Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

литературоведческое: Акунин vs Пикуль

И я тоже читал - да, да, читал - Б. Акунина. После того чтения у меня остался только один вопрос. Что же, собственно, "приличным людям" так не нравилось в Пикуле? А ведь было время, считалось, что "Пикуля нельзя-с, это для быдла".

Ну хорошо, Пикуля нельзя-с. А почему тогда Акунина можно-с? Не за "детективный" же "сюжет" (тем более, какой там "детектив", "смешно-с").

Правда, Акунин очень не любит "эту страну", и это вкручивает не без огонька и таланта ("как сла-а-адостно Россию ненавидеть"). Во всём же остальном он - - - и даже - - - по сравнению с тем же Пикулем.

Так, видать, "в том и дело".

)(
Константин, а кто, по-вашему, из русских писателей "эту страну" любил? хотя бы две фамилии.
Писатели - все сплошь интеллигенты, а интеллигент по определению эту страну люить не может. Это аксиома такая.

хехе
Ну конечно, ведь как же можно считать Достоевского и массу прочих гойских писак, любящих Россию, писателями? Гои ведь даже не люди, так, быдло-с. А вот _настояшие_, чистокровные писатели... может, Фейхтвангер? Странно, тот тоже ¨эту страну¨ почему-то полюбил... хм... запутались мы немножко!




Так без поллитры ж в этом вопросе не разобраться.
хехе
Проханов, Пикуль, Победоносцев, Бондарев, Распутин - много их возлюбителей.
?

По-моему, нельзя-с.

Я сама, в дисциплинарном порядке, пробовала для
преодоления интеллигентских предрассудков, и точно
скажу: именно оно, т. е. нельзя-с. Ничего политического,
просто как оно буквами по бумаге лежит.
Правда, я тогда и Пикуля снова пробовала,
с тем же результатом.
А что, уже разрешили Акунина приличным людям? Во дела.

А вот, кстати или некстати, хотел тебе ссылочку дать в твою кунсткамеру, а то обидно - дневник этот сорок человек читает, да и те в основном, кхе-кхе, литераторы. А любопытно.
http://www.livejournal.com/users/koramyslov/37069.html?mode=reply
Странно, я читал Акунина и никакой нелюбви к России там не шашел, а ненависти тем более.
Я так понимаю, что кто ищет - тот всегда найдёт.
Вы, Константин, с кавычкованием таки перегибаете. Я понимаю, «хвирменный прийом», но надо же и «меру знать».
это "способ самовыражения", "литературный стиль", и у "русских есть свой независимый от европы путь!"
Почему Акунин не любит? Мне, наоборот, показалось, что любит. И главный герой его любит, даже очень.

Пикуль серо очень пишет, на мой вкус.
Не так любит "как положено", без сусальностей и похлипывания, а это еще пострашнее для "ревнивцев", чем ненависть
А сейчас стало ясно, правда?
А откуда такое про Пикуля?
Мне у Пикуля просто язык (построение фраз, словарный запас) не очень нравился, но в целом - неплохо.
У Акунина неплохая стилизация повсюду, но слишком уж однообразная.
А как Вы Констнатин к Алданову относитесь?
Даже и не знаю, что сказать. Когда-то казалось "вроде интересно", но в голове почему-то ничего не осталось, даже впечатлений.
а кого бы Вы из исторических писателей могли бы выделить?
Пикуль - автор романа "Нечистая сила". В том и дело:).
Да, если б Акунин написал что-нибудь подобное его бы гнобили по-страшному.
Веселый вы человек!

>>>"если б Акунин написал что-нибудь подобное"

Если б зеленая мартышка защитила докторскую дисертацию... по полупроводникам...
Неправильный пример
Надо говорить "написала", а "защитить" - наверное, не столь удивительно
Неа... Все правильно!..

Защитить докторскую у нас может и зеленая мартышка (Григорий Алексеевич Явлинский на днях это блистательно доказал)...

А вот НАПИСАТЬ докторскую дисертацию зеленой мартышке будет несколько затруднительно...
А Григорий Алексеевич Явлинский - зеленая мартышка?
Нет, конечно!.. Это лидер партии "Яблоко"...
Ну то что яблоки у него зеленые - это понятно. Ничего, может созреет. Будет красным.
А "Нечистая сила" - это диагноз...
Да ну вас, граждане патриоты, что Вы накинулись на талантливого писателя ? Чем же так сильно Акунин не любит Россию ? По-моему, любовь так и хлещет.
оба средней руки беллетристы. но пикуль помер, а бакунин жив, потому имеет завистников к тиражам и деньгам. публика - дура, что давно известно. читают люди всякую дрянь, тратят драгоценное время, как будто триста лет жить собираются.
Соперников устраняют в первую очередь. Особенно более талантливых.
Хотя на меня Акунин впечатления не произвел.

Талантливого? М-да. Что же тогда неталантливый писатель? Который на заборе I Love Spartak-Moskva напИсал?
Для иностранного нерусскоязычного читателя "акунин" возможно и сойдет...
Это вы говорите как читатель, или как "офис-менеджер среднего звена"
подсознание?
Ну, к примеру, с точки зрения филолога-русиста (в моем, простите лице) Акунин вполне талантливый беллетрист. Не большая литература, конечно - но вполне и вполне приличное чтиво. Не претендующее, кстати, быть большой литературой.
А кого же Вы назовете в качестве талантливых русских беллетристов из ныне творящих писателей?
Ну, на взгляд обозревателя Васи Уткина Аленичев- звезда европейской величины.
А Мостовой - мировой, на собственный взгляд. Бывает.
Ну, так просветите - может, толк из меня какой выйдет;-) КОМУ же Акунин из современных наших - в подметки не годится?
Почему современных? От того факта, что в России не играет Роберто Карлос, Ролан Гусев не становится великим футболистом.
Стоп. Какое ограничение снимаем-то? Классиков тоже берем - или иностранцев можно с нашими сравнивать?

Если сравнивать Акунина с нашими старыми писателями - то они оказываются в разных лигах: в советское время беллетристика класса Акунина у нас не писалась, а переводилась (Агата Кисти, Конан Дойль). Наши писатели занимались высокой литературой, а не детективчиками всякими.
А чтобы подверстать под это дело дореволюционную беллетристику (Арцыбашева какого-нибудь, да хоть бы и Помяловского) - надо проводить полноценное историко-литературное исследование. Потому как живых читателей с той эпохи не осталось.

А если с иностранцами сравнивать - так по тем же самым причинам наша беллетристика (в смысле, литература, написанная по потребностям читательской аудитории) глубоко вторична – в случае Акунина, по отношению к советским переводам Агаты Кристи етс).
Акунин пишет детективы, а не беллетристику. Беллетристика - это например Пикуль. А Акунина надо сравнивать с Юлианом Семеновым, братьями Вайнерами, на худой конец , с О. и А. Лавровыми. Стилизация под старину здесь ни причем, к жанру это отношения не имеет.

И шо ми имеем с грузинcкого гуся? Ни кожи, ни жиру. Бездарь ординарная.

Anonymous

March 1 2005, 11:34:02 UTC 14 years ago

Семья Романовых -- пидоры, трусы, ничтожества, убийцы. Великие княжны -- бляди. Обер-прокурор Святейшего синода -- антихрист. Его подручные -- убийцы-изуверы. Городничий -- хуже любых бандитов. Помещик -- тупой альфонс, готовый продать собственного сына. Крестьяне -- грязные, как свиньи, понимают только силу. Цирк уродов.

С другой стороны, Азеф -- демонический красавец, тонко чувствующий, но ожесточившийся сердцем, пострадав от черносотенцев. Террористы -- люди хоть и заблуждающиеся, но милые. Практически любые иностранцы, имевшие несчастье забрести в Россию, -- луч света в тёмном царстве.

Любовь к России по-интеллигентски.
Ну, всю экспрессию в этот список добавили именно вы, г-н аноним. Потому как для Акунина вел. кн. Ксения из "Коронации" - не блядь, а влюбленная девушка. Городничий же - вообще синкретический образ, составленный из реального Вл. А. Долгорукова и нашего родного Юрмихалыча. Все прозрачно до невозможности. Опять же, великий князь Симеон Александрович (персонаж той же "Коронации", обозванный вами "пидором") описан в романе не "противным пидором", а вполне себе отрицательным - да - человеком, которому его наклонности ставились в вину только патриархальным Зюкиным.
Наконец, главная идея всего фандоринского цикла - honor primum, alia deinde - кажется, осталась вами незамеченной. Потому как Фандорин защищает "неоптимальное", с т.з. европейцев (и, быть может, авторской тоже) устройство России только потому, что она Россия, и Фандорни к ней "привязан" долгом. То есть тут не русофобия в протагонисте, а высокая патриотическая патетика. Жаль, что вы этого не видите...
Прочитал много.
Что - автобусно-троллейбусное чтиво согласен.
Читается легко, и голова после не болит.

Но вот чтобы там какую-то особую русофобию обнаружить, это надо, ИМХО, специальную квалификацию иметь.
В силу общей неудачи на литературном, музыкальном поприще патриотов, они попытаются развить критическую школу.

Anonymous

March 1 2005, 11:18:01 UTC 14 years ago

Чего им позволять ни в коем случае не следует, для закрепления побед на поприщах.
а почему Акунин не любит? Пикуль более подробно пишет, и более реалистично, на мой взгляд, но про Акунина не сказала бы, что он не любит. я бы даже сказала наоборот...
Я читал "Алтын-Толобас". Противно.
я не читала, не знаю... я читала только про Фандорина, но там все вроде нормально.
Гм. Гм.

Пикуль раздражал прежде невиданной в прозе концентрацией восклицательных знаков на странице. Чем раздражает Аукнин - не знаю, не пробовал. Я лучше Корецкого... того-сь.
лучше Корецкого... того-сь.
---
Пробежий, я начинаю подозревать, что корецкий с вашей рекламфирмёшкой договор заключил, и Вы работаете из процента.

Хорошо помню это баснословное время, когда чтение Пикуля считалось среди "приличных людей" смертным грехом...

Ну я и грешил... Стыдился и грешил...

А что делать? Слаб человек...
Все эти примеры "торжества нового стиля в культуре", и "и даже патриоты могут печататься" огорчают.
Вот в свое время среди приличных людей считалось неприличным ссать в рот. В газете в "проклятом СССР" в отделе службу знакомств таких обьявлений не давали. А сейчас, пожалуйста, и "золотой дождик", и "мама и дочка", и "капрофагия".
Очень правильный ряд, по-моему:

"золотой дождик"... "мама и дочка"... Акунин-Чохохбили... "капрофагия" etc.
Вы сами ряд, думаю, продолжите..."до завершения"
Не справлюсь... ибо длинён
Боюсь. что бесконечен
В том смысле, что новые термы будут появлятеся быстрее. чем вы будете перечислять старые
Что значит "считалось"?
Нравится, читай...
Всему свое время...
А "Пелагея и красный петух", вообще доказывает, что Акунин до сих пор просто маскировался под "приличного человека" а на самом деле просто ЧМО.
Ну что все к Пикулю привязались за его "Нечистую силу"?
И писал он может не для аристократов (ИМХО более близких к дегенератам) а для тех кто хотел прочитать про величие России.
Про того же Фандроина я лично прочитал до конца чисто из принципа, чтобы ориентрироваться. А Пикуля читаю для собственного удовольствия.
Кстати на том же уровне стоит "Золотая шпага" Никитина
Акунинского "Азазеля" недавно на иврит перевели.
Дал подружке почитать. Пока не дочитала ни на что не реагировала.
А ей Россия как вам Индонезия.
Любит или ненавидит? Интересно, блин
Пикуля очень люблю, у меня его 21 том. Особенно, "Барбароссу" с интересом читала. А вот Акунин у меня не пошел как-то.
Как раз в "Барбароссе" Пикуль, похоже, вляпался в то же говно, что и подавляющее большинство народа. А именно в совершенно дремучий антисоветизм.
Думаю, доживи он до сегодняшних дней - стыдился бы этого романа.
Поскольку Родину все-таки любил.
вляпался в то же говно, что и подавляющее большинство народа. А именно в совершенно дремучий антисоветизм.
----
Вы юноша, видать, много знаете о соввласти. Пожили при ней. Сидели бы лучше тихо и помалкивали бы в тряпочку.
Натан
Так прямо уж и в дремучий. Вы с "Ледоколом" Суворова сравните.

Anonymous

March 1 2005, 14:11:04 UTC 14 years ago

Да, совсем крыша уехала. Жалко. А может и не жалко.Акунин - русофоб . Круто
Предлагаю список русофобских произведений:
Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"
Лермонтов "Прощай, немытая Россия"
Гоголь "Ревизор", "Мертвые души"
Некрасов "Кому на Руси..."
Толстой "Хаджи-Мурат"
Чехов "Палата №6"
Куприн "Олеся"
...?
Веничку Ерофеева забыли, однако...
Салтыков-Щедрин "История одного города"
Лимонов - все последние произведения
Да, так оно и есть, кстати. Салтыков-Щедрин - уж безусловно.
Нет никаких доказательств того, что Лермонтов - автор этого стихотворения. Хотя в школе нас им усердно пичкали.
А разве Пикуль был не русофоб? (Я его не читал, но помню какие-то ругательные статьи "охранителей" по его поводу еще в советское время)
Очень уместная параллель.
Акунин - не самый мой любимый писатель, и "бульварность" Пикуля, на мой взгляд, преувеличена советскими интеллигентами (Пикуль хотел быть "красным Алдановым").
В некоторых своих проявлениях Пикуль даже симпатичнее Акунина. Но... Акунин гораздо конструктивнее Пикуля, в нём больше чувства меры и, как ни парадоксально, позиция Акунина патриотичнее позиции Пикуля.
Поясняю...
Каждый из этих писателей работал для своей аудитории.
Аудиторией Пикуля был "советский человек, интересующийся историей" - очень эмоциональный, порой обаятельный, но "живущий с чистого листа" и часто не отличающий зло от добра. По этой причине у Пикуля можно встретить неприятные сюрпризы. Сначала всё замечательно: андреевский флаг, флотские традиции, славные матросы. И вдруг - бац - и "Нечистая сила", в которой старательно и последовательно обгаживаются русский царь, царица, царский двор, русская аристократия и проч. - причём обгаживаются в сквернейших традициях. И при этом произведение считается необыкновенно "патриотическим". То есть зло воспринимается публикой как добро, ушат гадостей смакуется как фиал нектара. Подобные вещи мне ОЧЕНЬ не нравятся. Я не люблю безответственность. Не люблю невменяемость.
Аудитория Акунина - не самая приятная аудитория, но она вменяема (и это - главное). Данная аудитория - "менеджеры-профессионалы". Они упиваются тем, что воспринимают Фандорина как подобного себе "менеджера-профессионала", испытывающего на своей персоне окружающее дуболомство, но, несмотря ни на что, "хорошо делающего свою работу".
Идейный посыл "фандоринского цикла" - своеобразный "экзистенциалистский патриотизм": пускай дурость начальства, пускай всевозможные интриги и гадости, пускай абсурд бытия, пускай "дороги и канавы", всё равно надо любить Россию и работать на её благо (как это делает Фандорин).
Эта позиция по-своему высокомерна (она приучает глядеть на всё "с поднятой бровью"). Однако она - наилучшая (в принципе) позиция для "менеджера-профессионала", ибо "профессионал" не может ни закрыть глаза на "канавы", ни смириться с ними (это равнозначно отказу от "профессионализма"). Не будь "фандоринского пути", "профессионалы" были бы обречены на самую чёрную истерическую русофобию. "Фандоринский путь" спасает их от этого. В конце концов, я думаю что надо пожалеть "профессионалов" - они всего лишь хотят, чтобы уважали "хорошо сделанную ими работу" и не платили за эту работу хамством или равнодушием. Поэтому - пусть Акунин, пусть поднятая бровь, пусть отстранение. Главное - чтобы "профессионалы" добивались своего результата, который (в конечном итоге) пойдёт во благо России.
А вот почему пикулевское неразличение добра и зла воспринимается как "патриотизм", а акунинский "экзистенциалистский патриотизм" - воспринимается как "сла-а-адостно Россию ненавидеть" - отдельный вопрос.
И у меня есть ответ на него: потому что читатели воспринимают книги как дети. Вместо того, чтобы задуматься над "Статским советником" (актуальнейшим для России текстом) они сравнивают отношение автора к русскому аристократу Пожарскому и к еврею-террористу Грину и кричат: "Ага, Грина автору жальче, чем Пожарского".
Те же примерно эмоции.
на самом делЕ делО в том, что не следует читать ни пикуля ни акунина, даже и в исследовательских цеЛях. следуеТ предоставитЬ это чиТаТеляМ
И Пикуль, и Акунин - беллетристы. При этом Пикулю повезло меньше, чем Чхартишвили: 20-25 лет назад читать "романчики" народ стеснялся. И то, надо сказать, читали - и номера журналов с Пикулем расхватывали, и переплетали.
А Акунину гораздо проще было запускаться. На момент старта фандоринского проекта что у нас в магазинах из русского современного было?
- Фэнтези типа Перумова + фантастика типа Олди. Подростковая литература.
- Маринина и иже с ней ("Убить Бешеного" етс.). Для людей без высшего образования.
- Пелевин, Сорокин. Модно, круто, но читать противно.

В таких условиях создался дикий спрос на приятную для глаза литературу, которую было бы не стыдно почитать - именно что культурному человеку, но в метро. В метро, но культурному человеку.

ТЗ для такой литературы было довольно-таки простым:
- приятный, реалистический стиль (нет сил в метро читать "по-филологически", а также щекотать нервы матом)
- Хороший русский язык (чтобы не диссонировало - ибо у целевой аудитории таки есть некая начитанность)
- Умеренная нагруженность метатекстом и гипертекстом (чтобы были "узнаваемые" детали, вызывающие радость: "О, а это я читал у Гиляровского!")
- Соотнесенность с современностью, прежде всего в характерах персонажей (опять же, нету в метро никаких сил эмпатировать себя в XIX век - лучше пусть герой будет с понятной нам психологией; да и аллюзии на современные проблемы заставят улыбнуться).


Все это у Акунина есть. Как есть, кстати, и у другой звезды 1998 года - Татьяны Толстой. Но о ней другой разговор. Она гораздо менее мне мила, хотя "Кысь" - это наше всё;-)

Так вот. Это я говорю о том, почему разная реакция публики на Пикуля и Акунина. Диахрония, понимаете ли, 20 лет "делают разницу".

А по поводу сладостной ненависти Акунина к России... Тут я солидаризируюсь с kirillankudinov. ППКС, как принято говорить тут;-)