Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Category:
КОНЕЦ ОСТРОВКОВ
(архивные разыскания - 12)

Об имении Островки я уже писал (см.: http://enzel.livejournal.com/389861.html). Это скромное дворянское гнездо, созданное тверскими помещиками Милюковыми, перешло в руки четы Красенских, ставших его последними законными владельцами (см.: http://enzel.livejournal.com/442142.html). Волею случая имение это вошло в историю русской живописи, поскольку в нём работали, с интервалом в полвека, два таких крупных художника, как крепостной Г.В.Сорока и певец заката русской усадьбы С.Ю.Жуковский, которого вполне можно назвать Буниным живописи, с той только оговоркой, что это Бунин без людей. Но речь пойдёт не о культурной роли Островков, сейчас мы остановимся на судьбе этого имения как хозяйственной единицы, благо Тверской обл. архив прислал мне сегодня некоторые раннесоветские документы, на которые можно сослаться.

Первый из этих документов называется "Материалы по переучёту помещичьего имущества в имениях Поддубской вол." и датирован 30 сент. 1920 г. Надо сразу сказать, что владельцы имения к этому времени его покинули: отст. подполк. (зауряд-полковник в Великую войну) С.С.Красенский умер в 1917 г., его вдова Н.Н.Красенская с двумя детьми перебралась в Петроград в 1918 г., а ещё один сын находился в рядах Русской армии в Крыму, а потом эвакуировался в Константинополь.





Итак, б. имение Н.Н.Красенской заняла Козловская коммуна (по фамилии некоего А.В.Козлова, с 23 июля 1918 г. - период повсеместных попыток насаждения немедленного коммунизма). Нового в этом инвентарном описании для меня то, что, оказывается, помимо главного двухэтажного дома и одноэтажного флигеля, присутствующих на многих картинах, имелся ещё один флигель, двухэтажный. Его наличие и объясняет возможность нахождения в имении летом, помимо хозяев и постоянных дачников Жуковских, ещё и гостей из числа родственников и, возможно, близких друзей.

Второй документ: "Сведения о бывших частновладельческих хозяйствах Вышневолоцкого уезда", датированный 22 марта 1922 г.





Из этого документа видно, что Островки были имением средних размеров (247 дес. или порядка 270 га) и уже пустующим - Козловская коммуна, очевидно, из него ушла, точнее, распустилась, а на её место пока никто не заступил - началась короткая эпоха крестьянина-единоличника, революционно прирезавшего к своему наделу столь долго и упрямо вожделенную помещичью землю. Однако по другим данным, коммуна эта, уже под именем Ворошилова, просуществовала до 1931 г., когда она присоединилась к коммуне «Молдино».

Наконец, третий документ это "Сведения о бывших помещиках" (1924 г.). Увы, никаких сведений об интересующих меня людях в нём нет - один вопросительный знак синим карандашом:



Через несколько лет, в конце двадцатых, местными крестьянами был продан и перевезён в другое место главный усадебный дом, удивительным образом сохранившийся до наших дней (см.: http://enzel.livejournal.com/392548.html). Одноэтажный флигель также был перемещён в одну из соседних деревень, где он, как будто, стоит и сегодня в сильно изменённом виде.


Да, всё получилось совсем не так, как на картине "Новые хозяева" (1913) коллеги и приятеля С.Ю.Жуковского, ещё одного русского художника, облюбовавшего вышневолоцкий озёрный край, Н.П.Богданова-Бельского. Не мирное правовое вселение разбогатевших представителей народа в господский дом, с чинным чаепитием в бывшей барской гостинной - нет, вышло совсем по-другому...

Что касается судеб последних владельцев имения, то более-менее выяснена лишь биография старшего из двух сыновей, Михаила (см.: http://enzel.livejournal.com/404209.html). Что стало с его матерью, сестрой и братом после их отъезда из Островков в Петроград - неизвестно. Недавно была обнаружена фотография С.С.Красенского с дочерью Ниной (1914 г.):



В качестве приложения приведу выдержки из архивных документов (ГАТО), относящихся к другому имению, Наташино, находившемуся недалеко от Островков, предоставленные мне местным краеведом С.Андреевым. Это свидетельства тогдашней жизни в деревне, когда некоторые "бывшие" ещё существовали рядом с победившим народом. Речь в документах идёт о трёх местных "помещицах", В.Г.Красюк (в показаниях - Карасюк), О.В.Певцовой и М.В.Васильевой, в отношении которых весной 1931 г. было открыто следственное дело. Фигурирующий в показаниях В.Каринский - мой однофамилец, сын проживавшего в имении старого офицера. Показания крестьянина А.Н.Некрасова:

По делу Васильевой Певцовой и Карасюк могу показать следующее: Карасюк Вар.Григ. дочь крупного помещика имеет большие протежи и защиту в городе Москве. Карасюк занималась лечением глаз, живя в своем барском доме в п. Наташино. За лечение глаз брала холст полотенце и кто что принесет. К ней много приходило женщин, среди которых она говорила что после помещиков будут издеваться над кр-нами. Велела удерживаться от вступления в колхозы, неплатить налоги и займы т.к. сов. власть будет свергнута, одобряла т. Рыкова, а т. Сталина обзывала подлыми словами. Карасюк ходила к свящ. Прутинскому на собрания, принимала участие в пении Гимна «Боже Царя Храни», приготовлялась к выступлению и казни коммунистов во время Крестового похода Папы Римского. Карасюк в Москве имеет племянников Владимира Каринского, который часто приезжает к ней. Каринский ходил по деревням, например в д. Займище у Винокурова Васил. он проводил Собр., где были б / волостные старшины Журавлёв и Мельницкий. Каринский говорил о скором падении сов.власти. Таким образом и тётя его Карасюк действует за одно. Благодаря действию Карасюк и Каринского застыло колхозное движение в Еремков. с / совете. Заем прошел на 50 % и повышенное настроение кр-н против сов. власти и проводимых мероприятий.

О Васильевой Марии Васильевне. Жена крупного лесопромышленника Аксакова. Имела до 40 дес. земли и барский дом с надвор. постройками, содержала двух рабочих. С первых дней револ. Васильева вела агитацию против сов. власти более часто в церкви, она доказывала, что Сов. власть разорила помещиков и разорит кр-н, уничтожит церковь, затем призывала не вступать в колхозы. К ней в ночное время приходили женщины на советы.


Агитация Васильевой имела успехи, до сего времени в Еремков. с / совете не было ни одного колхоза. Более упорствовали вступлению в колхоз женщины. Затем Васильева в той же церкви вела агитацию против займа, эта агитация тоже имела успех и по Еремковскому с / совету. Не представилось возможным распространить заем. Была дана контрольная цыфра 4900 руб., а распространили с трудом 200 руб. и то боле частью среди служащих. Васильева говорила, что этот заем идет для коммун и колхозов. Ольга Вячеславовна Певцова жена крупного помещика, в 1918 году выселенная из поместья «Гремуха». Певцова со своим мужем, ныне высланным, принимала активное участие в собраниях у умершего левого эс – эра Акинина.

В момент кронштадского мятежа Певцова со своим мужем ходила в соседние деревни, где подготовляла выступление и намечала … казни коммунистов. Певцова поселившись в пос. «Наташино» совместно с тётей Карасюк ходили на СОБР. к попу Крутинскому, принимала активное участие в пении Гимна «Боже Царя Храни». Певцова так же принимала горячее участие в агитации против колхозного движения и проводимых сов. властью мероприятий. Ходила с этой целью к женщинам соседних деревень. Агитация Певцовой сильно действовала т.к. в Еремковском с / совете до сего времени не было ни одного колхоза. Заем прошел на 50 %. В пос. Еваново в праздничные дни Певцова собирала женщин около церкви, среди которых говорила, что Сов. власть скоро будет свергнута, за это говорит т. Рыков, что касается т. Сталина, то она говорила, что «жид» который приготовляется бежать.

Певцова Васильева и Карасюк имели между собой тесную связь, а так же и с попом Крутинским.

Больше по сему делу показать ничего не могу протокол записал с моих слов правильно в чем и подписуюсь


Показывает крестьянин И.Е.Русов:

По делу Певцовой могу показать следующее:

В феврале м-це 1930 согласно постанов. Удомельского райисполкома было произведено изъятие имущества у бывш. Помещицы Певцовой, каковая находилась в данное время известно где.

Изъятие имущества произведено по описи и передано членам колхоза для хранения. В июне месяце 1930 году приехала гр-ка Певцова в своё имение каковое находилось в м.Наташино и потребовала возврата изъятого у ней имущества согласно представленных документов из выше стоящих органов. Имущество согласно описи ей было возвращено при возвращении данных вещей местные крестьяне везти вещи обратно отказывались, говоря кто отбирал тот пусть и везёт, отказ кр-н вести вещи можно было понять боязливостью, т.к. эти вещи находились на хранении. С момента приезда Певцовой, каковая обошла всех крестьян с антисоветской агитацией по селен. Пеньково, где говорила, что мои вещи мне все возвротили, а Сов. власти жить осталось недолго. Гражданка Певцова имела тесную связь с б/помещиками: Карасюк и Васильевой, каковые занимались частной практикой; Карасюк лечила глаза, а Васильева занимается акушерством. И благодаря данного ремесла к ним на квартиру собирались крестьянки, где данная группа проводила антисоветские разговоры, выражающие недопущения соц. переустройки деревни и других мероприятий Сов. власти, отчего все компании по данной местности проводились с большим трудом. Больше по сему делу показать не могу.


Крестьянин В.Е.Соловей:

По делу б/помещиц : Васильевой, Карасюк и Певцовой могу показать следующее. Гр-ка Васильева б/помещица б/содержанка лесопромышленника Аксакова, проживающая в хут. Наташино, где имела 30 дес. пахотной земли, которую обрабатывали наемным трудом. В 1930 году, м-ца не помню, идя вместе с гражданкой Васильевой, каковая говорила, что Сов. власть загоняет кр-н в колхоз с целью того, чтобы создать барщину, где будет иметь место эксплоатация. В колхозах кр-нам не будут давать хлеба обуви и одежды, своё всё изорвёте, т.к. это всё отправляют за границу. Во время проводимой компании по займу в 1930 говорила кр-нам: не подписывайтесь на заем, все равно пропадет, т.к. Сов. власти осталось существовать недолго. Гр-ка Васильева имела связь с б/помещицами Карасюк и Певцовой, каковые собирались у Карасюка, таковая занималась лечением глаз, к ней приходили кр-не, и данная группа, Васильева, Карасюк и Певцова, вели антисоветскую агитацию, направленную к срыву проводимых мероприятий Сов. власти и коллективизации. Настроенные женщины рассказывали своим мужьям, и проводимые компании шли очень слабо. Так, например, во время посевной компании данная группа вела агитацию, чтобы кр-не не сеяли много хлеба, а то все равно Сов. власть осенью от вас отберет, т.к. она голодная и при том ей надо отправлять за границу, данная агитация действовала на кр-н, и посевная площадь по поселку Иваново была уменьшена на 25%. Васильева, Карасюк и Певцова имели большой авторитет среди окружающих деревень, имели большой авторитет среди кр-н и распускали всевозможные нелепые слухи о коллективизации, о займе, о посевной компании. Данные слухи отражались среди кр-н отрицательно, и проводимые компании шли очень слабо. В связи с изъятием данной группы кр-не стали записываться добровольно в колхоз. Больше показать ничего не могу.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

1931 года апреля 4 дня Я Уполн. Райаппарата ПП ОГПУ МО
по Удом. р-ну Николаев, рассмотрев следственное дело по обвинению Красюк В.Гр-ны и Певцовой Ольги в преступлении предусмотренном ст.58 п.10 УК РСФСР,

                             НАШЕЛ:

Обвиняемые Красюк В.Григ. и Певцова Ольга помещицы лишенки проживающие в пос. Наташино Еремк. с/сов. Удом. р-на в данное время скрываются неизвестно где, в следствии чего не представляется возможным предъявить им обвинение по ст.58 п.10 УК, в виду чего задерживается окончание дела по сему на основании вышеизложенного руководствуясь ст. 208(?) УПК

                             ПОСТАНОВИЛ:

Объявить розыск Красюк Вар. Григ-ны, Певцовой Ольге, следственное дело по обвинению их временно до розыска приостановить о чем довести до сведения копиями настоящего постановления Н-ка Тверского оперсектора ПП ОГПУ МО, Н-ка В-Волоцкой опергруппы и Прокурора В-Волоцкой опергруппы

Уполномоченный Рай-аппарата ПП ОГПУ МО
по Удом. району                        / Николаев /
4 апреля 1931 года
пос. Удомля

          Розыск Красюк В.Г. и Певцовой О.
     
    Тверской оперсектор пп ОГПУ МО
          Санкционирует
          21 /VIII – 31г.


Вот такая история бывших, лишенок, о чьей дальнейшей судьбе можно только догадываться...

Хочется ещё сказать о символизме самого названия усадьбы - Островки. Да, это был один из десятков тысяч островков (в одной только Тверской губ. их было три тысячи) русской европейской культуры в крестьянском (народном) море, которое их и поглотило, за немногими исключениями, а учитывая правовой аспект - без исключений. Вещи надо называть своими именами: преступление - преступлением, беззаконие - беззаконием, грабёж - грабежом, убийство - убийством. Нынешние люди в массе своей совершенно не понимают, что такое была Россия, что было утрачено и забыто, а главное - как именно, в каких формах осуществлялось уничтожение России и возведение на её месте советской конструкции. Те же, кто это знают и понимают, не имеют права лгать или оправдывать, хотя бы частично, произошедший исторический катаклизм в стиле "сами виноваты" или "за давностью лет не считается". Тут нужна последовательная, суровая честность, а не морализаторство и подстраивание под советскую народную психологию.

Небольшая цитата на прощанье: Плеханов, как Потресов и Засулич, хотели бы, чтобы вопрос о «Гудаловках, Никольских, Бяколовых» революция решала без варварства, не убивая владельцев «дворянских гнёзд», не поджигая их дома, не выбрасывая их из «гнезда» голыми, без всякого имущества. Так не поступают, писал Плеханов, если «у победителя сердце льва, а не гиены». Ленин рассуждал по-иному: победитель должен быть беспощадным! (Н.Валентинов. О Ленине. Нью-Йорк, 1991. С. 163 - http://enzel.livejournal.com/226956.html) Советский человек - дитя бездетного Ленина.


С.Ю.Жуковский. Солнце под вечер (1914)
Tags: rossica vs. sovietica, архив, история, правосознание, семейный архив, совкология, совтапо, сто лет совку
И ведь наверняка эти "обобщённые Власы" зенки свои лечили у той "бывшей" помещицы, на которую дали показания.
А как же иначе! И благодарили, кланялись.
Мужепёсы с трахомой.
Характерно, что показания дали только мужики - там ещё двое, я не стал их приводить. Бабы помалкивали - видимо, менее грамотные и сознательные.
Покойный В.В. Антонов из архивов выписывал: "Изъятию церковных ценностей в Петрограде активно противодействовали женщины и толпы детей, сбегающиеся к церквям".
Название поста - аллюзия на заключительную часть одного известного произведения русской литературы, синхронного упоминаемым тут событиям.
К сожалению, люди, считающие себя сторонниками традиций, бывают совершенно поверхностны и способствуют не возрождению России, а её забвению.

Недавняя моя переписка с одним из них по поводу продажи усадеб ))):

http://deadokey.livejournal.com/281615.html

enzel

April 2 2017, 16:45:51 UTC 2 years ago Edited:  April 2 2017, 16:47:03 UTC

К сожалению, всё это советские люди - новейшей уже генерации. Таким же проявил себя и его коллега А.Чекмарёв в недавней моей с ним дискуссии в фейсбуке. С одной стороны, они проявляют живой интерес к русскому прошлому, а с другой, исторической России, её наследников и, главное, её права для них нет, они отчуждены от всего этого, живут в настоящем, которое есть некая модификация совка, не более. Гораздо хуже, что даже такой человек, как А.Б.Зубов, бывший некогда одним из немногих, кто всерьёз писал и говорил о реституции, сегодня, в угоду совковому популизму, начинает говорить о какой-то "моральной сомнительности" дворянской земельной собственности. Советский человек проявляет себя многогранно, но в главном он един - он не признает безоговорочно прав, вытекающих из законов РИ, он всегда найдёт какую-то отговорку, заковыку и в конце концов скатится к апологии status quo в той или иной форме.
Увы, культура для них это музей, потомки, точнее их фамилия, это только бренд.. Проф. Зубов огорчает, конечно... К. Леонтьев писал, что для сохранения культуры надо накрепко привязать дворян к земле, личной собственности. Не припомню, кто ещё затрагивал эту связь - собственности и сохранения культуры.

enzel

April 2 2017, 19:11:04 UTC 2 years ago Edited:  April 2 2017, 19:12:58 UTC

Это очевидно: наследственная частная собственность, и в первую очередь земельная - залог сохранения культурной идентичности. И это отлично понимали как те, кто хотел её сохранить, так и те, кто стремился к её разрушению. Мало кто знает, что к концу 1916 г. был подготовлен думский законопроект о неотчуждаемости минимальных личных крестьянских наделов - это была правовая гарантия сохранения крестьянства как сословия. Крестьянин мог уехать в город, сдать свой надел в аренду, но не мог ни продать его, ни заложить - некий минимум крестьянского землевладения (и, соответственно, культурного ландшафта) обеспечивался.

Сегодня же мы имеем дело в массе с наследниками мужиков-воров (пусть тоже потом пострадавших). Почти нет наследников культурного слоя, в особенности выступающих с позиций права - что есть единственно правильная позиция в ситуации хронического бесправия. Вообще говоря, главная задача Русского Государства, буде оно возникнет, это правовая нормализация во всём объёме этого понятия, всё остальное - пустяки, как говаривал И.Л.Горемыкин. Такая постановка задачи совершенно исключает советский цинизм, который является средой обитания и зашиты советского человека. Вся эта молодёжь прежде всего цинична - не в крайних формах, но фоново. Она всё время наружно или в душе недоверчиво улыбается, ни во что по-настоящему не верит и заведомо согласна на худшее, не веря в возможность лучшего. Это самый главный - антропологический - урон, который нанёс совок.
Стоит завести разговор о реституции, одни сразу начинают подозревать меркантильный интерес, другие восклицают "ведь начнется гражданская война". В Дворянском Собр. открыто это не обсуждают, а было бы хорошо. И ещё иногда звучит странное "время ещё не пришло".
А Вы посещаете Двор. Собр.?
Я посещаю некоторые мероприятия. Там есть приличные люди, в которых я нахожу приятные нюансы и узнаю знакомые акценты. Несмотря на столетнее советское повреждение, культурные коды всё ещё продолжают работать. Мне посчастливилось застать свою дореволюционную прабабушку (и не только), поэтому есть некий эталон.
А там есть какая-нибудь база данных, с помощью которой можно отыскать современных продолжателей родов, хотя бы узнать об их существовании?
Родословные книги продолжают вести. Можно обратиться к предводителю. И ещё есть немало людей, увлеченных генеалогией. http://www.nobility.ru/rus/rds/members/#htop

enzel

April 4 2017, 19:14:38 UTC 2 years ago Edited:  April 4 2017, 19:21:17 UTC

Спасибо. Я обращался в Русское генеалогическое об-во, но без особого результата.

Посмотрел все списки - ни одного Красенского. А я думал о такой базе, где были бы указаны потомки, проживающие заграницей.
Можно обратиться в Союз Дворян в Париже (Union de la Noblesse Russe)
Это идея! Я даже не знал о таком.

Anonymous

April 4 2017, 13:03:40 UTC 2 years ago

А как объяснить позицию современных наследников Дома Романовых? Вот цитата из недавнего интервью Вел. кн. Георгия Михайловича:

"...Не может идти речи и о возвращении нам собственности. И моя мать, и я неоднократно публично и официально заявляли, что являемся принципиальными противниками реституции, так как считаем её опасной для гражданского мира в России."

И их ведь вроде не упрекнешь в "советскости", родились и живут в Европе...
Зато их можно упрекнуть в чекистскости.

nvespuccia

April 4 2017, 16:39:48 UTC 2 years ago Edited:  April 4 2017, 16:40:05 UTC

Это такая форма народопоклонства)
Можно и так сказать.