«Пытаясь проследить историю слова, понятия, теории и практики демократии, мы придём к выводу, что это слово никогда не было счастливой находкой: уже потому, что «демос», «толпа», управлять никогда не может, - если под словом «кратия», «господство», «правление», понимать нечто большее, чем просто «господствовать», придавая этому понятию значение упорядоченной и хорошей государственной власти.
В греческом языке Античности слово «демократия» также всегда наделялось более или менее пренебрежительным или насмешливым смыслом. Когда Аристотель выстраивал схему различных форм правления по нисходящей, от хорошей – к плохой, упорядоченное народное правление, как его старались воплотить Афины, он обозначил не словом «демократия», но непосредственно «политейя». Этим всё сказано: в слове «демократия» слишком сильно слышался этот беспокойный, непредсказуемый и по сути дела презираемый эллинами «демос», «толпа». Следует всё-таки сожалеть, что культуры, выросшие на древе Эллады, не позаимствовали вместо слова «демократия» другое, которое не только пользовалось наибольшим уважением в Афинах, в силу её истории, но очень точно выражало саму идею хорошей формы правления, а именно «изономия», «равнозаконность», «равноправие перед законом»... В этом слове гораздо яснее, чем в слове «демократия», был высказан непосредственно идеал свободы, и оно не несло в самом себе невыполнимость своего собственного тезиса, как это фактически свойственно слову «демократия». В слове «изономия» основной принцип правового государства был выражен ясно и убедительно. <…>
Только в XVIII в. слово «демократия» освободилось от привкуса «охлократии», который оно сохраняло со времён своего древнегреческого происхождения. Это слово, как бы заново возрождённое, заимствовано было из античной литературы и вскоре приобрело значение священного идеала. Прежде всего Франция и молодая Республика Соединённых Штатов были теми странами, где идея демократии получила значительное развитие.» (Й.Хёйзинга. Затемнённый мир. СПб., 2010, сс. 266-268.)
И немного дальше: "Можно сказать, что лишь примесь элемента аристократичности делает возможным существование демократии. Без этого она всегда подвергается опасности разбиться о бескультурье толпы". (Там же, с. 270.)
ex_leo_sosn
September 17 2012, 15:53:53 UTC 6 years ago
razoumovskiy
September 17 2012, 16:02:34 UTC 6 years ago
enzel
September 17 2012, 16:09:07 UTC 6 years ago
razoumovskiy
September 17 2012, 16:13:56 UTC 6 years ago
enzel
September 17 2012, 16:16:56 UTC 6 years ago
razoumovskiy
September 17 2012, 16:18:31 UTC 6 years ago
razoumovskiy
September 17 2012, 16:14:59 UTC 6 years ago
razoumovskiy
September 17 2012, 16:17:11 UTC 6 years ago
otrok_serje
September 17 2012, 16:30:53 UTC 6 years ago
:) Вы смешиваете афинскую демократию и современные демократии. Цензы, это и есть демократия.
enzel
September 17 2012, 16:50:14 UTC 6 years ago
otrok_serje
September 17 2012, 17:07:58 UTC 6 years ago
enzel
September 17 2012, 17:29:20 UTC 6 years ago
razoumovskiy
September 18 2012, 13:17:46 UTC 6 years ago
enzel
September 18 2012, 13:24:39 UTC 6 years ago
razoumovskiy
September 18 2012, 13:30:26 UTC 6 years ago
В сети где-то встретил краткую биографию нынешнего главного Наполеонида: Наполеонид-республиканец. Ну, конечно, в смысле "не верит в перспективу монархии на современном этапе". Если не ошибаюсь, баллотировался в мэры Аяччо.:)
Как афористично сказад Садовской:
alexb2006
September 19 2012, 12:45:46 UTC 6 years ago
Чтоб были по своим грехам
Социалистом первым Каин
И первым демократом Хам.
1917