Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

РЕАБИЛИТАЦИЯ НАБОКОВА КАК ЕГО «НАЦИФИКАЦИЯ»

Что-то с памятью моей стало: почему-то вообразил, что день рождения В.В.Набокова – в конце мая, а на самом-то деле – в один день с нашим дорогим упырём, по каковой причине Набоков впоследствии пытался передвинуть его на один день – на 23-е апреля, не желая более выносить такое гнусное соседство. Так что некруглое 115-летие оказалось пропущенным, впереди же ещё менее круглое 37-летие со дня смерти. Но разве эти даты, годовщины, юбилеи что-нибудь означают? Ровным счётом ничего, будучи лишь удобным поводом вспомнить о том или другом.

Но вспомнить - и даже написать! - о Набокове меня заставила не путаница в датах, а статья А.Ливри, присланная некоторое время назад его аспирантом. Тогда я её не открыл и не прочитал, а вот сегодня вдруг вспомнил о ней. А ещё, вчера, достав зачем-то с полки биографию Мир и дар Владимира Набокова, написанную Б.М.Носиком, обнаружил в ней вырезанную из Русской Мысли позднюю фотографию писателя: в светлом клетчатом пиджаке, туго повязанном галстуке и лихо заломленной шляпе, у газетного киоска, с только что купленным номером той самой Русской Мысли в руках.

Анатолий Ливри (А.В.Лившиц), на мой, не слишком профессиональный, но заинтересованный взгляд – лучший сегодня русский филолог-литературовед. Именно он продолжает ту высокую, танцующую линию весёлой науки, которую возвестил его Первый Учитель и с таким несравненным блеском подхватил и развил Учитель Второй. О них обоих А.Ливри написал две превосходные книги: Набоков-ницшеанец (СПб., 2005) и Физиология сверхчеловека (СПб., 2011), к которым я и отсылаю интересующегося читателя – удовольствие от чтения гарантирую.

Как и его Первый Учитель, А.Ливри философствует молотом, безжалостно круша пластмассовые бастионы Университетской Науки, оберегаемые корявыми и злыми лесбиянками в кроссовках и обманчиво анемичными, но весьма деятельными скорпионами-содомитами. Вот так же и 77 лет назад ещё сухощавый, но уже маститый и с длинными залысинами «сноб и атлет» отправил в традиционно дружественные, можно даже сказать, семейные Современные Записки очередную «толстую штуку», а через некоторое время получил от какого-нибудь «Вишняка» пространное письмо, в котором, наряду с уже привычными выражениями восхищения, к немалому своему удивлению, обнаружил следующее:

Но при всём при том, дорогой мой друг, долгом почитаю сообщить, что вся гл. IV Вашего нового романа ни под каким видом не может быть напечатана в нашем журнале. И хочу особо подчеркнуть, что это вовсе не моё лишь частное мнение, но всей нашей, обычно столь далёкой от единодушия, редакции. Один из её членов – фамилию не называю - сформулировал это так: «Ну не можем же мы допустить, чтобы нас вдруг стали бить молотом по черепам! Нет уж, увольте, пока мы живы, наши идеалы останутся при нас, и мы не позволим, чтобы их поносили, развенчивали, втаптывали в грязь. Речь идёт именно о высоких идеалах нашей молодости, о горении духа, о благородном огне, который освещал всю нашу нелёгкую, но полную смысла жизнь!» И должен Вам сказать, дорогой друг, что я полностью разделяю это суждение.

И что прикажете делать с этими общественными болванами! Ну, чёрт с вами, печатайте так, без лучшей главы, ибо деньги нужны до зарезу, печатайте, только побыстрее и не замедлите с переводом. На дворе стоял уже 1937 год, жизнь в Германии грубела, и надо было самым серьёзным образом задумываться о будущем. И вот, зажав подмышкой «невозможную Слоним», в свою очередь сжимающую в худых руках плачущего малыша, он вырывается из Германии и ненадолго обосновывается в отвратительно левой, безвольной, но всё ещё прекрасной и свободной Франции. Проходят три года просьб и унижений, пока, наконец, с помощью старых товарищей отца по кадетизму, ему не удаётся заполучить свой первый заокеанский ангажемент – и, прощай, Старый Свет, и здравствуй, страна фанерных домов и высоких деревьев!

Впрочем, речь вовсе не об освежении в памяти подробностей набоковской биографии, известной наизусть до мельчайших деталей. Это всё так, к слову, необязательное предварение к помещаемой ниже статье А.Ливри: http://anatoly-livry.e-monsite.com/medias/files/nabokov-libere-a-livry022.pdf.
Tags: идеология, литература, эмиграция
"А.Ливри философствует молотом, безжалостно круша пластмассовые бастионы Университетской Науки, оберегаемые корявыми и злыми лесбиянками в кроссовках и обманчиво анемичными, но весьма деятельными скорпионами-содомитами" -

- Круто, и поделом. Это пять!
Отношу эту оценку к А.Ливри, это парафраз его собственных писаний.
Тоже обратил внимание на эту высокохудожественную фразу. Карьеру (желаемую) сделать не удалось?
Там вереница скандалов. Сейчас он, кажется, осел в Ницце.
Ну понятно. Это у Бабеля где-то было о разнице между волынскими и одесскими евреями: одесский пузырится, как дешёвое вино.:)
Ну, Бабель, оно, конечно, знаток пузырения!:) Но в отличие от него, и от Павловского, А.В.Лившиц - москвич.
Судя по "парафразу", одесский дух его не оставил.:)
В таком случае он не оставлял и обоих его героев :)
Судить о любом авторе такого масштаба по автору, ко-й пишет об авторах такого масштаба, - это всё равно что судить о Карузо по тому, как его перепевает Рабинович из анекдота... О Набокове по-набоковски, о Хармсе по-хармсовски и т.д. Есть ли что-то хуже? Можно почитать Свасьяна: вот уж образец жанра, ужас ужасов.
Зачем же "судить", когда речь на самом деле о том, чтобы получить удовольствие от того, как "судит" другой, и сравнить с собственным суждением.

(Боюсь, что тут уже моё неперебродившее "одесское пузырение" сыграло злую шутку с бедным Ливри :))
Заглянул в Вики и остался заинтригован. Чем он Вас привлёк? Судя по статье в Вики, это Багиров. Это тем более неожиданно и интересно, что статью написал он сам или кто-то из его искренних доброжелателей.
Да ну Бог с Вами, какой ещё Багиров! Элемент пиар-эпатажности имеется, но у кого его нет? Впрочем, не смею настаивать. Особенно, когда есть Вика :).
Ну вот такой багиров: эмиграция из неприличной страны в более-менее приличную, творчество на языке новой родины, хамство по отношению к её обитателям, каратэ, тюрьма, скандалы, брутал-интеллектуал. Нет?:)

enzel

May 24 2014, 15:03:27 UTC 5 years ago Edited:  May 24 2014, 15:15:33 UTC

Это очень поверхностная и потому малосодержательная аналогия. Я скажу так: в Ливри есть и немного "Багирова" - именно в сфере его belles-lettres, периферийной у него - но именно она и создала скандал (он вывел там свою "кафедру"). Если бы, помимо своего "Гастарбайтера" и побивания Кашина, Багиров написал какое-нибудь дельное исследование, сделавшее бы ему имя гуманитария, вот тогда параллель эта была бы более-менее уместной. А то, о чём Вы написали, это, скорее, параллель "Багиров - Лимонов", вот это уместно.
А если Багиров напишет, Вы смените мнение о Багирове на более благожелательное?:)
Сменю, ибо тогда он из разряда лимоновых-багировых перейдёт в разряд ливри :)
Из лимоновых-багировых в багировы-ливри... Карьера!:)
Только вот беда: не видать ему и такой, как своих ушей. Почему и останется всего-то лишь эпатажным туркменским "мачо".
Почему Вы так не верите в людей? Откуда этот пессимизм? У Лившица же получилось. Чем Багиров хуже?:)
Потому что Багиров изначально стоял на две ступеньки ниже. И уже поздно пытаться что-то менять - потолок достигнут оформлением Кашина в распивочной :).
Что касается "судить", то я невнятно выразился: я имел в виду, что то, что можно учителям, у учеников выходит глупо, потому что претенциозно (особенно если они пытаются иронизировать: мол, "я гений!", это я так шучу).
Если бы было претенциозно (или, мягче - лишь претенциозно), я бы не стал утруждаться чтением двух книг. Вот его "худ." проза - да, не рекламируется мною, умалчивается даже :).
"…в эту Сорбонну был приглашён я. Преступник. Гений. Пророк". Автор сих строк может написать что-то заслуживающее внимания? Юношеские-стихи-Лермонтова надо прекращать писать сразу после окончания юности, наверное.:)
Я не читал этого. Думаю, он просто выбрал такую позу для эпатажа - это единственное удовлетворительное объяснение. Зачем вообще эпатаж? Такой человек! (с) Темперамент.
Эпатаж, думаю, нужен подросткам и людям, не вышедшим из подросткового возраста: муки индивидуации, "хочу, чтоб заметили", чтоб оценили как сущее и имеющее право быть. Думаю, так. Эпатаж - симптом незрелости.
я знаю сюжет. т.к. Ливри - тема моей диссертации (я не аспирант Ливри, а пишу диссертацию о Ливри с его коллегой, известным в России деканом русистики в Ницце, Ренэ Герра):
http://www.echo.msk.ru/programs/time/717031-echo/

Все эти "эпатажные" фокусы - возня ничтожеств.
И у нас на кафедре никто всерьёз не унижается разговорами об этом вот уже 7-ой год. У Ливри есть 3 "скандальных" рассказа (один из которых, Минута молчания, изучается в вашеи же московском Литинституте, как лучшее произведение русского зарубежья ("... Ливри сейчас самый яркий
по стилю писатель, пишущий на русском языке." Есин, экс-ректор Литинститута
http://www.krasdin.ru/2011-5/2011-5.pdf ).

Что же до Ливри - алдановского лауреата, то в его Алдановском произведении вообще нет ни единого элемента сего "эпатажа": http://magazines.russ.ru/nj/2011/262/li2.html


Сейчас скандал возник сам. На клеветнической почве: Ливри получил премию Алданова за рассказ, который написал в 26 лет, а потом не мог издать из-за давления тогда живого Дм. Набокова.

В 2010 г., 11 лет после написания, Мария Адамович + ред. "Русского Журнала" + жюри премии "Русского журнала" дало Ливри премию.
А потом спохватились, мол дали не тому (нью-йоркские спонсоры, напуганные набоковедами Франции и США, пригрозили Марии Адамович кинуть её журнал, если она будет продолжать публиковать Ливри и давать ему премии). И теперь... сама, премировавшая нашего профа Ливри редакция "Русского журнала", во главе с Марией Адамович, отнекивается от Ливри, заявляя, что не сделали из него самого молодого лауреата Алдановской премии. (Ливри при написании повести "Глаза" было 26 лет).

Мне-то, естественно, всё видится по-иному: чем больше у Ливри процессов, чем больше на него "наезжает" всякая нечисть, тем больше у меня материала для диссертации.

В.С.


Спасибо за уточнения. Значит, речь идёт о таких "скандальных" произведениях А.Ливри как "Минута молчания", "Выздоравливающий" и о каком ещё?
Не помню, признаюсь, у нас сейчас экзамены...

Может про девушку и выборы с парижскими неграми?


Нашел,

ВЕСНА:

http://kuvaldn-nu.narod.ru/2013/08/livry-vesna.html

Deleted comment

Как написал приславший мне ссылку на эту статью аспирант Ливри Вадим Сапин, "Фонд Набокова (USA) подал за эту публикацию в суд (города Ницца, Франция) на Ливри за "нацификацию Набокова в университетской среде"."

Deleted comment

Да, напустить было бы не худо, да и на Носика-пэра заодно, а то ведь дураки не понимают, что Набокова-пэра убили товарищи по партии, сам Павел Николаич и оформил.