Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

БЕСЕДА О "ГОТИКЕ"

Какая-то гуманитарная мысль в Эрэфии всё-таки теплится, как стало ясно из сегодняшней программы "Тем времнем", в которой обсуждалась книга историка культуры Дины Хапаевой, посвящённая феномену массового увлечения тем, что было там определено как "готика", а в действительности - дегуманизированной "фэнтези". Что меня поразило в этом разговоре, так это то, что при непрерывном муссировании слов "готика", "готический", "средневековый" (реже) НИ РАЗУ не прозвучали слова "христианство", "религия", "церковь". Как будто готика и в самом деле сводится к этим химерам и горгульям, слетевшим со стен готических соборов в центр современного "готического" "нарратива". И всё так естественно, так по-исследовательски увлечённо и даже убедительно. И дело ведь не в том, что исследователь, скажем, атеист, а в том, что обойти центральные понятия готической культуры при действительно научном подходе, казалось бы, невозможно. Ан нет - возможно!
Tags: разное
Что меня поразило в этом разговоре, так это то, что при непрерывном муссировании слов "готика", "готический", "средневековый" (реже) НИ РАЗУ не прозвучали слова "христианство", "религия", "церковь".
---
"готический роман" тоже никак не связан с Церковью и христианством.

готика же в целом есть художественное направление, в котороми религиозного не больше, чем в неоклассизме или барокко.
Разумеется, все европейские стили самым непосредственным образом связаны с христианской Церковью, и вне этой связи не могут быть адекватно оцененены и интерпретированы. Всё секулярное так или иначе вторично. Это же относится и к "готическому роману", поскольку сразу же возникает вопрос, а почему он, собственно, "готический", что имеется в виду. А в виду имеется, как правило, то, что существует сверхъестественный мир, представленный иерархией существ, светлых и тёмных сил. И существа эти имеют вполне определённые названия и происхождение: небесное воинство и силы ада. Весь готический космос центрирован вокруг христианского учения и предания, и игнорировать это невозможно, поскольку это сердцевина и стержень всей эстетики (если говорить лишь о ней). Мир тёмных сил может быть использован в качестве основного материала во всевозможных художественных построениях, начиная с готического романа, только надо отдавать себе отчёт, что это за мир, частью чего он является.
ир тёмных сил может быть использован в качестве основного материала во всевозможных художественных построениях,
---
как сказал бы, наверное, покойный берлиоз (не композитор) "мир тёмных сил" присутствует во многих верования.

я я добавлю, что христианство религия светлая, основана на любви и надежде.

и все сила ада не могут сокрушить врат Церкви Божьей.

ПС

а вот, что пищет википедия:
==
Название — от архитектурного стиля готика (действие романов часто разворачивается в старых готических замках). Однако, по предположению писательницы Маргарет Дрэббл, термин Gothic изначально употреблялся в значении «средневековый»
==
Речь именно и идёт о европейском средневековье, только из него изъята христианская сердцевина, и сделан вид, что то ли ее не было, то ли это просто малосущественная деталь в ряду прочих (всяких "зверушек"), каковой можно пренебречь. Вот я о чём - о принципиальной смещённости и деформированности картины мира применительно к европейской культурной истории. Нельзя выставлять часть, игнорируя целое.
Речь именно и идёт о европейском средневековье, только из него изъята христианская сердцевина, и сделан вид, что то ли ее не было...
---
в целом Вы правы. в сегодняшней Европе политкорректность требует полного игнорирования нераздельности европейской цивилизации и христианства.
принято считать, что все религии вплоть до индуизма внесли равноценный вклад.

а до этого термин антично-христианская цивилизаия подменили термином
иудео-христианская.

но в данном конкретном случае, когда обсуждался один из феноменов современной молодёжной моды, мне кажется, что это было к лучшему, что религиозная тема не поднималась. ибо кроме пошлостей и/или кощунств ничего бы сказано не было.
"Один из феноменов молодёжной моды" - это не совсем так. Вопрос ставился намного серьёзнее, в контексте "кризиса европейской рациональности" и т.п., а раз так, то следовало бы и к "готичности" подойти поосновательнее, разобраться что это такое, откуда есть пошла. Там были не дилетанты, по крайней мере два вполне серьёзных историка.
Скорее, татарка, но по виду - совершенная европейка. В принципе, дама умная и образованная, ничего цыганского.

Deleted comment

Да, и это не выглядело бы так шокирующе, если бы этим занимались полуообразованные и идеологически ангажированные пропагандисты. Тут же это облекается в академические одежды, подаётся как штудии независимых интеллектуалов, которые, казалось бы, могли бы себе позволить... Но не могут!

Deleted comment

В случае с "готикой" ситуация была иная. Там люди явно ориентировались как раз на западных, в первую очередь французских, гуманитариев. Я могу пояснить суть моих претензий к участникам, весьма компетентным, учёным людям. Им следовало, в порядке интродукции, формально, сказать несколько совершенно необходимых, с точки зрения научной честности, фраз, относящихся к толкованию готической, сиречь средневековой, культуры с позиций христианского мировоззрения. Да, все эти забавные зверушки, подаренные нам "фэнтези", ни что иное как нежить, нечистая сила, бесплотные духи, бесы - по своей историко-культурной генеалогии. Далее произошла их "секуляризация", отрыв от религиозно-мистического контекста, началась их самостоятельная жизнь-игра в рамках современной культуры. Но что это такое фундаментально, надо было сказать, пусть и со скекптической понимающей усмешкой превосходства над этими "предрассудками".

Deleted comment

Не похоже. Архангельский сам совсем не склонен к такому цензурированию. Мне кажется, это уже работают встроенные фильтры у исследователей. Как на Западе.
ни что иное как нежить, нечистая сила, бесплотные духи, бесы - по своей историко-культурной генеалогии.

Да? А я всегда думал, что это некий след европейского язычества. Знаете, эти легенды про змея в Сенне и горгульи.
Да, можно и так, языческие следы в народной религиозности. Но с точки зрения христанского учения, вся нежить это, бесы. То же, что и лешие, русалки, домоавые и проч. Строго говоря, это всё тёмные духи, обитатели воздуха.
У нас даже есть прямой аналог Парижской легенде, Георгий победоносец. В общем - приспосабливание церкви к народу.

Один новохроноложец разорялся по поводу того, что на Руси не освящают баню, дескать, азия - ужас-ужас, если разобраться, наверняка то же самое есть и на западе. Вроде как "это не просто леший, а слуга дьявола."
Насчёт бани не знал, забавно. Касательно Св. Георгия, это не только "у нас", поскольку это было ещё в римские, раннехристианские времена. Скорее уж парижская легенда является вариацией той древней истории.
учтите, что половина (!) передачи - вырезана. Угадайте с одного раза - какая?
учтите, что половина (!) передачи - вырезана. Угадайте с одного раза - какая?

(повтор - т.к. с первого раза раеплика залетела куда-то не туда)
я работаю в одном заведении с хаваевой. блатная жена шефа. более воинствующего проамериканского либерала-демократа нет во всем заведении. курирует контакты института с американцами. вполне лояльных демократов, хоть немного самостоятельно мыслящих, периодически подозревает в "фашизме", реально. любит есть девочек-щаместительниц, которых сама себе выбрала. очень неглупа, но в чисто практическом смысле. если бы при коллегах сказать, что она - теплящаяся гуманитарная мысль, ответом было бы брезгливое молчание. но, конечно, собраться для одной передачи и произвести впечатление могла.
я работаю в одном заведении с хапаевой. блатная жена шефа. более воинствующего проамериканского либерала-демократа нет во всем заведении. курирует контакты института с американцами. вполне лояльных демократов, хоть немного самостоятельно мыслящих, периодически подозревает в "фашизме", реально. любит есть девочек-заместительниц, которых сама себе выбрала. очень неглупа, но в чисто практическом смысле. если бы при коллегах сказать, что она - теплящаяся гуманитарная мысль, ответом было бы брезгливое молчание. но, конечно, собраться для одной передачи и произвести впечатление могла.
Опечатки:(