Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

Ещё раз о чувстве вины, покаянии и прочих подобных материях

Что-то вроде трактата, получившегося из случайного коммента вот к этому постингу.


О ЧУВСТВЕ ВИНЫ: месть себе


1. Что такое чувство вины? Это месть себе. То есть желание отомстить, направленное на самого себя.

2. Что такое желание отомстить? Это желание причинить своему врагу вред. Повторяю: причинить вред, а не принести пользу.

3. Поэтому испытывающий чувство вины, по сути, хочет нанести себе вред. Вред, который он называет "искупительной жертвой".

4. Поэтому чувство вины в принципе не способно подвигнуть человека на то, чтобы сделать для себя что-то полезное - например, начать "работать над ошибками". Нет, он будет именно что мстить себе, пока не почувствует, что измучил себя достаточно.

5. Мучающийся от чувства вины может истязать себя осознанно или неосознанно.

5.1. В первом случае, кстати, это безопаснее. Даже такая процедура, как христианское покаяние (см. ниже), может быть проведена без потери крови.

5.2. Во втором случае всё хуже. Как правило, виноватящийся либо продолжает делать именно то, что вызывает чувство вины, либо применяет такой мучительный и гнусный способ ликвидации вины, чтобы он был "хуже болезни" [1].


О ПОВЕДЕНИИ ВИНОВНОГО: выводы из тезиса "ты сам себе враг"


1. Всякий, кто говорит другому "ты сам во всём виноват", тем самым, говорит ему - "ты сам себе враг". А как поступают с врагом? Либо он сдаётся, либо его уничтожают. Поэтому поверивший в то, что он сам себе враг, начинает УНИЧТОЖАТЬ СЕБЯ.

2. Это небезопасно и для окружающих.

2.1 Во-первых, виновный ненавидит не только себя, но и всех тех, кто его любит и кто желает ему добра. Это вполне логично: если он сам себе враг, то друзья его врага - его враги. Поэтому виновный, как правило, стремится сделать какое-нибудь зло тем, кто делает ему добро. Сделав же это зло, он либо начинает чувствовать вину ещё и по этому поводу, либо каким-нибудь образом обманывает себя, приписывая ближним недобрые намерения, после чего продолжает им гадить.

2.2. Обратное так же верно: виноватящийся прямо или косвенно помогает своим ненавистникам и всем делающим ему зло. Ведь они враги его врага, а значит, союзники. Опять же, для оправдания своего поведения виновный начинает сочинять разного рода байки - например, о том, что "от врагов есть польза".


ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ЧУВСТВА ВИНЫ: четыре возможности


1. Как правило, виноватящийся не может избавиться от чувства вины волевым или интеллектуальным усилием, именно потому, что переживает его как чувство, а не как ложную идею. Он может даже понимать, что ни в чём не виноват или что чувство это неконструктивное - оно от этого никуда не исчезает. Фантомная боль остаётся болью.

2. Первое, что обычно пытается (бессознательно) сделать виновный, желая уйти от своей вины - распространить круг виновных на какую-нибудь общность, в которую он включён. То есть перейти от "я виноват и заслуживаю мучений" к "мы виноваты и заслуживаем мучений". В последнем случае на его личную долю мучений достаётся меньше. Если же появляется возможность абстрагироваться от "мы", то чувство вины гармонично переходит в чувство мести, направленную на общность[2].

3. Второй способ - разотождествление с собой ("это не я", "это был не я"). Виновный субъект остаётся "где-то там", а человек переживает себя как нового и невиновного.

3.1. Предельным (и предельно честным) способом разотождествления с собой является покаяние. Тут не нужно иллюзий: покаяние есть психологическое самоубийство. Кающийся доводит себя до ощущения предельной вины, абсолютной невыносимости существования, до невозможности быть. Дальше в дело вступает чисто биологическое желание жить, которое и разрывает покаянное сознание, как тряпку: в какой-то момент (как правило, символически оформленный) человек вдруг чувствует себя "обновлённым", "искупленным" и т.п.[3].

[3.2. Есть и другие методы; мы их сейчас рассматривать не будем.]

4. Виноватящийся также может начать искать так называемого "прощения". В простейшем случае "прощение" - это отмена значимости той информации, на которой основано чувство вины: какое-нибудь "ты мне ничего плохого не сделал" или "ладно, проехали". В принципе, это работает, но не всегда. Вина сама ищет себе пищу: например, на "ладно, проехали" виноватящийся может подумать, что его просто презирают, причём заслуженно, ибо он виноват, и так далее. Символическое "прощение" хорошо сочетается с покаянием.

5. Наконец, виноватящийся может отказаться считать виноватым себя и начать считать виноватым другого - то есть перевести нездоровое чувство "желания зла себе" во вполне здоровое, хотя и не всегда красивое, "желание зла другому" , то есть в обычную месть. Дальше можно мстить или отказываться от мести, но это уже иная проблема.



[1] Можно также сочетать эти два метода. Например, толстяк, считающий себя виноватым в своём избыточном весе, может сесть на изнурительную диету, прерываемую краткими вспышками обжорства. Тем самым он истязает себя максимально болезненным образом, делая свою жизнь невыносимой.

[2] Например, известное "ненавижу эту страну за то, что я урод": понятно, что в основе лежит переживаемое индивидом чувство собственного "уродства" (подлинного или мнимого, неважно).

[3] Нечто подобное иногда происходит и при других патологических состояниях - например, при избавлении от тоски по умершим или после несчастной влюблённости. "Однажды утром он встал и почувствовал, что мир за окном прекрасен, что чувства его живы и что он может жить дальше" (с) лит. штамп.

Правда, следует иметь в виду, что чувство вины куда более коварно и прилипчиво, так что "само" оно обычно не проходит.

)(
Самое ужасное, что может быть в чувстве вины - это когда оно становится безысходным, а оттуда недалеко и до уныния, а уныние - смертный грех, который съедает человека изнутри.
Мне всегда были любопытны люди доводящие себя до исступления на почве патриотизма или мессианских потуг. Личности типа Фиделя Кастро или Уго Чавеса в начале обретают интеллигентское чувство вины по отношению к собственному народу, затем наступает момент истины: виноват не я, а заговор мирового империализма. И наконец, когда "патриот" начинает действовать, то он приносит в жертву как раз собственной народ только ради того, чтобы поплеваться в сторону проклятых буржуинов.

Когда речь идёт об индивидуальном героизме или суициде - я только за, но когда вместе с собой "патриот" затягивает в болото других просто потому,что на миру и смерть красна, а просто так не интересно и даже боязно, - мне противно.

Подобным типам я мог бы посоветовать действительно патриотический поступок Юкио Мисимы. Убейте себя сами - ради искупления чувства вины и не вовлекайте в свой экстатический шаманский танец всё новых исполнителей.

Deleted comment

Anonymous

December 15 2005, 10:41:37 UTC 13 years ago

>Надо им всем посоветовать убить себя. Вы тут совершенно правы.

пусть с себя начнет :-)

Anonymous

December 15 2005, 11:11:42 UTC 13 years ago

Костюшко не был убит.В 1776 он приехал из Варшавы в Америку, чтобы сражаться на стороне американских колонистов, боровшихся за независимость от Англии. Он стал инженером и полковником артиллерийских войск Континентальной армии, построил первые укрепления в Вест Пойнте. После участия в войне за независимость в Северной Америке Костюшко получил чин бригадного генерала армии США Он был одним из основателей академии в Вест-Пойнте, так что в каком-то смысле он Вас всё-таки поимел. Вы же сорбите о поражении СССР в холодной войне. Ну вот и скорбите дальше. Советский флаг Вам в руки.

Меня не очень то задевают выпады по отношению к польским националистам. Всякий национализм - дерьмо порядочное. И Ваш пахнет ничуть не лучше польского.

И слово патриотизм мне нравится, когда в него вкладывают смысл любви к родине и свободе, а не тупой ксенофобии, часто объяснимой элементарным невежеством.



Иногда думаешь, почему Розенберг ни с то-го ни с сего проникся ненавистью к славянам. Казалось бы пожил в России, опять же - вашего склада ума дяденька. А теперь понятно становится, что как раз с подобными Вам типами он и сталкивался. Патриоты, блин. МонАркхисы.
Костюшко, насколько мне известно, был отпущен под честное слово больше так не делать. Связь его через Вест-Пойнт с поражением СССР в холодной войне, мягко говоря, натянута. Ну да поляку простительно. "На безрыбье и сам раком станешь".

Розенберг, как я помню, обитал в Прибалтике.

О поражении СССР в "холодной войне" скорблю - однако делаю выводы прямо противоположные "расслабиться и получить удовольствие". История ещё не окончена. Не надо судить всех по себе.

Авторитетным экспертом по тупой - или острой - ксенофобии аноним не может являться по определению.
А может ли появиться
"желание начать "работать над ошибками"" без осознания чувства вины?
Разумеется.

Ему куда труднее появиться в случае наличия чувства вины, это да.
Заметим, что ты рассматриваешь частный случай - осознаваемую индивидом собственную вину
в общем случае же вина - суть обоснование того, что тому, кто виноват можно (было) причинять некий вред.
Кстати, с этих позиций очень хорошо объясняется известный психологический феномен - когда сначала кому-то делают гадость, а потом обидчик начинает изобретать всякие замечательные гипотезы - чем перед ним виноват обиженный.
Тут ты совершенно прав (см. классический "еврейский" менталитет), но я писал именно о лично переживаемом чувстве собственной вины.
ну да
собственная вина - это обоснование того, зачем нужно причинять ущерб себе самому
Мне кажется, Вы смешиваете два (связанных, но разных) понятия вины.

Виновный и "виновный", равно как судья и судья ниже взаимозаменимы. Судья и виновный могут быть одним и тем же лицом. Нередко у судьи есть возможность и/или желание также быть и палачом.

1. Вина1 в смысле отвращения судьи к некому поступку виновного или к самому виновному. Мнение судьи полностью описывается как "гад! подлец! сволочь!"; фактически, междометием, суперсильной формой слова "фу!" Желание исправить/наказать/уничтожить идет конечно от этого вида вины.

2. Вина2 в смысле нахождения судьей словесной/формальной классификации некого поступка виновного или самого виновного: грабитель, убийца, богохульник, развратитель умов и т. п. Причем классификация может быть изобретена или модифицирована фактически на месте, типа: "Ну да, за неправильный поклон убивать нельзя, но это же был не просто неправильный поклон, такой поклон является нанесением глубочайшего оскорбления." Тут часто (но не всегда) возникает понятие "жертва"; тогда судья говорит: "не мне субъективно отвратительно, это жертве объективно плохо".

Мы ощущаем дикий дискомфорт, если есть только Вина1 или только Вина2; нам психологически обе нужны; это есть хорошо, так как создает дополнительный тормоз насилию, особенно когда судья коллективен.

Иными словами, иногда с виновным первого типа ничего не сделают, скажут типа: "он гад, но ведь он ничего формализуемо плохого не сделал" или с виновным второго типа ничего не сделают, сказав типа: "это конечно преступление, но ведь реально этот замечательный человек сделал замечательное дело".

Упомянутый Вами психологический феномен описывает последовательность: обнаружение мощнейшей Вины1, наказание, поиски Вины2 (для обретения наказателем психологического комфорта и порой что самого наказателя не наказали).

Автор поста, насколько я его понимаю, говорит скорее о Вине1, чем о Вине2.
Я не смешиваю два разных понятия.
Я обращщаю внимания именно на то, что за "двумя" реально стоит одно. То что Вы говорите о "Вине1" - действительно правильно, но надо понимать, что принижение кого-то в мыслях - суть точно такой же ущерб ему, как и физический ущерб. Действенность того или другого зависит только от конкретных обстоятельств. Кроме того, это самое "оен гад, но..." на которое Вы ссылаетесь, на деле не остаётся без последствий - а напротив, может повлечь очень далеко идущие.
Самое очевидное и простое решение вопроса - отказаться от вины и работать над ошибками. Но это требует выйти из берновской игры - мало кто на такое способен...
Для этого и существует Благая Вера (Зороастризм).

Deleted comment

Про месть себе - это ты верно подметил. В гештальтпсихологии это явление называется ретрофлексией. Вина суть обратная проекция. То есть, обвинить самого себя по большому счёту нельзя. Обвинить человека может только кто-то другой. Или другие. Чувство вины мы начинаем испытывать, когда делаем нечто для нас предосудительное. (Понимаешь, к чему я?) Вначале были чужие оценки наших дейтсвий. Кто-то приходил и больно бил по башке. А потом... появляется мотив жертвы. То есть, надо ударить по башке самого себя, чтобы этот страшный кто-то не пришёл и не вкатал собственноручно. (Кто-то.. Бог, суперэго, Родитель, социум... короче, Страгий Папа).

А избавиться от чувства вины можно только одним способом. (Все четыре, описаных тобой, не работают. Это только отмазки разной степени сложности). Перестать быть дитём, которое боится Строгого Папы с Длинным Ремнём. Это непросто. Потому что придётся самому решать, как жить дальше. Самому отвечать за жопу, которую совершил. Не перед абстрактным социумом в голове, а перед миром, принимая те последствия, которые на тебя закономерно сваливаются, и извлекая из них уроки.

Я-то теперь это знаю... =+\
А избавиться от чувства вины можно только одним способом. (Все четыре, описаных тобой, не работают. Это только отмазки разной степени сложности). Перестать быть дитём, которое боится Строгого Папы с Длинным Ремнём.

Исключительно верно! Вообще авраамический монотеизм в интерпретациях - это рефлексия на тему Отца-Вожака стада-Абсолютной силы. С этим же переживанием, кстати, связаны табу на инцест и канибализм. Я это недавно понял.

Deleted comment

Где проходит черта между чувством вины и чувством личной ответственности?
А что это такое - "ЧЛО"?

Насколько я понимаю смысл этого выражения, оно либо тривиально, либо является пропагандистским штампом, направленным на разжигание всё того же чувства вины.
а это не то чувство, которое приводит к желанию работать над ошибками?
Да не обязательно.
ЧЛО возникает , имхо, раньше самих ошибок.
По отношению к тому, на что делается заявка "мое".

Под тривиальным значением имеется ввиду, если соотносится с рамками обсуждения , примерно то, что человек относится к чему то , как к своему и понимает, что причинил (причиняет ) этому своему какие то изменения.

Разотожествелние, согласен, оч мощный способ избавления от ЧЮ вины.

Но без отожествления, насколько я понимаю, хотя бы минимальной степени, с Объектом воздействия, никакое управление не возможно.

Таким образом ЧЮ вины является тогда абсолютно деструктивным, когда оно навязанное и за ним не стоит никакого предшествующего поведения, которым нанесен вред " своему".

Таким образом, ЧЛО - это переживание человеком ощущения ответственности за состояния "своего".

В принципе, соглашусь. Чувство вины в той или иной степени всегда деструктивно для своего носителя. Но оно хранительно для сисстемы, элементом которой носитель ЧВ является.

Поэтому вполне недопустимо и всячески порицаемо навязывание ЧВ народу ( в борьбе за место под солнцем и в экологической нише друзей нет, это понятно), но ЧВ ( которое в позитиве может пониматься и как ЧЛО ) вполне допустимо.

Таким образом, ЧЛО - это переживание человеком ощущения ответственности за состояния "своего".

В принципе, соглашусь. Чувство вины в той или иной степени всегда деструктивно для своего носителя. Но оно хранительно для сисстемы, элементом которой носитель ЧВ является.

Поэтому вполне недопустимо и всячески порицаемо навязывание ЧВ народу ( в борьбе за место под солнцем и в экологической нише друзей нет, это понятно), но ЧВ ( которое в позитиве может пониматься и как ЧЛО ) вполне допустимо.


Это правильно и очень глубоко (особенно по поводу народа), но переносит нас совсем в другую степь. Напишу по этому поводу отдельно, ибо тема интересная.

Deleted comment

что навязывания ЧВ народу , особенно н аличном уровне, не уместно.
прост потому что ни народ ни отдельный представитель оного не является частью того, относительно чего предполагается его "грешность"

В психологии есть, по большому счтету, два " ЧВ "

Первое- это чувство стыда. Более низкая форма вины, предполагающая наличие негативных переживаний у члена группы в стучае поведения, не одобряемого этой группой. В более поздних проявлениях это может проявляться в ЧВ относитеьно рефрентных груп.

Второе, это чувство вины, как таковое.
Если первый вариант вины - чувства стыда, встречается даже у животных (даже собакам бывает стыдно), то второе- это все наше, человеческое. Которое предполагает ответственность перед, по сути, нематериальными сущностями. Которыми могут быть "бог" или еще кто то.

Это чувство греха или, шире, греховности.

Достоинство такого понимания ЧВ в том, что оно именно что перемещает центр локуса контроля, а, следовательно , и ответственности, отгруппы и еще кого то там на самого человека.

( у Константина много и хорошо написано про то, кто и как отвечает в более примитивных обществах)

Недостаток, однако , в том, что на место Правильного Бога ( то есть заботящегося о своем народе и любящего его, спращивающего строго, но ради твоей же пользы) сплошь и рядом контрабандно подставляется Чужой бог.
То есть происходит самая элементарная логическая диверсия в виде подмены аргумента.

испытывать ЧВ перед таким, да, стыдно.
Стыдно и нехорошо.

Но это не значит, что ЧВ надо обнулить до нуля и заклеймить как изначально деструктивное.

Отвечать за свои (именно свои дела) - это не обязанность (хотя проявляется чаще всего это именно в таком виде) - это право.

А заставить отвечать за свой разъетый живот Другого ( в данном случае Макдональс) - это Наглость.


Deleted comment

Я просто коректировал текст из за неправильно напечатанных тегов.
А в комментах они без удаления поста не исправляются.
Чувство вины - это, прежде всего, объективный взгляд на себя, взгляд реальный. То есть, я например, незаслуженно обидел человека, ударил его, отнял у него деньги. Этим я причинил вред человеку, я стал вредоносным, плохим. Дураком я буду великим, если буду считать себя, вопреки своему поступку, хорошим. Чувство вины за сделанный вредоносный поступок вернет меня к правильному взгляду на себя, позволит правильно оценить себя, как бы со стороны, чужими глазами -- а правильная оценка себя, это уже первый шаг к тому, чтобы исправить свою вредоносность, неправильность.
Почему же дураком? Вы будете эффективным менеджером...
То есть незаслуженно обижать людей, бить их и отнимать у них деньги Вы называете "эффективным менеджментом"? Даже Ваш Заратустра Вас бы не одобрил. :) Диаволу -- тому бы понравилось.
Так ведь "эффективный менеджер" есть слово из лексикона Чубайса и Дьявола.
И что? Значит, теперь и из Вашего тоже? :)) Кооперируетесь с Чубайсом, дьяволом и Ko?
Ох, не буду боле шутить со "служителями культа". Разное у нас чувство юмора.
Поразмыслив, соглашусь.

В ЦС и в церковном обиходе слово "вина" не имеет значения "виноватости", оно переводится как "причина" в самом широком смысле, греч. aitia. "Вины ради праздника, ядим рыбу и пием вино".

Христиане каются не в "винах", а в грехах. А грех - это нарушение заповеди. А заповеди (и resp грехи) есть везде, где есть гетерономная этика. А ГЭ есть везде, где есть Откровение. Видимо, и у вас. Или как?
Есть такое дело.

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Да нет, всё нормально. Он православный, этим "можно".
Тов. Крылов, случалось ли вам в вашей яркой жизни сделать какой-нибудь гадкий поступок? Может быть, в возрасте 5 лет вы сломали чью-то игрушку, и пострадавший залился горючими слезами? Может быть, в 12 лет вы не помогли маме убрать квартиру под надуманным предлогом?

Во всяком случае, не верю, что ни одного гадкого поступка у вас не было. Один единственный в истории Человек был совершенен, как агнец непорочный, но этого Человека распяли две тысячи лет назад.

С другой стороны, не могу себе представить, что вы никогда не испытывали чувства вины и поэтому не можете вообразить его позитивное содержание. Думаю, когда вы писали это ваше сообщение, вы просто перевоплотились в этот момент в зороастрийца по методу Станиславского.

Итак, вы основываете всю вашу теорию на этом утверждении:

Что такое чувство вины? Это месть себе.

Это утверждение смехотворно ложно. Чувство вины НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ к потребности в мести.

Вот, чтобы вам было предельно ясно, возьмем приведенный выше случай с поломанной игрушкой. Я, например, даже если бы я сломал игрушку нечаянно, испытывал бы чувство вины.

Заметим сразу, что, если я сломал нечаянно, мне не в чем себя упрекнуть, тем более, нет оснований себя наказывать (мстить, как вы говорите).

Однако ощущение того, что я вызвал чей-то дискомфорт, не приятно. Я вам больше скажу: если я вижу чей-то дискомфорт, к которому я не имею НИ МАЛЕЙШЕГО ОТНОШЕНИЯ, мне не приятно. Единственный способ преодолеть это ощущение -- скомпенсировать этот дискомфорт, а не мстить (себе или кому-то еще), как вы говорите. (Собственно говоря, месть предпринимается не от хорошей жизни, а только тогда, когда ничего исправить уже нельзя.)

К чему будет меня толкать мое чувство вины?

1) Попытаться исправить нанесенный вред -- исправить игрушку, или
2) предложить компенсацию в виде равноценной игрушки, или
3) оказать услугу или помощь для исправления испорченного настроения пострадавшего, и т.п.

То, что вы это не понимаете, говорит о серьезном искажении вашей психики сравнительно с психикой обычного русского человека. И это многое объясняет...
Еще одно полезное свойство чувства вины:

Если человек осознал, что делать гадости -- неприятно еще и из-за появляющегося чувства вины, то он будет стараться воздерживаться от делания гадостей.

Все это, разумеется, имеет смысл, если человек -- не подлец, то есть если он заботится не только о своем благополучии, но и о благополучии ближних.

Мне кажется, затруднения тов. Крылова с тем и связаны, что он полагает, что человеку следует быть подлецом. (Разумеется, я не утверждаю, что сам тов. Крылов достиг своего идеала.)
Вы, наверное, человек неплохой, но у вас некоторая путаница в голове.

1. Мне, например, очень неприятно видеть чужой "дискомфорт". Например, когда я вижу бабушку, с трудом поднимающую тяжёлую сумку по лестнице вверх, я всегда помогаю сумку поднять (чаще всего просто беру и поднимаю). Потому что мне НЕПРИЯТНО видеть, как человек корячится.

2. Чувство вины - вещь иной природы. Это именно что "месть себе". "Побиться головой об стену".

3. Есть ещё отдельное чувство ответственности, о чём я сейчас напишу отдельно. Однако, это "совсем даже третье".
1. ВОТ ИМЕННО. Есть определённый порог чужих неприятностей, за которым я не вмешиваюсь. И определяется он тем, что при своём невмешательстве я не чувствую себя сволочью. А вот всё, что ниже этого порога - извините, надо. Потому, что если никто не вмешается, значит, и мне в подобной ситуации никто не поможет, а на хрена мне жить в ТАКОМ обществе... Да, даже если помогаю ТОЛЬКО я, тем самым я утверждаю, что живу в таком обществе, которое в случае чего поможет и мне. Это НЕлогично, но правильно.

2. Так и есть. И выход оттуда двояк. Либо "весь мир меня ненавидит, потому что я мудак", либо "так, мля... то-то и то-то сделал неправильно. Ладно, я мудак, уговорили. А теперь стиснуть зубы и вперёд".
1. А вы, однако, кантианец.

2. Второе "либо" возможно только при разотождествлении с чувством вины. "Уговорили" = "все вы считаете меня мудаком, а я себя таковым считать не буду". То есть это говорит человек, ОТКАЗЫВАЮЩИЙСЯ "чувствовать вину и мучить себя".

О чём и весь спич в исходном посте.

Anonymous

December 16 2005, 06:26:32 UTC 13 years ago

А ведь Неосталинист снова прав. Почему чувство вины - это чувство само-мести? Мне всю жизнь казалось что ЧВ - это признание неправоты своих поступков. Что из этого следует - только то, что я, совершив плохой поступок и осознав это:
1 постараюсь компенсировать причиненный мной вред
2 постараюсь не совершать подобного в будущем

То, что вы описываете (про врага моего друга и т.д.), это просто описание какого-то психоза. Я таких людей-то и не видел никогда.
А вы смотрели? Внимательно?
Психологические механизмы, которые Вы описываете, кажется, часто работают.

Что касается христианского покаяния, то у меня нет ощущения, что тут Вы что-то угадали. Возможно, христианская традиция хранит в себе некий способ обуздывать эти механизмы и направлять его в правильное русло. Выше священник хорошо сказал - иногда это помогает взглянуть на вещи более реально.

Но очень важно не допускать к механизму посторонних. Наверное, многое из Вашего пафоса определено ситуацией, когда склонность русских к покаянию оседлали люди, которые научились извлекать из неё пользу для себя.
Чувство вины, это дискомфорт, вызванный поисками Внутреннего Стрелочника Внутренним Прокурором.