Известный историк и политолог проф. А.Б.Зубов, с которым я довольно давно уже знаком, поместил в «Ведомостях» статью, в которой сравнил действия РФ в Крыму с аншлюссом Австрии в 1938 г.: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/23467291/andrej-zubov-eto-uzhe-bylo. В результате этой публикации у него возникли личные неприятности: его увольняют из «МГИМО», в котором он в течение многих лет преподавал и был, по сути, одним из украшений этого специфического «вуза»: http://www.svoboda.org/content/article/25284979.html. Сама эта история - индикатор происходящего в РФии, куда на глазах возвращаются нравы советского тоталитаризма. Минимальные отдушины, сохранявшиеся для видимости «плюрализьма», задраиваются. Человек, желающий публично высказать свои взгляды, должен понимать, что он идёт на гражданский поступок, который сейчас в РФ рассматривается как тяжёлый проступок или даже преступление (грань тут зыбка и подвижна).
Понятно и почему выступление проф. Зубова вызвало такую нервную реакцию: он сопоставил путинскую РФ и гитлеровскую Германию, что, по идеологическим канонам путинского совка-2, есть немыслимое кощунство, оскорбление догматов официального победославия. «Фашизм» по-прежнему есть абсолютное зло, от коего мир был спасён бессмертным подвигом совка-1.
Но если абстрагироваться от советского идеологического безумия, то необходимо признать факт: проф. Зубов пострадал совершенно зря. Ну, какая же РФ – «Третий Рейх», какой же Путин – Гитлер?! Как можно сравнивать национальное германское государство и его вождя с жалким продолжателем советского интернационализма, истовым хранителем нерушимости советских границ, т.е. главным и убеждённым Протектором Совка?! Вопрос, разумеется, риторический – никак.
Путин не то, что не русский националист/империалист – для него это «вражеская идеология». Он, скорее, поддержит всевозможных настоящих националистов-русофобов – лишь бы те сохраняли видимость, пустую оболочку, советского наследия – границы и минимально уважали хотя бы некоторые советские комплексы. Не могу не привести тут ответ ув. salery одной милой даме: Мне трудно понять, чем Вам дорога нелепая и исторически противоестественная украинская "незалежность", но раз чем-то дорога, то Вам следует изменить Ваше плохое отношение к Путину. Будь вместо этого советского ублюдка нормальное российское правительство, от нее ничего бы не осталось. А этот, договорившись с яценюками, чтобы несколько помягчали, "радикалов" отодвинули и советские памятники оставили, еще и денег даст. Пока в РФ Путин - за Украину не беспокойтесь. - http://stilo.livejournal.com/727943.html?thread=23292551&. А денег, конечно же, даст, вот только беспокоится, что «Запад» может тут помешать дать так много, как хотелось бы.
А вот как, для сравнения, смотрит на «Украину» и тамошние события действительно национально мыслящий политик, правда, к сожалению, не русский, а чешский, бывший президент Чехии д-р В.Клаус:
К СИТУАЦИИ НА УКРАИНЕ
1. Украина в своём сегодняшнем виде - это в значительной мере искусственное образование, ставшее независимым государством только после распада Советского Союза 20 лет назад.
2. С одной стороны, в него входят территории на Западе страны, которые никогда не входили в Российскую империю и были присоединены к России после Второй мировой войны - территории, на которых шла борьба за независимость (в том числе - на стороне нацистов). С другой стороны, это области, бывшие чисто русскими с XVIII века (Крым, Одесса, Восток страны), для которых независимость Украины означала отрыв от национального очага.
3. Определённая искусственность этого государственного образования и различия представлений его жителей о будущем и о направлении развития с самого начала парализовали его политическую жизнь. Мы хорошо видели это даже из Праги. Своё дело сделали и неудавшаяся трансформация страны, тяжёлое наследие коммунизма и экономический и политический хаос последних двадцати лет.
4. Украина осталась и не могла не остаться страной, глубоко укоренённой в постсоветском пространстве, связанной с Россией и во многих отношениях зависимой от неё. Это естественно, и нет способа, которым это можно было бы изменить.
5. Для России Украина значит больше, чем остальные ближайшие соседи, больше, чем, например, Эстония, Азербайджан или Таджикистан. Это историческая колыбель русской государственности и культуры, это родина миллионов русских. <...>
8. Со стороны Запада безответственно поддерживать амбиции и иллюзии западноукраинских радикалов, верящих, что выбор между Востоком и Западом действительно существует, и что ЕС и США способны не только поддержать, но и обеспечить Украину в её стремлении на Запад. Ясного и твёрдого желания идти ради неё на жертвы у Запада нет. Запад помог разразиться кризису, который ему не нужен и за последствия которого он не готов нести ответственность.
9. Постaвить Украину перeд выбором - Восток или Запад - означает разорвать её. К сожалению, кажется, именно это и происходит.
10. Одновременно кажется, что большинство участвующих начинает это понимать. Вопрос в том, не слишком ли поздно. Особенно иллюзорно мнение, что эту проблему можно решить с помощью новых выборов." - http://bohemicus.livejournal.com/87798.html
Примерно так, в таком ключе, с такими акцентами должен был бы говорить, обращаясь к национальной России, её глава. Но только, разумеется, не в модальности сохранения искусственного единства, а призывая к прекращению этой нездоровой и нежизнеспособной комбинации - через разрыв и присоединение части её к России и предоставление другой части возможности быть собственно Украиной без кавычек - суверенным национальным государством. Но куда там! Для недосталина Путина подобные мысли, подходы, слова – непонятны, чужды, враждебны, это же так не по-советски! Советские так не рассуждают, у них своя, советская, т.е. извращённая и уродливая Истина и Логика.
Так что, возвращаясь к началу, Андрей Борисович Зубов пострадал, скорее, по идеологической ошибке. Понятно, что намекать на Гитлера означало вызывать огонь на себя. Но при чём тут Гитлер, когда перед нами лишь жалкий "Сталин сегодня"!
P.S. Даже весьма по-американски политкорректный Ю.Г.Фельштинский, выступая на круглом столе радио «Свобода», отметил несостоятельность аналогии Путин-Гитлер:
«Была у нас уже ситуация 1938 года в Германии, о которой Путин, видимо, тоже ничего не знает. Потому что даже Гитлер, отдадим ему должное, все-таки перед тем, как он вводил войска в Судеты, договаривался об этом с чехословацким правительством. Перед тем, как он проводил референдум в оккупированных или потенциально оккупированных территориях, он все-таки сначала проводил референдум, а не потом». - http://www.svoboda.org/content/transcript/25283295.html.
Deleted comment
enzel
March 5 2014, 12:47:15 UTC 5 years ago
konstanzer
March 5 2014, 13:06:06 UTC 5 years ago
enzel
March 5 2014, 13:19:38 UTC 5 years ago
mikhailove
March 6 2014, 09:44:13 UTC 5 years ago
byyj
March 5 2014, 10:07:41 UTC 5 years ago
И вроде не увольняют же, пожурили слегка и пропиарили:)
Deleted comment
enzel
March 5 2014, 14:55:37 UTC 5 years ago
konstanzer
March 5 2014, 13:00:50 UTC 5 years ago Edited: March 5 2014, 13:10:16 UTC
Здесь к сожалению возникло недоразумение между Путиным и Зубовым. Путин совсем не такой, как представляет его Зубов, Зубов совсем не такой, как показался он Путину. Ведь основной посыл статьи - это предостережение: "Путин, не будь русским националистом!" (чем П. никогда и не собирался быть), а Путин обиделся на форму.
enzel
March 5 2014, 13:23:57 UTC 5 years ago
konstanzer
March 5 2014, 13:39:52 UTC 5 years ago Edited: March 5 2014, 13:42:12 UTC
Edit Предложить бы российское президенство Клаусу :)
enzel
March 5 2014, 14:50:35 UTC 5 years ago Edited: March 5 2014, 16:53:48 UTC
В.Клаус - далеко не первый чех, разбирающийся в России. В 1918 г. К.Крамарж написал "Основы Конституции Российского Гос-ва" - напечатаны в т.1 "Архива русской р-ции".
orthoved
March 5 2014, 20:02:40 UTC 5 years ago
Да, интернаціоналы и безнаціоналы сейчасъ стали "нормой", а все иное "ужасъ, ужасъ".
konstanzer
March 6 2014, 11:33:28 UTC 5 years ago
sssshhssss
March 5 2014, 14:57:58 UTC 5 years ago
Человек явно не в МГИМО должен преподавать с таким таранным подходом к высказыванию своего мнения)
Я конечно против увольнения за высказывание своего мнения, но это нормальная практика в Европе, лишиться кафедры после того как кусаешь руку дающую.
evgeniy_efremov
March 5 2014, 17:01:33 UTC 5 years ago
Путин мёртв, Зубов при работе.
enzel
March 5 2014, 17:08:52 UTC 5 years ago
evgeniy_efremov
March 5 2014, 17:10:18 UTC 5 years ago
Да, но второе утверждение уже разошлось по медиа.
Az Nevtelen
March 5 2014, 19:27:04 UTC 5 years ago
На мой взгляд, Путин больше похож на Наполеона III, но сравнение с Гитлером также оправдано.
Кажется, Вы не осознаете серьезности происходящего.
Мировые СМИ и государственные деятели сравнили альфа-дога с Гитлером.
Это очень серьезно.
По-моему, последним "Гитлером" был Ахмадинежад, но сейчас он уже не у власти, а Иран заявил об отказе от атомной бомбы и вообще встал на путь исправления.
Фактически, чекисты-психопаты, находящиеся у власти в РФ, делают шаг к тому, чтобы превратиться в государство-изгой - со всеми вытекающими отсюда последствиями для граждан РФ, Украины и всего мира.
Поэтому все люди доброй воли сейчас должны выступить против кремлевских поджигателей войны, осудить акт интервенции, и заявить, что власти РФ отнюдь не выражают позицию русского народа.
Прошу прощения за столь совковый стиль, я чрезвычайно потрясен происходящим в последние дни.
semenoff
March 5 2014, 19:49:46 UTC 5 years ago Edited: March 5 2014, 19:51:45 UTC
Возможно и не выражают, но лишь в том смысле что позиция русского народа более ястребиная. Власти РФ как раз деликатничают и осторожничают (и правильно, ИМХО, зачем копья ломать). Русский народ, воспитанный в традициях второй мировой войны, предпочел бы видеть русские войска уже в Киеве по-моему.
enzel
March 6 2014, 06:52:46 UTC 5 years ago
semenoff
March 7 2014, 03:37:41 UTC 5 years ago Edited: March 7 2014, 03:51:49 UTC
Вполне естественно, что люди выражают то политическую позицию, которая им по жизни выгодна, и больше никакую. Иначе, пожалуй, и быть не может. Каждый гребет под себя, такова жизнь.
enzel
March 7 2014, 07:37:46 UTC 5 years ago
Anonymous
March 7 2014, 15:27:06 UTC 5 years ago
semenoff
March 7 2014, 23:28:50 UTC 5 years ago Edited: March 7 2014, 23:30:02 UTC
Мысль понятна, но слово "нация" не подойдет. Нация в переводе с латыни означает тоже самое, государственно оформленный народ.
Была охота играть словами ? Еще во времена СССР понятно, не было свободы слова. Вроде как народ не мог сам за себя сказать, за него говорили эмигранты. Но сегодня каждый говорит все что в голову придет, и за это не ругают. Прошло 23 года в таком режиме, выросло целое поколение. Теперь народ говорит сам за себя. Все остальное это фэнтэзи.
semenoff
March 7 2014, 23:34:26 UTC 5 years ago Edited: March 7 2014, 23:47:02 UTC
Так можно наверное сказать, поскольку каждый человек имеет право идентифицировать себя как ему угодно. Единственное, Вы же не оговариваетесь каждый раз что под словами "русский народ" имеете в виду сто (или тысячу) человек, и читателям непонятно. По переписи населения русских в РФ миллионов 110-115. Возникает конфликт на уровне терминологии.
ИМХО, Ваша позиция именно и интересна тем, что это позиция культурного, но микроскопического меньшинства. Поэтому полезно было бы подбирать точные слова, избегая вводящих в заблуждение. Никто же не обижается на белых журавлей из-за того что их мало...
Re:
enzel
March 8 2014, 05:18:29 UTC 5 years ago Edited: March 8 2014, 05:19:25 UTC
enzel
March 6 2014, 06:50:20 UTC 5 years ago
Az Nevtelen
March 6 2014, 20:40:56 UTC 5 years ago
Маленькая цитата из книги видного социалиста и масона Альбера Тома о Второй империи во Франции:
Моральное успокоение всех консервативных элементов, при виде согласия, царящего между сильным государем и церковью, восторг ханжей при виде императора, стоящего у подножия алтаря во время торжественных богослужений, даже пропаганда сельских священников - все это не могло еще обезпечить новому порядку действительной популярности в широких массах.
Правительство разсчитывало привлечь на свою сторону и сохранить за собой симпатии различных классов - торговой буржуазии, рабочих и крестьян - совершенно другими средствами.
Империя лишила Францию политической свободы; взамен последней она поставила себе задачей дать удовлетворение ее материальным интересам.
(...) После опыта 1848 года буржуазия, тот средний класс, у которого отнята была политическая власть, знать ничего не хотела кроме деловых занятий и удовольствий.
Добавлю от себя, что за 23 года своего правления Наполеон III окончательно излечил Францию от бонапартизма - однако, цена оказалась колоссальной - проигрыш Германии, ужасы парижской Коммуны, и переход к Третьей республике, когда власть оказалась в руках масонов, и те, в свою очередь, довели страну до ручки - в 1914 Франция оказалась неспособна без помощи союзников противостоять немцам.
В случае Путина роль Наполеона I и Сен-Симона, коих чтил Наполеон III, играет кавказский упырь Сталин.
enzel
March 7 2014, 07:27:45 UTC 5 years ago
Az Nevtelen
March 16 2014, 19:27:18 UTC 5 years ago
Там внизу по тэгу Берг можете еще посмотреть.
По-моему, очень талантливый автор, чье настоящее имя неизвестно; возможно, он мог бы стать русским Селиным.
enzel
March 16 2014, 19:29:29 UTC 5 years ago
Az Nevtelen
March 16 2014, 19:35:51 UTC 5 years ago
Az Nevtelen
May 31 2014, 20:48:39 UTC 5 years ago
sp33r
March 5 2014, 21:21:49 UTC 5 years ago Edited: March 5 2014, 21:22:46 UTC
Ну, а латентный советский патриотизм, который выразился в реплике про татар и террор по отношению к ним, лежащий на руках русских, и еще уйма претензий к Зубову по следам его творчества в прессе, по радио и в книгах, вызывает только вздох облегчения: еще одна горгулья-химера с фасада советского государства пала ниц.
Многие порядочные людей уважают Зубова, что, конечно, не извиняет их, но, как известно, идеален лишь Господь Бог, а смертные и немощные могут ошибаться. И ошибаются.
enzel
March 6 2014, 06:58:05 UTC 5 years ago
sp33r
March 6 2014, 07:00:52 UTC 5 years ago
enzel
March 6 2014, 07:08:00 UTC 5 years ago
Ermolay Prod
March 7 2014, 17:51:08 UTC 5 years ago
enzel
March 7 2014, 18:14:24 UTC 5 years ago
alexb2006
March 8 2014, 16:23:40 UTC 5 years ago
Тем не менее, предлагаю взглянуть на ситуацию в свете категорического императива - а сам-то товарищ Зубов собирается потреблять, извините за прямоту, содержимое параши украйинской "культуры"? Если нет, грош цена такому морализаторству за чужой счет.
enzel
March 8 2014, 17:10:41 UTC 5 years ago
Что касается поступка А.Б.Зубова, то он в такой позиции не одинок, вот и К.Александров написал примерно о том же: что Крым это, конечно, хорошо, но вот в самой РФ плохо. Зубов выступил против плохой РФ, против плохого Путина, против плохого совкового имперства, выбрав крайне сомнительную историческую аналогию. Но пафос его не в том, что не надо русских земель, а в том, что это не собирание русских земель, а нечто иное - и по субъекту действий, и по их целям, и по форме. И здесь-то он прав.
А насчёт "украинской культуры", то ведь что под ней понимать. Если Киево-могилянскую Академию (что ему близко), то это одно, если какого-нибудь Шевченку, то другое. Есть ведь возможность видеть именно в Киеве преемственность старой единой и общей русской культуры - но при условии, конечно, что оставят украинское придуривание.
alexb2006
March 9 2014, 09:25:55 UTC 5 years ago
Нет дискриминации? У меня отец, работая по контракту, смог убедить принимающую сторону в том, что его на самом деле зовут не так, как укры написали в загранпаспорте, только на пятый год. Да и то, лишь поскольку приезжая полька обратила внимание его начальства на несоответствие имени фамилии.
А косвенная дискриминация в системе образования? Де факто, родителей принуждает отдавать детей в укрские школы формат тестирования знаний выпускников (ЕГЭ). Потому что обязательный тест по мове один и тот же для всех школьников, на каком бы языке они не обучались.
Вот с этого и надо начинать, а уже потом переходить к полковнику, дествия которого действительно неэффективны и контрпродуктивны.
И еще реплика про Киево-Могилянку. Товарищу Аверинцеву в 1998 году порекомендовали читать инаугурационную лекцию в Могилянке не на русском, что он и сделал, при этом приплетя какие-то свои хохляцкие корни и поведав миру про свою любов до вшивчэнки и мечту познакомить российского читателя с клясыкамы украйинськойи поэзийи - украми сие почитается нормой поведения для русских. Естественно, писаний товарища из соображений моральной гигиены я больше дома не держу, но я не о нем, а о запрещении в Могилянке русского языка.
enzel
March 9 2014, 10:59:51 UTC 5 years ago