Monumenta historica
Взрывообразное расширение Средиземноморья до всемирного экономического пространства – достижение l'Epoque changement (1450 –1550 AD)
Распространение христианства – явление первой половины l'Epoque moderne antérieure (1560 –1650 AD)
Огромная масса сведений была собрана воедино.
поскольку миссионерское служение не может полностью избежать взаимовлияния культур, миссионеры создали сравнительную этнографию, историю и географию “цивилизаций”.
Это богатство вернулось в Европу в среднем через полвека.
Ответная реакция наметилась около 1680 AD.
В сфере информации. необходимой для создания гуманитарной науки, чудо 1680 –х годов соответствует научному чуду 1630 –х (математизация мира).
В Китае эффект множителя был в ещё большей степени чисто “историческим”.
История “Древнего” Китая –заслуга миссионеров конца Seicento (Китайские древности –1).
Поскольку китайская хронология была “длиннее” новомодной Книги Бытия (хотя сама китайская цивилизация объективно моложе средиземноморской), экзегеты (специалисты по толкованию канонических религиозных текстов) старались их “примирить”.
Хорн (1666 AD) и отец Пецрон (1691 AD) предполагали, что Фу Си (первый китайский император согласно традиционным “хроникам”) был никто иной, как Адам.
Идеальное решение.
Вальмон (1696 AD), более умеренный, отождествлял его с Ноем, а отец Фуке (1730 AD) –с патриархом Енохом.
“.. нам, современным нациям, потребовалось десять –двенадцать столетий, чтобы хоть немного выучиться геометрии, но стоило путешественникам, о которых идёт речь, прибыть в какую -нибудь дикую страну, как там начинали предсказывать затмения..Конфуций упоминает о тридцати шести, тридцать два из них подтвердили миссионеры –математики. Но это обстоятельство нимало не смущает тех, кто превратил Ноя в дедушку Фу Си..”
Что до “древности” китайских затмений и “точности” сведений, сообщаемых в “хрониках”, Вольтер. заимствовал их из истории китайской астрономии отца Гобиля (1732 AD), который привязал “первое затмение”, отмеченное китайскими астрономами, к 2155 АС.
Десять –двенадцать столетий, это Вольтер вслед за Ньютоном и мавристами, ведёт счёт конечно не от “первого” века “Филиппа и Александра, а также Периклов, Демосфенов, Аристотелей, Платонов, Аппелесов, Филлид, Праксителей..”, а от момента имплозии средиземноморской цивилизации.
Гомера он не упоминает конечно, потому что самый строгий критический ум эпохи Джамбаттиста Вико подвёрг сомнению существование Гомера, на что его вдохновили бенедектинцы из конгрегации святого Мавра (творцы истории, как науки -Monumenta historica) и друзья Вольтера из Сенонского аббатства (чья библиотек не уступала своим богатством библиотеке Сен-Жермен-де-Пре).
Отец Кальме (его Вольтер вывел частично в образе Гермагора), помогал готовить к печати “Опыт о нравах”.
Настоятель Сенона, к тому времени достигший восьмидесяти трёх лет, никогда не слышал о мадам помпадур, но написал много десятков томов экзегетики и даже всеобщую историю.
Рядом с этим кладезем мудрости Вольтер ищет сведения о происхождении церковных иерархов.
Он с беспокойством следит за тем, как старик карабкается вверх по шатким лестницам, чтобы дотянуться до огромных фолиантов.
Весь монастырь впрягается в работу над нечестивым “Опытом..”.
Монахи разыскивают нужные страницы, строки, цитаты.. Историческая наука имеет глубокие христианские корни.
В Женеве Вольтеру в гигантской подготовительной работе помогают уже друзья –пасторы.
Работы Вольтера и Монтескье представляют собой следствие невероятной и безупречно использованной эрудиции “творцов исторического контента”.
Подобно тому, как претрансформизм и креационизм суть следствие умножения биологических знаний, конкордизм и релятивизм –одновременное следствие умножения историографических и географических сведений.
Конкордизм -концепция, согласно которой возможно и необходимо согласование библейского сказания о миротворении с данными “науки”
В 1592 AD вышло первое каноническое издание Вульгаты с предисловием кардинала Роберто Франческо Ромоло Беллармино (учитель латинской церкви).
Полемизируя с протестантами, Беллармино всегда подчеркивал, что Библия создана Церковью.
Отец “еврейского” языка (написал грамматику, многократно переиздававшуюся. Один из создателей Вульгаты и патрологии.
В связи с делом Галилея (которого журили собственно не за научные идеи, а за издание книги на тосканском диалекте, а не латыни) много размышлял и писал о соотношении науки и Библии.
Беллармино даже дал Галилею своего рода охранное письмо, в котором подтверждал, что тот никогда не привлекался к ответственности за свои теории.
Беллармино немного раздражало, то, что мол, космологию Вульгаты конструировали на основании самых передовых научных сведений, полученных на основе измерений новейшими, превосходными инструментами в первой мире специальной астрономической обсерватории (Uraniborg).
Тихо Браге не признавал гелиоцентрической системы мира и взамен её предложил другую, более стройную - Солнце движется вокруг Земли, стоящей в центре мироздания, а планеты — вокруг Солнца.
На основании ценнейших наблюдений Браге, Кеплер и вывел свои знаменитые законы движения планет.
В письме к ученому монаху Паоло Фоскарини, защитнику коперниканства, Беллармино писал:
“Мне кажется, что Ваше священство и господин Галилей мудро поступают, довольствуясь тем, что говорят предположительно, а не абсолютно; я всегда полагал, что так говорил и Коперник”.
И это за триста лет до Карла Раймунда Поппера (“теория приобретает значение и становится научной только в том случае, если возможна её индуктивная верификация с помощью эмпирических наблюдений”, ну и принцип фальсификации, утверждение о том, что метафизические теории могут быть значимыми, даже если они не фальсифицируемы) ! Умнейший человек.