И я тоже читал - да, да, читал - Б. Акунина. После того чтения у меня остался только один вопрос. Что же, собственно, "приличным людям" так не нравилось в Пикуле? А ведь было время, считалось, что "Пикуля нельзя-с, это для быдла".
Ну хорошо, Пикуля нельзя-с. А почему тогда Акунина можно-с? Не за "детективный" же "сюжет" (тем более, какой там "детектив", "смешно-с").
Правда, Акунин очень не любит "эту страну", и это вкручивает не без огонька и таланта ("как сла-а-адостно Россию ненавидеть"). Во всём же остальном он - - - и даже - - - по сравнению с тем же Пикулем.
Ну конечно, ведь как же можно считать Достоевского и массу прочих гойских писак, любящих Россию, писателями? Гои ведь даже не люди, так, быдло-с. А вот _настояшие_, чистокровные писатели... может, Фейхтвангер? Странно, тот тоже ¨эту страну¨ почему-то полюбил... хм... запутались мы немножко!
Я сама, в дисциплинарном порядке, пробовала для преодоления интеллигентских предрассудков, и точно скажу: именно оно, т. е. нельзя-с. Ничего политического, просто как оно буквами по бумаге лежит. Правда, я тогда и Пикуля снова пробовала, с тем же результатом.
А откуда такое про Пикуля? Мне у Пикуля просто язык (построение фраз, словарный запас) не очень нравился, но в целом - неплохо. У Акунина неплохая стилизация повсюду, но слишком уж однообразная.
оба средней руки беллетристы. но пикуль помер, а бакунин жив, потому имеет завистников к тиражам и деньгам. публика - дура, что давно известно. читают люди всякую дрянь, тратят драгоценное время, как будто триста лет жить собираются.
Талантливого? М-да. Что же тогда неталантливый писатель? Который на заборе I Love Spartak-Moskva напИсал? Для иностранного нерусскоязычного читателя "акунин" возможно и сойдет...
Ну, к примеру, с точки зрения филолога-русиста (в моем, простите лице) Акунин вполне талантливый беллетрист. Не большая литература, конечно - но вполне и вполне приличное чтиво. Не претендующее, кстати, быть большой литературой. А кого же Вы назовете в качестве талантливых русских беллетристов из ныне творящих писателей?
Стоп. Какое ограничение снимаем-то? Классиков тоже берем - или иностранцев можно с нашими сравнивать?
Если сравнивать Акунина с нашими старыми писателями - то они оказываются в разных лигах: в советское время беллетристика класса Акунина у нас не писалась, а переводилась (Агата Кисти, Конан Дойль). Наши писатели занимались высокой литературой, а не детективчиками всякими. А чтобы подверстать под это дело дореволюционную беллетристику (Арцыбашева какого-нибудь, да хоть бы и Помяловского) - надо проводить полноценное историко-литературное исследование. Потому как живых читателей с той эпохи не осталось.
А если с иностранцами сравнивать - так по тем же самым причинам наша беллетристика (в смысле, литература, написанная по потребностям читательской аудитории) глубоко вторична – в случае Акунина, по отношению к советским переводам Агаты Кристи етс).
Акунин пишет детективы, а не беллетристику. Беллетристика - это например Пикуль. А Акунина надо сравнивать с Юлианом Семеновым, братьями Вайнерами, на худой конец , с О. и А. Лавровыми. Стилизация под старину здесь ни причем, к жанру это отношения не имеет.
И шо ми имеем с грузинcкого гуся? Ни кожи, ни жиру. Бездарь ординарная.
Семья Романовых -- пидоры, трусы, ничтожества, убийцы. Великие княжны -- бляди. Обер-прокурор Святейшего синода -- антихрист. Его подручные -- убийцы-изуверы. Городничий -- хуже любых бандитов. Помещик -- тупой альфонс, готовый продать собственного сына. Крестьяне -- грязные, как свиньи, понимают только силу. Цирк уродов.
С другой стороны, Азеф -- демонический красавец, тонко чувствующий, но ожесточившийся сердцем, пострадав от черносотенцев. Террористы -- люди хоть и заблуждающиеся, но милые. Практически любые иностранцы, имевшие несчастье забрести в Россию, -- луч света в тёмном царстве.
Ну, всю экспрессию в этот список добавили именно вы, г-н аноним. Потому как для Акунина вел. кн. Ксения из "Коронации" - не блядь, а влюбленная девушка. Городничий же - вообще синкретический образ, составленный из реального Вл. А. Долгорукова и нашего родного Юрмихалыча. Все прозрачно до невозможности. Опять же, великий князь Симеон Александрович (персонаж той же "Коронации", обозванный вами "пидором") описан в романе не "противным пидором", а вполне себе отрицательным - да - человеком, которому его наклонности ставились в вину только патриархальным Зюкиным. Наконец, главная идея всего фандоринского цикла - honor primum, alia deinde - кажется, осталась вами незамеченной. Потому как Фандорин защищает "неоптимальное", с т.з. европейцев (и, быть может, авторской тоже) устройство России только потому, что она Россия, и Фандорни к ней "привязан" долгом. То есть тут не русофобия в протагонисте, а высокая патриотическая патетика. Жаль, что вы этого не видите...
а почему Акунин не любит? Пикуль более подробно пишет, и более реалистично, на мой взгляд, но про Акунина не сказала бы, что он не любит. я бы даже сказала наоборот...
Пикуль раздражал прежде невиданной в прозе концентрацией восклицательных знаков на странице. Чем раздражает Аукнин - не знаю, не пробовал. Я лучше Корецкого... того-сь.
Все эти примеры "торжества нового стиля в культуре", и "и даже патриоты могут печататься" огорчают. Вот в свое время среди приличных людей считалось неприличным ссать в рот. В газете в "проклятом СССР" в отделе службу знакомств таких обьявлений не давали. А сейчас, пожалуйста, и "золотой дождик", и "мама и дочка", и "капрофагия".
Ну что все к Пикулю привязались за его "Нечистую силу"? И писал он может не для аристократов (ИМХО более близких к дегенератам) а для тех кто хотел прочитать про величие России. Про того же Фандроина я лично прочитал до конца чисто из принципа, чтобы ориентрироваться. А Пикуля читаю для собственного удовольствия. Кстати на том же уровне стоит "Золотая шпага" Никитина
Акунинского "Азазеля" недавно на иврит перевели. Дал подружке почитать. Пока не дочитала ни на что не реагировала. А ей Россия как вам Индонезия. Любит или ненавидит? Интересно, блин
Как раз в "Барбароссе" Пикуль, похоже, вляпался в то же говно, что и подавляющее большинство народа. А именно в совершенно дремучий антисоветизм. Думаю, доживи он до сегодняшних дней - стыдился бы этого романа. Поскольку Родину все-таки любил.
вляпался в то же говно, что и подавляющее большинство народа. А именно в совершенно дремучий антисоветизм. ---- Вы юноша, видать, много знаете о соввласти. Пожили при ней. Сидели бы лучше тихо и помалкивали бы в тряпочку. Натан
Очень уместная параллель. Акунин - не самый мой любимый писатель, и "бульварность" Пикуля, на мой взгляд, преувеличена советскими интеллигентами (Пикуль хотел быть "красным Алдановым"). В некоторых своих проявлениях Пикуль даже симпатичнее Акунина. Но... Акунин гораздо конструктивнее Пикуля, в нём больше чувства меры и, как ни парадоксально, позиция Акунина патриотичнее позиции Пикуля. Поясняю... Каждый из этих писателей работал для своей аудитории. Аудиторией Пикуля был "советский человек, интересующийся историей" - очень эмоциональный, порой обаятельный, но "живущий с чистого листа" и часто не отличающий зло от добра. По этой причине у Пикуля можно встретить неприятные сюрпризы. Сначала всё замечательно: андреевский флаг, флотские традиции, славные матросы. И вдруг - бац - и "Нечистая сила", в которой старательно и последовательно обгаживаются русский царь, царица, царский двор, русская аристократия и проч. - причём обгаживаются в сквернейших традициях. И при этом произведение считается необыкновенно "патриотическим". То есть зло воспринимается публикой как добро, ушат гадостей смакуется как фиал нектара. Подобные вещи мне ОЧЕНЬ не нравятся. Я не люблю безответственность. Не люблю невменяемость. Аудитория Акунина - не самая приятная аудитория, но она вменяема (и это - главное). Данная аудитория - "менеджеры-профессионалы". Они упиваются тем, что воспринимают Фандорина как подобного себе "менеджера-профессионала", испытывающего на своей персоне окружающее дуболомство, но, несмотря ни на что, "хорошо делающего свою работу". Идейный посыл "фандоринского цикла" - своеобразный "экзистенциалистский патриотизм": пускай дурость начальства, пускай всевозможные интриги и гадости, пускай абсурд бытия, пускай "дороги и канавы", всё равно надо любить Россию и работать на её благо (как это делает Фандорин). Эта позиция по-своему высокомерна (она приучает глядеть на всё "с поднятой бровью"). Однако она - наилучшая (в принципе) позиция для "менеджера-профессионала", ибо "профессионал" не может ни закрыть глаза на "канавы", ни смириться с ними (это равнозначно отказу от "профессионализма"). Не будь "фандоринского пути", "профессионалы" были бы обречены на самую чёрную истерическую русофобию. "Фандоринский путь" спасает их от этого. В конце концов, я думаю что надо пожалеть "профессионалов" - они всего лишь хотят, чтобы уважали "хорошо сделанную ими работу" и не платили за эту работу хамством или равнодушием. Поэтому - пусть Акунин, пусть поднятая бровь, пусть отстранение. Главное - чтобы "профессионалы" добивались своего результата, который (в конечном итоге) пойдёт во благо России. А вот почему пикулевское неразличение добра и зла воспринимается как "патриотизм", а акунинский "экзистенциалистский патриотизм" - воспринимается как "сла-а-адостно Россию ненавидеть" - отдельный вопрос. И у меня есть ответ на него: потому что читатели воспринимают книги как дети. Вместо того, чтобы задуматься над "Статским советником" (актуальнейшим для России текстом) они сравнивают отношение автора к русскому аристократу Пожарскому и к еврею-террористу Грину и кричат: "Ага, Грина автору жальче, чем Пожарского".
И Пикуль, и Акунин - беллетристы. При этом Пикулю повезло меньше, чем Чхартишвили: 20-25 лет назад читать "романчики" народ стеснялся. И то, надо сказать, читали - и номера журналов с Пикулем расхватывали, и переплетали. А Акунину гораздо проще было запускаться. На момент старта фандоринского проекта что у нас в магазинах из русского современного было? - Фэнтези типа Перумова + фантастика типа Олди. Подростковая литература. - Маринина и иже с ней ("Убить Бешеного" етс.). Для людей без высшего образования. - Пелевин, Сорокин. Модно, круто, но читать противно.
В таких условиях создался дикий спрос на приятную для глаза литературу, которую было бы не стыдно почитать - именно что культурному человеку, но в метро. В метро, но культурному человеку.
ТЗ для такой литературы было довольно-таки простым: - приятный, реалистический стиль (нет сил в метро читать "по-филологически", а также щекотать нервы матом) - Хороший русский язык (чтобы не диссонировало - ибо у целевой аудитории таки есть некая начитанность) - Умеренная нагруженность метатекстом и гипертекстом (чтобы были "узнаваемые" детали, вызывающие радость: "О, а это я читал у Гиляровского!") - Соотнесенность с современностью, прежде всего в характерах персонажей (опять же, нету в метро никаких сил эмпатировать себя в XIX век - лучше пусть герой будет с понятной нам психологией; да и аллюзии на современные проблемы заставят улыбнуться).
Все это у Акунина есть. Как есть, кстати, и у другой звезды 1998 года - Татьяны Толстой. Но о ней другой разговор. Она гораздо менее мне мила, хотя "Кысь" - это наше всё;-)
Так вот. Это я говорю о том, почему разная реакция публики на Пикуля и Акунина. Диахрония, понимаете ли, 20 лет "делают разницу".
А по поводу сладостной ненависти Акунина к России... Тут я солидаризируюсь с kirillankudinov. ППКС, как принято говорить тут;-)
If you’re using Livejournal Instagram for the first time, simply use your Instagram username and password to login. If you don't have an account, please create one on iPhone/iPad/Android first.
ex_gregbg715
March 1 2005, 09:17:13 UTC 14 years ago
Нет таких.
probegi
March 1 2005, 10:31:07 UTC 14 years ago
хехе
Re: Нет таких.
Anonymous
March 1 2005, 10:47:25 UTC 14 years ago
Re: Нет таких.
probegi
March 1 2005, 11:02:51 UTC 14 years ago
хехе
кто из русских писателей "эту страну" любил?
danilevit
March 1 2005, 14:10:53 UTC 14 years ago
ex_aculeata
March 1 2005, 09:24:20 UTC 14 years ago
По-моему, нельзя-с.
Я сама, в дисциплинарном порядке, пробовала для
преодоления интеллигентских предрассудков, и точно
скажу: именно оно, т. е. нельзя-с. Ничего политического,
просто как оно буквами по бумаге лежит.
Правда, я тогда и Пикуля снова пробовала,
с тем же результатом.
karaulov
March 1 2005, 09:26:34 UTC 14 years ago
А вот, кстати или некстати, хотел тебе ссылочку дать в твою кунсткамеру, а то обидно - дневник этот сорок человек читает, да и те в основном, кхе-кхе, литераторы. А любопытно.
http://www.livejournal.com/users/koramyslov/37069.html?mode=reply
madius
March 1 2005, 09:29:11 UTC 14 years ago
Не Обращайте Внимания, Всё - Провокация,
egor_zabolotny
March 1 2005, 09:36:35 UTC 14 years ago
leva_brown
March 1 2005, 09:59:26 UTC 14 years ago
tymofiy
March 1 2005, 09:32:24 UTC 14 years ago
ex_ex_annut
March 1 2005, 11:07:15 UTC 14 years ago
avva
March 1 2005, 09:35:11 UTC 14 years ago
Пикуль серо очень пишет, на мой вкус.
ex_ex_annut
March 1 2005, 10:14:55 UTC 14 years ago
Anna Gidrid
December 6 2018, 10:37:05 UTC 8 months ago
ex_jetteim
March 1 2005, 09:44:12 UTC 14 years ago
Мне у Пикуля просто язык (построение фраз, словарный запас) не очень нравился, но в целом - неплохо.
У Акунина неплохая стилизация повсюду, но слишком уж однообразная.
Акунин и Пикуль - примерно ясно все с ними
xlebantiev
March 1 2005, 09:50:27 UTC 14 years ago
Re: Акунин и Пикуль - примерно ясно все с ними
krylov
March 1 2005, 10:23:56 UTC 14 years ago
Re: Акунин и Пикуль - примерно ясно все с ними
xlebantiev
March 1 2005, 10:27:29 UTC 14 years ago
pavell
March 1 2005, 09:50:55 UTC 14 years ago
serebr
March 1 2005, 10:21:47 UTC 14 years ago
golishev
March 1 2005, 10:58:41 UTC 14 years ago
>>>"если б Акунин написал что-нибудь подобное"
Если б зеленая мартышка защитила докторскую дисертацию... по полупроводникам...
ex_ex_annut
March 1 2005, 11:08:46 UTC 14 years ago
Надо говорить "написала", а "защитить" - наверное, не столь удивительно
golishev
March 1 2005, 11:17:29 UTC 14 years ago
Защитить докторскую у нас может и зеленая мартышка (Григорий Алексеевич Явлинский на днях это блистательно доказал)...
А вот НАПИСАТЬ докторскую дисертацию зеленой мартышке будет несколько затруднительно...
danilevit
March 1 2005, 13:53:47 UTC 14 years ago
golishev
March 1 2005, 13:54:40 UTC 14 years ago
danilevit
March 1 2005, 14:00:00 UTC 14 years ago
danilevit
March 1 2005, 14:01:22 UTC 14 years ago
leva_brown
March 1 2005, 09:58:43 UTC 14 years ago
да фигня всё это.
Anonymous
March 1 2005, 10:08:16 UTC 14 years ago
ex_ex_annut
March 1 2005, 10:11:16 UTC 14 years ago
Хотя на меня Акунин впечатления не произвел.
vlad_cepesh
March 1 2005, 10:12:50 UTC 14 years ago
Для иностранного нерусскоязычного читателя "акунин" возможно и сойдет...
ex_ex_annut
March 1 2005, 10:13:36 UTC 14 years ago
ха-ха
xlebantiev
March 1 2005, 10:26:56 UTC 14 years ago
Угм...
starogitnosti
March 2 2005, 16:17:49 UTC 14 years ago
А кого же Вы назовете в качестве талантливых русских беллетристов из ныне творящих писателей?
Re: Угм...
vlad_cepesh
March 3 2005, 07:16:17 UTC 14 years ago
А Мостовой - мировой, на собственный взгляд. Бывает.
$-)
starogitnosti
March 3 2005, 07:45:14 UTC 14 years ago
Re: $-)
vlad_cepesh
March 3 2005, 07:52:00 UTC 14 years ago
А-а...
starogitnosti
March 3 2005, 08:12:53 UTC 14 years ago
Если сравнивать Акунина с нашими старыми писателями - то они оказываются в разных лигах: в советское время беллетристика класса Акунина у нас не писалась, а переводилась (Агата Кисти, Конан Дойль). Наши писатели занимались высокой литературой, а не детективчиками всякими.
А чтобы подверстать под это дело дореволюционную беллетристику (Арцыбашева какого-нибудь, да хоть бы и Помяловского) - надо проводить полноценное историко-литературное исследование. Потому как живых читателей с той эпохи не осталось.
А если с иностранцами сравнивать - так по тем же самым причинам наша беллетристика (в смысле, литература, написанная по потребностям читательской аудитории) глубоко вторична – в случае Акунина, по отношению к советским переводам Агаты Кристи етс).
Re: А-а...
vlad_cepesh
March 3 2005, 08:22:56 UTC 14 years ago
И шо ми имеем с грузинcкого гуся? Ни кожи, ни жиру. Бездарь ординарная.
Anonymous
March 1 2005, 11:34:02 UTC 14 years ago
С другой стороны, Азеф -- демонический красавец, тонко чувствующий, но ожесточившийся сердцем, пострадав от черносотенцев. Террористы -- люди хоть и заблуждающиеся, но милые. Практически любые иностранцы, имевшие несчастье забрести в Россию, -- луч света в тёмном царстве.
Любовь к России по-интеллигентски.
$-)
starogitnosti
March 2 2005, 16:13:59 UTC 14 years ago
Наконец, главная идея всего фандоринского цикла - honor primum, alia deinde - кажется, осталась вами незамеченной. Потому как Фандорин защищает "неоптимальное", с т.з. европейцев (и, быть может, авторской тоже) устройство России только потому, что она Россия, и Фандорни к ней "привязан" долгом. То есть тут не русофобия в протагонисте, а высокая патриотическая патетика. Жаль, что вы этого не видите...
andronic
March 1 2005, 10:08:51 UTC 14 years ago
Что - автобусно-троллейбусное чтиво согласен.
Читается легко, и голова после не болит.
Но вот чтобы там какую-то особую русофобию обнаружить, это надо, ИМХО, специальную квалификацию иметь.
ex_ex_annut
March 1 2005, 10:12:53 UTC 14 years ago
Anonymous
March 1 2005, 11:18:01 UTC 14 years ago
konstantsia
March 1 2005, 10:20:39 UTC 14 years ago
krylov
March 1 2005, 10:26:38 UTC 14 years ago
konstantsia
March 1 2005, 10:49:02 UTC 14 years ago
Гм. Разве Акунин - не "для быдла"?
probegi
March 1 2005, 10:30:20 UTC 14 years ago
Пикуль раздражал прежде невиданной в прозе концентрацией восклицательных знаков на странице. Чем раздражает Аукнин - не знаю, не пробовал. Я лучше Корецкого... того-сь.
Re: Гм. Разве Акунин - не "для быдла"?
Anonymous
March 1 2005, 10:56:37 UTC 14 years ago
---
Пробежий, я начинаю подозревать, что корецкий с вашей рекламфирмёшкой договор заключил, и Вы работаете из процента.
Re: Гм. Разве Акунин - не "для быдла"?
probegi
March 1 2005, 11:03:35 UTC 14 years ago
golishev
March 1 2005, 10:57:10 UTC 14 years ago
Ну я и грешил... Стыдился и грешил...
А что делать? Слаб человек...
ex_ex_annut
March 1 2005, 11:14:16 UTC 14 years ago
Вот в свое время среди приличных людей считалось неприличным ссать в рот. В газете в "проклятом СССР" в отделе службу знакомств таких обьявлений не давали. А сейчас, пожалуйста, и "золотой дождик", и "мама и дочка", и "капрофагия".
golishev
March 1 2005, 11:20:25 UTC 14 years ago
"золотой дождик"... "мама и дочка"... Акунин-Чохохбили... "капрофагия" etc.
ex_ex_annut
March 1 2005, 12:58:21 UTC 14 years ago
golishev
March 1 2005, 13:11:48 UTC 14 years ago
ex_ex_annut
March 1 2005, 13:13:25 UTC 14 years ago
В том смысле, что новые термы будут появлятеся быстрее. чем вы будете перечислять старые
Актуализируйтесь, блин
danilevit
March 1 2005, 14:08:04 UTC 14 years ago
Нравится, читай...
golishev
March 1 2005, 14:10:56 UTC 14 years ago
nerukami
March 1 2005, 11:37:29 UTC 14 years ago
mastodont
March 1 2005, 13:21:29 UTC 14 years ago
И писал он может не для аристократов (ИМХО более близких к дегенератам) а для тех кто хотел прочитать про величие России.
Про того же Фандроина я лично прочитал до конца чисто из принципа, чтобы ориентрироваться. А Пикуля читаю для собственного удовольствия.
Кстати на том же уровне стоит "Золотая шпага" Никитина
danilevit
March 1 2005, 14:04:59 UTC 14 years ago
Дал подружке почитать. Пока не дочитала ни на что не реагировала.
А ей Россия как вам Индонезия.
Любит или ненавидит? Интересно, блин
а я-то относила себя к приличным людям...
lionella71
March 1 2005, 14:06:25 UTC 14 years ago
Re: а я-то относила себя к приличным людям...
und333
March 1 2005, 14:12:40 UTC 14 years ago
Думаю, доживи он до сегодняшних дней - стыдился бы этого романа.
Поскольку Родину все-таки любил.
Re: а я-то относила себя к приличным людям...
Anonymous
March 1 2005, 14:38:47 UTC 14 years ago
----
Вы юноша, видать, много знаете о соввласти. Пожили при ней. Сидели бы лучше тихо и помалкивали бы в тряпочку.
Натан
Re: а я-то относила себя к приличным людям...
lionella71
March 1 2005, 16:01:23 UTC 14 years ago
Anonymous
March 1 2005, 14:11:04 UTC 14 years ago
Список не полон
kredov
March 1 2005, 16:04:18 UTC 14 years ago
Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"
Лермонтов "Прощай, немытая Россия"
Гоголь "Ревизор", "Мертвые души"
Некрасов "Кому на Руси..."
Толстой "Хаджи-Мурат"
Чехов "Палата №6"
Куприн "Олеся"
...?
Re: Список не полон
vfdv
March 1 2005, 17:12:08 UTC 14 years ago
Re: Список не полон
1504
March 2 2005, 00:23:47 UTC 14 years ago
Лимонов - все последние произведения
Re: Список не полон
krylov
March 2 2005, 08:46:36 UTC 14 years ago
Лермонтов не писал этих стихов
serebr
March 2 2005, 06:27:54 UTC 14 years ago
gollie
March 1 2005, 16:36:31 UTC 14 years ago
Пикуль и Акунин.
ex_kirillan
March 1 2005, 22:17:43 UTC 14 years ago
Акунин - не самый мой любимый писатель, и "бульварность" Пикуля, на мой взгляд, преувеличена советскими интеллигентами (Пикуль хотел быть "красным Алдановым").
В некоторых своих проявлениях Пикуль даже симпатичнее Акунина. Но... Акунин гораздо конструктивнее Пикуля, в нём больше чувства меры и, как ни парадоксально, позиция Акунина патриотичнее позиции Пикуля.
Поясняю...
Каждый из этих писателей работал для своей аудитории.
Аудиторией Пикуля был "советский человек, интересующийся историей" - очень эмоциональный, порой обаятельный, но "живущий с чистого листа" и часто не отличающий зло от добра. По этой причине у Пикуля можно встретить неприятные сюрпризы. Сначала всё замечательно: андреевский флаг, флотские традиции, славные матросы. И вдруг - бац - и "Нечистая сила", в которой старательно и последовательно обгаживаются русский царь, царица, царский двор, русская аристократия и проч. - причём обгаживаются в сквернейших традициях. И при этом произведение считается необыкновенно "патриотическим". То есть зло воспринимается публикой как добро, ушат гадостей смакуется как фиал нектара. Подобные вещи мне ОЧЕНЬ не нравятся. Я не люблю безответственность. Не люблю невменяемость.
Аудитория Акунина - не самая приятная аудитория, но она вменяема (и это - главное). Данная аудитория - "менеджеры-профессионалы". Они упиваются тем, что воспринимают Фандорина как подобного себе "менеджера-профессионала", испытывающего на своей персоне окружающее дуболомство, но, несмотря ни на что, "хорошо делающего свою работу".
Идейный посыл "фандоринского цикла" - своеобразный "экзистенциалистский патриотизм": пускай дурость начальства, пускай всевозможные интриги и гадости, пускай абсурд бытия, пускай "дороги и канавы", всё равно надо любить Россию и работать на её благо (как это делает Фандорин).
Эта позиция по-своему высокомерна (она приучает глядеть на всё "с поднятой бровью"). Однако она - наилучшая (в принципе) позиция для "менеджера-профессионала", ибо "профессионал" не может ни закрыть глаза на "канавы", ни смириться с ними (это равнозначно отказу от "профессионализма"). Не будь "фандоринского пути", "профессионалы" были бы обречены на самую чёрную истерическую русофобию. "Фандоринский путь" спасает их от этого. В конце концов, я думаю что надо пожалеть "профессионалов" - они всего лишь хотят, чтобы уважали "хорошо сделанную ими работу" и не платили за эту работу хамством или равнодушием. Поэтому - пусть Акунин, пусть поднятая бровь, пусть отстранение. Главное - чтобы "профессионалы" добивались своего результата, который (в конечном итоге) пойдёт во благо России.
А вот почему пикулевское неразличение добра и зла воспринимается как "патриотизм", а акунинский "экзистенциалистский патриотизм" - воспринимается как "сла-а-адостно Россию ненавидеть" - отдельный вопрос.
И у меня есть ответ на него: потому что читатели воспринимают книги как дети. Вместо того, чтобы задуматься над "Статским советником" (актуальнейшим для России текстом) они сравнивают отношение автора к русскому аристократу Пожарскому и к еврею-террористу Грину и кричат: "Ага, Грина автору жальче, чем Пожарского".
Согласен!
starogitnosti
March 2 2005, 16:22:49 UTC 14 years ago
roll10
March 2 2005, 16:09:47 UTC 14 years ago
Ну, русофобии тут немного...
starogitnosti
March 2 2005, 16:36:51 UTC 14 years ago
А Акунину гораздо проще было запускаться. На момент старта фандоринского проекта что у нас в магазинах из русского современного было?
- Фэнтези типа Перумова + фантастика типа Олди. Подростковая литература.
- Маринина и иже с ней ("Убить Бешеного" етс.). Для людей без высшего образования.
- Пелевин, Сорокин. Модно, круто, но читать противно.
В таких условиях создался дикий спрос на приятную для глаза литературу, которую было бы не стыдно почитать - именно что культурному человеку, но в метро. В метро, но культурному человеку.
ТЗ для такой литературы было довольно-таки простым:
- приятный, реалистический стиль (нет сил в метро читать "по-филологически", а также щекотать нервы матом)
- Хороший русский язык (чтобы не диссонировало - ибо у целевой аудитории таки есть некая начитанность)
- Умеренная нагруженность метатекстом и гипертекстом (чтобы были "узнаваемые" детали, вызывающие радость: "О, а это я читал у Гиляровского!")
- Соотнесенность с современностью, прежде всего в характерах персонажей (опять же, нету в метро никаких сил эмпатировать себя в XIX век - лучше пусть герой будет с понятной нам психологией; да и аллюзии на современные проблемы заставят улыбнуться).
Все это у Акунина есть. Как есть, кстати, и у другой звезды 1998 года - Татьяны Толстой. Но о ней другой разговор. Она гораздо менее мне мила, хотя "Кысь" - это наше всё;-)
Так вот. Это я говорю о том, почему разная реакция публики на Пикуля и Акунина. Диахрония, понимаете ли, 20 лет "делают разницу".
А по поводу сладостной ненависти Акунина к России... Тут я солидаризируюсь с kirillankudinov. ППКС, как принято говорить тут;-)