Вопрос о достижениях (оставлю без кавычек, хотя они, честно говоря, изначально подразумевались) советской власти – один из наиболее часто обсуждаемых в связи с темой, затронутой в предыдущем посте. Попытаемся взглянуть на него по возможности отстранённо-объективно, пусть и неизбежно схематично. Заранее оговорюсь, что он не может быть обсуждён во всей его полноте по причине обширности и многоаспектности. Но кое-какие ключевые моменты мы попытаемся осветить.
Прежде всего, следует разграничить сферы рассмотрения, внутри которых мы будем устанавливать достижения. Тут представляется важным следующее соображение. В сфере материальной, будь то производство, строительство, социальная сфера и в значительной мере наука (особенно в той её части, что связана с военным могуществом) достижения советского режима оплачены немыслимо высокой ценой социального регресса – создания на месте исторической России «государства нового типа» - тоталитарной деспотии идеократического толка, при полном разрушении всех старых социальных структур и отношений. Созданное таким образом, на такой основе исторически бессмысленно считать достижениями. Это всё равно, если бы Франция в ХХ в. вдруг ввела у себя деспотический режим, стала бы вовсю рыть каналы и строить типовые «версали», а потом, в качестве высшего достижения, запустила в космос какого-нибудь улыбчивого Жоржа с космодрома, секретно сооружённого заключёнными в Центральном Массиве. Строительство Петербурга в начале XVIII в. это великое, неоспоримое достижение, тогда как строительство Норильска в ХХ в. – небывалое преступление. Такой ценой в стране, уже внесшей признанный вклад в мировую культуру, достижений быть не может. Это – антидостижения. Поэтому все разговоры об «индустриализации», «космизации», «массовом строительстве», «бесплатной медицине», «доступных услугах» и прочем из арсенала записных совколюбов мы с порога отвергаем и к ним не возвращаемся, ибо это просто неприемлемо для культурного сознания, дикость и жуть.
Но есть сферы, где о наличии/отсутствии достижений у Советов говорить всё-таки можно с высокой степенью корректности. Стоит повнимательнее посмотреть на фундаментальную науку. В ней ведь были какие-то «школы», они чего-то достигали. Сам я далёк от точных и естественных дисциплин и могу здесь ошибаться и чего-то просто не знать. Но кое-какие соображения общего порядка у меня всё же имеются. Во-первых, те школы, которые действительно что-то принесли, были либо унаследованы от императорской России и каким-то образом сохранены (в первую очередь, благодаря самоотверженности самих учёных старой традиции), либо же созданы уже в советское время учёными старой выучки и/или их прямыми учениками. Наличие живой преемственности с настоящими учёными – важнейший фактор результативности таких школ. По мере ослабления - вследствие естественных и искусственных причин - этой преемственности, сам уровень результатов закономерно снижался. Во-вторых, надо учитывать громадное значение военного фактора в советской науке. Наука была важна лишь постольку, поскольку помогала созданию вооружений, росту советской военной мощи. То, что попадало в эту сферу, имело особый статус, получало государственное покровительство, режим особого благоприятствования. Если было нужно, то средств не жалели. Да и помогали кое-какими результатами, полученными во внешнем мире – лишь бы и у нас было не хуже. Поэтому эти достижения я бы отнёс, скорее, к первой группе – оплаченных неприемлемой социальной ценой.
Об учёных-одиночках, как о показателе советских достижений, говорить сложно. Конечно, они были и могли достигать выдающихся результатов при самых скромных средствах. Но, учитывая, каков был советский климат, едва ли можно думать, что он влиял на них поощрительно. Скорее, они достигали всего, чего достигли, наперекор и вопреки. Особенно это относится к гуманитарной сфере, а внутри неё, видимо, к филологии и языкознанию, как относительно менее подверженным идеологическому диктату. И опять же, сколько имён мы можем назвать действительно выдающихся и действительно советских (по возрасту) учёных-гуманитариев? Аверинцев, Гаспаров, Вяч. Иванов, Лотман, Вл.Топоров, Б.Успенский, ну ещё несколько... И тут мы переходим к области более нам близкой – к сфере культуры и искусства.
Советы имели три сферы культурной деятельности, достижения в которых были как будто несомненны: кинематограф, музыкальное исполнительское искусство и балет.
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», - говорил Ленин и, как всегда, знал, что говорил. Кинематограф в тоталитарном государстве стал важнейшим средством пропаганды среди низкокультурных масс. На него «бросили силы». Но что это были за силы? Всё те же люди «старого мира», родившиеся и в значительной степени сформировавшиеся в культурном климате Империи: Эйзенштейн, Александров, Пудовкин, Довженко, Трауберг, Козинцев, бр. Васильевы. К тому же в России уже существовал развитый кинематограф. Надлежало только прибрать к рукам старый опыт и кадры и направить их в нужном идеологическом направлении.
Важнейшим ресурсом для кинематографа являются актёры. Актёрская школа России была на высоте (не одна только «система Станиславского»), её также прибрали к рукам, сделали привилегированной кастой. Актёрская (театральная) профессия специфична, она в высочайшей степени зависит от живого человеческого общения, от прямой передачи традиции. В СССР были такие центры, очаги, хранившие старые заветы актёрского мастерства, актёрскую культуру. Но и это постепенно сходило на нет с уходом сначала «стариков», потом их непосредственных учеников, с заменой русских советскими. (По-видимому, единственным советским театральным режиссёром, имеющим мировое значение, является А.Васильев.)
Но что было создано в кино значительного собственно советскими людьми, т.е. уже родившимися и сложившимися в советское время? Речь идёт о достижениях мирового уровня, признанных шедеврами. Мне кажется, что можно назвать А.Тарковского, как именно советского человека, проявившего себя выдающимся кинохудожником, создавшим произведения общечеловеческого значения, признанные за таковые во всём мире. Два других имени, которые приходят на ум, это А.Сокуров, во многом продолжающий символическую линию Тарковского, и К.Муратова, которая останется в истории кино как самый беспощадный изобразитель позднесоветской эпохи и того, что возникло в результате её разложения (что уже само по себе ограничивает её значение для остального мира). Среди же официозных режиссёров, советских мэтров, пожалуй, С.Бондарчук заявил о себе как о постановщике-баталисте мирового класса.
Что касается балета и музыкального исполнительства, то и то, и другое было нужно Советам уже не для внутренних, а для внешних целей, для пускания пыли в глаза мировой общественности – вот мы какие! Но и то, и другое было получено тоже от императорской России – от школы императорского балета и от петербургской и московской консерваторий, каковые также поддерживались в специальном режиме, как питомники ценных кадров. Тут нет никаких собственно советских заслуг.
Но актёрство, исполнительское искусство, балет – зависимы, не самостоятельны. Они исполняют то, что им предлагают, они не идеологичны. Посмотрим же на самые идеологические отрасли культуры – на литературу и музыку, эти два столпа русской культуры, где достижения России были максимально велики и признаны во всё мире.
Если говорить о литературе, то она просто умерла как живое, свободное дело. Настоящая литература не может существовать в условиях тотальной политической несвободы и идеологического контроля. Оставались писатели старого времени, ставшие «попутчиками» или замолчавшие. Их мы не рассматриваем. Как не рассматриваем и русскую литературу в эмиграции. А что великого создано собственно советскими? Тут только два имени приходят в голову – Солженицын и Бродский, оба получившие высшее мировое признание, два диковинные гриба, сумевшие пробить советский асфальт, т.е. состоявшиеся не благодаря, а исключительно вопреки советской власти, которая активно им мешала. Но кто они на фоне русских гигантов? Варвары-самоучки, дички, самопривившие себе ростки культуры (Бродский – в большей мере, Солженицын – в существенно меньшей). Негусто.
Посмотрим на музыку. Тут картина не менее печальна. Из собственно советских имён, удостоенных мировой славы, пожалуй, можно назвать только одно – А.Шнитке. (Ни Прокофьев, ни даже Шостакович не рассматриваются мной как собственно советские, они – продукты русской музыкальной традиции, ставшие советскими, примкнувшие). И это на фоне плеяды русских имён!
Две сферы культуры, где советские как будто достигли самобытных и признанных во всём мире результатов в первое десятилетие советской власти, это живопись и архитектура. Но и тут при ближайшем рассмотрении окажется, что все деятели конструктивизма и супрематизма (а именно они и является высшими достижениями советских пластических искусств) были унаследованы Советами от России, т.е. они всего лишь продолжили при советской власти уже воспринятые в России художественные тенденции, окончательно оборванные к середине 30-х годов как политически неуместные. Отдельные подпольные художники едва ли могут быть отнесены к советскому активу. Шестидесятнический андеграунд, позднесоветские соцартовцы – всё это слишком локально и художественно мелко, чтобы быть выставленным в качестве достижений, притом, что создавалось тоже исключительно вопреки.
(Отдельная тема – большой спорт и шахматы. Их активно, на партийно-государственном, уровне поддерживали, как балет и исполнительское мастерство. Это были несомненные государственные приоритеты. Конечно, при таких условиях там были достижения, и немалые. Но в известном смысле, это всё те же высокозатратные «свершения», оплаченные тоталитаризмом, к тому же ещё и показательные, т.е. не только имеющие неприемлемую социальную цену, но и по самой своей сути сомнительно полезные, если не вовсе ненужные.)
И что же мы имеем в сухом остатке в сфере достижений высокой культуры, чем Советы обогатили человечество? Какие-то слёзы, буквально. И то, что удалось, создавалось главным образом в качестве преодоления и отрицания советского мира. Вот такие советские «достижения».
Anonymous
August 18 2013, 10:17:15 UTC 5 years ago
Для Политбюро ЦК РКП(б)(Самый человечный человек):
"Узнал от Каменева, что СНК единогласно принял совершенно неприличное предложение Луначарского о сохранении Большой Оперы и Балета" (12 января 1922).
enzel
August 18 2013, 10:30:56 UTC 5 years ago
evgeniy_efremov
August 18 2013, 14:01:37 UTC 5 years ago
Он и литературу России сохранил.
enzel
August 18 2013, 14:26:21 UTC 5 years ago
evgeniy_efremov
August 18 2013, 14:29:45 UTC 5 years ago
Нет, Магистра Ордена коммунистов, главного заводчика.
landgrafff
August 18 2013, 10:19:58 UTC 5 years ago
Ха ха ха, Тарковский критиковал фильм "Бег", критиковал фильм "Гамлет" Козинцева...
Нет уж, дорогой enzel, Тарковский был скорее всего несоветским человеком, которому было крайне неуютно в окружающей действительности.
enzel
August 18 2013, 10:25:56 UTC 5 years ago
landgrafff
August 18 2013, 16:28:16 UTC 5 years ago
...Бег / The Flight, режиссеры Александр Алов, Владимир Наумов, СССР, 1970 г.
«Видел фильм Алова и Наумова «Бег». Это ужасно! Издевательство над всем русским — характером, человеком, офицером. Черт-те что!»
knyaz_myshkin
August 18 2013, 16:01:17 UTC 5 years ago
orthoved
August 18 2013, 10:21:39 UTC 5 years ago
Можно вспомнить такъ же И.Ильина:
"И напрасно они восхищаются (или только делают вид, будто восхищаются) размерами советского промышленного строительства: «Какие заводы построены, какие сооружения воздвигнуты, Россия не видела ничего подобного»...
Мы спросим только: для чего все это сооружается? Ради какой цели? Ответ: для революционного завоевания мира ценою погубления России. Этим сказано все. Нельзя восхищаться средством, не разделяя цели. Кто радуется успехам советской промышленности, тот в действительности втайне сочувствует этим мировым планам и только боится высказывать это вслух.
А мы спросим еще: какою ценою оплачивается это строительство? Ответ: ценою концлагерного режима, ценою бесчеловечной растраты русской силы, русской свободы, русского таланта и русской чести. Нелепо, чудовищно восхищаться успехами, добываемыми такой ценой, бессмысленно закрывать себе глаза на такое разорение России во имя успехов Советского государства и мировой революции. Так бывает, что наивные старики в деревне радуются «городским успехам» своей дочери, не соображая того, чем она промышляет и куда ведут ее эти «успехи».
Россия переживает болезненную, катастрофически слагающуюся и протекающую «промышленную инфляцию»... Ей соответствуют разорение и хищение русского крестьянства... Что останется от этой «инфляции» к концу революции? Когда и как опомнится и оправится русское крестьянство? Умный хозяин «считает цыплят по осени»; дальновидный политик понимает, что без здорового крестьянства русской демократии не бывать. Чему же радуются эти люди? Грядущему «цезаризму» в России? Или ее пролетаризации? Или просто размерам плохо, на показ построенных зданий?
Таковы «советские патриоты». Таков смысл их политики."
http://rys-arhipelag.ucoz.ru/publ/ivan_aleksandrovich_ilin_sovetskij_sojuz_ne_rossija_chast_3/6-1-0-2741
enzel
August 18 2013, 10:28:51 UTC 5 years ago
orthoved
August 18 2013, 10:23:31 UTC 5 years ago
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»
Это неполная цитата. Полная: "...и цирк"
enzel
August 18 2013, 10:28:00 UTC 5 years ago
royal_guardian
August 18 2013, 10:41:33 UTC 5 years ago
knyaz_myshkin
August 18 2013, 16:12:09 UTC 5 years ago
Этим опарышам не суждено стать мухами - их вполне удовлетворяет только собственное говённое мировоззрение.
martin_luter
August 18 2013, 10:48:22 UTC 5 years ago
Исследование
pochtifilosof
August 18 2013, 20:33:58 UTC 5 years ago
royal_guardian
August 18 2013, 10:51:02 UTC 5 years ago
enzel
August 18 2013, 14:18:53 UTC 5 years ago
evil_gryphon
August 18 2013, 10:52:45 UTC 5 years ago
С физикой - были некоторые достижения, но ключевые вещи которые сделали жизнь людей лучше (например, конструкция всех видов полупроводниковых приборов и микросхем) были придуманы на Западе. СССР может претендовать на "водородную бомбу" (в смысле практического применения, да и то спорное) и на токомак (который здорово подавил другие ветви исследований термоядерного синтеза и из-за которого возможно до сих пор нет термоядерных электростанций), ракеты и космические достижения базируются на немецких технологиях. В исследованиях космоса СССР упёрся в надёжность техники, которая оказалась во много раз меньше чем у американцев (например, космические аппараты летят до Венеры 4 месяца, а до Марса 11 месяцев, и надёжность аппаратов была такой (наработка на отказ немного более 6 месяцев) что до Венеры они все долетели и получили научные данные, а до Марса большая часть вышла из строя).
Ещё есть достижение которым даже легитимизируют современный российский режим - это "победа над фашизмом" СССР (на "фашизм" работала вся Европа, а на СССР только Англия и Америка, да и то не вся, а только Северная).
enzel
August 18 2013, 14:14:00 UTC 5 years ago
alexb2006
August 18 2013, 12:27:35 UTC 5 years ago
Все же, если восстанавливать разрывы и связи, картина выглядит сложнее. Андрей Платонов, несомненно, великий советский писатель, более того, советская литература во многом преемствует русской - что продемонстрировано Сорокиным в Романе.
enzel
August 18 2013, 14:22:41 UTC 5 years ago
alexb2006
August 18 2013, 15:10:34 UTC 5 years ago
Ну, не повезло Андрею Платонову, не вошел в оборот, должным образом не распиарен. Флоренский, Шпет, Лосев и Карсавин мыслители мирового уровня - но, вот, не были вовремя переведены и прочтены, а потому остались в маргиналиях. Посчастливилось Бахтину, а также - имхо, незаслуженно - Бердяеву и Шестову.
enzel
August 18 2013, 15:27:35 UTC 5 years ago Edited: August 18 2013, 15:33:08 UTC
alexb2006
August 18 2013, 16:58:01 UTC 5 years ago
Для Андрея Платонова стихия революции, имхо, важнее традиции. Ведь собраны и опубликованы его заметки из, как ее, Воронежской коммуны - какая там преемственность?
enzel
August 18 2013, 17:25:51 UTC 5 years ago Edited: August 18 2013, 17:33:48 UTC
Deleted comment
enzel
August 18 2013, 14:24:19 UTC 5 years ago
bvv73
August 18 2013, 14:23:14 UTC 5 years ago
enzel
August 18 2013, 14:29:51 UTC 5 years ago
bvv73
August 18 2013, 14:49:09 UTC 5 years ago
Deleted comment
enzel
August 18 2013, 15:50:47 UTC 5 years ago
evgeniy_efremov
August 18 2013, 15:56:50 UTC 5 years ago
Достижения в кино - Герман-старший.
enzel
August 18 2013, 16:30:40 UTC 5 years ago
evgeniy_efremov
August 18 2013, 16:59:05 UTC 5 years ago
Сергей Параджанов: В 2010 году в Голливуде был основан Институт имени Сергея Параджанова и Михаила Вартанова (Parajanov-Vartanov Institute) для изучения их творчества.
enzel
August 18 2013, 17:14:00 UTC 5 years ago
alexb2006
August 18 2013, 18:51:12 UTC 5 years ago
А советский он не в принципе, а по сути - вор. Малоизвестен, к сожалению, факт воровства Параджановым иконостаса церкви Довбуша, где снимались эпизоды Теней забытых предков.
enzel
August 18 2013, 19:00:07 UTC 5 years ago
alexb2006
August 18 2013, 19:23:57 UTC 5 years ago
evgeniy_efremov
August 18 2013, 17:37:50 UTC 5 years ago
Гарри Бардин.
В том числе «Золотая пальмовая ветвь» Канского кинофестиваля за мультфильм «Выкрутасы».
enzel
August 18 2013, 18:54:19 UTC 5 years ago
Если всерьёз брать анимацию, то это, конечно, Петров с его "Старик и море" и другими фильмами в той же технике, это - вклад.
alexb2006
August 18 2013, 17:01:45 UTC 5 years ago
evgeniy_efremov
August 18 2013, 17:05:09 UTC 5 years ago
Считайте, ответил Параджановым.
enzel
August 18 2013, 17:16:55 UTC 5 years ago
semenoff
August 18 2013, 16:51:29 UTC 5 years ago
Нельзя же ставить вопрос что "примкнувшые" - это не советские достижения, но и даже советские но не советские по духу, как Тарковский или Бродский - тоже не советские достижения.
Я совершенно не любитель советской литературы, не могу читать даже лучшие ее образцы, пожалуй за исключение Булгакова (которого Вы даже не упомянули, считая несоветским. Между тем, М.Булгаков начал писать и сформировался как писатель уже в советские годы).
То же касается кино. Я сейчас могу перечислить полсотни прекрасных советских фильмов. Сходу.
enzel
August 18 2013, 17:07:18 UTC 5 years ago Edited: August 18 2013, 17:11:46 UTC
1) Принадлежность по рождению к советскому миру, а не "трофейность" (взгляды здесь не важны, важно, когда человек в основном сложился, что впитал):
2) Безусловно мировое признание.
Думаю, что по первому пункту, надо отсекать всех, кто вошёл в советский мир не ребёнком, а хотя бы уже подростком. Думаю, 1909-10 гг. - критической рубеж. Сужу по моему деду, 1905 г.р. Он окончил гимназию уже в начале 20-х, окончил на его глазах советизировавшийся ун-т, но при этом до конца своих дней (1984) оставался не советским, а подсоветским, т.е. "трофейным" человеком.
Что касается "прекрасных советских фильмов" то, возможно, отдельные фильмы были отмечены, но тут надо смотреть более широко, на ряд фильмов как целое явление. Не "Сладкая жизнь", а "Феллини", не "Красная пустыня", а "Антониони", не "Зеркало", а "Тарковский". Где тут советские? Я вот и предлагаю: "Сокуров", "Муратова", возможно, "Бондарчук". А вот "Гайдай" или "Чухрай" - навряд ли.
semenoff
August 18 2013, 21:44:33 UTC 5 years ago Edited: August 18 2013, 23:49:50 UTC
Тогда тут нечего рассматривать, это нулевое множество, тривиальное решение. Большевизм не внес и не мог ничего внести ничего креативного в культурный или исторический процесс. Тут нечего рассматривать вообще.
Напротив, если мы говорим о том что было хорошего в СССР, то найти можно немало. Разумеется это на 100% создано элементами исторической России, все еще не переваренной большевизмом. Большевизм в СССР - это абсолютное зло, с которым каждый житель боролся или не боролся в одиночку.
Существует много хороших советских фильмов. Подавляющее большинство талантливых режиссеров СССР сняло только по одному приличному фильму за всю творческую жизнь. Немногие сняли по два или три. И лишь некоторые сняли больше.
Тут практически все фильмы удачные, я выбрал 70 фильмов:
http://semenoff.livejournal.com/51949.html
Никиту Михалкова и его брата в Италии знает почти любой в отличие от Тарковского. Там его даже больше любят чем в России, к слову. Муратова мне лично не нравится вообще, а Сокуров кажется арт-режиссером (не коммерческим, то есть не режиссером кино в общепринятом смысле).
Мне представляется что уровень фильмов Михалкова и Кончаловского даже выше чем тот который в состоянии понять российский зритель. Это фильмы для европейского зрителя.
Гайдай в своем квесте о культуре СССР создал культ братвы - культ Вицина, Никулина и Моргунова. Они и есть подлинные герои его фильмов, повидимому режиссер хотел таким образом возродить народный дух, и до некоторой степени это ему удалось. Эти фильмы сегодня носят религиозный характер. Возможно это лучшее что удалось создать в СССР в области кино на внутренний рынок.
Претендовать на высокое место в мировой культуре российская культура в каком-то заметном объеме не может, даже дореволюционная (а уж культура СССР, это было бы смешно). Культура Российской Империи - яркая, но компактная переферийная европейская культура, сравнимая скажем с культурой Австрии, но заметно меньше любой из культур Франции, Англии, Италии, Голландии по отдельности. В России на мировом уровне признано четыре писателя, пара художников, пять-шесть композиторов, и в России никогда не существовало ни одного оригинального философа или мыслителя.
В то же время, после второй мировой войны художественная литература во всем мире практически исчезает как жанр (90% публикуемых сегодня книг это книги по специальностям, fiction - тольк 10%). Возможно просто жанр худ.литературы заканчивается, все уже написано.
В области спорта и технических наук мировые достижения СССР заметны. Архитектура и живопись советского времени мне лично совершенно не нравится, но я в этом не специалист.
anastasiarahlis
August 22 2013, 20:32:33 UTC 5 years ago
Сейчас все больше смотрю и пересматриваю перестроечные фильмы (их почему-то сравнительно реже по ТВ показывают, чем классические советские ленты): открыла для себя целый пласт достойных работ, которые оказались незаслуженно забытыми. Например, "Жизнь Клима Самгина", "Защитник Седов", "Делай - раз!", "Раскол", "Дымъ"...
Denisov
Anonymous
August 18 2013, 18:23:15 UTC 5 years ago
Re: Denisov
enzel
August 18 2013, 18:57:04 UTC 5 years ago
flammar
August 18 2013, 20:20:38 UTC 5 years ago
enzel
August 19 2013, 06:11:54 UTC 5 years ago
pochtifilosof
August 18 2013, 20:21:48 UTC 5 years ago
Знают Эстрадных артистов и киноактёров.
Когда в предыдущей статье говорилось о достижениях в СССР, то речь шла больше о таковых для "маленького человека".
Доступное жильё (пусть и не высокого качества), низкий уровень преступности, экономическая и политическая стабильность, отсутствие безработицы, высокая социальная мобильность, относительное социальное равенство, скромность людей и др.
Вспоминают что то вот такое + вес страны в мире.
Дискуссия
pochtifilosof
August 18 2013, 20:24:03 UTC 5 years ago
Жаль, что отсутствуют сторонники иной точки зрения.
Deleted comment
О Латинской Америке
pochtifilosof
August 19 2013, 08:06:32 UTC 5 years ago Edited: August 19 2013, 08:07:43 UTC
Там тоже к власти пришли левые радикалы.
Что то общее с Латинской Америкой у России наверное действительно есть.
Но и Латинская Америка далеко не однородна. Даже между Аргентиной и Чили есть заметная разница.
Deleted comment
Re: О Латинской Америке
enzel
August 19 2013, 08:32:16 UTC 5 years ago
Deleted comment
Re: О Латинской Америке
enzel
August 19 2013, 08:41:14 UTC 5 years ago Edited: August 19 2013, 08:42:27 UTC
Deleted comment
Re: О Латинской Америке
pochtifilosof
August 19 2013, 09:52:37 UTC 5 years ago
Re: О Латинской Америке
enzel
August 19 2013, 12:16:45 UTC 5 years ago
Deleted comment
Re: О Латинской Америке
enzel
August 19 2013, 12:45:23 UTC 5 years ago Edited: August 19 2013, 12:46:46 UTC
Deleted comment
Re: О Латинской Америке
pochtifilosof
August 19 2013, 09:55:33 UTC 5 years ago
Есть предположение о сходстве в состоянии социальных низов Мексики и России. Что то общее и одновременно отличное от Европы.
pochtifilosof
August 18 2013, 20:49:24 UTC 5 years ago Edited: August 18 2013, 20:54:59 UTC
Реальная история далека от идеала, который тут рисуется.
В нескольких губерниях вообще действовало военное положение. Революции 1905 и 1917 года не просто так произошли. Здоровое государство такое бы не допустило, ну или бы смогло прекратить революционные волнения в короткие сроки.
Про более чем 80% поддрежку левых партий на выборах в Учредительное собрание уже говорилось.
Корни совка скорее всегго более глубокие, хотя эта мысль тоже не новая.
enzel
August 19 2013, 06:06:17 UTC 5 years ago
pochtifilosof
August 19 2013, 08:12:01 UTC 5 years ago Edited: August 19 2013, 08:13:29 UTC
Буду благодарен, если напишите небольшой список литературы по обсуждаемой теме, которые стоило бы просмотреть.
enzel
August 19 2013, 08:22:59 UTC 5 years ago Edited: August 19 2013, 08:30:02 UTC
semenoff
August 19 2013, 17:02:12 UTC 5 years ago Edited: August 19 2013, 17:25:41 UTC
Олденбург, да, обязательно. Эпоху Николая 2-го надо понимать очень хорошо для русского человека, его достижения, просчеты, ошибки. В противном случае история в головах жителей РФ начинается в 1917 году что делает даже антисоветчиков до некоторой степени советскими (начинают хвалить эсеров, Фрунзе, Махно и т.д.).
Я бы рекомендовал "Масонство и власть в России" проф. Брачева.
enzel
August 19 2013, 19:14:18 UTC 5 years ago
philtrius
August 19 2013, 16:42:44 UTC 5 years ago
enzel
August 19 2013, 19:17:38 UTC 5 years ago
philtrius
August 19 2013, 19:27:21 UTC 5 years ago
enzel
August 19 2013, 19:30:10 UTC 5 years ago
philtrius
August 19 2013, 19:34:25 UTC 5 years ago
enzel
August 19 2013, 19:46:24 UTC 5 years ago
philtrius
August 20 2013, 06:18:22 UTC 5 years ago
enzel
August 20 2013, 06:53:51 UTC 5 years ago
philtrius
August 20 2013, 09:18:39 UTC 5 years ago
Denisov
Anonymous
August 28 2013, 18:07:20 UTC 5 years ago
Re: Denisov
enzel
August 28 2013, 18:16:42 UTC 5 years ago
have_gods_love
August 19 2013, 18:54:50 UTC 5 years ago
b_graf
August 20 2013, 16:43:28 UTC 5 years ago
С точки зрения внутренних социальных достижений развитие естествознания и точных наук также скорее позитивно, т.к. прививало ценность знаний, несмотря ни на что - в широких слоях. У ПолПота, Кимов и Кастро такого не намечалось, скорее всего: это "несмотря ни на что" было и есть в той или иной форме и степени у них, а ценность науки - на другом месте. Пренебрежительная к науке политика постсоветского периода - скорее не от низкой ценности науки в "верхах", а от неправльной оценки этого ресурса ("ну, этого у нас навалом, не убудет", сейчас еще добавилось "надо только придумать, как эффективно управлять - тогда сразу вперед рванем"). В этом же примере - и обратный знак, правда (завышенные ожидания от науки, а не от развития социальной сферы: "учОные придумают всё, а мы будем на этом ездить")
+ мои 5 копеек
probawxy
August 20 2013, 21:19:56 UTC 5 years ago
- В каком-то сообществе любителей кино был задан вопрос: "Какие из советских фильмов можно будет с интересом смотреть постсоветским поколениям?" - После долгих дебатов был сделан вывод, что таковых насчитывается всего 18 штук - полное фиаско "важнейшего из всех искусств".
konstanzer
August 21 2013, 08:41:16 UTC 5 years ago
enzel
August 21 2013, 12:47:41 UTC 5 years ago
ЗОЛОТЫЕ СЛОВА
livejournal
February 21 2016, 18:58:21 UTC 3 years ago