Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Category:
ПРАВЫЙ МЕНЬШЕВИК

Александр Николаевич Потресов (1869-1934) приходился двоюродным братом моей прабабушке (являясь одновременно кузеном сразу пяти офицеров Русской армии, прабабушкиных братьев - см.: http://enzel.livejournal.com/201929.html). Прабабушка была урожд. Красенская, а её родная тётка, сестра отца, Н.Д.Красенская (1841-1888, как пишет Б.И.Николаевский, из семьи богатого помещика, т.е. майора Д.И.Красенского, 1764-1848) вышла замуж за Н.Е.Потресова (1818-1875), представителя мелкопоместного служилого рода, впоследствии ген.-майора и председателя Харьковского военно-окружного суда. От этого брака и произошёл на свет в Москве 19 августа 1869 г. будущий русский социал-демократ, единственный ребёнок в семье* (см.: https://www.geni.com/family-tree/html5#34715170651).

Отец Н.Е.Потресова происходил из мелких помещиков Тверской губ. Он участвовал в александровских войнах, был при Бородине и умер в чине майора в 1824 г. В одном из военных походов он женился на некой пруссачке, ставшей матерью его детей. Оба его сына стали офицерами, Николай - артиллеристом, колесившим со своей бригадой по России. Во время стоянки в г. Юрьеве Владимирской губ. он встретился со своей будущей женой, 17-летней дочерью местного помещика Н.Д.Красенской.

После свадьбы супруги жили на юге России, где Н.Е.Потресов командовал артиллерийской бригадой. В чине полковника и уже немолодым человеком он едет в Петербург и проходит подготовку на военного юриста. После этого характер его карьеры меняется, он служит в крупных городах: Москве, Казани, Харькове. На посту председателя Харьковского военно-окружного суда он и умирает.

В детстве Саша Потресов часто гостил в Никольском, родовом имении Красенских в Юрьевском у. Владимирской губ., куда приезжал с матерью уже из Петербурга 7-12-летним мальчуганом. Его мать любила навещать усадьбу, где выросла, и с которой у неё было связано множество воспоминаний. Сам А.Н.Потресов писал в своих неоконченных мемуарах (1929), что никогда не мог забыть имения своего дяди – Никольского, где обычно жил летом (дядя - старший брат матери И.Д.Красенский, гласный и мировой судья; подробнее см.: http://enzel.livejournal.com/430134.html, о революционерах - помещичьих детях см.: http://enzel.livejournal.com/226956.html).


О своей матери Потресов пишет: "болезненная и всегда прихварывающая"

После смерти отца мать с сыном переезжают в Петербург, где проходят годы учёбы и молодости А.Потресова. В гимназический период на фомирование взглядов мальчика большое влияние оказал его старший дядя А.Д.Дмитриев, чиновник-вольнодумец, обладатель большой библиотеки. В 1887 г. он окончил частную гимназию Гуревича, потом естественное отделение физико-математического факультета Университета (1891), а потом ещё три года учился на юридическом факультете, но по болезни его не окончил.

Раннняя смерть родителей и получение наследства, несомненно, были одним из факторов, повлиявших на дальнейший образ жизни молодого барина. В 1891-93 гг. он начал участвовать в работе социал-демократических кружков под руководством экстерна-юриста П.Б.Струве и коллеги-естественника Ю.О.Цедербаума (будущего Л.Мартова). Впервые побывав заграницей ещё двадцатилетним студентом в 1889 г., Потресов неоднократно бывал там и в дальнейшем, поддерживая связи с марксистской группой «Освобождение труда».

Унаследовав от матери значительное состояние, он использовал его для легального издания социал-демократической литературы в России. Тогда же он начал выступать с собственными статьями. Среди ряда его литературных псевдонимов – А.Красенский. Современный исследователь Н.Фролов пишет: в 1895 году (точнее, в конце 1894 г. - С.К.) Потресов познакомился с восходящей звездой революционного движения 25-летним Владимиром Ульяновым. Молодые люди (будущий Ленин был на год моложе Потресова) быстро подружились и в течение нескольких лет поддерживали самые тесные отношения. «Старик» — таков был партийный псевдоним Ленина, а Потресова именовали «Старовером» (http://www.vladregion.info/articles/krasenskie). В самом конце 1917 г. Потресов вспоминал об этой своей первой встрече с будущим Лениным, которого назвал в своей статье готтентотом и совершенно исключительным образчиком примитивизма - увы, чрезвычайно пришедшегося ко двору примитивизму России (https://ru-history.livejournal.com/4808296.html).


А.Н.Потресов в 1904 г.

В 1896 г. Потресов вступает в петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», участвует в Парижском конгрессе 2-го Интернационала, вскоре впервые арестовывается и ссылается в Вятку. Вернувшись из ссылки, в 1900 г. выезжает в Германию и Швейцарию, где занимается подготовкой издания общероссийской социал-демократической газеты Искра, став потом членом её редколлегии. Снова предоставим слово Н.Фролову:

В 1900 г. во Пскове Ульянов, Потресов и Мартов заключили „тройственный союз“, главной целью которого было издание знаменитой газеты „Искра“. В апреле того же года Потресов выехал в Швейцарию. Перед ним стояла задача наладить выпуск газеты. Ульянов взял на себя организацию опорных пунктов корреспондентов и распространителей нового печатного органа на севере России, а Мартов — на юге. Но фактически именно Потресов стал «крестным отцом» первого социал-демократического периодического издания России. До 1903 года Ленин и Потресов оставались в дружеских отношениях, постоянно переписываясь. Однако после II съезда РСДРП пути «Старика» и «Старовера» разошлись.

На знаменитом 2-м съезде РСДРП в 1903 г. произошло его расхождение с Лениным «по организационным вопросам» и выявилось различие политических взглядов (в частности, Потресов не признавал тезис «гегемонии пролетариата»), в результате чего он вошёл в бюро меньшинства и стал одним из лидеров меньшевицкого крыла РСДРП. Дальше – типичная карьера политического эмигранта-интеллигента: дискуссии, склоки, расколы, примирения, коалиции, съезды, конференции. Вернувшись по амнистии октября 1905 г. в Россию, он оставался там до самого своего окончательного отъезда уже при большевиках.

Потресов был «ликвидатором», т.е. сторонником ликвидации подпольщины и нелегальщины, стоял лишь за разрешённые законом формы политической деятельности. В частности, им предпринимались неоднократные попытки создать легальные социал-демократические издания в России. С 1910 г. он издавал журнал Наша Заря, позднее - Наше дело и Дело. Выступал против идеи объединения социал-демократии без большевиков, усматривая в этом согласие на существование нелегальной политической организации, неподконтрольной общему партийному руководству. В Истории русского масонства ХХ века А.И.Серкова есть указание на принадлежность А.Н.Потресова к масонству, но не уточняется, когда именно и в какую ложу он вступил.


Полицейская фотография 1910 г.

С началом Великой войны Потресов занял отчётливо антигерманскую (Германия как наибольшее зло) и условно патриотическую (непротиводействие делу обороны и противодействие правительству) позицию. Будучи выслан весной 1915 г. из Петрограда вместе со всей редакцией закрытого властями Нашего дела, Потресов поселился в Москве, где с осени 1916 г. издавал журнал Дело, участвовал в рабочих группах Центрального и Московскго ВПК. Приехав в Петроград лишь в мае 1917 г., редактировал газету День, поддерживавшую Временное правительство, был избран депутатом Учредительного собрания. В Октябрьском перевороте Потресов увидел больше варварских, азиатских черт, чем европейских. Он утверждал, что произошло убийство демократии и торжествует социализм дураков. В сентябре 1918 г. он формально вышел из РСДРП, перешёл на нелегальное положение и даже вступил  в эсеровско-кадетский «Союз возрождения России».

1 сентября 1919 г. Потресов был арестован Петроградской ЧК, причём ранее были взяты в заложники его жена и дочь. Он избежал расстрела благодаря заступничеству ряда большевицких бонз (называют Горького, Бухарина, Красина и Луначарского), гарантиям лидеров меньшевиков Мартова и Дана, а также некоторой сентиментальности Ленина. В 20-х числах октября его перевезли в Москву на Лубянку, но уже в ноябре отпустили по «октябрьской» амнистии, после чего, стараниями меньшевиков, он находился в санатории, по возвращении из которого с начала 1920 г. жил в Москве.

В апреле 1920 г. происходит новый, краткий, арест Потресова, во время которого за него даёт ручательство А.Б.Гольдендах (Рязанов), а сам он - письменное обязательство не вести активной борьбы против советской власти; летом 1920 г. его вновь амнистируют. После этого эпизода А.Н.Потресов отошёл от политики и занялся научной и преподавательской работой в учреждённом в 1921 г. Институте Маркса и Энгельса и Социалистической академии, одновременно состоя членом общества Политического Красного Креста (1922).


Справочник "Вся Москва" даёт точный адрес А.Н.Потресова: Троицкий пер. 9, кв. 9 (правда, в ордере ВЧК 1920 г. стоит кв. 3). Вот этот доходный дом справа, снимок 1913 г. Можно отметить такую деталь: известный журналист, впоследствии эмигрант, С.В.Потресов (Яблоновский), троюродный племянник А.Н.Потресова, жил в 1917 г. неподалёку, во 2-м Ильинском пер., д. 3. Более любопытно, однако, что в относительной близости, в Б.Афанасьевском пер., жили родственники Потресова, его двоюродный племянник и две племянницы Красенские - последние хозяева Никольского, места его детских впечатлений и предмета позднейших воспоминаний; в конце 1918 г. их отец и двое его младших сыновей были убиты "в порядке красного террора" местными чекистами


Троицкий пер. был в 1922 г. переименован в Померанцев в честь какого-то революционного прапорщика

В июле 1922 г. Ленин отнёс Потресова к числу «господ, которых следует выслать за границу безжалостно». Однако лишь в конце 1924 г., после заключения авторитетного консилиума и в обмен на передачу в Институт Ленина подлинников ленинских писем, он получает разрешение на «выезд на лечение заграницу» (у него был туберкулёз позвоночника). Вот тут стоит процитировать фрагмент из записок моего деда: «Я помню, что вместе с мамой в 1925 г. мы навещали его в Москве. Он жил на Остоженке. Занимался научной работой, отойдя от политической деятельности». Скорее всего, это был прощальный визит перед отъездом.

В феврале 1925 г. тяжело больной Потресов вместе с женой покинул СССР, единственная их дочь Вера (1903-1950) ради завершения образования задержалась в Москве, вслед за чем предполагался её выезд к родителям. Но этому плану не суждено было осуществиться. Окончив в 1927 г. экономическое отделение 1-го МГУ, она так и осталась в Москве (дед пишет, что случайно встретил её в 1927 г. в поезде по пути в Крым), вышла во второй раз замуж, работала в Госплане. В конце 1930 г. последовал её арест по делу "Соучастников к-р организации Союзное Бюро", на основании которого она была приговорена к трёхлетней ссылке в Читу, которую, однако, удалось отменить (!) благодаря связям старых друзей. В течение 30-х - начала 40-х гг. она жила в Москве, работая ведущим экономистом в различных хозяйственных организациях. Следующий её арест произошёл лишь в январе 1942 г., а весной последовал приговор к 5 годам ИТЛ; последний раз её арестовали в 1949 г. в Караганде, где она была осуждена уже на 10 лет ИТЛ, но вскоре умерла в заключении в Степлаге (более подробно см.: http://enzel.livejournal.com/433033.html).

Заграницей Потресов сначала недолго жил в Берлине, потом переехал в Париж. Во Франции он написал ряд книг, в частности, В плену иллюзий (1927), где давал оценку большевицкого переворота как реакционного, а власть большевиков, соглашаясь с К.Каутским, характеризовал как деспотию олигархической клики – нового эксплуататорского класса, призывая к её свержению. «Практика большевицкой диктатуры будет служить непререкаемым свидетельством банкротства всех осточертевших «измов», которыми до полного обалдения насильственно пичкался несчастный народ, попавший вместо кролика под нож социального экспериментатора».

Тогда же были написаны и воспоминания о Ленине – «главном виновнике катаклизма, по размаху своего разрушения не имеющего себе равного в истории». Ленин, по Потресову, человек, «воспитанный в школе аморализма, серый и тусклый во всём, что не входило непосредственно в сферу главной задачи его жизни – создания организации профессиональных революционеров». Он обладал способностью «собирать вокруг себя тех, кто был наделён моральной неразборчивостью и авантюризмом». В результате ленинской работы социал-демократия преобразовалась в коммунистическую бюрократию советской деспотии. Будущее России рисовалось Потресову мрачным, но крах большевицкого режима он считал неизбежным.


А.Н.Потресов в 1925 г.

В 1932 г. супруги Потресовы были лишены советского гражданства и права въезда в СССР. Умер А.Н.Потресов 11 июля 1934 г. в Париже сразу после тяжёлой операции. Урна с прахом виднейшего марксистского идеолога в России, умевшего всегда государственные интересы противопоставить партийной фантастике, общественного антипода Ленина (Мельгунов) покоится в колумбарии кладбища Пер-Лашез (ячейка 6562) - до того момента, когда явится возможность перенести её в Россию (Николаевский). (При составлении этого краткого очерка использованы: статья из энциклопедии Общественная мысль Русского Зарубежья - М., 2009, сс. 478-481; Из неоконченных воспоминаний А.Н.Потресова и Опыт литературно-политической биографии Б.И.Николаевского - Париж, 1937. См. также: http://www.philol.msu.ru/~modern/index.php?page=1142.)


Фрагмент колумбария кладбища Пер-Лашез; захоронение А.Н.Потресова - вторая ячейка справа в нижнем ряду, его жены Е.Н.Потресовой (ур. Тулиновой, 1874-1942) - первая ячейка справа во втором ряду снизу:



P.S. Это написано, в частности, к тому, что социал-демократия это одно, а большевизм-ленинизм-сталинизм-брежневизм-чекизм - нечто совсем другое. Безумие или сознательная ложь видеть в массовом дикарстве, вышедшем из десятилетий советского эксперимента, некий аналог нормальных массовых обществ, важнейшей частью которых является социал-демократия, так же как видеть в Ульянове (Ленине) русский аналог её столпов. А.Н.Потресов - определённо не мой герой. Но он и подобные ему вполне имели право на существование в рамках цивилизованного политического развития России, как одна из законных составных его частей, именно по аналогии и образцу других европейских стран. А вот ульяновы, бронштейны, дзержинские, свердловы, джугашвили такого права не имели, были человеческими и историческими ошибками, патологическими девиациями от европейского, культурного пути, мутными болотными огоньками, приманивающими к шагу в бездонную трясину. Это надо понимать и помнить. За ними пошли, но это их не извиняет и не оправдывает, равно как и не делает чести тем, кто пошёл - дураки выбрали поводырями преступников и подлецов. Это и есть генезис совка. И нам предлагается сохранять верность этому безумному выбору, чтить его память!.. Но вот память об одном из отцов настоящей русской социал-демокаратии стоит сохранить.
_____________________
* В ходе моих блужданий по семейному Миусскому кладбищу (урезанному при советской власти более чем втрое) обнаружил хорошо сохранившуюся могилу некой Елизаветы Николаевны Потресовой (1878-1951), которая, однако, никак не могла быть дочерью умершего в 1875 г. Н.Е.Потресова.
Tags: imperium rossicum, генеалогия, идеология, история, семейный архив, эмиграция
1

Название, именно название, "Тактический центр" было придумано Аграновым. Историк Мельгунов, проходивший по этому делу, отмечал, что ему послышался "Практический центр". В действительности существовала лишь бесформенная "шестёрка", она координировала связь "Национального центра", "Союза возрождения" и примкнувшего к нему "Совета московских совещаний". Была создана в апреле 1919 года.
Думаю, что они всё же общались со Струве в Париже, вспоминали студенческо-кружковую молодость. Хотя, политически очень сильно разошлись.

Deleted comment

Конечно бы спорил. Кстати, Потресов и Португейс, его старый коллега по группе "Заря", оказались в эмиграции в абс. меньшинстве даже в рамках Заграничной Делегации с.-д., будучи для неё слишком правыми и не имея поэтому доступа к дановскому "Соц. вестнику". Отсюда - сотрудничество с "Днём" Керенского и создание при поддержке американской группы рус. с.-д. собственного органа - "Записок социал-демократа" (вышло 23 номера). Но в глазах Струве, возможно, всего этого было уже недостаточно.

Deleted comment

Это какая-то совершенно мёртвая археология, ровным счётом никому ныне не нужная. А между тем, залежи материалов огромны.

Deleted comment

enzel

March 11 2013, 13:37:13 UTC 6 years ago Edited:  March 11 2013, 13:38:43 UTC

Думаю, что наследие русской социалистической эмиграции не нужно совсем никому, при любом раскладе, так сказать. Тут Струве оказался абсолютно прав. Единственное исключение - сами социалисты, для которых это линия преемственности. Но их я в расчёт не беру :)

Deleted comment

Сколько их, этих специалистов... А по сути - совершеннейшая схоластика в худшем смысле слова.

Историк-меньшевик Валентинов Н.В. навещал Потресова во время этой тяжёлой болезни. Он вспоминает, что А.Н. вообще-то называл Струве чуть ли не черносотенцем. В это время было получено от последнего очень тёплое письмо."Потресов много раз повторил: " По нашей вине Струве ушёл от нас. Если бы в партии были здоровые отношения и здоровый дух - Струве по сей день был бы с нами". (Письмо Валентинова Б.Николаевскому, 19 августа 1954 года.)
Сентиментальность у Струве я не замечал.
Видите, и тут виной этот прощелыга Ленин, рассорил старых друзей. А его останкам всё не дают догнить и охраняют их как национальное достояние. А ведь всего-навсего дрянь-человечишка. Но любит дрянь советский человек, ибо сам дрянь есть - подобное к подобному...

Чуть выше по тексту:"В том, что Струве оказался для нас потерянным - виновниками этого Плеханов и Ленин. Мы воспитывались в привитой нам Плехановым привычке поносить каждого, кто хотя бы немного отклонялся от официальных воззрений партии - или взглядов Плеханова". Это слова Потресова, переданные Валентиновым. Они больше относятся к началу 1901 года. Дальше, в марте, Струве сослали в Тверь. Затем вначале 1902 года уже заграницей он пытался наладить с ними отношения для участия в журнале "Освобождение", но ортодоксы не пошли на контакт. Непосредственно зафиксированы обращения к Ленину и Аксельроду. В ту пору Плеханов имел партийную кличку "Ортодокс", а Потресов принял наименование "Старовер".

Deleted comment

Это уж совсем отдалённое родство. Если б не было дедовских меморий и рассказов о "дяде Саше", у которого он сиживал на коленях, я бы, конечно, сам не набрёл на этот сюжет. Хотя, один из литературных псевдонимов мог бы навести на кое-какие подозрения - но стал бы я заниматься этим господином просто так, здорово живёшь? Ни за что!:).
Пользователь logik_logik сослался на вашу запись в своей записи «ВСТРЕЧА С ПРОШЛЫМ» в контексте: [...] ания внесли существенные уточнения в мой старый текст: http://enzel.livejournal.com/221977.html [...]