Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

Идентичность

Из чего состоит сознание - не только человеческое, а любое? Во-первых, из базовых эмоций: страха, зависти, ненависти и и тоски (скуки/отчаяния). Это основа сознания как такового. Далее, в сознании заложен набор конкретизаций базовых эмоций (набор страхов, набор предметов желания и набор объектов ненависти), а также способы справляться с базовыми эмоциями. Чем сложнее устроено сознание, тем сложнее и изощрённее эти способы.

Обратимся сначала к страху. Страх - это всегда страх потерять своё. Предельным случаем "своего" является жизнь, понимаемая как способность владеть. Живой может что-то иметь, хотя бы самого себя - мёртвый не имеет ничего, даже самого себя[1].

Таким образом, первичный, придонный слой сознания - это набор угроз. Всякая угроза сводится к угрозе потери жизни[2]. Соответственно, способы избежать или преодолеть угрозу - ну хотя бы память об их успешном преодолении - составляет первичный скелет сознания.

Это и есть идентичность, "самость", "личность", "субъектность" и всё такое.

Идентичность - совокупность ответов на определённый набор угроз. Набор угроз и определяет идентичность. Причём когда угрозы исчезают, идентичность остаётся. Это память о прошлых угрозах. Причём чем серьёзнее были угрозы, тем более стойкой и более важной является та часть идентичности, которая содержит воспоминание об их преодолении.

Таким образом, костяк идентичности – это "выжившее": она даётся в смертельном переживании и является воспоминанием о смерти. Если его не было, нет и идентичности.

Это относится и к "коллективным субъектам". Поэтому Гегеля и его рассуждения о народной (читай - тотальной) войне как источнике национального духа мы тут излагать не будем. Равно как и останавливаться на роли национальных катастроф в становлении нации. Это-то всё понятно. Равно как и роль мифологической надстройки над этими переживаниями.

Интересно, однако, вот что: сможет ли Катастрофа 1991-20?? годов стать основой идентичности русской политической нации? В общем, да - если, конечно, найдётся достойный ответ на гайдаромор. Именно этот ответ, а не Катастрофа как таковая, и будет "основой жизни нашей".


[1] Поэтому примитивные похороны есть попытка сохранить за мертвецом хотя бы его тело (пусть разрушающееся, гниющее, но, по крайней мере, защищённое от каннибальских покушений) и некоторые вещи. Вместо притягивающей силы жизни, оживляющей тело и позволяющей ему держать в руках свои вещи, они теперь охраняются силой табу, отталкивающей это тело и эти вещи от живых и тем самым создающей некое подобие жизни. Частная собственность, кстати, произошла именно от собственности мёртвых - через механизм "наследования".

[2] Включая угрозу потери имущества. "Неважно, что выбирать, жизнь или кошелёк, ибо без кошелька всё равно смерть" (с).

)(
Откуда взято такое опредедение идентичности? Оно не совпадает с классическим, введенным Эриксоном.
Вы что, не читали: А вот то. Не нужно смотреть на сильнейшие книги Солженицына, Шаламова, Владимова и Евгении Гинзбург. И на огромные количества неопровержимых документов, извлечённых из тех же сильнейших книг. "А то мы не знаем"? Какие такие определения? Вообще судя по времени поста, вобла уже кончилась а водка еще нет.
Ошибаетесь, уважаемый. Этот пост Константина очень согласуется с последней сильнейшей книгой Солженицына "200 лет вместе", можно сказать является пост-размышлением на тему.
Извиняйте, Вашу мысль не уловил. Последний бред Солженицына читал, не скрою - сильное производит впечатление, удивительное. Но боюсь не такое, как на Вас. Впрочем, после Красных Колес удивляться наверное уже нечему. Возвращаясь к текущему обмену - единственное, чем могу объяснить Ваш пост - любая мысль г-на Крылова есть антисемитское пост-размышление, так, что-ли?
"Из чего состоит сознание" - хороший вопрос...
>Во-первых, из базовых эмоций: страха, зависти, ненависти и и тоски (скуки/отчаяния)

ОТкуда такой интересный наборчик? Куда делись все положительные эмоции?
Там по ссылке подробнее.
Зависть и ненависть выбрасываем.
Зависть вообще необсуждаема - удел унтерменшей.
Для ненависти нужна фактическая база, а не онтологическая.
А любовь? Та самая, христианская. Вы же не думаете, что именно Христианство сумело укрепиться в блядской истории, не опираясь на "базовую эмоцию". Как ее переназвать можно, интерпретировать, это уже другой разговор.
Так что пока за матчасть...
Это всё к чему?

Вы сходите по ссылке. Набор исходных эмоций априорен, он выводится чисто логическим путём.
Пардон.
Тут целая система.
Меня до сих пор удивляет неизбывный эгалитаризм некоторых людей, способных к чтению Канта, но, видимо, неспособных к воплощению.
Это прелесть: "не делай того, чего не делают другие".
Не читают Канта другие, Константин. И Вам не советуют.
Хороший пост.

Занятно, какую тему не копни до дна -- находишь там куски экзистенциализма. "If it does not kill you, it makes you stronger" :))
мягко говоря искаженная картина.
По теме очень интересны исследования по структуре личностных ценностей Шварца-Билски.
Хотя один - еврей, другой немец. Сможете читать не поморщившись?:)))
Очень интересно. Если есть ссылка, дайте?

Если там написано что-то гадкое, конечно, поморщусь. Но не думаю, что.
К сожалению, развернутого описания исследования не нашел. вкратце описано например здесь (хоть и привязано к бизнесу)
http://www.newbranding.ru/cennost.html.
По моему, это максимально близкая к реальности модель. во всяком случае, очень многое объясняет.
"Интересно, однако, вот что: сможет ли Катастрофа 1991-20?? годов стать основой идентичности русской политической нации? В общем, да - если, конечно, найдётся достойный ответ на гайдаромор. Именно этот ответ, а не Катастрофа как таковая, и будет "основой жизни нашей"."

Да.Но чтобы не ходить по кругу без конца, "ответ" должен быть не только на 1991-20, а скорее на 1975-20.