Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ГРЯДУЩЕГО РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

"А не боятся они, что русские их вместе с их «сталиным» за члены перевешают? Как ШПИОНОВ. Я русскую историю знаю неплохо и скажу сразу – МОГУТ."

"Как русские решат - так и будет. А решат они так, как им ВЫГОДНО. Захотят и Николай будет полоумным идиотом. Захотят - святым."

Из последнего поста Д.Е.Галковского и последовавшей дискуссии: http://galkovsky.livejournal.com/129854.html#cutid1

Всё никак не пойму, кого Д.Е. имеет в виду под именем этих грядущих "русских". И что это будут за "русские"? Пока, и не только из этих двух цитат, образ довольно туманен и малопривлекателен одновременно. А генеалогия, традиция, культура - как тут дела будут обстоять?..

***

На основании того, что писал Д.Е.Галковский по этому поводу в последнее и более отдаленное время, можно сделать наблюдение, что существует по меньшей мере два образа русских, или, точнее, - образы русских и "русских" (они же - новые русские без кавычек). Если первые - культурные европейцы, более-менее умело сдерживающие глубинные удары крестьянско-азиатского субстрата, то вторые по своим характеристикам как раз и есть этот самый субстрат - звероватые и циничные "прагматики" - хорошо известный и многократно описанный в литературе (вопреки ее имманентному народопоклонству) тип русского мужика, который вполне может до поры мирно землицу пахать, а придет час - и господское стадо перережет, и фамильные захоронения разорит, а то и похуже что учинит. Вот не является ли этот русский народный тип в сегодняшних условиях единственной реальной возможностью нового русского человека?
Tags: история, политика
Не является: давно вымер вместе с русской лит-рой.:)
Ой-ли... Как раз всё худшее в русском нац. типе оказалось и наиболее устойчивым - что, конечно же, совсем не удивительно. Вот эта самая низовая остаточная русскость и есть та самая ниточка, которая реально связывает нас с Россией. И именно этот редуцированный образ, правда, очищенный от оголтелого совка, и предполагается положить в основание чаемой "России для русских".
Беспощадно срезан коллективизацией и урбанизацией. Рев-я и соввласть - чушь, пот.ч. политика: настоящие изменения - это изменения повседневности, ко-е всю эту политику сопровождали, были ею инспирированы, неудержимо её саму влекли, составляли её условие возможности, возникновения, поддержания в прежнем и нынешнем виде. Египет ближе державе Рамзесов, чем РФ - Росс. имп., пот.ч. феллахи, как при Рамзесе жили, так примерно и живут, а обитатели РФ живут совсем не так, как обыватели Росс.имп. Никаких русских, ни "русских" нет и никогда больше не будет: шумерский язык прожил как язык канцелярии и культа неск. сот лет, после того как перестал быть разговорным, - русский ещё разговорный, но сами русские существуют не больше, чем шумеры, воспоминание о цивилизации.:)
Я в данном случае скорее на Вашей стороне, мне непонятны источники национального оптимизма уважаемого мыслителя. Но у меня есть всё же кое-что Вам в возражение: вот как раз та уголовно-приблатненная "культура", коей всё сейчас припитано и гарнировано - она и есть то, о чём я говорю, - "социально бдизкое" наследие России, признанное сов. властью и использованное по максимуму.
P.S. Хотя, собственно русская составляющая в этой "культуре" и не столь велика, надо признать.
Да вот и я тоже удивился: ничего в этой высоцковщине собственно русского-то и нет - насквозь искусственное и головное, придуманное заново, вне всякой связи с тем, что было. Это как античность, увиденная ср-век. глазами: Брут и Цезарь в одежде времён елизаветинского театра.
А уголовщина ГВ и последующих лет - откуда? А сами "революционеры", "краса и гордость", и т.п."босяки", "на дне". Конечно, по сравнению с "одессой" всё это сама благопристойность :).
Уголовщина ГВ была реальной, а не пропагандистской: вот когда уголовщина предстаёт как Кирджали и корсар, это уже совсем другой колорит и всё другое; но мало того, что мы присутствуем при очередной, уже масскультурной романтизации "человека сильных страстей": специфика ситуации в том, что нам этого человека подают как "истиннорусского".:)
Да, поэтому, несколько огрубляя, можно сказать, что уголовщина (деклассированность, асоциальность) - по сути единственная линия реальной преемственности со старой Россией.
А вот мне кажется, что в "старой России" и уголовщина была другая: даже тут преемственности нет.:)
Все-таки есть, но по маргинальной для тогдашней России инородческой линии, прежде всего еврейской и кавказской.
Да-да, конечно: престиж метрополии никогда не возобновится - всё, что осталось, - это периферия, метрополию истребившая. Чего уж тут искать-то? Да и она сама мутировала до полной неузнаваемости - от кольчатых и усоногих до хоть примитивных, но приматов...
Да, вот она ключевая категория - "престиж метрополии", т.е. России. Конечно, он весь в прошлом. И потуги советоидов заменить его "величием державы" не просто смешны, но трагикомичны, поскольку люди не владеют измерительной шкалой, точнее, считают за таковую ее советский же суррогат.
Несм. на трагикомичность, я бы не сказал, что сов. метод аппроприации России и рус. истории фатально неэффективен. В принципе, у них должно в конце концов получиться: масса неразборчива - ей что империалы, что раковины каури с нацарапанной двуглавой птицей, всё едино. А капитал, его стоимость и ценность ведь зависит от того, принимает ли его как платёжное средство большинство.:) Т.ч. мы, я думаю, обречены на Советскую Россию. Это будет Советская Россия с другого конца: та была "пока не совсем советская, хоть уже и не Россия", а эта - "уже не совсем советская, но никак не Россия".:)
Должен признать, что Ваш - вполне безотрадный - диагноз весьма и весьма плозибелен.
Меня особенно занимает, что в обоих случаях Советская Россия и не советская, и не Россия: нечто, ко-е не доступно индукции, не поддаётся обобщениям и любым другим дискурсивным практикам, специфическая реальность, текучая и неструктурируемая - каждый день имеем с ней дело, но "засечь", свести к устойчивым качествам, повторяемостям и закономерностям, по-моему, не можем. Меоничная и, несм. на постоянные неожиданности, почему-то не возбуждающая ни любопытства, ни испуга: "Ну вот, опять показалась очередной незнакомой стороной...":)
А разве не было периода совсем-советской совсем-не-России?
Была, наверное. С конца 30-х по начало 80-х? Но этот градус классичности стиля утрачен, думаю, безвозвратно. Тогда всё-таки была какая-никакая живая ист. память, даже не только в эмиграции, а зн., было что фальсифицировать, и было кого вводить в заблуждение. Сейчас ситуация не предусматривает ничего такого: ничем не стеснённый полёт пропагандистской фантазии: академ. штудии типа волковских не в счёт, пот.ч. никогда не будут иметь пропагандистского значения и массового спроса. Но и та совсем-советская, кроме своей советской, вполне ясной сущности, имела что-то неуловимое, я думаю, что глубже и вреднее самой сущности: какая-то такая повреждённость, ко-я сост. условие возможности что советчины (нормы - условность: учредим свои нормы и будем по ним жить!), что нынешнего времени имитации норм...
Конечно, есть все-таки некие метасмыслы.
>"А не боятся они, что русские их вместе с их «сталиным» за члены перевешают? Как ШПИОНОВ. Я русскую историю знаю неплохо и скажу сразу – МОГУТ."
"Как русские решат - так и будет. А решат они так, как им ВЫГОДНО. Захотят и Николай будет полоумным идиотом. Захотят - святым."

Мне представляется для понимания этих фраз крайне важно , что "на уровне ИСТОКОВ".

Смысл, я думаю, не в конкретных русских, не в "образах" русских, не в образах "русских" а в том, что это - единственно правильная выигрышная позиция как тактически, так и в стратегическом плане. Причем в крайне стесненных условиях.
Причем это НЕ ПРИЗЫВ, а - УПРЕЖДЕНИЕ бунта разумного и бездумного бунта тоже.

Или вот на примере самого себя, чтоб объяснения мои не были уж слишком туманными:
Русский человек ткнет в пространство пальцем, провозгласит, что это истина, и потом начинает накручивать рассуждения нескончаемыми кругами. Забавно то, что точка в пространстве настоящая, рассуждения тоже настоящие, а вот выводы - ложные.
Моя, например, беда в в том, что я все время стилистически неправильно выражаю свои мысли, т.е. перебарщиваю и усложняю и без того сложное, отсюда я этакий "с сачком и А чего это вы тут делаете".
Полегче надо, полегче,только играючи дела делаются(это я сам себе говорю).
Я это в пятницу понял, но ведь лучше поздно, чем никогда.

С уважением.
Ну, по поводу того, как русские выражают свои мысли (или прикрывают их отсутствие), как раз много ценного написано в "БТ", который Вы даже аллюзивно цитируете, по-моему. Что касается оснований для того оптимистического взгляда, который демонстрирует Д.Е., или, скажем иначе, деталей той картины будущего, которая у него есть, здесь я пребываю в недоумении, концы с концами связать не могу, увы.
Вы правы цитирую, но я даже и не пытаюсь создать некое новое смысловое единство. Добавить новое крайне сложно к "БТ", там есть ВСЕ.

>Что касается...деталей той картины будущего...концы с концами связать не могу, увы.

Грядущие "русские" - они такие, как они есть сейчас.
А фраза "русские ...решат так, как им ВЫГОДНО" - я понимаю так, что речь идет не о людях, а о государстве, защищающем интересы русских.

Вот скажем Япония защищает интересы японцев потому, что выгодно японцам, выгодно Японии, и выгодно американцам.(а)

А применительно к РФ картина другая.
Япония защищает интересы испанцев, корейцев, индейцев кечуа потому, что это выгодно испанцам, корейцам, индейцам кечуа, выгодно такой Японии, да и выгодно тем, кто стоит выше такой Японии, чужому дяде, который крутит, вертит как хочет.(б)
Поменять картинку (б) на картинку(а) и все тут же встает на свои места, при смене картинок фраза "ВЫГОДНО для русских" обретет плоть, станет явью.
Это наверное и есть основания для оптимистического взгляда.

Это конечно не означает, что доить не будут, будут, но по другому.
Новая метода просто эффективнее.

Потом "ВЫГОДНО" для русских - это не выбор между мифами - русский культурный европеец и русский звероватый азиатский "прагматик",
и не выбор между одним неправильным поведением - бунт и
другим неправильным поведением - смирение (упреждение бунта не есть призыв к смирению) и т.д., примеры можно приводить до бесконечности.

С уважением.
Сейчас в США в летний период появилось заметное количество студенческой молодёжи из Восточной Европы и СНГ. Они приезжают сюда самостоятельно на временные летние работы. Я должен отметить что русские 20-ти летние - наиболее предприимчивые и самоуверенные из них из всех. Похоже что «пассионарность» восстанавливается. Меня это приятно удивило, т.с. выросло поколение не видавшее «монголо-татар» (большевиков).
Если бы еще не идеологическая каша в голове...
ничего, ничего, ... пусть побегают на свободе по зелёной травке на солнышке, попробуют свои возможности. А в идеологии они потом сами разберуться, причём выбор их будет простой - выбор внутренне свободных людей.
Они их видели в изобилии: просто эти большевики постнеклассические.:)
Ну русских людей в россии по прежнему 80% (или сколько там?). Криптоколониальная тоталитарность постепенно слабеет, народ видит кто есть кто. Наиболее талантливый строй из еврейской верхушки давно уехал из страны. Кроме того ДЕ возлагает большие надежды на гиперинформационное общество будущего, что это будет способствовать объединению русских интересов. И вот когда-нибудь оковы тяжкие падут, и зверь выйдет на свободу как я понимаю. Плюс к этому ДЕ пытается "развивать реальность", путем высказывания большего оптимизма и уверенности, чем он чувствует на самом деле...
Мне кажется, что "зверь выйдет на свободу" это не очень радужная перспектива. "Зверем" нужно умело и авторитетно управлять, у него должен быть СВОЙ, признанный хозяин. Вот в этом направлении что-то ничего ясного не просматривается.

Anonymous

July 31 2008, 02:11:07 UTC 11 years ago

Уважаемый enzel,

Так как это очень интересная тема, хотел бы высказать своё мнение. Я считаю что возврат к дореволюционному менталитету просто невозможен, по той простой причине что русский народ в корне изменился за последние 100 лет. Конечно, я согласен с вами в том, что было бы неплохо если бы русские смогли возвратить себе ту изящность и элегантность мысли которая существовала раньше, но этого не будет - традиция прервана и её нельзя восстановить. Хотя, такую деградацию так же можно наблюдать в Европе и Америке - ихняя культура тоже сильно упала в 20-м веке, так что это всемирный феномен, а не только русский.