Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

О крепостничестве, рабовладении и монументальной пропаганде

Тут вот Егор Холмогоров написал постинг, вызвавший немалое волнение в ЖЖ. Воспроизвожу его почти целиком.

В центре Москвы.

Напротив Храма Христа Спасителя.

По инициативе СПС и лично великого друга русского народа Бориса Ефимовича Немцова.

Установлен абсолютно русофобский памятник.

Это памятник Государю Александру II на котором начертаны следующие слова.



Для тех, кто не видит картинки перевожу:

Отменил в 1861 году крепостное право в России и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства

Другими словами, все крепостные крестьяне за несколько веков русской истории объявляются рабами. А мы, из которых у большинства предки - крепостные, - потомками рабов. Разумеется, в 1861 году никто таким образом Великой Реформы не воспринимал и разница между крепостной зависимостью и рабством была великоепно понятна. И никакого другого смысла, кроме клеветы на Россию слово "рабство" да еще и с прибавкой "многовековое" не имеет.

При этом критика этой надписи ведется с той точки зрения, что на ней "слишком много чести" оказано Александру II. А вот русофобского проталкивания идеи "многовекового рабства" русских никто не опротестовал.

Представляете себе, к каким чудовищным посоледствиям приведет то, что в центре Москвы будет стоять памятник со словами о "многовековом рабстве миллионов крестьян". Хотя слово "раб" официально запретила Екатерина II. Вскоре были введены первые ограничения на жестокое обращение с крепостными. А в допетровский период даже самое жесткое крепостное состояние не имело признаков рабства. Если сводить "рабство" к положению в которому зависимые люди продавались без земли, то оно было отменено в 1833 году Николаем I, и Александр II к этому отношения не имеет. Если считать рабством лишенность гражданского статуса, то её окончательно упразднил Павел I, который ввел присягу для крестьян как для подданных императора, что, разумеется, с понятием о рабстве несовместимо. Если считать "рабами" дворовых крестьян, не имевших земли, то их общее число было 7% от 10 миллионов, что, разумеется, не составляет цифры достаточной для слов о "миллионах крестьян".
Таким образом, дасже если принять тезис о крайних формах крепостничества как о рабстве, надпись все равно окажется лживой и никакого смысла, кроме оскорбления русского народа не имеющей.

Перед нами откровенная, подлая и циничная русофобская провокация, которую надо остановить.

Памятник Александру II архитектора Султанова и скульптора Опекушина, стоявший до революциии в Кремле, имел очень простую надпись "Императору Александру II любовию народной" и, разумеется, не содержал ни русофобских текстов, ни оскорбительного для Царя перечисления "жертвовавтелей".

Предлагаю начать работу по пикетированию памятника с лозунгами "Мы не рабы. И наши предки тоже", "Прекратить клевету о "многовековом рабстве"", "Рабство отменили в 1863 в США, а не в 1861 в России, "Немцов - руки прочь от Царя-Освободителя", "Памятник Императору не место для русофобских провокаций" и другие.

Найти серьезных историков, которые с документами осветили бы вопрос о различии крепостного состояния на 1861 год и рабства, а также разоблачили клевету о его "многовековом" характере.

Подать петицию в Мосгордуму с требованием о демонтаже таблички и замене её текстом не содержащим русофобской клеветы.

Рассмотреть возможность опротестования установления памятника в судебном порядке.

Обратиться по церковной линии к Патриарху, несомненное право которого высказаться о том, что стоит рядом с Храмом, инициировать письмо уважаемых священников к Святейшему, с просьбой высказаться и попросить изъять с памятника клевету на русский народ и русскую историю.

Разумеется, присоединяться к акции приглашаются лишь те, кто не считает своих предков рабами. Те, кто считает, что они были рабы и их освободили в 1861 году могут оставаться при своем мнении и дальше.


Я сел и подумал. Прикинул всякие варианты. И понял, что, несмотря на все возможные возражения (в том числе исходящие от многих весьма достойных людей), Егор всё же прав.

По сему случаю - некоторые заметки о том, в чём же именно он прав и какой из сего следует вывод.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА

Прежде всегор. Поставленный памятник – это первое в истории Эрефии образчик либеральной монументальной пропаганды. Уже в силу этого он заслуживает внимания.

Надо сказать, что надпись составлена «подлейшим, батенька, образом». Думаю, никому не нужно объяснять, сколько именно и какой подлости заложено в последнюю строчку – «завершил многолетнюю кавказскую войну». Это типичный, химически чистый пример лашон гара.

– формально правильного высказывания, используемого для создания ложного впечатления.

Но внимание Егора привлекло не это. А именно строчки про «многосотлетнее рабство».

Надо сказать, что либералы на эту тему поговорить очень любят. Вот, например, из новостей 2002 года:

«Недавно лидер "Союза правых сил" Борис Немцов заявил, что его партия готова исправить серьезную календарную несправедливость в отношении 19 февраля (в этот день 141 год назад в России было отменено крепостное право). По словам Немцова, Россия - единственная в мире страна, которая не считает праздничным день своего освобождения от рабства».


Дальше в статейке идёт омерзительный гон про выдавливание раба и т.п., но характерна формулировочка про праздничный день. «Покажите мне такую страну» (с) Тальков, где эту светлую дату празднуют. Однако, здешним либералам почему-то очень хочется именно этого.

Так зачем же понадобилась строчка о «многовековом рабстве»?

ОПРЕДЕЛЕНИЯ: РАБСТВО И КРЕПОСТНОЕ ПРАВО

Начнём, как всегда, с дефиниций.

Разница между статусом раба и крепостного давно и тщательно описана в специальной литературе – правда, в основном посвящённой Западной Европе.

Вкратце, дело обстоит так. Раб, в идеале – это существо, не имеющее права на собственную волю. Раб, строго говоря, не является «несвободным человеком» - фишка в том, что он вообще не является человеком. Это говорящее животное, точнее – говорящее орудие. Семь дней в неделю двадцать четыре часа в сутки он обязан служить господину, то есть выполнять его приказы. Господин же может сделать с рабом всё что угодно, причём без всякой причины – например, пытать или убить раба, просто потому, что господину этого захотелось.

На практике, конечно, ситуация была не столь ужасающей: большинство господ оставляло рабам сколько-то свободного времени и старались обращаться с ними более-менее сносно. Кроме того, во многих рабовладельческих государствах существовали законы, ограничивающие права господина – иной раз весьма гуманные по отношению к рабам. Однако, это было именно что ограничение прав господина, а не наделение правами раба. У раба не было никаких прав вообще.

Согласно энциклопедическому определению, «рабство - состояние полной зависимости одного человека от другого, из-за которого этот человек (раб) является собственностью своего хозяина - рабовладельца; последний может продать, купить и даже убить раба. По правовому статусу раб является не субъектом права, а его объектом».

Главной причиной рабства является война: рабство – обычное состояние пленника-иноплеменника, которому из милости сохранили жизнь. Обычно рабами становились именно пленники, заложники, впоследствии – побеждённые в «холодной гражданской войне» (например, должники), а также потомки рабов и т.п.

Что касается крепостного, то тут дело обстоит иначе – и сложнее.

На сей раз начнём с источников и составных частей. Крепостное право имеет два источника: права землевладельца (доминиальные права) и права господина (доминикальные права).

Землевладелец, ставя условия арендатору, может сформулировать их так, что арендатор окажется «обязан жить и работать на земле, принадлежащей землевладельцу, и оказывать ему определенные услуги, за вознаграждение или без него, при этом не имея возможности изменить свой статус» (это, опять же, энциклопедическое определение). В такое плачевное положение он может попасть по разным причинам – начиная от собственной глупости и кончая обстоятельствами рождения.

Есть ещё один источник крепостного права – крышевание. Речь идёт о людях, живущих в смутные времена, не способных самостоятельно защищать свою жизнь и имущество и отдавшихся под защиту и покровительство сильного (синьора, феодала) в обмен на личную безопасность. Они обычно обкладывались разного рода повинностями – начиная от необходимости участвовать в военных действиях господина, а также выделять средства на его содержание. Многие стали крепостными именно таким путём – в поисках, так сказать, «надёжной крыши».

Тут важно, что крепостной не раб, хотя и свободным человеком его назвать нельзя. Крепостной является субъектом права. Он человек, хотя и не свободный. На нём лежат многочисленные обязанности, сводящиеся, в общем, к двум основным формам: барщине (то есть в даровом труде на землевладельца-синьора) и оброку (то есть выплате ему денег). Ближе к рабству, разумеется, барщина: это работа по приказу и под контролем господина. Правда, виды барщины регулировались законом и обычаем: господин мог потребовать очень тяжёлого труда, но всё же не какого угодно и не сколько угодно. Крепостной крестьянин всегда имел свободное время – хотя бы для того, чтобы работать на себя.

Что касается оброка, он состоял в том, что крепостной должен был время от времени приносить барину деньги, а уж где и как он их зарабатывал, то было его дело. Фактически, оброчный крепостной и современный обыватель, взявший долгосрочный банковский кредит (лет так на тридцать), находятся в похожем положении: один приносил каждый месяц приноси пану два серебряных гроша, а другой каждый месяц выплачивает банку по пятьсот долларов.

Разумеется, господа обычно старались приблизить статус крепостного к статусу раба. Особенно это касалось крепостных, находящихся в личном услужении, а не работающих на земле. Как правило, их положение в наибольшей степени напоминало рабское. Это, впрочем, и сейчас так: не стоит забывать этимологию слова «сервис». Но всё же: как рабство – даже очень смягчённое – всё же остаётся рабством, так и крепостное состояние – даже сильно испорченное – всё-таки рабством не является.

Поставить же человека в рабские условия можно и сейчас, «современным экономическим способом». Ибо современный работодатель тоже стремится поставить работника в положение жёсткой зависимости от себя – и очень часто в этом преуспевает. Не меньше, чем паны и помещики, примучивающие холопьев.

Кстати, для любителей аналогий: продажа крестьян с землёй мало чем отличается от продажи рабочих вместе с заводом: и там и там продаётся «капитал вместе с присущим ему трудом». Ну а уж пресловутое право первой ночи и пользование крепостными девками для удовлетворения страстей и вовсе не должно удивлять тех, кто помнит значение словосочетания «секретарь-референт» времён ранних девяностых.

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО В РОССИИ

«Со стародавших пор» на Руси времена существовала практика раздачи помещикам земли под условие службы. Крестьяне, сидящие на земле, были относительно свободны: они могли от помещика уйти. Помещикам это, естественно, не нравилось, так что право ухода в конце концов ужалось до известого «юрьева дня», а потом и тот, как известно, отняли в 1580-х годах. В дальнейшем закрепощении огромную роль сыграл указ царя Алексея Михайловича («Тишайшего»), разрешающий продажу крестьян без земли – это 1675 год, а также постановлением Земского собора 1694 года о бессрочном сыске беглых (раньше он был ограничен десятью годами).

Тем не менее, крестьянин не был собственностью помещика. Он имел неотчуждаемую собственность, мог заключать договора, в том числе и с помещиком, даже подавать на него в суд (хотя помещики всячески прижимали крестьян, стараясь взять право на суд и расправу в свои руки – что им в конечном счёте и удалось).

Важно здесь и то, что при такой системе груз обязанностей несли все – не только крестьяне, но и помещики. Последние были «служивым сословием», нёсшим тяжёлые обязанности перед государством. Можно даже сказать, что свободных людей в тогдашней России не было вообще. Что обидно, конечно – ну так свобода ведь вообще является роскошью, доступной для жирных, зажиточных государств, наслаждающихся идеальным климатом, морским воздухом и апельсинами. А в России, в страшном ледяном аду, где урожай сам-три считался хорошим, свобода произрастает, как известно, только в теплицах. «Прекрасная пальма», впрочем, всё пытается пробить купол оранжереи – с известными для себя последствиями.

Но вернёмся к нашим крестьянам. Крепостное право в его «классическом» (то есть знакомом нам всё по той же русской литературе) варианте на Руси – это заимствованный институт. Наиболее одиозные крепостные порядки – прямые кальки с западноевропейских. Основными учителями этой науки были для нас поляки с их панской системой, а также рыцари Немецкой Марки, создавшие великолепно отлаженную машину угнетения славян. У этих цивилизованных народов, в частности, учился Пётр I, наш любимый царе-западенец, резко ужесточивший «по примеру европейскому» крепостную систему.

Создателем же классического крепостничества следует считать Петра III и Екатерину II «Великую» (не могу не заметить, что данная государыня, при всех её несомненных достоинствах, этнически русской ну никаким местом не была – а была, напротив, нежной европеянкой нордических кровей). Нетрудно догадаться, что документ, установивший систему настоящего крутого крепостничества, назывался «Указом о вольности». Конкретно – «Указом о вольности дворянства» от 1762 года, согласно которому освободил помещиков от обязанности служить государству, сохранив за собой и землю и крестьян, на правах полной собственности. Вернее, стали таковой: если раньше права дворянина на землю обусловливались службой (то есть собственником земли и людей он в общем-то не был), то теперь они получили землю в полное владение. Помещики плотно засели в своих имениях и занялись «управлением». Учитывая всё сказанное выше о желании любого «набольшого человека» максимально запрессовать подчинённых, можно сказать, что реальное положение крестьян и в самом деле приблизилось к рабскому.

Опять же, повторяю: реальное положение. Потому что реальное положение, скажем, английских рабочих славной мануфактурной эпохи куда больше походило на рабство, чем положение русских крестьян. Соответствующие сравнения, которыми тогда пестрела пресса, тоже имели место. Правда, англичанам и в голову не приходит, что «тут чего-то надо стыдиться». Про многовековое английское рабство тоже что-то не слышно.

Кстати, о многовековости. Каждый российский государь после Павла I (который запретил помещикам заставлять крестьян работать по праздникам, а также ограничил барщину тремя днями в неделю) старался как-нибудь облегчить положение крестьян. В частности – запретами на торговлю людьми (частичный запрет продажи - 1808, полный запрет такой продажи 1833). В конце концов крепостное право было официально отменено знаменитым Указом от 1861 года. Таким образом, классическая «крепость» - та самая некрасовская-щедринская-прочая-литературная – продолжалась 99 лет. Срок, конечно, немалый – но уж никак не вековой.

Ещё одно. О «великой реформе» можно сказать очень много плохого, и справедливо. Однако же, стоит заметить, что в той же Западной Европе прецедентов освобождения крестьян с землёй (пусть в самом карикатурном и урезанном виде) не было.

Наконец, последнее. Отдельной, и весьма неприятной, темой является отмена крепостного права для части нерусского населения страны при Александре I. Этот государь любил (безответно) западные губернии России и выписал со своего плеча конституции Польше и Финляндии. Он же освободил крестьян прибалтийских губерний – Эстляндии, Лифляндии и Курляндии. Но не русских. Что, сами понимаете, - - -.

ЛИБЕРАЛЬНОЕ БЕСНОВАНИЕ

Тема «русского рабства» в европейской прессе возникала регулярно – частично от неизбывной западной русофобии, частично как хорошая пропагандистская мулька. Тотальная демонизация русских порядков была нужна просвещённым народам, чтобы иметь повод лишний раз сплотиться в ненависти к России и русским, а заодно и провернуть кой-какие делишки. Разумеется, в этом их горячо поддерживала «свободная российская общественность».

Надо ещё отметить, что слово «рабство» в добезцаристские времена имело ровно то же самое значение, что сейчас – слово «фашизм». То есть «рабством» называли вообще всё плохое и ужасное.

«Чиновное рабство», «экономическое рабство», «рабство рабочих», «рабство русской души» - вся эта мерзотина обильно стекала с перьев властителей дум, отравляя и воды высокой литературы. При всём том добродушные помещики, написавшие половину хорошей русской прозы и тоже имевшие привычку то там, то здесь кидаться «рабом», сильно обиделись бы, назови кто их лично рабовладельцами и сатрапами. Но нет, никто не швырял им этого в лицо: всем было понятно, что все возмущения «рабством» делались исключительно для того, чтобы намекнуть на «злоупотребления и косность правительства».

В общем, публицистический жаргон тех лет – вообще очень мерзкий – почитать каким-то «историческим свидетельством» и смешно и гадко. Иначе придётся признать, что, например, сейчас в России фашизм, ибо именно таким словом обозначают нынешний строй бойкие перья публицистов – и не только либеральных, кстати.

Что касается людей более серьёзного образа мысли, то они, не любя крепостничество (пожалуй, они-то его единственные и не любили всерьёз, а не как повод для русофобской истерики), словами всё же не бросались. И писали о крепостном праве осторожно.

А МОЖЕТ, ПЛЮНУТЬ?

В самом деле – ну не привыкать же к тому, что либералы устраивают нам очередную мерзотинку. Тем более, что на сей раз речь идёт не о прямой русофобской клевете, а об утверждении, которое кажется довольно очевидным и с которым спорить не то что нельзя, но сложно. «Все ж привыкли, что у нас было рабство».

Однако же, благодушествовать тут не следует.

Гадина очень любит приписывать себе немножечко цифирок и слегка поправлять фактики. Она обожает называть чёрное не белым, а «чёрненьким» или «тёмненьким», а белое – «беленьким» или «белесоватым». Когда ей это благодушно спускают, она добавляет красок: «тёмненькое» становится уже «темноватым» ("слегка") и так далее. Гнусная курочка-кохинхиночка по зёрнышку клюёт. Там фразочка, здесь цифирка. Там подкрутили количество людишек, здесь открутили пару годиков. Так, глядишь, и вся картиночка поменялась в нужненьком смыслице. «Где стол был яств, там гроб стоит».

Спускать этого, однако, нельзя. Потому что блядва чрезвычайно быстро шевелит лапками. Дашь ей палец – отгрызут руки, ноги, голову и половину жопы впридачу. Стоит согласиться на слово «рабство» вместо слово «крепостная зависимость» - и всё, рабство тут же становится тысячелетним, определяющим всю нашу историю и генетически заданным. Плавали, знаем.

Поэтому не обращать внимания на эту надпись – выполненную, повторяю, в технике монументальной пропаганды – нехорошо. Тем более, её всё равно придётся менять - из-за фактических ошибок, сделанных неведомыми сочинителями.

Какие именно конкретные меры стоит применить по отношению к любителям изысканных формулировок, ещё надо хорошенько подумать. Идеи пикета или чего-то ещё в этом роде мне не кажутся применимыми именно в этом конкретном случае. Но уж, во всяком случае, заявить свою позицию по этому вопросу всё же стоит. Чтобы потом кохи не говорили, что рабы и потомки рабов промолчали, как рабам и положено. "Рабы немы", ага.



Также: о маленьких подменах от morky.

)(
За дискуссиями о рабстве как-то забылись слова о кавказской войне. А это самое главное в данном случае. Лебедь ведь тоже завершил многолетнюю кавказскую войну. Известным способом. Это главная коннотация в данном случае, неявно переходящая на царя.

Deleted comment

Ну, если спросить Коха, он скажет - было. Спросить меня, скажу - нет, рабства не было, хотя существовали другие формы личной несвободы для крестьян, иногда довольно тягостные. (Например, колхозная система классического времени в некоторых своих чертах напоминала именно крепостное право - например, мерами удержания крестьянина в колхозе). Но, повторяю, это не рабство.
Усатый маса был хороший Хозяин. Кормил, одевал, защищал, лечил. Не то что нынешние саквояжники. Ну а то, что много наших померло, так это от лени, пъянства и распиз-яйства. Если бы все слушались Усатого масс-у, то и сейчас бы жили так же хорошо как и раньше. Ага.
была мурзилка Мэтра. А уж он-то в альтернативках рулит...
"Подоплека трудностей капитана Блая и некоторые причины мятежа станут совер-шенно очевидны, если обратиться к цифрам набора рекрутов во флот и потерь в период войны 1774–1780 годов. Число призванных: 176.000 человек. Убито в период службы: 1250 человек. Потери от болезней: 18.500 человек. Дезертировало: 42.000 человек.
Причиной дезертирства были не столько телесные наказания и отвратительное пи-тание — в пище находили червей и клещей, — сколько ничтожное жалованье и то обстоя-тельство, что простым матросам не предоставляли увольнения на берег и они не могли попасть домой на законном основании. Единственным путем покончить со службой было ранение, болезнь, смерть или же дезертирство. Жалованья не увеличивали со времен Кромвеля, и было оно почти одинаково жалким как для офицеров, так и для рядовых. Лейтенант Блай, например, получал 3 шиллинга (3 кроны) в день; простой, но опытный матрос вряд ли более 3 пенсов (21 эре). Следовательно, он и мечтать не мог о собственной семье, всю жизнь он оставался рабом грубых и жестоких офицеров. Ему не разрешалось появляться на задней палубе, кроме как для несения службы; на обращение старших по званию он должен был отвечать «слушаюсь, сэр» и прикладывать руку к головному убору. На кораблях свирепствовали болезни, а за малейшую провинность назначались телесные наказания или заковывали в кандалы.
Расправа с восставшими и мятежниками происходила на военных судах, стоявших на рейде Портсмута таким образом, что зрелище было хорошо видно из города: пригово-ренных вздергивали на мачте, и все могли наблюдать, как медленно, в судорогах погиба-ют несчастные (троим членам экипажа «Баунти» суждено будет умереть такой же смер-тью). Поскольку моряки не имели возможности сходить на берег, торговцы сами подплы-вали к кораблям, а вокруг роилась толпа девиц легкого поведения самого низкого поши-ба — они-то и были единственными женщинами, с которыми контактировали моряки."
Добавлю, что в той же Прибалтике крепостное право был куда жёстче нашего. Например, помещик мог казнить своих крестьян, до чего у нас дело никогда не доходило. Так что Александр I, освободитель латышского и эстонского народов от многовекового рабства, безусловно, заслужил по памятнику в центрах Риги и Таллина.
Из Таллинна можно съездить на скоростном пароме в Хельсинки. Там этот памятник имеется :) Как и памятник Александру II.
остается записать в отъявленные либералы
а потому еще и русофобы
Ф. М. Достоевского наряду с А. С. Пушкиным
за употребление крамольной формулировки многовековое рабство

Пушкин первый объявил, что русский человек не раб и никогда не был им, несмотря на многовековое рабство. Было рабство, но не было рабов (в целом, конечно, в общем, не в частных исключениях) - вот тезис Пушкина.

кстати
РАБ м.
1. Представитель эксплуатируемого класса в рабовладельческом обществе, лишенный всех прав и средств производства и являющийся собственностью хозяина-рабовладельца.
2. Крепостной крестьянин.
3. перен. Бесправный человек, находящийся в полной зависимости от кого-л. // Тот, кто подобострастно исполняет волю другого, кто низкопоклонствует и льстит. // Тот, кто целиком подчинил свою волю, свои поступки кому-л., чему-л.
Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Автор Т. Ф. Ефремова.
Печатное издание М.: «Русский язык», 2000. © Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2001–2002.
со своей КАГАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТЬЮ.
Ну куда уж обоснованней
http://www.livejournal.com/users/krylov/1102686.html
http://www.livejournal.com/users/holmogor/1248452.html
http://www.livejournal.com/users/holmogor/1248614.html.
Кстати, твои и тебе подобных писульки с очевидностью
доказывают наличие неруси - а вы всё обижаетесь, нехоршо-o...
полагаете, у Михаила Осиповича Меньшикова при всем уважении к данной персоне такая же весовая категория, что и у Столыпина и тем более Достоевского, чтобы опираться исключительно на его суждения по вопросу рабства/крепостного права?
Вы текст прочитали? Имеете что возразить?
крепостничество однозначно подпадает под понятие рабства (как его понимали в ХIХ веке и в настоящее время по формулировке, принятой ООН)

РАБ м. раба, рабыня, рабица ж. невольник, крепостной; человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его.
Словарь Даля


Рабство (Slavery)
Статус или условия жизни человека, который не свободен в выборе своих работодателей, с которым обращаются, как с вещью или собственностью, и который может быть продан на рынке.
В английском языке существуют три определения:
slavery, indenture, serfdom
Так вот, обычно о феодальном периоде говорят, как о периоде serfdom, буде то в западной Европе или России.
"Рабство" в России существовало где-то до 12-го века, когда могли купить взятого в плен чужеземца. Но широкого распространения рабство никогда не получило.
Инденчур -- человек становился несвободным на определённое время, отрабатывая что-либо. Многие белые приехали в Америку подобным образом.
Типа как ваш, русский Пушкин - говно. Читайте обрезанца Холмогорова?
Вы можете подтвердить своё последнее высказывание? Я очень не люблю, когда оскорбляют моих друзей.
Это когда Пушкина опровергают Рабиновичем, Холмогоровым или Ивановым. Разницы то нет, ИМХО. Всё же по-русски лучше Пушкина ещё никто не писал, перечтите "Повести Белкина", не поймёте - ещё раз перечтите. Там слово на синоним заменить нельзя. Т.е. Пушкин - русский. И когда кто-то начинет его козлить, то это явно - засланный казачок от жидомасонов.
Вообще же крепостное право (которое и в самом деле отвратительно, чего уж там) - институт не средневековый, а модерновый. Вызвано оно было революцией цен 16 века и началом международного разделения труда, сложилось в восточноевропейских странах - экспортёрах хлеба. И дворянская усадьба - не феодальная сеньория, а раннекапиталистическое аграрное предприятие (точно так же как колониальная плантация с неграми). Так что крепостничество - прямое следствие вхождения России в мировой рынок. А доведение его до уродливых форм, с продажей крестьян без земли и т. п. - результат обвальной приватизации (иначе не скажешь) государственных людских ресурсов в эпоху дворцовых переворотов.
Свежий, непредвзятый взгляд на историю :)
Да нет, взгляду этому лет сто и он широко распространён. Почитайте М. Н. Покровского или хоть поищите в инете фразу "второе издание крепостного права".
Очень распространенная точка зрения.
И вполне кореллирует с рабством в США. И с античным капитализмом.
Да, в самом деле. Надо чего-нибудь гневное замутить.
ДомЕниальный, сЕньор и пр. Последнее важно: сИньор в английском варианте стал сиром, а сеньор - сэром.

Месячина - это форма барщины, при которой крестьянин освобождается от оброка, изымается с участка, работает на барском поле все 7 дней вместо 2, довольствие и одежду получает из средств барина.

Как видите, ничего противоречащего крепостному законодательству в этой практике нет.
Вроде везде, где я нашла, работа на барина - шесть дней в неделю. Что неудивительно в религиозной стране.

Что до словообразований sire и sir - тут недоумений сразу столько, что и не знаю, с какого начать. Так что лучше и не буду начинать. Останемся каждый при своём заблуждении. :)
Хм. Нет, не смог догадаться, отчего недоумения.

Про месячину. Не существовало инстанции, которая могла бы контролировать барина в отношении.




Недоумения про словообразования? Непонятно, почему слово, означающее "отец", "создатель", "производитель", "государь" Вы выводите из итальянского "синьора", а обращение к рыцарю (или просто вежливое обращение) из испанского "сеньора". Полагаю, что и испанцы, и итальянцы обработали изначальное латинское слово в соответствии с последующими нормами своих языков.
Но я писал не про "изначальное слово".
В феодальном мире "обращение к королю" и "обращение к аристократу" две разные терминологические ниши, и слова, которые их заполняют, не являются тождественными, при этом связаны общим происхождением. Их можно спутать, но следует этого делать.

"Сеньор" - получил обязывающее распространение как термин медиевистской социологии в значении "сюзерен" и "феодальный землевладелец". Король в своем домЕне будет сЕньором, а не сИньором.

О чем, собственно, и речь. Потому что это бросается в глаза. Аккуратную этимологию пока оставим за кадром: ведь я имел в виду сопоставление явлений, но не "происхождение слов".

Мне кажется, мы тут несколько оффтопаем - из-за того, что мне взблажнулось вступиться за автора, который вполне может обойтись и без моей поддержки. Так что на этом своё участие в курсе сравнительного языковедения считаю нужным прекратить (ибо флейм, как и ремонт, нельзя закончить, его можно только прекратить), наступаю на горло собственной песне и более не возражаю.
Что-то богата статья на дешёвые прогоны.
--
Важно здесь и то, что при такой системе груз обязанностей несли все – не только крестьяне, но и помещики. Последние были «служивым сословием», нёсшим тяжёлые обязанности перед государством. Можно даже сказать, что свободных людей в тогдашней России не было вообще. Что обидно, конечно – ну так свобода ведь вообще является роскошью, доступной для жирных, зажиточных государств, наслаждающихся идеальным климатом, морским воздухом и апельсинами. А в России, в страшном ледяном аду, где урожай сам-три считался хорошим, свобода произрастает, как известно, только в теплицах. «Прекрасная пальма», впрочем, всё пытается пробить купол оранжереи – с известными для себя последствиями.
--
То есть вы считаете, что русскому народу самой судьбой предназначено быть несвободным?

> продолжалась 99 лет. Срок, конечно, немалый – но уж никак не вековой.
=) "не многовековой" имелось в виду, наверное =)
Неправда Ваша
После Манифеста Петра Третьего дворянство не было служивым сословием, поскольку с него снималась обязанность служить. Дворянство стало образованным праздным классом - что и дало России все то, что мы называем "русской культурой".
Почему то, не получает должной рекламы тема векового рабства в применении к Англии.

Там во время огораживаний (приватизации земли, которая сейчас в России готовится) согнали с земли миллионы крестьян. На освободившейся земле разводили овец на шерсть.

В покое крестьян после конфискации земель не оставили - заставляли работать на мануфактурах, обрабатывать шерсть и производить ткани. Условия работы соответствовали условиям в ГУЛАГе. Чтобы бодрее шли на мануфактуры - ввели закон о смертной казни за бродяжничество, по которому повесили 80 000 человек.

Весь этот беспредел - лишение собственности миллионов и помещение их в ГУЛАГ, казнь 80 000 - был совершён всего лишь ради вытеснения англичанами итальянцев с европейского рынка шерстяных тканей.

Для сравнения, тов. Сталин готовился к мировой войне на уничтожение, в которой победил.
Корректнее было написать: от многовекового холопства.
По крайней мере иллюзия "доброго царя" начала рушиться.
Хотя от холопства до сих пор не избавились.
Написать можно только одно: "от крепостной зависимости". Всё остальное - пропаганда.
Похоже памятник вообще не стоило ставить, а предкам не стоило клеймить царя "Освободителем" за оптимизацию условий работы вверенного личного состава "государевых людей". Условия были "тяжёлые", руководство посовещалось и решило сделать их "средними" с переспективой их дальнейшего облегчения.

Т.е. люди работали согласно должностным инструкциям. Это же не рабство отменять. И конфликт не рассовый. Всё нормально было. Русские работали на русских. Вот если бы негры работали на русских - другое дело, а так... Дело почти внутрисемейное.

Не вижу повода увековечивать вполне заурядное производственное событие в бронзе.
.
У Холмогорова была интересная идея о переговорах со священниками стоящего напротив храма -- может статься, что в священниках в этом случае обнаружатся хорошие союзники.
Они - организация, а не одиночки с плакатами

Во-вторых, Е.Х. делал репортаж об Иванниковой, дело проникло в печать. Можно использовать доску как повод позапускать в оборот несколько мыслеобразов для пережевывания.
.
У Холмогорова была интересная идея о переговорах со священниками стоящего напротив храма -- может статься, что в священниках в этом случае обнаружатся хорошие союзники.
Они - организация, а не одиночки с плакатами

Во-вторых, Е.Х. делал репортаж об Иванниковой, дело проникло в печать. Можно использовать доску как повод позапускать в оборот несколько мыслеобразов для пережевывания.
империя? да! я за империю...
к слову, вся история про татаро-монгольское иго и вообще полная, извиняюсь за выражение, ХУЙНЯ. если почитать записи татар (которые сохранились в отличие от блять странным образом пропавших русских) то история выглядит по другому...
ps: славян погубила рабская вера... рабы божии... наши боги не называли нас рабами... ну чтож.. жили-были, сами виноваты...
Верно замечено. Если бы царь-освободитель до кучи отменил еще и единобожие - цены б ему не было. А так - палиатив получился...
> если почитать записи татар

а что там с татарами и их записями?
Установление такого рода "табличек" проводит параллель с деятельностью перестроечных демократов, от Горби до Немцова, которые, как становится очевидным, ТОЖЕ ОСВОБОДИЛИ ОТ 70 ЛЕТНЕГО РАБСТВА "эту страну"
Так что разгадка , как известно, одна...
У меня вопрос, относящийся к постингу лишь косвенно.

Кого Вы имеете в виду под либералами? И в этом тексте, и в Ваших текстах вообще.

Просто я вообще-то считал себя либералом. В определении, которое недавно сформулировал Сергей Худиев: "политическое воззрение, настаивающее на личных правах граждан, которые государство обязано признавать". И до некоторого момента такие высказывания в Ваших постингах считал атакой и на себя.

Но после последних событий, когда заметная часть вроде как либералов выступила с отнюдь не либеральной (в этом смысле) позиции по Иванниковой, а либеральную (опять же в этом смысле) защищали даже и Вы лично - начало казаться, что дело в терминах. И Вы имеете в виду кого-то другого под либералами. И даже может быть не имеет смысла термин "отмывать", а лучше искать новый.

Но сначала очень хотелось бы понять, кто же такие либералы в понимании Константина Крылова. Если бы Вы ответили - был бы очень благодарен.
Не знаю как в понимании Константина, но в моем понимании "российский либерал" - это существо считающее, что независимость, территориальная целостность, национальное и культурное своеобразие России и русских "по определению" противоречат личным правам граждан. Равно как и обратное, отсчет этими существами "личных прав" начинается от их несовместимости с перечисленными национальными ценностями.
В этом смысле, поведение классических "российских либералов", в отличие от просто человека с либеральным, свободолюбивым, если хотите, сознанием, в том же деле Иванниковой вполне закономерно. Как и во многих других, например в чеченском вопросе. Несомненно, террорист, совершающий теракты в СШа для них - абсолютное зло. Напротив, по отношению к России он уже становится злом относительным, меньшим чем Россия. Поскольку абсолютное зло, абсолютное противоречие любым правам для них именно в России и сосредоточено.
Понятно. Но как тогда называться человеку, который считает, что территориальное единство России, её независимость, национально-культурное своеобразии России и русских (при определённых условиях в понимании последних, правда - но эти условия вполне реальны) являются как раз наиболее желательным гарантом личных прав граждан? Что в единой и сильной России добиться личных прав, не зависящих от происхождения, ещё можно, а в мелких халифатиках, на которые её хотели бы раздробить - точно нет? (Вспоминая опыт Чечни 1991-94 и 96-99).
Он называется фашистом, да.
А если без шуток?
Это не шутка. Ты что же, видишь здесь какой-то смайлик?

Именно так на каждом углу и называют.
Ну я считаю, что это нормальный русский консерватор. Либо, вариант, можно побороться за слово либерал. Однако надо пнимать, что пока оно засижено до последней степени.
В том же смысле, что и "Гражданин Рима". Или во Франции времен Феликой революции.
Кстати, по "рабству". Вопрос определения рабства сложный, но даже если (как видится мне) оно и было, русофобию из этого разводить - дичайшее передёргивание. Не в России дело - время было такое практически везде. Нам хотя бы не потребовалась гражданская война и заметные изменения государственного строя, как в США.
А тут как с Иванниковой. Кого-то (ДПНИ) привлек конкретно национальный аспект, кого-то - сама по себе несправедливость. Так и тут. Пусть кто-то подозревает осмысленность "ошибки", кто-то считает просто фактической "ошибкой" вывод один и тот же. Надо исправлять.
Все-таки памятник. На века.
(Я, конечно, не подразумеваю митингов по этому поводу, очень уж глупо будет выглядеть группа людей, стоящих с плакатами против Доски. Против "надписи" должны быть "надписи").
не идентифицировать как либерала, "потому как слово это - весьма нехорошее" (с)(Олди).
И уже без разницы - с кавычками или без оных.
Даже если когда-то оно и имело иной смысл, то сейчас ассоциируется однозначно со всякой мразью. Примерно как когда-то свастика была одним из восточных религиозных символов - а сейчас - ...
Пожалуй, не спорю. Но как тогда называться "стороннику личных прав граждан, которые государство обязано признавать"?
политологический словарь, можно выбрать какой-нибудь синоним, не вызывающий определенный ассоциативный ряд.
Ага, ага
И ниггеры афрожопые американцы теперь тоже должны подхватить политкорректную инициативу WASP РПБЧПП (Русских По Большей Части Православных Патриотов) и митинговать, что их предки были нихуя не рабами а типа верными слугами ПервопоселенцевЪ.
Пусть делают, что хотят.
И умомчестьюсовестью Америки.

И в целом, ежели кому историческая поавда глаза колет....

Впрочем, это не мое дело. Половина моих предков были евреи, а другая - казаки. Рабов, то есть, в роду не имею. (Посему, в частности, не люблю совок и не настольгирую по ем - но это так, к слову).
Странно, а евреи утверждают, что были в египетском рабстве. ПиздЯт?
Пиздят. Точно пиздят.
Да - подтверждаю, Немцов врёт. Ни день выпуска Emancipation Proclamation, ни день принятия Тринадцатой поправки не празднуются в США.
[url=http://www.contr-tv.ru/common/1209/]Ссылка[/url] в тему.
Кстати, хороший фактический материал об indentured servants - белом рабстве
Скажите, а барыня велела все-таки Герасиму топить Муму или нет?

Хорошо профессиональные русские стали в защиту ограниченного рабства по-русски. Ваша антилиберальная доктрина обретает более чёткие очертания. Очертания настолько ужасные, что едва ли кто из современных людей решится такое поддержать. :)
?

Кто-то встал в защиту крепостного права?
Строго говоря - нет. Но и украинская революция строго говоря не была проамериканской, как об этом говорили вы и ваши коллеги по патриотической песочнице.
Разумеется, присоединяться к акции приглашаются лишь те, кто не считает своих предков рабами. Те, кто считает, что они были рабы и их освободили в 1861 году могут оставаться при своем мнении и дальше.
А если мне похуй - что мне делать?
Оставаться в похуе. Это не ваша война.
Тогда вопрос „что делать?“ сведётся, пожалуй, к „куда идти?“
"куда идут" пусть те, у кого поперек горла встала несчастная табличка.
Знаешь, Крылов, я бы и тебя и Холмогора с удовольствием приказал бы своим холопам отволочь на конюшню и собственноручно бы высек моченой лозой. И ты и он имеют такое же отношение к русским, как я к марсианам. И ты и он, как и ваши гунявые предки, - рабы. И рабами вы сдохните. Это говорю тебе я реб Арье Лейбрусский дворянин хер знает в каком колене.

подпись Поручик (капитан первого ранга) Сивуха-Ржевский, с тремя кругосветками, двумя иностранными языками, одной докторской (по совокупности)... и с соткой на кармане на пузырь,
и с глазом на клёвую графиньку.

А ты кто такой?
У тебя нет и не будет никаких "холопов", пащенок.

Это говорю тебе я, Константин Анатольевич Крылов, не боящийся подписываться собственным именем, в отличие от тебя, ссущего назвать своё имя и именя своих родителей. В отличие, повторяю, от тебя, "дворянин хер знает в каком колене".
Ты, дудачёк, хочешь моей подписи? Я её поставил. Этот ЖЖ игра, и ты это знаешь не хуже меня. И ты пользуешь бесплатную проститутку ЖЖ. Хочешь перебазарить как не сявка телефон- 89168138647. Не ссыканршь?
Что, "Серёга", трубку бросил?

Бан, ссыкло.
Мне девки сосут, когда я на воле, ты в ауте. Пидоры, типа тебя на хате в очередь стоят, чтоб их прикрыл если что.
Тебе адрес был дан, хочешь, штоб ебло сосущее перед хуем было сдёрнуто - приезьжай. А Нацию Русскую, хуесос, не позорь.

(и ты, ссунок дешевый, не прикрывай комменты и не бань меня, ты мне на хукй не нужен с твоим недоработанным матом). Встретимся - зуб выбъю, слово даю.
Боже, какой всё-таки мудак...

Да зачем мне прикрывать твои комменты? Ты обоссался по полной. Дорабатывай свой мат, что-ли...
а с хуя ли забанил, сцыкунок?
ответа не жду, усцыкаюсь с тваей импатенции
русский выучи, дворянин.
зы. а на деле - шавка безродная
хочешь попробовать, уродец?
за Онегина и наш дурной народец,
за дуру бабу, сиськой легшею под паровоз?
ответь, козел, стихом иль правильностью поз.
попробовать?
смотря что.
Вы - не Крылов, вы - "фейк", созданый врагами зороастризма, чтобы порочить эту веру.
http://www.livejournal.com/users/annutka/185286.html?view=1359814#t1359814
++ Поручик (капитан первого ранга) Сивуха-Ржевский, с тремя кругосветками, двумя иностранными языками, одной докторской (по совокупности)... и с соткой на кармане на пузырь,
и с глазом на клёвую графиньку.++

предъявил народу достижения.
стопудово жид.
Разумеется, телега о многовековом рабстве неверна по факту. С другой стороны, если учесть, сколько народу голосовало за Ель***ина, по полгода не видя зарплату, может что-то в этом есть.
Стоп-стоп. Вы какие "выборы" имеете в виду?

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,


М.Ю. Лермонтов - грязный либераст!! небось, еще и не русский впридачу. жид, точно жид!!!

Deleted comment

ой, как вы сразу возбудились! какая прелесть, ах!
по-вашему, если цитирует Лермонтова - так сразу еврей? как же вы плохо думаете о русских, мой тора-гой!
насчет того, что современные русские - рабы - это вы внутрь себя загляните и спросите. а крепостные - так те всеми признаками рабов обладали, да. человека, которого можно продать или обменять на борзых, уж простите, не рабом назвать у меня язык не поворачивается.

Deleted comment

хорошо. в цитату вы не верите. а во что верите? вустный приказ? какая прелесть!

мой тора-гой, чтобы ненавидеть историческую Россию, совсем необязательно быть, как вы высокопарно выразились, Совком. правда-правда.

не подменяйте мои слова, пожалуйста. я не гворил про русских. я гворил о крепостных. которые да,были русскими. но тут есть нюансы, как вы сами прекрасно понимаете.

Deleted comment

выгода - это да.
я - не русский (наполовину украинец, наполовину - белорус). можно я буду считать русских рабами? а американцам можно?

как вы уже, наверное, поняли, по вашим аргументам меня рабом назвать нельзя. а вас, кстати, можно. одного русскаво поцтреота уже мудаком называют. а можно я вас буду рабом называть?

Deleted comment

Понятно, дурак, который всерьёз верит, что "я новгородец, а не русский".
если вы всерье считате беларусов и украинцев лишь частю русского народа - вам не ко мне, вам к психиатру.
Можете срать на улице или выколоть себе глаза. В смысле, возможно, а не разрешено.
то есть считать русских рабамми запрещено? кем? вами?
Вы бы читали литературу. А не только хрестоматии для 5 класса.
неужели чтобы стать русским поцтретом нужно обязательно ампутировать мозги? не знал, не знал...

читайте вдумчиво: http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/pss1.txt

какие у вас есть аргументы против собраний сочинений? нет, ну кроме пылающего взора и мозолей от мастурбации на слово "Рассея"?
Опять, народные витии,
За дело падшее Литвы
На славу гордую России,
Опять шумя, восстали вы.
Уж вас казнил могучим словом
Поэт, восставший в блеске новом
От продолжительного сна,
И порицания покровом
Одел он ваши имена.
Что это: вызов ли надменный,
На битву ль бешеный призыв?
Иль голос зависти смущенной,
Бессилья злобного порыв?..
Да, хитрой зависти ехидна
Вас пожирает; вам обидна
Величья нашего заря;
Вам солнца божьего не видно
За солнцем русского царя.
Прочитал с интересом. Но от комментариев воздержусь!
Технически написано верно или "почти верно". Холопство Древней Руси было весьма близко к рабству, крепостное право после Указа о вольности дворянской -- тоже. Дворня была совершенно бесправна. Конечно, были "добрые" и "злые" помещики, но признаки рабства имелись.

Естественно, дело в контексте, дело в интерпретации. Кто-то прочтет надпись как еще одно подтверждение тому, что русские (что с них взять?) тыщу лет были рабами. Другой скажет, необорот, -- вот стоит образ одного из отцов русской свободы. Контекст, видимо, сильно поменялся со времен отмены крепостного права, когда многим было очевидно, что наличие рабства не подразумевает, что порабощенные все как один -- духом рабы.

Можно предложить другое, положительное направление "раскрутки". Почему не говорят о польском рабстве, хотя крепостное право в Речи Посполитой было не легче, вот и всеобщий любимец "быдло" -- польского происхождения. "Хлопы" опять же. Потому что было рабство, но была и аристократическая как бы республика. Так же надо и нам -- было крепостное рабство, но были Новгород и Псков, была спонтанная колонизация огромных просторов, было казачество, были, наконец, и дворянские свободы. Везде подчеркивать историю русской свободы в противовес рабству.

Deleted comment