Маньчжуры
Считается, что с воцарением маньчжур на китайском престоле (1644 AD) “Великая стена” (Ван-ли-чанг-чинг, то есть “стена в 10 000 ли”, которая реально в 5 000 ли) потеряла свое значение; её перестали поддерживать, a местами уже её материалами пользовались для возведения казённых и частных зданий.
Говорят, что в 1644 AD маньчжуры в числе 40 000 человек “перешли Великую стену” и, под предлогом помощи Китаю в усмирении мятежа, овладели Пекином и возвели свою династию на китайский престол.
Опытом кавалерийских набегов в Китай выяснилось, что хотя вся горная полоса, прикрывающая Чжилийскую провинцию с севера и запада, вполне проходима для войск, но полного успеха здесь достигнуть нельзя, пока прибрежный участок (Ляози), через который пролегает удобнейшая дорога, не будет принадлежать маньчжурам, иначе китайские войска, в ней сосредоточенные, не перестанут угрожать тылу маньчжурской армии.
Маньчжуры посылали в течение нескольких лет сильные конные отряды, которые проникали в глубь Китая через проходы в горной полосе: Губейкоу, Душикоу, Нанькоу (Цзюйюн-гуань), Гуйхоу-чэн и другие.
Сильные отряды доходили даже до Цзинаньфу и Янь-чжоу-фу.
В борьбе с династией Мин маньчжуры, предводимые Тайцзуном, вместе с коорциньскими монголами, ещё вышли в 1629 AD к Изи-чжоу, около Пекина. Но говорят, что Чжун-вань успел ввести в город сильный отряд, что и заставило маньчжуров отказаться от овладения Пекином.
Естественной западной границей Маньчжурии, страны на крайнем северо –востоке Китая, следует признать хребет Большой Хинган:
- однако, область, лежащая к западу от Большого Хингана (бассейн оз. Далай-Нор, северо-западная часть так называемой "Травяной земли"), причислялся всегда к Маньчжурии
- с другой стороны, бассейн верхнего течения р. Шара-Мурень, лежащий к востоку от Большого Хингана, издавна входил в состав внутренней (южной) Монголии (Халха, северная Монголия находилась в вассальной зависимости от Китая)
Таким образом, границы большой Маньчжурии, проходили условными линиями от Шанхай-Гуаня через Бодунэ — Хуланчэн — Цицикар — озеро Далай-Нор.
В этих пределах Маньчжурия занимала 14 000 кв. м. (680 000 кв. вёрст), то есть, например, была несколько больше Австро-Венгрии в её лучшие времена. Население Маньчжурии составляло вероятно около 1 млн человек (манчжуры, дагуры, чипчиры, солоны).
Живой (разговорный) манджурский язык сохранялся ещё сто лет назад во всей северной Манджурии, а также и за пределами её, например в восточном Туркестане, где были манджурские гарнизоны.
Недалеко от старой китайской крепости Шаньхай-гуань у Ляодунского залива, ещё в начале прошлого столетия начинался земляной вал с остатками посаженной несколько сот лет тому назад ивовой изгороди, идущий в северо-восточном направлении до самого Гирина и предназначавшийся некогда для ограждения Южной Маньчжурии от набегов северных орд (как монгольского, так и тюркского происхождения) с запада.
Собственно “маньчжуры”, ставшие в 1644 AD господствующим сословием в Китае, составляли вместе с сибо и солонами (племена “чжурчжэньского” происхождения, то есть тунгусской группы или, как говорят, “урало –алтайская” народность) войсковое сословие, вроде нашего казачьего.
Удобнейшими путями для набегов северных орд во всех отношениях были восточные, проходящие вдоль Большого Хингана (мяса и подножного корма в юго-восточной Монголии было много; недостаток воды возмещался легкостью её добывания в виду близости подпочвенных вод).
А вот караванные пути от Урги на Калган (Гуньчжуйский, Дарханский и Аргалинский) и путь богомольцев в Тибет из Урги на Алашань пересекали пустыню Гоби (300—500 вёрст), где номадам приходилось встречаться с недостатком и в подножном корме.
С большими усилиями и потерями (вместе с коорциньскими монголами), были взяты защищавшие Ляози крепости: Бицзягань, Ташань, Синь-шань, Сяо-лин-хэ, Суншань и, наконец, был взят сильный укреплёный пункт Цзинь-чжоу; оставалось овладеть крепостью Шанхай-гуанем.
Китайская империя, раздираемая внутренними смутами, находилась на краю гибели.
Восстания вспыхивали в различных местностях. Один из мятежных вождей, Ли-цзы-чэн, собрав значительный отряд, овладел главными городами в бассейне Желтой реки, после чего двинулся на Пекин, который взял в 1643 AD без особых усилий.
Минский император удавился на собственном поясе, и Ли-цзы-чэн стал правителем Небесной империи.
Но северо-восточная часть Чжилийской провинции, где были сосредоточены преданные Минам войска, под начальством опытного и энергичного полководца Ву-сань-гуя, оставалась не завоеванной.
Ли-цзы-чэн с одной стороны и Тайцзун — с другой, посылали Ву-сань-гую самые лестные предложения.
Последний предпочёл союз с маньчжурами с единственною целью, чтобы низвергнуть Ли-цзы-чэна и восстановить законный порядок в Китае.
Он предоставил маньчжурской армии (40 000 человек) проход через Шанхай-гаунь, который тотчас и был занят последними.
Союзники разбили Ли-цзы-чэна, выступившего к ним навстречу, при Юн-пин-фу (1644 AD).
Маньчжуры, вступив в северную столицу, то есть Пекин (Цзин-чен), немедленно приступили к подчинению себе всего Китая, a сам Абахай (Тайцзун), маньчжурский князь и полководец, занял китайский престол, положивши начало дай-цинской династии, правящей в Китае вплоть до прошлого столетия .
Монголы
Что касается древности, то говорят, что :
- частые набеги монгольского племени Ху на северный Китай Суйской династии (581—619 AD) побудили государя Янь-Цзань назначить в 584 AD 150 000 рабочих для постройки крепостей
- в 1211 AD монголы, даже овладели крепостью Цзюй-юн и произвели в ней большие разрушения
- в 1465 AD монголы Боло вторглись в провинцию Гань-су, но были изгнаны оттуда Чжань-Дуном
Русские тоже внесли свой вклад в формирование истории ancien монголов:
-
Образование монгольского государства описаны в так называемой "Тайной истории" монголов (оно же- "Сокровенное сказание").В отличие от "Юаньши", официальной истории монгольской династии Юань на китайском троне, она мол много веков “оставалась спрятанной” в Тайном архиве императорской библиотеки в Пекине.Текст этот был открыт для европейцев только в XIX веке русским иеромонахом Палладием (в миру Кафаровым) и стал одним из основных источников сведений о монголах и Чингисхане. Споры о его датировке идут до сих пор, но сейчас многие "учёные" склоняются к тому, что "Сокровенное сказание" написано в 1228 AD, во время курултая по случаю избрания преемника Чингисхана, и мол,только одна глава дописана позднее
-
Единого для всех "императорского сборника законов" –так называемой "Великой Ясы", написанного мол, на основе уйгурского алфавита, никто конечно и никогда, как члена у комара, не видел, но все, как водится, знают, что он есть (был), по системе перекрёстных ссылок и цитат. Отечественная историография тут тоже неплохо постаралась -" ...полный текст до нас, к сожалению, не дошел, но упоминание многих положений Ясы в трудах древних историков позволяет понять ее суть..", вот так кодекса самого нет, а суть понятна.
-
В Эрмитаже хранится найденный неподалеку от Нерчинска в 1818 AD камень с надписью, которая сообщает, что по дороге из Туркестана в свой последний поход в Китай Чингисхан разбил лагерь в низовьях Онона. Были устроены военные игры....
Монголы выходят на историческую арену в конце Seicento. Число номад всегда было ограниченно их социально -производственным механизмом, недавний пример, -киргиз -кайсацкая орда.
Покорив в Seicento Монголию, маньчжуры оставили существовавшую в ней удельную систему управления, приурочив только к ней практиковавшееся y них военное ycтpойство.
При этом уделы обратились в военную единицу, названную "хошуном", в переводе "отдельный отряд под одним знаменем". Хошуны делились на "сумуны" (по 150 семейств), выставлявшие по одному эскадрону в 120 всадников.
Группы уделов, принадлежавших одному княжескому роду, образовали военные корпуса (аймаки).
Так, Халха образовала 4 корпуса (аймака), южная Монголия — 6, Кобдоский округ — 2.
Высшее командование войсками в Монголии принадлежало 4 цзян-цзюням из маньчжуров; войсками аймака командовал один из родовых Маньчжурских князей (цзасак), в помощь которому учреждалась должность цзахиракчи из людей, сведущих в военном деле.
Низшие военные должности отправлялись цзангинами.
Военное устройство страны конечно со временем утратило свое первоначальное значение и прежние военные подразделения существовали уже только в качестве гражданских единиц.
Гражданским правителем в каждом аймаке Халхи являлся выборный из князей этого рода под именем сеймовой старшины; раз в 3 года собирались княжеские аймачные сеймы.
Управление других районов Монголии имело некоторые особенности.
Высшая административная судебная власть в стране принадлежала до 1911 AD китайским чиновникам, амбаням, большей частью из маньчжуров, и цзянь-цзюням.
В конце 1911 AD северная Монголия отложилась от Китая, объявив своим главою ургинского хутухту, который считался первенствующим духовным лицом во всей стране.
В состав независимой Монголии тогда вошли Халха, Кобдоский округ и Хулун-Буирский (Хайларский) округ Маньчжурской провинции или так называемая Барга.
Южная (внутренняя) Монголия продолжала находиться в неопределённом положении.
По племенному составу население Монголии принадлежало четырем группам: монгольской, тюркской, китайской и тунгусской.
К первой относились монголы, образующие главную массу населения: их было около 2 миллионов человек, занимающих 80% территории.
Они подразделялись на восточных или собственно монголов, и западных, состоящих из различных народностей монгольского происхождения (дурбеты, мингиты, олюты, тарачины etc.), населяющих Кобдоский округ.
К тюркским народностям относились киргизы — по южным склонам Алтая и Чёрному Иртышу, урянхи — по верхнему Енисею, кокчу-лутуны — по верховью р. Кобдо и котоны — по озеру Убса.
Китайцы встречались повсюду, образуя главную часть оседлого населения, преимущественно во внутренней Монголии. По данным 2-ой китайской переписи 1911 AD, в Монголии значится до 383 000 китайцев.
Наконец, к тунгусской группе принадлежли маньчжуры (преимущественно чиновники) и солоны, кочующие на северо-востоке y озер Буин и Далай-нор.
Кочевые монголы обитали и в Кашгарии (Китайском Туркестане) и Илийском крае (гористая страна, прорезанная долинами системы р. Или и расположенная на северном склоне Тянь-Шаня), то есть в Синь-Цзянской провинции Китая.
Если не тиражировать басни историографические (не ясно с какими –такими “монголами” сражался некий “герцог Нижней Силезии” “Генрих II Благочестивый” у Вальштадта в Trecento), а говорить о реальных ancien монголах –”завоевателях”, то стоит отметить:
Во–первых, хана ойратского или олотского (Западной Монголии) Галдан -Бошокту, известного своими военными действиями против Халхи и Китая.
Был сыном хана Батур-хун-тайчжия. После обычных в Азии кровавых распрей между наследниками Батура, Галдан -Бошокту утвердился на ханском престоле около 1671 AD.
Объединив под своею властью западно-многольские племена, предпринял ряд походов с целью покорения Халхи, находившейся в вассальной зависимости от Китая.
Вначале эти походы велись удачно, но затем, понеся ряд поражений от китайской армии и брошенный своими союзниками, Галдан -Бошокту отчаялся в возможности вернуть потерянное и покончил с собою в 1697 AD, приняв яд.
Во -вторых олотского хана, внук Галдана-Бошокту, Галдан -Церена.
Вступив на престол в 1727 AD, Галдан -Церен решил привести в исполнение честолюбивые планы деда, едва не покорившего в 90-х годах Seicento всю Халху.
С первого же года своего царствования он начал набеги на земли халхаских князей. В один из своих походов в Халху (1732 AD) он потерпел неудачу, a его разбитые войска, встретив на своем пути богатый и особенно почитаемый в Халхе монастырь Эрдени-цзу, принялись за грабёж.
Возмущенные халхасцы бросились преследовать Галдан-Церена и истребили около 30 000 не ожидавших нападения олотов. Сам Галдан-Церен успел спастись и приступил к переговорам о мире, который и был вскоре заключен. Поражения, нанесенные халхасцами, настолько подорвали силы олотов, что уже до конца жизни Галдан-Церен не мог оправиться и возобновить свои завоевательные предприятия.
В военном отношении больше прославились непальцы –монголы, надёжнейшие гуркасы (гурки) из состава туземных войск, подчинёных английскому правительству.
Китайский распределительный эффект
Плотность 10 чел.на кв. км представляла собой в Seicento нечто вроде порога.
В мире Seicento 10-12 млн.кв.км (8% полезной площади) имели плотность превосходящую этот порог (вплоть до 150 чел на кв.км в Кампании и в дельте Янцзы)
Чуть больше трети этого привилегированного пространства находилось в Европе. Несколько меньше трети –на Индостанском полуострове, включая Декан, 25 чел.на кв.км.
Несколько больше трети в Китае, переживающем процесс быстрого роста.
На территории, несколько меньшей 5 млн.кв. км, Китай в предмодерн испытывал скачки (скорректированные официальные цифры) между 80 (1650 AD) и 120 млн. душ (1700 AD), иначе говоря перед нами европейская, но распределённая абсолютно иным образом плотность 20-30 чел. на кв.км.
С 1700 AD по 1800 AD на выросшем с 3, 5 до 4,5 млн кв.км пространстве население Китая возросло с 120 до 300 млн душ.
Европа предмодерна не последовала дальше. Китайская плотность (80 чел. на кв.км) в конце Settecento почти вдвое превосходит европейскую.
Суммарное население, например провинции Цзяннань (исторический культурно –экономический центр) в дельте Янцзы, характеризующейся высокой рождаемостью, относительно низкой смертностью и превышением уровня иммиграции над эмиграцией, выросло с 20 миллионов в 1620 AD до 30 в 1750 году, а также число горожан возросло с 15% до 20%.
Многие историки предполагали, что необходимый рост сельскохозяйственного производства был достигнут в рамках процесса "инволюции" (то есть не за счёт повышения производительности труда, а благодаря увеличению усилий).
Тут сразу возникает вопрос. А что мешало китайским пейзанам увеличить производство раньше, если для этого надо было только приложить дополнительные усилия? Нет, здесь не всё так однозначно. Реальность многомерна.
Расширение “горизонтов возможного” несли с собой иезуитские миссионеры (их хронотоп включил Китай и Америку в Божественный промысел) и бенедиктинские монахи.
В Китае эффект множителя (см.ниже) был в ещё большей степени чисто внешним.
Имел место и инновационный процесс. И определённые усилия маньчжурской администрации на снятие системных ограничений роста.
В начале Seicento, большинство крестьян были не в состоянии вкладывать денежку в улучшение своих земель, из-за непосильного фискального гнёта. Волов для пахоты и подъёма или откачки воды (насосы) арендовали крайне редко.
При династии Мин, крупные землевладельцы вступив в коррупционный сговор с должностными лицами, активно избегали налогов, которые легли более тяжким бременем на крестьян.
Маньчжурской династии удалось прижать провинциальные элиты и сократить значительную часть чиновников.
Условия производства и обмена для крестьян были значительно улучшены (в частности обеспечение долгосрочной аренды, выраженной в % от урожайности риса). Возник динамичный рынок земли.
Распространение двойных культур (см. таблицу), сопровождалось существенным увеличением в региональной специализации, дальнейшим повышением эффективности сельскохозяйственного производства.
Инновациям способствовало культивирование в дельте Янцзы риса раннего созревания из Индокитая (Чампа). Процесс внедрение занимал конечно не одно десятилетие.
Тут нужна была и акклиматизация культуры и другие усовершенствования были необходимы (дренаж, орошение, соответствие новых сортов с режимом удобрения), что и объясняет медленное развитие этой новой системы.
Тем не менее доля земель с новой, двойной системой земледелия (рис и фасоль, рапс) в Цзяннане увеличилась с 40% примерно в 1650 AD до 70% столетие спустя.
Ну и конечно, использование животных (волов) и удобрений, повсеместное в дельте уже к 1700 AD.
В Восточно-Азиатский центр (по –Вавилову), который включает умеренные и субтропические части Центрального и Восточного Китая, многие двойные культуры пришли извне .
Зерновые и зернобобовые (соя) или хлопок с Севера, рис и шелковица или зернобобовые (фасоль) с Юга
Возникла новая, дальняя межрегиональная торговля (импорт в долину Янцзы с севера, зерно зернобобовых, жмых, шроты и зелёная масса etc.)
Изменилась кардинально и структура занятости. Доля мужского труда заметно возросла, а сельскохозяйственного женского труда почти исчезла.
Женский труд в основном сосредотачивается на текстильном производстве. Производство хлопчатобумажных тканей удваивается за сто лет.
Отсюда и резкое снижение выкидышей, эндемической женской и детской смертности в период проведения полевых работ, столь характерной для early modern.
Младенцы (пик рождаемости которых приходился на февраль - апрель) летом мёрли от энтероколита и ослаблении лактации у женщин, вызванной полевыми работами.
Пятеро детей-это более чем достаточно, чтобы обеспечить замену родителям, 3-4 % бездетных пар, а также холостякам.
Но всё упирается в смертность. Проблема не родить была, а сохранить их. Детская смертность была, до года -28,8 %,от года до 4-14,5%, от 5 до 9-3,8%, от 10 до 19-4%. То есть до 20 лет доживали меньше половины рождённых -48,9%.
В хороших странах и в хорошие времена до 20 лет доживали 60-65 %.
И долина Янцзы стала “хорошей” страной, с позитивной аномалией смертности на всём протяжении Seicento -Settecento и позитивным балансом рождаемости.
Чай (да и вообще употребление только кипячённой воды) и освобождение от полевых работ женщин - две победы человека в Китае предмодерна, обеспечившие условия для роста населения.
Для крестьян, так как количество дней труда возросло, это привело к повышению их доходов.
Да и в в новой двойной системе земледелия, выгоды от второго урожая не уменьшалась на фиксированные маньчжурской династией расходами (налог, арендная плата).
С другой стороны, с общенациональной точки зрения, успехи в плане производительности труда находились, конечно на довольно низком уровне.
Элита и власти воспользовались лишь в весьма ограниченных масштабах ростом производства (арендная плата и налоги, были почти заморожены).
В то же время, тройной рост населения привёл и к росту государственных расходов.
В 1800 AD, большая часть излишков были исчерпаны массовым демографическим ростом .
Правительство Цин столкнётся с трудной задачей по удовлетворению потребностей в три раза большего населения с более узкой ресурсной базой.
Уже в 1800 AD, крестьянская семья из пяти человек имеет только 30% от необходимого минимума для потребления. Тут сказалось и падение цен на хлопок. Кроме того, дальнейшие инновации (внедрение зимнего риса) страдали от снижения прибыли.
Распределительный эффект .
Доход на душу населения, порожденный привлечением женщин в текстильное производство, увеличился на 40%, а продуктивность в сельском хозяйстве увеличилась только на 15%.
Ведь средняя урожайность риса, возможно, возросла с 1,8 –2,1 Ши с одного Му (это вроде около 6 акров) до 2,5. Урожайность зимних культур в среднем, вероятно составляла 0,7 Ши.
Элита не имела таких возможностей как в Англии, где крестьяне были сведены an masse к безземельным рабочим и аграрные отношения позволили классу землевладельцев захватить львиную долю производительности (через повышение арендной платы) и где распределительного эффекта не произошло.
Люби –как душу, тряси – как грушу.
Схема распределения в Китае была ближе к Нидерландам. Но не продуктивность.
Эффект множителя
Взрывообразное расширение Средиземноморья до всемирного экономического пространства - достижение l'Epoque changement (1450 -1550 AD)
Распространение христианства - явление первой половины l'Epoque moderne antérieure (1560 -1650 AD)
Огромная масса сведений была собрана воедино.
поскольку миссионерское служение не может полностью избежать взаимовлияния культур, миссионеры создали сравнительную этнографию, историю и географию “цивилизаций”.
Это богатство вернулось в Европу в среднем через полвека.
Ответная реакция наметилась около 1680 AD.
В сфере информации, необходимой для создания гуманитарной науки, чудо 1680 -х годов соответствует научному чуду 1630 -х (математизация мира).
В Китае эффект множителя был в ещё большей степени чисто “историческим”.
Относясь к истрической литературе с большим вниманием, маньчжуры создали даже особый комитет, которому было вверено общее руководство издательским делом, носившим почти исключительно государственный характер.
Молодая маньчжурская династия прежде всего стремилась раскрыть историю Китая при прежних династиях — Минской, Юаньской etc.
Появились переводные труды по общей истории Китая. Новые властители Китая по совершенно понятным причинам стали проявлять большой интерес также к собственной истории и к личности ее героев. Появились обширные труды по истории маньчжур, сборники указов отдельных императоров etc.
Присоединив к Китайской империи ряд новых областей и дав им новую организацию, маньчжуры естественно создали новое законодательство как для своего народа, так и для населения подвластных стран.
Сохранив в общем издревле установившиеся гражданско-правовые отношения и взяв за образец в их нормировании китайские законы, маньчжуры выработали в политической области свои новые нормы, которые обеспечивали их господство и одновременно мирное сожительство разноплеменного населения громадного государства.
История “Древнего” Китая -заслуга миссионеров конца Seicento (Китайские древности -1).
Поскольку китайская хронология была “длиннее” новомодной Книги Бытия (хотя сама китайская цивилизация объективно моложе средиземноморской), экзегеты (специалисты по толкованию канонических религиозных текстов) старались их “примирить”.
Хорн (1666 AD) и отец Пецрон (1691 AD) предполагали, что Фу Си (первый китайский император согласно традиционным “хроникам”) был никто иной, как Адам.
Идеальное решение.
Вальмон (1696 AD), более умеренный, отождествлял его с Ноем, а отец Фуке (1730 AD) -с патриархом Енохом.
“.. нам, современным нациям, потребовалось десять -двенадцать столетий, чтобы хоть немного выучиться геометрии, но стоило путешественникам, о которых идёт речь, прибыть в какую -нибудь дикую страну, как там начинали предсказывать затмения..Конфуций упоминает о тридцати шести, тридцать два из них подтвердили миссионеры -математики. Но это обстоятельство нимало не смущает тех, кто превратил Ноя в дедушку Фу Си..”
Что до “древности” китайских затмений и “точности” сведений, сообщаемых в “хрониках”, Вольтер. заимствовал их из истории китайской астрономии отца Гобиля (1732 AD), который привязал “первое затмение”, отмеченное китайскими астрономами, к 2155 АС.
Десять -двенадцать столетий, это Вольтер вслед за Ньютоном и мавристами, ведёт счёт конечно не от “первого” века “Филиппа и Александра, а также Периклов, Демосфенов, Аристотелей, Платонов, Аппелесов, Филлид, Праксителей..”, а от момента имплозии средиземноморской цивилизации.
Гомера он не упоминает конечно, потому что самый строгий критический ум эпохи Джамбаттиста Вико подвёрг сомнению существование Гомера, на что его вдохновили бенедектинцы из конгрегации святого Мавра (творцы истории, как науки -Monumenta historica) и друзья Вольтера из Сенонского аббатства (чья библиотек не уступала своим богатством библиотеке Сен-Жермен-де-Пре).
Отец Кальме (его Вольтер вывел частично в образе Гермагора), помогал готовить к печати “Опыт о нравах”.
Настоятель Сенона, к тому времени достигший восьмидесяти трёх лет, никогда не слышал о мадам помпадур, но написал много десятков томов экзегетики и даже всеобщую историю.
Рядом с этим кладезем мудрости Вольтер ищет сведения о происхождении церковных иерархов.
Он с беспокойством следит за тем, как старик карабкается вверх по шатким лестницам, чтобы дотянуться до огромных фолиантов.
Весь монастырь впрягается в работу над нечестивым “Опытом..”.
Монахи разыскивают нужные страницы, строки, цитаты.. Историческая наука имеет глубокие христианские корни.
В Женеве Вольтеру в гигантской подготовительной работе помогают уже друзья -пасторы.
Работы Вольтера и Монтескье представляют собой следствие невероятной и безупречно использованной эрудиции “творцов исторического контента”.
Подобно тому, как претрансформизм и креационизм суть следствие умножения биологических знаний, конкордизм и релятивизм -одновременное следствие умножения историографических и географических сведений.
Конкордизм -концепция, согласно которой возможно и необходимо согласование библейского сказания о миротворении с данными “науки”
В 1592 AD вышло первое каноническое издание Вульгаты с предисловием кардинала Роберто Франческо Ромоло Беллармино (учитель латинской церкви).
Полемизируя с протестантами, Беллармино всегда подчеркивал, что Библия создана Церковью.
Отец так называемого “древнееврейского” языка (написал грамматику, многократно переиздававшуюся). Один из создателей Вульгаты и патрологии.
В связи с делом Галилея (которого журили собственно не за научные идеи, а за издание книги на тосканском диалекте, а не латыни) много размышлял и писал о соотношении науки и Библии.
Беллармино даже дал Галилею своего рода охранное письмо, в котором подтверждал, что тот никогда не привлекался к ответственности за свои теории.
Беллармино немного раздражало, то, что мол, космологию Вульгаты конструировали на основании самых передовых научных сведений, полученных на основе измерений новейшими, превосходными инструментами в первой мире специальной астрономической обсерватории (Uraniborg).
Тихо Браге не признавал гелиоцентрической системы мира и взамен её предложил другую, более стройную - Солнце движется вокруг Земли, стоящей в центре мироздания, а планеты - вокруг Солнца.
На основании ценнейших наблюдений Браге, Кеплер и вывел свои знаменитые законы движения планет.
В письме к ученому монаху Паоло Фоскарини, защитнику коперниканства, Беллармино писал:
“Мне кажется, что Ваше священство и господин Галилей мудро поступают, довольствуясь тем, что говорят предположительно, а не абсолютно; я всегда полагал, что так говорил и Коперник”.
Deleted comment
hvac
December 14 2009, 09:38:43 UTC 9 years ago
В мире много мест, проход через которые определён обстоятельствами. Потому что другие пути ещё хуже. Для войск.
Если говорить о Европе, то это Моравский и Бельфорский проходы.
Если говорить вот о маньчжурах, то союзная армия, вместе с монгольскими племенами составляла около 100 тысяч.
Но монголы на авантюру с походом на Пекин не подписались. После провального предприятия 1629 года
Маньчжуры же готовились 15 лет. Был шанс утвердиться в Китае, и они его использовали на полную катушку.
Последовательно и неуклонно -предварительно овладев прибрежным укрепрайоном Ляози и защитив коммуникации.
Стратегический узел, ключевую крепость Шанхай-Гуань, этот аналог китайского Бельфора, Тайцзуну сдал вполне сознательно китайский "фельдмаршал", чтобы покончить с недоговороспособными скотами ввергнувшими Китай в лихолетье.
vlkamov
December 14 2009, 14:37:49 UTC 9 years ago
:-))))
hvac
December 15 2009, 01:22:09 UTC 9 years ago