Понемногу накапливающийся материал нуждается в оформлении. На сей раз это материал о моём прапрадеде Сергее Дмитриевиче Красенском, родившемся в год смерти Пушкина и умершем неизвестно когда, в интервале 1891-1908 гг. Определяю так эти границы, поскольку располагаю его формулярным списком за 1890 г., с одной стороны, и поскольку дед мой (1905 г.р.) в своих записках не пишет о том, что застал его, в отличие от его жены, т.е. своей бабушки, которую он хоть смутно, но помнил (в Дворянском адрес-календаре 1897 г. его имени нет, но он не полон). Определить годы смерти его и его супруги мешает то обстоятельство, что я не знаю, где они жили на склоне своих лет, почему и не могу обратиться к соответствующим приходским книгам. Вероятно, они продолжали жить либо в Твери, либо где-то в Тверской губ., возможно, в Климове Новоторжского у., имении Мошковых.
Помимо даты смерти прапрадеда отсутствует и какое-либо его изображение, и я плохо представляю себе, где бы я мог его обнаружить. Зато в Тверском архиве хранится Дворянское дело С.Д.Красенского 1872 г., в котором содержится следующая страница с его родословием:
"Сергей Дмитриевич Красенский происходит от родителя майора Дмитрия Ивановича, деда подпоручика Ивана Ларионовича, прадеда Лариона Дмитриевича, прапрадеда Дмитрия Дмитриевича, пращура Дмитрия Романовича, прапращура Романа Карповича и предка Карпа Ивановича Красенского" (ГАТО). Почему-то сюда не включены Иван Степанович, упоминаемый в 1573 г., и его отец Степан, хотя оба они стояли у истоков рода Красенских согласно схеме за № 595, приведённой в книге М.П.Чернявского "Генеалогия господ дворян, внесённых в родословную книгу Тверской Губернии с 1787 по 1869 г." (Тверь, 1869) - http://www.prlib.ru/item/406149#z=2&n=5&i=6512131_doc1_B067AE10-AC81-468B-96ED-7F86E84DF557.tiff&y=332&x=362
Итак, родился он 7 октября 1837 г. последним из сыновей Д.И.Красенского и его супруги А.В.Красенской (р. Кузьминой) в родовом имении Никольское в Юрьевском у. Владимирской губ. Младше его была только сестра Наталья (1841-1888), сын которой А.Н.Потресов, находясь в эмиграции, описал быт этой усадьбы, фигуры родителей и некоторых из братьев своей матери (см.: http://enzel.livejournal.com/430134.html). Увы, самый младший из них, Сергей, под его перо не попал, хотя отношения брата и сестры, по всей видимости, были вполне близкими - достаточно сказать, что она была крестной матерью двух его младших сыновей.
Н.Д.Потресова (ур. Красенская), младшая сестра С.Д.Красенского и мать А.Н.Потресова
Красенские - род военный, и карьера Сергея не стала здесь исключением: выйдя из частного учебного заведения и прослужив два года фейерверкером в артиллерийской бригаде, он в 1859 г. поступил в 13-й уланский Владимирский полк. Почему именно в этот полк? Тут требуется сделать небольшой экскурс в сторону, но оставаясь при этом в пределах семейной истории. Речь о том, что у Сергея был двоюродный брат Дмитрий Михайлович Красенский (1829-1897), который также служил в этом полку. Скорее всего, он вступил в него в 1848 г., когда полк временно квартировал в Юрьеве-Польском, откуда и отправился в Венгерский поход. В 1851 г. полк вернулся на свои старые квартиры в Торжок, куда через восемь лет и прибыл для прохождения службы младший кузен Сергей, чему старший, вполне возможно, как-то поспособствовал.
Здание б. Путевого дворца в Торжке, где с 1830 по 1855 г. размещался штаб 13-го уланского Владимирского полка; позднее в нём открылось женское училище, затем преобразованное в гимназию
Нагрудный знак 13-го уланского Владимирского полка. Историк полка кн. Багратион: "При проезде Высочайших Особ через Торжок офицеры полка всегда являлись в полном составе пешком или верхом, на собственных англизированных лошадях, при чём в последнем случае выезжали встречать прибывших лиц за несколько вёрст до города". В 1909-10 гг. полком, стоявшим тогда в Новоминске, командовал бар. Г.К.Маннергейм
По-видимому, этот старший кузен Дмитрий вообще сыграл важную роль в судьбе моего предка. Дело в том, что он был не только офицером-уланом, но также и местным помещиком, владевшим в Новоторжском у. имением Черницыно, купленным им вскоре по вступлении в службу. Благодаря этому обстоятельству он был хорошо знаком с другими помещиками, соседями по уезду. Одной из знакомых ему семей была семья Палицыных, жившая в имении Климово в десяти верстах на северо-восток от Торжка. Семья эта состояла из трёх человек: матери, Софьи Васильевны (ур. Мошковой, 1827-?), и двух её детей - дочери Марии (1847 - после 1905) и сына Авраамия (1848 - не ранее 1916, см.: http://enzel.livejournal.com/418225.html). Отец их, полк. К.Н.Палицын (1802-1849), из ярославских Палицыных, умер от холеры в Венгерскую кампанию (см.: http://enzel.livejournal.com/363819.html). С этой семьёй старший кузен и познакомил младшего, благодаря чему тот через некоторое время сделал подобающее предложение, которое и было принято. Свадьба состоялась в 1863 г.
М.К.Красенская (ур. Палицына) в старости (о её детях и роде Красенских вообще см.: http://enzel.livejournal.com/201929.html)
Тут следует принять во внимание ещё один фактор: в 1865 г. полк был переведён из насиженного Торжка в польские губернии, в соответствии с новым расписанием, учитывавшим опыт только что подавленного мятежа. Эту перемену кузены встретили по-разному. Младший, к тому времени уже женатый полковой квартирмейстер, явно не желал служить вдалеке от привычных мест и вышел в отставку шт.-ротмистром. Старший же, напротив, выбрал службу, выставил в 1868 г. на продажу своё тверское имение (http://www.akra-city.ru/tverskaya_usad
Торжок в 1867 г., Воздвиженская ул.
Молодые супруги Сергей Дмитриевич и Марья Константиновна остались в Тверской губ., поселившись в имении Спичёво (в другой топонимической версии - Спечёво), верстах в пятнадцати выше Твери на правом берегу Волги. Происхождение этого имения неясно, скорее всего, оно было получено женихом за невестой в качестве приданого. Есть сведения, что при нем был свой конный завод, основанный, вероятно, в подражание конному заводу в Никольском. В Спичеве Красенские прожили без малого четверть века, там родились или жили все их восемь детей (родившихся в 1868-83 гг.). Но на рубеже 1890-х годов Спичево сменило хозяев, будучи то ли проданным, то ли перейдя Дворянскому банку из-за неуплаты залоговых платежей - типичный случай в пореформенное время дворянского оскудения (http://www.akra-city.ru/tverskaya_usadiba/nazvania/2946.htm). Помимо этого имения в их собственности находились три каменных дома в самой Твери, один из них - на Миллионной, главной улице города. У М.К. Красенской была ещё часть имения Климово в Новоторжском у. Тверской губ, а также унаследованные от отца земли в Романово-Борисоглебском и Углицком уу. Ярославской губ., которыми она владела совместно с братом.
Крестьянка Тверской губ., 1860-е гг.
На этой довоенной советской карте отображены Спичёво и его окрестности. Несколько выше по течению на другом берегу Волги - с. Хвастово (Казанское), в каменной Дмитриевской церкви которого были крещены старшие дети С.Д. и М.К.Красенских. Сейчас это руина, вокруг которой никто уже не живёт:
Прожив после женитьбы шесть лет в Тверской губ., С.Д.Красенский в 1872 г. был причислен к Тверскому дворянскому обществу (фамилья Красенских к тому времени уже была включена в список дворянских родов губернии - очевидно, по инициативе всё того же Д.М.Красенского). В 1890 г. дворянские дела были заведены и на его детей, в том числе и на мою прабабушку Марию Сергеевну, но это уже история следующего поколения Красенских.
Став тверским дворянином, в том же 1872 г. он поступил на службу сначала почётным, а затем участковым мировым судьей по Тверскому округу, оставаясь в этой должности до её упразднения в 1889 г. (см.: http://enzel.livejournal.com/379845.html). Его старший брат Иван в то же время отправлял ту же службу в своём родовом Никольском, зарисовка чего дана А.Н.Потресовым в его воспоминаниях:
Зал помещичьего дома отведён под заседания суда, имеет кое-какие признаки присутственного места, начиная с официального портрета и стола, покрытого зелёным сукном, а посетители этого суда, все эти тяжущиеся, ждущие очереди, толкутся в проходе в зал, в передней и на крыльце. И тут же рядом гостиная, и присутственное место непосредственно сливается с семейной обстановкой дома.
С немалыми основаниями можно предположить, что подобная же картина наблюдалась и в Спичёве.
Знак мирового судьи; в 1889 г. учреждение мировых судей было упразднено, а их функции были частично переданы земским начальникам, одним из которых в 1907 г. стал старший сын С.Д.Красенского Сергей
Что было после 1890 г., как дальше складывалась жизнь главы семьи тверских Красенских, пока остаётся неизвестным.