Но ведь Госпожа Зима - персонаж известный: это Снежная Королева, она же льюисовская злая ведьма Джэдис. Это архетип, который Дюма случайно задел пером, и он ожил на страницах совершенно неподходящей для этого книги.
Разберём его.
Итак, Госпожа Зима. Она красива, но зла[1]. Главное её преступление - она похищает детей: хорошего датского мальчика Кая и хорошего английского мальчика Эдмунда. Последнего она соблазнила "восточными сладостями" - кажется, рахат-лукумом, первого - своими прелестями (эта тема у целомудренного педофила Андерсена не прописана, но ощущается) и какими-то "льдинками". Леди Винтер (тогда ещё Шарлотта Бакстон) соблазнила - уже самым натуральным образом - брата лилльского палача, молодого священника, тоже явно "почти мальчика" (во всяком случае, его поведение указывает на очень юный возраст).
Сюжеты, связанные с Госпожой Зимой, тоже однообразны. Положительные герои гоняются за супостаткой и в конце концов вырывают у неё добычу, а её саму убивают или как-нибудь истребляют. Интересно, что запрет на убийство женщины, прописанный если не в западной культуре, то в западной литературе, здесь не действует: Госпожу Зиму можно и нужно убить.
Интересно посмотреть, кто она такая на самом деле.
Первая мысль - это повзрославшая и заматеревшая Снегурочка, избежавшая костра. Однако, Снегурочка - существо невинное и страдательное. С другой стороны, Снегурочка - внучка Деда Мороза. Значит, у неё была мама - видимо, дочка того же персонажа. Похоже, она-то и есть Госпожа Зима.
Тема похищения детей - всегда мальчиков - тоже понятна. Они ей нужны как мужчины. Причём для того, чтобы стать её мужем или наложником, мальчик должен вырасти или хотя бы пожить у неё во дворце.
Теперь обратим внимание на политическую сторону метафоры.
С одной стороны, женщина - королева льдов вполне известна. Это "Россия", как она представляется Западу: "страшная страна льдов и медведей". (В фильме про Нарнию злая ведьма едет на упряжке с белыми медведями: для западного зрителя вполне прозрачный намёк, равно как и другие детальки, вплоть до специального кадра с "азиатскими рожами").
Тогда похищаемый и соблазняемый мальчик - это Прогресс, уникальные Западные Ноу-Хау[2], которым Россия хочет овладеть, чтобы победить Запад. Понятно и то, почему "мальчика" похищают в юном возрасте и пытаюся вырастить во дворце Зимы: технологии должны прижиться, стать своими. Только тогда у Снежной Королевы появится шанс.
Запад, в свою очередь, тем или иным способом возвращает мальчика обратно (то есть проводит деиндустриализацию России, разрушает российскую науку и вывозит мозги), после чего Зиму убивает, ко всеобщей радости всего цивилизованного и нецивилизованного человечества.
Ну что ж. "Наши горести - их радости" и наоборот.
[1] Не совсем понятно, правда, чем же она так плоха на самом деле. Обычные обвинения в "бессердечии" и "холодной злобе" - типичный чёрный пиар, причём азы его: это просто способ внушить априорную неприязнь. Все же конкретные обвинения легко разбиваются. Возьмём, например, случай с героиней Дюма. Достаточно вспомнить скотское поведение "храбрых мушкетёров" по отношерию к миледи, чтобы понять: она и в самом деле имела все основания их не любить. Служба же кардиналу ну никак не может считаться предосудительным занятием - если учесть, что даже у Дюма кардинал выглядит и действует как великий человек, а королева Франции и её друзья - как гопота,
[2] Тут, конечно, важно, о каких именно ноу-хау идёт речь. У Андерсена - это скорее математика (Снежная Королева заставляет мальчика решать комбинаторные задачи), у Льюиса - скорее экономика, у Дюма - религия и пропаганда (миледи связана именно с религией: соблазняет священника, перепрограммирует гугенота на убийство Бэкингема).
arkadiy_maler
March 22 2006, 19:38:28 UTC 13 years ago
Россия действительно представляется Западу и Югу в виде "Снежной Царицы". Образ Джэдис вообще "шит белыми нитками". Да, все это именно так. Война культур и архетипов продолжается.
olhanninen
March 22 2006, 19:44:34 UTC 13 years ago
Благодаря Вашей статье я досконально осознала, кто именно виноват в ракайских и студенческих погромах прекрасной Франции! (Хорошо хоть не Финляндия, а то я волновалась... А теперь со спокойным сердцем пойду на лыжную прогулку перед сном - уф)...
ex_andrey_f300
March 22 2006, 19:46:15 UTC 13 years ago
az118
March 22 2006, 19:58:56 UTC 13 years ago
из нашей Земли хочет Запад.
из света... Зимы.
но не выманимать.
давать вместе с ней
az118
March 22 2006, 19:52:59 UTC 13 years ago
Зима и Весна - Одно Лицо
Одной Королевы
orleanz
March 22 2006, 20:04:21 UTC 13 years ago
какая уж тут королева.
Нестыковочка!
Ищите лучше общечеловеческие аналогии. Вы состоите в обществе bdsm_ru ? Так вам про злую королеву должны много всякого рассказать.
az118
March 22 2006, 20:08:01 UTC 13 years ago
учите историю.
kry_katrin
March 22 2006, 20:10:15 UTC 13 years ago
krylo_ff
March 22 2006, 20:12:58 UTC 13 years ago
Нестыковки получаются
gleb_tcherkasov
March 22 2006, 20:22:20 UTC 13 years ago
Мордаунт на снегурочку подходит гораздо больше - и правда стал таким как был из-за страданий, которые вовсе не заслужил.
Deleted comment
the_old_boy
March 22 2006, 20:40:14 UTC 13 years ago
В сравнении с этой мордой любой дебил с коммунистического плаката воспринимается уже нормально.
Сцынарий хто придумал?
А крышу у А.К....да, немного того. Пардон.
krylov
March 22 2006, 20:46:13 UTC 13 years ago
:(
alex_mashin
April 5 2006, 02:02:38 UTC 13 years ago
Не слишком ли поздно спохватились о том, как Вы будете выглядеть в глазах Всех Порядочных Людей? Снявши голову, по волосам не плачут. Для того, чтобы Порядочные Люди перестали думать о Вас «какие же эти патриоты тупые параноики» нужно глубоко покаяться, перековаться, отречься и убить себя ап стенку. Меньшее не прокатит.
krylov
April 5 2006, 06:37:40 UTC 13 years ago
Ну вот просто есть такой жанр - "прогон". Или, в расшифровке - "красивое интеллектуальное построение, не принимаемое автором и читателем в качестве валидного".
Конечно, прогон может быть в какой-то мере прогоном. Но в данном конкретном случае - то, что я написал, я не стал бы отстаивать как святую истину или хотя бы как нечто правдоподобное.
ohtori
March 22 2006, 22:03:58 UTC 13 years ago
Я, конечно, патриот. Но скорее такой, как ты, а не такой, как глубокоуважаемый автор сего журнала.
Смею заметить, что в этой записи прикол достаточно очевиден. В этой шутке, конечно, лишь доля шутки - но такова судьба почти любого хорошего прикола.
А этот - хорош.
(Полемические же приёмы лучше бы обкатывать любые. И честные, и всякие. Если, конечно, занимаешься политикой. В политике, как и в подворотне, бьют не по правилам, а "чтоб наверняка". Ты вроде бы политикой реально не занимаешься, и тебе это не нужно. И это тоже хорошо.)
Извини, если что не так.
twincat
March 22 2006, 22:15:07 UTC 13 years ago
Deleted comment
ohtori
March 23 2006, 10:20:31 UTC 13 years ago
Тебе виднее, конечно, что будут цитировать, что нет. Но в данном случае я как-то не верю, что с подобной целью можно использовать именно этот текст.
Поживём - увидим. ^_^
krylov
March 23 2006, 11:50:40 UTC 13 years ago
doc_mengele
March 23 2006, 11:59:26 UTC 13 years ago
Ваши опасения о Крылове мигом отступят.
az118
March 23 2006, 14:50:42 UTC 13 years ago
экспрессивные вседа амбивалентны.
маячки можно ставить, но читатель часто уже имеет собственные.
в этом вся шутка хорошего текста.
Два (СЕМЬ) Великих Неизвестных.
Темный во главе Светлых.
и Наоборот.
polenov
March 22 2006, 20:28:19 UTC 13 years ago
Тут, вообще, довольно интересно. Советская антиамериканская пропаганда изображала врага величественным злодеем - крючковатый нос, когтистые лапы, хищный взгляд. Видимо в советском агитпропе сидели не очень умные люди. Образ хищника завораживает и парализет волю, образ могущественного злодея привлекателен. Поэтому для Запада Россия всегда не эстетична. Она уродлива, косолапа, нос картошкой, сапожищи в навозе. Не жалко. Образ должен быть таким, чтобы его можно было презирать и ненавидеть одновременно.
fox_tiger
March 22 2006, 21:24:39 UTC 13 years ago
Я бы добавила, если уж говорить об архетипах: с ней борются, потому что женщина (и прекрасная), но ведет себя не по-женски (вся изо льда, разбирается в математике и стремится к власти (а то и хуже того, имеет эту власть). Архетипически женщина - или Мать, или Любовница, или Прекрасная Дама, а уж никак не сильный и успешный соперник.
Ведь неслучайно у Андерсена ее побеждает тоже женщина, пусть и юная.
Архетипически Снежная королева близка к Лилит, на мой взгляд, то есть женщине, которая решила жить не по правилам, и у нее все получилось :).
А мушкетеры - действительно подло себя ведут. Сколько они народу положили - так это доблесть. А Шарлотта начала работать теми же методами, так она уже "исчадие ада".
Deleted comment
asterrot
March 23 2006, 11:49:30 UTC 13 years ago
Снежная Королева - платоновская Афродита-Урания, Герда - Афродита-Пандемос. Афродита-Урания близка к каббалистической Лилит, характерной особенностью которой является склонность к оральному сексу (Лилит и Урания, а также Афина-Паллада и Медуза-Горгона символизируют верх и голову, а Афродита-Пандемос низ и тело ниже пояса).
Путь Герды в чертоги Снежной Королевы эквивалентен подъёму кундалини из копчика в голову, когда сексуальная энергия преобразуется в умственную. Эта история многократно реплицирована в древних мифах и в фольклоре (только там чаще происходит спуск в подземное царство, в котором верх и низ меняются местами).
У Мигеля Серрано эти архетипы подробно рассмотрены. То же самое, но менее откровенно и чётко у его друга, швейцарского психиатра К. Юнга. Часто приводимая Юнгом в пример Аэша Р. Хаггарда ("Она" и "Возвращение Её") - тот же архетип: белая женщина в окружении негров-рабов. Белая женщина, как символ Севера и Верха (власти), негры - Юг и низ (повиновение). Этот же матриархальный мотив ежедневно обыгрывается по ТВ во всевозможных клипах.
Леди Винтер - англичанка (Шарлотта Бакстон). Её конфликт с мушкетёрами также воспроизводит архетипическую оппозицию Север-Юг.
elle_nt
March 11 2010, 23:29:39 UTC 9 years ago
Причем Север-Юг в этом контексте, как Небо-Земля, разум-материя, Смерть-Жизнь.
asterrot
March 12 2010, 11:08:48 UTC 9 years ago
Герда, вызволяющая Кая из загробного мира, как Орфей, спасающий свою Эвридику.
Мифологема падшего ангела (звезды), озаряющего материю своим волшебным светом.
tuskhog
April 4 2006, 09:26:26 UTC 13 years ago
Deleted comment
az118
March 23 2006, 14:57:53 UTC 13 years ago
Anonymous
May 9 2007, 21:36:39 UTC 12 years ago
golosptic
March 22 2006, 23:25:28 UTC 13 years ago
Эта идея - очень позднее наслоение.
k0bold
March 23 2006, 04:59:38 UTC 13 years ago
Снежную королеву, вопреки написанному у вас (“положительные герои гоняются за супостаткой и в конце концов вырывают у неё добычу, а её саму убивают или как-нибудь истребляют”), у Андерсена никто не то что не тронул пальцем - подпалинки не оставил в снегах. Герда прокрадывается к ней в покои в её отсутствие, как тать в ночи. Самое страшное, с чем ей приходится иметь дело – это лютые северные ветра, которые она усмиряет молитвой. А Снежная королева неуязвима. В это время она отважно и дерзко уезжала на смотрины будущей, после неминуемого заледенения a la “Послезавтра”, вотчины: жарких южных стран и жерл вулканов, изящно ей названных “чёрными котлами”. Она даже не знает, что по ходу этого Герда уведёт пленника. Иначе бы лежать той окоченелой тушкой с коркой льда на лице.
В отличие от неё миледи умирает в безвестной глуши, всеми брошенная, одинокая, с чувством упадка сил и неспособности обольстить былого любовника. Даже природа оборачивается против неё, и она оскальзывается на приречной грязи. Полное забвение, окончательная смерть без какого-либо возврата.
Старина Фрейд рулит. Вместе с Юнгом :)
ex_free_gunn870
March 23 2006, 06:04:30 UTC 13 years ago
Единственная радость - украсть что-нибудь и убежать. Может, останешься в живых :)
Ну а петушок Дюма был обижен за крушение Империи, за дохлых наполеоновских "старых ворчунов", оставшихся в России в снегу. Которых, может, и не хватило против Веллингтона.
Вот старый 3.14дор и брал реванш.
Хотя бы в мечтах.
k0bold
March 23 2006, 06:35:00 UTC 13 years ago
К чести Герды добавим, что всё нажитое непосильным ознобом и отморожением частей тела её братом, а именно те самые льдышки, остались лежать нетронутыми в тронной зале :)
Кай и Кий
shulga
March 23 2006, 05:58:04 UTC 13 years ago
Марія Рубан "Леді Вінтер"
Ти - чорно-біла королева.
Ти увійдеш, сумна і горда,
У місто Кия й місто Лева.
В клітинках шахового борду
Ти замалюєш білі плями.
Чи може чорні, чи важливо?
Ти увійдеш туди так само,
Як в серце входить неможливе.
Ти, мовчазна і непластична,
Скуєш крижиною крихкою
Мій міст між міст антонімічних,
Мов права з лівою рукою,
Весна і осінь, схід і захід...
Завмерши, все тамує подих:
Це пані холоду і жахів
Вже підіймається по сходах...
Язычники не понимают.
shulga
March 23 2006, 06:07:57 UTC 13 years ago
В копилку
velimir
March 23 2006, 06:09:54 UTC 13 years ago
ПрОклятая Королева, в исполнении оч красивой женщины Ангелины Джоли, завлекает колдовством к себе детей из деревни. Братьям удается с ней как-то справиться.
Когда кино смотрел, меня просто "в грудь ударил" кадр, где полстены в покоях Королевы занимает православный церковный оклад.
Даже не намек.
Да.
вот сволочи :(((((((
ex_free_gunn870
March 23 2006, 06:53:07 UTC 13 years ago
Re: вот сволочи :(((((((
velimir
March 23 2006, 08:30:57 UTC 13 years ago
Моника Белуччи.
Джоля слишком чувственна для такой роли.
Нет достаточной отстраненности.
Там еще зеркало фигурировало.
Коннотации на "свет мой, зеркальце, скажи".
Re: В копилку
vagonsky
March 23 2006, 08:04:31 UTC 13 years ago
Re: В копилку
velimir
March 23 2006, 08:28:09 UTC 13 years ago
Сильно сомневался, когда писал.
Немного хвораю...
Белуччи.
Красивая и злая.
Много сцен происходит зимой.
Вообше много коннотаций.
k_traut
March 23 2006, 06:53:22 UTC 13 years ago
Понятно, что вы шутите, но в каждой шутке, как известно, есть доля правды.
Примерно теми же самыми фатальными ошибками в изначальных посылках болеют практически все ваши рассуждения.
17ur
March 23 2006, 07:21:21 UTC 13 years ago
sharya_rana
March 23 2006, 07:28:43 UTC 13 years ago
shvaba
March 23 2006, 10:28:57 UTC 13 years ago
asterrot
March 23 2006, 11:58:08 UTC 13 years ago
всегда болел за отрицательных героев
shvaba
March 23 2006, 12:25:36 UTC 13 years ago
Re: всегда болел за отрицательных героев
asterrot
March 23 2006, 15:45:11 UTC 13 years ago
А кто сказал, что концовка добрая?
Вы путаете причину и следствие. "Добрые" в драматургии те, кто побеждает, "злые" те, кто проигрывает, а не наоборот. Зритель/ читатель смотрит/ читает для того, чтобы понять, как следует себя вести, чтобы избежать неприятностей/ получить приятности.
Дюма учит, что залезть к женщине в постель под видом её любовника - нормально, выжечь ей клеймо без приговора суда - тоже нормально, шантажировать этим клеймом - тоже. Мстить за нанесённые обиды и пытаться "с волками жить по волчьи выть" - ненормально. Убивать вдесятером одну женщину нормально и т. д. Это его роман, его, так сказать, приватное пространство смыслов, он волен выстраивать смыслы в любые удобные для него конструкции. Мы вольны не читать, либо читать критично. Либо подчиняться чужой воле через чужие смысловые конструкты.
Смерть - узловой элемент любого повествования. Люди с удовольствием читают и смотрят всё то, где есть смерть (но без всякого удовольствия обсуждают тему собственной смерти, предпочитая подглядывать за ней изподтишка). Кто-то должен был умереть. Для гасконского мулата Дюма вполне естественным было выстроить трилогию вокруг убийства белой женщины. Каковое убийство сплотило мушкетеров на всю жизнь.
Это древний ритуал жертвоприношения: убей то, что дорого, и бог оценит и воздаст. Глупо ведь возлагать на жертвенный алтарь нечто ненужное и никчёмное: старый валенок, или глисту. Надобно непременно младенца, или прекрасную блондинку, это очевидно. В романе это делают мушкетёры, а потому воспринимаются, как "хорошие" читателем, а также потому становятся крепкими друзьями "на всю остатнюю жисть" по логике сюжета. Драматургически, миледи ритуально убивает Дюма, а потому воспринимается читателем, как великий писатель.
Вот урок: хочешь стать великим писателем, создай прекрасный и величественный образ, а потом опиши, как над ним глумятся и физически уничтожают. Если есть цензура, приходится сглаживать острые углы, вводить в сюжет обосновку. Но в принципе можно и без неё.
Re: всегда болел за отрицательных героев
shvaba
March 23 2006, 16:12:28 UTC 13 years ago
Это известный факт, что друзей зачастую объединяет некий вместе совершенный ритуал, но тот ритуал, который выбрал Шура Дюма - жуткий и противоестественный. Всегда бесила известная книга именно по этой причине. Лучше бы он гасконца застебал и ритуально слил - тогда не было бы причин дописывать сверху еще 2 тома бодяги.
Re: всегда болел за отрицательных героев
asterrot
March 23 2006, 18:25:18 UTC 13 years ago
С каких пор??
Потому он и классик. Написал бы нечто естественное и нежуткое, хрен бы его кто читал. С его финансовыми возможностью по найму литературных негров (и, соответственно, качеством речевого акта) лучше бы "писал" про вампиров и педерастов - затмил бы всю мировую литературу, верняк.
"Мушкетёры" - это что! Вот "Графиня де Шарни" - это да. Там противоестественность доведена до предела. Крестьянский сын влюблён в юную графиню (или маркизу?) из замка. Сам Калиостро обучает паренька гипнозу, тот гипнотизирует и трахает графиню, рожающую от него не то сына, не то дочь. Потом не то два, не то три тома живописаний злоключений графской семьи во время ВФР. Граф де Шарни - точная копия Атоса, то бишь конченый неудачник - безуспешно пытается спасти Людовика и сам гибнет. Графиню спасает тот паренёк, что загипнотизировал и трахнул её в молодости...
Вот что в школьную программу включать надо. Реформаторов подвело, вероятно, недостаточное знакомство с творчеством Дюмы :) .
Re: всегда болел за отрицательных героев
shvaba
March 24 2006, 08:37:30 UTC 13 years ago
"Потому он и классик. Написал бы нечто естественное и нежуткое, хрен бы его кто читал" - вы абсолютно правы. Но все равно, жил бы я в то время, я бы точно пришел к Саше и заставил бы его переписать этот чертов роман. Миледи - это святое.
Re: всегда болел за отрицательных героев
asterrot
March 24 2006, 10:48:44 UTC 13 years ago
Я читал незадолго до того, как пошёл в школу. Сцена убийства миледи, помню, вызвала ярость :) . Очень уж автор её смакует. И явно навязывает какую-то свою космополитическую идеологию.
А в школьной программе этого не было, разве что как-то факультативно, "на лето". А что, вот мне любопытно, сейчас в рамках курса зарубежной литературы такое порно ввели?
Re: всегда болел за отрицательных героев
shvaba
March 25 2006, 02:28:51 UTC 13 years ago
Re: всегда болел за отрицательных героев
shvaba
March 24 2006, 08:39:29 UTC 13 years ago
shvaba
March 23 2006, 16:13:56 UTC 13 years ago
trankov
March 23 2006, 13:32:29 UTC 13 years ago
asterrot
March 23 2006, 15:53:13 UTC 13 years ago
Так что для сюжета без особой разницы, как выстроена сексуальная оппозиция. Возрастная более важна (Старый Год пытается одолеть Новый, но в точке зимнего солнцестояния свет одолевает тьму и Солнце возвращается к людям).
trankov
March 23 2006, 15:56:46 UTC 13 years ago
asterrot
March 23 2006, 16:10:10 UTC 13 years ago
ex_jetteim_
March 24 2006, 14:27:29 UTC 13 years ago
probegi
March 24 2006, 13:55:04 UTC 13 years ago
хехехе
danchenok
March 24 2006, 15:47:46 UTC 13 years ago
а Толкиен лучше что ли???Тьма с востока...а мы для них как раз на востоке. ну их, запад этот!стареющая нация...
averianov
March 25 2006, 09:20:11 UTC 13 years ago
Хотя Снежная королева - это не столько и исключительно Россия, сколько вообще Нордический архетип. Она является символом Арктогеи, полюса холода, духовной чистоты. Компромиссная европейская цивилизация (либерально-консервативная) воспринимает эту парадигму как радикализм, экстремизм. Однако, нужно отдать должное перечисленным писателям - этот экстремизм эстетически безупречен. Готика, Древний Рим эпохи расцвета, безупречная красивость национал-социализма. В общем, чтобы быть символом России, этой парадигме недостает каких-то очень больших аутентично русских пластов. Но при определенной ситуации может произойти наложение и совпадение очертаний.
Кстати, и в японских сказках и легендах часто фигурирует "холодная северная страна". И там она тоже очень далека от реальной России - цепляются обычно за поверхностные черты. Это закономерно - Россия представляет для других цивилизаций загадку, разгадывать которую лень и несподручно, но использовать для создания вирутальных миров - вполне приемлемо.
agasfer
March 25 2006, 20:09:20 UTC 13 years ago
И "Доктор Живаго"
trurle
March 28 2006, 20:48:04 UTC 13 years ago
momud
April 1 2006, 19:18:01 UTC 13 years ago
pollak
April 3 2006, 06:54:22 UTC 13 years ago
estella_of_hope
May 25 2009, 09:51:38 UTC 10 years ago
Кстати, по-моему у Льюиса - это скорее политика и идеология. Тоже не последние по важности...
А ещё, вполне может быть, что Дед Мороз дед Снегурочки по отцу, который у неё Father Frost (Отец Мороз) - не столь популярный, как Санта-Клаус, но всё же существующий персонаж.
zina_korzina
January 7 2010, 09:18:03 UTC 9 years ago