«По уродству, моральному идиотизму, изуверству, патологии, уголовщине армию чиновников террора, навербованных Дзержинским в социальной и моральной преисподней, нет возможности описать. Здесь и "усмиритель Одессы" грузин Саджая, действовавший под псевдонимом "доктора Калиниченко", о террористических "причудах" которого в памяти одесситов остались были, похожие на кровавые небылицы. Здесь парижский студент, сын буржуазной еврейской семьи Вихман, до революции белорозовый "скромный, как барышня", а в годы революции из барышни превратившийся в дикого председателя ЧК, которого за садистические казни невинных людей впоследствии расстреляли даже сами большевики. Здесь председатель кунгурской чеки Гольдин, открыто заявлявший "для расстрела нам не нужно ни доказательств, ни допросов, ни подозрений. Мы находим нужным и расстреливаем, вот и все!" Здесь - кончивший жизнь самоубийством следователь ВЧК Миндлин, ведший допрос не иначе, как наставляя в лицо обвиняемому наган. Здесь и чекисты бонвиваны-аристократы, следователь Московской ЧК барон Пилар фон Пильхау и ленинградской - правовед Рончевский, допрашивающий арестованных необычайно галантно, вставляя французские mots и отправляя людей к стенке с необычайным наплевательством, но, конечно, тоже из жажды интегрального коммунизма. Здесь и алчный тупой подвальный палач ЧК, плечистый белесый детина Панкратов с озверелыми глазами на красном от беспрерывного пьянства лице, перед "работой" получавший стакан водки и комиссарский обед, а после работы в подвалах ЧК выбивавший из еще не окоченевшего рта расстрелянных золотые коронки, в то время как тремя этажами выше, у рычага машины всероссийского убийства, в своем кабинете неустанно работал Феликс Дзержинский, белой нервной рукой подписывавший смертные приговоры.
Знаток женской души Мирабо когда-то говорил эмиссарам парижского мятежа, что "если женщины не вмешаются в дело, то из этого ничего не выйдет". В ВЧК женщины густо вмешались. "Землячка" - в Крыму. Конкордия Громова - в Екатеринославе. "Товарищ Роза" - в Киеве. Евгения Бош - в Пензе. Яковлева и Елена Стасова - в Петербурге. Бывшая фельдшерица Ревекка Мейзель-Пластинина - в Архангельске. Надежда Островская - в Севастополе, эта сухенькая учительница с ничтожным лицом, писавшая о себе, что "у нее душа сжимается, как мимоза, от всякого резкого прикосновения", была главным персонажем чеки в Севастополе, когда расстреливали и топили в Черном море офицеров, привязывая тела к грузу. Об этих казнях известно, что опустившемуся на дно водолазу показалось, что он - на митинге мертвецов. В Одессе действовала также чекистка венгерка Ремовер, впоследствии признанная душевно-больной на почве половой извращенности, самовольно расстрелявшая 80 арестованных, при чем даже большевистское правосудие установило, что эта чекистка лично расстреливала не только подозреваемых в контр-революции, но и свидетелей, вызванных в ЧК и имевших несчастье возбудить ее больную чувственность. Но стоит ли говорить о смерти 80 человек, тем доставивших сексуальное удовлетворение коммунистке Ремовер? Совершается коммунистическая революция и сам Ленин сказал - "лес рубят щепки летят".
Московская следовательница-чекистка Брауде, собственными руками растреливавшая "белогвардейскую сволочь", при обыске самолично раздевавшая не только женщин, но и мужчин. Побывавшие у нее на личном обыске социалисты пишут: "приходилось недоумевать, что это? особая бездушная машина или разновидность женщины-садистки?"
Вся эта сеть чиновников террора Дзержинского заканчивалась безвестными, но не менее жуткими провинциальными и деревенскими фигурами. Какой-то полтавский чекист "Гришка-проститутка", одесский чекист по кличке "Амур", туркестанский чекист, бывший цирковой артист Дрожжин, екатеринославский безграмотный чекист Трепалов, ставивший против фамилии непонравившихся ему арестованных "рас", что означало "в расход"; неведомая бакинская "чекистка Любка", рыбинская "чекистка Зинка"; какая-то захолустная Теруань де Мерикур, неизвестная звероподобная латышка, прозванная "Мопсом", о которой в истории осталось только то, что она, как и Теруань, одевалась в короткие мужские брюки и ходила с двумя наганами за поясом, своими зверствами заставляя дрожать население; в сентябрьские убийства в Париже воображение парижан потряс зверствами палач-негр Делорм, привезенный в Париж Фурнье-американцем, но и у Дзержинского мы знаем среди белых чекистов черного одесского палача - негра Джонсона.
За этими фигурами чекистской мелочи стоят уже совершенно молчаливые животнообразные статисты палачи-китайцы и отряды латышей, причем о последних никто иной, как сам Петерс пишет, что большинство из них "не понимало русского языка".
Вот армия передовых бойцов мирового октября, фельдмаршалом которой стал Дзержинский. Он связал эту армию своеобразной железной дисциплиной, окружив чекистов паутиной чекистской же провокации и шпионажа. Конечно, из этого уголовно-патологического отребья в рай бесклассового общества, если верил, то, разумеется, только Дзержинский. Известно, что за гробом умиравших чекистов Дзержинский всегда шел, хороня солдат своей армии под звуки революционного траурного марша - "Вы жертвою пали в борьбе роковой, в любви беззаветной к народу".
Неуместен вопрос, знал ли Дзержинский, что он "работает" руками садистов и отбросов уголовного мира? Он сам констатировал, что в ЧК "много грязного и уголовного элемента". Но Дзержинский не шеф армии спасения. Ленин говорил: "партия не пансион благородных девиц, иной мерзавец потому то и ценен, что он мерзавец". Слышавший на третьем этаже неистовый шум заведенных во дворе моторов Дзержинский был того же мнения. В этой кровавой кооперации разница меж чекистами была только разницей этажей. Тем то и страшна душа Дзержинского, что он не витал в эмпиреях, а всегда был человеком самой низкой практики и нечаевского беспардонного утилитаризма. Вопросов о "моральности" и "аморальности" для Дзержинского не возникало: морально все, что укрепляет власть коммунистической партии.
Может быть уголком своей дворянской души Дзержинский и презирал особенно отвратительных палачей. Зато он понимал, что именно ужасом их работы он загипнотизировал страну и отсветом этой крови рентгенизирует души своих подданных, которые в представлении Дзержинского стали только карточками, внесенными в чекистскую картотеку.
К тому же ведь гибли враги? И важно, чтоб они гибли. А спресовывает ли им Саенко перед смертью головы или гуманно разворачивает затылок из нагана, это председателю ВЧК в высокой степени неинтересно. В крайности, переставшего быть нужным того или другого палача он объявит сумасшедшим и его истребят, "выведут в расход", а на его место поставят другого.
Вульгарно было бы делать из Дзержинского порочно-мелодраматическую нереальную фигуру кровопийцы. Гораздо страшнее то, что директор этого "театра ужасов" Дзержинский был совершенно нормальный коммунист.» (http://lib.ru/RUSSLIT/GUL/dzerzhinsky.txt)
P.S. В конце 80-х - начале 90-х как заклинание повторялось, что советская система в целом нереформируема, а такая её частность как КГБ - уж тем более. И что же? Прошло 20 лет, и обе "нереформируемые" системы благополучно слились в одну - гебекратию, оставив за бортом ненужные теперь хвосты и шкуры.
Чека была важнейшим узлом чудовищной мясорубки, в которую бросали нарубленную на куски Россию и из которой выдавливали советский фарш. Покуда возвышается мрачный и постоянно метастазирующий комплекс зданий на Лубянке, советское проклятье будет тяготеть над этой землёй. С этой большевицкой "анти-Бастилией" надо поступить так же, как и с большевицким зиккуратом: тщательно инвентаризировав и задокументировав - уничтожить. Это два самых явных и ключевых символа советского порабощения России, находящиеся в центре огромной сети истуканов, имён и знаков, покрывающей всю страну и обеспечивающей политический, символический и магический контроль над ней. Это надо отчётливо понимать и не поддаваться соблазну считать всё это чем-то "историческим", т.е. далёким и давно утратившим всякое реальное значение. Это совсем не так.
orthoved
May 31 2010, 13:25:08 UTC 9 years ago
Меня всегда удивляло - почему латыши стали такой преданной и на всё готовой опорой большевицкой власти. Только ради независимости Латвіи? Непохоже - про эстовъ и литовцевъ ничего не извѣстно. Или такъ ненавидели Россію? Загадка.
Остальные понятно - отребье, которому всё равно кого убивать.
enzel
May 31 2010, 14:46:56 UTC 9 years ago
Deleted comment
enzel
May 31 2010, 15:00:53 UTC 9 years ago
enzel
May 31 2010, 15:10:16 UTC 9 years ago
Deleted comment
core2duo
June 1 2010, 03:17:10 UTC 9 years ago
enzel
May 31 2010, 15:12:37 UTC 9 years ago
Deleted comment
enzel
May 31 2010, 16:52:31 UTC 9 years ago
orthoved
May 31 2010, 15:59:17 UTC 9 years ago
Интересно, какой процентъ нынѣшняго населенія Латвіи - это потомки этихъ палачей.
Памятникъ латышскимъ стрѣлкамъ насколько я знаю стоитъ до сихъ поръ...
enzel
May 31 2010, 16:48:22 UTC 9 years ago
Deleted comment
enzel
May 31 2010, 17:38:13 UTC 9 years ago
orthoved
May 31 2010, 19:49:09 UTC 9 years ago
Помню читалъ, что ихъ не очень-то приняли на родинѣ, считали преступниками.
Deleted comment
orthoved
May 31 2010, 16:01:10 UTC 9 years ago
Ад на земле.
Книгу Мельгунова я даже не смогъ до конца дочитать, тяжело...
enzel
May 31 2010, 16:47:05 UTC 9 years ago
lybomir
June 1 2010, 05:04:00 UTC 9 years ago
enzel
June 1 2010, 05:57:49 UTC 9 years ago
lybomir
June 1 2010, 06:02:20 UTC 9 years ago
enzel
June 1 2010, 06:18:56 UTC 9 years ago
idealist_t
June 1 2010, 16:22:59 UTC 9 years ago
enzel
June 1 2010, 17:07:33 UTC 9 years ago
idealist_t
June 1 2010, 17:28:32 UTC 9 years ago
Пардон, оговорился: не "общественное", а "историческое".
Собственно, вопрос был как раз о том, есть ли у Вас (или Ваших единомышленников) соображения о путях решения указанной проблемы. И, раз уж Вы упомянули слово "национальный", что делать с сильными нерусскими явлениями, например, с казанскими татарами.
Теория вопроса есть (консервативно-либеральная) или все сводится к историческим очеркам? Воспоминания о хорошей России это все хорошо, но только воспоминания имеют значение для любителей древностей.
enzel
June 1 2010, 19:16:25 UTC 9 years ago
idealist_t
June 1 2010, 20:15:19 UTC 9 years ago
Вот Вы говорите "консервативно-либеральное" направление. А что консервировать или (по-русски) сохранять? СССР у Вас вызывает не буду говорить, что. Россия, как Вы сами говорите, умерла. Либералами называют Новодворскую, Гайдара, и путинская экономическая политика - это неолиберализм. Эти что - Ваши?
Это вопросы актуальны для любого движения, которое хочет существовать в реальной жизни, а не в личных ЖЖ. И я не вижу, чтобы эти вопросы как то решались. Я, как Вы понимаете, не собираюсь отказываться от СССР так, как это делаете Вы. Но в Ваш ЖЖ я влез не ради очередной "перестрелки с врагами". Мне тоже не безразлично "восстановление национального сознания". Но восстанаваливать можно только какое-то положительное содержание. В простом отрицании СССР такого содержания, разумеется, нет.
Кстати, именно наличие национальной элиты у татар исключает простую "правильную постановку вопроса". Этнографическими кружками здесь не обойдешься. Татары обрели самосознание и представляют значительную общественную силу. О татарах я заговорил, потому что близко знаком с некоторыми общественными явлениями в Казани, а также с нек. татарскими националистистами.
enzel
June 2 2010, 05:48:31 UTC 9 years ago
idealist_t
June 2 2010, 22:01:06 UTC 9 years ago
Допустим, так. Однако отрицание большевизма (или СССР) - это все-таки не восстановление России. Если уж мыслить Вашей метафорой, то Вы предлагаете пристрелить хромую лошадь, хотя никаких других лошадей на горизонте не просматривается.
И, кстати, что такое Россия? Это в сущности тот же самый вопрос, который я задавал раньше. Изучение истории для ответа на него недостаточно, так как историческое знание очень конкретно. Вот, узнаю я, что в России было столько то крестьян, столько то дворян. Ну и что это даёт для сегодняшнего дня? Ничего.
Если не стоять на позции сугубого историзма, когда ничего постоянного нет, то тогда должна быть какая то константа, которая и будет определять то, что называется Россией вне зависимости от эпохи. И именно эта константа должна образовать положительное содержание движения за "восстановление России".
Я пытаюсь мыслить так, как будто я сторонник Ваших идей. Но пока у меня не получается отличить себя в таком качестве от любого, кто хулит СССР и хвалит Российскую империю, причем вне зависимости от того, знает он что-либо об этих государствах или не знает ничего.
enzel
June 3 2010, 06:02:42 UTC 9 years ago
orthoved
June 3 2010, 10:35:47 UTC 9 years ago
Но собесѣдникъ то спросилъ Васъ - "что есть Россія? какъ можно отличить Россію отъ неРоссіи?"
enzel
June 3 2010, 11:44:42 UTC 9 years ago
orthoved
June 3 2010, 11:48:45 UTC 9 years ago
Я бы добавилъ: и духовно-культурную.
enzel
June 3 2010, 12:00:33 UTC 9 years ago
idealist_t
June 3 2010, 16:04:52 UTC 9 years ago
Ну, ладно. Боюсь, что дальше я пойду по кругу.
Я уверен, что Вы прекрасно поняли мой вопрос о положительном содержании, но не смогли или не захотели на него отвечать, из чего я заключаю, что экономические, политические и идеологические установки у Вашего "движения" (сам я его называю Белым) отсутствуют. Жаль. У меня с ними тоже плохо, что объясняет мою настойчивость.
Получается, что реалистическая политика (в теории, которую я не критикую здесь) имеется в нашем обществе только у коммунистов и нынешнего режима.
Тем не менее спасибо за Ваши ответы.
enzel
June 4 2010, 15:45:14 UTC 9 years ago
idealist_t
June 4 2010, 21:30:29 UTC 9 years ago
Есть еще момент. Царь, чтобы стать действительным государем, должен получить признание народа. А признание это несколько иного толка, чем признание президента. Так что не столько в элите дело, сколько в преобладающем общественном сознании.
Но, вообще, сложно это все.
ЗЫ. Я, кстати, так и думал, что Вы не пройдете так или иначе мимо этой смерти. Лично я ее воспринял равнодушно. Печальным для меня было известие о смерти Арнольда.
enzel
June 5 2010, 06:05:59 UTC 9 years ago
idealist_t
June 5 2010, 08:39:48 UTC 9 years ago
Согласен. Только не элиты, а общества в целом, часть которого - элита. Но, разумеется, долг элиты (если у нее нет долга - это "ненастоящая" элита) - соображать, что важно и что не важно. Впрочем, есть точка зрения, что сейчас эпоха массовой культуры, что исключает культурное выделение элиты.
В качестве дополнения для полноты картины
idealist_t
June 5 2010, 18:36:03 UTC 9 years ago
1897 г.
г. Ковно
Ротмистр В.И. Шевяков
ротмистру И.Н. фон дер Гроссу
для поручика отдельного корпуса жандармов
Г.В. Глазова
Глеб Васильевич!
Ротмистр Иван Никодимович фон дер Гросс, как я полагаю, соизволит пригласить Вас на экзекуцию Дзержинского, с тем чтобы потом Вы провели с ним беседу
В случае если экзекуция не поможет (получено разрешение на порку Дзержинского березовыми палками, но, к сожалению, не более пятидесяти ударов, дабы не последовало смертельного исхода в связи со слабым здоровьем последнего), следует лишить арестанта прогулок. Не приходится сомневаться, что двадцатилетний юноше не вынесет подобных испытаний и откроет Вам то, что надлежит выяснить в интересах как Ковенской, так и Варшавской охраны.
Милостивый государь Владимир Иванович!
На экзекуцию, которая была применена дважды, ротмистр И.Н. фон дер Гросс меня не взял. Лишение прогулки и пищи проводилось три раза. Лишь после того, как стало ясно, что все попытки И.Н. фон дер Гросса склонить Дзержинского к чистосердечному покаянию оказались безуспешными, мне было разрешено допросить его, что я делать отказался...
Прошу Вашего согласия на возвращение мое в Варшаву, поскольку проводить работу с Дзержинским нецелесообразно, ибо арестованный заболел чахоткою в острой форме с обильным кровотечением.
Насколько мне известно, арестован Дзержинский (вчерашний гимназист) за агитацию среди рабочих. Очень мило его "склоняли к чистосердечному покаянию". Так что есть основания полагать, что он всего лишь творчески развил преподанные ему в юности уроки.
Re: В качестве дополнения для полноты картины
enzel
June 5 2010, 18:45:37 UTC 9 years ago
Re: В качестве дополнения для полноты картины
idealist_t
June 5 2010, 20:21:58 UTC 9 years ago
Re: В качестве дополнения для полноты картины
enzel
June 6 2010, 07:04:13 UTC 9 years ago
Re: В качестве дополнения для полноты картины
idealist_t
June 6 2010, 18:04:00 UTC 9 years ago
Я, кстати, никого не оправдываю и никого не обвиняю здесь. Я только применяю одну логику, а не две.
В 1897 г. Д. не был рецидивистом. Это был молокосос (два или три года после гимназии), который распространял литературу. И, вот этого молокососа, который еще не успел ничего особого совершшить, "гуманно" обрабатывают в охранке: один - ради "покаяния", другой - ради получения сведений, флегматично сожалея при этом, что из-за чахотки этого мальчишку нельзя забить до полусмерти. Вы, кстати, знаете, что такое удар палкой по седалищному нерву? А что такое пятьдесят? А если еще повторить?
Надо называть вещи своими именами. Дзержинского в Ковно пытали.
То, что он сам через 20 лет вытворял, охранку вовсе не идеализирует и ссылка на Францию здесь тоже ничего не меняет.
Re: В качестве дополнения для полноты картины
Anonymous
June 6 2010, 19:55:59 UTC 9 years ago
Re: В качестве дополнения для полноты картины
enzel
June 6 2010, 19:57:38 UTC 9 years ago
Re: В качестве дополнения для полноты картины
enzel
June 6 2010, 20:22:40 UTC 9 years ago
подмигиванием и часто выходящей на лицо саркастической усмешкой отправился
"на основании высочайшего повеления за революционную пропаганду среди
ковенских рабочих в Вятскую губернию под гласный надзор полиции на три
года": относительная мягкость приговора мотивировалась несовершеннолетием
преступника." Когда я читал, меня удивила эта фраза о побоях, тут надо разбираться. Впрочем, если Вы уверены в том, что всё так и было, надо уточнить, в связи с чем.
Re: В качестве дополнения для полноты картины
idealist_t
June 6 2010, 20:54:00 UTC 9 years ago
Что касается причинной связи между этим событием и последующей революцией, то здесь я сторонник теории Л. Карсавина, согласно которой причин в истории вообще нет. Имеется в виду история как социально-психический процесс (или развитие общественного сознания). Понятно, что история как процесс материальный причинно обусловлен.
Ну а раз так, то ясно, что Д. уже шел своим путем. Ковно оставило свой след, разумеется, но принципов человека не изменило.
Приведя эту цитату, я никаких выводов из неё делать не хотел. Однако от неё дохнуло ожесточённостью, которая была уже тогда. И, как я полагаю, только часть этой ожесточённости можно списать на душевные особенности тогдашних террористов. Нехорошо было что-то в самом государстве.
Re: В качестве дополнения для полноты картины
idealist_t
June 7 2010, 04:41:11 UTC 9 years ago
В сети есть нужные части
http://virlib.ru/read_book.php?page=0&file_path=books/9/book04197.gz
и
http://virlib.ru/read_book.php?page=1&file_path=books/9/book04197.gz
История выглядит несколько иначе.