сестрой короля Испании Филиппа II и императрицы Марии Испанской -- Хуаной Австрийской. И была взята там под опеку одной из родных сестер Рудольфа II -- Маргаритой Австрийской (или Маргаритой де ла Крус).
Вот здесь есть небольшой пост об Ане Доротее с ее портретом кисти Рубенса:
http://reinadodecarlosii.blogspot.ru/2010/06/sor-ana-dorotea-de-austria-una-monja.html