Забавно, что я, совершенно ничего не зная об этом тексте, несколько лет назад сочинил нечто очень похожее. Разумеется, приоритет в любом случае принадлежит Жаботинскому - поскольку тот жил раньше. Могу разве что заверить, что я "сам писал", а не тиснул в дневник только из-за сомнительных литературных достоинств текста - "хотелось отделать". Ну, чего уж теперь-то.
ИСТОРИЯ О ГЕРОЕ, ОБЫВАТЕЛЕ, ПРАВЕДНИКЕ И ПРОПОВЕДНИКЕ
Некогда к Мосту Чинвад приступили души четверых, умерших в один день.
Перед Мостом стоял некий дух, объясняющий душам, что их ждёт. Раньше в этом не было надобности, но теперь, когда Первая Вера истощилась в мире, а люди предались лжеучениям, это стало необходимым.
Потому-то, когда к нему подошли те четверо, он спросил мертвецов:
– Знаете ли вы, что это за мост?
– Нет, — сказали все четверо.
– Это Мост Разделения, — сказал дух. — Тот, кто пройдёт по нему, попадёт в небесные обители, где он будет наслаждаться до Последнего Дня. Тот же, кто сорвётся и упадёт в пропасть, окажется в аду, где его будут мучить мерзкие дэвы до Последнего Дня. Мост этот устроен так, что праведный пройдёт по нему как по торной дороге, не тратя усилий. Человек менее праведный пройдёт по нему как по горной тропе, и его грехи будут тянуть его в пропасть. Под ногами же злодея мост станет как лезвие меча, пройти по которому невозможно.
И тогда все четверо бросились к Мосту, отталкивая друг друга, потому что каждый хотел пройти первым.
Дух удивился, потому что доселе не видал ничего подобного.
Он встал перед ними и спросил:
– Почему каждый из вас хочет пройти первым?
И сказал один из мертвецов:
– В земной жизни я сделал очень много добра. Поэтому я хочу пройти первым, чтобы поскорее вкусить райского блаженства, которое я, несомненно, заслужил.
И сказал второй:
– В земной жизни я не сделал никакого зла. Я хочу пройти первым, чтобы поскорее убежать от горестей. Если же я каким-то образом попаду в ад, это будет лучше, чем то, что я претерпел в сей обители мук.
И сказал третий:
– В земной жизни я не сделал ни большого добра, ни большого зла. Но теперь я пройду первым, потому что всегда был последним, и хотя бы сейчас хочу оказаться впереди.
И сказал четвертый:
– В земной жизни я делал много злого и у меня нет надежды попасть в рай. Но я всегда шёл первым и вёл за собой других, и не вижу причин поступать иначе даже сейчас.
Тогда дух отвёл в сторону этого четвёртого, чтобы его не слышали другие души, и спросил:
– Как ты жил?
Мёртвый ответил:
– Всю жизнь я стремился к почестям, богатству и власти. Жизнь свою я посвятил достижению всего этого. В конце концов я достиг царских почестей. Но ведь говорят, что власть, богатство и почести — плохие вещи. Значит, я всю жизнь стремился ко злу и наслаждался им. Теперь я жду заслуженного наказания.
Дух сказал:
– Власть, богатство и почести — хорошие вещи. Злом же они становятся тогда, когда их получают недостойные. Кроме того, люди, стремясь к ним, совершают очень много дурного и сами становятся недостойными всех этих хороших вещей. Это подобно тому, как если бы некто стремился в прекрасный дворец, но шёл к нему по грязной дороге и измарался так, что его нельзя пустить даже на крыльцо этого дворца, чтобы он не испачкал его. Но сами по себе эти вещи хорошие.
Мёртвый ответил:
– На мне есть грязь. Я нарушал клятву, воевал, убивал людей. Правитель страны заточил меня в темницу и пытками принудил поклясться, что я буду ему предан. Я притворился сломленным, он поверил мне и выпустил. Я нарушил клятву, бежал, собрал людей и начал войну. Эта война унесла много жизней. В конце концов я победил, убил того правителя и сам занял его место. Я старался править лучше, чем он, чтобы хоть отчасти искупить свои грехи.
Дух сказал:
– Ты совершил большие дела. Да, и зло ты творил, но в основном по необходимости, в той мере, в которой ты её понимал. Ты не прощал себя за это и пытался искупить содеянное. Знай, что зло не искупается и наказание ждёт, и оно будет значительным. Но твоя награда будет несравнимо больше. Теперь ступай.
И Мост раздался перед тем человеком на ширину семи шагов, а рядом появились две собаки, справа и слева, охраняющие его. Он ступил на Мост твёрдым шагом и пропал из виду.
Тогда дух подозвал к себе третьего и спросил его:
– Как ты жил?
Мёртвый ответил:
– Всю жизнь я желал почестей, богатства и власти. Но достижение этого требовало усилий и трудов, а я был ленив и неусерден. Я ничего не достиг и умер простым человеком, ничем не примечательным. Но ведь говорят, что лень и неусердие — плохие вещи. Значит, я всю жизнь предавался злу, хотя и не наслаждался им. Не знаю, заслужил ли я наказание, но награды точно не заслужил.
Дух сказал:
– Лень и неусердие — плохие вещи. Но даже будучи дурными, они иногда предохраняют от худшего зла. Это подобно тому, как если бы некто жил в жалкой хижине, но не спускался бы в грязное болото вокруг, чтобы не измараться.
Мёртвый ответил:
– На мне есть грязь. Я нарушал клятву, воевал, убивал людей. Правитель моей страны объявил всеобщий призыв и меня погнали на войну, где я убивал тех, кто не сделал мне ничего дурного. Меня также заставили принять присягу — служить этому правителю, а потом на его место пришёл другой, и я не восстал против него, а служил так же, как и первому. Я старался жить тихо, чтобы не грешить.
Дух сказал:
– Ты ничего особенного не совершил. Ты не сделал ни большого добра, ни большого зла, потому что считал себя неспособным ни на то, ни на другое. Ты прощал себе зло, считая его вынужденным. Знай, что зло не искупается и наказание ждёт. Но оно всё же будет незначительным. Теперь отправляйся в путь.
И Мост расширился перед тем человеком на ширину трёх шагов, а впереди появилась собака, ведущая его. Он осторожно ступил на Мост и пропал из виду.
Тогда дух подозвал к себе второго и спросил его:
– Как ты жил?
Мёртвый ответил:
– Я никогда не желал почестей, богатства и власти: ведь всё это плохие вещи. Всю жизнь я старался жить, не совершая грехов, чтобы попасть в рай. Злые люди оскорбляли меня, предавали, нарушали клятвы, данные мне, а в конце концов ограбили и убили. Но я не сопротивлялся всему этому, чтобы не совершить греха. Не знаю, заслужил ли я награды, но наказания точно не заслужил.
Дух сказал:
– Власть, богатство и почести — хорошие вещи. Тем, что ты от них отказался, ты не сделал ничего достойного восхищения. Более того, не противясь злодеям, ты привёл к тому, что твоё имущество и твоя жизнь усилили недостойных. Тем самым ты совершил зло. Это подобно тому, как если бы некто лёг ничком в грязную трясину, чтобы дать другим пройти по своему телу: все потонут в грязи.
Мёртвый ответил:
– На мне нет грязи. Я не нарушал клятву, не воевал, не убивал людей. Когда правитель моей страны объявил мобилизацию, я не пошёл воевать, чтобы не осквернить руки убийством. Но, поклявшись служить этому правителю, я не стал служить другому, хотя другой был лучше — я не хотел совершать клятвопреступления. Даже когда меня убивали, я не сопротивлялся.
Дух сказал:
– Ты потворствовал злу. Тебя извиняет разве что заблуждение, в которое ты впал, и страдания, которые ты претерпел. Ты прощал другим зло, считая такое прощение добром, и не понимая, что зло остаётся злом, кто бы его не делал. Знай, что зло не искупается и наказание за грехи ждёт. Но ты заслуживаешь, по крайней мере, сострадания. Теперь иди.
И Мост простёрся перед тем человеком на ширину двух ладоней, а сзади появилась собака, подталкивающая его. Он, шатаясь, ступил на Мост и пропал из виду.
Тогда дух подозвал к себе первого и спросил его:
– Как ты жил?
Мёртвый ответил:
- Не желая ни богатства, ни почестей, ни власти, посвятил я жизнь проповеди добра. Видел ли ты того второго, что говорил до меня? То был великий праведник, претерпевший всяческие страдания и даже смерть, но перенёсший всё, не осквернив себя сопротивлением и ропотом. Знай же, что я написал книгу о его праведной жизни и распространил её по всей стране. Тысячи людей, читая её, обращались к благой жизни, и, подражая ему, становились добрыми и кроткими, как маленькие дети. Сам я, правда, жил несколько иначе. У меня есть кое-какие незначительные грешки, но какое это имеет значение по сравнению с тем, скольких людей я обратил к добру? Несомненно, я заслужил великую награду!
Дух сказал:
– Из всех четверых лишь ты – настоящий злодей. Ты проповедал смирение перед злом как добродетель. Теперь благодаря твоей проповеди злодеи чрезвычайно усилились, ибо им стало безопаснее притеснять праведников. Теперь они думают, что добрые так берегут свою праведность, что не способны защитить себя и близких. Поэтому злые грабят, насилуют и убивают хороших людей многажды против прежнего. Кроме того, ты проповедал ещё и то, что хорошие люди не должны стремиться к хорошим вещам. Тем самым ты оставил власть, богатство и почести - мерзавцам. Что касается твоей жизни, то ты грязная скотина. Но даже если на тебе не было бы ни пятнышка, это ничего не изменило: ты из тех, кто стоит на холме в белых одеждах, указывая другим путь в трясину. Теперь убирайся.
И Мост сузился перед тем человеком, как лезвие ножа. Едва ступил он на него, как прыгнула сверху собака, рыча и кусаясь. Мертвец упал ничком на лезвие, которое рассекло его надвое, а ошмётки души полетели в пропасть.
)(
Anonymous
October 1 2006, 04:01:10 UTC 12 years ago
nebuchadnesser2
October 1 2006, 04:59:57 UTC 12 years ago
Как всегда талантливо.
Ни в какое сравнение...
pyc_reader
October 1 2006, 05:53:53 UTC 12 years ago
fon_rotbar
October 1 2006, 06:22:48 UTC 12 years ago
Единственное заслуживающее внимания.
observer_lj
October 1 2006, 06:58:01 UTC 12 years ago
- Словоблудие и блядословие. Увы. :\
demether
October 1 2006, 07:44:54 UTC 12 years ago
Железная логика.
ex_alexloto436
October 1 2006, 08:29:12 UTC 12 years ago
Только в цивилизации, вставшей на путь вечного и бесконечного развития можно дать точное определение ДОБРА.
В погибшей цивилизации, очевидно, точного понятия добра не существовало, иначе почему она погибла?
Поступок есть добро, если увеличивает шансы цивилизации на вечное, бесконечное (и гармоничное) развитие. Поступок есть зло, если эти шансы уменьшает. Цивилизация должна существовать неограниченно долго, чтобы было у нее достаточно времени дать однозначную оценку Поступку. C некоторого момента времени ОЦЕНКА СОБЫТИЯ УЖЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ВЕЧНОСТЬ. Так мы получаем, что оценка поступка будет сделана самим Совершенным Вечным Богом.
yvitaliy
October 1 2006, 08:47:08 UTC 12 years ago
krylov
October 1 2006, 10:19:54 UTC 12 years ago
yvitaliy
October 1 2006, 17:16:44 UTC 12 years ago
Рад, однако, что Вам понравилась.
krylov
October 1 2006, 23:26:58 UTC 12 years ago
karpion
November 30 2015, 16:59:35 UTC 3 years ago
Жаботинский рулезЪ!
son_of_bob
October 1 2006, 09:08:47 UTC 12 years ago
В РиЖ! За РиЖ!
Re: Жаботинский рулезЪ!
karpion
November 30 2015, 17:00:30 UTC 3 years ago
going_out
October 1 2006, 09:12:47 UTC 12 years ago
krylov
October 1 2006, 10:13:54 UTC 12 years ago
pyc_ivan
October 1 2006, 11:20:01 UTC 12 years ago
alex_mashin
October 1 2006, 12:23:37 UTC 12 years ago
going_out
October 1 2006, 12:56:04 UTC 12 years ago
Скажите это Христу.
faceted_jacinth
October 1 2006, 21:46:55 UTC 12 years ago
Ебанулся? Прости за сильное выражение, но даже тупейший из тупых мог бы заметить, что четвёртый - это один из апостолов Христа, скорее всего Пётр, который распространял Его учение о подставлении щеки етс., возможно, искривив в процессе.
schwalbeman
October 5 2006, 07:37:32 UTC 12 years ago
Поэтому с точки зрения христианства, и монах, смирявший страсти, и воин-лидер, всю жизнь шедший к победе своего народа через море крови, оба заслуживают одобрения -- и рая. Собственно, православные святые все состоят из тех и других. См Соловьев, Драй Бешпрехунген.
Продолжение притчи.
ex_kirillan
October 1 2006, 09:23:01 UTC 12 years ago
Дух отвёл в сторону первого и спросил его:
-Как ты жил?
Первый ответил:
-Горе мне! Я принадлежал к мудрому и грозному народу. Волей судьбы я оказался далеко от своей родины, среди людей, которые были как дети. В этих людях было и хорошее, и плохое. Порой они становились воинственны, как бывают воинственны дети - и в этом было плохое. Но их сердца не знали злобы - и в этом было хорошее. Я научил этих людей ремёслам, чтобы они могли кормиться от своих трудов. Я познакомил их с искусствами, чтобы они могли наслаждаться красотой мира. Я дал этим людям секреты врачевания, и они стали жить сотню лет. Потом я вернулся на родину. Но случилась беда: злой сосед напал на мой народ, подчинил его под свою руку и обложил тяжкой данью. Когда я узнал об этом, я умер от горя. Я совершил великое зло - я не научил своих детей злобе, и они не смогли защитить себя...
Тогда дух показал первому мертвецу чудесное зеркало. И в этом зеркале мертвец увидел своих детей - ещё более возвысившихся, живущих в богатстве, славе и счастье.
И сказал дух:
-Не печалься. Поработители твоих детей перебили себя. Твои дети свободны.
И Мост простёрся перед мертвецом на ширину десяти локтей. Мертвец пошёл по этому мосту и скрылся из виду.
Подозвал дух второго мертвеца и спросил его:
-Как ты жил?
Мертвец ответил.
-Я принадлежал к мудрому и грозному народу. Волей судьбы я оказался далеко от своей родины, среди племени слабых людей, которые были как дети. В этих людях было и хорошее, и плохое. Порой они становились воинственны, как бывают воинственны дети - и в этом было хорошее. Но их сердца не знали злобы - и в этом было плохое. Я научил их искусству злобы. Я показал им, что мир это охота, и тот, кто не будет охотником, станет жертвой охотника. Я сделал своих детей сильными - и горжусь этим. Когда я вернулся на родину, я узнал, что мои дети покорили все соседние племена. Это наполняет меня радостью.
Тогда дух показал второму мертвецу чудесное зеркало. Поглядел мертвец в зеркало - и ничего не увидел.
Дух сказал:
-Ты совершил великое зло - ты вложил в грудь ребёнка сердце волка. Но ребёнок не может жить с сердцем волка - это противно естеству. Твои дети, которых ты научил злобе, стали жалить друг друга, подобно бешеным скорпионам - ведь каждый из них хотел стать охотником, а не жертвой. Твой народ истребил себя, да так, что от него не осталась ни следа. Ступай на Мост, и да будет тебе справедливое воздаяние.
И ступил мертвец на Мост, и сузился перед ним мост, словно лезвие ножа. Прыгнула на него сверху собака, рыча и кусаясь. Мертвец упал ничком на лезвие, которое рассекло его надвое, а ошмётки души полетели в пропасть.
Re: Продолжение притчи.
hurtmann
October 2 2006, 00:44:12 UTC 12 years ago
Re: Продолжение притчи.
ex_kirillan
October 2 2006, 19:16:34 UTC 12 years ago
Полагаю, что порабощённый народ "помог" поработителям перебить друг друга - сначала разложив их при помощи собственной высокой культуры, а затем - и кое-где пустив в ход оружие.
Но это осталось за кадром, поскольку для участи двоих мертвецов это было неважно.
Тихонечко так...
asox
October 5 2006, 06:03:37 UTC 12 years ago
Немцы 41-го года - это как-раз второй народ.
Русские и советские особой злобы, как показала история - не испытывали.
--
Всего наилучшего,
Андрей
Re: Тихонечко так...
supermipter
September 23 2011, 20:53:49 UTC 7 years ago
был бы приказ, а остальное не важно.
fandaal
October 1 2006, 09:59:39 UTC 12 years ago
dszr
October 1 2006, 11:53:10 UTC 12 years ago
существует
после смерти человека за его дела как минимум судят потомки
fandaal
October 1 2006, 12:07:37 UTC 12 years ago
observer_lj
October 1 2006, 13:39:39 UTC 12 years ago
- Так правильнее.
fandaal
October 1 2006, 13:46:50 UTC 12 years ago
Бесчеловечного проклинают, Высочайшего славят, разве что-либо из этого потревожит старые кости...
Впрочем, к животным все вышеописанное тоже относится, тут Вы правы.
dszr
October 1 2006, 14:32:40 UTC 12 years ago
но для этого требуется минимальная рефлексия
fandaal
October 1 2006, 14:44:55 UTC 12 years ago
dszr
October 1 2006, 14:47:59 UTC 12 years ago
fandaal
October 1 2006, 15:19:53 UTC 12 years ago
с точки зрения некоей господствующей идеологии чаще всего дела обстоят так как Вы говорите.
Но с точки зрения отдельного человека, обладающего таким критерием как боль и удовольствие, способного планировать свои действия, нет никакой смысла в соответствовании идеологии общества.
Напротив, идеология общества должна бы помогать эгоизму индивида. Желательно, чтобы все общество помогало индивиду, игнорируя свои нужды. Но так думают все, и потому устанавливается некоторое равновесие между альтруизмом и эгоизмом. Но равновесие это по принципу компромисса, а значит ненадежное, связанное с потерями для обоих сторон.
Новое равновесие будет найдено лишь когда
1)индивид приобретет атрибуты общества - универсальность, самодостаточность, бессмертие
2)общество приобретет атрибуты индивида - целостность, основанную на физическом единстве и интенсивном инфообмене
Поскольку лишь первый случай позволит существовать информационному разнообразию и развитию, а впоследствии придти ко Второму Хаосу, то именно его и следует всемерно поддерживать.
karpion
November 30 2015, 17:03:31 UTC 3 years ago
dszr
November 30 2015, 17:22:20 UTC 3 years ago
svinn
December 19 2006, 14:39:39 UTC 12 years ago
karpion
November 30 2015, 17:04:56 UTC 3 years ago
ex_al1966
October 1 2006, 10:48:11 UTC 12 years ago
suhov
October 1 2006, 12:33:36 UTC 12 years ago
nataly_hill
October 1 2006, 13:21:59 UTC 12 years ago
Если человек действительно прожил жизнь достойно - какое ему дело до всего этого?
krylov
October 1 2006, 22:58:51 UTC 12 years ago
Хорошая история
akrylo
October 1 2006, 13:34:09 UTC 12 years ago
Автор, как я понимаю, каббалист.
Re: Хорошая история
krylov
October 1 2006, 22:59:19 UTC 12 years ago
Хорошая история 2
akrylo
October 2 2006, 08:00:23 UTC 12 years ago
Хотя, в широком смысле этого термина, каббалистом можно назвать всякого человека, который ищет в вещах и в событиях глубокий духовный смысл. А можно назвать такого человека по-русски - духовидцем, духовным человеком.
coipish
October 1 2006, 13:40:06 UTC 12 years ago
krylov
October 1 2006, 22:59:54 UTC 12 years ago
coipish
October 1 2006, 23:02:29 UTC 12 years ago
faceted_jacinth
October 1 2006, 21:53:09 UTC 12 years ago
Сам бесплотный дух в отповеди четвёртому мертвецу изрядно облажался, так как несмотря на видимую покорность злу и всё такое, учение Иисуса (на которое он, дух, гнал) всё же дало свои благие плоды.
Good and evil (god and devil)
Anonymous
October 2 2006, 09:53:47 UTC 12 years ago
Русские люди, на мой взгляд, потерпели от своего христианства значительно. Это очень удобная (для хищников, если пользоваться терминологией Ницше) религия, которая обеспечивает наиболее безопасное уничтожение жертвы. Я тут как-то стала читать "Архипелаг ГУЛАГ" (по ссылке Максима Соколова, раньше я это не читала, считая подобное чтение депрессивным). Уже на первой главе ощущение нереальности описываемого было таким, что я не знала, плакать или смеяться. В это время по телевизору академик Лихачёв рассказывал о том, как он засмеялся когда конвоир ударил его сапогом в лицо (настолько нереально воспринималось происходящее с ним). Меня порадовало такое совпадение. Но ещё больше меня порадовало то, что Лихачёв пережил арест, Соловки, блокаду и умер в преклонном возрасте уважаемым человеком. Он не взывал к совести мучителей, и не оправдывал их, т.е. не стал "молиться кротко за врагов". Он просто над ними посмеялся. Истинный пример русского духа. ольга
оффтопик
krylov
October 2 2006, 10:44:55 UTC 12 years ago
I'll think about it
Anonymous
October 2 2006, 11:25:43 UTC 12 years ago
Всё это конечно преувеличено. Когда мне нужно, я делаю всё, в том числе выступаю перед аудиторией.
Я не очень знаю как работает этот livejournal, но если анонимные комментарии требуют допольнительных затрат времени, то с моей стороны это чистый эгоизм. Sorry about that.
ольга
going_out
October 9 2006, 16:14:10 UTC 12 years ago
stalker707
October 16 2006, 00:46:17 UTC 12 years ago
> Ибо результаты - в руце Господней, и кто такой человек, чтобы проникать мыслею в будущее, обозревая результаты своих дел?
Вот это и есть плохо. Результаты - в руке человека. Каждый сам должен своей рукой строить свой мир. И постоянно задумываться о том, к каким результатам приведут его действия. А упование на "всё в руке Господа" есть слабость духа, есть потокание Злу.faceted_jacinth
October 16 2006, 00:48:36 UTC 12 years ago
Убей себя, неудачнег.
stalker707
October 16 2006, 01:20:00 UTC 12 years ago
faceted_jacinth
October 16 2006, 01:48:50 UTC 12 years ago
Anonymous
October 2 2006, 07:33:55 UTC 12 years ago
Еще можно понять как реакцию на всевозможные псевдохристианские лжеучения типа "непротивленчества". Но если это наезд на христианство как таковое, то ответом может служить: "По плодам их узнаете их".
Христианство создало мощнейшую цивилизацию, которая теперь, фактически отрекшись от Христа ради "власти, богатства и почестей", испытывает острый кризис. А где, собственно, "власть, богатство и почести" маздеизма? Ау! Нет ответа...
krylov
October 2 2006, 10:40:56 UTC 12 years ago
Запад ПОЛНОСТЬЮ ПРИНЯЛ то, о чём я пишу, несмотря ни на какое "христианство". И достиг величайшего успеха.
А кто не принял - тот "сам виноват".
Anonymous
October 2 2006, 12:11:27 UTC 12 years ago
Трудно также понять, каким образом русские, не исповедуя написанного вами, сумели подчинить себе 1/6 часть суши.
Еще более трудно понять, почему нации, принявшие то, что вы проповедуете, в виде чистой религиозной традиции маздеизма (а укорененность вашей притчи в данной традиции вы подтвердили) не сыграли на исторической сцене сколь-нибудь заметной роли.
krylov
October 2 2006, 21:11:08 UTC 12 years ago
Крестовые походы были когда? А Византию уничтожили кто?
Народы Запада находятся В РАЮ. Их уровень жизни, личной свободы, величия и перспектив - это РАЙ. Все остальные сидят в говне. Можно, конечно, мечтать, что Запад развалится - но это случится только тогда, когда он перестанет следовать тому, о чём говорю я.
Впрочем, западные люди попали в рай не самыми хорошими средствами - например, схарчив за так Россию. Надеюсь, за это им воздастся.
Заметим - часть суши, на которую больше никто не претендовал. Русские не сделали сколько-нибудь существенных завоеваний на Западе и вообще в тех местах, где ЖИТЬ МОЖНО. Огромные пустые пространства - так это и у Канады есть. Впрочем, русским повезло: среди ледяного ада они нашли нефть. И то - сомнительное везение.
Это персы-то "не сыграли заметной роли"? Впрочем, их сломали. Для этого, однако, понадобилась атака чистого, беспримесного Зла - то есть Ислама.
Anonymous
October 3 2006, 09:43:15 UTC 12 years ago
Нахождение народов запада «в раю» оставляю на вашей совести. Если ТАКОВ маздеистский «рай», то сугубо благодарю Господа за то, что я не маздеист. Однако, даже приняв такое допущение о «рае», неплохо бы присмотреться к тому, что же представляют из себя сидящие в означенном «раю» «народы запада». Что-то сдается мне, что поврежденное либерализмом, толерантностью и прочей лабудой население – это уже не есть «народы запада», что ходили на сарацинов и плавали вокруг света на утлых скорлупках. Также, невозможно игнорировать тот факт, что «народы запада» все более и более представлены общинами хамитов и семитов, проявляющих свое, специфическое мировоззрение, преемственность которого с Европой Шекспира и Гете весьма сомнительна.
На счет русских, которые, дескать, приобрели то, что и так никому было не нужно – странное мнение. Надо сказать, что этого мнения не придерживались очень многие, начиная с Кончака (пардон за каламбур), кончая Гитлером. Если посмотреть средневековые карты и выискать на них всевозможные Улусы Джучи, Речи Посполитые, Великие Швеции, Крымские ханства и т.п., то просто невозможно не увидеть, огромное количество претендентов на то, что, якобы, никому было не нужно, и что едва ли не превосходит по площади всю Европу. Тем не менее, все это досталось не соседям, а нам. Причем в ходе войн, напряженный и затяжной характер которых вряд ли может свидетельствовать о том, что народы дрались за никому не нужные клочки земли.
Персы, конечно, свой след в истории оставили. Однако, я говорю больше о другом – о том, что маздеизм так и не стал тем, что называют «мировые религии». Как бы ни относиться к исламу, нельзя не признать, что, получается, в битве за «власть и богатство» он оказался конкурентоспособнее. Поэтому очень странно называть его «чистым, беспримесным злом», если исходить из того, что «власть и богатство» есть добро само по себе. Ведь, получается, кто богат, тот и добр, кто облечен властью, тот и благ. Такой своеобразный кальвинизм.
Может, все-таки, власть и богатство не есть добро или зло сами по себе, но инструмент в руках либо зла, либо добра? Ну так, это – чистое святоотеческое Православие.
krylov
October 4 2006, 05:42:21 UTC 12 years ago
То есть.
Существуют три точки зрения:
1. Власть и богатство хороши сами по себе, и неважно, как их достигать.
2. Власть и богатство хороши, но способ их достижения крайне важен (см. пример с грязным путником, достигшем дворца) - в частности, их нельзя достигать дурными средствами.
3. Власть и богатство безусловно плохи, и от них надо отказываться в любом случае.
Маздеизм исходит из позиции №2. Мусульмане и кальвинисты склоняются (каждый из своих соображений) к 1. Православные проповедуют 3. Так?
Anonymous
October 4 2006, 14:49:08 UTC 12 years ago
Руки, данные человеку, хороши или плохи? Рука, творящая благо, хороша, а творящая зло - зла. Власть и богатство - лишь инструмент в руках человека, продолжение его рук.
krylov
October 5 2006, 07:13:24 UTC 12 years ago
schwalbeman
October 5 2006, 07:42:29 UTC 12 years ago
http://krylov.livejournal.com/1370367.html?thread=33904127#t33904127
krylov
October 5 2006, 09:05:05 UTC 12 years ago
schwalbeman
October 5 2006, 12:35:20 UTC 12 years ago
Могу только повториться: идеал христианства в том, чтобы сочетать противоположные идеалы, так, чтобы они не погашали друг друга, не смешивались. Лучше всего об этом написал Честертон. Критики христианства обращают внимание обычно на какую-нибудь одну бинарную оппозицию (которая им лично не симпатична) и не замечают, что в христианстве наверняка содержится и противополжная ей.
Ваш друг, Атомный Православный, вполне в православном русле, также как и те, кто уклоняются от власти и атома. И подобные милитаристы населяют курайник в не меньшей степени, чем адепты пункта 3. Соловьевский герой не даром сокрушался, что половина православных святых - монахи, зато вторая половина - вояки.
Даже пытаясь (через силу) быть объектвным, все равно полагаю, что Вы отрезали от христианства половину, и имеете дело только с ней.
schwalbeman
October 5 2006, 12:25:45 UTC 12 years ago
Из этого следует, что наиболее согласный с евангельской моралью социум есть общество, в котором богатство обобществлено (по возможности никому лично не принадлежит), а власть сосредоточена в руках конкретных лиц (лица). Т.е. социализм советского образца, быть может слегка подправленный. Не так?
Мне довелось (весьма неуклюже) об этом написать http://schwalbeman.livejournal.com/29682.html
Anonymous
October 6 2006, 14:07:14 UTC 12 years ago
schwalbeman
October 7 2006, 10:16:39 UTC 12 years ago
karpion
November 30 2015, 17:08:52 UTC 3 years ago
ex_belater
October 4 2006, 08:19:26 UTC 12 years ago
krylov
October 4 2006, 12:57:31 UTC 12 years ago
Re: Reply to your comment...
ex_belater
October 4 2006, 13:29:36 UTC 12 years ago
среди иранцев ведь тоже зороастрийцев не так мало. большинство все-таки муслимы.
персидская зороастрийская империя Ахеменидов включала в себя как западных иранцев (персов и мидийцев), из которых в дальнейшем сложился современный персоговорящий народ — персы, так и восточных иранцев (согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, другие малочисленные восточно-иранские народы) - будущий таджиков.
Константин, постыдились бы такие вещи не знать. как-никак - социогуманитарный мыслитель!
Re: Reply to your comment...
krylov
October 5 2006, 07:11:09 UTC 12 years ago
Re[2]: Reply to your comment...
ex_belater
October 5 2006, 08:02:46 UTC 12 years ago
фактически. иранцы вам милы, ведь они зороастрийцы и родоначальники
зороастризма. значит, и таджики тоже, нет?
Re: Re[2]: Reply to your comment...
krylov
October 5 2006, 09:06:35 UTC 12 years ago
Re[4]: Reply to your comment...
ex_belater
October 5 2006, 09:10:34 UTC 12 years ago
Re: Re[4]: Reply to your comment...
krylov
October 5 2006, 10:52:08 UTC 12 years ago
В случае серьёзного конфликта я всегда буду на стороне своего народа - это очевидно.
Я понятно высказался? Теперь вам вопрос. Кто вам милее: русский язычник (на выбор - атеист, маздеист) или православный грузин?
Re[6]: Reply to your comment...
ex_belater
October 5 2006, 10:57:14 UTC 12 years ago
что же касается меня. если вот так абстрактно, то мне и тот, и тот абсолютно безразличен. если конкретные люди - то зависит от их человеческих качеств, и религия тут где-то в конце (если, конечно, это не больная на голову секта).
если речь идет о конфликте России и Грузии, то по понятным причинам я на стороне Грузии.
Re: Re[6]: Reply to your comment...
krylov
October 5 2006, 11:41:55 UTC 12 years ago
Re[8]: Reply to your comment...
ex_belater
October 5 2006, 11:59:25 UTC 12 years ago
Re: Re[4]: Reply to your comment...
Anonymous
October 6 2006, 13:58:04 UTC 12 years ago
Между тем, единственное чужое (а на самом деле оно же - утраченное не так давно свое), что достойно внимания - это отношение ко всему своему как к достойному восхищения, а ко всему чужому как к, как минимум, подозрительному. Вы, вроде, сами любите подчеркивать правильность такого поведения на примере евреев и т.п., но при этом вы же сами и не следуете столь благотворному правилу, что иллюстрируется вашим отношением к Православию.
schwalbeman
April 9 2010, 13:20:29 UTC 9 years ago
Уж не знаю, корректно ли за язык поймал, или недопонял чего. Может, из контекста выдрал. Ладно, объяснят ошибку - поправлю.
alex_mashin
April 10 2010, 06:42:36 UTC 9 years ago
schwalbeman
April 11 2010, 11:32:05 UTC 9 years ago
linguiste
October 2 2006, 11:03:20 UTC 12 years ago
krylov
October 2 2006, 11:58:34 UTC 12 years ago
linguiste
October 2 2006, 20:29:29 UTC 12 years ago
Потом начнётся вечное Настоящее, ради которого и потерпеть стоит.
krylov
October 2 2006, 21:04:16 UTC 12 years ago
linguiste
October 2 2006, 21:16:08 UTC 12 years ago
Надеюсь лишь на милосердие Божие, и молю, чтобы и Вас оно не оставило.
krylov
October 2 2006, 21:48:42 UTC 12 years ago
linguiste
October 3 2006, 07:51:13 UTC 12 years ago
Тогда неизвестно, кому сложнее: о подобном исходе нерадивые христиане не могут даже мечтать.
commentator07
October 3 2006, 10:41:06 UTC 12 years ago
linguiste
October 3 2006, 10:43:52 UTC 12 years ago
Потому что жизнь вечная уготована всем - вопрос, в каком качестве. Небытия нет.
krylov
October 4 2006, 05:37:57 UTC 12 years ago
schwalbeman
October 3 2006, 07:45:16 UTC 12 years ago
Хорошая идея для художественного описания мытарств: умираешь, и видишь себя в загробном мире какой-нибудь мировой религии (не христианской). Скажем, перерождаешься в корову, или оказываешься в шеоле, или перед каким-нибудь мостом начинают тебя спрашивать, соблюдал ли ты гигиену при мочеиспускании. Чтобы ввести в уныние: неправильно верил, не так жил, свинину ел, ходил, не перепоясавшись, еще чего-нибудь...
linguiste
October 3 2006, 07:57:56 UTC 12 years ago
schwalbeman
October 3 2006, 10:27:56 UTC 12 years ago
Это даже очень естественно. Бесы ведь дурачат людей при жизни, прикидываясь божками; так почему бы им не продолжить эту практику и на том свете. Я вот написал "ненастоящий Осирис". А где настоящий-то? Тот, который выглядит осирисом, тот самый настоящий и есть. Более аутентичного не найти.
linguiste
October 3 2006, 10:51:51 UTC 12 years ago
Может быть, и продолжают. Хотя есть и другое мнение: что душу вне тела обмануть уже невозможно.
Но это как раз вопрос из тех, что рано или поздно прояснятся для каждого.
bonzhivant
October 2 2006, 15:17:28 UTC 12 years ago
occuserpens
October 9 2006, 01:16:15 UTC 12 years ago