Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Басня Крылова. Муравей и Стрекоза

1938 год, Канада

Муравей доставал из подсобки совковую лопату, чтобы расчистить дорожку, когда в доме зазвонил телефон.

Муравей нахмурился: он не любил неожиданностей. В его жизни они случались, и, как правило, неприятные. Поэтому он был предусмотрителен, но и предусмотрительность иногда оборачивалась неожиданной стороной.

Вот и теперь: он провёл сюда телефон, чтобы в случае чего дозвониться до города, если случится пожар или ему станет совсем худо. Потратил чёртову уйму денег. И вовсе не за тем, чтобы его беспокоили без нужды.

Он запахнул анорак и пошёл в дом. Телефон продолжал трезвонить. Кто бы это ни был, он был настойчив.

Наконец, он снял трубку и бубукнул:

- Пронто.

- Это Стрекоза, - донёсся далёкий голос. – Помнишь? Мы крестили Шмелика в том большом соборе во Фриско…

- Хелло, - проворчал Муравай не английском. – Как там наш маленький Шмелино?

- Я давно его не видела. Если честно, я звоню из Фриско, звонок стоит чёртовых денег, это ужас что такое, - голосок в трубке осёкся. – Муравей, у меня проблема. И ты мне можешь помочь.

- Нон о сольди, - твёрдо сказал Муравей.

- О дьявол, это мой соотечественник! Мы всегда думаем о сольди. Нет, мне не нужны деньги. То есть нужны, тысяча дьяволов, но дело не в этом. У меня неприятности… Дай мне три минуты, пер фаворе, я тебе всё объясню. Я осела во Фриско, тут много наших. Устроилась певичкой в одно заведение, это чистое, приличное заведение, я хорошо пою, всё было нормально…

- Кантаре ин публико – не очень хорошее занятие для женщины, - заметил Муравей.

- Я только пела, в том-то и дело, я не какая-нибудь порка баттона, которая делает всякие вещи! Но это стронцо Марио, с которым я подписала контракт, он родился в Америке, я думала, что ему можно доверять, но он такой же, как и все остальные, только хуже, и думает только о той штуке у себя в штанах! Так вот, этот порко кане…

- Подожди. Мне нужно кое-что сделать, - сказал Муравей, положил телефонную трубку, достал сигарету и с наслаждением затянулся.

В трубке вовсю стрекотала Стрекоза:

- …ну и вот, я сказала этому сукиному сыну Марио, чтобы он шёл к дьяволу и не распускал руки. А он меня назвал такими словами, что я его ударила…

Муравей отодвинул трубку от уха, чтобы послушать, как за окном падает снег. В который раз подумал, что снег – отличная штука, если бы он не был таким холодным. К канадскому климату он так и не привык. И, наверное, никогда не привыкнет.

Вздохнув, Муравей вернулся к разговору.

- …Так что у меня неприятности с плохими парнями, - как раз закончила Стрекоза. – Короче, эти ублюдки меня ищут.

- Обратись в полицию, - посоветовал Муравей. – В Америке очень хорошая полиция.

- О мадонна путана!.. Я же сказала, - Стрекоза шмыгнула носом, - что у меня нет документов. Как я могу обратиться в полицию, если у меня нет этих чёртовых документов? Меня вышлют обратно, и это в самом лучшем случае…

- У них на тебя что-то есть? – поинтересовался Муравей.

- Форсе, - призналась Стрекоза. – Ничего серьёзного, но у них теперь есть эти чёртовы досье. И ещё эти трижды чёртовы отпечатки пальцев. Я… я однажды была там, где не нужно было быть. Я ничего не делала по-настоящему плохого! – закричала она, перебивая треск помех. – Я просто… я потом объясню, я не виновата. У меня есть деньги, я скопила кое-что, пока работала, это честные деньги. Но мне нужно где-то спрятаться, чтобы меня не нашли люди Марио. Хотя бы до весны. Разреши мне пожить у себя, - она выдержала паузу. – Марио обещал отрезать мне уши. И он это сделает, если меня найдёт. А руки у них длинные.

- Перебирайся на восток, - посоветовал Муравей. – В Нью-Йорке есть много заведений, где женщины поют перед публикой.

- Я никогда не пойду к итальянцам, они меня выдадут, - всхлипнула Стрекоза. – А петь на английском я не могу, я могу говорить но я не могу петь, нужно другое дыхание…

- Если ты умеешь петь, ты можешь и танцевать. В Нью-Йорке есть места с шестом, - напомнил Муравей. - Их держат люди из Мексики. Они враждуют с мафией. Тебя не выдадут.

- Ке каццо! – закричала Стрекоза. – В локале ноттурно - раздеваться перед грязными чиканос, а потом лежать под каждым потным ублюдком, который отстегнёт за меня хозяину?! Муравей, я прошу тебя, прикрой меня. Я не буду тебе в тягость. Я буду делать всё. И если это неизбежно, - голос её дрогнул, - лучше я буду с тобой, чем с ними. А весной я уеду… если ты захочешь.

- Сорри, - сказал Муравей по-английски, - но я ничего не могу сделать для тебя. Поди попляши.

Он положил трубку и, тяжело вздыхая, поплёлся наверх.

* * *

- Факин шит, - выругалась по-английски Стрекоза, опуская трубку.

- Я же говорил, что не выгорит, - заметил Марио, почёсывая волосатую грудь.

Они лежали в постели в дешёвом номере. Простыня была смята, одеяло валялось на полу. В воздухе висел острый запах пота.

- Не понимаю, - сказала Стрекоза. – Должно было сработать. Он одинок, и не педик. Ему нужна женщина. Он должен был согласиться.

- Значит, он тебя выкупил, - заключил Марио. – Например, сообразил, что тебе не у кого было узнать номер его канадского телефона.

- Нет, тут что-то другое, - сказала Стрекоза, кладя голову на плоский живот любовника. – Мне кажется, он чего-то испугался… Наверное, думает, что он плохой мужчина. Я позвоню ему завтра. Ещё раз. И потом ещё раз и ещё раз. Он согласится.

- Хорошо бы, - Марио смачно зевнул, показав ровные белые зубы. – Потому что это решит все наши проблемы.

- Твои проблемы, - Стрекоза игриво боднула мужчину головой. - Если бы ты не был таким горячим, у тебя не было бы проблем с полицией.

- Ну, допустим, это выгорит… - Марио сдвинул густые брови. – Ты считаешь, я похож на него?

- Как один итальянец на другого итальянца, - легкомысленно ответила Стрекоза. – Если ты зарастёшь щетиной, переоденешься в тёплое и не забудешь свой акцент, проблем не будет. Глупый итальянец уехал в канадскую глушь, но не выдержал морозов. Зато у тебя будут чистые документы.

- Допустим, допустим, - пробормотал Марио. – Но ты сможешь его?.. – он не договорил.

Женщина презрительно улыбнулась.

- Ноу проблемс, - сказала она. – Я хорошо готовлю поленту. Он съест много. Денька два промучается животом, а потом умрёт. Значит, завтра я ему звоню. Если он снова бросит трубку, позвоню ему послезавтра. Я его уломаю. А теперь, пока у нас есть время…

- Ты ненасытна, - улыбнулся мужчина, привлекая Стрекозу к себе.

* * *

Муравей долго рылся в комоде, отыскивая ключ. Нашёл его на самом дне. Кряхтя, подошёл к столу и отпер ящик.

Сначала он достал альбом с газетными вырезками. Открыл на середине. Просмотрел знакомые заголовки: «Резатель снова вышел на охоту», «Новая жертва Резателя», «Убийства женщин потрясают Нью-Йорк», «Проститутки боятся выходить на улицу», и отдельно заметочка на дешёвой бумаге - «Труп был обесчещен». Как обычно, он выругался сквозь зубы, поминая недобрым словом газетчиков. Он никогда не делал со своими жертвами никаких мерзостей – ни с живыми, ни с мёртвыми.

Потом Муравей вытащил холщовый мешок. Развязал тесёмки и извлёк ссохшийся бурый предмет, который когда-то был лифчиком. Он срезал его с тела шлюхи вместе с грудями.

За ним последовал ботиночек, отороченный мехом, тоже ссохшимся от крови. Это был один из его ранних трофеев – тогда Муравей только начинал очищать тот город от скверны. Дешёвый зубной протез: та женщина была не только безнравственной, но ещё и беззубой, и от неё пахло болезнью. Он сделал добро множеству людей в том городе, которые могли бы попасться в её сети. Золотое обручальное колечко: некоторые шлюхи так бесстыдны, что блудят в браке… В конце концов он высыпал все свои сокровища на стол, чтобы полюбоваться. Потом убрал их обратно в мешок, засунул в стол, туда же положил папку с вырезками.

Ещё немного посидел, подумал. Искушение было слишком велико. Конечно же, Стрекоза – шлюха, как и все женщины. И она сама едет к нему. Чтобы совратить его на блуд, она ясно дала это понять. Он мог бы ей помочь избавиться от дурных помыслов навсегда. И получил бы огромное наслаждение, столь заслуженное долгим воздержанием. Никто не увидит… никто не узнает…

Он зажмурился, потряс головой, отгоняя соблазн. Прочитал молитву. Привычные слова успокаивали, укрепляя в решимости. Нет, нет, нет. Он, Муравей, всё-таки доживёт эту долбаную жизнь как подобает доброму католику.

Муравей посмотрел на стену, по которой, грубо закреплённый гнутыми гвоздями, вился телефонный провод. Подумал, что Стрекоза позвонит снова. Сейчас, или завтра, или послезавтра. Ведь она в отчаянном положении и хочет спастись. Самое глупое желание. Он несколько раз ловил шлюх, которые спасались от недовольных клиентов или сутенёров. Такие почти не сопротивлялись. Это было особенно приятно.

Покопавшись в ящике, он извлёк самое главное – нож. Его он держал отдельно.

Взял его в руки. Потрогал лезвие, которое так хорошо, так мягко входило в плоть всех этих сучек, которых он резал на тёмных улицах в итальянском квартале. Сучек и кобелей – ему приходилось убивать дураков, которые защищали своих шлюх, не понимая, что порчу нужно уничтожать с корнем. Мужчин тоже приятно убивать, хотя это другое удовольствие…

- Нет! - закричал Муравей. – Господи, помоги мне!

И, не давая себе опомниться, перерубил телефонный провод.


ДОВЕСОК. ДРУГИЕ БАСНИ КРЫЛОВА:

)(
Tags: басни Крылова
Весьма нравоучительная и благочестивая притча, весьма.
Опечатка в одном месте — «Потом Муравей выталищ мешок».
Сюжет не нов. Де-то я чё-то подобное читал. Хотя...
Где-то читал? "В одном немецком журнале" (с)
Вспомнился О'Генри, про часы и гребень.
Хорошо так, по Харитоновски. И элемент непонятного - он раскаивается или нет, так и не понял.. С одной стороны делает хорошее дело (для себя самого), с другой - это искушение и зависимость.

paltuss
(большой поклонник Ваших текстов)
переведите, там уже мало осталось, назовите "La cigale et la Fourmi" и пошлите Тарантине. Может пройти номер, почему нет.
Напишите, за сценарием проблем не будет, и будет еще интереснее.

... достали со своими аутентизаторами
если воспримете всерьез, попрошу посмотреть хорошего редактора (бесплатно).
Увы, боты, Но для Вас отключил каптчу.
Горячо присоединяюсь! Выкинуть Крылова (в смысле, Иван-Андреича, а не Конст-Анатолича), присапожить Лафонтена, заслать Тарантине.
С переводом поможем - за оч-чень умеренный процент ;))
Хорошая басня!
А я был уверен что автор оставит читателя додумывать, кто кого. Отравительница против маньяка...
Очень тогда бы походило на концовку фильма "Полный облом"
Хорошо, и мораль понятна - покупайте телефоны с определителями и опцией блокировки нежелательных звонков.
хорошо,но круче было так -он убивает её,её хахаля,но сам умирает от заворота кишок)))
You made my day!
"Ке каццо", а не че, и локале ноттурно.
Спасибо, поправил.
Это уже не О'Генри, а Чейз, имхо.
Или Сидни Шелдон.
А Генри добрый кмк. Никого не убивает.
...и этим же ртом, Константин Анатольевич, вы объсняете целым народом, что хорошо и что плохо?

Так и возникают легенды о мурзилках. Где человек?
Где человек, а? Стоический философ еще один объявился, как я вижу.

Пойди у Друга Петушат стань в кружочек с остальными клакерами, там тебя поймут.
Одного не пойму. Чего Вы такой злой-то, а? Как собака. В детстве, что-ли, не кормили и голой попой на ежа сажали?
Я? Злой? Хаха два раза.
Что же я такого злобного сделал?
Разве я когда-то призывал кого-нибудь убивать?
Сеял вражду между народами?
Клоунствовал под "селдонимами"?
Разве хоть одно вероисповедание было облито грязью в моем уютном дневничке?

Я — воплощение доброты. И вы это доброту еще ощутите.

Я гарантирую это™.
А зачем нагавкали на gilgatech'а? На невинного человека нагавкали зачем?
Вот и злобы мелкий камушек. НЕХОРОШО.
Стыдобесно Вам должно быть, да. Стыдно.
Вы ещё почувствуете, как стыдно обижать несчастных страдальцев, да поздно будет.
Поциент полез с поучениями, которые лишены всякого смысла. Сам-то он кто? Вот-вот.

Просто клакеры Друга Петушат иногда забываются, и их приходится немного отрезвлять.

Как всегда, гуманно.
Оптимальная, на мой вкус, пропорция:
"мыслей" - 1/3 например
"художественных изысков" - ну, пускай, тоже ~1/3
"сюжета" - чем меньше (без ущерба для содержания, конечно же) - чем меньше страниц затрачено на пересказ основной ветви сюжета, тем лучше

А если много, в % отношении, текста ушло на сюжет - то, значит, низкий класс
тУТ ПММ чисто стилистические упражнения, если я прав и сюжет не КА.
Сюжет Крылова, окончание моё :)
Не придерёшься)).
Окончание-то как раз - невнятное.
Написано хорошо. Энергично. Образно. Но Толстой и Чехов так не писали.
Это совсем не та литература, что читали русские интеллигенты в 1912 году.
Я не Пушкин, не Крылов. Ну то есть Крылов, но не образца 1769 года.
За последние 100 лет русская интеллигенция сильно изменилась. Но - делать нечего. Как говорил Сталин: "Надо работать с тем человеческим материалом, который у нас есть". Другого народа и другой интеллигенции у нас нет.
двенадцать баллов из десяти :)
...басня «Свинья под дубом» замечательна в русской культуре тем, что эксплицирует все антисемитские мотивы, содержащиеся в предыдущих баснях имплицитно.
Здесь уже автор отказывается от всякого камуфляжа. Напомним, здесь речь идёт о «корнях» (то есть, о почве, то есть о почвенничестве!) русского дуба, которые разрывает умное животное, дабы добыть самое необходимое для своего существования: жёлуди. Казалось бы: возможно ли в этом мирном занятии усмотреть некий опаснейший криминал? Но оттого творчество И.А.Крылова и пользуется такой одиозной популярностью в среде неразборчивых русских читателей, что автор и здесь пытается оживить старый антисемитский миф о злодейских намерениях Свиньи по отношению к русскому Дубу. Другой писатель -–Л.Леонов – затем написал целый антисемитский роман на ту же тему: «Русский лес». Вот и ещё один аргумент в пользу единства субкультуры русского антисемитизма!
Причём, антисемитизм совершенно беззастенчиво, официально насаждался в школах царской России, где юдофобские опусы Крылова насильственно навязывались даже детям! Что же изменилось в советское время (погромщики любят порассуждать о какой-то принципиальной разнице)? Ни-че-го! До сих пор, включая перестроечные годы, министерство образования никак не может набраться духа и исключить этого автора из школьной программы.
Но вернёмся к крыловской басне. Замечательно, что изначально вновь демонстрируется явное неравенство сил: «Свинья под Дубом вековым». Казалось бы, о каком вреде можно говорить в этом случае? Величина Дуба, его толщина и мощь должны бы надоумить так называемых патриотов, что предполагать вредоносность для его драгоценного здоровья действий маленькой свинки – значит, расписываться в собственном бессилии. Это даже прямо оскорбительно по отношению к Дубу. Но когда антисемиты были в ладах даже с элементарной логикой? Вот и здесь: «И рылом подрывать у Дуба корни стала. «Ведь это дереву вредит»,- ей с Дуба Ворон говорит».
Перед нами налицо махровый антисвиньизм, когда русские фашисты не брезгуют и самыми отвратительными расистскими намёками. Так, говорится о форме носа свиньи – так называемом «рыле», тогда как можно было, соблюдая элементарную порядочность, сказать, например, просто о «пятачке». Но разве это нужно доморощенным ревнителям славянских физиогномических черт?..
Можно обратить внимание и на антисемитскую аллитерацию, подчёркивающую и выпячивающую известные фонетические особенности произношения, своего рода тест на правильность речи: «И рылом подрывать». Такое соседство двух знаков «р» не может быть случайным. Этакая фонетическая западня, двойное препятствие. Аллитерация ведь связана не с чисто каркающим по-русски вороном (что было бы понятно и совершенно оправдано), а именно и только с вредоносной для почвенничества Свиньёй.
Как всегда, в убогой концепции русских антисемитов и тут налицо явное противоречие, не увидеть которое могут лишь люди, ослеплённые ненавистью: Свинья якобы одновременно и паразитирует в русском лесу («Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею»), и желает погибели кормильцу-Дубу («Пусть сохнет, - говорит Свинья, - Ничуть меня то не тревожит: В нём мало проку вижу я»). Таким образом, буквально все беды русского леса приписываются не естественному истощению пресловутой «почвы» и старости деревьев (Дуб-то, напомним – «вековой»), а исключительно разрушительной деятельности Свиньи! Что ж, типично антисемитская мифологизация весьма скромных возможностей исключительно мирного и безобидного существа.
Разумеется, органические пороки самого Дуба, напротив того, затушёвываются и как бы не замечаются. А между тем можно было бы указать на имперскую спесь Дуба: «Эти жёлуди на мне растут»,- говорит не умеющий ими распорядиться как следует их, так сказать, владелец. Да кто сказал, что жёлуди должны принадлежать исключительно Дубу?! Что же тогда прикажете кушать Свинье?
Отметим и признак рабской сущности Дуба. Ведь бессмысленный и беспощадный бунт антисвиньизма ровно ничего не принесёт самому Дубу. Свинья мобильна, отсутствие корней сравнительно с Дубом (ещё один гнусный писательский ход!) позволяет ей быть свободной в перемещениях. Увы, как бы ни старались русские дубы, жёлуди она всё равно есть будет – под другим деревом, а если гонения станут невыносимыми, то и в другом лесу. На век Свиньи лесов хватит.
Подумать только: осуждать Свинью только за то, что она Свинья! Совершенно игнорировать все её заслуги перед русским лесом, всё её самопожертвование во славу Дуба! Только в нашей стране возможна такая невыносимая для самого бытия Свиньи атмосфера. Отчего же тогда, как это зафиксировано у Крылова, Свинья всё ещё здесь, «под Дубом», тогда как в другом месте она бы пользовалась всеобщим уважением и заслуженным почётом?
Антисемит-автор не замечает очевидного: не уходит из леса Свинья исключительно из-за альтруистической любви к нему! Не жёлуди вовсе она любит (что за бессердечное фашистское предположение!), а Дуб, именно Дуб истинный предмет её мучительных раздумий.
Свинья, в отличие от самого Дуба, заботится о его будущем. Не роет корни, а, напротив, разрыхляет и удобряет хвалёную «почву». Не «дереву вредит» (что за образ врага!), а именно помогает ему расти.
Да, вклад Свиньи в рост и становление русского Дуба до сих пор ещё недостаточно оценён и незаслуженно (намеренно!) преуменьшается. Тогда как деятельность свиней под дубами – даже и не одна из причин хвалёной могучести и крепости последних (кстати, сама эта крепость – не более, чем дубовый миф, давно разоблачённый в цивилизованных лесах!), не «одна из», а, знаете ли, главная причина их былого величия и процветания.
В ряде публикаций убедительно развенчивается и рама расистская выдумка о каком-то своеобразии этих дубовых порослей сравнительно с породой Свиньи. Что Дуб, что Свинья – всё едино, все они должны работать ради единой великой цели: добычи желудей для пропитания Свиньи. Только каждый на своём месте. И всякий труд, знаете ли, почётен.
Почему не наоборот? Что за грубый, неинтеллигентный вопрос! Во-первых, так исторически сложилось. Во-вторых, как мы только что выяснили, свиньи всегда заботились о дубах, то есть находились в явно неравном, дискриминируемом положении. К тому же дубы, несмотря на всю максимально возможную заботу со стороны свиней, теряли и теряли былую желудиную продуктивность. Да и ещё, как это зафиксировано в крыловской басне, при этом самих же свиней и упрекали в какой-то «неблагодарности». Что поневоле заставляло последних искать другие рощи, срываться с налёженных мест, начинать заботиться о здоровье других порослей, но уже далече.
Однако же логика ксенофобии такова, что, как мы уже отмечали выше, всех этих «неудобных» для дубового «достоинства» очевидных вещей, разумеется, нет в этой басенной монаде субкультуры русского антисемитизма.

А.НОВОПОКРОВЦЕВ "О некоторых новых контекстах изучения поэтики И.А.Крылова"
жуть какая )
А почему в "Довеске" нет ссылки на басню про Волка и Ягнёнка? Ну, там ещё Царь Зверей Рамзан упоминался :-))))
Жаль, что Вы видите себя и стремитесь реализоваться именно ввиде политика.
Лучше бы писали. И побольше.
Спасибо Вам.
ЭТО 5Ъ!!!
(остальные тож)
Прекрасно. И очень правильно.
Жуть! Аж мороз по коже...
Пиздато! (извините)