В.В.Ерофеев (1938-1990), А.А.Зиновьев (1922-2006), Г.Н.Владимов (1931-2003). Люди о чём-то думали, спорили, писали, страдали. И что в итоге? Нитчево... От русской эмиграции тоже не так уж много осталось по-настоящему ценного и долговременного. Но, во-первых, всё-таки больше и лучшего качества, а во-вторых, те люди олицетворяли память о России, продолжали её в виде жеста после того, как её не стало. Советские люди ничего не продолжали. Они просто были, пытались что-то сказать и исчезли. В условиях тотальной несвободы, лжи и искорёженности всей жизни самый акт творческого - а при этом ещё и гражданского - противостояния был, безусловно, поступком, переходящим порой в геройство. Но вот результаты этого противостояния в отношении их объективной художественной ценности по большей части сомнительны, если не вовсе ничтожны. Культура не творится несвободными, придавленными, униженными людьми, она творится господами - в самом главном, социальном, смысле этого слова.
Бонусом и для контраста - лучший друг австралийских женщин:
И лучшие друзья красных лётчиков, танкистов и пехотинцев:
Итоги столетия геноцида и сатанократии. Канувшие в чуд
livejournal
September 24 2017, 09:09:23 UTC 1 year ago
Итоги столетия геноцида и сатанократии. Канувшие в чуд
livejournal
September 24 2017, 09:13:09 UTC 1 year ago
Итоги столетия геноцида и сатанократии. Канувшие в чуд
livejournal
September 24 2017, 09:14:51 UTC 1 year ago
post
livejournal
September 24 2017, 09:18:48 UTC 1 year ago
Канувшие в чудовищное небытие путинщины
livejournal
September 24 2017, 10:02:43 UTC 1 year ago
yu_sinilga
September 24 2017, 11:34:31 UTC 1 year ago
smol1
September 24 2017, 13:08:37 UTC 1 year ago
Совершенно верно! А после Владимова остались Большая руда и Три минуты молчания.
enzel
September 24 2017, 13:26:21 UTC 1 year ago Edited: September 24 2017, 13:30:48 UTC
Но я ведь не столько о каждом из них лично, сколько вообще о так называемой неподцензурной советской лит-ре. И "альтернативном искусстве", "андеграунде", "второй культуре", т.е. всём том, что существовало вопреки. Всё это по большому счёту пустое. В том смысле, что, конечно, являет примеры сопротивления и свободы творчества, но ни в коей мере не поднимается до уровня полноценной русской культуры.
yu_sinilga
September 24 2017, 13:52:16 UTC 1 year ago
Элитарная культура и в всем мiре утрачивается, в т.ч. стараниями Нобелевского комитета и всевозможных блюстителей левого дискурса.
enzel
September 24 2017, 14:03:00 UTC 1 year ago
yu_sinilga
September 24 2017, 14:17:21 UTC 1 year ago
enzel
September 24 2017, 14:19:27 UTC 1 year ago Edited: September 24 2017, 14:56:38 UTC
А вот, в духе популярной арт-блогерки, вопрос: угадайте автора картины.
"Центр моего я парил летучей крысой над советским адом. Сквозь хрюканье, вой, пилку дров и пердение холмогоровых читался Архипелаг, слышались стихи Бродского и Цветаевой, звучали человеческие голоса Некрасова и Аксёнова. Хрипение Высоцкого шло через хрип сидящего у пульта станции глушения холмогорова – хрип через хрип. Волна гасла, появлялась снова, я подкручивал настройку. Так и слушал запись потом – с теряемым в нескольких местах текстом. Вот такая "Охота". Сейчас молодёжь этого ничего не понимает. И по лживому телевизору ей об этом не рассказывают."
yu_sinilga
September 24 2017, 15:26:12 UTC 1 year ago
enzel
September 24 2017, 15:38:57 UTC 1 year ago Edited: September 24 2017, 16:23:14 UTC
А теперь, Ю.В., с Вашего позволения чуть-чуть дилетантского литературоведения. Если помните, образ летучей крысы - из БТ. Здесь это уже реминисценция. Допустимо предположить, что летучая крыса - прообраз утёнка, или, иначе, что утёнок есть развитие образа летучей крысы. Так что это не столько милый жёлтый пушистик, сколько весьма неприятная умная тварь, да ещё с крыльями.
yu_sinilga
September 24 2017, 16:36:57 UTC 1 year ago
enzel
September 24 2017, 16:40:41 UTC 1 year ago
yu_sinilga
September 24 2017, 23:00:33 UTC 1 year ago
Да, брякал без оглядки на важных персон:
Другой пример, ещё более красноречивый, Евтушенко. Не нужно быть большим физиономистом, чтобы после мгновенного огляда записать в дневнике: «Садист, злой. Проблемы.»
enzel
September 25 2017, 07:15:56 UTC 1 year ago
bvv73
September 24 2017, 15:31:14 UTC 1 year ago
enzel
September 24 2017, 15:40:17 UTC 1 year ago
bvv73
September 25 2017, 02:09:00 UTC 1 year ago
enzel
September 25 2017, 07:14:06 UTC 1 year ago
Голом была бы ликвидация партократии и чекизма при интеграции СССР (не всего) в восстановленную Россию. Но все эти люди, кроме Солженицына, об этом даже и не думали и уж точно не писали.
semenoff
September 25 2017, 22:32:56 UTC 1 year ago Edited: September 25 2017, 23:39:12 UTC
Вы для интереса посмотрите кто занимается "ренновацией" в Москве. Татарские бизнесмены на чеченские (и бюджетные) деньги. А в демократическом СССР это были бы узбекские бизнесмены на азербайджанские деньги. Совсем другой "коленкор" (как моя бабушка выражалась).
Другой вопрос, а для кого ренновация готовит в Москве жилье для дополнительного миллиона человек ?
Вывод тут простой, мало развалилось, а Горбачеву пожать руку. Хотите сохранить те 5% что еще уцелели от России, огородите территорию.
Другой вывод в том, что за чекизмом, как Вы выражаетесь, скрываются несколько национальных мафий. Которые даже Григорьянцу, по понятным соображениям совсем ни к чему выводить на чистую воду.
enzel
September 26 2017, 06:28:52 UTC 1 year ago
semenoff
September 27 2017, 02:17:41 UTC 1 year ago
enzel
September 27 2017, 06:18:21 UTC 1 year ago Edited: September 27 2017, 06:18:47 UTC
semenoff
September 24 2017, 16:50:14 UTC 1 year ago
http://www.ranker.com/list/best-writers-of-all-time/ranker-books
Я понимаю почему. Чтобы создать что-то выдающееся, живя в СССР, надо было полностью забыть об СССР, о лагерях, о социализме, о Сталине-Ленине, о "Родине", о революции, о второй мировой войне, "народе" и пр. Полностью абстрагироваться, а это было практически невозможно. Ну может только для математиков возможно.
enzel
September 24 2017, 16:59:05 UTC 1 year ago Edited: September 24 2017, 17:00:06 UTC
М.А.Булгаков - продукт России, умело приноровившийся к совку. Считать его советским писателем нельзя никак. В остальном я с Вами соглашусь.
semenoff
September 25 2017, 14:14:16 UTC 1 year ago Edited: September 25 2017, 14:17:59 UTC
Мне было приятно увидеть что Солженицына читают в мире и сегодня, то есть он не просто политический продукт момента, а по настоящему глубокий автор, вскрывший общемировое явление.
Восстание бы он возглавить не смог конечно, но я согласен, что ему не следовало расслабляться, а надо было написать про РФ конца 90х - начала 2000х книгу типа "Архипелаг ГУЛАГ", но уже о новой эпохе. Это конечно, в идеальном мире.
В реальном мире пытается Григорьянц, но и ему пока не под силу. Фактов еще об устройстве РФ маловато, аналитики мало. Теорий заговора недостаточно, надо чтобы нарыв созрел и лопнул. Тогда книга удастся, а без книги осуществить то что Вы бы хотели невозможно.
enzel
September 25 2017, 14:20:44 UTC 1 year ago Edited: September 25 2017, 14:22:31 UTC
semenoff
September 25 2017, 18:44:08 UTC 1 year ago Edited: September 25 2017, 19:45:58 UTC
Но до этого надо дорасти, многие вполне искренне это не видят, в том числе лучшие деятели эмиграции (лучшие значит, давно умершие).
И да, Александр Исаевич в Архипелаге позиционировал себя как современного западного умеренного либерала. А после съехал в какую-то фантастическую Россию "до раскола". В сущности, изменил себе прежнему, в надежде что все теперь "само наладится".
Мой приятель издает малым тиражем журнал "Трибуна русской мысли", ходил к Исаевичу за одобрением. Солженицын проект похвалил, только сказал что от слова "трибуна" отдает латинизмом :) :).
Но почвенность в нем была всегда. Помню, еще школьником дружил с парнишкой, отец которого был на дружеской ноге с Солженицыным, и даже после отъезда последнего за границу, всячески подчеркивал эту свою дружбу. Имэдж включал регулярное хождение на охоту (двухстволка, болотные сапоги), питье водки гранеными стаканами и закусывание черным хлебом и прочее такое. Деревенская мебель в московской квартире - струганый стол, стулья, скамейка, табуретка. Иконы.
В этом есть определенный смысл. Нельзя же бороться с огромным монстром-драконом - СССР, не имея союзников. Умный Исаевич в книге взял себе в союзники западное отношение к личности человека, либерализм с одной стороны, и "почвенников" внутри самого СССР, с другой. Ну и почвенничество его и поглотило в итоге. Хотя, ИМХО, для человека на жизнь достаточно одного подвига.
enzel
September 25 2017, 21:05:23 UTC 1 year ago
semenoff
September 25 2017, 22:03:11 UTC 1 year ago Edited: September 25 2017, 22:53:30 UTC
По поводу подражания Солженицына стилю Толстого, скорее согласен. Толстовский эпический стиль он копирует очень неплохо, словечки старые вставляет. Умеет Александр Исаевич увидеть мир с высоты птичьего полета (даже не крысьего (выше у Вас)) а настоящего птичьего, как у Толстого. Талант есть.
Чего совсем нет у Солженицына это личности самого автора, в лучшей своей книге - Архипелаге он выглядит либеральным роботом.
Напротив, сила книг Толстого не столько даже в "войне" сколько в описании "мира" (в обоих смыслах).
Я был поражен когда обнаружил что образ Пьера Безухова (и Наташи Ростовой, Анны Карениной) детально разбирается в американской школьной и университетской программе, о нем пишут критические эссе. Это довольно сложный и поучительный образ, и на этом образе воспитывают детей в США, представьте себе. (Замечу, что образ Пьера не имеет никакого отношения к игре Бондарчука в экранизации. Пьер, принципиально - bad boy, и его жизнь - серия хулиганств разного уровня, чем и радует современных читателей во всем мире).
Уж конечно секрет Пьера Безухова кроется в секрете его прототипа - самого автора романа. А секрет автора романа возможен только в русском обществе 19-го века, и больше, похоже нигде. За невозможностью воссоздать ту атмосферу, романами Толстого зачитываются и в Индии и в США и в Аргентине. Причем чем дальше - тем больше зачитываются.
Так что конечно, при всем уважении к Солженицыну, пощеголять в маске Толстого ему удалось только в Архипелаге. Психологической/личностной и социальной толстовской проекции в его книгах нет, есть только либеральная и эпическая. Все равно это невероятный успех для Александра Исаевича. Создать все из ничего, кашу из топора, почти невозможно, а он смог.
enzel
September 26 2017, 06:24:03 UTC 1 year ago
Толстой, кстати, совершенно не занимался архаизацией языка, не употреблял невозможных конструкций - он писал на языке своего круга, и у него был слишком воспитанный вкус. Вообще сопоставление с Толстым это такое сопоставление, от которого Боже упаси всякого. Но для человека своего происхождения и воспитания Солженицын, конечно, титан.
novoeleto
September 26 2017, 20:08:28 UTC 1 year ago
enzel
September 27 2017, 06:24:20 UTC 1 year ago Edited: September 27 2017, 06:55:04 UTC