bohemicus (bohemicus) wrote,
bohemicus
bohemicus

Category:

Рок вокруг Орлоя

Если Вы не живёте в благословенной Богемии, то, скорее всего, никогда не слышали ни имён, ни песен людей, о которых пойдёт речь сегодня. Все они прожили свои рок-н-рольные жизни в нерок-н-рольное время в нерок-н-рольной стране.

                                                       Мики Волек. Мики Волек? Мики Волек!

Короля чешского рок-н-ролла звали Михаэл Волек, но никто не называл его иначе, нежели Мики. Король располагал весьма посредственным голосом, a его внешность не дотягивала даже до средней (природа наградила Волека  на редкость некрасивыми глазами, так что он никогда не появлялся на людях без чёрных очков). Вкуса у него не было, стиля, в общем-то, тоже - он вечно носил крикливые рубахи, кожаные джинсы, слишком остроносые ботинки и совершенно невозможные золотые цепи. Кроме того, Мики никогда как следует не выучил английский и с сильным акцентом пел песни, смыл которых понимал лишь приблизительно.

В общем, у Мики Волека не было практически никаких данных, чтобы стать Королём. Но он им стал. Потому что жил в золотые шестидесятые, когда было возможно почти всё, и обладал главным качеством рокера - драйвом.

Волек родился в 1943 году в Угерском Градиште. В детстве он учился играть на клавишных и гитаре, но в консерваторию его не приняли. Где-то на рубеже 50-х и 60-х Михаэл прочёл в журнале "Дикобраз" oб упаднической западной музыкe под названием рок-н-ролл, и на всю жизнь влюбился в неё.

Его первая группа возникла в 1961 и называлась Crazy boys. Второй коллектив Мики Волека получил имя  Golden Stars. Кумирами Мики были даже не Элвис Пресли или Джерри Ли Льюис, а Чак Берри и Литтл Ричард.  Hа сцене oн делал всё то, что делали они. Для Чехословакии начала шестидесятых это былo нечто невиданное, и публика на его концертах сходила с ума от восторга. Наконец, в 1963 году Волек стал солистом самой знаменитой чешской группы - Olympic. В те дни Мики ставили на один уровень с Карелом Готтом и Вальдемаром Матушкой. Это была вершина его карьеры.

Мики Волека подкосили Битлы. Пришло новое направление в музыке, и "Олимпик" сменил стиль. Мики меняться отказался и  ушёл из группы. Позже он сказал, что после 64-го года перестал интересоваться новыми музыкальными трендами. Мики Волек не признавал другой музыки, кроме самого жёсткого рок-н-ролла.

В 1969 в Западном Берлине Волек купил какой-то журнал, в котором были плакаты Пражской весны и карикатуры на советских вождей. Гедеэровскиe пограничники нашли у него этот журнал, и Мики 13 месяцев отсидел в восточногерманской тюрьме. После отсидки он ещё несколько раз возвращался на сцену, но это было уже не то.

В 1984 году, после 23 лет каpьеры, Мики наконец удалось выпустить свой первый альбом. Он назывался "Мики Волек. Мики Волек? Мики Волек!". Кто-то из критиков отозался о нём в том духе, что это не второе дыхание, а последний вздох Мики Волека. Увы, это оказалось правдой. Слава Мики была в прошлом, а его личность начинала распадаться. Никто, даже Король, не может остаться собой, запивая килограммы антидепрессантов гектoлитрами дрянного вермута.

В начале 90-х от него ушла жена. Опустившийся Kороль жил в нищенской квартире на Жижкове, и только несколько последних поклонников время от времени вспоминали о нём. Kогда чешское ТВ затеяло съёмки многосерийного документального фильма "Биг-бит", Мики сумел умыться, побриться, прийти и дать вполне связное интервью. А также произнести слово rock'n'roll так, как его не умел произнести никто другой во всей Богемии (это слово стало заставкой проекта). Впоследствии телевизионщики  вспоминали, что Мики встал из-за их стола, как Король, и ушёл из студии, как бездомный.

Он умер в августе 1996 года в своей квартире. Умер настолько одиноким, что его тело обнаружили только через 10 дней. Но на его похоронах были венки от всех, кто что-то значит в чешской музыке - от Карела Готта до "Олимпика". И каждый венок украшала надпись "КОРОЛЮ", потому что кем бы ни стал Мики под конец, все помнят, каким он был в золотые шестидесятые.

А он был таким:



  Двухминутный фрагмент из документального фильма "Бессмертная жизнь и смерть Мики Волека, короля рок-н-ролла". В эти две минуты вместилось всё - и его могила, и произносимое им слово rock'n'roll, и каким он стал, и, главное, каким он был в дни своей славы.

                                                                          
                                                                 
                                                                            Гoлубиный рок

   Йиржи Шелингер во многом был противоположностью Мики Волека. Природа создала его рок-звездoй. У него были внешность рок-звезды, голос рок-звезды, повадки рок-звезды. Но ему почти не довелось поиграть ту музыку, о которой он мечтал. Одно время среди поклонников Шелингера ходили упорные слухи, что группа Black Sabbath предложила их кумиру стать её солистом вместо Оззи Осборна. Слухи не имели под собой оснований, но хорошо выражали и пристрастия и потенциал самого Шелингера. Он любил и хотел играть тяжёлый рок. Однако в его репертуаре было мало вещей более тяжелых, чем кавер-версии Deep Purple. A попадались в нём и совсем уж социалистические песенки о весёлых водителях грузовиков. Ведь Шелингер жил в семидесятые.


  Он родился в 1951 году в моравской деревеньке, но вскоре его семья переехала в Прагу. Играть на гитаре Йиржи начал ещё в школе. В августе 1968 его арестовали, когда он расклеивал плакаты "ИДИТЕ ДОМОЙ" и "МОСКВА - 2000 КМ". В камере Шелингер инсценировал самоубийство, был направлен на психиатрическое обследование и благодаря этому избежал службы в армии.

Вместе с Пражской весной закончились и золотые шестидесятые. Обычно говорят, что их закончили советские танки. Но всё было гораздо хуже. К советскому вторжению чехи относились скорее как к стихийному бедствию. Подлинной травмой нации были её собственные коллаборационисты - большиe паписты, чем папа.

  Карьера Шелингера пришлась на эпоху запретов, получившую название "нормализация". В 1969, когда Александр Дубчек предавал своих сторонников, Ян Палах сжигал себя на Вацлавской площади, а Мики Волек сидел в восточнонемецкой тюрьме, написанная на библейский сюжет песня Хелены Вондрачковой  "Перейди Иордан" была запрещена за призывы к эмиграции и пропаганду сионизма...

  Шелингеp играл с разными группами, а в 1972 году с группой "Фараон" записал свой первый супер-хит "Голубиный дом". Это грустная песня о любви, o голубях и обо всём таком.

В 1973 Шелингер стал солистом группы Франтишека "Ринго" Чеха. Чех говорил, что пригласил Шелингера, дабы сделать звучание группы более тяжёлым, однако сам постоянно тормозил нашего героя, считая, что вот это будет уже чересчур, а вон то определённо запретят. Вместе с группой Чеха Шелингер съездил в турне по СССР и сыграл в Польше на разогреве перед концертом Smokie, а в 1977 году всё-таки записал первый чешский хард-рок-альбом. При этом в родном моравском округе местные власти запретили его выступления ещё в 1975.

  В условиях всевозможных запретов и ограничений Шелингер чувствовал себя нереализовавшимся. Он начал выпивать, а выпив, принимался чудить.

В апреле 1981 Йиржи Шелингер поехал в Братиславу. Есть разные версии того, что произошло с ним в этом городе. Говорят, он начал флиртовать с местной девушкой в ресторане. Это не понравилось её парню, и тот вызвал Шелингера на своеобразное состязание. Чтобы определить, кто из них круче, молодые люди спрыгнули со Старого моста в Дунай. Словак выплыл, а Шелингер - нет.

Его тело нашли три недели спустя в затрудняющем опознание состоянии. Тут же родились легенды, обычно появляющиеся после смерти рок-звёзд. Одни утверждали, что Шелингера убила госбезопаcность, другие заявляли, что он пытался уплыть в Австрию, третьи лелеяли надежду, что ему всё-таки удалось это сделать, и ныне он живёт где-то инкогнито. Родной брат музыканта Милан до сих пор утверждает, что вместо Йиржи в могиле лежит другой человек, а тело Шелингера выловили в Венгрии и похоронили, как неопознанный труп.

    Поклонники Шелингера считают, что он был величйшим чешским певцом всех времён.  Его песни, включая "Голубиный дом", звучат и сегодня.





     Йиржи Шелингер, "Holubí dům"
                                                        

                                                                  Надгробный камень

Если вы наберёте в чешском поисковике petr n, то первым он предложит вам премьер-министра Петра Нечаса, а вторым - Петра Новака. Перефразируя сентенцию из "Tого самого Мюнхгаузена", в Богемии иметь фамилию Новак - всё равно что не иметь никакой. Да и имя Петр распространено настолько, что в телефонной книге Петры Новаки занимают целые страницы. Однако поисковик упорно будет выдавать вам фотографии одного и того же человека.

Петр Новак родился в 1945 году в Праге. Играть на пианино начал в шесть лет. Антикоммунистом стал почти тогда же - в его семье все были антикоммунистами.

В 1962 он был исключён из гимназии и не получил никакого музыкального образования. В 1963 основал свою первую группу. В 1965 записал в каком-то подвале песни "Já budu chodit po špičkách" и "Povídej". На следующий год - "Náhrobní kámen", за которого получил "Золотого соловья". Полвека спустя, настроившись на чешскую музыкальную радиостанцию, вы услышите и "Я буду ходить на цыпочках", и "Рассказывай", и "Надгробный камень" ежедневно.

В 1969 на фестивале "Братиславская лира" Петр Новак объявил минуту молчания в память о Яне Палахе. Цензура не позволила Новаку записать песню "День счастья" с её первоначальном текстом. Текст был изменён, но Новак добавил к музыке звуковые эффекты, закончив песню автоматными очередями и взрывами гранат. Пластинка с этой записью сразу после выхода была снята с продажи.

  Ввиду необычайной популярности Новака власти не рискнули официально запретить его. Последовали разные неофициальные ограничения. Многие стали бояться приглашать Новака. Иво Плицка, его текстовик, эмигрировал в Баварию.

В 1974 Новак попал в автокатастрофу, и ему почти чудом удалось избежать ампутации сломанной ноги. У него вообще были очень слабые кости - на протяжении жизни он ломал рёбра, пяту, тазобедренный сустав и т.д. Кроме того, Петр Новак страдал ментальной анорексией. Он испытывал отвращение к еде и много курил. Его завтраком было пиво, обедом - пиво, ужином - вино. При росте 190 см этот человек весил 60 килограммов.

Испытывавший всё больше проблем со здоровьем музыкант написал ещё несколько нестареющих хитов и одну рок-оперу. В начале 90-х он, как и многие в то время, попытался заняться бизнесом. В итоге его деловые партнёры исчезли с его деньгами (кажется, Интерпол до сих разыскивает этих людей).

В ту пору он уже мог стоять на сцене только после инъекций в обе ноги. Но его неподражаемый голос сохранился до самого конца. Петр Новак умер в августе 1997 года от общего истощения организма, во сне, тихо и безболезненно. Во всяком случае, так писала пресса. Чешские блогеры впоследствии нашли и выложили в Сеть его свидетельство о смерти, где указано "возможно отравление неустановленным веществом".

   Самый своеобразный его хит - "Надгробный камень". Эта монотонная, завораживающая песня без припева оставляет ощущение незавершённости, как и жизни всех, о ком я рассказал сегодня. Поётся же в ней о надробном камне, лежащем на могиле девушки, которая всем дарила цветы и смех, пока у неё не кончились силы жить.





  Петр Новак, Náhrobní kámen

Tags: bohemia
Любопытно, что в коммунистической ЧССР был рок-н-ролл. И даже по-английски. На фоне СССР это смотрится, как Свобода. Спасибо за очередной разрыв шаблона :)
Я всегда говорю, что лучшим исполнителем Takes a Worried Man в истории был Карел Готт: http://www.youtube.com/watch?v=129ZYqbXUmc :)
:)) Вопрос вкуса, но он действительно очень хороший исполнитель.
Действительно, стереотипы сломаны. Благодарю.
У меня был пост о чешских стилягах. Там я выкладывал и первое появление рок-н-ролла в чехословацком кино http://bohemicus.livejournal.com/62261.html
Я из чешского рока, кажется, только "Пластиковых людей" слышал.
Увы, об их творчестве я ничего не могу сказать - на мой вкус это чресчур авангардно и андеграундно. Но я знаю, что эта группа существует до сего дня. Вот их официальные страницы: http://www.plasticpeople.eu/
Ну насколько я понял, это же и есть не столько группа, сколько община "безбашенных" авангардистов - во всяком случае, изначально так создавалось. Я ж говорю про "слышал", а не про "понравилось". Что до "понравилось" - тут бы я вспоминал не рок, а Ногавицу, или там Рудольфа Дашка с Иржи Стивином.
Всегда думал, что у Зеленки в фильме с Ногавицей обыгрываются два значения слова "rok" - рок-музыкка и год.
Очень может быть: границы понятия "рок" в разных культурах могут не совпадать, да и просто я сам могу их проводить неверно.
Извините?
не, хороший текст, но как то взгрустнулось.
жаль ребят.
Спасибо.
это Вам спасибо!:)
Про королев будет? Яна Кратохвилова, не?

И да, рок-н-ролл был, да ещё какой, "Курже в ходинках" не только лучший альбом чещского рока. но и один из лучших в мировом
Что еще за королёв?
без ё, королев рока
Яна Кратохвилова - это такая чешская Агузарова. Точнее, чешско-британская. Начинала она на редкость хорошо. Но занятия эзотерикой никого не доводят до добра...
А разве Агузарова не королева?
Да, я знаю про 90-е, но на рубеже 1970-80х это было шикарно, v stínu kapradiny я бы включил во все топы лучших песен всех времен и народов
Песня Шелингера понравилась. Жаль, что запрещали сделать звук пожестче.

Спасибо, интересный пост.
И Вам спасибо.
В очередной раз убеждаюсь, что чехи ещё менее музыкальная нация, чем русские :)

А Мики - молодец. Он кстати даже внешне похож (особенно с возрастом) на нашего Майка. Да и судьбы, особенно смерти очень уж схожи...
А сами чехи считают себя чуть ли не самой музыкальной нацией в мире. У них и поговорки есть пúо этому поводу. "Что чех - то музыкант" и т.д. Куда там итальянцам :)
О, да! :)
А какие у вас основания считать русских немузыкальными? На немузыкальной почве не вырастет столько композиторов с мировыми именами. Да и чешские песни в этом посте не дают повода считать чехов не способными к музыке.
Вспомнил историю о том, как ещё в советские времена по Питеру возили заезжего англичанина, и всё удивлялись, что же это он как-то не слишком восторженно реагирует на местные красоты и чудеса архитектуры. А потом, спустя годы, один из удивлявшихся побывал наконец в Лондоне - и наконец понял отсутствие особых восторгов... :)
Про музыкальность не ответили. Украинцы музыкальные? Если да, то получается, что жители Воронежа не музыкальны, а Харькова музыкальны. Про Питер неудачный пример. Он свидетельствует лишь о том, что англичанин в архитектуре ни ухом, ни рылом. Центр Петербурга включен в наследие ЮНЕСКО. Лондон красивый город, но единого ансамбля там нет, как нет такого простора, такого гениального слияния архитектуры и водных пространств. Но человека, который повернут на запад и изначально считает свое второсортным,наверное, не переубедишь.
Судить по музыкальности нации нужно именно по массовым продуктам. В т.ч. и по т.н. "фольклору" - как бы его поздно не моделировали, в любом случае наличие оригинальной аутентичной основы есть тут определяющий фактор. В этом смысле украинцы с Западной Украины - вполне музыкальны, там гуцульские мотивы хоть и перекликаются с соседними культурами, но - вполне узнаваемы и характерны. А "ты ж мене пидманула" - полуфабрикат "с коленки". У русских народная песенная культура практически не выражена, заунывная, не яркая (если настоящую брать, конечно, а не уже поточное пр-во, да и то). Сравнить с итальянской же "низовой культурой" - разница очевидна.

Ещё более видна разница стала в эпоху масскульта. Вот тут и стало понятно, например, что англичане нация музыкальная, а русские - нет.

Классическая же музыка это скорей вопроса национального престижа. Да и то, всерьёз сравнивать вклад в классическую музыку русских или тех же немцев (а также и итальянцев, и французов) - уже абсурд. Где-то того же уровня, извините, как пытаться доказать, что Петербург интереснее в архитектурном смысле, чем Лондон :)

Кстати, не слишком люблю Сапожника, но у него вот здесь интересное наблюдение о уровне нашей русской музыкальности - http://sapojnik.livejournal.com/1354650.html - а ведь вот этот массовый уровень как раз и есть определяющий. Есть он - одно дело. А нет - так и Высоцкий певцом будет, чего уж там. И лажающий и промахивающийся мимо нот Петр Новак (нижний клип в тексте) - тоже будет национальной гордостью :)
Что-то мне подсказывает, что вы не знаток и не любитель русских народных песен, да и восточно-украинских тоже. Вы свято уверены, что вклад русских в классическую музыку нельзя сравнить с немецким, итальянским и французским. Между тем, в 6-ке самых часто исполняемых на мировой сцене опер 3 русские: "Евгений1 Онегин", "Пиковая дама" и "Борис Годунов". Просто русская классическая западноевропейского образца музыка возникла гораздо позже, чем в этих странах. Но зато какой блестящий старт. какая плеяда знаменитых композиторов. А музыкальная Англия может похвастаться заезжим Генделем и своим Перселом. В эпоху масскульта очень важно умение профессионально раскрутить свой продукт, а у нас на эстраде господствуют дилетанты, дворовые музыканты, которые перекрыли кислород потенциальным талантам. К музыкальности это не имеет отношения. Кстати, раскрученная Мадонна, по большому и даже по маленькому счету, не певица. Сейчас русские певцы заполнили оперные театры всего мира. А про Петербург и про Лондон вы, видимо, совсем не в теме. Мнение англичанина, обывателя из анекдота, для вас имеет значение. Русского, бывавшего в Петербурге и его пригородах, тоже не удивишь заморскими дворцовыми комплексами, о чем свидетельствую, возвратившись недавно из итальянской Казерты. Но русские отзывчивы к чужому искусству и стараются его воспринимать. А на западе многие простые обыватели зациклены на своем и совершенно не интересуются чужой культурой. В другой стране для них интереснее всего шопинг, что неоднократно доказывали заезжие звезды. Это не показатель того, что нам нечего предъявить, а только свидетельство их культурных интересов. Чем мне нравятся европейцы, так это тем, что у них отсутствует комплекс неполноцненности. А вы в Петербурге и Лондоне бывали?
Ок, убедили. Русские - самая музыкальная нация в мире.

"Что чех русский - то музыкант. Куда там итальянцам"

:)
Вот это правильный ответ.:)Но итальянцы, скажу вам по секрету, тоже ничего.
Поддержу. Питер-один из красивейших городов Европы, причём со своим неповторимым лицом , и не уступает ни Лондону, ни Парижу, ни Вене, ни Риму. Достойная столица первоклассного европейского государства. (Я сам не питерский, если что) . Что касается музыкальности, то тут дело скорее ни в каких то врожденных качествах а в банальной инфраструктуре, начиная от приобретения инструментов, кончая местом где можно собраться и поиграть. В Дублине музыкальных магазинов больше чем в Москве, а всяких пабов и прочих площадок где можно играть на публике - несравнимо больше, не говоря о том что своя группа есть едва ли ни в каждой школе, не считая всяких муниципальных культурных центров... И маленькая Ирландия , в которой всего то 4 млн человек занимает приличное место на мировом музыкальном рынке
Совершенно согласна.
Согласна с комментариями к Сапожнику, действительно, борьба с религией подкосила культуру церковного хорового пения, которая хорошо была развита до революции. Немцы, которые ему встретились, скорее всего и пели Баха в церковном хоре. Два моих знакомых хорошо поющих голландца в церковь ходят, чтобы попеть. Один тащится от наших религиозных песнопений и от православной литургии, а другой обожает петь казачьи песни и романсы из репертуара Лемешева и Козловского. Сейчас, кстати, тоже многие ходят в церковь попеть в хоре. Так что есть перспективы. Не все так плохо.
Ну, вот как раз реанимацию романса - да, вполне можно ожидать. С духовной музыкой - уже очень вряд ли.
Раз уж о музыке зашла речь, небольшой офф-топ, для "повеселиться":

"Бывает даже так, что популярность в России и нелюбовь на родине вступают между собой в прямую причинно-следственную связь. Для русских Карел Готт – король чешской эстрады, а для чехов – «запроданец»: коллаборационист, слушать которого порядочному чеху неприлично."

http://slon.ru/world/kak_russkoe_serialnoe_mylo_pobedilo_polskiy_natsionalizm-941172.xhtml

Правда, прелесть?
Да уж, там вся статья такая прекрасная. Была даже мысль, что автор всю историю с взлетом популярности Герман на исторической родине банально придумал сам.
Ну, тут мне судить трудно. Но подобный "зачин" - безусловно, заставляет усомниться в компетентности автора, и остальное сказанное им воспринимать как минимум с подозрением.
>Карел Готт ... для чехов – «запроданец»: коллаборационист, слушать которого порядочному чеху неприлично.

Приснится же такое :)
Кстати, на seznam Пётр Новак находится в первую очередь, а Нечас во вторую
Я на гугле смотрел.
Спасибо. Знал, что в Чехословакии была рок-музыка, но про этих людей нечего не слышал.
И Вам спасибо.
Помню, где-то в 80-х видел мужика с татуировкой на плече с изображением волосатого мужчины и подписью "Peter Novak CSSR 1968". Кто такой Петер Новак, я разумеется тогда не знал, но наколотый портрет, похожий на самодельные изображения Джона Леннона, в сочетании с сакраментальной цифрой "1968", в память запал (кроме того, ни до, ни после не видел, чтобы кто-то вот так запечатлевал кумиров у себя на коже). :)
З.Ы. А как насчёт Марты Кубишевой?
Новака поклонники на руках носили.

А что именно насчёт Кубишовой?
Ну просто было бы в рамках поднятой темы видимо и о ней рассказ был бы интересен - персона достаточно знаковая, во всяком случае любой собственно чешский фильм о событиях 1968 года, который мне попадался, непременно сопровождался её песнями. Кроме того, судя по тем её клипам, которые доводилось видеть, её сценический имидж того времени на наших отечественных деятелей повлиял (на раннюю Пугачёву, где-то середины 70-х). Может это опять же была ретрансляция западных образцов, но тем не менее.
+++ гекалитрами дрянного вермута
хорошо получилось — возьму в лексикон эту контаминацию гекатомб и декалитров )))
Да это всего лишь опечатка, я её уже исправил.

Декалитры - не королевский масштаб. Имелись в виду гектолитры :)
интересно, что в благословенной Богемии короли рок-н-ролла тоже пили портвейн.
«Короли на трех топорах» или «Короли тоже пьют "Солнцедар"» — так можно назвать книгу о ведущих рок-исполнителях социалистического сектора.
Спасибо, печальный пост получился.
И Вам спасибо.

Сейчас перечитал - действительно печальный.

Надо будет в ближайшее время написать о чём-нибудь весёлом. Например, о том, как маркиз Лафайeт бежал из оломоуцкой тюрьмы :)
Композиция Новака просто прелестна. Мне кажется, он несколько обогнал свое время
Чехи вполне оценили её уже в то время, когда она была написана.
Я в смысле, песня 1966 г., а в стилистике уже 70-е чувствуются

Suspended comment

И Вам спасибо.

Мой пост не столько о музыке, сколько о людях и о времени, в которое им довелось жить.
Как вы к нему относитесь ? Спасибо
И Вам спасибо.

В общем-то, никак. Есть какие-то люди, которых я слушаю (или, скорее, слушал в молодости), есть другие, которых не слушаю и даже не понимаю, как их можно слушать. Но в целом я совсем не меломан. Для меня музыка - это всего лишь фон, и в своих постах я обычно использую её для создания определённого настроения.

Даже этот пост не столько о музыке, сколько о людях и о времени, в которое им довелось жить.