(навеяно книгой С.В.Волкова "Почему РФ - ещё не Россия" - http://community.livejournal.com/ross_soviet/1583.html)
Представляется оправданным использование этой терминологической пары при описании советской истории с 1917 г. по настоящее время. Таким образом можно выделять периоды преимущественно и открыто антирусской политики («анти-Россия») и периоды использования ложнорусского камуфляжа («лже-Россия»). Важно только помнить, что «ложнорусскость» совершенно не исключает основополагающих принципов антирусскости, каковая есть родовой признак всей советской истории, но только проявляющийся то совершенно открыто, то более прикровенно, хотя обмануть это может разве что самых наивных и несведущих.
Начало анти-России положил 1917 г. Большевицкий режим повёл последовательную беспощадную и разрушительную борьбу со всем русским государственным, социальным и бытовым укладом, со всеми русскими культурными и религиозными традициями. Период этот продолжался по крайней мере до середины 1930-х, когда после консолидации сталинского режима и подавления крестьянства («коллективизация») началась корректировка государственной стилистики в сторону эксплуатации традиционных символов и понятий русской истории и государственности. Начался первый период лже-России. Эта тенденция резко усилилась во время германо-советской войны и продолжилась после её завершения вплоть до смерти Сталина и во время краткого властного пересменка.
С приходом к власти Хрущёва начинается второй открыто антирусский период, сопровождавшийся реанимацией идеологии интернационализма и революционизма на фоне решительной официальной десталинизации.
С заменой Хрущёва Брежневым происходит отход от идеологических крайностей предшественника, начинается осторожная ресталинизация, не принимающая, впрочем, открытых форм, но при этом не происходит характерной для позднего сталинизма ложной «русификации» государственного стиля. Это какой-то межеумочный вариант, «развитой совок». Возможно, это и был достигнутый «синтез», равновесие.
Дальше началась «перестройка», с её поисками и метаниями, от «возвращения к ленинским нормам» («анти-Россия») до празднования тысячелетия Крещения Руси («лже-Россия»).
С распадом совсоюза и выделением из него РСФСР в качестве «новой России» происходит новое обращение к историческим русским символам и традициям, не сопровождающееся однако восстановлением русской исторической государственности. Поэтому можно говорить о начале нового «ложнорусского» этапа, более оглядчиво-стыдливого при Ельцине и более явного и даже наглого при Путине, когда произошёл по сути возврат к сталинскому русифицированному совку, что прямо подавалось уже в качестве государственной идеологии (хотя и не без ряда обязательных дипломатических оговорок). Этот период лже-России продолжился и при путинском преемнике, пусть и в несколько менее явно «державной» форме, отчасти соответствуя этим тому, что наблюдалось при Брежневе: более завуалированный, латентный вариант неосталинизма, с приглушением национал-советских обертонов.
Старая Россия погибла, а перенимающая у неё историческую эстафету новая - вопреки массовому убеждению - не возникла. Так вот и качаемся маятником: от «анти» к «лже» и назад, не забывая при этом, что «лже» и «анти» в основе своей – одно.
есть разные мнения на сей счет
uglich_jj
March 10 2011, 19:31:40 UTC 8 years ago
"Нет сомнения в том, что весь русский народ жаждал положить конец царскому режиму. Каждый, кто был свидетелем этой формы правления, должен признать, что он не поощрял никакой вид независимой деятельности — экономической, общественной и интеллектуальной; вся система носила репрессивный характер. Поэтому Россия вздохнула с облегчением, когда известие о падении царя распространилось от Балтики до тихоокеанского побережья. Избавившись от гнета, люди снова поверили в самих себя, и лидеры, казалось, имели все основания с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться, что будет возможно мирным путем разрешить их новые проблемы. Но вскоре заработали центробежные силы, проявившиеся в форме так называемых солдатских Советов".
Василий Шульгин."Дни" (1920 г.)
о советско-польской войне 1920 г.
"Конечно, они [ большевики] думают, что они создали социалистическую армию, которая дерется “во имя Интернационала”, — но это вздор. Им только так кажется. На самом деле, они восстановили русскую армию... Как это ни дико, но это так... Знамя Единой России фактически подняли большевики... Конечно, Ленин и Троцкий продолжают трубить Интернационал... На самом деле их армия била поляков, как поляков. И именно зато, что они отхватили чисто русские области”
Re: есть разные мнения на сей счет
Anonymous
March 10 2011, 19:52:40 UTC 8 years ago
Re: есть разные мнения на сей счет
uglich_jj
March 10 2011, 19:59:14 UTC 8 years ago
А вот Шульгин - тот самый, "монархист-черносостенец"
Re: есть разные мнения на сей счет
Anonymous
March 10 2011, 21:47:11 UTC 8 years ago
Ваша попытка попугать общественность аутентичными русско-остзейскими правыми, которые увидели в совке Россию, явно не удалась: черносотенство головного мозга всегда чревато сменовеховством, евразийством, устряловщиной и проч. тяжёлыми симптомами такого рода. их было много на челне, не понимавших, что Россию сделали Романовы, и полагавших, что есть какая-то там "Россия" без и помимо Романовых. проклятый 17-й всё прояснил: Романов ушёл - России не стало. Милюков и Керенский в роли коллективного Романова ничего не смогли, большевики создали нечто принципиально иное, о чём и пост, под которым мы беседуем. черносотенцы, однако, ничего не поняли и урока не извлекли, за что были задержаны на территории Югославии, посажены, а затем вынуждены играть в совковом агитацьонном фильме... в данном случае рок был явно справедлив.:)
Re: есть разные мнения на сей счет
uglich_jj
March 11 2011, 04:56:45 UTC 8 years ago
Re: есть разные мнения на сей счет
enzel
March 11 2011, 07:48:59 UTC 8 years ago
Re: есть разные мнения на сей счет
uglich_jj
March 11 2011, 08:27:27 UTC 8 years ago
Неограниченный наследственных монарх? - В Европе сплошь и рядом до 1848 г.
"Царь православный" - все неограниченные монархи Европы объявляли свою власть от Бога, некоторые брали на себя и мессианские функции как "оплота" якобы истинной веры (католической, мусульманской у турецких султанов). Ничего особо оригинального.
Сословия? - Те же, что в Европе. Да, по-другому формировались исторически, но те же.
Личное дворянство как "социальный лифт" для третьего сословия - это и у Бурбонов было.
Терпимость ? - И Габсбурги так правили, варфоломеевские ночи - не признак большого ума у правителей страны.
Что касается сегодняшней России - возврата в РИ нет. Магистральный путь - демократия, выборы, федерализм, свободы. Однако демократия в РФ молода, незрела, раз победившая партия в такой ситуации легко вырождается в новую КПСС, начинает воровать, подтасовывать выборы (one man-one vote-...one time). Тут не помешает надпартийная элитарная сила с правом отставки и Думы , и президенты и контролем за выборами. То есть настоящий ГАРАНТ прав и свобод. Таковым может быть восстановленная на референдуме династия, тем более они ребята европейски воспитанные, в "джамахеры" не будут метить.
Re: есть разные мнения на сей счет
Anonymous
March 11 2011, 08:36:26 UTC 8 years ago
Re: есть разные мнения на сей счет
uglich_jj
March 11 2011, 09:00:22 UTC 8 years ago
А вот послепетровская монархия - вполне по европейскому образцу была.
И шла тем же путем. Дума без отвественного правительства - это английская парл. монархия середины 18 века. Потом в кон.18 в. там ввели выборного премьера, потом еще лет этак 150 вводили всеобщее избирательное право.
Россия шла туда же ( к парламентаризму, глобальным бунтам третьего сословия) с опозданием от Зап.Европы на 150-200 лет. Потому что Россия - полу-Европа.
Проблем в том, что когда старая Россия к началу 20 века дошла до уровня полит. развития Англии середины 18 в. - начался век угля, стали и тоталитарных идеологий. И все карты перепутались. А вот японцы избежали этого. У них вовремя Мейдзи появился.
Re: есть разные мнения на сей счет
Anonymous
March 11 2011, 09:03:23 UTC 8 years ago
вы разделяете цивилизационную теорию?к примеру латинская Америка это западноевропейская цивилизация?Вообще по Вашему Запад и Европа это одно и тоже?
Re: есть разные мнения на сей счет
uglich_jj
March 11 2011, 09:15:53 UTC 8 years ago
Россия - полу-Европа, т.к. крепостное право тут отменили только в 1861 г. (на западе Европы - после Чумы 14 в.), революции городов никогда не было, феодализма тоже, неограниченная монархия держалась исключительно долго, как на Востоке.
Re: есть разные мнения на сей счет
Anonymous
March 11 2011, 09:46:14 UTC 8 years ago
Хотя, что Вы имеете в виду под феодализмом?разве он не был везде? И что вы имеете в виду под революцией городов?И по поводу Западной Европы. У нее ведь ведь есть переселенческие анклавы.
Re: есть разные мнения на сей счет
enzel
March 11 2011, 09:59:08 UTC 8 years ago
Re: есть разные мнения на сей счет
enzel
March 11 2011, 10:24:42 UTC 8 years ago
Re: есть разные мнения на сей счет
enzel
March 11 2011, 09:22:35 UTC 8 years ago
Re: есть разные мнения на сей счет
uglich_jj
March 11 2011, 09:34:42 UTC 8 years ago
все остальные такие случаи имели место в Азии, что говорит о том, что дело не только в ошибках самих Романовых, но и в народе, который повел себя по-китайски и по-кхмерски, а не по-французски.
на сем пока все.
Re: есть разные мнения на сей счет
enzel
March 11 2011, 09:51:36 UTC 8 years ago
Re: есть разные мнения на сей счет
enzel
March 11 2011, 10:31:27 UTC 8 years ago
Это и будет восстановлением РИ. Отменить время и переехать в прошлое ещё никому не удавалось. Почему-то люди думают, что "реставрация" это именно что точное воспроизведение давно ушедшего, тогда как это всего лишь возвращение на исторические рельсы, но в современных условиях, если угодно, государственно-правовая уловка, но возвращающая легитимность и достойную историческую преемственность.
Re: есть разные мнения на сей счет
Anonymous
March 11 2011, 08:27:37 UTC 8 years ago
зы. Царя не выгнали, если Вы не в курсе, там всё много хуже кончилось.
Re: есть разные мнения на сей счет
mata_ariki
March 11 2011, 08:44:05 UTC 8 years ago
Re: есть разные мнения на сей счет
uglich_jj
March 11 2011, 09:01:56 UTC 8 years ago
Re: есть разные мнения на сей счет
mata_ariki
March 11 2011, 09:10:15 UTC 8 years ago
Re: есть разные мнения на сей счет
enzel
March 10 2011, 22:13:20 UTC 8 years ago
Re: есть разные мнения на сей счет
uglich_jj
March 11 2011, 04:42:43 UTC 8 years ago
Re: есть разные мнения на сей счет
enzel
March 11 2011, 07:51:46 UTC 8 years ago
Re: есть разные мнения на сей счет
mata_ariki
March 11 2011, 08:45:40 UTC 8 years ago
Re: есть разные мнения на сей счет
enzel
March 11 2011, 08:00:26 UTC 8 years ago
Ну а Шульгин всю жизнь только и делал, что фантазировал и обманывался: "я сам обманываться рад". На самом дел - политический подлец, иначе не скажешь. Хотя и небесталанный литератор.
_nekto
March 11 2011, 00:34:46 UTC 8 years ago
Ценное наблюдение.
colonel_hunter
March 11 2011, 10:26:11 UTC 8 years ago
СССР - Анти-Россия
РФ - Лже-Россия
novoeleto
April 5 2011, 22:06:14 UTC 8 years ago
Как Вы думаете? Вопрос серьёзный, согласитесь.
enzel
April 6 2011, 10:36:18 UTC 8 years ago
novoeleto
April 6 2011, 19:27:47 UTC 8 years ago
http://podosokorskiy.livejournal.com/530787.html
Автор свидетельствует о похожем феномене – о русофобии Горького, якобы аукнувшейся русофобией некоторых идеологов нацизма (об этом не берусь судить). Горьковское ядовитое колекционирование всех «свинцовых мерзостей русской жизни» подпитывалось ровно тем же самым – ущемлённостью и… непреодолённым культурно-ментальным разрывом.
Вспоминается мне один аспирант из деревни, всё нывший – именно нывший – о своей культурной отсталости, что его городские не хотят просвещать, в родительской семье (в селе) были ужасные проблемы (пьянство отца и прочие безобразия)… По человечески всё понятно, и сочувствие не мог он не вызвать, но как-то неуместна эта ноющая интонация вселенски обиженного русского, которому почему-то все в городе должны. И только с возрастом я стал понимать, что и село здесь не при чём, и отец гулявший не при чём… Суть дела в культурно-ментальном (и бытовом) разрыве, который проходит шрамом по телу безсознательного. И болит потом всю жизнь, как у эмигранта. Так что сам по себе провинциализм в условиях стремительной трансформации, быстрого обретения новизны и качества, оказывается причиной смутной боли, выливающейся вот в это коллекционирование «негатива». А негатив в РИ был, куда же без него в человеческой жизни. Проблема в оценке этого негатива, в принимаемых решениях, в том, к чему именно нас мотивирует осознанный национальный негатив.