Книга «Перехваченные письма», составленная известным демографом А.Г.Вишневским, представляет собой композицию из писем, дневников, воспоминаний людей первой эмиграции. Иногда встречаются и документы иного рода. Вот один из них, прелюбопытный.
«Агентурное донесение французской спецслужбе*)
Париж, 24 апреля 1934
A.V.S.
P.4697
По поводу общества «Евразийцы» (Европа/Азия)
Общество «Евразийцы» было основано в 1926 году Петром Сувчинским, родившимся 4 октября 1906 года в Санкт-Петербурге. Журналист и музыкант, живёт в Париже с 1925 года.
Организация существует в основном на английские субсидии; со времён основания ей, по-видимому, было передано 2 миллиона франков, сейчас она ежемесячно получает 5000 франков. <...>
Руководители общества «Евразийцев» осведомлены о существовании связей между некоторыми из его членов и ГПУ. Один из них, Савицкий, «тайно» посетил СССР. Вскоре после его возвращения более 100 корреспондентов «Евразийцев» в России были арестованы ГПУ и расстреляны.
Связь между Москвой и её агентами внутри «Евразийцев» обеспечивает г-жа Столярова, которая часто приезжает во Францию и Бельгию. Она дочь русской социалистки Климовой, воинствующая коммунистка, член ГПУ и Коммунистического Интернационала молодёжи». (А.Г.Вишневский. Перехваченные письма. М., 2008. Сс. 346-347.)
*) В примечании составителя сказано, что «документ взят из архивов французских спецслужб. Эти архивы были конфискованы Гестапо в 1940 году и вывезены из Франции. Они хранились в Судетах, были захвачены Советской Армией в 1945 году, долгое время находились в Москве и только много позднее были возвращены французскому правительству». (Там же, с. 555.)
Тут, конечно, интереснее всего указание на английское финансирование евразийской организации. Что касается Н.И.Столяровой, то она, действительно, дочь известной эсерки-максималистки Н.С.Климовой, участницы покушения на П.А.Столыпина (взрыв его дачи на Аптекарском острове в 1906 г.) и эсера-эмигранта И.Столярова. Она жила в Париже, в начале 1920-х, 11-летней девочкой, приезжала в Петроград навестить уехавшего в 1917 г. в Россию отца, но вернулась во Францию. Участвовала в литературно-богемной жизни русского Парижа, была любовницей (одной из многих, но им выделяемой) поэта Б.Поплавского. В конце 1934 г., сразу после убийства Кирова, окончательно перебралась в СССР - к удивлению и ужасу друзей. В 1935 г. поступила на службу секретарём в АН СССР. В 1937 г. была арестована и, как пишет А.И.Солженицын, «прошла жестокий общий путь». Далее он же: «За хорошую работу была она освобождена льготно: без точного направления в какую-либо местность... Столярова со своей справкой о «чистом» освобождении стала гонимой собакой... В хорошо знакомых московских семьях поили чаем... И ночевала на вокзалах». В 1953 г. она всё-таки как-то устроилась в Рязани (откуда родом её мать), а в 1956 г. перебралась в Москву, где стала литературным секретарём И.Г.Эренбурга, с дочерью которого училась в одной школе в Париже. Оставалась в этом качестве до его смерти в 1967 г. В 1962 г. по её инициативе (через посредство Л.З.Копелева) состоялось её знакомство с А.И.Солженицыным. Спустя некоторое время она была уже его помощницей в деле переправки микрофильмов с текстами на Запад. Первая такая акция произошла в конце 1964 г. с помощью сына Леонида Андреева Вадима, приехавшего тогда в Москву из Женевы, где он жил и был знаком с жившей там же сестрой Н.Столяровой. Далее она входила в «ближний круг» Солженицына под псевдонимом «Ева» и продолжала выполнять его поручения и после его высылки в 1974 г. В 1977 г. она выехала на Запад и прожила там почти год на средства Солженицына, но потом вернулась в СССР. В 1979 г. она снова приезжает во Францию и возвращается назад в Москву. При этом происходит организация канала доставки книг для последующего распространения в СССР. Умерла Н.И.Столярова в 1984 г., Солженицын написал о ней в своём «Телёнке», его пятом дополнении – «Невидимки». Вот так.
Напомню ещё только, что второй женой А.И.Солженицына стала внучка другого эсера-максималиста - Ф.Ю.Шёнфельда (Светлова, 1884-1943 - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%A4%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B4_%D0%AE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87), скорее всего хорошо знавшего отца Н.Столяровой, а может быть и мать тоже. Со своей будущей женой Солженицын встретился в 1968 г.
ixl_ru
October 31 2013, 01:57:07 UTC 5 years ago
Deleted comment
enzel
October 31 2013, 06:09:32 UTC 5 years ago
Deleted comment
enzel
October 31 2013, 06:16:34 UTC 5 years ago Edited: October 31 2013, 06:22:37 UTC
Deleted comment
enzel
October 31 2013, 07:59:20 UTC 5 years ago
pvt_kelly
October 31 2013, 13:48:20 UTC 5 years ago
semenoff
October 31 2013, 17:53:21 UTC 5 years ago Edited: October 31 2013, 17:53:38 UTC
В Европе миллионов 600, в Китае 1.3 млрд., в Индии еще миллиард. Ну и по мелочи, Пакистан, Корея, Вьетнам.
Каким боком РФ относится к Евразии? Тем что находится на этом материке с 4% населения этого материка? К тому же сегодня РФ находится исключительно на территории Азии, и только одна малюсенькая Калинингадская область - на территории Европы.
pvt_kelly
November 1 2013, 04:22:55 UTC 5 years ago
probawxy
November 16 2013, 22:42:16 UTC 5 years ago
- А где вы у semenoff-а увидели утверждение, что Гумилёв - татарин?
pvt_kelly
November 17 2013, 15:01:14 UTC 5 years ago
jan_pirx
November 7 2013, 13:55:54 UTC 5 years ago
colonel_hunter
October 31 2013, 07:15:45 UTC 5 years ago
enzel
October 31 2013, 07:58:00 UTC 5 years ago
habanerra
October 31 2013, 07:18:15 UTC 5 years ago Edited: October 31 2013, 07:19:14 UTC
Хрущевская оттепель также была отмечена созданием центров, подготавливающих кадры для трансформации системы, к примеру ИМРД (институт международного рабочего движения, созд. 1966г.), откуда вышли М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий, Ю.А. Левада и другие представители антисистемной оппозиции, в недрах которой и родилась идея горбачевской перестройки, о чем подробно в док.фильме Елены Ласкари «Отдел» 2008г.
Этим и объясняется политическая живучесть таких как Столярова Н.И.
enzel
October 31 2013, 08:05:47 UTC 5 years ago
habanerra
October 31 2013, 08:29:51 UTC 5 years ago
enzel
October 31 2013, 13:33:55 UTC 5 years ago
habanerra
November 1 2013, 11:19:54 UTC 5 years ago
Легко вонзятся в небо пики,
Чуть заскрежещут стремена
И кто-то двинет жестом диким
Твои, Россия, племена...
Опять, опять взлетают шашки,
Труба рокочет по рядам,
И скачут красные фуражки
По разоренным городам.
Стучит обозная повозка.
В прозрачном Лувре свет и крик
И перед Венерою Милосской
Застыл загадочный калмык
Очнись, блаженная Европа,
Стряхни покой с красивых век, -
Страшнее труса и потопа
Далекой Азии набег.
Ее поднимет страсть и воля,
Зарей простуженный горнист,
Дымок костра в росистом поле
И занесенной сабли свист...
Молитесь, толстые прелаты,
Мадонне розовой своей.
Молитесь! - Русские солдаты
Уже седлают лошадей.
semenoff
October 31 2013, 14:37:26 UTC 5 years ago
Вот здесь побольше.
http://www.a-z.ru/women_cd1/html/preobrazh_6_1998_v.htm
Благодаря таким людям (в том числе) мы сегодня читаем Булгакова, Солженицына и пр.
На жизнь зарабатывала переводами с французского (и перевела много книг, см. Либрусек).
Я бы не акцентировал внимание на "Евразии" и прочем. В России ХХ века все буквально связано со спецлужбами (и сегодня), своими и чужими, всегда работающими в трогательном единстве, так что это мелочь, норма жизни.
enzel
October 31 2013, 15:04:26 UTC 5 years ago
semenoff
October 31 2013, 16:41:35 UTC 5 years ago Edited: October 31 2013, 16:58:09 UTC
Эта дама совершенно неповинна в гибели России, в 1917 году ей было 5 лет. А потом уже все равно, она просто часть системы, причем, повторяюсь, не худшая (помощь Солженицыну, много переводов художественной литературы и пр).
Она не шпионка и не агент-провокатор, просто "подвижник русской культуры" с небольшой английской поддержкой (а иначе было никак). Какова Россия (СССР) таковы и ее обитатели.
Все равно интересный человек, позволяет лучше понять Россию-СССР. В газетах одно, в жизни другое. Жаль давно умерла, было бы интересно с ней поговорить.
Большинство известных гуманитариев "работало" с органами. От Высоцкого до Евтушенко. Даже Михалков-Кончаловский по его собственному признанию "подписал бумаги" когда ему разрешили выехать заграницу (хоть и сын советского бонзы С.Михалкова, а все-равно заставили).
Совок копнуть поглубже, история Натальи Ивановны будет выглядеть серебряным веком.
Вы бы предпочли и сегодня в совке жить, как в Сев Корее? Вот такие люди совок и сломали потихоньку, к общему удовольствию. Это не вернуло вас в Россию, зато вы теперь можете о России свободно писать...
enzel
October 31 2013, 17:14:01 UTC 5 years ago
semenoff
October 31 2013, 17:42:53 UTC 5 years ago
А Столярова прошла ГУЛАГ и потом мыкалась бомжом лет десять (спала на вокзалах !) пока ее не пригрели Эренбург и Солженицын за ее зарубежные связи. Это говорит о некоторой "своей позиции" и некотором романтизме на мой взгляд. Не зря же ее так наказали.
Ну и наконец, "дворяне арбатских дворов" как вы выразились, это лучшее что в СССР было, помимо технарей. Я и сам не люблю особенно шестидесятников, Ахматову, Пастернака, и иже с ними, но надо признать что лучше уже ничего не было.
Русские эмигранты после войны уже не радовали. Они в основном поддержали Гитлера, на чем и погорели.
Я не очень понимаю что для вас в сегодняшнем мире (и РФ в том числе) идет со знаком плюс.
enzel
October 31 2013, 17:49:11 UTC 5 years ago
semenoff
October 31 2013, 18:02:05 UTC 5 years ago Edited: October 31 2013, 18:36:31 UTC
Формальное наследование РФ от СССР это скорее нонсенс, для того чтобы сохранить внешнеполитические позиции в современном мире, основанном на Ялте и Портсдаме. РФ на СССР непохож ни внешне ни внутренне, это можно сказать, очевидно, и чем дальше - тем больше непохож. Непохож РФ и на РИ.
Другой вопрос, что в "белой" РФ не осталось людей "белой" культуры, причем давно, но с этим уже ничего нельзя поделать.
Что касается Окуджавы, на безрыбье и рак - щука. Окуджава мне лично не нравится своей восточной слащавостью, но я вполне могу слушать некоторые песни из этой среды - Кукина, Городницкого, Никитиных.
Мне иногда кажется что в РФ вам не нравится ни один человек, кроме историка Волкова. В виртуальном мире РИ жить можно сколь угодно долго, но это тоже самое что жить в мире Толкиена. Мы кстати тоже стараемся, вот провели празднование 400-летия дома Романовых, как сумели.
У меня сложилось ощущение, что российская история сегодня более не интересна эмигрантам первой и второй волны (и их потомкам). После 1991 они окончательно потеряли надежду на то что их "пригласят", и сегодня РИ с домом Романовых интересна только нам - выходцам из СССР/РФ, поддерживающим связи с Россией.
enzel
October 31 2013, 18:43:10 UTC 5 years ago
В этом и была ошибка - ждать, что "пригласят". Но она типична для русских.
Может, мировой катаклизм какой что-нибудь сдвинет...
semenoff
October 31 2013, 18:53:20 UTC 5 years ago Edited: October 31 2013, 19:04:55 UTC
Никаких дворян нет, ни новых ни старых, сословия на территории России отменены постановлением Временного правительства России от 7-го марта 1917 года. Это я как внук дворянина говорю.
Нам всем надо привыкнуть к мысли, что никаких других русских кроме нас нет в природе. И виртуальная РИ останется потомкам в том лишь виде в котором ее передадим мы с вами (то есть единицы из числа жителей РФ и эмигрантов из РФ, поддерживающие связь с родиной). Больше нет никого.
В таких условиях даже история Натальи Ивановны удивительно интересна своей связью времен. Говорю же, бабушка божий одуванчик - почти серебряный век русской культуры... Социалисты-революционеры, Генуя (там она родилась), Париж, "Евразия", ГПУ, ГУЛАГ, бомж, переводчик с французского, Эренбург, Солженицын - история ХХ века как по учебнику.
"Кайф".
Чтобы замолчать золотой век?
pycckuu_gyx
November 16 2013, 18:47:59 UTC 5 years ago
Ivan Denisov
Anonymous
October 31 2013, 17:08:54 UTC 5 years ago
Re: Ivan Denisov
enzel
October 31 2013, 17:20:39 UTC 5 years ago Edited: November 1 2013, 06:04:40 UTC
Подумалось, что в этой очевидной неточности заключается указание на достоверность документа. Если бы его специально фабриковали, таких ляпов не было бы.
Re: Ivan Denisov
konstanzer
November 6 2013, 07:25:33 UTC 5 years ago
Re: Ivan Denisov
enzel
November 6 2013, 08:46:38 UTC 5 years ago
Re: Ivan Denisov
konstanzer
November 6 2013, 09:47:40 UTC 5 years ago
Re: Ivan Denisov
enzel
November 6 2013, 12:40:03 UTC 5 years ago
К тому же, какой смысл немцам, после занятия Франции, что-то придумывать в отношении евразийцев?
Re: Ivan Denisov
konstanzer
November 7 2013, 07:50:05 UTC 5 years ago
Re: Ivan Denisov
enzel
November 7 2013, 08:21:47 UTC 5 years ago
konstanzer
November 6 2013, 07:31:39 UTC 5 years ago
enzel
November 6 2013, 08:55:18 UTC 5 years ago Edited: November 6 2013, 09:20:27 UTC
К этому можно добавить, что младороссы были антигитлеристами, после 1938 г. заняли прозападную позицию. Ещё фигура вел. кн. Дмитрия Павловича привлекает внимание - он явно имел британские связи и симпатии.