О ЧУВСТВЕ ВИНЫ: месть себе
1. Что такое чувство вины? Это месть себе. То есть желание отомстить, направленное на самого себя.
2. Что такое желание отомстить? Это желание причинить своему врагу вред. Повторяю: причинить вред, а не принести пользу.
3. Поэтому испытывающий чувство вины, по сути, хочет нанести себе вред. Вред, который он называет "искупительной жертвой".
4. Поэтому чувство вины в принципе не способно подвигнуть человека на то, чтобы сделать для себя что-то полезное - например, начать "работать над ошибками". Нет, он будет именно что мстить себе, пока не почувствует, что измучил себя достаточно.
5. Мучающийся от чувства вины может истязать себя осознанно или неосознанно.
5.1. В первом случае, кстати, это безопаснее. Даже такая процедура, как христианское покаяние (см. ниже), может быть проведена без потери крови.
5.2. Во втором случае всё хуже. Как правило, виноватящийся либо продолжает делать именно то, что вызывает чувство вины, либо применяет такой мучительный и гнусный способ ликвидации вины, чтобы он был "хуже болезни" [1].
О ПОВЕДЕНИИ ВИНОВНОГО: выводы из тезиса "ты сам себе враг"
1. Всякий, кто говорит другому "ты сам во всём виноват", тем самым, говорит ему - "ты сам себе враг". А как поступают с врагом? Либо он сдаётся, либо его уничтожают. Поэтому поверивший в то, что он сам себе враг, начинает УНИЧТОЖАТЬ СЕБЯ.
2. Это небезопасно и для окружающих.
2.1 Во-первых, виновный ненавидит не только себя, но и всех тех, кто его любит и кто желает ему добра. Это вполне логично: если он сам себе враг, то друзья его врага - его враги. Поэтому виновный, как правило, стремится сделать какое-нибудь зло тем, кто делает ему добро. Сделав же это зло, он либо начинает чувствовать вину ещё и по этому поводу, либо каким-нибудь образом обманывает себя, приписывая ближним недобрые намерения, после чего продолжает им гадить.
2.2. Обратное так же верно: виноватящийся прямо или косвенно помогает своим ненавистникам и всем делающим ему зло. Ведь они враги его врага, а значит, союзники. Опять же, для оправдания своего поведения виновный начинает сочинять разного рода байки - например, о том, что "от врагов есть польза".
ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ЧУВСТВА ВИНЫ: четыре возможности
1. Как правило, виноватящийся не может избавиться от чувства вины волевым или интеллектуальным усилием, именно потому, что переживает его как чувство, а не как ложную идею. Он может даже понимать, что ни в чём не виноват или что чувство это неконструктивное - оно от этого никуда не исчезает. Фантомная боль остаётся болью.
2. Первое, что обычно пытается (бессознательно) сделать виновный, желая уйти от своей вины - распространить круг виновных на какую-нибудь общность, в которую он включён. То есть перейти от "я виноват и заслуживаю мучений" к "мы виноваты и заслуживаем мучений". В последнем случае на его личную долю мучений достаётся меньше. Если же появляется возможность абстрагироваться от "мы", то чувство вины гармонично переходит в чувство мести, направленную на общность[2].
3. Второй способ - разотождествление с собой ("это не я", "это был не я"). Виновный субъект остаётся "где-то там", а человек переживает себя как нового и невиновного.
3.1. Предельным (и предельно честным) способом разотождествления с собой является покаяние. Тут не нужно иллюзий: покаяние есть психологическое самоубийство. Кающийся доводит себя до ощущения предельной вины, абсолютной невыносимости существования, до невозможности быть. Дальше в дело вступает чисто биологическое желание жить, которое и разрывает покаянное сознание, как тряпку: в какой-то момент (как правило, символически оформленный) человек вдруг чувствует себя "обновлённым", "искупленным" и т.п.[3].
[3.2. Есть и другие методы; мы их сейчас рассматривать не будем.]
4. Виноватящийся также может начать искать так называемого "прощения". В простейшем случае "прощение" - это отмена значимости той информации, на которой основано чувство вины: какое-нибудь "ты мне ничего плохого не сделал" или "ладно, проехали". В принципе, это работает, но не всегда. Вина сама ищет себе пищу: например, на "ладно, проехали" виноватящийся может подумать, что его просто презирают, причём заслуженно, ибо он виноват, и так далее. Символическое "прощение" хорошо сочетается с покаянием.
5. Наконец, виноватящийся может отказаться считать виноватым себя и начать считать виноватым другого - то есть перевести нездоровое чувство "желания зла себе" во вполне здоровое, хотя и не всегда красивое, "желание зла другому" , то есть в обычную месть. Дальше можно мстить или отказываться от мести, но это уже иная проблема.
[1] Можно также сочетать эти два метода. Например, толстяк, считающий себя виноватым в своём избыточном весе, может сесть на изнурительную диету, прерываемую краткими вспышками обжорства. Тем самым он истязает себя максимально болезненным образом, делая свою жизнь невыносимой.
[2] Например, известное "ненавижу эту страну за то, что я урод": понятно, что в основе лежит переживаемое индивидом чувство собственного "уродства" (подлинного или мнимого, неважно).
[3] Нечто подобное иногда происходит и при других патологических состояниях - например, при избавлении от тоски по умершим или после несчастной влюблённости. "Однажды утром он встал и почувствовал, что мир за окном прекрасен, что чувства его живы и что он может жить дальше" (с) лит. штамп.
Правда, следует иметь в виду, что чувство вины куда более коварно и прилипчиво, так что "само" оно обычно не проходит.
)(
alkonost_spb
December 15 2005, 09:04:25 UTC 13 years ago
_a_moi_5_kopeek
December 15 2005, 09:06:25 UTC 13 years ago
Когда речь идёт об индивидуальном героизме или суициде - я только за, но когда вместе с собой "патриот" затягивает в болото других просто потому,что на миру и смерть красна, а просто так не интересно и даже боязно, - мне противно.
Подобным типам я мог бы посоветовать действительно патриотический поступок Юкио Мисимы. Убейте себя сами - ради искупления чувства вины и не вовлекайте в свой экстатический шаманский танец всё новых исполнителей.
Deleted comment
Anonymous
December 15 2005, 10:41:37 UTC 13 years ago
пусть с себя начнет :-)
Anonymous
December 15 2005, 11:11:42 UTC 13 years ago
Меня не очень то задевают выпады по отношению к польским националистам. Всякий национализм - дерьмо порядочное. И Ваш пахнет ничуть не лучше польского.
И слово патриотизм мне нравится, когда в него вкладывают смысл любви к родине и свободе, а не тупой ксенофобии, часто объяснимой элементарным невежеством.
Иногда думаешь, почему Розенберг ни с то-го ни с сего проникся ненавистью к славянам. Казалось бы пожил в России, опять же - вашего склада ума дяденька. А теперь понятно становится, что как раз с подобными Вам типами он и сталкивался. Патриоты, блин. МонАркхисы.
(ухмыльнувшись)
17ur
December 15 2005, 13:14:27 UTC 13 years ago
Розенберг, как я помню, обитал в Прибалтике.
О поражении СССР в "холодной войне" скорблю - однако делаю выводы прямо противоположные "расслабиться и получить удовольствие". История ещё не окончена. Не надо судить всех по себе.
Авторитетным экспертом по тупой - или острой - ксенофобии аноним не может являться по определению.
expp
December 15 2005, 09:06:33 UTC 13 years ago
"желание начать "работать над ошибками"" без осознания чувства вины?
krylov
December 15 2005, 09:49:41 UTC 13 years ago
Ему куда труднее появиться в случае наличия чувства вины, это да.
golosptic
December 15 2005, 09:13:22 UTC 13 years ago
в общем случае же вина - суть обоснование того, что тому, кто виноват можно (было) причинять некий вред.
Кстати, с этих позиций очень хорошо объясняется известный психологический феномен - когда сначала кому-то делают гадость, а потом обидчик начинает изобретать всякие замечательные гипотезы - чем перед ним виноват обиженный.
krylov
December 15 2005, 09:50:43 UTC 13 years ago
golosptic
December 15 2005, 12:45:58 UTC 13 years ago
собственная вина - это обоснование того, зачем нужно причинять ущерб себе самому
dyak
December 15 2005, 15:54:30 UTC 13 years ago
Виновный и "виновный", равно как судья и судья ниже взаимозаменимы. Судья и виновный могут быть одним и тем же лицом. Нередко у судьи есть возможность и/или желание также быть и палачом.
1. Вина1 в смысле отвращения судьи к некому поступку виновного или к самому виновному. Мнение судьи полностью описывается как "гад! подлец! сволочь!"; фактически, междометием, суперсильной формой слова "фу!" Желание исправить/наказать/уничтожить идет конечно от этого вида вины.
2. Вина2 в смысле нахождения судьей словесной/формальной классификации некого поступка виновного или самого виновного: грабитель, убийца, богохульник, развратитель умов и т. п. Причем классификация может быть изобретена или модифицирована фактически на месте, типа: "Ну да, за неправильный поклон убивать нельзя, но это же был не просто неправильный поклон, такой поклон является нанесением глубочайшего оскорбления." Тут часто (но не всегда) возникает понятие "жертва"; тогда судья говорит: "не мне субъективно отвратительно, это жертве объективно плохо".
Мы ощущаем дикий дискомфорт, если есть только Вина1 или только Вина2; нам психологически обе нужны; это есть хорошо, так как создает дополнительный тормоз насилию, особенно когда судья коллективен.
Иными словами, иногда с виновным первого типа ничего не сделают, скажут типа: "он гад, но ведь он ничего формализуемо плохого не сделал" или с виновным второго типа ничего не сделают, сказав типа: "это конечно преступление, но ведь реально этот замечательный человек сделал замечательное дело".
Упомянутый Вами психологический феномен описывает последовательность: обнаружение мощнейшей Вины1, наказание, поиски Вины2 (для обретения наказателем психологического комфорта и порой что самого наказателя не наказали).
Автор поста, насколько я его понимаю, говорит скорее о Вине1, чем о Вине2.
golosptic
December 15 2005, 19:59:58 UTC 13 years ago
Я обращщаю внимания именно на то, что за "двумя" реально стоит одно. То что Вы говорите о "Вине1" - действительно правильно, но надо понимать, что принижение кого-то в мыслях - суть точно такой же ущерб ему, как и физический ущерб. Действенность того или другого зависит только от конкретных обстоятельств. Кроме того, это самое "оен гад, но..." на которое Вы ссылаетесь, на деле не остаётся без последствий - а напротив, может повлечь очень далеко идущие.
father_gorry
December 15 2005, 09:54:53 UTC 13 years ago
pyc_ivan
December 16 2005, 21:12:45 UTC 13 years ago
Deleted comment
h_factor
December 15 2005, 10:36:38 UTC 13 years ago
А избавиться от чувства вины можно только одним способом. (Все четыре, описаных тобой, не работают. Это только отмазки разной степени сложности). Перестать быть дитём, которое боится Строгого Папы с Длинным Ремнём. Это непросто. Потому что придётся самому решать, как жить дальше. Самому отвечать за жопу, которую совершил. Не перед абстрактным социумом в голове, а перед миром, принимая те последствия, которые на тебя закономерно сваливаются, и извлекая из них уроки.
Я-то теперь это знаю... =+\
pyc_ivan
December 16 2005, 21:17:46 UTC 13 years ago
Исключительно верно! Вообще авраамический монотеизм в интерпретациях - это рефлексия на тему Отца-Вожака стада-Абсолютной силы. С этим же переживанием, кстати, связаны табу на инцест и канибализм. Я это недавно понял.
Deleted comment
Тогда вопрос:
velimir
December 15 2005, 11:41:45 UTC 13 years ago
Re: Тогда вопрос:
krylov
December 15 2005, 12:19:57 UTC 13 years ago
Насколько я понимаю смысл этого выражения, оно либо тривиально, либо является пропагандистским штампом, направленным на разжигание всё того же чувства вины.
ex_unexy646
December 15 2005, 12:26:15 UTC 13 years ago
velimir
December 15 2005, 12:33:18 UTC 13 years ago
ЧЛО возникает , имхо, раньше самих ошибок.
По отношению к тому, на что делается заявка "мое".
Re: Тогда вопрос:
velimir
December 15 2005, 12:31:56 UTC 13 years ago
Разотожествелние, согласен, оч мощный способ избавления от ЧЮ вины.
Но без отожествления, насколько я понимаю, хотя бы минимальной степени, с Объектом воздействия, никакое управление не возможно.
Таким образом ЧЮ вины является тогда абсолютно деструктивным, когда оно навязанное и за ним не стоит никакого предшествующего поведения, которым нанесен вред " своему".
Таким образом, ЧЛО - это переживание человеком ощущения ответственности за состояния "своего".
В принципе, соглашусь. Чувство вины в той или иной степени всегда деструктивно для своего носителя. Но оно хранительно для сисстемы, элементом которой носитель ЧВ является.
Поэтому вполне недопустимо и всячески порицаемо навязывание ЧВ народу ( в борьбе за место под солнцем и в экологической нише друзей нет, это понятно), но ЧВ ( которое в позитиве может пониматься и как ЧЛО ) вполне допустимо.
Re: Тогда вопрос:
krylov
December 15 2005, 12:59:41 UTC 13 years ago
Это правильно и очень глубоко (особенно по поводу народа), но переносит нас совсем в другую степь. Напишу по этому поводу отдельно, ибо тема интересная.
Re: Тогда вопрос:
velimir
December 15 2005, 13:11:02 UTC 13 years ago
Re: Тогда вопрос:
krylov
December 16 2005, 07:44:50 UTC 13 years ago
Deleted comment
Я подчеркнул
velimir
December 15 2005, 13:26:57 UTC 13 years ago
прост потому что ни народ ни отдельный представитель оного не является частью того, относительно чего предполагается его "грешность"
В психологии есть, по большому счтету, два " ЧВ "
Первое- это чувство стыда. Более низкая форма вины, предполагающая наличие негативных переживаний у члена группы в стучае поведения, не одобряемого этой группой. В более поздних проявлениях это может проявляться в ЧВ относитеьно рефрентных груп.
Второе, это чувство вины, как таковое.
Если первый вариант вины - чувства стыда, встречается даже у животных (даже собакам бывает стыдно), то второе- это все наше, человеческое. Которое предполагает ответственность перед, по сути, нематериальными сущностями. Которыми могут быть "бог" или еще кто то.
Это чувство греха или, шире, греховности.
Достоинство такого понимания ЧВ в том, что оно именно что перемещает центр локуса контроля, а, следовательно , и ответственности, отгруппы и еще кого то там на самого человека.
( у Константина много и хорошо написано про то, кто и как отвечает в более примитивных обществах)
Недостаток, однако , в том, что на место Правильного Бога ( то есть заботящегося о своем народе и любящего его, спращивающего строго, но ради твоей же пользы) сплошь и рядом контрабандно подставляется Чужой бог.
То есть происходит самая элементарная логическая диверсия в виде подмены аргумента.
испытывать ЧВ перед таким, да, стыдно.
Стыдно и нехорошо.
Но это не значит, что ЧВ надо обнулить до нуля и заклеймить как изначально деструктивное.
Отвечать за свои (именно свои дела) - это не обязанность (хотя проявляется чаще всего это именно в таком виде) - это право.
А заставить отвечать за свой разъетый живот Другого ( в данном случае Макдональс) - это Наглость.
Deleted comment
Re: Я подчеркнул
velimir
December 15 2005, 17:26:47 UTC 13 years ago
А в комментах они без удаления поста не исправляются.
ex_priest_d
December 15 2005, 13:28:47 UTC 13 years ago
krylov
December 15 2005, 14:27:23 UTC 13 years ago
ex_priest_d
December 15 2005, 14:37:19 UTC 13 years ago
krylov
December 15 2005, 14:51:38 UTC 13 years ago
ex_priest_d
December 15 2005, 15:00:14 UTC 13 years ago
krylov
December 16 2005, 07:46:07 UTC 13 years ago
ego
December 15 2005, 14:06:46 UTC 13 years ago
В ЦС и в церковном обиходе слово "вина" не имеет значения "виноватости", оно переводится как "причина" в самом широком смысле, греч. aitia. "Вины ради праздника, ядим рыбу и пием вино".
Христиане каются не в "винах", а в грехах. А грех - это нарушение заповеди. А заповеди (и resp грехи) есть везде, где есть гетерономная этика. А ГЭ есть везде, где есть Откровение. Видимо, и у вас. Или как?
krylov
December 15 2005, 14:28:14 UTC 13 years ago
К прочтению
ex_priest_d
December 15 2005, 15:05:22 UTC 13 years ago
Deleted comment
Deleted comment
Deleted comment
krylov
December 15 2005, 18:56:14 UTC 13 years ago
Теория, вся построенная на одном ложном утверждении
stalinist
December 15 2005, 16:29:30 UTC 13 years ago
Во всяком случае, не верю, что ни одного гадкого поступка у вас не было. Один единственный в истории Человек был совершенен, как агнец непорочный, но этого Человека распяли две тысячи лет назад.
С другой стороны, не могу себе представить, что вы никогда не испытывали чувства вины и поэтому не можете вообразить его позитивное содержание. Думаю, когда вы писали это ваше сообщение, вы просто перевоплотились в этот момент в зороастрийца по методу Станиславского.
Итак, вы основываете всю вашу теорию на этом утверждении:
Что такое чувство вины? Это месть себе.
Это утверждение смехотворно ложно. Чувство вины НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ к потребности в мести.
Вот, чтобы вам было предельно ясно, возьмем приведенный выше случай с поломанной игрушкой. Я, например, даже если бы я сломал игрушку нечаянно, испытывал бы чувство вины.
Заметим сразу, что, если я сломал нечаянно, мне не в чем себя упрекнуть, тем более, нет оснований себя наказывать (мстить, как вы говорите).
Однако ощущение того, что я вызвал чей-то дискомфорт, не приятно. Я вам больше скажу: если я вижу чей-то дискомфорт, к которому я не имею НИ МАЛЕЙШЕГО ОТНОШЕНИЯ, мне не приятно. Единственный способ преодолеть это ощущение -- скомпенсировать этот дискомфорт, а не мстить (себе или кому-то еще), как вы говорите. (Собственно говоря, месть предпринимается не от хорошей жизни, а только тогда, когда ничего исправить уже нельзя.)
К чему будет меня толкать мое чувство вины?
1) Попытаться исправить нанесенный вред -- исправить игрушку, или
2) предложить компенсацию в виде равноценной игрушки, или
3) оказать услугу или помощь для исправления испорченного настроения пострадавшего, и т.п.
То, что вы это не понимаете, говорит о серьезном искажении вашей психики сравнительно с психикой обычного русского человека. И это многое объясняет...
Дополнение
stalinist
December 15 2005, 16:39:52 UTC 13 years ago
Если человек осознал, что делать гадости -- неприятно еще и из-за появляющегося чувства вины, то он будет стараться воздерживаться от делания гадостей.
Все это, разумеется, имеет смысл, если человек -- не подлец, то есть если он заботится не только о своем благополучии, но и о благополучии ближних.
Мне кажется, затруднения тов. Крылова с тем и связаны, что он полагает, что человеку следует быть подлецом. (Разумеется, я не утверждаю, что сам тов. Крылов достиг своего идеала.)
Re: Теория, вся построенная на одном ложном утверждении
krylov
December 15 2005, 19:03:43 UTC 13 years ago
1. Мне, например, очень неприятно видеть чужой "дискомфорт". Например, когда я вижу бабушку, с трудом поднимающую тяжёлую сумку по лестнице вверх, я всегда помогаю сумку поднять (чаще всего просто беру и поднимаю). Потому что мне НЕПРИЯТНО видеть, как человек корячится.
2. Чувство вины - вещь иной природы. Это именно что "месть себе". "Побиться головой об стену".
3. Есть ещё отдельное чувство ответственности, о чём я сейчас напишу отдельно. Однако, это "совсем даже третье".
Re: Теория, вся построенная на одном ложном утверждении
17ur
December 15 2005, 19:43:10 UTC 13 years ago
2. Так и есть. И выход оттуда двояк. Либо "весь мир меня ненавидит, потому что я мудак", либо "так, мля... то-то и то-то сделал неправильно. Ладно, я мудак, уговорили. А теперь стиснуть зубы и вперёд".
Re: Теория, вся построенная на одном ложном утверждении
krylov
December 16 2005, 06:59:56 UTC 13 years ago
2. Второе "либо" возможно только при разотождествлении с чувством вины. "Уговорили" = "все вы считаете меня мудаком, а я себя таковым считать не буду". То есть это говорит человек, ОТКАЗЫВАЮЩИЙСЯ "чувствовать вину и мучить себя".
О чём и весь спич в исходном посте.
Anonymous
December 16 2005, 06:26:32 UTC 13 years ago
1 постараюсь компенсировать причиненный мной вред
2 постараюсь не совершать подобного в будущем
То, что вы описываете (про врага моего друга и т.д.), это просто описание какого-то психоза. Я таких людей-то и не видел никогда.
krylov
December 16 2005, 07:56:06 UTC 13 years ago
ukhod
December 16 2005, 10:45:52 UTC 13 years ago
Что касается христианского покаяния, то у меня нет ощущения, что тут Вы что-то угадали. Возможно, христианская традиция хранит в себе некий способ обуздывать эти механизмы и направлять его в правильное русло. Выше священник хорошо сказал - иногда это помогает взглянуть на вещи более реально.
Но очень важно не допускать к механизму посторонних. Наверное, многое из Вашего пафоса определено ситуацией, когда склонность русских к покаянию оседлали люди, которые научились извлекать из неё пользу для себя.
agasfer
December 16 2005, 23:14:34 UTC 13 years ago