Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Category:

Добрый пастырь -4

Крест  считается :

  • символом огня и света
  • символом четырёх сторон света, а следовательно, всего земного мира
  • символом Святой Троицы (три "ветви" креста трактуются как Отец, Сын и Дух Святой)
  • символом Христа, его распятия, христианской веры и Церкви
  • символом не только насилия и атрибутом страдания, но и ключом к излечению и жизни

Конечно, все эти значения на были присущи кресту изначально, а возникли в процессе интерпретации этого символа, “знака знаков” c la haute antiquité.

Материал креста также выступает существенным элементом символизма.

  • золотой крест означает просвещение
  • серебряный крест— очищение
  • крест из других металлов — смирение
  • деревянный крест— символ устремления

Считается, что христиане не считали крест "своим" знаком до середины IV века

После признания христианства (тринитаризма) Феодосием I Великим (Flavius Theodosius) и особенно с V века крест стал изображаться на саркофагах, светильниках, шкатулках и других предметах, заменяя ХР-монограмму, до того времени, как считается, бывшую отличительной эмблемой христианства.

В l'Epoque haute его употребление еще больше расширилось.

Он стал символом власти Церкви и в этом качестве использовался рыцарскими орденами, включался в изображения гербов и помещался на хоругвях.

Где бы христианство ни утверждалось как религия, крест становился и неотъемлемой частью церковной обрядности, и главным символом в искусстве, архитектуре и во многих других областях, включая флаги и геральдику.

Сrux decussata - или крест святого Андрея — назван так в честь апостола Андрея Первозванного, , который, как гласит христианская традиция, был распят на “бургундском” кресте в виде буквы Х.

В зависимости от цвета косой крест символизирует разных святых: золотой — первого британского великомученика Албана, синий или белый — Андрея, черный — Осмунда, красный — Патрика.

Косой крест в геральдике имеет название "салтир" и по форме напоминает букву X — первую букву написания имени Христа по-гречески. Также по аналогии с изображением римской цифры X его называют crux decussata.

Сrux commissa vel patibulata – “тау- крест”, египетская форма креста, Т-образная.

Сrux immissa vel capitata – четырёхконечный крест.

Иногда горизонтальная часть сrux commissa vel patibulata прикреплялась не поверх вертикального бруса, а несколько ниже так что крест получал вид четырехконечного.

Есть мнение, что принадлежностями креста той и другой формы были:

  • седалище (sedile) - кусок дерева в виде рога, вставленный в продольный брус спереди, посредине, так что распятый опирался на него или сажался верхом (отсюда выражения: cruce sedere, cruce inequitare)
  • и подножие (suppedaneum) - кусок дерева, о который опирались ноги распятого

Над головой казнимого большей частью прикреплялась дощечка, на которой обозначалось преступление распятого.

Осужденный на крестную казнь в действительности нес не весь крест, а только его верхнюю перекладину - patibulum, - которая уже на месте казни укреплялась тем или иным способом к врытому заранее на нужном месте столбу.

Причём и перекладина креста, и сам столб использовались не один раз.

Сrux imissa - “латинский” крест, вертикальная ось в котором пересечена горизонтальной линией на 1/3 от своей длины.

Символизирует человека с распростертыми руками и является прямым образом Страстей Христовых.

Однако этот крест символизировал богов в Ойкумене ещё до появления христианства.

Сrux quadrata - “греческий” крест, в котором горизонтальная ось пересекает вертикальную посередине, образуя квадрат.

Четырехконечный крест является наиболее употребительным на католическом Западе, хотя и на православном Востоке употребляется как форма креста, равнозначная всем другим.

Он прослеживается в римских катакомбах начиная с III века.

Принятый Вселенской Церковью "Канон Честному Кресту" (Григорий Синаит) воспевал Божественную четвероконечную силу креста. Сильным побуждением для почитания прямого креста, а не монограммного было обретение Животворящего Креста матерью Константина равноапостольною Еленою.

В архитектуре Западной Европы с  l'Epoque ancien - l'Epoque haute планировка в виде неравноконечного креста — горизонтальная ось относится к вертикальной, как один к трем — характерна для крестокупольных церквей.

Для крестокупольнй церкви характерен четкий крестообразный план, образованный нефом и пересекающим его широким трансептом.

При этом перекладину креста образует трансепт, алтарная часть расположена в обращенной на восток короткой вершине креста, а главный вход — в его более длинном основании.

Средокрестье и все четыре ветви креста увенчаны куполами, которые опираются на столбы, стоящие группами, между которыми проходят боковые нефы (собор Сан Марко в Венеции).

Данные для суждения о том, какую из перечисленных форм имел Крест Иисуса Христа, содержатся отчасти в письменных свидетельствах отцов Церкви и церковных писателей, отчасти в вещественных памятниках христианской древности.

Апостол Варнава в своем послании при объяснении слов пророка Иезекииля (9:4):

"сказал Господь: пройди посреди града (Иерусалима) и изобрази Т на лицах всех болезнующих о беззакониях", говорит: "в букве Т ты имеешь крест".

Тертуллиан говорит: "греческая буква Τ, а наша (латинская) Т есть образ креста".

Какова была подлинная надпись на Кресте Христовом? Евангелисты приводят текст по-разному.

Сенсационной считается находка оссуария (небольшого каменного саркофага для захоронения костей) в Giv'at ha-Mivtar (1968 AD) в Иерусалиме. Там бульдозером, случайно, при строительстве дороги разворотили древнее захоронение с останками 35 тел (датируемых 50-70 AD)

Предполагается, что в нём погребены останки человека по имени Johanan, казнённого на кресте.

Огромные гвозди пробили кости, и при погребении их, вероятно, не смогли извлечь.

Установили, что ноги страдальца пробивали тоже двумя разными гвоздями (то есть согласно православным понятиям, латиняне считают, что ноги Христа прибивали одним гвоздём) .

Православные объясняют свои особенности изображения верностью историческому преданию: Крест, привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь, имел следы от четырёх гвоздей.

Есть мнение, что Эль Греко, каждый раз “смущался”, работая именно над Распятием. Почти на всех его картинах в этом сюжете вторая нога Христа так уведена в тень, что трудно понять – один или два гвоздя вонзились в ноги Распятого Христа.

Впрочем крест из храма Сан-Дамиано в Ассизи (Unocento), – одна из главных реликвий францисканского ордена кисти неизвестного умбрийского художника – с четырьмя гвоздями.

Сурбаран вообще написал ноги Спасителя хотя и перекрещёнными, но пробитыми двумя гвоздями.

Находка “подтверждает” евангельский рассказ о способе распятия, который прежде подвергался сомнению (полагали, что распятых лишь привязывали к крестам).

Говорят, что первые христиане отождествляли Христа - Доброго Пастыря с Орфеем, и на одной из ранних эмблем в римских катакомбах Он изображён сидящим в позе Орфея среди зверей и птиц, которых он очаровывает Своей прекрасной музыкой.

"Христос в образе Орфея, играющего на лире". Роспись из катакомб св. Каллиста.

Christ-Orpheus from Rome catacombe

Сравните с этой мозаикой из мавзолее Галлы Плацидии в Равенне

Считается, что в северном нижнем люнете изображен Христос в образе Доброго Пастыря, вокруг которого по зеленой траве гуляют овцы.

Lunette -арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонталью. В сквозных люнетах помещаются окна, глухие люнеты часто украшаются росписью или скульптурой.

  Он ласково прикасается к подошедшей овечке.

Одет Пастырь в золотые одежды и восседает на пригорке, как император на троне, твердо опираясь на крест.

Крест здесь выступает атрибутом власти, наподобие императорского посоха; Христос утверждает его над миром в знак триумфального шествия христианства.

Фигура Христа показана в развороте: его ноги скрещены, рука тянется к голове овцы, но голова обращена в другую сторону, и взгляд устремлен вдаль - словно Христос, пекущийся о своей пастве, видит другие необъятные стада “овец Христовых”, жаждущих приобщиться к его учению.

Вот так эта изображение интерпретируется.

http://www.classicalmosaics.com/images/DSCN2513.JPG

Вот  мозаика из часовни епископа Петра II в Равенне – с “Христом в образе победителя” (датируется около 470 AD).

Надпись переводится –“Я - путь, истина и жизнь”

http://www.classicalmosaics.com/images/warrior.jpg

Иногда только близ Креста помещался символ Иисуса Христа – агнец или бык.

"Символы быка, вола, коровы и теленка относятся к Пастырю, но различить их между собой, из-за грубости изображений, невозможно. Такое же затруднение встречаем и в понимании собственного символического значения этих изображений, потому что толкования основаны не на надписях, а на мнениях позднейших церковных писателей"

Сначала изображали Крест (обыкновенно - immissa) на агнце, затем следуют изображения агнца при Кресте или над Крестом.

http://www.bellabs.ru/Italia/Photos/Italia2008(2494)_Ravenna_S-Apollinare-Classe.jpg

Считается, что до конца V века -  на Кресте не было изображения Распятого Христа.

Известны мол, древнейшие изображения Распятого Христа на рельефе двери в церкви Санта-Сабина в Риме и на таблетке Британского музея.

На римской  двери – просто три человеческие фигуры с крестообразно распростёртыми руками, одна из которых – центральная, – крупней двух других.

Сегодня общеизвестно, что человеку невозможно удержаться на кресте, если он прибит так, как Спаситель на иконах “Распятие”.

Мелкие кости ладоней, особенно в месте их соединения, не способны удержать на весу человеческое тело: оно сорвётся с креста, что подтвердил Пьер Барбе многочисленными опытами, проведенными им в анатомическом театре.

По следам крови на Туринской плащанице авторитетный французский хирург доказал: в действительности распинатели вбивали гвозди между локтевой и лучевой костями предплечья, рядом с запястьем.

Тем не менее, на многих древних изображениях Unocento -Trecento гвозди вбиты исключительно в ладони Иисуса.

Это канон (подчёркивание кенозиса Спаса и глубины падения людей - человечество вбивало кованые гвозди в те самые руки, которые кормили и поили голодных, исцеляли безнадежных, подавали людям благодать и “держат” само мироздание ).

Неужели ромайос были незнакомы с “технологией” такой казни?

Сейчас общепризнанно, что и после правления императора Константина людей продолжали распинать на крестах.

Стало быть, дело здесь не в отсутствии или наличии реального опыта и даже не в историческом реализме, а в насыщении образа символическим смыслом и значением.

Бытует мнение, что казнь через распятие была заимствована римлянами от персов, применялась она исключительно к рабам и просуществовала как минимум до второй половины IV века.

Принято считать, что ее отменил император Константин Великий после 319 AD, подписавший закон о запрете убивать рабов (о чём сообщали его современники Аврелий Виктор, Кассиодор, Созомен).

Но другие современники – Ксенофонт Ефесский, Фирмик Матерн, Пакут и Харитон – свидетельствуют о крестной казни в IV веке как о чём-то обыденном.

Вероятно распоряжение императора, как плод его личной филантропии, не получило по неизвестным нам причинам санкции закона и потому отдельные случаи распятия преступников встречались и после Константина Великого.

В пандектах действительно такого закона нет.

Нет в пандектах и узаконения крестной казни, хотя предписывается казнить разбойников на месте преступления.

На древнейших (в смысле “датируемых”  VI – Х веками) изображениях, Вседержитель изображён живым, в одеждах и увенчанным короной.

На протяжении столетий, начиная с VI века и вплоть до Trecento, обычный латинский крест превращался в ветви живого дерева - особенно много таких изображений в Unocento -Ducento.

Согласно утверждению Бонавентуры, средневекового теолога и философа, одного из пяти величайших учителей церкви, это было древо познания, вновь расцветшее благодаря животворной крови Спасителя.

Эта концепция - еще один пример выражения тесной связи между грехопадением Адама и распятием Христа, о которой говорили средневековые теологи.

Предание о погребении Адама на Голгофе известно с III века.

Известны слова апостола Павла: “Как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор. 15: 21–22)

Аналогично думал и Тертуллиан.

Святитель Василий Великий, объясняя термин “лобное место”, поведал нам о неписанном предании, по которому череп Адама погребён был на Голгофе.

О том же рассказывают и многие апокрифы, с той лишь разницей, что по одним из них Адам был похоронен на Голгофе ангелами, а по другим – Сифом, который перенес туда тело родителя уже после потопа, по третьим – голова оказалась на Голгофе вместе с водами потопа.

В связи с этим следует вспомнить и красноречивые сказания о крестном древе, выросшем из зерна, – из того семени, что было положено Сифом в рот умершего Адама.

Древо потом люди вырвали с корнем и привезли в Иерусалим для строительства храма. Тогда и обнаружилось: корни насквозь пронизали череп неизвестного человека.

Голову отделили от корней и выбросили. Но ее во время охоты нашел царь Соломон, решивший перенести свою находку обратно в Иерусалим.

Так и сделали, благочестиво завалив при этом череп камнями (они почти воспроизводился в многочисленных изображениях  “голгоф”).

В Unocento стали считать, что из дерева позже изготовили Крест, на котором был распят Иисус Христос.

Кровь, хлынувшая из ран Господа, оросила главу Адама и омыла прародительский грех.

Жертвенник для проскомидии символизирует в храме лобное место, где принял крестные муки Христос и где погребён череп виновника грехопадения.

Есть и еще одна фигура креста - Y-образный крест, указывающий своими "руками" ввысь.

Он встречается главным образом в немецком искусстве, поначалу - в Unocento –Duecento ,- в книжных миниатюрах, а примерно с Quatrocento и в монументальных распятиях.

Считается, что Вселенский Собор 692 AD, отменил символические замены образа Христа.

Реально же страстной цикл – явление позднее, он составлял самый верхний шестой ряд, что разрушало иерархический смысл и строй иконостаса, по этой причине он и не прижился.

Иногда его внедряли непосредственно в уже существовавший праздничный чин, как это было в Софии Новгородской при расширении иконостаса в Cinquecento.

XI –XII века  -ключевой период преобразования Западной Европы.

После Григорианской реформы (разделение на клириков и мирян утверждается Pax Dei, невероятно распространяется культ Девы Марии (Культ Марии лежал в основе церковной реформы), Святая Дева приобретает совершенно особый, высший статус (изменения идут с ромейского Востока) 

Изменяются взгляды на Христа: Христос –победитель смерти становится Христом страдающим. Христом страстей Господних. Христом Распятым.

Формируется христианский гуманизм, в котором человек представляется созданным по образу Божьему, а не просто грешником, отягощённым первородным грехом.

Наполняются новым смыслом два принципиальных понятия –Природа и Разум.

В историческом развитии образ Бога Иисус Христос, которого долгое время представляли в традиции ancien героев как выигравшего схватку со смертью, Христа –победителя. уступает место Иисусу –мученику.

Проследить развитие образа детально и понять причины этих изменений достаточно сложно. Вероятно Церковь с начала Duecento, в том числе и под влиянием нищенствующих монашеских орденов, проникается милосердным отношением к убогим. больным и, в особенности, к беднякам.

“Следуй нагим, за нагим Христом” 

Крест был символом христиан с самого начала существования христианства, но с конца XI века распространяется изображение Распятия и macabre –эстетика.

Мечи получили крещение и продолжали исполнять свою функцию уже с благословения Церкви.

Изображение живого Христа (Christos triumphans) на кресте, характерное для романского искусства, древнее, чем изображение мёртвого Христа.

Образ умершего на кресте Христа только к концу XI века (началу l'Epoque haute) стал господствующим в ромейском искусстве.

На Западе, однако, он распространился не ранее Duecento - несколько исключений можно отметить лишь в памятниках, созданных под влиянием  искусства ромайосов (например, мозаика церкви Сан Марко в Венеции).

С тех пор, как в первой половине Unocento в Италии появились расписные кресты, Христос изображался на них в виде “Христа торжествующего” ( Christus triumphant).

Этот образ был символом божественной силы Христа, преодолевшей смерть через воскрешение, и торжествовавшей над смертью.

Одним из первых тосканских произведений с такой иконографией является расписной крест мастера по имени Гульельмо, который был создан в 1138 AD для собора в Сарцане.

Христос на нём совершенно спокойно взирает на окружающий мир, так, словно не было страшной казни через распятие, потому что его божественный дух выше и сильнее даже самых страшных смертельных мук

В самом начале Duecento в Пизе появляется другой иконографический тип распятия – “Христос страдающий” ( Christus patiens). Первым произведением с такой иконографией и является расписной крест, созданный безвестным ромейским мастером распятия из Пизы.

Сегодня он хранится в Музее Сан Маттео в Пизе (Burresi Mariagiulia.Caleca Antonio. La Pittura Pisana del Duecento da Giunta e Giotto. Editore Pacini. 2005)

Хронологическую эволюцию этих типов крестов установить трудно, вполне возможно, что они существовали одновременно.

  • древняя мозаика ( датируются Unocento) на среднем уровне Basilica di San Clemente  в Риме
  • древнее распятие мастера Гульельмо (датируется 1138 AD)  в соборе Сарцаны, Пизанская школа
  • древнее распятие (первая половина Duecento) из музея Сан Маттео в Пизе
  • распятие в баптистерии Пизы, работы мастера Никколо Пизано (Trecento)

Basilica di San Clemente (мозаика Unocento на среднем уровне)древнее распятие мастера Гульельмо (датируется 1138 AD)  в соборе Сарцаны, Пизанская школа

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f5/Crusifix_%E2%84%9620_San_Matteo._Pisa.jpg/300px-Crusifix_%E2%84%9620_San_Matteo._Pisa.jpgН. Пизано ( ≈ 1220 ≈ 1283) Пиза, баптистерий

 

Крещение

Baptism - Marcellinus and Peter

“Incende quod adorasti, adora quod incendisti” (сожги, чему ты поклонялся, поклоняйся тому, что сжигал)

Слова епископа Ремигия франкскому королю Хлодвигу при его крещении в Реймсе в 496 AD

Употребляемое в русском переводе Нового Завета слово "крещение" (перевод происходит от слова "крест"), связано с древним обычаем возлагать крест на человека, “входящего в Церковь”.

Баптисма - обряд посвящения в христианскую веру, вступления в церковную общину, посредством погружения в воду или окропления водой (крещаемый стоит по щиколотку в воде, а кресящий  льёт воду ему  на голову).

Буквально baptisma - погружение в воду, омовение ( лат. intinctio, ablutio – как и очищение).

У многих народов вода издревле была знаком жизни и очищения. Как и огонь. Боевое крещение — baptême  du feu, battesimo del fuoco, bautismo de fuego

Исторически это таинство  считалось актом очищения и актом нового рождения, так как купель была символом непорочной утробы Девы Марии, из которой посвящённый рождается вновь, с новым именем.

Остаётся открытым вопрос о природе баптисмы (в синодальном переводе "крещения"), которую совершали ученики Спасителя во дни Его земной жизни.

Апостол Павел осмыслил таинство крещения как смерть, танатос (погружение в воду) и воскресение для новой жизни (выход из воды), которые соединяют крещаемого с Самим Иисусом Христом - он отождествляется с Ним, "облекается" в Него, словно в новую одежду (Рим 6:3—8).

Считается, что о том, как практически происходило таинство в первохристианский период, говорится в Дидахе ("Учении Господа, преподанное народам через Двенадцать апостолов").

"Что же касается крещения, крестите так: наперед провозгласив все это (евангельское учение), крестите в живой воде (то есть проточной) во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой.

А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа.

А перед крещением крестящий и крещаемый должны поститься, также и некоторые другие, если могут.

Крещаемому же вели поститься за день или за два"

Баптистерий Неоньяно или православных (Battistero Neoniano) в Веронне

На диске изображено крещение Иисуса Иоанном Крестителем.

Баптистерий Ариан (Battistero degli Ariani) в Вероне

Мозаики свода изображают сцену крещения Христа (в центре) и процессию апостолов, т.е. в упрощенном виде повторяют мозаики баптистерия Неоньяно.

Спасибо, очень интересно, надеюсь на продолжение.

Вы по долгу службы, или это хобби, или третий вариант? Если не секрет, конечно.
А зачем спрашиваете?
С какой целью?
Из праздного любопытства. Интересно зачем Вы столько времени тратите на подготовку и публикацию материалов.
Vnicе, занимательно, спасибо
Оба баптистерия - в Равенне, а не в Вероне
Да.
Ошибся машинально.
Здорово!
Но последние две мозаики вроде бы находятся в Равенне, а не в Вероне.