Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

"БЕЗЫМЯННАЯ СТРАНА" В.В.ВЕЙДЛЕ

- репрезентативный пример писаний русского интеллектуала почти полувековой давности: http://antisoviet.imwerden.net/veidle_v_bezym.pdf.

Сегодня, конечно, воспринимается всё это не без улыбки даже. Кое-что наивно, кое-что смягчено, кое-что спорно, кое-что поверхностно. Самое ценное и по-прежнему актуальное - ясная и доказательная убеждённость в европейской идентичности России. Но главное тут даже не что, а как. Главное - язык, которым это написано. Это голос "человека Петербурга", разительно отличающийся от уголовно-хамского жаргона "питерских".

Ещё подумалось, что более точным названием было бы - "Украденная страна". Украденная руками большевиков и их приспешников как раз у таких как Вейдле. Но избыток культуры и такта не позволил ему так написать. Русская эмиграция была вообще на удивление деликатна в этом вопросе. Их обокрали, а они только вздыхают... В этом украденном качестве страна продолжает находиться и спустя четыре с лишним десятилетия после выхода книги.
Tags: история, литература

Deleted comment

Я уже и закончил. Приятное чтение. Спасибо, что нашли :). Думаю, что вполне можно представить и содержание "Задачи России" по этим текстам.

Deleted comment

Эталонный.
Не открывается - "this fail is damaged", говоритъ...:(
Зайдите через сайт: http://antisoviet.imwerden.net/. Это ближе к концу, в трёх форматах, что-нибудь да сработает. Удобнее всего doc.
Спасибо, получилось.

Къ сожаленію авторъ не понимаетъ, что Россія считала себя Востокомъ вовсѣ не въ культурно-географическомъ смыслѣ, а въ духовномъ. Православное христіанство называется именно Восточнымъ, въ отличіе отъ Западнаго "христіанства". Востокъ это сѵмволическое направленіе къ Богу и Небу, храмы строятъ алтарёмъ на востокъ.
Т.е. Россія Востокъ именно въ рамкахъ христіанской традиціи.
Азіатскій Востокъ совсемъ изъ другой "оперы", изъ другой системы координатъ.
Он на эту тему тоже рассуждает, и не раз.

я какъ разъ и отвѣчаю на его разсужденія
Благодарю. Стану читать.
А улыбки не надо, я думаю. У того времени и у тех людей была своя правда, возможно, они были правее нас.
Знаете, я как-то слышал по радио интервью кого-то из классиков парижского модернизма в живописи (забыл), записано в 50-х гг. Его спросили: Что Вы думаете о старых мастерах? Наверное, думали, что станет "ниспровергать". А художник в ответ: Важно не то, что мы думаем о старых мастерах, а то, что старые мастера сейчас думают о нас.
Быть может, это Вейдле воспринимает нас сейчас не без улыбки...
Не без горькой усмешки, пожалуй.