«Достаточно было пообглядеться среди пёстрой толпы «депутатов», а мне приходилось проводить среди них в коридорах и в саду Таврического дворца целые дни, чтобы проникнуться ужасом при виде того, что представляло собою первое русское представительное собрание. Это было собрание дикарей. Казалось, что русская земля послала в Петербург всё, что было в ней дикого, полного зависти и злобы. Если исходить из мысли, что эти люди действительно представляли собою народ и его «сокровенные чаяния», то надо было признать, что Россия ещё по крайней мере сто лет могла держаться только силою внешнего принуждения, а не внутреннего сцепления, и единственный спасительный для неё режим был бы просвещённый абсолютизм. Попытка опереть государственный порядок на «воле народа» была явно обречена на провал, ибо сознание государственности, а тем более единой государственности, совершенно стушёвывалось в этой массе под социальной враждой и классовыми вожделениями, а, вернее, и совершенно отсутствовало. Надежда на интеллигенцию и её культурное влияние тоже теряла почву. Интеллигенция в Думе была сравнительно малочисленна и явно пасовала перед кипучей энергией чёрной массы. Она верила в силу хороших слов, отстаивала идеалы, массам совершенно чуждые и ненужные, и была способна служить лишь трамплином для революции, но не созидающей силой.
Если в первые дни кадеты, имевшие в Думе значительное число голосов, сильные своей дисциплиной и опытном общественной деятельности в местных учреждениях, и сумели придать собраниям некоторое благообразие, а торжественный Муромцев даже и напыщенность, то этот тон быстро поблек после первых же успехов Аладьина, Онипки и их товарищей (трудовиков – С.К.), явно показавших, что элементы правового строя тонут в Думе в революционных и анархических. О какой-либо законодательной деятельности в Палате, большинство членов которой лишено была самого элементарного образования и воспитания, а многие не умели ни читать ни писать и способны были действовать лишь в путях инстинкта, не могло быть, разумеется, и речи; <…>
В соответствии с Думою были и порядки её президиума. В коридоры Таврического дворца, сообщавшиеся с залом заседания, допускали всех, кто только желал туда проникнуть, так что в перерывах заседаний тут же происходили шумные сборища, создавались митинги, появлялись ораторы, набивалось множество каких-то дам, стояли шум, галдёж, страсти разгорались. П.Н.Милюков, не попавший в члены Думы, заседал в буфете и оттуда дирижировал кадетскими силами. В помещении Думы устроена была продажа запрещённых цензурою книг и революционных изданий…» (С.Е.Крыжановский. Воспоминания. Сс.92-95.)
Deleted comment
enzel
June 11 2010, 13:18:25 UTC 9 years ago
Deleted comment
enzel
June 11 2010, 13:55:53 UTC 9 years ago
Deleted comment
orthoved
June 11 2010, 18:01:52 UTC 9 years ago
+++
idealist_t
June 11 2010, 17:01:06 UTC 9 years ago
А не проще ли полагать, что все эти личности, которые так раздражают Крыжановского, суть другое лицо той же самой страны и того же государства. Или Вы придерживаетесь акиомы: всё хорошее - из РИ, все плохое - из СССР (даже во времена РИ).
Узаконенная проституция в РИ - это, видимо, тоже влияние совка.
К слову сказать, многие ток-шоу - копии тех, которые крутят на Западе. Это купленные лицензии на вещание. К примеру "Стать миллионером" (или как это называется) я сам видел, будучи в Германии. Все (музыка, оформление) совершенно такое же. То есть по Вашей логике "совки" и там подсуетились, насадив свою хамскую культуру.
В-общем, когда умных людей заносит - они становятся смешными.
enzel
June 11 2010, 17:21:08 UTC 9 years ago
orthoved
June 11 2010, 18:00:19 UTC 9 years ago
Это точно. Интересно когда же появился въ сформированномъ видѣ совѣтскій человѣкъ... Явно раньше 1-й Думы.
enzel
June 11 2010, 18:07:59 UTC 9 years ago
orthoved
June 11 2010, 18:15:01 UTC 9 years ago
Нечаевъ, Кропоткинъ, Софья Перовская + a la ...
Левъ Тихомировъ только нашёлъ въ себѣ силы не стать таковымъ.
orthoved
June 11 2010, 18:10:15 UTC 9 years ago
Самъ я и отвѣтилъ на свой вопросъ - Каинъ и Хамъ были совѣтскими людьми..
enzel
June 11 2010, 18:17:32 UTC 9 years ago
orthoved
June 11 2010, 18:22:06 UTC 9 years ago
Это точно
Deleted comment
orthoved
June 11 2010, 18:23:23 UTC 9 years ago
А Вы себя кемъ считаете?
Deleted comment
orthoved
June 11 2010, 18:54:48 UTC 9 years ago
И это плюсъ, уважаемый mazyk :)
idealist_t
June 11 2010, 18:22:18 UTC 9 years ago
"Православие , развращаясь, дает хулиганство, разбойничество, анархизм и бандитизм". Используя эту мысль и встав на Вашу точку зрения в том, что "советское - значит плохое", я бы сказал, что советское то же русское, только извращённое. Это порождение того же русского народа. Как у любого человека есть и пороки и добродетели, так и русский народ проявляет себя по-разному.
enzel
June 11 2010, 18:37:08 UTC 9 years ago
enzel
June 11 2010, 18:41:55 UTC 9 years ago
novoeleto
June 17 2010, 12:03:31 UTC 9 years ago
enzel
June 17 2010, 16:23:26 UTC 9 years ago
idealist_t
June 17 2010, 20:34:28 UTC 9 years ago
Восстание масс - это лопнувший нарыв внутренней болезни. Трагедия России в том, что ее, как будто, правильная жизнь привела к краху.
И вообще, трагедия - это никогда не финал. Трагедия - это развитие, ведущее к смертельному финалу.
Самая первая трагедия - это человеческая жизнь. В этом и сущность первородного греха. Трагедия - это всегда невозможность осуществления должного.
Если убийцу, наконец, пристрелили - это что, трагедия? Вовсе нет. Трагедия в том, что этот убийца, имевший возможность пойти по другому пути, выбрал именно этот.
"Предотвратить февраль было довольно несложно" - ну, это совесем нехорошо звучит. Раз не предотвратили, значит, это было невозможно. Если человек тупой (я не обижаю его здесь), то он не может решить, скажем, квадратное уравнение, хотя это очень "несложно". Но нет у него таких умственных сил - не уродился. И если государство не смогло уничтожить или задавить смертельные для него общественные движения, следовательно, это государство (то есть союз конкретных лиц) было слабое.
enzel
June 18 2010, 07:19:53 UTC 9 years ago
Скорее, снизить имевшиеся риски. Тут надо понимать, что само видение рисков есть следствие определённого взгляда на гос-во и его граждан, определённой концепции. Главным элементом этой концепции была уверенность в преданности русского народа своему царю при явной недооценке фактора нелояльности, которая была на самом деле не свойством горстки оппозиционеров-интеллигентов, а имела куда большее и глубинное распространение. Т.е. была недооценка опасности со стороны Верховной власти. Но была и другая сторона - переоценка своих возможностей и роли со стороны легальной оппозиции. Вот комбинация этих двух ошибок (заблуждений) и была роковой. Верховная власть была права в том смысле, что не видела в оппозиции реальной, зрелой и влиятельной политической силы. Отсюда и нежелание допускать её до власти, убеждённость, что ей надо ещё созреть для этого. Однако, власть не допускала возможности достаточно широкого массового высступления и, главное, того, что эта политически незрелая оппозиция может пойти на провокацию подобного выступления в такой исторический момент - "ну не могут же они!.." Иначе говоря, Верховная власть была низкого мнения о государственно-политических возможностях оппозиции (в чём была права), но явно завышала её моральные свойства (в чём ошибалась).
idealist_t
June 17 2010, 20:18:05 UTC 9 years ago
Или здесь другая мысль?
novoeleto
June 20 2010, 09:19:10 UTC 9 years ago
Я не случайно написал о городской революции. В.Л.Цымбурский разработал толковую и непротеворичивую модель российского XX века - статьи на эту тему собраны в его тиоговой книге "Остров Россия". Он показал, что рост благосостояния, демографический рост, вообще всяческое продвижение России вперед, включая и политические и прочие успехи, привели к эндогенному (т.е. не навязанному извне) процессу исхода нации из аграрного бытия к принципиально новому состоянию. По аналогии с "городскими революциями" в Древнем мире (стабильный термин в антиковедении) Цымбурский и говорит о "городской революции" в России. Вопрос может быть поставлен так: а могла ли оная революция произойти под управлением, в режиме ручного руководства? Были ли у Дома Романовых инструменты для ручного управления таким грандиозным процессом? Меня теория Цымбурского несколько примиряет с российским XX веком в том смысле, что я перестаю видеть во всем случившемся какое-то нелепое и случайное вторжение злой воли; скорее, тут действительно трагедия человеческого бытия, о которой не случайно было уже сказано в данном контексте...
Хочу быть правильно понятым, все это - не в оправдание Лениных-Сталиных и всяческого "совка". Просто в социальной истории нет линейной траектории, линейной динамики от меньшего к большему, от малого блага - к бОльшему благу. Линейной динамике нас научили философы, и это - их ошибка.
idealist_t
June 20 2010, 16:01:30 UTC 9 years ago
Но суть не в этом. Православие - это личная свобода, правда, необычная. Если эта необычность отбрасывется, остается только свобода - то есть хулиганство. Мысль простая. К примеру, либерализм - это как раз такое хулиганство. В язычестве личной свободы нет, а есть та или иная встроенность личности в природный мир. Нынешние язычники только подражатели - они опыт личной свободы уже никуда не денут.
Ничего не могу сказать про городскую революцию - не знаком совершенно.
orthoved
June 11 2010, 18:06:26 UTC 9 years ago
Советский человек определяется очень просто - хам
Очень точно. Хамъ, посягнувшій на отца своего (Ноя и позже на царя русскаго) и Отца (Бога)
Слово сказано
novoeleto
June 17 2010, 11:58:06 UTC 9 years ago
Re: Слово сказано
enzel
June 17 2010, 16:28:51 UTC 9 years ago
uglich_jj
June 11 2010, 16:11:39 UTC 9 years ago
Так что же такое был русский народ накануне революции? - Патриархально-православный богоносец с царем или "черная масса" шариковых с дикими нравами, преисполненная "классовой вражды"?
Если шариковых (будущих винтиков революции и сов.власти) было столь много уже в 1905 г., значит, они есть продукт СТАРОЙ России. Что такого было в старой России, чтоб там родилось столько шариковых? Ответ простой - сословная система. Народ незнакомый с букварем, но знакомый с барским кнутом, вот он и породил "черную массу". Что могло получится в стране, где не было ни феодализма в европейском смысле, ни революции городов,
ни ренессанса, ни реформации, ни эпохи просвещения, ничего , из чего получился западно-европейский человек ?
Ну ладно, пока все,а то этак придется и Чаадаева цитировать, а я его не люблю.
enzel
June 11 2010, 17:08:08 UTC 9 years ago
Были поспешность и ошибки при выработке изб. закона. Всерьёз обсуждали даже всеобщее прямое! Совершенно не воздействовали на выборный процесс, наоборот, это было строжайше запрещено. Но потом стало получаться лучше. Русская администрация извлекла уроки из первого и второго опыта.
Всё это, однако, не отменяет того факта, что по поводу русского мужика многие заблуждались, и сильно. Хотя трезвые головы тоже имелись. Требовалось пройти ещё долгий путь, чтобы вышло наконец что-то более-менее пристойное.
uglich_jj
June 11 2010, 18:24:12 UTC 9 years ago
enzel
June 11 2010, 18:39:34 UTC 9 years ago
vladimirow
June 11 2010, 18:57:24 UTC 9 years ago
Как раз русские цари делали всё что-бы слепить Россию из барахла.
Немного не успели - пол-поколения буквально.
uglich_jj
June 11 2010, 19:28:00 UTC 9 years ago
Все европейские нации постоянно жили под военной угрозой, день и ночь воевали, и это ничего не объясняет в истории России.
vladimirow
June 11 2010, 19:34:19 UTC 9 years ago
enzel
June 12 2010, 09:13:12 UTC 9 years ago
Anonymous
June 12 2010, 09:28:24 UTC 9 years ago
novoeleto
June 17 2010, 12:04:42 UTC 9 years ago