Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

О тщете левых надежд

Читая Кагарлицкого.

Люди могут обращаться к левым идеям - когда им плохо (или когда им кажется, что им плохо). В определённых условиях люди готовы пойти вообще на всё что угодно.

Но. Ни один нормальный человек не пожелает себе социализма, когда ему хорошо. Потому что когда человеку хорошо, он хочет частной собственонсти, потребления и всего такого прочего. Разумеется, счастье этим не исчерпывается, ещё как не исчерпывается - но наличие "своего" и возможность роста потребления являются необходимым условием счастья. 

Коммунизм - не обязательно "кроваый марсианский ад", но всегда - ангедония.

Летя в пропасть, хватаешься за что угодно. Если мировой кризис и в самом деле окажется мировым, могут схватиться и за "госрегулирование" - и это может помочь. Но когда вылезут - всё равно вернутся к "буржуинству". Потому что только при нём человек может быть счастливым, а без него - никак. И левым, вещающим о "провале капитализма", не стоит особенно радоваться. Человечество ВСЕГДА будет возвращаться к частной собственности, просто потому, что это приятно - обладать собственностью и потреблять.

Характерно, что сами "левые" почему-то больше всего ценят и любят "буржуазненькое", и о крахе капитализма предпочитают мечтать в каком-нибудь уютненьком ресторанчике. Никто не умеет так хорошо кушать, одеваться и развлекаться, как профессиональные проповедники социальной справедливости. В чём, наверное, и заключается их подлинный смысл и назначение,да.

)(
Очень верно. Туда же - левизна молодёжи
Ну да, ну да. Когда человеку хорошо, ему мало того, что ему хорошо, а подавай еще частной собственности и расширенную программу потребления. Психология абрамовичей-с. Антигедония.
Только будучи абрамовичем, человек может быть счастлив.
Странный тезис - мне, например, нужна стабильность в потреблении и необремененность бытовыми заботами - для чего собственность скорее вредна - она не очень хорошо заменяет ренту - но лично у меня нет желания работать, зарабатывать, тратить заработанное на приобретение etc в степени большей, чем это нужно для поддержания стабильного уровня.

И кажется я тут не одинок :)
Константин излагает точку зрения мелкой буржуазии )
Ну да - причем он не понимает, что есть еще одно вполне капиталистическое отношение к собственности - просто как к одной из разновиднойстей активов, за которым можно (и нужно в общем-то если уж он имеется в не вполне тривиальном объеме) ухаживать, но который ничем принципиально не отличается от денег на депозите (или в тумбочке) или ценных бумаг.

То есть я к своей скромной достаточно собственности никакой эмоциональной привязанности не испытываю, а необходимость за ней как-то унахаживать скорее напрягает.
Cоциальная база фашизма, не без этого.
Ну вот собственно последний абзац и демонстрирует, почему истинного-то социализма не будет - в т.ч. и из зависти, да.
Чухня в общем-то. Сплошняком к левым идеям обращаются дети обеспеченных родителей.
Безусловно, именно потому, что живут на деньги обеспеченных родителей. А ещё Ульянов, пописывающий в парижах прокламации о недопустимости эксплуатации человека человеком, живя на доход от личной деревеньки где-то там, или Маркс, спонсируемый совладельцем мануфактуры Энгельсом (которому, по его словам, это всё было глубоко отвратительно, конечно же).

I guess I see a pattern here, lol!

Алсо, по теме: фраза "Ни один нормальный человек не пожелает себе социализма, когда ему хорошо" выдаёт авторскую непринадлежность к числу нормальных людей, например. Потому что нормальные люди всё-таки иногда живут не только текущим моментом, думая о будущем, в том числе и своих детей, например.
Это одна сторона вопроса, Константин

вторая сторона - что обладать собственностью и потреблять будут далеко не все

а по мере углубления кризиса, скажем так количество обладающих собственностью будет уменьшаться. Равно как и количество могущих потреблять что-то помимо рубашки и штанов.

потребительский капитализм, он же - "общество всеобщего благоденствия" - это ведь по сути "отрезочек" 30-летний, а до того большинство населения капстран жило весьма скромненько так

Более того есть мнение что после кризиса систему потребкредитования свернут. Дабы ибо. Так что шиш вам а не потребление.

Еще одна мысль в пользу левой идеи - ресурсы, как известно, - величина конечная. По мере роста экономик стран третьего мира потребление там будет расти. Китаец уже не желает довольствоваться горсткой риса, он тоже фордфокус в кредит хочет. Капитализм знает лишь одно решение проблемы - война.



видимо, именно поэтому все левацкие тусовки, виденные мной в жизни состояли наполовину из романтической молодежи, наполовину из неустроенных социально людей.

Deleted comment

разумеется, навевают, только там типажи другие.
Частная собственность - это не просто "приятно", стремление к ней скорее следует считать одним из основных инстинктов, имеющих отношение к сохранению вида. Как писал где-то Адольфыч, "собственность - это будущее ваших детей, за собственность убивают и умирают" (за смысл цитаты ручаюсь). Именно из-за противоестественности социализм и неустойчив: в отдельно взятой стране построить можно, но заебешься поддерживать.
Да чего там поддерживать, просто отстреливать время от времени увлекшихся частной собственностью.
Меж тем в этом посте ув. г-на Крылова нашел подтверждение давнему моему тезису: все-таки русское патриотическое движение вследствие неких внутриисторических и внутрикультурных причин выросло из человеков, неудовлетворенных желудочно. Оттого и имеем в нем то, что имеем.
Ну, это я и имел в виду: время от времени отстреливать "человеческие излишки" при социализме является необходимостью. Кстати, как показывает мировая практика левых движений, мотыга намного эффективнее. Помимо людей, однако, в жертву приносится еще и заинтересованность в результатах труда. Простейший пример: моя теща получает садовый участок, те самые сраные шесть соток. Мой естественный вопрос: это собственность? нет, аренда на 50 лет. Ну, так хуй я инвестирую хоть копейку в деятельность (а тем более - в строительство) на этом участке - раз он не мой. Хотя ни тёща, ни я 50 лет не проживем наверняка, так что казалось бы - какая разница.
Это не человеческие излишки, а животные отходы. Посуди сам: если тебе во всем хорошо и всего тебе хватает, назачем тебе надобно еще частной собственности и дополнительного потребления? Весь-то мир не сожрешь.
Что касается участка - так ты и дом такой там не построишь, чтоб за 50 лет простоял. А в пределах 50 лет - живи да радуйся. Некоторые вон и на неприватизированной земле строятся и в хуй не дуют.
Тебя удивляет, что я нормальным считаю именно себя, а не припездков, которые раскатывают губу, что как-нибудь потом всё же получат самозахват в собственность? А та моя реакция именно что на уровне подсознания - я ее и привел как пример нелогичной, но имеющей место.
Весь мир не сожрешь, это точно. Но тут есть два момента: во-первых, накопительство легко становится своего рода спортом, в котором всегда есть куда расти; во-вторых, такой мотив как "обеспечить свое потомство", тоже неисчерпаем. Социализм отменяет оба, не предлагая взамен никакой мотивировки трудовой (пусть квазитрудовой) деятельности - а потому и является противоестественным. У человека есть инстинкты - их законодательное запрещение возможно, но приводит к проблемам. Можно построить общество, в котором запрещен разнополый секс; найдутся и кадры для партии сверхнового типа, которая станет проводить эти идеи в жизнь (в смысле, разбираться с "животными отходами", которым противоположного полу хочется) - вот только просуществует такое общество не дольше одного поколения.
... то, что ты думаешь, что землю можно купить. А у кого?
А еще меня удивляет, что тебя, по твоей логике, удивляет возможность общества, в котором запрещено было бы, например, грабить и убивать. Понятное дело, у человека ж есть инстинкты, и их законодательное запрещение приведет к проблемам.
сложилось исторически, что русских последние 90 лет обкрадывают и заставляют голодать. а потом сытенькие инородцы вот так вот рассуждают о вредности сытости для русских.
... а ранее - что, не обкрадывали и голодать не заставляли? Не сложилось исторически? Хи-хи.
Но даже и это не повод думать желудком. А то еще невзначай продадите Родину за хлебную пайку сытенькому инородцу.
я вижу, как инородец смеется над бедами русского народа.
Это точно. Инородцев развелось - русскому человеку посрать негде, отчего он и вынужден гадить в моем подъезде. Это чистая русофобия, я считаю.
Вот вы, например, чем докажете, что вы - русский? Может вы тоже, как хозяин журнала, маздакит какой или иной там зороастриец. Понастроите тут Великую Мордовию, и пропадет русский человек ни за кровавый шекель (тм).
И кстати - вы, часом, не бот? Уж больно лексика у вас... того-с.
вы любите гадить в подъездах, это ваша тайная страсть? для инородцев с азиатским менталитетом характерна любовь к грязи, этим они отличаются от стремящихся к чистоте русских.
А почему вы отвечаете вопросом на вопрос?
Вы еврей?
тем не менее эпоха счастья - это 30-е, а нынче что-то счастливых вовсе не видать (насчёт необх. условий)
А Вы хорошо помните 30-е?
я лично знаю людей, живших тогда
Надо же - и я тоже. Правда, скорее - знал. Их уже нет. Это мои родители и все родственники. Как-то о счастье они не рассказывали. Скорее - о тяжелой поре.
одно другому не противоречит
Если только молодость оценивать, как счастье - тогда, да. Но это любое десятилетие каким-то поколением будет вспоминаться, как счастье.
думаю, дело не только в молодости; от всех рассказов людей той эпохи, от всех худ. произведений веет ощущением счастья независимо от возраста - ощущением включённости во что-то великое и захватывающее, совершенно независимым от мат. условий; а вот от последующих эпох такого ощущения уже нет, причём чем дальше - тем больше вялости и скуки, несмотря на мат. прогресс; и заканчивается всё полной потерянностью, тоской и неспособностью насладиться никаким мат. благополучием
Что касается художественных произведений, то это зависит от того, что Вы читали. Тендрякова, например, читали? А Шолохова?

Что же касается "всех рассказов людей той эпохи", то тут Вы явно погорячились по поводу "всех". Мне таких, от которых "веет ощущением счастья", встречать не приходилось. Никакой "эпохи счастья" в 30-е не было, а как бы наоборот - очень тяжелое и трудное время. Одна коллективизация чего стоит.
Так что, это всего лишь Ваши фантазии, навеянные рассказами Ваших собеседников о своей молодости.
Шолохова да, Тендрякова нет; я, конечно, имел в виду все те рассказы, кот. сам слышал; а вот про фантазии уже горячитесь Вы - то же самое можно сказать о Вашем восприятии (надеюсь, о голодоморе речь не зайдёт)
Голодомор - только один из эпизодов тех лет, одно из последствий коллективизации.
Почитайте Тендрякова, Чивилихина, Астафьева... Они того стоят. Да и у Шолохова как-то не наблюдается "эпохи счастья" (с).

Не всё же "Кубанских казаков" смотреть.
Логик деалектика не разумеет. Мне кажется первый абзац несколько противоречит последнему.
А вообще да, левые в среднем богаче, чем правые, (как это не удивительно) если рассматривать США и Европу. Быть правым это удел совсем богатых или совсем необразованных и бедных.
Учтём, что Кагарлицкий мурзилка ещё с советским стажем, и эпическая картина левой революционности заиграет всеми оттенками красного.
Он не революционер. Он социал-демократ, если таковые вообще возможны в РФ.
Уже социал-демократ?! А был статусным советским троцкистом.
ну, если Вулфовица считать троцкистом, то и Кагарлицкого можно.
Про Вулфовица не в курсе, а Кагарлицкий с конца 80-х поставлен на троцкизм. Вы поинтересуйтесь, если мне не верите.
Позволю себе...
Предчувствую - сейчас в мою голову полетят мокрые тряпки :)
Но ведь капитализм это тупик, регресс человечества по крупному счету. Как должен был дать дуба совок, так и капитализму туда же дорога... Возможно возникнут еще какие-нибудь модели общественного строя. Капитализм = гитлер капут. Сейчас, или позже.
Рано или поздно и капитализм даст дуба. Как дал дуба в своё время феодализм и пр. И почему тупик? Феодализм тупиком не явился.
А социализм - да, проверено на практике.
Кем проверено, простите? Проверен на практике военный коммунизм, олигархия, бюрократическое государство с системой планового распределения (и то - в условиях внешнего давления). Социализм - не проверен. Хотя вру. Швеция, Финляндия, еще парочка стран наверное могут быть записаны в социализм... с оговорками конечно.
"Кем проверено, простите?"
Историей. Дороговат эксперимент получился.

"Швеция, Финляндия, еще парочка стран наверное могут быть записаны в социализм..."
Они, правда, об этом даже не подозревают, но это мелочи, конечно. Как и то, что Швеция - монархия.
Согласен с Пионером, а какой у него колоритный отец - Юлий Кагарлицкий - главный советский специалист по Уэллсу, приятель его подруги - Марии Будберг, ага. Тут мысль уходит к фабианцам и "России во мгле", но это - к Другу Утят.
Так ведь можно сказать и наоборот: человечеству по кайфу социальщина, но в критический момент не обойтись без частной собственности (тут же НЭП вспомнить, всяких Тэтчеров-Рейганов, все это слышали не раз). Или вы "нарочно"? Инвертировали традиционные доводы?
но по факту наоборот - в критический момент все побежали просить денег у государства (общества), а не наоборот.

Вообще невежество ужасает. Прошло то каких-то 15 лет, а уж азов истамата кажется никто не помнит. Не левые, не правые, не цветные.
Кагарлицкий. От одного произношения фамилии уже мерзковато становиццо.
>Но когда вылезут - всё равно вернутся к "буржуинству".

обратное тоже верно.
а "буржуазненькие" левые это (могу конечно ошибаться) - европейские реалии.
Тут есть один нюанс.
За право владения собственностью нужно очень много платить, притом постоянно. Чтоб вывозился мусор и менялась вода в бассейне, охранялся и отапливался дом. Иногда эта оплата становится больше стоимости самой собственности, и тогда дома уходят с молотка за $1.
Собственность - это не только роскошь но и ответственность. Чтоб пользоваться собственностью - нужно постоянно ВКАЛЫВАТЬ
В России этого не понимают, потому что "коллективный налог на собственность" был уплачен Совком на много лет вперед.
Ну да. А поскольку люди, как правило, интуитивно понимают, что как бы ни был плох окружающий мир, но не настолько, чтоб добровольно лезть в социализм - агитаторам приходится людишек активно стращать.
(А в лихие и кризисные моменты кричать: "мы же говорили! говорили!" - хотя и без всяких левых агитаторов известно, что на жизненной зебре есть чёрные полосы.)
Ну, не НАДО ПУТАТЬ ЛИЧНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ И ЧАСТНУЮ. А Крылов именно что путает. Да, конечно, лучше иметь и дом, и сад, и авто. Но , напомню, и в СССР люди могли иметь дома, и весьма не хилые, машины и кооперативные квартиры, а также покупали золото и бриллианты. да, возможно, Крылов страдает оттого, что ему не обломилась нефтяная компания, заводик по производству алюминия- вот тогда бы у него было и потребление - зашибись: золотой унитаз и атолл в теплом океане. А теперь капитализм схлопывается, и если Дерипаска беднеет, где уж Крылову о золотом унитазе мечтать! Вот и ругает социализм. А что ж еще и ругать-то? Вон Жириновский сколько лет выступает в ГД, все только комуняк и кроет. Хотя в РФ капитализм с 1991 года. Но во всем виноваты большевики и кровавая гэбня.
Личная собственность - это "гедонизм", авто и позолоченный унитаз
Частная собственность - это воля к власти и протестанская этика
Настоящей частной собственности в России как не было так и нет
Отлично сказано. Вмемориз.

Anonymous

December 10 2008, 17:14:45 UTC 10 years ago

Не следует сводить все левое к "кагарлицкому".
:)
За необходимым минимумом обладания и потребления у всякого нормального человека наступает насыщение и "духовные поиски" ( "балет-керамика").
А ненасытных уродов и извращенцев всегда приходится "вводить в рамки".
Но это не значит, что надо сдаваться им на милость.
Хм... необходимым условием счастья являются:
1. уверенность в завтрашнем дне
2. необременённость проблемами выживания и быта.

Вот интересно, в СССР в 70-е годы у нас было "своё" - у нас всех была вся страна в коллективной собственности, и мы использовали эту собственность, чтобы достичь необходимых условий счастья. Первое условие было достигнуто полностью, а второе - большей частью. А теперь страна в целом - не наша, зато у каждого есть маленький кусочек частной собственности. Однако сегодня мы куда дальше от достижения необходимых условий счастья, чем в 70-е.
" Но когда вылезут - всё равно вернутся к "буржуинству". Потому что только при нём человек может быть счастливым, а без него - никак"

Ну если по Шопенгауеру, что "счастье есть отсутствие страданья," то это вряд ли.
Чем дольше живу, чем больше понимаю, что за хрень этот ваш капитализм, тем больше левею

Как то я в схему не вписываюсь, принимая во внимание ...
Капитализм в его нынешнем виде, может, и хрень. Частная собственность - штука более фундаментальная.
Частная (не личная) собственность вообще - это, как правильно заметили задолго до меня, попросту кража.
Вот земельку при случае вы у кого будете покупать? А почему?
Не у Ахурамазды же, простите мой цинизм.
У меня однажды была коллекция альтернативного кино. От французов было там конечно и "Скромное обаяние буржуазии" но и "Большая жратва" - фарс доходящий до пошлости, но очень хорошо выражающий основную идею современного сообщества. Ты жив - пока ты потребляешь, как только ты отказываешься от потребления - ты умираешь. Я - противник такого взгляда, идеалист. Но вся проблема в том, что я ......
Толково написано:)...

"Характерно, что сами "левые" почему-то больше всего ценят и любят "буржуазненькое",
и о крахе капитализма предпочитают мечтать в каком-нибудь уютненьком ресторанчике."
________________________________________________________________________
И самый яркий пример - это апостолы коммунизма,
"святая троица" коммунистической веры -
Маркс-Энгельс-Ленин



я боюсь, они во всемирный Гулаг решили всех загнать. взяли отработанную на СССР схемку построение тоталитарного государства - инородцы+феминизм и применяют ее теперь в Европе, Англии, США..

> ни один нормальный человек

Человек - мужчина да. А вот женщина она такой человек, более низкого уровня, что как раз захочет.
Вместо "Гулаг" прочитал "Гугл".
> Потому что когда человеку хорошо, он хочет частной собственности, потребления и всего такого прочего.

Зачем ему всё это, если ему УЖЕ И ТАК хорошо?..

Вообще, не согласен. Капитализм канализирует человеческие энергии в чисто материальный мир, причём даа-алеко не в самые лучшие его стороны. При капитализме более востребованы не талантливые учёные, например, а пробивные чиновники от науки (для выбивания всяческих грантов) и узконаправленные спецы (для поддержки сугубо прикладных технологий).

Социализм (правильный), в принципе, ничуть не мешает стать великим скульптором, гениальным физиком или просто хорошим хирургом. И получать за это достаточно денег, всеобщее уважение и всё такое прочее.

А тот кто хочет супер-яхт, атоллов и золотых унитазов И ЖИВЁТ РАДИ ЭТОГО — просто социально опасен.

Anonymous

December 10 2008, 22:08:23 UTC 10 years ago

Неверно, по-моему, сводить левые идеи к социализму. Есть ведь еще и солидаризм, многажды и в разных формах доказывавший и доказывающий свою эффективность и, главное, дружественность по отношению к человеку. От французской Третьей республики до ранней фашистской Италии (до этатистского перерождения и вырождения фашизма), от нынешней Швеции до нынешнего Сингапура...
Как это было в СССР.

Вторая-свой дом,кусок земли , хорошая машина, небольшая яхта -хорошие вещи, существующие для личных потребностей и превосходно совместимые с господством государственной собственности на средства производства.
Вам нужно что-то большее ?
Мне, признаюсь, нет.
Социализм плох только потому, что проигрывает капитализму. Сама возможность проигрывания существует только потому, что существует больше одного государства.

Во всем остальном социализм - лучше.

Одно государство неизбежно будет. Будет и социализм. Как, собственно, и говорилось лет полтораста назад.

Таки в мемориз!!!
Кто-то теоретизирует, кто-то решает. В начале 90-х похоронили левую идею. В начале 2000-ых чуток подбросили денежек антиглобалистам и реанимировали. Сейчас опять хоронят "навсегда". С таким же успехом можно "навсегда" похоронить национализм, капитализм, корпоративность или "навсегда" возродить. Интересно, сколько раз надо "навсегда", чтобы понять разницу между виртуальным кротом истории с рекламной этикеткой о его вечной предсказуемости и реальной, денежной проводкой, которую можно сделать, не спрашивая разрешения у крота истории или электората с его любовью к красивой жизни?
Ну почему же "ангедония"?
Революция это оргия. Вполне себе гедонизм.
А "чистая достойная бедность" вполне себе ангедония.
Вопрос: а было, скажем, в Древнем Египте "госрегулирование"? Глупо спрашивать, да? А между тем установлением чего-то подобного и закончится "мировой кризис", даже если он ещё не начался. Но когда начнётся. Шутки кончились, история начинает такой поворот, в котором трескотня про "частную собственность" и так далее просто исчезнет, как предутренние грёзы, и никто о ней никогда не вспомнит.
Что касается счастья... во-первых, надо различать счастье простого народа и счастье идеологов и всякого рода претендентов на управление государством. Если для последних "буржуазненькое" потребление важно, то они никуда не годятся и быстренько сойдут с дистанции. Тут нужны люди с другими приоритетами. Что касается обывателей, то они, разумеется, некоторым образом стремятся всегда к тому, чтобы считать потребление абсолютным благом. Но это не значит, что в нём заключено их счастье. На самом деле и для них счастье в другом, просто в буржуазную эпоху, переходную, они ещё это не поняли. Советские люди были куда счастливее нынешних обывателей, просто они не знали об этом. и сейчас они лишь догадываются об этом... впрочем, известны показатели ностальгии по брежневскому правлению. они очень высоки. Настоящее счастье, когда оно работает, заставляет забыть о себе, а когда его нет, вообразить его тоже трудно. так вот, если в результате всемирного кризиса общество вообще не развалится, то это потому, что элита всё-таки сможет объяснить обывателю в чём его счастье. Да это, собственно, и было так и в средние века, и вообще это - нормальное состояние человечества. Жить не ради потребления, а ради более высоких задач. сейчас же должно прийти и понимание того, что именно счастье, "простое" и "обычное", невозможно без этого...
Это относится только к тем, кому хорошо в первом поколении.
Вообще, трепетное отношение к материальным ценностям есть исключительное качество людей разбогатевших, а не обеспеченных с рождения.
Поэтому очень трудно себе представить наследственную элиту на Западе, которая не была бы хоть умеренно, хоть радикально левой (тут уже зависит от темперамента и проч.)
Даже конфликт Тэтчер с королевской семьей происходил из-за того, что Виндзоры были, с точки зрения Тэтчер, левые.
Типичный образ "правого" в США, именно экономически правого, а не размахивающего Джисусом, это какой-нибудь кореец или китаец или кубинец, держащий ресторан и плохо говорящий по-английски.
Но никак не господин с "Мэйфлауэра".
Ну и соотв. - что только при буржуинстве человек может быть счастливым - это большая неправда.
Такой человек - да.
А другой - не особо.



Не согласен с формулировкой "это приятно - обладать собственностью и потреблять". В свое время прочитал отличную мысль у тов. Иванова (Блудо и Мудо):

"Если человек или общество прагматично остаются в рамках утилитарного - то это не человек и не общество. Смысл существования - в роскоши. Если нету роскоши, то всё остальное бессмысленно. Искусство, религия, фундаментальная наука, туризм, филателия, макияж, цветы, кошки и внебрачные связи - это всё роскошь, ради которой и стоит упахиваться. По-настоящему ценно только то, что выше утилитарного, что выше себестоимости."

Тут аффтар имхо очень здраво размышляет о понятии ценности вообще. Ведь нищим человека делает именно отсутствие ценностей. Поэтому провал левых был имхо в том, что проритетом было утилитарное и рациональное, но как оказалось этот путь ведет человеков в нищету.
Не думаю, что капитализьма может как-то предотвратить потерю ценностей... имхо в любом случае все зависит от вектора развития, или это "европейство" т.е. движение, или это "азиятство" т.е. лежание или коленостояние (как правило со свечей) на обочине истории.