Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

О народном монархизме

Читаю я тут историческое сочинение Лукина «Народные представления о власти и государстве в России XVII века».

Читая учебники по русской истории и особенно с исторические романы на русскую тему, хочется волком выть – такой гнилой капустой несёт, таким безнадёжным унынием, мерзотиной, скотством, паскудством. Дрянь страна, дрянь народ, рабы и падлы, падлы и рабы, уроды, срань, испоконно в зле да шёпоте под иконами в чёрной копоти. Как, ну я не знаю, акунинский «Алтын-Толобас» - и понимаешь вроде умом, что человек специально какашку лепил и в русских кидал, но ведь думаешь – метко ведь кинул, «мы такие».

А вот когда начинаешь ознакоммляться со сколько-нибудь специальными источниками, картинка поворачивается ну очччень сильно. Выясняются подробности, которые меняют дело, причём до того, что только охаешь: ну да, ведь правильно, так и должно было быть, мог бы и догадаться. И тоскливое – «суки, как же передёргивают».

Ну например. Есть такая традиционная до оскомины тема – русский народный монархизм. Дескать, русские – рабы по природе, и в силу рабской своей натуры ужасно обожали своего царя, на него молились как на бога, и вообще всячески ползали на брюхе. Даже иностранцы писали: мол, московиты сами себя называют рабами и холопами своего царя. Ну просто сиамцы какие-то, тьфу.

И вот читаю я на эту тему. Про народные представления о власти, особенно о царской. Причём автор книжки сам разделяет такое воззрение, по нему и работает. Видит, что нитки торчат – но другой гипотезы у него нет. Как же, «сакральный царь» и всё такое.

Между тем, натуральные высказывания – а Лукин работал ни с чем-нибудь, а со следственными делами по противугосударственным разговорчикам («непригожими речами») – демонстрируют совсем другую картинку. Кстати, совершенно понятную.

Она, в общем, такова. По мнению народному – XVII, повторюсь, века – главной обязанностью царя является защита народа от наездов «сильненьких людей». Царь должен покрывать подданных. Или, как мы скажем сейчас, КРЫШЕВАТЬ.

Откуда вообще берутся «сильненькие», народ не особенно задумывался. Точнее, думал так, что «сильные» заводятся сами по себе в любой луже, и никакой санкции сверху для этого не требуется. Нажрал мужик много, руки цепкие, наглый – вот, глядишь, и возвысился над прочими, и тут же начал теснить, обижать. Это так всегда. А чтобы жизнь под «сильненькими» была сколько-нибудь сносный, сильненькие должны хоть кого-то бояться. Таких инстанций всего две – Бог да царь. Правда, до Бога высоко, а до царя далеко, но не так далеко, как до Бога, и реально надеяться можно только на царя. У которого работа от Бога поставлена – давать сильненьким укорот. И смотрели на него как на гаранта… ну не Конституции, но хоть какого-то НЕБЕСПРЕДЕЛА.

Кстати, того же ждали от сил небесных. Представление о «царском покрове Богородице» над Россией – явно из той же оперы.

Но вернёмся к фигуре царя. Из подобного представления о царских обязанностях вытекает целый ряд следствий, иногда неожиданных.

Например, народ был уверен, что каждый обиженный имеет право обратиться к Царю, чтобы тот его защитил. Обратиться лично или хотя бы с челобитной, но – сразу к Царю. При этом не предполагалось даже, что защищать он будет «по справедливости». Идеальный царь «милостив», то есть отмажет от наезда в любом случае. Хороший, годный царь разберётся по каким-то своим понятиям (народ знал, что законов не знает, законы у царя и у сильных), но явить некоторое снисхождение он должен. Правда, царь мог и наказать без особой вины, но это тоже было, в общем, понятно.

Далее, главной добродетелью царя должен был быть страх, внушаемый «сильненьким». Государь, не способный «излить царёву грозу» на какого-нибудь боярского сына – не гуманист, а плохой, негодный царь. При этом опять же – чем больше царь бьёт «сильненьких» (неважно, виноваты они или нет – народ того не разбирал и считал, что разборка по понятиям не его ума дело), тем больше он демонстрирует свои царёвы качества. Раз бьёт сильненьких – знать, простых людей защищает. Правда, недовольными оставались люди тех, кого били, и недовольство распространяли довольно быстро. Отсюда и амбивалентное отношение к тем государям, которые были особенно скоры на царский гнев. «С одной стороны оно, конечно, царю виднее, а с другой – Федька-ключник сказал, что не по закону царь болярина Степана Пантелеевича ободрал да побил, да Федька не вор, напраслины не скажет… что ж выходит-то?» Выходил когнитивный диссонанс. Каковой проявился в полный рост, скажем, в народном отношении к Ивану Грозному, монарху в одном смысле популярному, в другом - совсем даже нет.

Далее. Формула «я холоп царёв» (а то и «раб царёв»), столь смущающая современных исследователей (ну как же, какое унижение, какие рабы) означала во всех случаях – «не тронь меня, я человек царский». Обычно говорилось это в случае наезда со стороны какого-нибудь «сильненького». И в полной форме звучало это примерно так – «я человек Божий да царёв, царя да Бога боюсь, а тебя, пёсьего сына, не боюсь». Угроза в большинстве случаев была тщетной и кончалась плохо – но ведь когда-то и работала.

Соответственно, и распространённейший флюродрос «барину» со стороны какого-нибудь мелкого холуя исполнялся так – «не надо мне царя-государя, у меня един царь-государь болярин Дорофей Дормидонтович, на ево одного надеюся, ево однова боюся, в ём весь мне свет положон».

И, конечно, «сакрализации монарха в народном сознании» не было. Например, ожидаемого выражения «царь – земной Бог» (которое при любой «сакрализации» абсолютно неизбежно) в источниках не встречается. Зато зафиксировано выражение «земной царь» - в смысле, «этот, наш», а не Царь Небесный. То есть Бога с царём сравнивали, а вот царя с Богом – нет.

) потом продолжу, спать (
По поводу холопов царевых.
В родственной Османской империи не было почетнее звания капы кулу, т.е. раб султана. Натуральный. Полученный по системе девширме в качестве налога с балканских христианских народов раб. Получивший милость султана капы кулу мог дослужиться вплоть до великого везира (пример - Мехмет Соколлу паша). Капы кулу чрезвычайно недолюбливали представители традиционной тюркской аристократии - свободные, типа дворян.
да и в христианстве "раб Божий" - это Божий раб и ничей больше.

ammosov

March 25 2010, 23:32:58 UTC 9 years ago Edited:  March 25 2010, 23:52:16 UTC

"Алтын-толобас" - беллетризованный мемуар соратника Петра генерала Патрика Гордона. Классический источник по последней четверти 17 века.

http://www.vostlit.narod.ru/Texts/rus13/Gordon/text9.htm
(примерно со 2 пол.текста про Россию)

Вот, скажем:

Как-то в воскресенье, после полудня, когда я был в Иноземской слободе, к дому, где у солдат имелась водка, явился стряпчий с 20 или 30 стрельцами 281. Дверь была заперта, и прежде чем те смогли войти, солдаты перенесли водку в сад. После тщательного обыска ничего не нашлось, солдаты изобразили возмущение и грубо выпроводили стряпчего и стрельцов за двери. Оказавшись на улице, те кликнули своих товарищей на подмогу и снова ворвались /л. 133 об./ *Ноябрь.* в дом и сад, где обнаружили водку и забрали оную, а также нескольких солдат. Но на шум сбежались другие солдаты и не только отбили своих и водку, но, сцепившись со стрельцами, прогнали их к городским воротам, где те усилились прочими, кои там живут, и отбросили солдат обратно. К этому времени обе стороны получили подкрепления. Стрельцов было около 700, солдат около 80, однако благодаря узости улицы и превосходству в отчаянной отваге, солдаты загнали стрельцов в ворота белой стены 282. При этом 600 стрельцов, прибывших из главной охраны крепости, отрезали путь тем, кто пробрался в ворота, и схватили 27 из них. Назавтра, после дознания, они были биты кнутом и сосланы в Сибирь.

Другое [происшествие]: русский капитан по имени Афанасий Константине[вич] Спиридонов, который командовал оными солдатами до того, как мы их приняли, /л. 134/ теперь состоял в полку. Будучи хитрым малым, он обрел и присвоил такую власть над солдатами, что совершал много поступков, несовместных с командою. Я не раз делал ему замечания и запреты, но ничто не помогало; взывал и к [109] полковнику, который, не любя, чтобы его беспокоили по какому-либо делу, пренебрег и этим, к моему неудовольствию. Однажды ночью сей капитан подловил солдат за игрой в карты и не только отобрал у них все бывшие в игре деньги, но и держал их под стражей у профоса, пока те не дали ему еще больше, всего около 60 рублей, и лишь тогда отпустил. И все сие без моего ведома, что непозволительно, ибо я старше по чину! Узнав об этом на другой день, я не мог совладать с собою, вечером послал за ним и устранил с дороги охрану и всех моих слуг, кроме одного. Когда он вошел, я стал его отчитывать и заявил, что больше не потерплю таких злоупотреблений /л. 134 об./ *Ноябрь.* и как-нибудь сверну ему шею. При этом он разбушевался, а я схватил его за голову, повалил наземь и крепкой короткой дубинкой так отделал ему спину и бока, что тот едва мог подняться. Я посулил ему вдесятеро больше, если и впредь будет играть такие шутки, и вытолкал его за дверь.

Назавтра он пошел жаловаться полковнику, который обещал провести следствие и дать удовлетворение. Однако по обыкновению этой страны, поскольку свидетелей не было, я все отрицал, а после его жалобы боярину в приказ сделал то же самое. Видя дружелюбие боярина ко мне, прибывшему недавно и незнакомому с местными обычаями, он отступился от своего иска и принял меры к уходу из полка, чего я как раз желал и добивался.

-- практически дословно гл.3 Алтын-толобаса.
Замечательно. Иноземец учит русского "как Родину правильно любить", сам при этом напропалую использует неуставные взаимоотношения.
Неправильно. Ответственный офицер на царской службе вправляет мозги нерадивому подчиненному с уголовными замашками.
Конечно, жаль, что ответственный офицер и герой войны с турками - служилый иноземец, а сволочь - соотечественник. Но так тоже бывает.
Ответственный? Не согласен. Обычный уголовник, пользующийся традиционным попустительством местных властей к любому иностранцу.
а Пётр ,тем не менее, по вашему -авантюрист.
Где логика?
компрене:)
Пётр - авантюрист, мечтающий жить в Амстердаме. По тем временам - как сейчас мечтать о Нью-Йорке.
А вот Гордон - храбрый добросовестный офицер, который всю жизнь отказывался от русского подданства (что карьере не помогало) и считал себя подданным Стюартов.
Гордон за Петра бы жизнь отдал.
И тот за него.
Так что -не надо ля ля.
То что Вы написали до этого подспудно говорит о полном одобрении политики Петра.
Комрпэнэ :) ?
Гордон за Петра бы жизнь отдал.
И тот за него.
Так что -не надо ля ля.
+++
Ляля действительно не надо.
Гордон был военный и хороший военный, одна Чигиринская осада чего стоит. А вот с чего вы взяли, что Пётр отдал бы за него жизнь?

То что Вы написали до этого подспудно говорит о полном одобрении политики Петра.
Комрпэнэ :) ?
+++
Жё нё компран па :-)
Т.е. Гордон мог и полностью одобрять. А вот я - не одобряю.
<А вот с чего вы взяли, что Пётр отдал бы за него жизнь?

Вы же профессиональный историк ,а не я. В архивах есть. И не токмо.Фраза его или там документ.
<Т.е. Гордон мог и полностью одобрять. А вот я - не одобряю

чё там не понимать;)
неа :)- о о полном Вашем одобрении политики Петра, ибо говорю -подспудно-то бишь подсознательно.
.Ну да ладно -знаю я Вас- "стрелецкие полки" ,восток есть восток и т.д.
а французкую музЫку тоже люблю .
с уважением.
Иииии. То же самое, но по-человечески - это политика царя Аленксея :-)
народ в массе малознающий и неосновательный


"Пётр - авантюрист, мечтающий жить в Амстердаме"

Он хотел ЗДЕСЬ сделать так же хорошо в цивилиз.смысле, как в Амстердаме.И во многом преуспел.
(с каналами, голландскими домиками и прочими деревянными башмаками), ломая Россию через колено и ссоряс с соотечественникамми по пустякам - это и есть авантюризм.
А место прекрасное, и для устройства "Амстердама" очень подходит.

"ломая Россию через колено"
Не только мы пользуемся создланной Петром версией алфавита, но и другие православные славяне.А создал он его, едучи в кибитке, когда армия отступала из Белоруссии.

Да кабы не Пётр-взяли б нас голыми руками те же шведы.

"ссоряс с соотечественникамми по пустякам - это и есть авантюризм"
Де -факто остановил лютые преследования старообрядцев, с сожжениями.Ужасно.
А место прекрасное, и для устройства "Амстердама" очень подходит.
+++
Город красивый, да.

"ломая Россию через колено"
Не только мы пользуемся создланной Петром версией алфавита, но и другие православные славяне.А создал он его, едучи в кибитке, когда армия отступала из Белоруссии.
+++
Вообще гражданский шрифт создал не самолично Петр.

Да кабы не Пётр-взяли б нас голыми руками те же шведы.
+++
До Петра шведов за противника первого уровня опасности не держали.

"ссоряс с соотечественникамми по пустякам - это и есть авантюризм"
Де -факто остановил лютые преследования старообрядцев, с сожжениями.Ужасно.
+++
Де-факто это при нем старообрядчество стало массовым движением против царя-антихриста.
-основную работу по дизайну и рестайлингу сделал, видимо, Пётр.

"гражданский шрифт создал не самолично Петр"


"До Петра шведов за противника первого уровня опасности не держали"

Швеция очень усилилась со времён "Потопа"
Армия же Алексея Михайловича, на которую Вы ссылаетесь, была разбита поляками в полевых сражениях, а после его смерти вообще начался общий маразм.
Папу вот хотели своего завести, четырёх патриархов...Расходы на войско старались
минимизировать, полонизация верхов шла .


"Де-факто это при нем старообрядчество стало массовым движением против царя-антихриста"

? Оно было массовым движением и до Петра, "жуткие расправы и "Двенадцать статей"
не Пётр придумал, он как раз их остановил и людей за веру не хотел губить, об этом и Татищев пишет.Так-лозунг новый появился, про "царя-антихриста"

"Ради экономических интересов общины скитники пошли даже на компромисс с “властью антихриста”. По договору с Петром I они участвовали в строительстве государственных металлургических заводов в Повенце. Когда же часть верующих, возмущенная этим (филипповцы), ушла в леса и основала там новые скиты, старожилы обратились к государственной власти с просьбой послать против них солдат.

В 20-х гг. XVIII в. поморцы, разорвав с традицией старообрядчества, стали молиться за царя. Затем они допустили и брак, но не как таинство, а как форму гражданских отношений. К концу XVIII в. поморское согласие отказалось от идеи ожидания конца света и продолжало существовать в основном как трудовая артель, крупнейший центр предпринимательства на Севере"


-основную работу по дизайну и рестайлингу сделал, видимо, Пётр.
"гражданский шрифт создал не самолично Петр"
+++
Ну, вот тут http://kak.ru/columns/masterclass/a6570/ картина более сложная.


"До Петра шведов за противника первого уровня опасности не держали"
Швеция очень усилилась со времён "Потопа"
Армия же Алексея Михайловича, на которую Вы ссылаетесь, была разбита поляками в полевых сражениях, а после его смерти вообще начался общий маразм.
+++
Армию Петра в полевых сражениях тоже били. И армии Алексея поляки войну слили.

Папу вот хотели своего завести, четырёх патриархов...Расходы на войско старались минимизировать, полонизация верхов шла .
+++
После Алексея - время смутное. А содержать постоянную армию как при Алексее - это нужно было другую экономику иметь.

"Де-факто это при нем старообрядчество стало массовым движением против царя-антихриста"
? Оно было массовым движением и до Петра, "жуткие расправы и "Двенадцать статей" не Пётр придумал, он как раз их остановил и людей за веру не хотел губить, об этом и Татищев пишет.Так-лозунг новый появился, про "царя-антихриста"
+++
Лозунг - очень острый по тому времени. Старообрядчество при Петре выросло в численности людей.

"Ради экономических интересов общины скитники пошли даже на компромисс с “властью антихриста”. По договору с Петром I они участвовали в строительстве государственных металлургических заводов в Повенце. Когда же часть верующих, возмущенная этим (филипповцы), ушла в леса и основала там новые скиты, старожилы обратились к государственной власти с просьбой послать против них солдат.
+++
Старообрядчество - это такой наш протестантизм с множественным дроблением сект.

В 20-х гг. XVIII в. поморцы, разорвав с традицией старообрядчества, стали молиться за царя. Затем они допустили и брак, но не как таинство, а как форму гражданских отношений. К концу XVIII в. поморское согласие отказалось от идеи ожидания конца света и продолжало существовать в основном как трудовая артель, крупнейший центр предпринимательства на Севере"
"вот тут http://kak.ru/columns/masterclass/a6570/ картина более сложная"

Спасибо, я как раз потерял ссылку, а текст более-менее помнил.
Там же и выходит, что Пётр набросал эскизы,дал их Куленбаху для выработки собственно типографского шрифта и корректировал его работу.



"армии Алексея поляки войну слили"

Поляки разбили армию Алексея Мих.в основных сражениях и даже попытались пойти на Москву.Только ресурсов не было-у них творилось то же, что у нас полвека назад.

Алексеевы полки нового строя на зиму , увы, распускались и становились порой хуже
старого войска, теряя боеспособность.


"Армию Петра в полевых сражениях тоже били"
В самом начале.А потом поражений не было, даже на Пруте тактически само сражение выиграли.




"Лозунг - очень острый по тому времени"

Поэтому гонения с 1715 г. восстановились, но-с бОльшим разбором и не с тем остервенением.



"Старообрядчество - это такой наш протестантизм с множественным дроблением сект"

Стадиально Никон отвечает Григорию 7-му.Но , поскольку не стеклянною стеною от людей отделены мы , накладывался и общеевропейский контекст, и переход к Новому времени с укреплением контроля государства и его церкви над личностью и ростом тягот простого люда был неизбежен,
получились параллели.А на самом деле протестантизм стоит на отбросе свящ.предания, а наши старообрядцы-начётчики, спровоцированные отказом от национальных форм церковной жизни, совшими с переходом от патриархального государства к классовому.
То, что Вам в петровском времени не нравится, было и в последнюю треть 17 века, и начало изживаться при Елизавете, когда Новому времени на пятки наступало Просвещение.
В середине 17 века необходимость непрерывного содержания отмобилизованных полков сознавалась далеко не всеми и в Европе.
Стрельцов, тем не менее, никто не распускал - они находились на службе постоянно. Наоборот, переучивали на новый европейский устав, как и дворян зачисляли в рейтары и драгуны, оставляя сотенную службу для обеспеченных на южных границах.
А после войны пришлось проводить демобилизацию - и солдатские полки свернули в поселенные полки и выборный полк.
был деблокирован казаками Золотаренки,-но в городе вымерла масса лояльного России народу-
произошла именно от того, что наша армия была сокращена на зимний сезон-а литовцы как раз отмобилизовались.
Но, повторюсь,после смерти Алексея Михайловича всё ухудшалось и шло вразнос .
Стрельцы, в частности, изрядно разложились, учения не проводили.
Имея опыт службы в армии, я убеждён, что пресечь неуставные отношения можно только с помощью насилия, многократно превышающего насилие при неуставных отношениях. Иными словами, нельзя полагаться на законные методы типа гауптвахты, а надо просто бить тех, кто устраивает неуставные отношения.
Например, замполит у нас, старлей, просто надевал кожаные перчатки и лупил в известные места - хороший удар в "душу" основательно встряхивал мозги. Лупил только отморозков и всегда за дело - однако его всё равно недолюбливали и считали надменным.

Старший прапорщик на подъёме мог взять палку и лупить "дедов" в кроватях, когда они сладко спали, а "духи" делали зарядку. Мог на вечерней поверке взять сапог (сапог "деда" с магниевой подковкой - о-о-о! :-) и бросить в кучу "дедов", мирно обсуждающих свои дела за спиной "молодёжи". Его любили те же "деды", так как он много делал для солдат, человек был очень хороший, но иногда возмущался, когда выводили его из себя.

Но кого больше всего боялись и уважали - это старшину роты, тоже старшего прапорщика. Но вот парадокс - он ни разу никого не ударил, и никому не сделал гадости. Хотя мог построить роту, перевернуть кровати и тумбочки и заставить делать генеральную уборку в казарме - только из-за того, что увидел на полу в туалете горелую спичку. Его все считали справедливым.

Так что не всё так однозначно.

Применяемое насилие должно быть обязательно ПОКАЗАТЕЛЬНЫМ И СПРАВЕДЛИВЫМ, ЗА ДЕЛО, только тогда оно будет иметь воспитательный эффект, будет оправдано самими солдатами и ненадолго удержит их от дурных поступков :-)
замполит {...} лупил только отморозков и всегда за дело - однако его всё равно недолюбливали и считали надменным.
Надменность никак не связана с применением физических расправ.

Старшина роты {...} мог построить роту, перевернуть кровати и тумбочки и заставить делать генеральную уборку в казарме - только из-за того, что увидел на полу в туалете горелую спичку. Его все считали справедливым.
Коллективное наказание не м.б. справедливым.
Казалось бы, два человека используют один и тот же подход - бьёт и один, и другой. Но люди совершенно разные, и относятся к ним по-разному. Хорошая иллюстрация к тому, что если судить поверхностно, то можно некоторые важные вещи просто не заметить, пропустить.

Насчёт старшины и горелой спички. Только потом, через некоторое время, до меня дошло, что он просто использовал любой повод, чтобы заставить солдат заняться генеральной уборкой, особенно в субботу и воскресенье - для нас нерабочие дни. Философия его была проста: пока солдат занят, он не уйдёт в самоход и не нажрётся, как свинья. И это работало.

Я хотел специально подчеркнуть - НИКОГДА НИКОГО НИ РАЗУ НЕ УДАРИЛ, НЕ ПОСАДИЛ НА ГУБУ И НЕ СДЕЛАЛ ГАДОСТИ - потому и считали справедливым. Но почему-то все его боялись, уважали и моментально выполняли все его приказы. Нормальный такой крепкий мужик, любил и пошутить и "жути нагнать". Одним словом - авторитет.

А коллектвные наказания бывают весьма полезны для достижения определённых целей. Потому что несправедливо наказанные остальные дадут хорошенько просраться тому одному, из-за которого весь сыр-бор. Между собой-то все знают, кто что и как.
Старшина просто использовал любой повод, чтобы заставить солдат заняться генеральной уборкой, особенно в субботу и воскресенье - для нас нерабочие дни. Философия его была проста: пока солдат занят, он не уйдёт в самоход и не нажрётся, как свинья. И это работало.
А теперь посмотрим, как бы это работало со мной. Лично я не собирался ни нажираться, ни ходить в самоход. Поэтому лишние генеральные уборки я бы воспринимал как намеренное издевательство.

Ладно, в мирное время мне остаётся только терпеть издевательство. А в случае войны я буду рассматривать подобного командира как опасность для меня лично и для всего подразделения, т.к. дурацкие приказы и желание загрузить солдат бессмысленной работой снижают боеспособность подразделения. Поэтому патриотический солдат должен как можно быстрее убить такого командира даже ценой отправки под трибунал.
А если убить не получится, то шансы выжить в этой войне минимальны. Поэтому нет смысла напрягаться, а надо расслабиться, и пусть противник меня убьёт сейчас: лучше умереть сейчас отдохнувшим, чем завтра уставшим.

НИКОГДА НИКОГО НИ РАЗУ НЕ УДАРИЛ, НЕ ПОСАДИЛ НА ГУБУ И НЕ СДЕЛАЛ ГАДОСТИ
Придраться к спичке и заставить солдат вкалывать - это есть гадость.

потому и считали справедливым.
Я считаю справедливым наказывать тех, кто нажрался и ушёл в самоход. А превентивно наказывать всех - это не справедливость.

Но почему-то все его боялись, уважали и моментально выполняли все его приказы.
Я думаю, его просто боялись. Но в случае войны страх коллективных наказаний быстро выветривается перед более сильным страхом.

А коллектвные наказания бывают весьма полезны для достижения определённых целей. Потому что несправедливо наказанные остальные дадут хорошенько просраться тому одному, из-за которого весь сыр-бор. Между собой-то все знают, кто что и как.
Проблема в том, что уровень наказания не может превышать некого предела. И если этот предел достигнут, то полностью пропадает смысл соблюдать дисциплину; и смысл этот пропадает даже у тех, кто в принципе не склонен нарушать. Более того: у солдат появляется желание нагадить наказывающему так, чтобы он был загружен проблемами и не мог гадит подчинённым. Например, устроить пожар, после которого все командиры получат хорошие пистоны, и скорее всего будут перемещены на др.места службы.

PS: А почему бы не дать солдатам возможность сходить в увольнение и нажраться? Почему солдата рассматривают как раба?
Только сначала ответьте на такой вопрос: Вы в армии кем служили? Рядовым, офицером-двухгодичником (обычно после института) или кадровым офицером?
Курсант артиллерийской учебки (Черновцы), потом младший сержант (сначала та же учебка, потом танковый полк - Староконстантинов).
Ну, совсем уж подробно было и не обязательно - срочная служба в мирное время, понятно.

Изложу сразу свою точку зрения - будет по существу.

Цель призыва в армию в мирное время: научить молодых парней после школы основным навыкам военного дела по разным воинским специальностям, отработать взаимодействие и умение работать в воинских коллективах. После обучения вернуть призывников домой ЖИВЫМИ, ЗДОРОВЫМИ И НЕВРЕДИМЫМИ.

С гражданки приходят разные мальчишки - каждый со своими амбициями, со своими представлениями о жизни, со своими понятиями. Сделать из этого гражданского сброда воинский коллектив и вложить в мозги этих ребят, что в армии нет никакого "я", а есть только "мы" - вот это и есть первая и основная задача. Как танкист или артиллерист, Вы прекрасно понимаете, что только экипаж или расчёт способен выполнить учебную или боевую задачу. Что толку от остальных самых распрекрасных членов расчёта, если, скажем, наводчик или заряжающий - тормоз? Один тормоз ставит под удар всю работу целого коллектива.

А способы выработки коллективной работы специфичны. Начиная с одинаковой формы и причёски, и распорядком дня, когда строем - на зарядку, строем - на кормёжку, строем и с песней - на плацу, все эти бесконечные поверки и строевые - и кончая уже коллективной работой в учебных классах и на полигонах. Да ещё и соревнование - чей экипаж или расчёт лучше. Соответственно, существует и метод коллективного наказания, когда за действия без особо серьёзных последствий одного мудака отвечает весь коллектив. Это и есть высшая справедливость, специфичная для армии, негласный принцип - один за всех, все за одного. Конечно, надо сказать, что за серьёзные проступки каждый солдат должен нести индивидуальную ответственность - я этого вовсе не отрицаю. Но подчёркиваю, что существуют и коллективные наказания - и всё именно ради высшей цели: сплочению коллектива.

Теперь вернёмся к моим примерам.
=...Лично я не собирался ни нажираться, ни ходить в самоход. Поэтому лишние генеральные уборки я бы воспринимал как намеренное издевательство...=

Совершенно похую, как бы Вы воспринимали действия старшины: армия - это не детский сад, чтобы каждого на горшок водить. Да, забыл сказать - служил я в стройбате. Стройбат во времена СССР был как клоака Советской Армии, туда сливали всех самых негодных: нестроевых с различными медицинскими дефектами - больных, хромых, увечных (вплоть до дебилов и шизиков), условно судимых, замеченных в наркомании, чурок, не понимающих по-русски - короче, полнейший сброд.

Так вот, старшина из своего богатого житейского опыта уже имел случаи, когда народ валил в самоходы и нажирался до потери пульса. А что случается по пьяни - всем известно: потеря контроля, выяснение отношений, драки и разные прочие неприятности. Во время моей службы у нас такой пьяный умудрился засунуть голову под привод траспортёра - пожалуйста, смертельный случай.

А я ещё раз повторю - в мирное время призывник должен вернуться домой живой, здоровый и невредимый. Потому что это не полноценный взрослый и самостоятельный боец-контрактник, живущий на свои деньги, а маменькин сынок, которого забрали на 2 года у родителей сразу после школы, и должны его вернуть этим родителям, и офицеры за это отвечают, прежде всего по человеческим меркам, а потом уже и по служебным. Вот поэтому старшина и устраивал генеральные уборки в субботу и воскресенье после всех положенных мероприятий - фильмов там, концертов и разных прочих положенных культурных штучек. Все солдатики были под рукой и трезвые, что всегда увеличивало шансы на общий благоприятный исход. И похую, что кто-то там был недоволен.

=...Я думаю, его просто боялись...=

А я знаю, что его не только боялись, но и уважали. Опять же, про губу. Можно формально засадить человека - и потом "чёрный список", лишение всех поощрений и отпуска. Если у него была возможность не довести до этого - всегда это делал, но и всегда наказывал другими способами. Ну, кроме тех случаев, когда от дежурного офицера уже скрыть невозможно и рапорт ушёл. И когда родители приезжали к солдатам, всегда выбивал в штабе увольнительные - это было по делу.
И еще:

в языке второй половины 16 - начала 17 века "холоп" означает уже не "раб", а "наемный работник", employee. Уровня от работяги до топ-менеджера. Был целый класс "боевых холопов" - своего рода ландскнехтов. Были даже князья-холопы. См..иссл. С.Н.Тоценко.
Учитывая то, что в случае невыполнения царем народных чаяний, люди вполне могли сами о себе позаботиться (так, инциденты типа "ворвались на Красное крыльцо и сбросили троих бояр и пятерых дьяков на стрелецкие пики" - случались нередко...)
Кинстантин, почитайко между словоблудием вот энто творение http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm
Вот за это большинство народа (кроме антиллихенции) Путина и любит - Ходорковского посадил, губернаторов ругает и заставляет хоть что-то делать, ну а мне Путин нравится за то что Березовского с Гусинским за можай загнал и чеченских главных террористов всех замочил.
только вот при этом ни у кого не приходит в голову "сакрализировать" Путина. Современные выборные процедуры совсем не на том основаны.
Страну строить - это не зуботычины раздавать. Народ так и будет сидеть в нищете и радостно смотреть, как "царь" "бояр" наказывает. А потом "царь" и "бояре" пойдут вместе в укромное место, подальше от любопытных глаз, закатят пирушку да будут вместе посмеиваться над простецами, перед которыми "спектаклю" разыграли.

А почему инфляция в стране растёт, народ не хочет задумываться, только "антиллихенция" об этом беспокоится, да и то не вся.

Anonymous

March 26 2010, 05:43:51 UTC 9 years ago

Автор, кстати, имеет блог в ЖЖ:

http://urukhaj.livejournal.com/
Автор, кстати, имеет блог в ЖЖ:

http://urukhaj.livejournal.com/
Простите, я не совсем понял интонацию... разве это какое-то открытие? По-моему, это по умолчанию понятно. Собственно, пресловутый "культ личности" - точнее, его составляющая в низах населения, *культурную прислугу* я не беру, та как раз сакрализацией занималась - был репликой именно этого отношения.
Не открытие, но очень уж выпукло всё видно, до деталек.

Deleted comment

Я о том и говорю: причина особой популярности Ивана Грозного/Петра/Сталина в том, что они могли КАЖДОГО ОТПИЗДИТЬ

Это называется "равенство всех перед законом". А при абсолютизме "закон"="монарх".
Для комплиментарности очень неплохо сюда добавить и отношение "сильненьких" к царской валсти. Отношение тоже... весьма любопытное и в традиционную "гнилую капусту" совершенно не вписывающееся. Собственно, развивающаяся Россия от распадающейся РФ отличается не правителями и не народом, а "сильненькими" и их отношением к царю, к стране и к народу.

Deleted comment

Женщины, вообще-то, с просьбами к царице ходили. К Анастасии Романовой.
Очень хороший пост. Вижу ты вошел в тему... Еще Дружинина почитай, тоже очень интересно...

Кстати, сам Лукин вообще представляет собой очень интересный феномен. Пишет талантливые и хорошо фундированные исторические работы, но, при этом, если смотреть на него как на жжюзера, как-то болезненно зафиксирован на теме патриотизма и ненависти к "совкам-патриотам". Причем зафиксирован примерно так, как некоторые атеисты фиксируются на Боге. Их "Бог мучит". Вот человека явно так же мучит патриотизм. Ты у него и про себя много интересного прочтешь...

"русский народный монархизм"

Не знаю, где это понятие описано так, как здесь описано.

О достоинстве русского человека как монархиста прекрасно писал Иван Солоневич в книге, которая так и называется "Народная монархия". И никакой кислой капусты.
а Вам, любителю пугать русских исконными "сапогом и плеткой", это что только сейчас открылось? О-ооооооо ....
>и особенно с исторические романы на русскую тему, хочется волком выть – такой гнилой капустой несёт

Ох.
И что мне теперь делать? Для меня первые, так сказать, семена национализма выросли из исторических романов на русскую тему (и отчасти фильмов - но фильмов в меньшей степени). Для моего "наивного" сознания "исторические русские" - это именно русские "Анны Ярославны", "Зорей над Русью", "Князя Серебряного", "Федора Волкова" и так далее. Сильные, гордые, яркие, талантливые люди. Нелегкая и небезопасная, но очень красивая и интересная жизнь.
Где там "гнилая капуста"? И что мне теперь с этим делать?

Вот ты написал это в первой строчке - и все, дальше уже читать невозможно.
Зачем?
Аналогично. И эти люди не "народные монархисты", как это понимает Солоневич. Ни разу.
Князь Серебряный - обиженный? Он хотел, чтобы царь его "крышевал"? Мне показалось, что Федька Басманов...
Но в "Князе Серебряном" главгерой - человек с интеллектом буквально на грани прожиточного минимума (даже сам Толстой в свое время с сожалением писал, что Серебряный у него вышел чем-то вроде Митьки), жизненная стратегия его в любых условиях, кроме идеальных (а где они есть, идеальные-то?), самоубийственна и даже в тексте заканчивается закономерным финалом. Главгероиня - несколько умнее, но зато с жизненной стратегией все еще хуже. У обоих стоит жесткий блок на любые действия, хоть как-то обращенные к личной пользе (выгоде, счастью и т.д.), причем для них даже неважно, причинят ли эти действия ущерб третьим лицам или нет. Кому было бы хуже, выйди овдовевшая героиня замуж за героя? Но нет. Описаны, в общем, люди, целенаправленно убивающиеся об эту жизнь под лозунгом "Если этот мир так плох, то я не желаю в нем жить и прям щас немедленно помру, и пусть вам всем станет стыдно!"
Оно бы ничего для романтических героев, но лично я не очень понимаю, какую позитивную программу можно извлечь из таких примеров.
"Зори над Русью" -- первая самостоятельно прочитанная книжка :-))
О-о, встретились родственные души!
хорошая книжка
Пикуль сюда же.
это нужно не понимать , а чувствовать.
Это- по русски.
А если Вам не понять , значит-чьё то влияние...
Может неугомонных близких;) ?

Всё верно описано , ибо и сейчас народ(русский)-такой же.
Или у Вас какой то другой народ думается под словом русский?
"Итак:

1) Нам необходима законно наследственная, нравственно и юридически бесспорная единоличная монархическая власть, достаточно сильная и независимая для того, чтобы:

а) стоять над интересами и борьбой партий, слоев, профессий, областей и групп;

б) в решительные моменты истории страны иметь окончательно решающий голос и право самой определить наличие этого момента."

Белорусский крестьянин еще в начале прошлого века прекрансно понимал, что главная функция царя - это именно "КРЫШЕВАНИЕ" народа от _любых_ социальных групп.

Ну, и далее много прекрасного о том, что бывает, когда по каким-то причинам царь этой функции не выполняет.

Ценность этого сочинения в том, что его написал не профессор и не дворянин-литератор, а талантливый человек из народа, которому были абсолютно чужды как платоны каратаевы, так и обломовы, то есть все дворянские и ученые мифы о русском народе.
Если народ сам себя от "социальных групп" крышевать не в состоянии, монарх не поможет. Или король Норвегии крышует норвежских рыбаков от норвежских олигархов?
Не было в России бОльших монархистов, чем донские казаки. Делайте выводы сами...
Не вполне понял Вашу мысль. "Донские казаки" - это эталон? По мне так это "чеченская милиция".
казаки вообще эталон.
Эталон тонтон-макутов? Пожалуй.
эталон пограничной дружины пахарей, -
исконно русский тип, обитатели марки.
Степан Разин - пограничный пахарь? Заруцкий?
еще не пахари, но пограничники.

дикая дружина.
без князя.

у Пугачева, который еще не ворон,
но вороненок, уже стремление к
обретению князя, потерявшегося
в Санкт-Петербурге.
"Дикая дружина" на современном языке называется "банда". Каковой и были казаки до 18 века. Потом , да, постепенно становились пахарями. Но уже не пограничниками. Для примера- атаман Платов какую границу охранял? Лучший период в истории казачества, кстати. А потом казаки стали чем-то вроде ОМОНа, или, как я указал выше- "чеченской милиции". Во всяком случае, именно такими видело их русское простонародье. Конечно, среди казаков было немало и достойных, честных людей. Что не отменяет.
"Сакрализация" какая-никакая все-таки была. Та же формула соборной клятвы 1613 г. звучит так "Послал Господь Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты вопияху, что быти... Государем, Царем и Великим Князем всея Русии Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу." Т.е сакрализировалась не сама фигура царя, а его право на управление, "суд вершить". Быть земным богом он конечно не мог по понятным причинам.
Позволю себе дать совет всем измученным гнилой капустой.
Средство чУдное есть.
Читайте перед обедом советских газет.
Читайте чаще. Читайте внимательнее.
И советских школьных учебников перечитывайте.
Именно все сюжеты эти там и изложены.
И про демократизм и борьбу за свою свободу народа русского. И про его монархические заблуждения. И про освобождение от таковых. Все.
И вам станет лучше, увидите!
И в тысячу первый раз с изумлением убедитесь, что Гоголь-то прав.
"Коли нужно чорта - так и ступвй к чорту."
А коли нужно правды - так и читай "Правду".
С коммунистическим приветом!
А.Г. Кузьмина еще как-нибудь на досуге почитайте!
а почему именно Павел Владимирович Лукин привлек Ваше внимание?

Вы же недавно, в прошлом году, с его отцом встречались в его общественной приемной?
Да "книжку дали".
Эх читаешь и чувствуешь себя чужим на этом празднике жизни. Нельзя ли выходные данные источника дать? Тоже почитать хочется.
В экологии известен самый эффектный метод стабилизации системы «хищник—жертва». Над хищником надо поставить еще одного хищника или паразита. Тогда активность первого хищника резко падает. Не этот ли эффект интуитивно чувствовали народные массы, практически всегда приветствуя приход тирании на смену олигархии, первыми жертвами которой становились именно олигархи? Это внутреннее чувство своей прямой выгоды и лежит в основе любых верноподданнических народных устремлений в ситуациях, пока государство остается прежде всего людоедом, а не защитником.
Собственно, я вижу всего лишь замену одной тухлой капусты на другую. Вы изобразили народ, категорически неспособный к самоорганизации ради защиты своих прав от наезда со стороны "сильненьких" и потому вынужденный обращаться к Царю.
Сакрализация монарха - это вообще для Европы характерно, а не для России.
Таки да. До конца XVIII века монарх был не "первым среди равных", как представляется доморощенным либералам, а вполне сакральной фигурой, исцеляющей золотушных детей наложением рук и воплощающей здоровье и могущество государства. Полно есть французских работ про "сакральное королевское тело".

Любители попинать современников Ивана Грозного за раболепие почему-то забывают проделать ту же процедуру над двором Людовика XIV (да, в общем-то, и его предков, начиная где-то с Франциска I).
Возможно, именно поэтому Киевская Русь накрылась медным тазом, а Франция - нет.
Вообще-то старый порядок во Франции в 1789 году тоже конкретно так накрылся, с сотнями тысяч трупов. Такие дела.

Всё хорошее когда-нибудь заканчивается =).
Я немного другое имел ввиду. Просто примерно в одно и то же время в общих чертах похожий процесс идет и там, и там. И Киевскую Русь он убивает, а Францию нет.
А кроме того меня не перестает удивлять, что эту ерунду про божественность царской власти мне расказывают студенты. Конечно, пытаюсь им что-то объяснить, но, боюсь, вбитое по шляпку где-то раньше мне за несколько занятий не вытащить.
Потому что есть Высшее предназначение.
Так должно быть у русских, хотя индивидуумам это кажется неприятным.
Особенно если душу тронула ржа либерализма.
Проблемы начинаются тогда, когда кто-то берётся указывать нам наше высшее предназначение, которое сводится к выполнению приказов этого человека. Недавно нам говорили, что высшее предназначение русского народа - построить коммунизм.
У меня слова "Высшее предназначение" написаны с большой буквы, а у Вас - с маленькой.
Так что намерение указывать что-то русскому народу присуще, по-видимому, Вам, а не мне.
Так что же нам следует делать?
В данном случае заглавная буква несущественна. Вопрос в том, что кто-то берётся указывать русскому народу, в чём его предназначение. И потом старается запретить критику этого предназначения.
Раз я написал заглавную букву, значит она существенна, молодой человек. Она означает, что Господь, возможно, выделяет русский народ среди пестрой толпы всяких там голландцев или перуанцев.
Не надо опускать русский народ!
Господь выделяет отдельных людей, а не народы целиком. Ибо слишком много говна в любом народе. :(
Удивительно, что кто-то всего этого до сих пор не понимает.

А ведь таких много.