Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

О христианских добродетелях

Христиане вообще и православные в частности довольно часто утверждают, что языческие добродетели им чужды, поскольку они языческие. И что они наделены – ну, или должны быть наделены – некими сверхчеловеческими (в хорошем смысле) добродетелями, чуждыми язычникам.

Стоит отнестись к этому серьёзно. Религия и в самом деле чего-то стоит, когда сообщает человеку свойства, превосходящие естество. Это касается не только Благой Веры, но и всех религий вообще, в том числе и самых что ни на есть отвратительных. Чёрная благодать – вполне себе реальная вещь, «и мы все тому свидетели». Впрочем, мы не об этом. Вернёмся к христианству: на что может надеяться христианин в своём стремлении к «добродетелям свыше языческих»?

Пропуская стадию копания в источниках, сразу сделаем вывод. Пожалуй, христианина – если он хороший христианин – отличает такое свойство, как беззлобная решимость: нечто, равно далёкое и от немощной атараксии, и от бешеной ярости, и от холодной расчётливости. Коротко: христианин – или хотя бы человек христианской культуры – может в здравом уме и твёрдой памяти делать вещи, на которые язычники способны только в «изменённом состоянии» (как правило, дурном). Идеальный христианин готов убить и умереть, не теряя при том трезвости духа и благорасположения к миру и людям.

Это не обязательно хорошо. Мировые войны и колониальные империи затеяли именно христианские народы – не в последнюю очередь благодаря этому свойству. Но, с другой стороны, оно же христиан и возвысило.

Что интересно: изрядная часть известных мне православных именно этого свойства практически лишены. Даже нет, не просто лишены – на этом самом месте у них почему-то развивается нечто прямо противоположное. А именно – полное отсутствие благорасположения к миру вообще и особенно к людям, какая-то внутренняя злоба, их непрерывно снедающая. Злоба мелкая, противная, едкая. Как будто им в душу кто-то крапивы напихал и она им там «жжётся больно».

Вот и сегодня – читаю одного православного деятеля, который нападает, с применением аргументов ad hominem, на другого православного за неправильные мнения о рублёвской Троице. Причём прямо по тексту видно, как он упивается собственной злобой, буквально «чашей черпает» со дна души.

Ссылку, вопреки обыкновению, не даю, чтобы не разжигать в человеке дурную страсть – но, поверьте, неприятное зрелище.

И это, к сожалению, не исключение.

)(
"Коротко: христианин – или хотя бы человек христианской культуры – может в здравом уме и твёрдой памяти делать вещи, на которые язычники способны только в «изменённом состоянии» (как правило, дурном). Идеальный христианин готов убить и умереть, не теряя при том трезвости духа и благорасположения к миру и людям."

Вспоминая тех же самураев этот пассаж разбивается в дербезги.
> Вспоминая тех же самураев этот пассаж разбивается в дербезги.

Мастеров уданской школы — может быть. Последователей Уэсибы — тоже, пожалуй. Ну и вообще, есть, есть примеры.

Но самураи тут всё-таки неудачный пример. Никаким благорасположением к миру и людям там и не пахло.
В основном, как я понимаю, для самураев характерна была постоянная осмотрительность, не переходящая в паранойю.
Воины всё-таки.
Но в бою они были вполне себе яростны и злобны.
И, хотя это была ярость в не совсем Западном смысле слова, "благорасположением к миру и людям" там и не пахло.
Типичная ошибка: сравнение реальных людей с одной стороны и идеального типажа с другой стороны.
Например, идеальных русских дворян с реальными коммунистами, или наоборот.
В реальности самураи были порой, мягко говоря, далеки от декларируемых ценностей. Но и православны христиане, ан масс, не ближе к идеалу.
> Религия и в самом деле чего-то стоит, когда сообщает человеку свойства, превосходящие естество.

Хм. Это относится не только к религии. А, пожалуй что, вообще ко всему, что делает человека человеком.
Собственно, человек является человеком (в смысле, отличается от животных) в той степени, в которой "превосходит естество". Условие, может быть, и не достаточное, но однозначно необходимое.

> Идеальный христианин готов убить и умереть, не теряя при том трезвости духа и благорасположения к миру и людям.

Буддист и сионист синтоист, кстати, тоже.

***Идеальный христианин готов убить и умереть, не теряя при том трезвости духа и благорасположения к миру и людям***
Да, по святотеческому христианству – именно так.
Проблема в том, что многие осовремененные ПХ (включая весьма образованных богословов и священослужителей) считают такое дикостью и предрассудком – мол, умирать – да, а убивать – грех, в котором надо каяться.
Поэтому любое проявление «противленческой» позиции они подсознательно считают невозможным без злобы.
Мол, «всё равно грех».
ИМХО, омерзительно.
полное отсутствие благорасположения к миру вообще и особенно к людям, какая-то внутренняя злоба, их непрерывно снедающая

А чему Вы удивляетесь? Они в точности следуют своему завету:

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 посл. Иоанна, 2:15)
Плохо следуют. Если человека снедает злоба к чему-то в мире, значит, человек любит что-то в мире (необязательно объект злобы). Значит, это плохой, негодный христианин.

Deleted comment

не волнуйтесь, буквы бы у нас и без святых были бы.
уверяю вас!

а не любят вас за то что вы проповедуете поклонению Государству и Власти.
не христианство в целом, а именно православие.

религия, целенаправленно воспитывающая рабов империи.
> поклонению Государству и Власти

Это не православие. Это - "иоакимовское исповедание": "...что велят начальницы, то я готов творить и слушать их во всем".
именно это и есть православие.

да что тут спорить! как петр первый патриарха прогнал и Синод установил и чиновников его контролирующих назначил - так все и осталось.

мерзкая религия, реально мерзкая. Именно православие.
католики все же боролись за власть для Папы, а не для Режима :0)

а лютеране - те и есть истинное христианство, как оно должно быть. Не нравится? ваши проблемы. но это вот древнее христианство и есть. с общинами, самоуправлением, десятиной и постоянной идеологической борьбой.
>древнее христианство и есть. с общинами, самоуправлением, десятиной и постоянной идеологической борьбой

Это православие и есть. Ветка, Керженец, Иргиз и так далее.
где это такое? старообрядцы небось? не видел такого, не знаю.
Они самые. В том и дело, что я и видел и знаю.
ну так речь не про них, а про самых стандартных праффославных.

а это все же раскольники, по сути - протестанты.
впрочем лично наблюдать не мог, промолчу.
Ну так это и есть национальное великорусское православие. Не случайно епископов из великороссов при Романовых XVIII века предпочитали не ставить, всё хохлов да белорусов.

В смысле поведения - протестанты конечно же, матрица та же. Но вот тот же Пётр - он точь-в-точь как Генрих VIII поступил, тоже по-протестантски.

А "стандартные православные" - они от православных канонов весьма далеки, а в смысле эстетики - чистые католики, со всеми присущими "муси-пуси". Обратите, кстати, внимание, как в современных россиянских сериалах непременно присутствует "батюшка", слизанный с патеров из латиноамериканских сериалов.
"петр первый патриарха прогнал"
Прогнал, значит?!
Вот так вот прямо сорвал погоны, поломал саблю взял и прогнал?
Чемодан-вокзал-Кавказ Учебник-тетрадь-средняя школа!
Дождался смерти начальника. после чего распустил весь его департамент.

Что характерно, православные не отреагировали.
"после чего распустил"
Ага, ага. Прям сразу взял и распустил... Или всё же пару десятилетий спустя?
Учиться, учиться, учиться!/(с)
Да, это очень важная деталь: пару десятилетий никакого патриарха не назначал.

Православные терпели и каялись.

После этого Петр пошел еще дальше и отменил их церковь вообще.

Что произошло дальше?

Из чего следует, что, возможно, Петр и не замышлял ничего такого уж: приравняв Церковь к государственному департаменту, просто показал ее суть. Показал ее с солдатским юмором, конечно: сейчас бы он предложил иерархам РПЦ явиться в мундирах, например. Те, у кого есть звание, обязаны доложиться вышестоящему по форме, ведь в государственных архивах все обо всех записано... То-то была бы потеха: очень петровская, да.

Не любите православных христиан? Бывает. Видел я таких людей, которые православных не любят.

Deleted comment

--Без православия, Сергия Радонежского ,Дм. Донского , св. Александра Невского и мн. православных святых не было бы и Руси,

да и хрен с ней, с Русью.
что-нибудь да и было.

впрочем, врете Вы все, как и положено. Была бы католическая Россия, чем хуже?

-- за Государство мы молимся в числе других молитв.

не врите.
именно государство для православненьких - и есть объект поклонения. А, еще доски крашеные, вопреки всем канонам. ну, это простительное язычество.

Deleted comment

да запросто. мы же на Рашку не молимся. что и требовалось доказать, кстати!

так-то, православненький
Радонежский - происхождением из бояр, всю жизнь сознательно укреплял позорную власть Москвы. Этакий попик-политик, у которого помнят красивые жесты. Невский наклянчил в Орде власти, но после был благодетелями отравлен нахуй. Донской тоже хорошо выступил, казнил беглого темника, поработал на Орду. Владимир ж вообще хуй с бугра, утопить говненка в болоте.

Без них Русь была бы сильнее и опаснее. Без этих вот мудаков православненьких, без слабинки этой вашей, без убогости благодатной.

Deleted comment

>бы,бы, бы -не быкайте и не печатайте мне историю Руси в изложении Валерии Ильиничны.
Сходи-ка ты, россиянин, нахуй на полусогнутых. Это история Руси в изложении русских. Ну а что о ней может знать экзальтированный московит-христианин? Ничего. Так, сказочки для своего успокоения.

>Радонежский не из бояр а из русских как бы Первосвященников или Коэнов...
Отец Радонежского был боярином - нихуя хорошего из его сына выйти не могло.

Deleted comment

Хм, библию евреи "подарили", и что, по-вашему, христиане не могут их [евреев] критиковать?
ты за христианина выдаешь Джеймса Бонда какого-то.
а главная православная добродетель - это добродушно-ироничная полная отстраненность по отношению к миру.
в интернет-православных ее нет, потому что они, во-первых, чаще всего сектанты и фундаменталисты, этакие талибы, если не официально, то уж точно внутренне, а во-вторых, они из новой неофитской волны, которая вся бз исключения квазипротестантская.


как сам буддист-подтверждаю.Только в идеале буддисту должно быть всё равно он убьёт или его. А у христиан двойственности слишком много. С одной стороны человек -ничтожен , с другой " Бог стал человеком чтобы человек стал богом "Так что спокойно "убить и умереть не теряя при том трезвости духа и благорасположения к миру и людям".не получится , убить даже на войне грех , воина после войны три года(насчёт срока могу ошибиться ) к причащению не допускают.С одной стороны-благословляют на войну ,с другой -не допускают к причащению после неё.И так во всём у них ,что печально .

Допускают до причастия.
Про «три года» - это было такое предложение св. Василия Великого, которое на практике не исполнялось. Там смысл не в том, что убивать на войне грешно, а в том, что люди очень часто убивают именно с потерей «трезвости духа и благорасположения» - вот это последнее действительно грех.
>Что интересно: известных мне православных именно этого свойства практически лишены. Даже нет, не просто лишены – на этом самом месте у них почему-то развивается нечто прямо противоположное. А именно – полное отсутствие благорасположения к миру вообще и особенно к людям, какая-то внутренняя злоба, их непрерывно снедающая. Злоба мелкая, противная, едкая. Как будто им в душу кто-то крапивы напихал и она им там «жжётся больно».

Ты здесь преувеличиваешь и несправедливо обобщаешь.
Гм. У меня там выпали два слова, видимо, бесы стёрли (что проверяется легко, по падежу: "интересно: известных мне православных" - так я бы не сказал). См. полный текст.
У христиан вообще с любовью к ближнему и со смирением проблемы, да. Это естественно: никто в ихьего боженьку веровать не хочет - их это гнетет неподеццки
как христиан от нехристей отделяете?
А вот кто полагает, что существует некий актуальный решительно для всех Бог, воплощенный в человеческом образе - и что надо всех подсадить на эту картину мира - те христиане и есть, как бы ни назывались
Иное называется шизофренией, правда ведь?
для Вас - правда, а по мне - иное называется несколько иначе, а вот это самое ("правда всегда одна") как раз и свидетельствует о проблемах с башкой
Представьте себе, что Вы столкнулись в своей жизни с кем-то удивительным, прекрасным, добрым, любящим и, главное, поддерживающим по жизни.
У Вас появился тайный друг. Эдакий Карлсон, который живёт на крыше.
И Вы рассказываете всем о Нём, хотите с Ним всех перезнакомить.
А они не верят Вам, не хотят о Нём слышать. Ведь все такие взрослые, а для встречи с Ним нужно сделаться как дети.
Вы уверены, а все вокруг считают, что Вы выдумщик и, вообще, у Вас проблемы с башкой.

Хммм. Вы подали мне интересную тему для следующего поста...
А. Книжка про Карлсона написана, действительно, как раз об этом. И об этом же, но только с другой стороны, написаны некоторые "ужастики" Брэдбери: герои детских выдумок оказываются реальными и, мало того, помогают детям убить неверующих маму и папу.
Но этот друг, этот "Карлсон" (то есть - даймониум, демон, если по-нашему) у каждого свой. А считать своего демона единым и актуальным для всех - это и есть то самое расстройство башки, о котором я толкую.
Поскольку считать, что правды нет - это глупость, а считать, что она одна на всех - сумасшествие
Карлсон должен быть у каждого свой? На каких скрижалях это начертано и, главное, какой жизненной реальностью это подтверждается?

Вот Ваш личный даймониум какими целями руководствуется? Зачем Вы ему?
ОБРАЩЕНИЕ К ПЛЕМЕНИ ШВАЙНБЕРГОВ

Швайнберги! Чемодан, вокзал, Берлин!

Отдерните свои кривые руки от русского рынка постмодерна, иначе вас заставят выкопать ямы в скотомогильнике - для вашего же захоронения. Улепетывайте в Германию. Русский постмодерн имеют право делать - и продавать тоже - только русские.

С данного момента и впредь никто не будет терпеть, если вы будете писать рассказы и стихи, издавать контркультурные журналы, играть музыку и рисовать картины. Ваше дело здесь - мыть полы и мести улицы. Рассчитывая на большее, вы должны знать, что, если вас после этого продадут в турецкий бордель - это будет большим везением.

Уезжайте в Германию и зовите туда ваших союзников-евреев, боровшихся против русских вместе с вами - Сахарова, Вербицкого и Гельмана. Там вы сможете плести любые корпоративные сговоры, пропивая холокостный велфер евреев. Уматывайте или метите улицы. Или готовьтесь к захоронению в скотомогильниках. Немцу - метла и лопата. Русский постмодерн - занятие русских.
Одно дело - рассуждать о Христианстве и даже толковать Писание, другое - быть христианином. (Странно, что Вы этого не заметили.) А фарисеев везде хватает.

Deleted comment

"А секрет в том, что в изначальном христианстве мир воспринимался как жертва сатаны, как оккупированная территория. И задача христианина - отбить ее у дьявола, именно в этой битве христианин призван участвовать."

именно.
но мне почему-то кажется, что это такой католицизм.
не знаю, почему :-)
но именно да, устранять последствия, и навязать волю. да.

Deleted comment

Какой же это католицизм? Я сам - последователь религии, придерживающейся именно таких взглядов.
Гм. Вообще-то это Благоверие "в христианском варианте". Боюсь, православные Вас не поймут.

Deleted comment

Ставить слово в кавычки имеет смысл, когда хочется "иронию проявить". Вера Заратуштры называется именно так, это точный перевод. Вы же не ставите в кавычки слово "ислам"?
А что в тексте такого не православного? Земная Церковь и называется Церковь Воинствующая. Клобук монаха символизирует шлем воина.

Здесь вопрос может быть в том, что вера не только взывает к борьбе, она еще и утешает. Когда человек говорит что-то вроде: "на все воля Божия" надо четко понимать почему и для чего он это говорит. И уж точно нельзя понимать это заклинание буквально.
О каком правом деле Вы говорите?
Начало войны - это свидетельство того, что правое дело уже проиграно. Game over, миссия провалена, сушите весла. Если тебе навязали войну - не нужно уповать на Бога.
До тех пор, пока у нас существуют якобы "священные войны", до тех пор, пока мы воюем с сознанием "мы правы - а они козлы" и прикрываемся крестами и иконами, у нас существует прекрасное оправдание собственного бездействия в тот период, когда война только назревает, и ее можно предотвратить.

Deleted comment

в вышеприведённом пОсте? Чем Вам конкретно мешает жить (просто жить, а не "дальше" жить) православное христианство?

Deleted comment

А вот беситься не нужно. Бесы Вам в душе ни к чему. Хоть Карлсоны, хоть какие.
Да, синод на гешефте. Да, вместо ОПК попытались протащить Закон Божий, о чём говорили и православные.

Да, среди священников, в т.ч. среди обычных, встречаются засранцы, желающие не служить, а устроиться. Да, антинародной власти не выгоден внутрицерковный диалог, им выгоден обскурантизм, который они протаскивают всеми возможными способами.
Например для того, чтобы церковь не занимала конструктивную позицию.
Однако, где этого нет? У священников никто не отнимал, как и у всех остальных людей, право выбора между добром и злом, правдой и кривдой.
Тут ведь работает принцип "свинья грязь найдёт". В том числе, и по отношению к Вам и Крылову - хочется вам с Крыловым найти засранцев - долго искать не нужно. Разумеется, приличные священники "от земли", коих, по моим наблюдениям, большинство, вас в вашем бесновании не привлекают.
Что интересно: известных мне православных именно этого свойства практически лишены.
_______________________

Не могу удержаться! Константин, это в Вас Ваше alter ego подало голос с одесским прононсом? :)))
Для любого индуиста,насколько я знаю, главное в этой жизни исполнять карму. И ничего личного. Если твоя карма состоит в лечении людей - лечи их.
Если твоя карма состоит в торговле - торгуй. Если ты рожден воином - можешь спокойно убивать врагов твоей страны - ничего личного - это всего лишь твое задание на эту жизнь. Обратите внимание, что гуманные индусы уже потопили семь пиратских кораблей. Но - спокойно и гуманно - раз у них карма быть пиратами - пусть не обижаются если их топят.
Буддизм, насколько я знаю, также не запрещает служить в армии и убивать врагов твоей страны - это опять же твоя карма - долг, задание на эту жизнь - ничего личного.
В христианстве тема исполнения своего долга тоже, как мне кажется присутствует. Но в православии, католицизме и протестанстве - по разному трактуется. Никакой злобы к этому миру нет и быть не может. Есть мир, созданный Богом, и есть мы. И мы должны правильно жить в этом мире.
"Что интересно: известных мне православных именно этого свойства практически лишены. Даже нет, не просто лишены – на этом самом месте у них почему-то развивается нечто прямо противоположное. А именно – полное отсутствие благорасположения к миру вообще и особенно к людям, какая-то внутренняя злоба, их непрерывно снедающая. Злоба мелкая, противная, едкая. Как будто им в душу кто-то крапивы напихал и она им там «жжётся больно»."

Может от того, что эти люди еретики, а не христиани православные ?

Deleted comment

Гм. У меня нет никаких личных оснований "как-то особо защищать православных", но это не так. По факту.
Скажите, а как проявляется эта злоба конкретно?
На конкретных примерах можно?
Абстрактно-то мы все можем дерьмом друг друга мазать, а как дело доходить до ответа за базар, как минимум в 3/4 случаев сдуваемся как детский шарик.
Ну далеко ходить не надо: Рюша Кураев классический современный символ вашего описания.
"...Религия и в самом деле чего-то стоит, когда сообщает человеку свойства, превосходящие естество..".
Если это так, то такие свойства можно смело называть "неестественными" и даже "противоестественными" для человека. Со всем вытекающим из этого...
Так ведь и разум неестественен, и язык, и наука, и техника, и даже коньяк с ломтиком лимона - препротивоестественнейшая вещь, в природе не встречающаяся.

И что же? Неужли коньячину не кушать и на самолётах не кататься?

Deleted comment

Переходное звено отыскали штоль? Какая-такая эволюция? Я что-то пропустил?
Именно! И в большинстве своем всякого рода жреческие религии (включая "заветные") калечат человека - что я не устаю повторять
можно "СВЕРХестественными". Ибо они превосходят естество, а не противоречат ему.
Как Ньютоновская механика превосходится Энштейновской, а не противоречит ей.
Пожалуй, христианина – если он хороший христианин – отличает такое свойство, как беззлобная решимость: нечто, равно далёкое и от немощной атараксии, и от бешеной ярости, и от холодной расчётливости. Коротко: христианин – или хотя бы человек христианской культуры – может в здравом уме и твёрдой памяти делать вещи, на которые язычники способны только в «изменённом состоянии» (как правило, дурном). Идеальный христианин готов убить и умереть, не теряя при том трезвости духа и благорасположения к миру и людям.

http://krylov.livejournal.com/1741352.html?style=mine

полковник Куртц какой то :) - http://web.archive.org/web/20080102052440/http://resist.gothic.ru/text/kurtz.html
Согласен, но точности ради следует отметить, что пазитиффный образ христианина тобой нарисованный - это образ любого нормального религиозного человека воинского сословия.Есть отличная притча про суфийского шейха, отпустившего побеждённого монгола после того, как тот плюнул победителю в лицо. Шейх разгневался, и попросил монгола через годик снова прийти с завоеванием, дескать тогда он, поработав над собой, отрубит монголу башку без гнева. А безгневные христиане как правило встречаются в т.наз."неообновленческой" среде. Их там Христос и их собственная душа как-то больше интересуют чем окружающая православность.