Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Русская конница -4

Казачество -1

В широком смысле термин “казак” означал лицо, принадлежащее к казачьему сословию или состоянию, в котором числилось население некоторых местностей России, пользующееся особыми правами и преимуществами на условии обязательной и общей воинской повинности; в казачьем сословии также продолжали ещё числиться, так сказать исторически, население некоторых губерний, утратившее уже к началу прошлого века значение казаков.

В тесном смысле слова “казак” составлял часть вооружённых сил России, преимущественно кавалерию и конную артиллерию, и слово "казак", означало нижнего чина казачьих войск рядового звания.

Само слово "казак" или "козак" производят:

  • либо от косогов (одного из кавказских народов)
  • либо Касахии (Закавказской области)
  • либо от турецко-татарского "каз" (гусь)
  • либо от слова "козары"
  • и, наконец, по некоторым изысканиям, слово "козак" — монгольского происхождения и означает: "Ко" — броня, латы, защита и "зах" — межа, граница, рубеж, то есть в общем — защитник границы.
  • Л. Будагов в своем "Сравнительном словаре турецко-татарских наречий" (Спб., 1869 AD) слово казак переводит: вольный бродяга, не имеющий ни кола, ни двора (разбойник)
    • по-хивински и бухарски слово это означает "киргиз", да и сами киргизы себя не называют иначе, как казахи
  • в Туркестанском крае (по сведениям Пашино) казахи — это прозвище кочевых племен
  • наконец, по исследованиям Голубовского ("Печенеги, торки и половцы"), слово казак половецкого (тюркского) происхождения и означает "страж"

Летит гусь на святую Русь

"Гуси-лебеди" из русской народной сказки — верные прислужники Бабы-Яги, — похищают для нее маленького мальчика, хотя этот случай довольно редок в "лебединой" семантике, тем более что в похожей малороссийской сказке гуси-лебеди не похищают, а, наоборот, спасают героя от ведьмы.

На “границе” (лесо –степь и циркумпонтийской зона), всё не так однозначно, что видно по украинской сказки. “Гуси-лебеди” –силы добра.

Тут явная связь  с казаками, гусарами, культом птиц у скифов и сармат, славян и тюрков, гуси-лебеди (султан из перьев, “крылья” у гусар etc.)

Как только мальчик мог ехать верхом, он уже был сам по себе.

“Дикому гусю”, воину, лично не принадлежало ничего, кроме коня, собаки, оружия и чаши. С другой стороны ему принадлежал весь мир.

Станица -   приют, стан, табор, становище общества, задруги, товарищества, братства, ватаги, шайки, особенно - казачье поселенье.

  • Жена, что лебедь-птица, вывела детей станицу (вереницу)
  • Волки зимой станицами бродят
  • Гуси станицами летают
  • Казара - малый дикий гусь, тонкоклювый. Убегающий по весне в казацкую ватагу мальчишка. Первоученка, новичок в море. Я быль тогда еще казарой
  • Хопёр – притон диких гусей
  • Гусиная дорога, млечный путь, по направлению которого гуси летят в отлёт.
  • Гусятник, день 15 сентября (юлианский календарь) он же гусари, Никиты-гусепролета
  • Гусь лапчатый, человек себе на уме
  • Гусь свинье не товарищ
  • С нас беда, как с гуся вода! Лейся беда, как с гуся вода!
  • Сколько утка ни бодрись, а лебедем (а гусем) не быть
  • Лебедянка - чистое, белое хлебное вино

Для  бабы  из поселения защищённой лесной зоны “гуси-лебеди” – силы зла (вот они истоки занимательной общероссийской игры –“обмани военкома”), слуги “Бабы –Яги”

Если мальчик убегает, чтобы его приняли в казаки-гусары, для мальчика это хорошо.

А вот если его спасает от этого дела его старшая сестра, то хорошо это для его  мамочки.

Сказка про гуси-лебеди детишкам преподносится как страшная, но со счастливым концом.

Мальчик не стал казаком-гусаром, не попал в разряд  русской конницы,  а остался сеять-пахать и быкам хвосты крутить.

Вот такое “щастье” тягловое.

“..Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом.

Тут она догадалась, что они унесли её братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили..”

Существовавшая в то время практика,  позволяла любому рядовому за “добрую” службу и боевые заслуги стать потомственным дворянином, поднявшись всего на один воинский чин:

“И потом ему мочно быти и с рядовых солдатов гефрейтором сиречь шляхтичем, потому что первое шляхетство родитца доброю службою”.

Потом Петр I отодвинет переход в “шляхетство” с первого начального чина ефрейтора или капрала до первого офицерского звания.

А в середине Seicento даже самым наименьшим начальным человеком мог быть только представитель дворянского сословия.

Вот царь и жаловал за службу. Другое дело, что сын боярский имел возможность из рейтар сразу подняться в поручики. Но опять же только за “раны и кровь”, храбрость и воинское умение.

Гусь -солярный (говорят, что он следует за солнцем во время миграций) символ дыхания, ветра, бдительности.

В ведической традиции дикий гусь  - средство передвижения Брахмы, созидательный принцип.

Он означает также свободу от уз, духовность, преданность, учение и красноречие.

В христианской традиции Гусь -Лебедь олицетворяет бдительность и провидение и является эмблемой св. Мартина Турского.

В христианской символике лебедь служит также знаком Девы Марии.

У египтян Гусь Нила - создатель мира. Он снес Космическое яйцо, из которого вылупилось Солнце - Амон-Ра.

Гусь является атрибутом бога Земли Себа (Геба) , а также эмблемой Изиды, Озириса и Гора.

В японской традиции гусь символизирует  быстроту, птицу-посланника. У китайцев дикий гусь - это небесная птица, ян, мужество, свет, воодушевление, скорость, птица-посыльный, приносящая добрые вести.

"Рыцарь Лебедя" Лоэнгрин улетает от своей жены на серебряной повозке, запряженной семью лебедями, когда ей удастся узнать о его происхождении.

Ancien легенды гласят, что лебедь поет только перед смертью (отсюда выражение "лебединая песня"), и потому он символизирует конец жизни.

Возможно, по этой причине он ассоциировался с Аполлоном и через него с некоторыми музами, например Эрато и Клио.

Греческий миф повествует о том, как в жену спартанского царя Тиндарея Леду влюбился Зевс, приплывший к ней по реке в образе лебедя.

В лебедя превратился друг погибшего Фаэтона Кик.

Эти птицы, олицетворявшие мистерии, были символами чистоты инициированных.

В этом смысле трактуется аллегория воплощения богов (секретная мудрость) в тело лебедя (инициированный).

У татар казаками назывались бессемейные и бездомовые одинокие воины, служившие авангардом при походах и передвижениях татарских орд; они несли преимущественно разведочную и сторожевую службу.

Татарские казаки служили затем при баскаках, собиравших на Руси дань, a от них постепенно переходили на службу и к русским князьям, которые даже селили их по окраинам для сторожевой службы; так, например, заселены были в Муромской земле по притокам реки Оки мещерские или городецкие казаки.

Со временем казаками стали называться и русские служилые люди, селившиеся на окраинах государства для сторожевой ("станичной") и пограничной ("полевой") службы.

Co времен Дмитрия Донского на границах появляются казачьи "сторожи" — наблюдательные посты (разъезды) пo рекам Хопру, Дону, Быстрой и Тихой Сосне etc.

Постепенно из таких "сторожей" образовалась по восточной границе Московского государства целая линия укреплёных городов, населённых "городовыми казаками", составившими особый класс служилых людей, несших пограничную службу.

Верстались в казаки люди всех сословий и, получая в свое пользование земли, освобождались от податей; иногда они получали особое жалованье, но были обязаны иметь за свой счет коня и вооружение.

Впервые такие казаки появляются в Рязанском княжестве (по летописным сведениям). В 1444 AD рязанские казаки принимали участие в битве против татар, приведённых царевичем Мустафою.

При Иоанне Грозном казаки перешли в ведомство Стрелецкого приказа и составили особый род войска.

В 1571 AD боярином князем Воротынским был для них составлен устав сторожевой станичной службы; службу эту несли казаки станичные (сторожевые), то есть станичники, вожди (проводники) и сторожа, городовые же (полковые) казаки были обязаны защищать города.

Сторожевые казаки получали особое жалованье.

Казаки хотя и управлялись своими атаманами (иногда и стрелецкими головами), но были подчинены городским воеводам; всем казакам велись особые списки.

Система сторожевой охраны ко времени Ивана IV создалась по следующей схеме:

  • сперва шла внутренняя линия укреплённых городов (Нижний Новгород, Муром, Мещера, Касимов, Рязань, Кашира, Тула, Серпухов и Звенигород), охраняемая значительными военными силами
  • далее к границе тянулась передовая линия укреплённых городов (Алатырь, Темников, Кадом, Шацк, Ряжск, Данков, Епифань, Пронск, Михайлов, Дедилов, Новосиль, Мценск, Новгород-Северский, Рыльск, Путивль), с которой по всем направлениям высылались в степи сторожевые разъезды, доходившие до Азова

Такая же передовая линия со времени покорения Казани и Астрахани была устроена и по Волге; передовая линия по мере постройки впереди новых городков (Ливны, Воронеж, Елец, Белгород, Оскол, Валуйки, Кромы, Борисов, Курск) постепенно выдвигалась вперед, и таким образом шло закрепление степи и расширение государственной територии (Военная граница: Подвижный фронт колонизации).

После Ермака постепенно, но уже при помощи городовых казаков произошло и закрепление за Москвой Сибирского царства.

При Алексее Михайловиче городовых казаков насчитывалось до 5 000 человек; на украинской службе к этому времени состояли уже и малороссийские выходцы, именовавшиеся "черкасами".

Постепенно городовые казаки сливались с другими служилыми людьми Московского государства (дворянами, боярскими детьми, стрельцами, рейтарами), и к началу Settecento они уже исчезают и остаются только в Сибири да в прежних передовых городах: Чугуеве, Торе, Мояке, Новохоперске и в различных пунктах Поволжья.

На смену им также постепенно возникает к началу Cinquecento вольное козачество, образовавшееся из выходцев московских и польско-литовских государств и заселявшее степные пространства, примыкавшие к этим государствам, преимущественно по водным путям к Черному и Каспийским морям — пo рекам Днепру, Дону, Волге, Яику, Тереку и их притокам.

Причины, вызвавшие возникновение вольного казачества на границах двух половин Руси, московской и литовской, хотя и имеют много общего между собою, но не совсем тождественны; отсюда и разница характера великорусского и малорусского казачества

В восточной Руси оно явилось как бы протестом со стороны элементов, недовольных усилением московской государственной власти и московскими порядками, в особенности тягловым началом

Более энергичные из недовольных, a также и лица, преследуемые государственной властью, стекались со всех сторон на южные и восточные границы или шли далее, за границу, и селились "в поле"; здесь они сливались с татарами и городовыми казаками, которые, неся службу на окраинах и даже в степи, вне государственной територии, фактически совершенно освободились от подчинения государственной власти

К ним примкнули и другие выходцы, всякого рода искатели приключений, любители наживы путем лихих набегов в дальние края и попросту "ушкуйники", целыми шайками грабившие по Волге и Каме торговые караваны, и весь этот сброд "сходцев", связанный общностью интересов, характера и условиями жизни, соединялся в независимые общины, известные под названием вольного, или "воровского", казачества.

Главной политической причиной, усилившей подобную эмиграцию, были:

  • на западе: соединение в 1386 AD Литвы с Польшей и усиление последней, борьба католицизма с православием, церковная уния (1596 AD) и шляхетно-крепостной режим ( Запорожская Сечь –1, Запорожская Сечь –2)
  • a на востоке: собирание Руси московскими князьями, присоединение Рязанского княжества, падение вольных городов Новгорода и Пскова, прикрепление крестьян к земле и усиление единодержавной власти московских государей

Огромную роль сыграло в образовании казачества и ослабление татар — падение в 1502 AD Золотой орды, в 1552 AD — Казанского и в 1556 AD Астраханского царств, — давшее выселению направление в сторону наименьшего сопротивления — на восток и на юг.

Так на юго-западе возникло малороссийское и запорожское козачество, a на востоке (несколько позднее) — общины вольных казаков донских, волгских, яицких, гребенских, терских, наконец, сибирских.

Казачьи общины были совершенно независимы друг от друга, но внутренняя связь, выражавшаяся в свободном переходе казака из одной общины в другую, существовала довольно тесная.

Общины друг друга поддерживали и вместе с тем сносились между собой особыми грамотами с предложениями каких-либо общих мероприятий и даже с увещаниями и советами старейших и более сильных общин (например донской) младшим.

В общинах царил чисто демократический порядок при полном равенстве сочленов, общинном землевладении, отсутствии официальной власти (выборное начало) и каких-либо податей и налогов.

Казаки выбирали на срок из своей среды атаманов и старшин войсковым кругом, но в мирное время и атаманы и старшины были, в сущности, лишь исполнителями воли казачьей общины.

Зато во время походов атаманы пользовались почти неограниченной властью.

Управлял общиной обычай, a не закон, но всякое нарушение обычая каралось жестоко и беспощадно самосудом.

В Seicento вольное казачество достигло полной политической и внутренней независимости: общины сами решали вопросы о войне и мире с соседями, вступали в борьбу с соседями и не только предпринимали набеги на Крым и побережье Черных и Каспийских морей, но отваживались и на открытую борьбу с Польшей и Московской Русью.

Москва еще была не настолько сильна, чтобы подчинить себе казачество, a потому была принуждена снисходительно смотреть на его самовольство и непослушание царской власти, тем более что сама Москва нуждалась в казачестве.

С другой стороны, казачество, не желая поступиться своей вольностью, тем не менее, сознавало связь с Русью, считало себя русским и по крови и по религии, a потому только в редких случаях обращало против Руси свое оружие и обычно руководилось её указаниями и советами (делаемыми через посольский приказ) в вопросах о борьбе с "неверными" (татарами и турками), принимало с почетом царских послов и царское жалованье за услуги и службу, от которой казачество, насколько это не противоречило его вольности, никогда не отказывалось.

Хотя москское правительство уже с половины  Cinquecento и пыталось обуздать своеволие казаков (поход в 1577 AD стольника Мурашкина против казаков на Волгу; действия против отрядов Ермака etc.), но только во 2-ой половине Seicento, с усилением государственной власти в России, стала падать независимость вольных казачьих общин, постепенно превращавшихся в отдельные казачьи войска.

В 1671 AD донские казаки были приведены впервые к присяге на верность службе русскому царю, a уже к концу царствования Петра Великого вслед за донскими и яицкими казаками, перешедшими в 1721 AD в ведомство Военной коллегии, та же участь постигла и остальные казачьи общины.

Внутренне их устройство было преобразовано на совсем иных началах, была введена целая иерархия правительственных властей, к которым и перешла вся былая власть казачьего войскового круга.

Войсковой круг - первоначальный орган управления в казацкой вольнице, поселившейся по берегам Волги, Дона, Урала и Терека.

Круг собирался на особой площади, называвшейся майдан. Каждый казак имел право голоса, но окончательное решение, принятое большинством голосов, было обязательно для всех.

В мирное время вся власть в войске принадлежала Войсковому кругу, который выбирал на год войсковых атамана, есаулов и дьяка, являвшихся исполнителями решений круга.

Войсковой круг обсуждал и решал все вопросы, касавшиеся войска: кому и куда идти в поход, как велик должен быть отряд, кому быть начальником отряда, то есть походным атаманом.

В Запорожской Сечи Войсковому кругу соответствовала рада.

В первой половине Settecento казачьи общины были постепенно подчинены государственной власти.

С этого времени Войсковые круги лишены были права выбора войсковых атаманов, которые начали назначаться царскими указами.

Реформа эта умалила значение Войсковых кругов, и они продолжали существовать лишь номинально, приобретя совершенно иное значение, чем было в старину.

Войсковым кругом стали называть собрание представителей данного войска, вызванных в областной город по случаю какого-либо торжества.

Так, в Донском войске был собран 8 августа 1863 AD в Новочеркасске Войсковой круг, в ознаменование посещения войска августейшим атаманом всех казачьих войск Е. И. В. Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем, причем цесаревич принял в Войсковом круге все знаки атаманского достоинства.

Затем 6 мая 1887 AD в Новочеркасске же был собран Войсковой круг по случаю посещения Донского войска императором Александром III.

Кроме того, Войсковой круг собирались в Донском и других казачьих войсках для торжественного празднования событий, связанных с существованием войск, или дней рождения и тезоименинства особ императорской фамилии.

В 1890 AD было объявлено расписание, в какие дни следует праздновать Войсковые круги.

Для Донского войска было определено 5 Войсковых кругов:

  • в память пожалования войску грамоты по случаю 300-летнего его существования
  • в память дарованных прав и привилегий
  • в память дней рождения и тезоименинства августейшего атамана всех казачьих войск и прочее

Празднование Войскового круга состояло обыкновенно в торжественном молебствии, при чем выносились все войсковые регалии и читались Высочайшие грамоты, подтверждающие дарованные войску права и преимущества.

С течением времени число Войсковых кругов, определенных в 1890 AD, начали сокращать.

В начале прошлого века празднование Войскового круга в каждом войске назначено было раз в год в день войскового праздника.

Наконец, законом 26 февраля 1910 AD в Донском войске учреждены особого рода Войсковые круги, которые составлялись из выборных от станиц, в числе одного или двух от каждой, для рассмотрения отчетов о деятельности земельных советов по земельному устройству поселений войска и окончательного решения вопросов о дальнейшем использовании войсковых земель.

Такие круги созывались войсковым наказным атаманом в г. Новочеркасске через каждые 3 года, но в чрезвычайных случаях круг мог быть созван и в другое время.

Председательствовал в Войсковом круге войсковой наказной атаман.

Подчинив своей власти казачество в числе до 85 000 человек, правительство начинает ими пользоваться для колонизации вновь завоеванных земель и для охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной, образовывая для этой цели новые казачьи войска, в состав которых за недостатком природных казаков оно начинает зачислять и лиц других сословий: отставных солдат, инородцев, государственных крестьян, ссыльных etc.

Образованное, таким образом, казачье население постепенно выдвигается вперед, расширяя государственные пределы.

В половине Settecento были созданы казачьи войска:

в конце того же века:

  • Екатеринославское
  • Черноморское etc.

С конца Settecento прав-ство принимается и за дело законодат. регламентации внутр. устр-ва казач. войск и упр-ния ими: издается ряд "положений" о казач. войсках, дальнейшая обработка к-рых продолжается в течение всего XIX в.

Центр. yпp-нием городов. К. был первонач-но Стрелецкий приказ, a затем Разрядный (Моск. больш. разряд); сибирские же К. состояли в ведении Сибир. приказа, a запорожские и малороссийские — Малоросс. приказа.

В актах 1-ой четверти Seicento упоминается и об особом казачьем приказе; наконец, управление донскими, яицкими и гребенскими казаками было поручено Петром I Коллегии иностранных дел, a затем (1721 AD) было передано Военной коллегии; ей же в порядке высшего управления были подчинены и вновь учрежденные в Settecento казачьи войска:

  • Астраханское,
  • Терско-Кизлярское
  • Терское-Семейное
  • Волгское
  • Оренбургское etc..

Таким образом состоялось объединение высшего управления казачьих войск.

Если почитать казачьих авторов с их взглядом на этногенез Казаков, то связь с тюрками выглядит прямо противоположным образом - не из турского языка слово казак, а из славянского-скифского (сколотского). Казаки - Азаки (Азиаты) выходцы из Азии, области в северном причерноморье. Конный Аз - Коназ - Къназ - Князь. Древние Каски были прообразом амАЗонок и жили в Закавказье и южном причсрноморье связывая скифский мир и ахейский мир. Тот же Ахилес был ни кем иным, как мирмиДОНцем (Мирмик - муравей, Дон - он и есть Дон) с берегов Танаиса (Данаиса - Дона).
Казахские авторы утверждают, что именно у скифов их народ перенял основные навыки кочевания, при этом на кровную связь со скифами не претендуют.
Если скифы и их казачье сословие имело такое влияние на кыпчакские народы, то логичным было бы предположить, что именно тюрки заимствовали термина Казак, а не наоборот. Более того, для тюрков быть казаком было почётным. Российская империя, а после неё и Советская Россия не были заинтересованы в развитии темы казачьей древности и это понятно, если вспомнить историческую казачью вольницу и сепаратизм.
Ну это да. Родина агробиоценоза в Европе- Циркумпонтийская зона. Это ещё Вавилов обосновал. Как раз перед потопом и началось культурное земледелие, а значит и культы.
Доместикация дошадей и крупного рогатого скота - арийские культуры Северного Причерноморья и Великой степи.
Черкасы (казаки междуречья Днепра и Дона , самы ранние) вероятно и есть потомки не только славян, но и касогов,аланов, скифов и сарматов, "торков" и "берендеев" -аутохтонного населения Дикого поля, конечно, а не сколько мифических "беглых холопов". Да и со скифами и сарматами или готами не всё ясно -"ираноязычие" или "германоязычие", отнюдь не отрицает общность крови и почвы.
Если говорить о поднепровских казаках, то им как и сарматам, нельзя по-понятиям было лично в земле ковырятся -они кшатрии, воинское сословие, они -"тамгу" имели. Причём есть мнение, что торки - от тор (граница), всадники, которые служили на границе, то есть не сколько "племя" -а страта, бродники - от бродить, рейдовые отряды).
Легенд вообще хватает, говорят, что и Глинские -от цариц Боспора, как и Гедиминовичи.
Первого из великих магнатов Вишневецких, кстати, звали -Султан Корибут Дмитрий Вишневецкий (давшего Сечи устройство), причём "Дмитрием" он стал, ясен пень, после крещения по-греческому обряду.
Торки и берендеи,чёрные клобуки, затем половцы (куманы) говорят уже в тысячу лет назад именовались "свои поганые".
То есть вписаны уже были в сложную систему вассальных отношений.
Но это не значит, что тюрки участвовали активно в генезисе русского народа в общем и в частности казаков (особо показательны сегоднящние генетические .
Реальность такова, что все эти мордва, меря, весь, вепсы, черемисы, карела, чудь, ижора, водь, чуваши, татары, мурома, булгары, торки, печенеги, яссы, были присоединены к Руси, когда этногенез русского народа уже давно был завершен.
Да и было их просто ничтожно мало в соотношении, охотников-собирателей или полукочевников, по сравнению со славянами -земледельцами и славянами -русью(господствующим военно -торговым сословием).

Численность этих народов столь невысока, что они могли бы быть очень быстро ассимилированы русскими (как поморские славяне немцами).
Сам факт отсутствия ассимиляции говорит нам о том, что особо никакого смешения народов не было.Сохранили все народы свои особенности, потому что занимали ниши в социально-производственном механизме, не интересующие русских.

Русский народ, вернее его протообщность - это однородный этнос с единым языком заселивший и освоивший Восточно-Европейскую равнину с юго-запада на северо-восток вероятно уже довольно давно.

Тюрки под общим названием "новокрещены,мурзы и князья татарские", составляли иной разряд русской конницы в 17-м веке (были вписаны в нобилитет частично, только конечно через "налог крови")
Внешне,кубанские и теркские казаки никак от черкесс не отличались из-за специфики казачьих способов заключения брака.
Да и сами черкессы -это потомки алан и касогов, а не кавказоиды.
Входили в циркумпонтийскую скифо-сарматскую общность (технологии обработки металлов, доместикация лошадей,ранняя "революция кшатриев etc.)
Что собственно и обусловило их превосходство в культурно -биологическом плане над переднеазиатами и тюрками (сотни лет владычества в Египте, весомая роль в Оттоманской порте)
Черкесы Пятигорья в Ливонских войнах активно, на стороне русских учавствовали. У царя Ивана одна из жён была черкешенка.Если учитывать, что Елисавету Английскую он девкой подлой посчитал -это уже показатель.
"Русский народ, вернее его протообщность - это однородный этнос с единым языком заселивший и освоивший Восточно-Европейскую равнину с юго-запада на северо-восток вероятно уже довольно давно."

Извиняюсь, но не совсем так. Новгород Великий был основан не восточными славянами, а западными. Свидетельств этому много, от топонимики до иследования берестенных грамот (например исследования академика Янина, установившего что все найденные грамоты написаны на западнославянском диалекте). Отчасти этим объясняется противостояние Киева, Москвы и Новгорода, Пскова, Хлынова.

Кстати само казачье устройство сильно напоминает устройство новгородских ушкуйников, которые вполне официально собирались в ватаги в Новгороде и ходили на чудь за ясаком, вплоть Манси и Хантов.
После присоединения Новгорода к Московскому княжеству вольный люд переселился в Хлынов (современный Киров на Вятке), изначально перевалочный пункт для набегов, в последствии последняя боярская республика. Именно с Хлынова по реке ушкуйники взяли Сарай, столицу Золотой орды, захватив казну и гарем.
После присоединения и Хлынова к Москве, вольные люди переселились ниже по Волге и в последствии образовали гребенское казачество.
С конструктом официальной истории имперской всё ясно. когда начали баснословие и с какими целями.
Но конечно смешно обвинять казаков в каком-то "сепаратизме", понятии вообще модерна и отношения к 16-му и 17-му веку не имевшему.
Ежели само понятие государства -это уже поствестфальский конструкт времен Гуго Гроциуса, середины 17-го века.
Да были кланы, спекулирующие союзами.
Но это реалии мира того.
С таким же успехом можно назвать и представителей дома Вандомуа, принцев Конде или первых баронов французского королевства Монморанси "сепаратистами", что будет илюзорной схемой натянутой на прошлое.
А процесс столетний интеграции их доменов во Францию -"сепаратизмом".
Скажу вот на примере сечи, и это будет вполне релевантно и для Дона.
Запорожская сечь -это ярко выраженное войсковое товарищество под Покровом Богородицы.
Имевшее чёткую аксиологию, то есть систему ценностей, то есть цели морских и сухопутных операций в Циркумпонтийской зоне.
Все они были православными или новокрещенами (ежели говорить о тюрках или иных языках) по-православному обряду.
Сечь представляла собой слияние наднациональной военной силы и духовного, православного ордена, проявляющееся в форме бизнеса.
Этому был ряд причин, системообразующих.
Помимо сечевого ядра, требовалась обширная и мощная структура, чтобы вести войны на море и охранять немалое имущество (поэтому не смотря на все "разорения" сечи она возникала снова и снова)
Было и своё сельскохозяйственное contado.
По-сути,запорожское или низовые казаки жили выше и ниже порогов Днепра, от речки Омельника до реки Буга по правой стороне Днепра и от реки Орели до Конских Вод - по левой, то есть они занимали всю Екатеринославскую губернию, со включением Ростовского уезда, отошедшего в позапрошлом веке к земле войска Донского, и 3 уезда Херсонской губернии: Херсонский, Елисаветградский и Александрийский.
Земли принадлежащие запорожским казакам поляки называли Диким полем, а русские Заднепровской Украиной.
На этой территории запорожцы просуществовали с конца XV века до 1775 AD, и за это время сменились, одна за другой, пять Сечей
Начав с чумачества, рыболовства и разбоя, запорожские низовые казаки постепенно дошли "до роли защитников Христовой веры против мусульман и православия против католичества и охранителей всей славянской народности против турок и татар"
Ведь вся Европа XVI столетия дрожала от одной мысли о нашествии оттоманцев, которые в 1529 AD опустошили Венгрию и чуть ли не захватили Вену (Офен взяли).
Большая часть Восточной Европы оставалась под прямой угрозой татарских набегов.
Сообщество казаков не смогло бы существовать (финансовые потоки и товарооборот огневых припасов etc.) без связей на "большой земле". И связь эта осуществлялась в первую очередь через православные монастыри и не только на территории Украины.
Запорожцы имели множество связей с мальтийскими рыцарями, венецианцами и ускоками, и были нацелены на расширение радиуса действия и даже выход в Архипелаг (передача технологий судовождения в “неизвестных водах”,информационное, финансовое и материально -техническое обеспечение "Боспорских войн" etc.)
Казаки несли ответственность только перед товариществом, задругой.
Никто не обладал абсолютной властью, а лидеры должны были действовать в интересах всей группы.Неумение руководить или проявление скупости могли привести к тому, что вожаки теряли своё положение.
Чтобы иметь дело с традиционным, сословным, иерархическим обществом, требовались связи.
Чтобы обзавестись такими связями, надо было принадлежать к какому-либо братству или магнату. И сечь была очень привлекательна, для людей с авантюрным складом характера.
Морские операции представляли собой рискованное и весьма дорогостоящее предприятие, зависевшее от разветвлённой сети, в основе деятельности которой лежало понимание и доверие.
Запорожцы доверяли друг другу и знали тех власть имущих, кто предоставлял им убежище, защиту от закона и рынок сбыта для товара (движимого и недвижимого).
Сойдя на берег вожди рыцарства запорожского отчитывались перед немногими влиятельными покровителями, которые защищали их деятельность.
Но действовали они отнюдь не в одиночестве. Мощнейшее лобби имели в "центре"в виде наследственной высшей элиты.
Могущественных банковских домов (Глинские, Строгановы -как агенты империи Фуггеров, ранее североитальянский банкинг)