Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

Ещё о праве на самозащиту

Максим Соколов написал о деле Иванниковй статью. Довольно длинную и в чём-то правильную. Но с системной ошибкой внутри. Которая приводит к абсурдному выводу.

Сначала о самой статье. Там долго разъясняется, что социалистическое государство сознательно препятствует гражданам обороняться, а обороняющегося считает преступником.

Смысл нормы, о которой сигнализирует суд, в том, что гражданин социалистического государства, ставший жертвой преступного покушения, может либо звать на помощь милицию, либо спасаться бегством, либо, если первое не помогает, а второе невозможно, претерпевать судьбу, уготованную ему злодеем. Во всех этих трех случаях он будет абсолютно чист перед законом, а события будут развиваться по стройной схеме: преступник покушается, а государство или предотвращает преступление, или не успевает предотвратить – и тогда в меру своих возможностей расследует и карает преступление уже свершившееся. Для социалистического правосознания эта схема ценна тем, что ни в одном случае не нарушается монополия государства на применение насилия. Ведь монополия должна быть абсолютная, и когда частный гражданин сопротивляется злу насилием (хотя бы даже и спасая свою жизнь), он тем самым эту монополию грубым образом нарушает, за что и должен быть наказан. Социалистическая судебная практика покоится на твердом принципе: "Никакого насилия, кроме как от государства и через государство". [...]

Самообороняющийся человек в принципе неблагонадежен. Сегодня он самообороняется от хулигана, грабителя, насильника (в чем вроде большого греха нет) – но от кого он с такими навыками станет самообороняться завтра? Точно ли агенты государства смогут рассчитывать на его безусловное повиновение? Все-таки не бывает так, чтобы человек был львом против грабителя и кроликом против ночного оперуполномоченного – это сообщающиеся сосуды. А цель социалистического строительства – это нация кроликов, в которой человек, защищающий себя, смотрится чужеродным и опасным элементом. Когда Солженицын пишет: "Как потом в лагерях жгло: а что, если бы каждый оперативник, идя ночью арестовывать, не был бы уверен, вернется ли он живым, и прощался бы со своей семьей? Если бы во времена массовых посадок, например в Ленинграде, когда сажали четверть города, люди бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, - а поняли бы, что терять им уже дальше нечего, и в своих передних бодро бы делали засады по несколько человек с топорами, молотками, кочергами, с чем придется? Ведь заранее известно, что эти ночные картузы не с добрыми намерениями идут – так не ошибешься, хряснув по душегубцу", - так ведь, возможно, жгло не только его в лагерях, но и тех, кто осуществлял строительство социализма. Такое видение тоже могло приходить им голову. Отбить у граждан саму мысль о самообороне с помощью подручных предметов, причем против кого бы то ни было – становится очень важным элементом воспитания нового человека.

Именно поэтому сегодня социалистические суды столь неуклонны. Нового человека воспитали, и "не сметь самообороняться" - это фундаментальнейший принцип социалистического правосознания.


Далее, однако, автор делится странным, на его взгляд, наблюдением:

Но тогда в нынешней борьбе вокруг дела Иванниковой очень интересно распределение сил. В первых рядах ее защитников (за что им, естественно, самая горячая благодарность) выступают люди, доселе никак не замеченные в отрицании социалистических принципов – хотя последовательная защита права на самооборону без такого отрицания вряд ли возможна. Напротив, движения и персоны, прокламирующие свое неприятие социализма, заняты делом Иванниковой в гораздо меньшей степени – хотя где же, как не здесь, отстаивать самые глубинные и базовые либеральные принципы.

Выходит так, что наши патриоты (снова повторюсь, тут заслуживающие безусловной благодарности) говорят либеральной прозой, но, подобно г-ну Журдену, сами того не знают, наши же либералы, напротив, ничего, в сущности, не имеют против социалистического правосознания.


На самом деле никакого противоречия нет. Дело в том, что описываемое положение вещей - запрет на самозащиту - связан не с "социалистическим характером государства", а с его антинациональной сущностью. Защищаться запрещается народу, и прежде всего - русскому народу, находящемуся в самом низу неофициальной иерархии наций в России. Это не социальный, а национальный гнёт.

Поэтому всё логично. Либералы, будучи последовательными ненавистниками русских (понятно, что либерализм и русофобия - это вообще синонимы) - безусловнные сторонники "советской системы правосудия". Патриоты же, наоборот, выступают за это право - потому что оно даёт несчастным русским возможность хоть как-то защищать себя от неруси, равно как и от "русских подонков", которых нерусь всячески поощряет, поскольку ей выгодно, чтобы русские "терпели от подонков" и видели в неруси своё единственное спасение. (Немалое количество "интеллигентных людей" любят рассказывать о том, как им было тяжело в русской среде, а нерусская среда их подобрала и обогрела).

Так что всё стройно и логично, ага-ага.

)(
хорошо сказано, но грустно как-то :(
Re: запрет на самозащиту - связан не с "социалистическим характером государства",

Связан. Тут г-н Соколов попал в десятку. В социалистических странах, Скандинавии например, отпор насильнику нелегален даже в том случае, когдв это насильник вломился в ваш дом выломав двери. Звоните в полицию и ждите ее приезда.

Вот совсем свежая история: девушку долго насилуют в парке, она, как и положено, не сопротивляется, а звонит (в процессе!) в полицию по мобильнику. Ее вызов полиция принимает,
но ... не приезжает. Узнал об этой истории потому, что девушка подала потом в суд на полицию.
И троих полицейских посадили в итоге на год. За неисполнение.

Теперь понятно почему он требовал именно менета а не других сексуальных утех - чтобы по мобильнику не могла позвонить во время процесса.
Выходит что знал, зараза ! ;)
А многие различные болезни имеют схожие симптомы. Т.е. одно и то же следствие может возникнуть от разных причин.
Неправда.
В СССР право граждан на самозащиту декларировалось совершенно однозначно. Достаточно вспомнить харлампиевский лозунг "Хулиганство должно стать опасным прежде всего для самого хулигана". Навыки самозащиты любой гражданин мог получить совершенно свободно, причём это поощрялось властью. Другое дело - навыки квалифицированного нападения.

Прямо сейчас смотрю репортаж по ОРТ. Говорят по делу, в общем-то.
Ага, а ещё в СССР декларировалось право на свободу вероисповедания и на свободу слова. Много чего декларировалось.
Так и знал, что кто-нибудь прицепится.
Декларировалось и выдерживалось.

А вот свободы вероисповедания и "слова" - деструктивные понятия, придуманные специально, чтобы гнобить простачков.
А если знали - тогда зачем подставились? Потому как в СССР за удачную самооборону сажали на раз-два, за милую душу. Даже статья такая была специальная, "Превышение необходимых пределов самообороны". Сейчас, если я располагаю достоверной информацией и меня не ввели в заблуждение, эта статья изъята из УК.
> А если знали - тогда зачем подставились?

"Свой" не обратил бы внимания.

За превышение сажали, как не сажать. А в пределах допустимой нормально было. Не скажу, что идеально, но терпимо.

Возможно, это было связано с общей несравнимо меньшей криминализированностью общества.
Вот только толковались эти "пределы" вполне однозначно. Нападают на тебя несколько человек. Хоть одного при самообороне убил - посадят. Хотя если не самообороняться, то после нападения 5 человек на одного в лучшем случае поггибнешь, а в худшем - до конца жизни будешь инвалидом.
Толковались однозначно: оборона должна быть сопоставима со степенью угрозы здоровью обороняюшегося.

Выдумывать ничего не надо.
В тёмном переулке вас молча окружили 8 человек, с ножами в руках. Какова степень угрозы вашему здоровью?

Убьёте первого приблизившегося - вас посадят за "превышение". Они до вас пока ещё не дотрагивались. А как только дотронутся - будет уже поздно.
В городе, где я жил в детстве, двое пытались ограбить машину. У одного был нож. Выбежал хозяин, в завязавшейся драке одного ранил, другого ударил по голове доской насмерть. Оправдали. 1983-й год.
А если ножей не было бы, а были двое пацанов, пытавшихся ограбить машину, но попавшихся под руку хозяину машины, который забил их до смерти доской?

Тоже оправдали бы?
Сходите в юридическую консультацию, раз больше занться нечем.
В тёмном переулке вас молча окружили 8 человек, с ножами в руках. Какова степень угрозы вашему здоровью
Убьёте первого приблизившегося - вас посадят за "превышение". Они до вас пока ещё не дотрагивались. А как только дотронутся - будет уже поздно.
___________________________________

читайте например:
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. N 14
"О применении судами законодательства, обеспечивающего право
на необходимую оборону от общественно опасных посягательств"

там ответ на ваш вопрос вполне разьяснен:

http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=6865&page=6
"Иду с дружком, гляжу стоят, они стояли молча в ряд, их было восемь" (Высоцкий)
Чем кончилось, помните?
"На восемь бед один ответ, в тюрьме есть тоже лазарет, я там валялся..."
Посадили его, одним словом, хоть их было и 8.
Ввели. Понятие "превышение пределов" в новом УК осталось.
Нет слов. Сбросили, называется, кровавую большевистскую диктатуру.

Как это тогда говорилось? "При капитализме человек эксплуатирует человека, а при социализме - всё наоборот!"
а что вы имеете против "превышения"? этак любой может замочить ну любовника жены, к примеру, а на суде сказать - защищался и всё такое. А мертвый уже ничего не скажет.

Deleted comment

> Потрясающе!!!

Какая умилительная детская радость.

> Преподавание карате-до было в СССР у. Что ответите?

Уголовно наказуемым в СССР являлось незаконное преподавание. Как и незаконный оборот оружия, наркотиков и т.п.

При этом запрещение карате я одобряю, хотя и убеждён, что причины такового запрета отнюдь не политические, а в первую голову экономические и противокриминальные.

ps: редкий "чёрный пояс" выстоит даже против боксёра-перворазрядника. Ну это так, до кучи :)
"редкий "чёрный пояс" выстоит даже против боксёра-перворазрядника"


совершенно верно.
Карате вдруг разрешили после Московской Олимпиады, даже пропагандировали активно. Потом, через год примерно, кто-то кого-то замочил с применением этих приемов... чуть ли не кассу взяли ученики одной школы, естественно карате сразу запретили. Да, и сроки реально давали... пару раз. В 87-м все это отменилось де-факто.
А дзю-до, самбо, даже джиу-джитсу всегда только приветствовалось.
Мне кажется бороться нужно не за право вооружённой самозащиты (действительно, не возвращаться же нам в средние века когда каждый благородный мужчина носил шпагу или меч), а за государство, которое будет защищать всех независимо от национальности и положения. В этом смысле случай Иванниковой очень хорош и показателен - можно добиться желаемого, если всем собраться и поднадавить. Кто нас защищает? Милиция и суд. Вот с них и нужно начинать. Поднимать на поверхность случаи подобной Иванниковой, протестовать, освещать ход дела в газетах и Интернете, в общем, делать всё, чтобы игнорировать стало трудно, очень трудно.
но ведь иванникова именно что сама себя защитила.
и понесла наказание.
даже если (когда) ее оправдают - прошедший год для нее явно был не из легких.
Эт точно.
Я про другое.
Само собой честь и жизнь одного порядка вещи.
Однако это ненормально, когда нацмены хватают девушек на автобусных остановках и никто не вступается, потому что "засудят". Вот здесь корень проблемы.
Причём, если у кого-то найдётся пистолет в кармане - это ведь тоже не выход, согласитесь.
Вместо того чтобы заставить нацменов бояться пистолета (а что если у них свой пистолет и вообще они все обкуренные и им похер?) надо делать так чтобы люди не боялись собственной милиции. Тогда и нацмены будут бояться, что самое главное, ещё ДО совершения преступления. И бояться они будут не каких-то конкретных людей у которых может найтись пистолет (против пистолета всегда другой пистолет найдётся), а СИСТЕМЫ, бездушной, но справедливой правоохранительной системы, которая если возьмёт в свои клещи, то не выпустит.
Естественно, рыба гниёт с головы. Значит надо стоять за очистку милицейских кадров сверху: копить папочку с делами, и предъявлять и предъявлять, раздувать скандалища, чтобы уж отвертеться никак не могли.
ну да, очевидные-же вещи. вне зависимости от наличия/отсутсвия элкаэнов даже.

> Мне кажется бороться нужно не за право вооружённой самозащиты (действительно, не возвращаться же нам в средние века когда каждый благородный мужчина носил шпагу или меч), а за государство, которое будет защищать всех независимо от национальности и положения

Зачем же противопоставлять-то?
Государство должно защищать всех независимо и так далее - ясен пень.
За то мы его и держим. Затем и налоги ему платим (и не "ха-ха", потому что акциз на нефть-газ - это тоже наши деньги, которые мы отдаем государству, чтобы оно нас защищало, а также для других надобностей).
Но, извините, даже самое идеальное государство не может стоять в каждой подворотне, чтобы сразу же броситься на помощь. Так что у гражданина должно быть законное право защищать свою честь, жизнь, здоровье и имущество (пока милиция не приехала) доступными ему средствами. Соответствие средств защиты опасности должно учитываться, но с ОЧЕНЬ большим перекосом в пользу обороняющегося. Размахивал ножичком, аполучил пулю в лоб - сам виноват.
(спасибо suhov за наводку).
http://www.livejournal.com/users/emdrone/126309.html

Мой вывод из ее прочтения такой:
"Меня как раз статья и привлекла тем, что (кроме замечательных примеров) дает какой-то ответ на вопрос:
-- первоначально боязнь большевизма
-- после войны, по мере усиления послевоенного либерализма, государство, становясь все более антинародным, прекрасно это понимает (хотя его пропаганда умалчивает), и стремится создать абсолютную монополию на любое применение силы. Они боятся людей и любую активность или обладание оружием считают покушением на власть.

Обратная сторона боязни людей - создание войск наемников (в России ОМОН), разработка средств подавления толп (как сети, вода, спецзвуки, запахи, специальные растворы, делающие поверхность дороги очень скользкой и так далее)

Чем преступнее власть, тем больше она враждебна к тем, кто вселяет в нее ужас. Вспомните, что лидеры стран времен Второй Мировой выходили к населению на улицы - и что для визита Буша закрывают города, или перекрывают несколько райнов больших (Лондона) на земле, под землей и в воздухе - он возит с собой батальон войск. Встречи лидеров западных проводятся на островах.
меня вот это изумило:

""it should never be necessary for anyone to possess a firearm for the protection of his house or person". Since these guidelines were classified until 1989, there was no opportunity for public debate"

номенклатура от СССР-овской ничем не отличается
Константин, Вы катострофически неправы.
Я не могу привести точную статистику, но в середине восьмидесятых по статье "превышение необходимой самообороны" шло очень много народа и кавказцы - больше всех.
Основной принцип был такой: в социалистическом государстве защищать человека должна милиция.Самозащита - нарушение принципов социалистической законности
Константин, простите, если вопрос мой покажется провокационным (на самом деле спрашиваю вполне искренне), а также простите, если это уже спрашивали (тогда дайте, если не сложно, ссылку на ответ: читать все комментарии ко всем записям на эту тему невмоготу). А вопрос такой. Если бы Иванникова оказалась, скажем, еврейкой (армянкой, монголкой), то:

* изменилась ли бы Ваша позиция по данному судебному делу (имеется в виду исключительно вопрос о виновности/невиновности женщины) и как?

* участвовали бы Вы в акции в её поддержку, если бы такая акция всколыхнулась, и почему да/нет?

* восприняли бы Вы обвинение Иванниковой как проявление извечной исторической травли еврейского (армянского, монгольского) народа либо же как - наоборот - справедливое возмездие за извечную историческую травлю русского народа еврейским (армянским, монгольским)?
Если бы девушка оказалась армянкой, то 1)скорее всего, у насильника Багдасаряна даже мысли бы не появилось, 2)а если бы появилась, то вопрос решился бы внутри диаспоры, без всяких там судов. И мы бы об этом не узнали.

Если бы девушка оказалась еврейкой, то 1)вопрос бы решался между двумя диаспорами, вне суда, и не известно еще, кто кому денег бы платил. Да, мы бы об этом не узнали.

Если бы девушка была монголкой, то ничего бы и не было. НЕ тот тип женщин.

Это, конечно, из области воображений. "Если бы".
А я вообще не знаю, кто она по крови. Внешность у Иванниковой вполне "южная". Может быть, она еврейка, или кто-то ещё. Не знаю, да и не интересуюсь.

Я только знаю, что её насиловали КАК РУССКУЮ. То есть - как беззащитную жертву, которой некуда пойти и которая "всё стерпит". Потому что если бы тот армянин подумал, что она не русская, он на неё руки бы не поднял. Не посмел бы.
а может, наоборот - насильник принял жертву за заезжую из южных краев девицу известного поведения, которая, не имея регистрации, не отважится апеллировать к закону в России?
вообще если рассматривать случай с Иванниковой сугубо в национальном (а не криминальном) аспекте, как делает уважаемый krylov, то эту практику следует распространить на все попытки изнасилований/изнасилования в Российской Федерации: о каждом подобном преступлении сообщать непременно с указанием национальной принадлежности насильника и его родителей и жертвы и ее родителей
"о каждом подобном преступлении сообщать непременно с указанием национальной принадлежности насильника и его родителей и жертвы и ее родителей"

очень было бы полезно и показательно.
Я бы распространил ту же практику на все виды преступлений.

Выяснились бы интереснейшие вещи.
согласен
насчет изнасилований информации не видел, а вот то, что наибольшее число серьезных преступлений в Москве падает из заезжей братии на украинцев - это факт
Включая случаи, когда преступник - русский?
Человек может предложить дело: это будет факт жизни.
Человек может предложить идею и смысл - это будет новая мысль.
Но что скрывается под масками-паразитами: "а может", "надо было"?
Один из вариантов: "не могу молчать".
Я имею в виду тот факт, что русские по сознаниию - крутейшие в Европе индивидуалисты, что именно индивидуальность и личность являются стержнем русской нации.
И данный пример прямо ложится в русло такого понимания русской субъектности.
Оба правы - и Крылов, и Соколов.
Было бы менее обидно, если бы прав был только один, тогда врагов было бы гораааздо меньше.
Вообще, поражает редкостное умение у людей, занимающихся политикой, видеть ровно одну сторону происходящего, и полная неспособность понять тех, кто научился понимать другую сторону...
Одну секунду. Защищалась личность, а не народ. И нормальный либерал будет защищать право личности на эту защиту.

Вы же утверждаете, что либерал этого делать не будет, потому что он русофоб. Но, может быть, это просто русофобы _обозвали_ себя либералами? Или, по Вашему мнению, русофобия не просто прикрывается показным либерализмом, а следует из любой либеральной идеологии как таковой? Если так - то из какого именно утверждения оной идеологии?

Это честный вопрос, а не "атака". Я сейчас пытаюсь разобраться в разных утверждениях разных идеологий и определиться с позицией; после дела Иванниковой прежний расклад для меня развалился окончательно, но отказаться от идеи самостояния личности я из-за этого тоже не готов. Ваше мнение мне очень интересно.
не будете отрицать, что имеется устойчивая корреляция "либерализм-русофобия"?
ЗЫ. Шафаревич отметил это явление еще лет 25 назад.
Имеется корреляция "_показной_ либерализм - русофобия".

Причины - вопрос интересный, хотя я склоняюсь к варианту "грантоедство вульгарное".
не было, а русофобия - была.
Насчет показушности - не думаю. То есть, есть определенное количество грантоедов, но почти все шестибесятники, диссида и их последователи (а именно они стали хозяевами Дискурса в начале 90-х) вполне искренне веруют в либеральный катехизис.
А там-то кто русофобы? Я имел в виду Чубайса энд компани, в искренность которых что-то уже не верится.
уничтожения мобэкономики, после которого она фактически не воостановима, нужно иметь воистину большевисткую убежденность.
идеологов практически все русофобы (когда-то у меня была неплохая подборка высказываний интеллегенции, но сейчас, боюсь, ее не найти)
И как по-Вашему связаны либерализм и русофобия? Было бы интересно услышать версию.

По другому ответу - я не понял, кто такая "мобэкономика".
Для тех, кто устал от бессмысленной потребительской гонки и тягомотной толчеи вокруг посюсторонних микроавторитетов, российская, а затем и советская тяга к осмысленности, к признанию ненужным, лишним и нелепым всего, что не работает на высокую цель, давала пример возможности идти «другим путем». Такая тяга являлась наглядной и мощной альтернативой того, что воспринимается многими как пустота жизни.
Для тех, кто на Западе когда-либо восхищался Русью как неким притягательным, непонятным, но удивительно манящим экзотическим явлением, в основе восхищения лежало именно это.
Зато для всевозможных клеветников России именно эта черта трансформировалась в то, что они видели как вечную леность русских или их сладострастное стремление в рабство.
Сильно подозреваю, что миф о том, будто русский раб грязен и ленив, придумали и запустили в европейские просторы обыватели откуда-нибудь из Кукуйской слободы. Как наблюдатели они, вероятно, были правы. В свое время парижане и лондонцы тоже вольготно плескали из окон нечистоты и учились гигиене у арабов. Но наблюдатель сопоставляет вещи синхронно, ему и дела нет до того, что Европа начала заниматься бытовыми удобствами на пару веков раньше. А раскрепощение индивидуума началось с ещё большим упреждением. И вообще НЕСКОЛЬКО ИНАЧЕ из-за разницы культур.
Кстати: это не беда. Мало ли высмеивают обычаи соседних народов обыватели.
Беда пришла, когда ополоумевшие от петровских палок россияне начали высовываться в прорубленное государем-плотником окошко и хотеть стать европейцами. Услышанный из-за окна тезис о рабстве и лености приобрел знаковую ценность. Стоило произнести: мы, русские, как есть грязные скоты, работы не любим, страна рабов, страна господ, сверху донизу все рабы – и сразу как бы получалось, что тот, кто это произнес, уже тем самым передовик труда и вымытый до блеска гражданин, свободный всеми местами и членами. Европеец. Не настоящий европеец, разумеется, а из российского интеллигентского мифа о европейцах. Но ему, произносящему-то, сие невдомек, и его единомышленникам тоже невдомек. Ах, как верно, восхищенно всплескивали руками они. Ах, какая смелость мысли! Ни капли квасного патриотизма! И, отреагировав таким образом, уже вся компания ощущала себя европейцами.

Что это такое – «несколько иначе из-за разницы культур»?
Вот знаменитая история с крыльцом в барском доме Обломовых, которое который год не соберутся починить. Для западного человека, для западно ориентированного даже – например, для маленького Штольца – история дичайшая. Сами же ходите, сами ногами собственными рискуете – ну как это не собраться починить? Ведь для себя! Для кого ж ещё и шевелиться-то? Своя рубашка ближе – или чья еще? Вот ведь бездельники дремучие!
Но есть и иная правда. Если предмет сей ну хоть как-то ещё функционирует, если им хоть как-то ещё можно пользоваться, то для себя – сойдет. Этого слова не понять никому, кто мыслит в рамках системы ценностей «своей рубашки». ДЛЯ СЕБЯ – СОЙДЕТ!
Вот если бы по этому крыльцу предстояло подняться кому-то для меня качественно более ценному, нежели я сам – вне зависимости от того, с какой исповедуемой мною сверхценностью, православной ли, державной, коммунистической или даже просто гуманистической какой-нибудь – этот конкретный кто-то связан, крыльцо было бы починено мигом, с благоговейными похохатываниями. Бесплатно. Безо всякого давления со стороны какого-нибудь ГУЛАГа. Но работать на кого-то с большим удовольствием, чем на себя, любимого – ведь это, с определенной точки зрения, и есть сладострастное стремление в рабство!
Святой Василий Великий: «Они в равной мере и рабы, и господа друг другу, и с непреоборимой свободой взаимно оказывают один перед другим совершенное рабство – не то, которое насильно вводится необходимостью обстоятельств, погружающей в великое уныние плененных в рабство, но то, которое с радостью производится свободою произволения, когда любовь подчиняет свободных друг другу».

И здесь, и в ЖЖ у Соколова приводился пример из Англии. Вот уж Англию (в отличие от франкогермании) в социализме заподозрить трудно.

Хотя, с другой стороны, в США именно демократы выступают за ограничения. И хотя демократы не являются полноценными социалистами, республиканцы отстоят от социализма дальше.
Соколов написал статью с таким опозданием, что получилось стариковское кокетство.
Противоречия действительно нет, т. к. тогдашние социалисты и нынешние либералы ровно одно и то же, с точки зрения вопроса собственности во всяком случае. Ну а воспитывать население кроликами - актуальнейшая для власти задача, чтобы никто не смел вспомнить ни о дедовском хуторке, ни о бабках, сгоревших в инфляцию, ни о том, куда транши МВФ исчезают.